Реферат по предмету "Мировая экономика"


Государственное регулирование экономического роста его сущность и особенности в Республике Беларусь

--PAGE_BREAK--Согласно принципу акселератора, любой рост (сокращение) дохода вызывает рост (сокращение) капитало­вложений, пропорциональный изменению дохода:
It=v(Yt-Yt-1)                                      (1.3)
где v – акселератор [12, с.192].
Предприниматели планируют объем собственного произ­водства, исходя из ситуации, сложившейся в экономике в предшествующий период: если их прошлые прогнозы относи­тельно спроса оказались верными и спрос полностью уравно­весил предложение, то в данном периоде предприниматели оставят темпы роста объема выпуска неизменными; если спрос в экономике был выше предложения, они увеличат тем­пы расширения производства; если предложение превышало спрос в предшествующем периоде, они снизят темпы роста. Формализовать это можно следующим образом:
(Yt-Yt-1)/Yt-1=а(Yt-1-Yt-2)/ Yt-2                       (1.4)
где а=1, если спрос в предшествующем периоде (t-1) был ра­вен предложению; а>1, если спрос превысил предложение и а
Yt=Yt-1 {а (Yt-1-Yt-2)/ Yt-2+1}                       (1.5)
Для определения совокупного спроса используется модель акселератора (а также условие равенства I=S):
Yt=It/s=v(Yt-Yt-1)/s                         (1.6)
Равновесный экономический рост предлагает равенство совокупного спроса и предложения:
v(Yt-Yt-1)/s=Yt-1{а(Yt-1-Yt-2)/Yt-2+1}              (1.7)
После небольшого преобразования получим:
v/s{(Yt-Yt-1)/(Yt-1)}=а{(Yt-1-Yt-2)/Yt-2}+1       (1.8)
Предположим, что в предшествующем периоде спрос был равен предложению, т.е. а=1. Тогда, в соответствии с приня­тыми условиями поведения, предприниматели и в текущем периоде сохранят темпы роста производства такими же, как и в предшествующем периоде, т.е.
(Yt-Yt-1)/Yt-1=(Yt-1-Yt-2)/Yt-2=ΔYt/Yt-1                   (1.9)
Тогда предыдущее выражение можно представить сле­дующим образом:
v/s (ΔYt/ Yt-1)= (ΔYt/ Yt-1) +1                           (1.10)
отсюда равновесный темп прироста объёма выпуска составит:
ΔY/ Yt-1=s/(v-s)                               (1.11)
Харрод назвал выражение s/(v-s) «гарантированным» темпом роста: поддерживая его, предприниматели будут полностью удовле­творены своими решениями, поскольку спрос будет равен предложению и их ожидания будут сбываться [3, с.56]. Такой темп рос­та обеспечивает полное использование производственных мощностей (капитала), но полная занятость при этом не все­гда достигается.
Анализ соотношений между гарантированным и фактиче­ским темпами роста позволил сделать следующий вывод: если фактически запланированный предпринимателями темп роста предложения отличается от гарантированного темпа роста (превышает или не достигает его), то система постепенно от­даляется от состояния равновесия.
Часто обе модели объединяют в одну модель Харрода-Домара. Обе модели приводят к выводу, что при данных технических условиях производства темп экономического роста определяется величиной предельной склонности к сбережению, а динамическое равновесие может существовать в условиях неполной занятости. Ограниченность данных моделей задана уже предпосылками их анализа. Например, используемая в них производственная функция Леонтьева характеризуется отсутствием взаимозаменяемости факторов производства – труда и капитала, что в современных условиях не всегда соответствует действительности [13, с.79]. Модели Домара и Харрода неплохо описывали реальные процессы экономического роста 1920-1950-х гг., но для более поздних наблюдений (1950-е – 1970-е гг.) наиболее успешно использовалась неоклассическая модель Р. Солоу.
1.3.2. Неоклассическая модель роста Р. Солоу Неоклассические модели роста преодолевали ряд ограни­чений кейнсианских моделей и позволяли более точно описать особенности макроэкономических процессов. Р.Солоу показал, что нестабильность динамического рав­новесия в кейнсианских моделях была следствием невзаимозаменяемости факторов производства. Вместо функции Леонтьева он использовал в своей модели производственную функ­цию Кобба-Дугласа, в которой труд и капитал являются суб­ститутами. Другими предпосылками анализа в модели Солоу являются: убывающая предельная производительность капита­ла, постоянная отдача от масштаба, постоянная норма выбы­тия, отсутствие инвестиционных лагов.
Взаимозаменяемость факторов (изменение капиталово­оруженности) объясняется не только технологическими усло­виями, но и неоклассической предпосылкой о совершенной конкуренции на рынках факторов.
Необходимым условием равновесия экономической сис­темы является равенство совокупного спроса и предложения. Предложение описывается производственной функцией с по­стоянной отдачей от масштаба.
Совокупный спрос в модели Солоу определяется инвестициями и потреблением. Доход делится между потреблением и сбережениями в соответствии с нормой сбережения. В условиях равновесия инвестиции равны сбережениям и пропорциональны доходу. Производственная функция определяет предложение на рынке товаров, а накопление капитала – спрос на произведенный продукт. Динамика объёма выпуска зависит от объёма капитала. Объём капитала меняется под воздействием инвестиций и выбытия: инвестиции увеличивают запас капитала, выбытие – уменьшает. Инвестиции зависят от фондовооруженности и нормы накопления, что следует из условия равенства спроса и предложения в экономике. Норма накопления определяет деление продукта на инвестиции и потребление. Она непосредственно влияет на устойчивый уровень фондовооруженности.
Чем выше норма сбережения (накопления), тем более высокий уровень выпуска и запаса капитала может быть достигнут в состоянии устойчивого равновесия. Однако повышение нормы накопления ведёт к ускорению экономического роста в краткосрочном периоде, до тех пор, пока экономика не достигнет точки нового устойчивого равновесия.
Для дальнейшего развития модели Солоу поочередно снимаются две предпосылки: неизменность численности населения и его занятой части (их динамика предполагается одинаковой) и отсутствие технического прогресса. Рост населения аналогично выбытию снижает фондовооруженность, хотя и по-другому – не через уменьшение наличного запаса капитала, а путем распределения его между возросшим числом занятых. Учет в модели Солоу технологического прогресса видоизменяет исходную производственную функцию. Предполагается трудосберегающая форма технологического прогресса, т.е. технологический прогресс осуществляется путем роста эффективности труда с постоянным темпом. Рост эффективности труда в данном случае аналогичен по результатам росту численности занятых [5, с.205].
Таким образом в модели Солоу найдено объяснение меха­низма непрерывного экономического роста в режиме равнове­сия при полной занятости ресурсов. Как известно, в кейнсианских моделях норма сбережения задавалась экзогенно и определяла величину равновесного темпа роста дохода. В неоклассической модели Солоу при лю­бой норме сбережения рыночная экономика стремится к соот­ветствующему устойчивому уровню фондовооруженности и сбалансированному росту, когда доход и капитал растут с темпом. Величина нормы сбережения (накопления) яв­ляется объектом экономической политики и важна при оценке различных программ экономического роста [12, с.145].
Представленная модель не свободна и от недостатков. Модель анализирует состояния устойчивого равновесия, дос­тигаемые в длительной перспективе, тогда как для экономиче­ской политики важна и краткосрочная динамика производства и уровня жизни. Многие экзогенные переменные модели Солоу было бы предпочтительнее определять внутри модели, поскольку они тесно связаны с другими ее парамет­рами и могут видоизменять конечный результат. Модель не включает также целый ряд ограничителей роста, существенных в современных условиях – ресурсных, экологических, соци­альных. Используемая в модели функция Кобба-Дугласа, опи­сывая лишь определенный тип взаимодействия факторов про­изводства, не всегда отражает реальную ситуацию в экономи­ке. Эти и другие недостатки пытаются преодолеть современ­ные теории экономического роста [18, с.98].
Сторонники концепции «экономики предложения» полага­ют, что увеличение темпов роста при полной занятости воз­можно прежде всего путём сокращения регулирующего вмеша­тельства извне в рыночную систему.
1.3.3. Теория нулевого экономического роста Одной из проблем, выдвинутых в начале 1970-х гг., стала проблема негативных последствий быстрого роста, связанного с вовлечением и переработкой все большего количества сырьевых ресурсов. Сырье и топливо становятся дефицитными, в то время как потребности населения в них непрерывно растут. Исходя из этого противоречия, группа исследователей под руководством Денниса и Донеллы Медоуз сделала парадоксальный вывод об опасности «глобальной катастрофы». Ресурсы истощаются, и фаза роста должна закончиться в ближайшие 100 лет [20, с.178].
При существующих тенденциях роста человечество подойдет к определенному «пределу», за которым ему грозит катастрофа – разрушение городов, истощение ресурсов, природные катаклизмы.
В докладе Денниса Медоуза говорится об опасностях технического прогресса и экономического роста. Обращается внимание на усиливающееся загрязнение окружающей среды, негативные последствия промышленного шума, увеличивающийся год от года выброс вредных веществ, ухудшение среды проживания в городах, гибель и исчезновение животных, сокращение запасов рыбы, высыхание рек и озер, сокращение источников чистой воды. Не решена проблема утилизации промышленных и бытовых отходов. По мере увеличения производства товаров и услуг происходит ухудшение качества жизни.
Недостаток доклада Д. Медоуза – отсутствие в нем позитивных предложений и рекомендаций. Между тем необходимо наметить пути, средства преодоления существующих противоречий, устранения опасностей. Специалисты сходятся на том, что нужны разные подходы к решению проблемы экономического роста в различных странах и регионах. Следует ввести ограничения (например, в виде законов, налогов) на использование природных ресурсов, загрязнение среды. Назрело время шире использовать возможности современной технологии (регенерацию ресурсов, разработку глубоких залежей ископаемых, их более полное извлечение и использование, снижение потерь и т.д.) [17, с.67].
Со сторонниками концепции «нулевого роста» полемизируют другие специалисты и исследователи. Они приходят к выводу, что надо изменить тенденции роста. Сам экономический рост следует рассматривать как условие или предпосылку смягчения противоречия между растущими потребностями и ограниченными ресурсами. Очевидно, что самые острые и неотложные проблемы социального развития невозможно решить без расширения производства товаров и услуг.
Назрела необходимость переосмыслить прежние представления о существе и содержании «привычных» категорий, таких как, например, общественные затраты, ценность, товар. Стоимость товара теперь некорректно определять величиной трудовых затрат на отдельно предприятии. Известных теоретик и историк экономической мысли Ю. Ольсевич отмечает, что «произошло коренное изменение самих затрат. Ключевую роль заняли не «пропорциональные», а общие «накладные» затраты общества – на инфрасистемы, науку, образование, здравоохранение и т.д. То, что ранее рассматривалось как вычет их стоимости, создаваемой совокупным рабочим фабрики, ныне превратилось в важнейший элемент общественных затрат, образующих стоимость товара. В эти затраты входит не только живой общественный труд совокупного рабочего инфраиндустрии, но и расход природных ресурсов как фактора, определяющего состояние здоровья и энергии трудящихся и будущий потенциал производительности труда» [6, с.134].
Германский экономист и политик Эдуард Пестель в книге «За пределами роста» и выводах из нее, включенных в доклад «Римскому клубу», писал, что нужно изменить подходы к проблеме экономического роста. Иными словами, следует четко определить цели и задачи «ограниченного роста» и разработать средства их достижения. Ведущую роль в решении проблемы должны сыграть развитые страны. Вполне очевидно, что будущее общество не может не быть индустриальным, потому что потребности в продуктах производства все время растут в количественном и в качественном отношении. А технический прогресс позволяет получать больше с меньшими затратами – все меньше людей будет занять в производстве, уменьшатся затраты энергии и традиционных минеральных ресурсов. «Современная технология все тверже опирается на науку и, как и сама наука, может принести неоценимую пользу развитым и развивающимся странам. Она позволяет отказаться от однозначных решений, предоставляя на выбор наиболее выгодные в том или ином социально-экономическом и культурном контексте, учитывая традиции, потребности, опыт и силу разных стран» [6, с.135].

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 2.1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА, ЕГО МЕТОДЫ И ФОРМЫ Сущность государственного регулирования экономики заключается в целенаправленной деятельности государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе [9, с.13].
К основным функциям государства в современной рыночной экономике относятся:
Þ   создание правовой основы функционирования рыночного механизма;
Þ   организация денежного обращения;
Þ   поддержание конкурентных начал в экономике, демонополизация производства;
Þ   управление нерыночным сектором хозяйства (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение, образование, фундаментальная наука и т.д.);
Þ   стабилизация экономики, преодоление кризисных явлений, безработицы и инфляции;
Þ   обеспечение социальной защиты и социальных гарантий членам общества [8, с.57].
Если сгруппировать все функции государства по двум группам, то мы обнаружим две основные цели, которые преследует государственное регулирование: это обеспечение функционирования рыночной системы и усиление, развитие самой экономической системы. В то время как при конкретном выборе пути развития национальной экономики первая цель может и не преследоваться (например, командная экономика), укрепление экономических позиций государства на мировом рынке рассматривается всеми правительствами как первостепенная цель в области государственного регулирования. В свою очередь, эта цель является первоочередной при стремлении государства к экономическому росту.
Воздействие государства на рыночный механизм обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических. При этом приоритет в рыночной экономике принадлежит косвенным методам воздействия, не разрущающим систему рыночных отношений и не противоречащим им.
Прямое регулирование рынка проявляется, прежде всего, в законодательной деятельности государства, а также в расширении государственных заказов, государственных закупок и развития госсектора в экономике.
Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики [8, с.57].
Политика стабилизации направлена на сглаживание циклических колебаний. В фазе кризиса все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности, а в фазе подъема – на ее сдерживание. В области налогово-бюджетной политики это означает: увеличение государственных расходов, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции в фазе кризиса и обратные мероприятия в условиях экономического подъема.
Инструменты кредитно-денежной политики включают: уровень процентных ставок по ссудам, размеры кредитных ресурсов банка. В период экономического кризиса проводится политика «дешевых денег», когда снижаются процентные ставки и увеличиваются кредитные ресурсы банков. в период экономического роста, наоборот, проводится политика «дорогих денег»: повышается уровень процентной ставки, сокращаются кредитные ресурсы [8, с.57].
В современных условиях практически в любой стране, с любой моделью экономики существует объективная необходимость государственного регулирования общественного производства и социальных процессов за счет и в интересах всего общества. Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции [1, с.159].
В противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей [17, с.134].
Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.
2.2. СИСТЕМА ИНДИКАТОРОВ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Объективно для экономического роста в Республике Беларусь есть факторы, которые привлекают инвесторов, а именно – природно-ресурсные, трудовые и производственные. Однако, наряду с этими факторами существуют факторы, которые могут ограничивать этот рост, например, экологические. Это очень важно как с точки зрения внутренних позиций страны, так и международной – вступление в ВТО, международная сертификация.
В этой связи очень актуальным является количественное измерение соотношения количества и качества экономического роста. Для этих целей можно использовать систему индикаторов качества экономического роста или привычнее их называть индикаторами устойчивого развития. Индикаторы устойчивого развития – это показатели, которые характеризуют изменение состояние экономики, социальной сферы и окружающей среды во времени. Индикаторы дают количественную и качественную характеристику проблемы и позволяют сделать оценку ситуации, отметить ее изменение. Под устойчивым развитием мы понимаем такое развитие, при котором не истощается природно-ресурсный потенциал, приумножается физический капитал и их достаточно для развития роста как нынешнего, так и будущих поколений.
В настоящее время в Республике Беларусь на основе российского аналога разрабатывают систему индикаторов устойчивого развития (ИУР). Много работ в последнее время посвящено разработке и расчету индикаторов в основном для оценки социально-экономического уровня развития регионов и для сравнения последних между собой. Чаще всего это набор индикаторов с выделением ключевых, дополнительных и специфических. В каждом отдельном случае набор индикаторов зависит от того, для каких целей и задач он может быть использован. В Беларуси перед разработчиками была поставлена задача разработать систему индикаторов, которая может быть использована как для оценки текущих итогов, так и для оценки качества экономического роста. В процессе работы рабочей группы были отобраны более 80 индикаторов, которые были разделены на три группы – экономические, экологические и социальные. Основными среди экономических стали индикаторы, показывающие изменение ВНП, объемы инвестиций, рост производства продукции в отраслях специализации и др. Экологические индикаторы отражают размер антропогенной нагрузки на окружающую среду (выбросы, сбросы, образование отходов). Социальные представлены демографическими индикаторами (численность населения, естественный баланс, продолжительность жизни), индикаторами уровня доходов и бедности, а также индикаторами состояния общественного здоровья. Основными критериями отбора являются: комплексность (отражение различных аспектов: экологических, социальных, экономических); простота понимания неспециалистами и однозначная интерпретация для лиц, принимающих решения; количественное изображение; опора на имеющуюся систему статистики; возможность оценивать во временной динамике [14].
Заинтересованные в разработке ИУР отделы Министерства экономики РБ определили области применения индикаторов:
Þ         мониторинг, оценка и корректировка областных целевых программ до 2010г. и инновационной стратегии;
Þ         выделение приоритетов при разработке и реализации программ социально-экономического развития Республики Беларусь;
Þ         разработка концепций и программ долгосрочного социально-экономического развития Республики Беларусь;
Þ         разработка программ устойчивого развития территорий;
Þ         отчеты о социально-экономическом развитии страны за отчетный год;
Þ         доклады о состоянии окружающей среды;
Þ         региональные планы действий в области охраны окружающей среды и рационального природопользования [14].
Особый интерес вызвали разработанные системы индикаторов, отражающие качество экономического роста и проблемы использования природных ресурсов. Для оценки качества экономического роста была предложена система индикаторов «проблема – индикатор». Основными проблемами были названы экономический рост, реструктуризация экономики, природоемкость экономики, состояние человеческих ресурсов или здоровье населения и т. д. Набор проблем и индикаторов, их отражающих, может меняться со временем и в зависимости от задач текущего и будущего периодов. Среди всех групп индикаторов были отобраны основные, которые показывают качество экономического роста. Для Республики Беларусь это следующие индикаторы:
Þ         душевой доход;
Þ         структура или качество инвестиций;
Þ         производство основных видов продукции;
Þ         развитие малого бизнеса;
Þ         объемы загрязнений и площади нарушенных земель;
Þ         уровень бедности;
Þ         затраты на природоохранные мероприятия;
Þ         состояние общественного здоровья и др. [14]
Для разработки региональных планов действий по охране окружающей среды и рационального природопользования была предложена система индикаторов «тема – подтема – индикатор». Она показывает качество использования природно-ресурсного потенциала. По всем средам – атмосфера, гидросфера, земля и др. – были предложены наборы индикаторов, отражающие состояние природных ресурсов в связи с усилившейся антропогенной нагрузкой на территорию. Эта система индикаторов призвана показать ограничения экономического развития со стороны истощения природного капитала [14].
Высокий экономический рост наблюдался в Беларуси в прошлом году. Это признали эксперты Международного валютного фонда. В 2005 году ВВП Республики Беларусь составил более 63 трлн. руб., показав меньший рост по сравнению с 2004 г. – 9,2% (см. табл. 2.1). При этом ИПЦ составил 108%, индекс цен производителей промышленной продукции вырос на 10%. Реальные денежные доходы населения в соответствии с данными Минстата в 2005 г. выросли по сравнению с предыдущим годом на 16,1%, что тем не менее, не отразилось на соответствующем увеличении совокупного спроса внутри страны – замедлившийся рост производства промышленной продукции, потребительских товаров, продукции сельского хозяйства свидетельствует скорее об увеличившихся накоплениях, что, в свою очередь отразилось на росте инвестиций в основной капитал (здесь рост составил 2 процентных пункта – 123% в 2005 г. против 121% в 2004 г.).
По мнению экспертов МВФ, рост обусловлен благоприятными внешними условиями и экономической политикой Беларуси. МВФ уже изменил прогнозные показатели относительно развития страны в этом году. Так, прогнозируемый уровень инфляции снижен с почти 17,5% до 12%, а рост валового внутреннего продукта предполагается на уровне 7% вместо 5,5%. Таким образом, прогнозы МВФ и белорусского правительства стали существенно ближе. По мнению специалистов МВФ, сохранить положительную динамику до конца года позволит прекращение финансирования дефицита бюджета со стороны Национального банка, а также включение в состав бюджета инновационных фондов, ранее в него не входивших [21].
Основным фактором экономического роста стало увеличение инвестиций в основной капитал на 23,2%. Успешному экономическому развитию страны способствовало и динамичное продвижение товаров и услуг на внешние рынки. К важнейшим результатам прошедшего года можно отнести существенное замедление инфляционных процессов, что наряду с динамичным развитием экономики позволило обеспечить опережающий рост реальных денежных доходов населения и реальной заработной платы. Так, например, реальные денежные доходы населения, которые являются индикатором повышения уровня жизни населения страны, возросли на 16,1%. Одновременно рост доходов стал одним из основных внутренних факторов экономического роста [7].
Таблица 2.1. Основные социально-экономические показатели развития
Республики Беларусь за 2000-2005 годы.
 Источник: [16].
Нельзя не признать, что стихийно найденная белорусская модель государственного капитализма, оказалась достаточно эффективной в период восстановления экономики. Особенно на фоне исключительно благоприятных внешних условий: резкий рост цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке в последние 4-5 лет, включая продукты белорусской нефтехимии; рост потребления в России, получившей стабильный приток нефтедолларов, и предъявившего спрос на белорусскую продукцию производственного и потребительского назначения; длительные энергетические «дотации» белорусской экономике со стороны России, позволившей последней нарастить производство без его существенной модернизации [10].
Однако «экономическая мудрость» современной экономической политики государства в ближайшем будущем представляется неперспективной – в первую очередь это может выразиться не только в политической, но и в экономической изоляции Республики Беларусь: это, во-первых, выборочное ограничение белорусского экспорта в ЕС и США (нефти и нефтепродуктов, калийных удобрений, черных металлов, продукции деревообработки и строительных материалов), а также импорта из них высокотехнологического оборудования и, во-вторых, фактическое блокирование всех переговоров по вступлению Беларуси в ВТО путем выдвижения заведомо неприемлемых условий.
Как уже было отмечено выше, последнее пятилетие и особенно последние три года – 2003-2005 гг. – были крайне удачными для белорусской экономики во внешнеэкономическом плане. Это позволило значительно повысить реальные денежные доходы населения за этот период: примерно на 38,5% или в среднем по 11,6% ежегодно. Рост денежных доходов заметно увеличил внутреннее потребление товаров и услуг. Товарооборот внутреннего розничного рынка за три года вырос почти на 48% или в среднем по 14% в год. И это при том, что темпы роста только рублевых денежных сбережений населения в белорусских банках были еще выше – в 5,1 раза. Можно также констатировать определенное нарастание ежегодных темпов жилищного строительства – примерно на треть в 2005 г. по сравнению с 2002 г. Можно приводить еще много других статистических данных, подтверждающих рост денежных доходов и потребления товаров и услуг белорусским населением в последнее пятилетие. Собственно, без статистики невооруженным глазом можно заметить нарастание автомобильных пробок в крупных городах и не пустующие рестораны в вечернее время [10].
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка основных разделов плана социально-экономического развития швейной фабрики Эллис
Реферат Особенности налогообложения стаховых компаний
Реферат Оцінка ефективності інвестицій
Реферат Платежные системы
Реферат Податок з доходів фізичних осіб
Реферат Особенности национального бюджета РФ на 2006 год
Реферат Налоговый контроль организаций
Реферат Європейський вимір освіти актуальність змісту освіти для європейського виміру України
Реферат Определение территории Российской Федерации для налогообложения
Реферат Особенности корпоративных финансов
Реферат Основы денежного обращения
Реферат Организация бюджетного процесса на местном уровне
Реферат Оценка основных фондов и налоги
Реферат Чи захищені права честь та гідність біженців і осіб які шукають притулок в Україні
Реферат Теория обучения на неродном языке: состояние и перспективы