Реферат по предмету "Банковское дело"


Развитие российского рынка IPO

Содержание
Введение
1. Общие сведения о рынке IPO
1.1 IPO для предприятий. Преимущества IPO для российских предприятий
1.2 Проблема выбора биржиотечественными предприятиями для проведения IPO
1.3 Подбор партнеров по IPO, способы размещения акций иподготовка к первичному размещению
1.4 Выход компании на биржу
1.5 Работа с инвесторами после размещения
2. История развития российского IPO с момента первичныхразмещений
3. Подведение итогов развития российского IPO
4. Мировой кризис и рынок IPO
Заключение
Библиография
Введение
В процессе своего жизненного цикла предприятие сталкивается сомногими трудностями. Основная из них, на мой взгляд — где взять достаточное количестводенежных ресурсов для своего развития. Ведь чтобы не стоять на месте и не«гнить» предприятие должно развиваться, а для этого нужны определенныекапиталовложения. Чем больше предприятие, тем большая сумма денег ему нужна. Конечно,первым вариантом для каждого из них является получение кредитов в банке. Но наступаетмомент, когда ни один банк не в силах обеспечить запросы компаний, даже если у неебезупречная кредитная история. Тогда предприятие решает привлечь необходимую емусумму извне. Одним из наиболее эффективных и, главное, дешевых способов для предприятий,особо нуждающихся в крупных активах, на мой взгляд, является привлечение иностранныхинвестиций. И для того чтобы привлечь большее количество иностранных инвесторов,предприятия решают выдвинуть предложение неопределенно широкому кругу лиц с цельюпродать свои акции на специально организованной биржевой площадке. Такое публичноепредложение называется IPO. С точки зрения технологии, сделкив процессе IPO ничем не отличаются от обычных сделок купли-продажи. Это переходправ собственности, но только через публичное предложение на открытом рынке. Изменилисьтехнологии, но мотивы участников остались неизменными — стремление к получению прибыли.За последние лет 500 всплески активности в экономической жизни человечества такили иначе строились вокруг бирж. Приведу лишь несколько примеров:
1531 г. — создание первой фондовой биржи в Антверпене.
1611 г. — открытие старейшей из ныне действующих бирж (Амстердамской).
1773 г. — создание Лондонской фондовой биржи.
1968 г. — создание системы NASDAQ.
1990-х гг. — попытка создания «новой экономики» в США.
Биржа появляется в поле зрения команды, проводящей IPO, практическина финишной прямой, когда определены цели и задачи публичного размещения акций,проведена необходимая аналитическая работа, сформирован круг участников, определенмомент выхода на открытый рынок.
Как больше половины людей в мире не мыслят свою жизнь без кредита,так и любое крупное предприятие, рано или поздно становится участником рынка IPO. Поэтому тема рынка IPO сейчас актуальна, особенно для России, которая сравнительно недавновышла на этот рынок и очень быстро набирала на нем обороты до кризиса мировой экономики2007 года.
Цель моей курсовой работы состоит в изучении рынка IPO и определении на нем места Россиисначала вступления на него и до сегодняшнего момента.
Для выполнения поставленной мной цели я выполнила следующие задачи:
1) воспользовалась материалом, опубликованным в немало известных журналах орынках IPO и определила, что этоза рынок и какие существуют правила вступления на него, и, как следствие, выделилапроблемы, существующие по этому поводу у отечественных предприятий, что изложилав первой главе своей работы.
2) изучение статистической информации и исследований, противоречивые мненияспециалистов, все это помогло мне понять, какое место занимала на данном рынке Россияв период вступления на данный рынок и в период бурного развития деятельности нанем, что показала во второй главе.
3) изучение информации расположенной на специальных сайтах, помогло изучитьдеятельность России на рынке IPO впериод начала кризиса и в настоящее время, а также сравнить ее с деятельностью другихстран, поставить прогнозы на будущее, о чем излагаю в последней главе моей курсовойработы.
Конечно, кризис мировой экономики затормозил развитие рынка IPO во многих странах, не только в России.Инвесторы более тщательно подбирают объекты для капиталовложений, а предприятияждут более удобного случая для размещения своих акций. Но многие начинают понимать,что кризисное состояние конечно, и понемногу возобновляют свою деятельность на данномрынке. Будем надеяться на то, что Россия и отечественные предприятия в скором временине только вернуться к размаху своей деятельности на рынке IPO,но и с успехом будут продолжать свое развитие на нем.
1. Общие сведения о рынке IPO1.1 IPO для предприятий. Преимущества IPO для российских предприятий
Одним из наиболее эффективных способов привлечения иностранныхинвестиций является вывод предприятий на мировой фондовый рынок. На западе размещениеакций на фондовой рынке уже давно является одним из основных инструментов финансированиядальнейшего развития компании. Привлечение финансовых средств в ходе IPO позволяетприобрести компании необходимые для расширения активы которые компания не можеткупить за собственные средства и на приобретения которых считает невыгодным братькредит.
В буквальном переводе с английского IPO (Initial Public Offering)- первоначальное публичное предложение. Обычно этот термин обозначает предложение,которое та или иная компания выдвигает неопределенно широкому кругу инвесторов сцелью продать им свои акции на специально организованной биржевой площадке. Первоероссийское IPO — размещение на бирже акций компании «РБК Информационные Системы»,состоялось 18 апреля 2002 г. Интерес к этому сектору работы на фондовом рынке неослабевает.
IPO открывает путь к более дешевым источникам капитала за счетповышения уровня публичности компании и позволяет снизить стоимость привлеченногофинансирования. Так же IPO способствует оптимизации структуры капитала и получениюболее эффективного доступа к рынкам капитала, в том числе западным, а так же открываетновые возможности для развития бизнеса и консолидации рынка.
Для многих отечественных компаний с иностранным капиталом выходна IPO является приоритетным требованием иностранных акционеров, которые стремятсятаким образом увеличить прибыль и диверсифицировать риски, связанные с продажейсвоих акций.
В силу различных требований к публичным компаниям, таких какраскрытие информации об акционерах, прозрачная структура, высокие темпы роста иуспешная кредитная история, рассматривать IPO как способ привлечения средств могутлишь несколько десятков отечественных компаний из различных отраслей.
К ним относятся уже упомянутые предприятия с долей иностранногокапитала (западные инвесторы изначально вкладывали средства только в быстрорастущийбизнес, где отлаживали процессы в соответствии с западными же требованиями), а такженаиболее прогрессивные отечественные компании, преимущественно сырьевые и телекоммуникационные.Остальным потребуется чуть больше времени, чтобы стать публичной компанией
Преимуществами привлечения инвестиций с помощью выхода на международныйфондовый рынок российских предприятий являются:
1. получение минимум в 3-5 раз более высокой рыночной оценки компании по сравнениюс российской.
2. доступ к фондовому рынку в сотни раз более капиталоёмкому, чем российский,гораздо эффективнее организованному, обладающему значительно более широким набороминструментов и механизмов финансирования, точно отвечающих целям и задачам эмитента,и склонному финансировать даже небольшие по размерам компании.
3. обеспечение повышенной ликвидности акций, недостижимой на российском рынкеценных бумаг, и превращение их за счёт этого в средство платежа: ликвидно торгуясьна престижных зарубежных площадках, акции российской компании могут быть примененыв качестве залога для получения долгового финансирования, использованы вместо денежныхсредств для приобретения других компаний, оплаты консалтинговых услуг, поощрениясреднего и высшего менеджмента. При необходимости владельцы компании могут продаватьих мелкими партиями через биржевые механизмы широкой массе портфельных инвесторов,обеспечивая личные потребности в свободных денежных средствах без потери контролянад бизнесом.
4. акционерное финансирование не создаёт долгового бремени и необходимости выплачиватьпроценты.
5. лучшие условия для сохранения контроля за предприятием: для привлечения определенногообъема средств может потребоваться выпустить в 3-5 раз меньше новых акций, что означаетгораздо меньшее размывание пакета первоначальных владельцев. В результате компанияимеет больше шансов отдать малый пакет своих акций (ниже блокирующего) и при этомпривлечь значительный объем финансирования. Более того, продажа акций на рынке ценныхбумаг означает их реализацию не «в одни руки», а распылённым акционерам,каждый из которых не способен и не стремится сколько-нибудь контролировать бизнескомпании-эмитента.
6. повышение общего статуса, кредитного рейтинга и престижа компании, что позволяетей легче налаживать коммерческие связи и привлекать заёмные средства за рубежом,где эти средства остаются гораздо более дешевыми, чем в России, и предоставляютсяна гораздо более длительные сроки.
7. усиление экономической безопасности владельцев компании, получившей американскийпубличный статус, за счёт перевода в международную плоскость административных, политическихи страновых рисков.
 
1.2 Проблема выбора биржи отечественными предприятиямидля проведения IPO
Отечественные компании осуществляли IPO на двух российских биржах- РТС и ММВБ.
При выборе биржи в первую очередь следует учитывать, какие страныявляются основными потребителями продукции компании. Но мало кто из потенциальныхэмитентов рассматривает западные биржи в качестве площадки для своего первого размещения.Это объясняется более высокими издержками на IPO на Западе — как денежными, таки в области раскрытия информации.
Однако выгоды от работы на западных рынках существенно превышаютиздержки. Западный фондовый рынок значительно стабильнее российского, на нем нижевероятность спекуляций и больше возможностей привлечь крупный объем финансирования.
В качестве потенциальных западных площадок для отечественныхкомпаний сейчас можно рассматривать AIM и NASDAQ — подразделения LSE и NYSE соответственно.И та и другая биржи торгуют акциями российских предприятий с западным капиталоми заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве.
В зависимости от целей и предпосылок размещения компании выбираютразличные механизмы IPO — выпуск ADR, размещение в России и на западных биржах,однако основными критериями при выборе площадки и механизма для размещения остаются:
1. цена размещения/потенциал роста котировок;
2. целевая группа инвесторов (российские/иностранные, — стратегические/институциональные/спекулятивные/фондыи т.д.);
3. размеры компании;
4. активность торгов/ликвидность акций;
инвестор акция продажа инвестиция
5. требования по раскрытию информации в ходе и после размещения и уровень ответственностименеджмента за организацию данного процесса;
6. сроки реализации проекта;
7. затраты, связанные с тем или иным механизмом размещения;
8. традиционные рынки, на которых котируются компании отрасли;
9. имиджевые эффекты.
 1.3 Подбор партнеров по IPO, способы размещения акцийи подготовка к первичному размещению
Основными партнерами компании при подготовке к IPO и непосредственнов процессе размещения на бирже, как я выяснила, являются банк-андеррайтер, которыйобычно выступает в роли координатора всего проекта. От него зависит, удастся ликомпании выйти на рынок на подъеме, а также структура будущих владельцев акций компаниии, следовательно, стабильность будущих торгов. Это обычно юридическая компания,аудиторская фирма или PR-агентство. К выбору этих партнеров нужно подходить особенновнимательно. Поэтому в качестве андеррайтера лучше привлекать компанию, котораяобладает большой клиентской базой и известна на рынке, где будет происходить размещение.Для отечественных предприятий основными критериями выбора банка-андеррайтера былистоимость, в которую он оценивал компанию, объем эмиссии, предлагаемая структура,место и сроки размещения, а также вознаграждение, которое банк требовал за своиуслуги. Надо сказать, что эти параметры у разных банков отличаются довольно сильно,например, в ходе проведения тендера назывались сроки подготовки к эмиссии от полугодадо полутора лет. Чтобы определить, какой период действительно является реальным,им пришлось проделать довольно большую работу по сбору частных мнений инвесторови по подготовке детального проекта. Итоговый срок составил восемь месяцев. Что касаетсяаудиторов и юристов, то их можно и нужно выбирать заранее, так как еще до выходана IPO компании требуются аудированная отчетность и юридически прозрачная структура.
Публичная компания может привлекать акционерное финансированиеиспользуя следующие основные механизмы:
1) частное размещение. Выпущенные акции являются ограниченнымив распространении на 2 года, то есть не могут продаваться неквалифицированным (частным,средним и мелким) инвесторам в течение этого периода. Некоторые из ограничений снимаютсяпо истечении первого года. При этом каждый отдельный держатель ограниченных акцийимеет право продавать до 1% их общего объема в квартал. Акции в данном случае оцениваютсяс 30-35% дисконтом по отношению к среднеквартальной цене, предшествующей привлечениюфинансирования.
2) публичное размещение. Компания выпускает свободные от ограниченийакции, свободно торгующиеся на рынке ценных бумаг. Цена акций устанавливается с7% -10% дисконтом к среднеквартальной цене на дату финансирования. Чем лучше ликвидностьи финансовые показатели компании, тем меньше дисконт по размещаемым акциям.
Для первичного размещения акций необходимо провести оптимизациювнутренних процессов компании. Так как подготовка к IPO это процесс долговременный,то его нужно начинать заранее. Средний срок между принятием решения о возможномпервичном размещении и началом биржевых торгов для российских компаний составляетоколо четырех лет. Это время необходимо для того, чтобы сделать прозрачной юридическуюструктуру компании, заработать репутацию благонадежного заемщика (провести программывексельных и облигационных займов), повысить известность бренда компании — инымисловами, стать узнаваемыми на рынке, где впоследствии будет производиться размещение.
Проводимые мероприятия во многом схожи с теми, что требуютсяот компании при выходе на публичный рынок с облигациями, в первую очередь, это проведениеаудита по международным стандартам финансовой отчетности, повышение качества корпоративногоуправления и упорядочение юридической структуры.
Предельно важные моменты на этапе подготовки эмитента к IPO- допуск ценной бумаги к торгам на бирже и прохождение процедуры листинга, так каквключение ценной бумаги в котировальные списки фондовой биржи позволяет существеннорасширить круг инвесторов эмитента:
1) институциональные инвесторы.
Ценные бумаги, включенные в котировальные списки фондовой биржи,могут иметь признаваемую биржевую котировку, используемую для оценки стоимости чистыхактивов, налогообложения;
2) коллективные инвестиции.
Управляющие компании могут инвестировать пенсионные накоплениятолько в ценные бумаги, включенные в котировальные списки фондовой биржи;
3) кредитные организации.
При бухгалтерском учете вложений в ценные бумаги и операций сценными бумагами банки могут относить к «котируемым» только ценные бумаги,прошедшие процедуру листинга на фондовой бирже;
4) срочный рынок.
Запуск в обращение срочных биржевых контрактов (фьючерсов и опционов)на ценные бумаги возможен только по ценным бумагам, включенным в котировальные спискифондовой биржи;
5) частные инвесторы.
Осуществлять маржинальные сделки можно только с ценными бумагами,включенными в котировальный список первого уровня.
6) иностранные инвесторы.
Выпуск депозитарных расписок возможен только на ценные бумаги,прошедшие листинг на российской бирже. При покупке в первую очередь отдается предпочтениеценным бумагам, присутствующим в котировальных списках.
Действующее Положение о деятельности по организации торговлина рынке ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР России № 04-1245/ПЗ-Н от 15 декабря 2004 г., устанавливает ряд требований к ценным бумагам из котировальных списков.Выделю некоторые из них:
/>
Для участников рынка ценных бумаг жизненно важно наличие ликвидноговторичного рынка. Проведение процедуры IPO — стартовый момент для ценной бумаги.В действующем российском законодательстве нет нормы, устанавливающей минимальнуюдолю акций, находящихся в свободном обращении. Проведение IPO способно лишь отчастигарантировать присутствие такой доли на открытом рынке у «новых» компаний.Приведу пример итогов вторичного обращения акций эмитентов, осуществивших процедуруIPO в 2004/2005 гг.:
/>
 1.4 Выход компании на биржу
Примерно за год до предполагаемой даты IPO компания должна определитьсяс андеррайтером. Обычно для этого проводится тендер. В отдельных случаях андеррайтеромстановится банк, с которым у компании уже есть совместные проекты, например размещениеоблигаций. Вместе с андеррайтером, как я выяснила, обсуждаются предварительные деталипроекта IPO: окончательно выбирается биржевая площадка, определяются диапазон возможнойцены размещения и размер пакета акций, выставляемого на торги, а также желаемаяструктура инвесторов. При необходимости примерно за три-четыре месяца до IPO регистрируетсядополнительная эмиссия акций.
Непосредственная подготовка к выходу на биржу занимает четыре- шесть месяцев в зависимости от того отечественный это рынок или международный,после чего осуществляется IPO. По мнению аналитиков — наиболее разумной стратегиейявляется максимальная подготовка к IPO и выжидание благоприятной рыночной ситуации.
Делаю вывод, что к основным факторам, влияющим на выбор времениIPO, относятся как готовность самой компании к реализации этого проекта, так и состояниерынка. От рынка зависит готовность принять новую эмиссию акций: так, не стоит размещаться,если в течение той же недели планируется первичное размещение, например, еще десятикомпаний. На каждой бирже, как я выяснила, существуют типично «закрытые»,то есть не очень благоприятные для размещения периоды рынка. Но даже при учете внешнихфакторов рыночные условия могут быстро измениться, поэтому неопределенность успехаIPO будет сохраняться до самого конца его проведения.
В результате моих исследований, я выявила, что при осуществленииIPO так же играет очень важную роль предварительный маркетинг. Его целью являетсяполучение отклика инвесторов для определения точного размера и ценового диапазонаразмещения. Информация, полученная в ходе предварительного маркетинга, также помогаетменеджменту компании лучше подготовиться. Основой предмаркетинга, как выяснилось,служат аналитические отчеты, составленные аналитиками банков — членов синдикатаразмещения. Последовательность реализации данного вида финансирования для среднихи умеренно-крупных российских компаний такова. Сначала организуется частное размещениеакций и/или облигаций компании квалифицированным инвесторам. Затем привлекаютсяандеррайтеры для публичного размещения (IPO) в виде прямого листинга акций на электронномрынке ценных бумаг, региональных биржах США или общенациональной электронной биржеNASDAQ. Этап внебиржевой эмиссии занимает 3-4 месяца, стоит $40-$60 тыс. (плюс комиссияв 5-7% от общего объема размещения) и позволяет уже сам по себе привлечь до $5 млн.внешнего финансирования. Одновременно, создав сравнительно «малой кровью»прецедент размещения акций компании среди публичных инвесторов, частное размещениезначительно облегчает следующий этап — прямой листинг акций — занимающий 6-9 месяцев(при заблаговременном планировании за 1,5-2 года). Стоит прямой листинг уже примерно$600.000 плюс андеррайтерская комиссия в размере 5-7%, но он позволяет сразу привлечькрупные суммы финансовых средств и одновременно получить статус компании, публичноторгуемой на фондовом рынке. Более того, в дальнейшем возможно выстраивать«цепочки» частных и публичных размещений ориентированных на различныегруппы инвесторов, когда каждая новая эмиссия учитывает результаты предыдущей.
Прямой листинг акций через IPO
/>
/>
Помимо преимущества получения одновременно финансирования и статусапубличной компании у технологии прямого листинга, соответственно, есть и свои риски.Если по той или иной причине через вышеуказанные 6-9 месяцев что-либо изменитсяи IPO не пройдёт — регуляторы не утвердят эмиссию ввиду каких-либо вскрывшихся фактовили законодательных изменений, или не будет спроса на акции (по причине внезапногокризиса рынка ценных бумаг, политических форс-мажоров) — то и публичного статусакомпания не получит. Для молодых, быстрорастущих компаний малой и средней капитализации,которые не торопятся сразу привлечь внешнее финансирование, а хотят спокойно и гарантированновыйти на фондовый рынок, обрести на нём известность и репутацию и уж затем, выбравправильный момент, размещать на выгодных условиях дополнительные эмиссии акций(то есть через IPO и повторные размещения), можно осуществить другую, более оперативнуюи менее дорогостоящую программу — вывод на фондовый рынок путём «обратногопоглощения» уже существующей публично торгуемой компании-оболочки.
 1.5 Работа с инвесторами после размещения
Мне удалось выяснить, что все компании, разместившие свои акциина бирже, утверждают, что IPO с этого только начинается. Рутинная работа с инвесторами,организация публикаций регулярной отчетности, поддержка корпоративного сайта, раскрытиеи правильная подача так называемых существенных фактов из жизни компании требуютпостоянной работы. Необходимо также вести борьбу с биржевыми спекуляциями и бытьготовыми к тому, что сообщение в прессе или же общий спад рынка могут заставитьколебаться котировки акций на десятки процентов. Наличие независимых представителейв совете директоров компании, соблюдение прав миноритарных акционеров, которым можетпохвастать далеко не каждая отечественная компания, — все это ведет к значительнымизменениям характера ведения бизнеса. Поэтому в России есть целый класс собственников,которые не рассматривают IPO в качестве возможной перспективы. Но со временем такихкомпаний становится все меньше.
Конечно же отмечу, что любое публичное привлечение средств — будь то кредит банка или IPO — это прежде всего продажа будущего компании таким,каким видят его текущие собственники. Для того чтобы сделка была успешной, необходимочетко формулировать и доводить до участников рынка свои цели и стратегию, Ведь нередкокомпании направляют все усилия на то, чтобы добиться краткосрочных результатов,которых, как им кажется, ожидает от них рынок. Правильное управление ожиданиямиинвесторов позволит компаниям реализовать свои долгосрочные планы.
2. История развития российского IPO с момента первичных размещений
Согласно изученному, мной исследованию проведенному НАФИ, навопрос о надежности вложения личных финансовых средств в акции российских компаниймнения разделились следующим образом.22% опрошенных посчитали это вполне надежнымвложениям денег. Немного больше, а именно 30% россиян уверены, что в ходе IPO ненадежнои рискованно вкладывать деньги в акции.45% респондентов оценили надежность нейтрально,а еще 3% респондентов затруднились в оценке надежности покупки акций российскихкомпаний.
Так же достаточно красноречиво, что в оценке перспектив вложенийв акции компаний, проводящих IPO, в ответах респондентов выгода совпадает с надежностью.Иными словами, среди респондентов, которые посчитали покупку акций выгодным вложениемденег (27% от всей выборки исследования), наблюдается большая доля тех, кто посчиталпокупку акций также и надежным вложением денег (73% в совокупности).
Таким образом, выявляется своеобразный стереотип восприятия.В сфере инвестирования финансов, как известно, наиболее выгодные (или прибыльные)формы вложений денег являются и наиболее рискованными. И наоборот, формы инвестированияс невысокой прибылью являются наиболее надежными и защищенными от разного рода рисков.Делаю вывод, что ответы респондентов, полученные в ходе исследования, определяютсяпока еще недостаточным уровнем финансовой грамотности и осведомленности об основополагающемпринципе: «Чем выше выгода, тем выше риски».
История первичных размещений акций российских компаний началасьна западных торговых площадках. В 1996 г. компания «ВымпелКом» разместила АДР третьего уровня на Нью-Йоркской фондовой бирже. В дальнейшем этот процессшел равномерно в сторону как российского, так и западного фондового рынков. Также имели успех российские «голубые фишки»: Вымпелком, Татнефть, Ростелеком,Голден Телеком, Мобильные Телесистемы.
В 2000 и 2002 гг. еще две российские компании, МТС и «Вимм-Билль-Данн»,осуществили первичное размещение своих акций в США. Их дебют на фондовом рынке былдовольно успешен, что продемонстрирую на примере МТС:
МТС — первая российская компания, вышедшая на международные рынкикапитала после кризиса 1998 г. Листинг её акций 3-го уровня был организован на Нью-Йоркскойфондовой бирже. Подписка на IPO компании в июне 2000 г. в 6,5 раз превысила количество выпускаемых акций. В результате, было привлечено $353 млн., которыебыли направлены на дальнейшее развитие компании и расширение её регионального присутствия.Цена акции в момент выпуска составляла $21,5. В сентябре 2003 г. она достигла $34,1. Капитализация компании поднялась до $3,38 млрд., а коэффициент Капитализация/Оборотстал равен 3, в то время как средний уровень данного коэффициента для компаний телекоммуникационногосектора составлял 1,74. Валовая рентабельность компании составляет 78,15% по сравнениюсо среднеотраслевым уровнем в 42,2%.
/>
Несмотря на спад, наметившейся в телекоммуникационном сектореСША в 2000-2002 гг., акции МТС выросли по сравнению с ценой выхода на биржу на 20%,в то время как корзина Telecom HOLDRs банка упала на 50%. Это красноречиво свидетельствуетоб интересе западных инвесторов к российским компаниям.
В России существует около 200 непубличных компаний с капитализациейболее 500 млн долл каждая, которые потенциально могут выйти на рынок IPO. Если смотретьпо оценкам экспертов, динамика развития рынка публичных размещений является в целомположительной и имеет достаточно большие резервы для роста, однако в долгосрочнойперспективе прогнозируется рост доли размещений на иностранных рынках. Каковы перспективыпубличных размещений акций на российском фондовом рынке? Этот вопрос крайне волнуетучастников фондового рынка. Действительно, к 2004г возросло количество публичныхразмещений, включения акций в котировальные списки биржи (РТС: 18 эмитентов за 2004 г.), растет количество декларируемых намерений провести IPO в ближайшие год-два. Естественно, кто-тоиз эмитентов планирует размещаться на Западе, кто-то — в России. Анализ подобныхзаявлений, сделанных в 2003 г., говорит о том, что только каждое пятое из них можносчитать началом практической работы в направлении IPO.
Не остается в стороне и регулятор фондового рынка — Федеральнаяслужба по финансовым рынкам (ФСФР). В 2003г ФСФР инициировала несколько предложенийв области правового регулирования, облегчающих процедуру выхода компаний на фондовыйрынок (отмена обязательной подписи финансовых консультантов на проспектах ценныхбумаг, отмена обязательной регистрации биржей списка ценных бумаг, допущенных кторгам). Появилась стратегия развития фондового рынка, предусматривающая реализациюпланов по выводу на фондовый рынок средств пенсионных накоплений, находящихся подуправлением государственной управляющей компании — Внешэкономбанка. Реализация этихцелей потребует не только расширения перечня активов для инвестирования, но и повышениякачественных показателей торгуемых ценных бумаг.
В начале 2005 г. на российском фондовом рынке успешно прошлидва IPO компаний пищевой отрасли консервного предприятия «Лебедянский»и зерноперерабатывающей компании «Хлеб Алтая». Причем этот год являетсяпереломным, так как более десяти эмитентов заявили о намерении провести выпуск акцийв течение 2005 года. А на перспективу это планируют порядка семидесяти компаний.Таким образом, можно говорить о том, что российский рынок IPO выходит на качественноновую ступень развития, а предприятия все меньше боятся становиться публичными.
В то же время с выходом на IPO все еще связано множество проблем- как законодательных, так и рыночных. Решать их возможно только совместными усилиямиучастников рынка (эмитентов, консультантов, инвесторов) и представителей регулирующихорганов.
В общем, объемы размещений российских компаний на IPO в 2005году весьма скромны — в основном, от 50 до 300 миллионов долларов. Причины такогоположения дел назвал Валерий Петров, заместитель генерального директора Московскоймежбанковской валютной биржи. Основные факторы — это низкая ликвидность фондовогорынка, высокие риски и неразвитая инфраструктура — в частности, правовая. Слишкоммалая доля акций отечественных компаний находится в свободном обращении, а институциональныеинвесторы слабы. Фондовый рынок слабо диверсифицирован — на бирже торгуются в основномбумаги крупнейших эмитентов. Таким образом, фирмы боятся получить несправедливуюоценку при размещении.
Однако российские компании все четче демонстрируют готовностьк IPO, в том числе к раскрытию информации о себе. Об этом говорит, в частности,бурное развитие в последние годы рынка корпоративных облигаций. Причем выход наIPO средних компаний, по словам Валерия Петрова, будет способствовать развитию именновнутреннего фондового рынка. Он же выдвинул интересный тезис о том, что большоеколичество IPO не является однозначным плюсом для государства. Исследования показали,что экономическая мощь страны не коррелирует с объемами первичных публичных размещений,проведенных ее резидентами. Однако развитие рынка IPO в России все-таки крайне важно.Во-первых, оно будет способствовать росту и структурной перестройке экономики. Во-вторых,поможет в деле привлечения инвестиций и развития венчурного финансирования. Крометого, развитие рынка IPO расширит спектр ликвидных инструментов на российском фондовомрынке и повысит его капитализацию. По оценкам Валерия Петрова, снятие нормативныхограничений увеличит объем размещений на внутреннем рынке до 6 миллиардов долларовв год. А на внешнем рынке крупнейшие компании смогут привлекать до 3 миллиардовдолларов в год.
То, что российские компании подошли к необходимости публичногоразмещения акций, подтвердил и Владимир Галкин, генеральный директор ЗАО «РегионФинансовые Консультации». По его словам, этому способствуют следующие факторы:
1) высокая степень конкуренции, в том числе с компаниями-нерезидентами;
2) потребность в привлечении «длинных» финансовых ресурсовдля реализации проектов;
3) акционеры все больше задумываются о продаже части бизнеса.
Выход на IPO имеет огромное значение для жизни фирмы. Привлекаязначительные ресурсы, она получает шанс улучшить свое финансовое состояние. Получениекомпанией статуса «публичной» повышает ее имидж. Расширяется круг кредиторов,улучшаются отношения с клиентами и контрагентами. Выпуск акций позволяет привлечьвнимание к компании, что также усиливает ее конкурентные позиции.
В то же время, подчеркнул Владимир Галкин, для успешного размещенияакций необходимо выполнение ряда условий. Во-первых, это благоприятная экономическаяситуация в стране. Во-вторых, адекватный уровень развития и регулирования фондовогорынка. Наконец, наличие инфраструктуры, позволяющей разместить акции. Как уже говорилосьвыше, сегодня в России соблюдаются далеко не все из этих условий. Хотя, по мнениюГалкина, в целом ситуация сейчас относительно благоприятная. Также
Владимир Галкин назвал ряд поправок в законодательство, которыепо заявлению ФСФР будут приняты Госдумой в первом чтении уже в весеннюю сессию 2006года. Среди них, в частности, следующие предложения:
1) цена размещения определяется в процессе аукциона, а не фиксируетсязаранее;
2) отчет о размещении может быть подписан генеральным директором;
3) процедура регистрации отчета носит уведомительный характер,биржа уведомляет ФСФР о завершении размещения.
Несколько отличную от позиции других экспертов точку зрения выразилНикита Ряузов, заместитель начальника инвестиционного блока МДМ-Банка. По его мнению,выход на IPO — слишком дорогой, и потому неоптимальный способ привлечения средствдля отечественных эмитентов. Кроме того, ему обязательно должна предшествовать разработкадолгосрочной стратегии развития, направленной на достижение максимальной стоимостибизнеса. Для успешного выхода на IPO компания должна устойчиво развиваться и заниматьзначительную долю на рынке. Также важна относительно высокая рентабельность и сбалансированнаяструктура финансирования.
Не менее значимы, по словам Никиты Ряузова, и требования к корпоративномууправлению и прозрачности структуры бизнеса. Компания должна регулярно готовитьотчетность в соответствии со стандартами IAS или GAAP, иметь налаженные связи синвестиционным сообществом. Естественно, велика роль сложившейся профессиональнойкоманды менеджеров.
Никита Ряузов признал, что сейчас рынок IPO в России очень«горячий», и выходить на него выгодно. Однако, по его прогнозам, уже черездва года публичные размещения акций не будут пользоваться такой популярностью. Такимобразом, принимая сегодня решение о привлечении значительных объемов финансирования,компаниям следует внимательнее отнестись к другим, более простых способам. Например,к ним можно отнести выпуск облигаций и кредитных нот, привлечение финансового илистратегического инвестора, продажу бизнеса. Если же компания все-таки решила выходитьна IPO, то в настоящее время, по словам Никиты Ряузова, выгоднее делать это на внутреннемрынке. Поэтому, чтобы не иметь проблем с регулирующими органами, будущим эмитентамне стоит злоупотреблять схемами оптимизации налогообложения.
Впрочем, стремление к публичности, по-моему мнению, российскихакционерных обществ во многом связано с позитивным опытом развивающихся стран. Ониактивно привлекают средства через первичные размещения акций своих компаний. Однако,кроме позитивного опыта зарубежных компаний, российских эмитентов стимулирует итакой немаловажный фактор, увеличивающий интерес российских компаний к IPO, какрост российской экономики, который привел к ужесточению конкуренции в большинствеотраслей. По сути, сейчас компании для увеличения своей рыночной доли необходимопривлекать значительные объемы средств. Для этого используются банковские кредиты,в том числе инвестиционные, выход на рынок корпоративного долга, частные размещенияакций и т.д. Однако IPO остается одним из наиболее эффективных и дешевых инструментовпривлечения капитала. Безусловно, приобретение публичного статуса накладывает накомпанию целый ряд ограничений, привлекает к ней повышенное внимание инвесторови СМИ, однако есть и позитивные моменты, в частности снижение стоимости заимствований.
Всех потенциальных отечественных эмитентов, исходя из исследованийэкспертов, можно разделить на 3 группы. К первой относятся крупные российские компании,в основном относящиеся к сырьевому сектору, имеющие солидную крестную историю. Вчастности, здесь можно выделить такие компании, как «Сибyp», «Энергомашкорпорация»,«Белон», «ТВЭЛ» и др. Всего к данной группе эмитентов относитсяоколо 25% всех компаний, способных в ближайшие годы осуществить размещение своихакций. Следует отметить, что многие из выделенных эмитентов уже торгуются на российскомфондовом рынке и могут пройти IPO лишь на зарубежных биржах. Активизации публичныхразмещений акций компаний этой группы препятствует сформировавшийся круг собственникови возможность дешевых заимствований на рынке еврозаймов.
Ко второй группе потенциальных эмитентов относятся компании,ориентированные на внутреннего потребителя, динамично развивающиеся и нуждающиесяв крупных инвестициях. В частности, здесь можно выделить таких игроков, как ресторанныйхолдинг «Арпиком», «Евроцемент», БД «Открытие»,«Красный Восток», «Мосмарт», «Русский продукт», торговыйдом «Копейка» и др. На эту группу предприятий, по прогнозам 2006 года,в 2006-2008 гг. будет приходиться до 65% IPO. Высокая активность таких компанийобъясняется тем, что выход на рынок еврооблигаций для них дорог, а внутренний рыноккорпоративного долга не может полностью удовлетворить потребности в «длинных»деньгах.
Третья группа кандидатов на IPO включает в себя небольшие инновационныекомпании, например «Компьюлинк», «Динсис Трейдинг». Таких игроковв России пока очень немного, лишь при поддержке венчурного бизнеса они смогут занятьзаметные позиции на рынке публичных размещений в России. В частности, активизацииIPO может способствовать деятельность в области прямых инвестиций.
До 2005 года более 70 российских компаний заявили о своей готовностипровести IPO, однако реально первичное публичное размещение могут осуществить лишьоколо 40 компаний.
Вопрос «где размещаться?» стоит перед многими потенциальнымиэмитентами, готовящимися к IPO. На 2006 год можно говорить о том, что наши компанииотдают предпочтение российским торговым площадкам: количество размещений на нашихплощадках почти в два раза превосходит количество размещений на западных. В среднемкомпании готовы отдавать примерно одинаковый контроль западным и «российским»(включая нерезидентов) инвесторам. По объему привлекаемых средств, крупным компаниямоптимально подходят более емкие западные рынки. Небольшим (объем выручки до 100млн долл.) и средним российским компаниям с объемом выручки от 100 млн до 800 млндолл. имеет смысл попробовать свои силы разместив свои бумаги сначала в России,а затем выходить на международные фондовые биржи.
Таким образом, на российском фондовом рынке целесообразно размещатьсвои акции прежде всего предприятиям среднего размера, спрос на бумаги которых достаточнообеспечен инвестиционным потенциалом фондового рынка. Это в свою очередь способствовалодальнейшему развитию отечественного рынка акций. Размещение акций российских предприятийсреднего размера на мировых рынках финансово нецелесообразно в силу высокой стоимостипроведения на них IPO.
3. Подведение итогов развития российского IPO
В 2005 году рынок IPO российских компаний испытал взрывной рост.По сравнению с 2004 годом, количество сделок выросло на 33%, а сумма привлеченногокапитала — на 386%. Общий объем первичного размещения российских компаний черезмеханизм IPO в 2005 году составил рекордную сумму — более 6 миллиардов долларов.Причем более 70% всех размещений пришлось на Лондонскую фондовую биржу.
По итогам 2005 года общая капитализация компаний, котирующихсяна двух основных российских биржах (РТС и ММВБ) составила около $900 млрд. С размещениемакций «Газпрома» общая капитализация возросла до $1,5 трлн., однако этоговсе равно недостаточно. Например, общая капитализация компаний, котирующихся наЛондонской фондовой бирже (LSE), по различным оценкам составляет 4,1-4,2 трлн. фунтовстерлингов или около $6,6 трлн. К тому же, отечественные биржи обладают недостаточногибкой структурой капитала — очень мал объем собственно свободных средств. Наиболеетипичными сделками, осуществляемыми на российском фондовом рынке, длительное времябыл обмен акциями. Все это не позволяет компаниям надеяться на привлечение более$1млрд. при разовом размещении.
Действия этого фактора побуждают ведущие российские компанииобращаться к такому источнику инвестиций, как мировой финансовый рынок. Практикапоказывает, что на 2006 год механизм IPO оказался наиболее удобным для российскихкомпаний, т.к. он позволяет на выгодных условиях привлечь больший объем средств.
Вместе с выгодами участия отечественного бизнеса в IPO-процессах,ряд российских компаний испытал существенные трудности при выходе на IPO. Можновыделить следующие основные моменты, затруднявшие выход российских компаний на IPOв 2005 году:
1) необходимость раскрытия информации о компании
2) введение современных стандартов корпоративного управления
3) оценку динамики развития отрасли
4) оптимальный выбор биржевой площадки
Общим следствием этих трудностей является недооценка отечественныхкомпаний на мировом финансовом рынке. Некоторые из компаний столкнулись с тем, чтоих значительные усилия при подготовке IPO не принесли желаемого результата. Объемпривлеченного через механизм IPO капитала иногда оказывался недостаточным для реализациипроектов, ради которых начиналась сложная и дорогостоящая процедура.
Отраслевые лидеры при выходе на IPO несут дополнительную нагрузку.
Лучшие отраслевые компании в борьбе за повышение конкурентоспособностистолкнулись с проблемой привлечения капитала на модернизационные проекты и сталипионерами выхода на IPO. Однако известность и репутация надежной компании в Россииеще не означает высокого уровня доверия со стороны зарубежных партнеров. К новымкомпаниям, не имеющим длительной кредитной и биржевой истории, инвесторы настроены,как правило, насторожено. Инвесторов пришлось убеждать в надежности и конкурентоспособностироссийского бизнеса. Это потребовало дополнительных усилий и ресурсных затрат компаний.Отраслевым лидерам пришлось демонстрировать инвесторам не только особенности своегобизнеса, но и общее положение в соответствующих отраслях. Для этого анализироваласьистория развития отрасли, ее место в российской экономике, перспективы дальнейшегоразвития. Особая роль отводилась анализу факторов успеха и практике бизнеса отраслевыхлидеров. Компании, которые не проводили такой предварительной работы на серьезномуровне, впоследствии оказались наиболее недооцененными при размещении.
Для российского бизнеса в целом дополнительные усилия отраслевыхлидеров при выходе на IPO оказались благотворными. Ведущие российские компании сумелипробить дорогу для выхода на IPO компаниям «второго эшелона». Зарубежныеинвесторы имели возможность убедиться в надежности и прибыльности отечественныхкомпаний. Можно предположить, что процесс выхода на IPO для российских компанийсегодня несколько упростился, если в их отраслях уже прошли первичные размещения.
Отраслевые лидеры, первыми прошедшие формальные процедуры, сегодняуже имеют не только небольшую кредитную и биржевую историю, но и довольно богатыйопыт выхода на IPO. Появился рынок консультационных услуг, на котором можно изучитьудачный и неудачный опыт размещений. Все это помогает компаниям, готовящимся сегодняк процедуре выхода на IPO, и способствует привлечению большего числа не самых крупныхкомпаний к этому процессу. Основные перспективы развития процесса выхода российскихкомпаний на IPO в 2006 году следующие: успехи отечественного бизнеса в деле выходана IPO в 2005 году позволяют предположить, что этот процесс будет развиваться. Залидерами подтянутся остальные компании. Уже сейчас складывается ситуация, когдакрупные холдинги, успешно осуществившие выход на IPO, готовят к аналогичной процедуредочерние компании. Основными направлениями развития процесса выхода на IPO российскихкомпаний в 2006 году:
1) продолжение выхода на IPO отечественных компаний, в том числекомпаний «второго эшелона»
2) выход на IPO компаний с государственным участием
изменение отраслевой структуры российского бизнеса на международномрынке капитала
3) усиление гармонизации корпоративного законодательства Россиии наиболее развитых стран
4) более широкое внедрение передовых стандартов корпоративногоуправления и деловой практики в российском бизнес-сообществе.
Большинство из этих процессов в 2006 году уже идут и, вероятно,будут усиливаться. Однако выход отечественных компаний на IPO за этот год будетотличаться некоторыми особенностями, а именно — выход на IPO компаний с государственнымучастием.
Тема выхода на IPO компаний с государственным участием в 2006году не является новой. Самая крупная российская корпорация «Газпром»уже осуществила выход на IPO в конце 2005 года. В 2006 году на IPO планируют выйтив основном компании ТЭКа, в которых доля государственного участия на этот год составляетот 25% до 50%. В этом нет ничего удивительного, т.к. задача модернизации производстваявляется для этих компаний весьма актуальной. Выход компаний с государственным участиемна IPO ставит вопрос об ответственности государства по долгам таких корпораций.Общий ответ на него заключается в том, что государство как акционер отвечает в пределахсвоей доли. Однако в каждом конкретном случае имеются нюансы, связанные с особенностямизаконодательства страны размещения.
Так же новым инструментом на долговом рынке являются биржевыеоблигации. За 2006г не было проведено ни одного размещения. Выпуск биржевых облигациймогут осуществлять только компании, имеющие форму ОАО, существующие не менее трехлет, акции которых прошли процедуру листинга на одной из бирж. Выпуск не требуетрегистрации. Срок обращения — не более года. Биржевые облигации представляют собойудобный инструмент регулирования текущей ликвидности и управления долгом для крупныхпредприятий. Реальная альтернатива банковскому кредитованию. Объем рынка корпоративныхоблигаций — около 700 млрд рублей, среднедневной оборот — около 19 млрд рублей.Налицо явная «дискредитация» корпоративных векселей участниками рынка.Эмитенты облигаций могут рассчитывать на более успешное размещение, чем векселедателидаже лучшего кредитного качества. Есть несколько объяснений этой ситуации, все онисводятся, по сути, к восприятию вексельного рынка как более рискованного. Правда,для облигационных займов средних компаний дела обстоят не намного лучше, — они,как правило, неликвидны. Можно предложить несколько способов повышения привлекательноститакого рода займов в глазах инвесторов:
1)«Обеспечение». Если в структуре займа будет встроенакакая-либо технология, снижающая риски инвесторов, это может существенно повыситьликвидность размещаемых бумаг. Так, например, при размещении вексельного займа Группы«Русское зерно» нашей компанией, блокирующий пакет (40%) акций ЗАО«Русгрэйн холдинг», держателя активов Группы, был переведен на счет организаторадо погашения вексельного займа, при невыполнении договора о домицилировании акциидолжны реализовываться для выплат векселедержателям. Помимо своего рода обеспечениявыпущенных векселей, исключен, в частности, риск смены акционеров, который иногдаможет оказаться существенным фактором при неблагоприятных обстоятельствах.
2) Размещение облигаций по закрытой подписке. Облигации размещаютсявне биржи, без предварительного депонирования и проспекта эмиссии среди ограниченногокруга лиц.
3) Рейтинги национальных агентств. Сделать инвесторам правильныйвыбор среди множества разнообразных заемщиков серьезно поможет присвоение этим заемщикамрейтингов. Технологии международных рейтинговых агентств не совсем подходят нашемурынку. Если даже средняя компания, выпускающая заем, захочет получить рейтинг такогоагентства, затратив очень приличные деньги, ничего, кроме рейтинга, близкого к дефолтному,она не получит. Учитывать специфику нашего рынка и ранжировать эмитентов более детальномогут национальные рейтинговые агентства, только сейчас приступающие к этой работе.
Процесс выхода российских компаний на IPO сопровождался опасениямиза состояние отечественного фондового рынка. Одно из мнений заключалось в том, чтоиспользование компаниями ресурсов международного рынка капитала может привести кторможению развития отечественного фондового рынка и его длительной стагнации. Вдействительности произошло обратное: развитие IPO придало российскому фондовомурынку дополнительный импульс. Российские компании — например, «Газпром»- стали применять практику «двойного IPO», т.е. практически одновременногоразмещения на международных торговых площадках и на РТСБ. Некоторые из компанийиспользовали этот механизм как инструмент подготовки бизнеса к продаже: если ценныебумаги компании обращаются на нескольких биржевых площадках, компания становитсяболее привлекательной для потенциального покупателя. Большинство корпораций, однако,еще применяют одновременное размещение для создания двухстороннего канала перетеканиясредств с российского финансового рынка на международный.
Кроме того, мировые биржи проявили повышенный интерес к российскомуфондовому рынку. Уже заключены и действуют соглашения между LSE и ММВБ относительносближения правил торгов, листинга и. т.д. Можно сказать, что мировой финансовыйрынок принес в Россию новые, более эффективные технологии управления, что благотворносказывается на развитии отечественного финансового рынка.
4. Мировой кризис и рынок IPO
В преддверии кредитного кризиса и на фоне продолжительной финансовойнестабильности первый квартал 2008 года для рынка IPO стал, пожалуй, одним из самыхнеудачных. Количество сделок IPO за это время упало на 60 процентов по сравнениюс четвертым кварталом 2007 года и на 38 процентов по сравнению с показателем первогоквартала 2007 года. Такие данные представлены в международном отчете по активностина рынке IPO, составленном международной компанией в области аудита, налогообложенияи права «Эрнст энд Янг». Итак, на глобальном рынке IPO за первый квартал2008 года общий объем средств, привлеченных в рамках 236 сделок, составил 40,9 миллиардадолларов, в предыдущем же квартале было привлечено 102,1 миллиарда долларов. Причемположение не исправило даже крупнейшее в истории IPO компании Visa Inc., в ходекоторого было привлечено 19,6 миллиарда долларов.
Специалисты считают, что причиной такого спада для рынка IPOпослужило то, что в условиях продолжительной нестабильности и ввиду более строгихоценочных критериев в первом квартале этого года от планов проведения публичногоразмещения отказалось рекордное количество компаний, а именно 83, при этом решениео переносе листинга приняли 24 компании.
Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE), Фондовая биржа Гонконга(HKSE) и NASDAQ смогли войти в тройку лидеров текущего квартала по объему привлеченныхсредств. Однако Австралийская биржа (ASX) все же сохранила за собой ведущие позициипо количеству листингов, оставив позади Лондонский рынок альтернативных инвестиций(AIM) и Нью-Йоркскую биржу NASDAQ.
На сегодня более 50 процентов суммарного объема капитала былопривлечено компаниями финансового сектора, доля компаний промышленного сектора составила16 процентов, а на электроэнергетические предприятия пришлось 14 процентов сделокIPO. По количеству листингов лидерство сохранили сырьевые компании, обеспечившиедолю рынка IPO в размере 26 процентов. За ними с небольшим отрывом следуют промышленныекомпании, на которые приходится 12 процентов, и компании финансового сектора с долейв 11 процентов.
«Несмотря на нестабильность рынка в 2008 году, ведущие игроки,выстраивающие деятельность по эффективным бизнес-моделям, будут по-прежнему пользоватьсяпопулярностью на мировом рынке первичных размещений. Тема IPO сегодня имеет широкийрезонанс, и те компании, которые передумали выходить на открытый рынок или отложилиразмещение на более поздний срок, вернутся к этой идее, как только ситуация на рынкепрояснится», — отметил Жиль Форер, директор международной практики «Эрнстэнд Янг» по оказанию услуг в области IPO. Что касается Российского рынока IPO.
В рамках информационно-аналитического проекта «IPO и Частныеразмещения в России» можно проанализировать статистику российского рынка IPO2008г
Сравнительный обзор/ Показатель 2006 2005 2004
Число сделок 23 13 5
Стоимость сделок, млн. $ 17742,9 4550,6 619,7
Средняя стоимость сделки, млн. $ 771,4 350,0 123,9
Доля ВВП 1,8% 0,6% 0,1%
Рынок IPO упал в 20 раз
Компании из СНГ исчерпали резервы первичного размещения. Мировойкризис нанес непоправимый удар по планам компаний из СНГ, в том числе и России,использовать для своего развития такой прежде популярный финансовый источник, какпервичное размещение акций — IPO. За первый квартал 2008 года через IPO они смоглипривлечь в 20 раз меньше денег, чем за первый квартал 2007 года. По мнению экспертов,снижение объемов инвестиций может затормозить развитие отечественной экономики инегативно сказаться на планах роста ВВП. К лучшему ситуация может измениться неранее чем к концу года. Впрочем, нет худа без добра. Инвестированные в ходе IPOсредства относятся к разряду спекулятивных. В случае кризисов их можно легко вывестис рынка, что может поставить под вопрос финансовую стабильность стран, чьи компанииранее увлекались IPO.
Согласно последним исследованиям, проведенным международной консалтинговойкомпанией PBN Company, начало текущего года ознаменовано резким спадом IPO как поколичеству, так и по объему привлеченных средств. В отличие от первых кварталов2005 и 2006 годов, когда состоялось по четыре предложения на 1,7 млрд. долл. и 1,35млрд. долл. соответственно, а также рекордного первого квартала 2007 года, когдабыло проведено пять размещений примерно на 10,6 млрд. долл., за январь-март 2008года были завершены только два размещения. Из них лишь одно провела российская компания- на 466 млн. долл. разместила свои бумаги.
Эксперты PBN отмечают, что причиной такого обвала в секторе IPOстал кризис, потрясший мировые кредитные рынки. «Снижение активности в сегментеIPO сейчас наблюдается во всем мире, — пояснил главный управляющий PBN Company ПитерНекарсулмер. По его мнению, в ближайшие месяцы значительного увеличения количестваIPO ожидать не стоит — в лучшем случае негативная тенденция изменится лишь к третьемуили четвертому кварталам года.
Между тем снижение количества IPO отмечается по всему миру: вСША за январь-февраль их число снизилось на 79% — до 10 сделок, в Европе — на 76%- до 16 сделок, в Японии — на 60% — до 6 сделок, в Северной Азии, включая Китай,- на 29% — до 35 сделок, в Индии — на 42% — до 15 сделок.
Большая часть опрошенных экспертов уверена в том, что пока нервознаяситуация, наблюдающаяся на рынках, не успокоится, ждать увеличения количества желающихпривлечь средства под свои акции не стоит. Впрочем, как отмечают инвестиционныеконсультанты, признаки улучшения есть уже сейчас, хотя прогнозы все равно остаютсядостаточно пессимистичными. „Несмотря на сохраняющуюся напряженность, игрокиуже смирились с кризисом, и паники, которая наблюдалась, когда он только набиралобороты, уже нет, — считают аналитики. — Рынок готов работать в новых условиях,так что к планам относительно проведения IPO компании начнут возвращаться к концуэтого года“.
Отмечая существующую связь между мировыми процессами, один изаналитиков ФК „Уралсиб“ говорит и об исключениях. „Несмотря на кризис,больнее всего ударивший по США, недавнее размещение акций VISA — оператора крупнейшейв мире платежной системы — прошло более чем успешно, и компания привлекла около20 миллиардов долларов, что стало рекордным объемом для американского рынка“.
Однако в вопросе о негативном влиянии на российскую экономику,которое оказывает перенос или отказ от размещения акций на бирже, мнения экспертовразошлись. „Я не думаю, что резкое снижение выхода компаний на IPO являетсяоднозначно негативным фактом, — полагает консультант департамента Due Diligenceкомпании “2К Аудит — Деловые консультации»,. — С одной стороны, чем большекомпаний размещают свои акции на открытом рынке, тем лучше, но говорить о существенныхпотерях в экономическом росте при этом вряд ли возможно". В свою очередь, онуказывает на тот факт, что основной целью выхода на биржу для 76% российских компанийявляется привлечение средств для развития бизнеса или региональной экспансии.«Таким образом, перенос сроков проведения IPO замедляет развитие экономики,соответственно снижается и ВВП страны». В этой ситуации, по мнению аналитика,компании вынуждены будут искать другие способы привлечения средств, одно из которых- стратегическое сотрудничество. Привлечение стратегического инвестора более выгодно,чем проведение IPO, поскольку компания получает надежного и заинтересованного партнера,который будет способствовать развитию совместных проектов, не исключено, что припомощи своих разработок и технологий. Но, с другой стороны, появление нового партнераприведет к потере независимости и свободы, так что все планы по развитию компаниипридется обсуждать с новым компаньоном.
В настоящее время, на начало 2009 года для рынка первичных размещенийакций оказалось самым слабым, как минимум, за десять лет. Компании откладывали планыпроведения IPO, учитывая глобальную рецессию, а также кризис на финансовых рынках.В результате этого спада, в первые три месяца 2009 года 54 размещения дали лишь$1,3 млрд — в разы меньше, чем это было год назад.
Мировой рынок первичных размещений во II квартале начал подаватькакие-то признаки жизни, объем привлеченных денег увеличился в 8 раз по сравнениюс провальным I кварталом. Однако, о выходе на докризисные уровни говорить еще рано.Однако уже сейчас инвесторы осознали конечность кризиса и стали смелее участвоватьв первичных размещениях. В апреле-июне 2009 года в мире было осуществлено 78 IPO,в результате которых удалось привлечь более $10,5 млрд, свидетельствуют данные исследовательскойкомпании Dialogic. Но это все равно меньше, чем показатель годом ранее: во II кварталепрошлого года число IPO составило 243, они принесли $33,4 млрд, а за аналогичныйпериод докризисного 2007 года состоялось 469 сделок на $88,2 млрд. То есть, нынешниепоказатели по-прежнему являются очень скромными, и рынок лишь начинает оживать.
Примечателен тот факт, что «мировой центр» IPO переместилсяиз США на развивающиеся рынки — в Китай и Бразилию. США впервые с 1995 года СШАперестали быть мировым лидером по размещению акций. Даже без учета размещения VisaNetна долю Китая, Бразилии и Индии пришлась половина из 10 крупнейших IPO по всемумиру с марта 2008 года. В июле мировой рынок IPO показал худшие результаты за последниепять лет. В отчете о динамике мирового рынка отмечается, что в июле этого года вовсем мире состоялось лишь 29 первичных размещений, что стало худшим показателемс мая 2003 года.
Из-за неблагоприятной конъюнктуры на фондовом рынке несколькосделок было совсем недавно отложено. Эксперты «Коммерсанта» сходятся вомнении, что «Компании не хотят дешево продавать свои бумаги и поэтому переносятсвои размещения до тех пор, пока ситуация не стабилизируется». В США с началатретьего квартала были совершены 11 подобных сделок, принесших 3,6 млрд. долларов.
Объемы вторичных предложений также повышаются. В мировом масштабеони достигают сейчас 143,3 млрд долларов, что на треть больше, чем годом ранее.Аналитики считают, что число подобных сделок будет выше среднего исторического уровняв течение некоторого времени.
С 25 сентября 2009 г., агентство Reuters сообщает со ссылкойна собственные данные, что мировой рынок первичного размещения акций IPO на биржахвосстановился в третьем квартале 2009 года благодаря сделкам, проведённым компаниямив Азии и Северной Америке.
В России, с начала 2009 года, компании не провели ни одного IPO.Из-за финансово-экономического кризиса компании всего мира резко снизили активностьв проведении IPO. Так, по итогам прошлого года объём проведённых IPO на мировыхбиржах снизился на 71,6% и составил 91,7 млрд долларов. В 2007 году аналогичныйпоказатель составил 322,9 млрд долларов. После выхода данных о резком сокращениизаказов на товары длительного пользования в США российские акции начали снижатьсяпо примеру американских, но остановились в плюсе и более негативную тенденцию недемонстрировали. По словам трейдеров, улучшение показателя потребительского доверияподдержало настрой американских и российских инвесторов несмотря на то, что данныео продажах первичного жилья в США оказалась хуже прогноза. Участники рынка отмечаютв целом оптимистичный настрой на российских биржах, хотя игроки не теряют бдительностив преддверии завершения финансового года в США в конце сентября.
Постепенное восстановление рынка первичных размещений в мирепока не затронуло российский рынок. Начиная с 2001 г. отечественный рынок IPO демонстрировал темпы роста, значительно превышавшие среднемировой уровень.Эти процессы сопровождались увеличением прозрачности компаний и приходом в РФ иностранныхинвесторов.
Российский рынок IPO замер еще в начале 2008 г. Начиная с осени 2008 г., в условиях низкой ликвидности и риска доверия экономических агентов российскиекомпании стали сокращать инвестиционные программы. Дополнительные трудности, связанныес невозможностью адекватной оценки активов и эффективности инвестиционных проектов,обусловили полный отказ игроков от планируемых эмиссий, слияний и поглощений и прямыхинвестиций в проекты. Рыночная капитализация оказалась ориентиром крайне ненадежным,не дающим адекватного представления о стоимости компаний и возможных размерах сделки.Кроме того, существенно поколеблен такой важный ориентир для инвестора, как рейтинги.Они перестали отражать реальную кредитоспособность компании. Поэтому актуальнойзадачей стал поиск новых способов финансирования.
С тех пор только две компании осуществили первичные размещения,однако сделали это не на российских площадках, а в Европе. В 2008 г. размещение в Лондоне провела компания GlobalTrans, в ходе которого привлекла около 450 млн долл.А в этом году в июне на Шведской бирже компания Alliance Oil разместила SDR на 125млн долл. В результате отказа компаний от IPO отложенный объем размещений с 2008 г. (по оценкам того же года) составил почти 16 млрд. долл. С учетом планируемых размещений на 2009-2010гг. размер отложенных/отмененных размещений увеличивается до 52 млрд. долл.
/>
В России ситуация близка к европейской: компаниям, впервые выходящимна рынок, приходится конкурировать со многими компаниями. Российские эмитенты восновном либо отложили планируемые размещения, либо использовали вторичное размещениеакций/предложение прав существующим акционерам в качестве основного механизма привлеченияинвестиций.
/>
Удешевление бизнеса конкурентов — международных компаний, — вызваложелание российских корпораций закрепиться на мировой арене. Этому способствовалогосударство, предоставившее в распоряжение покупателей значительные кредитные средства.Крупнейшими сделками стали покупка «Газпром нефтью» компании Sibir Energyза 962 млн долл., приобретение «Лукойлом» нефтеперерабатывающего заводав Голландии за 600 млн долл., и реализация «Газпромом» опциона на выкуп20% «Газпром нефти» у итальянской Eni 20% за 4,2 миллиарда долларов. Вавгусте 2009 авиакомпания «ЮТэйр» завершила сделку по приобретению перуанскойгруппы вертолётных компаний. Продолжаются переговоры по покупке ГАЗом и Сбербанкомкомпании Opel.
/>
Другим конкурентным способом привлечения ресурсов стал рынокбиржевых облигаций. Привлечение средств здесь происходит на основе привлекательныхпроцентных ставок, по сравнению с другими вариантами заимствования. Краткосрочныйбиржевой инструмент обладает множеством преимуществ, включая способность контролироватькредитный риск (по сравнению с выпуском векселей), а также возможность выпускатьсябез регистрации проспекта эмиссии и государственной регистрации отчета о выпускеоблигаций. В настоящее время к выпуску биржевых облигаций готовится «ЛУКойл»(на 60 млрд. руб.), «Северстали» (45 млрд. руб.) и телекоммуникационныекомпании, рассчитывающие на менее значительный результат (до 10 млрд. руб.) и др.Инвесторам бумага интересна тем, что выходит на вторичные торги уже на следующийдень после размещения.
Интересной является также идея выхода российских компаний наГонконгскую фондовую биржу. Биржа включила Россию в стратегию развития биржи с 2007 г. Для российских компаний предложение властей КНР — размещать акции отечественных компаний в видегонконгских депозитарных расписок (HDR) — весьма выгодно. Это даст российским компаниямдоступ к ликвидности Юго-Восточной Азии и Китая и дополнительным плюсам глобализации.Однако, судя по высказываниям российских чиновников, отечественные партнеры покасклоняются к торговому финансированию и частным размещениям.
Но тем не менее положение на зарубежных площадках оказывает влияниеи на российский фондовый рынок. В этом году было осуществлено только одно IPO — компании «Глобалтранс». В прошлом году за аналогичный период было проведено20 IPO. Впрочем, для вторичных размещений (SPO) ситуация более благоприятная: вэтом году удачно прошли размещения группы «Разгуляй», ОАО «Магнит»,Х5, «Открытых инвестиций» и группы «Черкизово». Компании, чьиинвестиционные истории интересны инвесторам и которые уже подтвердили на практикереализацию своих планов, данных во время IPO, продолжают привлекать инвестиции срынка. Будем надеется на то, что деятельность отечественных компаний возобновитсяна фондовом рынке и будет развиваться с успехом.
Заключение
Я выяснила, что на рынок IPO не так то и легко вступить. Для подготовки к выходу на него длякомпаний требуется очень много времени, а самое главное желания и воли. Так какодним из условий листинга на ведущих мировых биржевых площадках является внедрениев компаниях современных стандартов корпоративного управления. К сожалению, эти стандартыв отечественных компаниях внедряются довольно медленно, поэтому многим из них пришлосьстолкнуться с данной проблемой при прохождении листинга. Эта проблема и сегоднядалека от своего разрешения. Если крупнейшие отечественные корпорации имели средстваи желание для внедрения современных стандартов корпоративного управления, то у компаний«второго эшелона» нужного количества ресурсов и воли не всегда находится.Развитые стандарты корпоративного управления требуют от компании, в частности, открытостии публичности, т.е. обнародования движения денежных потоков и раскрытия информациио бизнес-процессах. Далеко не все компании «второго эшелона» сегодня готовык этому, т.к. в условиях российского рынка это может поставить их бизнес под угрозу.Однако без раскрытия информации и внедрения прозрачных схем ведения бизнеса доступна мировой финансовый рынок будет закрыт.
Так же затруднен и выбор биржевой площадки для размещения своихакций. Например, прохождение листинга на Нью-йоркской фондовой бирже представляетбольшие сложности, чем на Лондонской LSE. Процедура выхода на IPO на этой площадкеслишком бюрократизирована и занимает весьма длительное время (обычно более года).Помимо выполнения компанией, проходящей процедуру листинга, весьма жестких требованийпо структуре капитала и стандартам управления, процедура требует неоднократногофизического присутствия руководства компании. С учетом географической удаленностиНью-Йорка такие командировки становятся весьма дорогостоящими и обременительными.Все это приводит к тому, что, несмотря на большие возможности по привлечению капитала,предоставляемые Нью-йоркской фондовой биржей, большинство отечественных компанийпри выходе на IPO предпочитают Лондон.
Но не смотря все трудности до и после вступления на этот рынок,он все же является самым дешевым источником для привлечения иностранных инвесторов.И российские компании с 2002 года с успехом привлекали на нем капитал для своегоразвития.
На данный момент, в условиях экономического кризиса, многие отечественныекомпании отложили свой выход на этот рынок до более благоприятного времени. Но работав это направлении уже начинает понемногу восстанавливаться. Буду надеяться, чтоза компанией «Глобалтранс», которая первая за этот год осуществила IPO, в скором времени подтянутся остальные компании. И Россиябудет также активно участвовать и развиваться в этом направлении на данном рынке,как и до кризиса 2007 года.
Библиография
1. Привлечение капитала на биржевом и внебиржевом рынке. Проведение IPO  //www.martex.ru/992.
2. Колпаков Я. — IPO в России- что нас ждет? // Консультант — № 9 — 2005
3. Евсеев В., Чувиляев П. — Выход российских компаний на IPO: в ожидании второйволны // www.amr.ru/research/brief/detail. php — 2006
4. Одинцова А. — Прогноз развития рынка IPO // Бизнес-обозрение — № 9 (23)- 2005
5. Валяев Д. — IPO с точки зрения биржи // Управление компанией — 06.01.2006
6. Скворцов М. — От векселей к IPO — привлечение финансирования на фондовомрынке // www.cfin.ru/management/finance/capital/company_finance. shtml — 28.07.2006
7. Морозова Л. — К IPO еще вернутся // Российская Бизнес-газета — №650 — 2008
8. Куликов С. — Статистика российского рынка IPO // Offerings.ru / IPO и Частныеразмещения в России — 2008
9. Интернет — новости — Рынок IPO-2009: изменение мирового порядка/ Финам. info // finance. rol.ru/news/article211E8/default. asp — 06.10.2009
10. Интернет — новости — Кризис заморозил рынок IPO/ Финам. info  // finance.rol.ru/news/article211E8/default. asp — 02.02.2009
11. Интернет — новости — Рынок IPO-2009: изменение мирового порядка/ Финам. info // finance. rol.ru/news/article211E8/default. asp — 06.10.2009
12. Интернет — новости/Ореанда — Новости — 25.09.2009 — Москва
13. Интернет — новости — Рынок IPO оживает, но медленно/ www.interfax.ru/business/txt. asp? id=88179 — 02.07.2009
14. Интернет — новости — Глобальный рынок IPO может стать докризисным в 2010году/ www.sostav.ru/news — 01.10.2009
15. Интернет — новости — Мировой рынок IPO восстановился / www.ukrrudprom.ua - 25.09.2009
16. Интернет — статья — Российский рынок IPO: воскрешение из мертвых не произошло/www.rcb.ru/news — 04.09.2009
17. Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденноеПриказом ФСФР России № 04-1245/ПЗ-Н от 15 декабря 2004 г
18. Потемкин А. — IPO вчера, сегодня, завтра … / Биржевое обозрение — № 5 — 2005
19. Нетесова А. — IPO в России. Перспективы развития рынка. / ИнформационноеАгентство Финансовый Юрист //: Журнал Финансовый Директор — 2005
20. Данные Интернета — Динамика сделок М&A в России/www.merders.ru — 2009
21. Данные компаний — Размещения в 2009 году/www.rcb.ru/news — 2009
22. Данные компаний. Отдел исследований Альфа — Банка/www.rcb.ru/news – 2009


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :