Реферат по предмету "Мировая экономика"


Введение в микроэкономику

--PAGE_BREAK--По мнению некоторых, командно-административная система в СССР в конечном счете эволюционировала (или выродилась) в экономику согласований, или бюрократический рынок, где отношения между выше- и нижестоящими представляли уже не столько отношения администрирования и исполнения, сколько отношения обмена.[[8]]
Господствовавшие в нашей стране до последнего времени командно-административные методы сочетались с использованием системы цен, играющей, конечно, несравненно более важную роль в странах с преобладанием рыночной экономики. Правда, в отличие от последних волевые, административные методы распространялись у нас и на систему ценообразования, установление уровня и соотношений цен различных товаров.
С другой стороны, властное, государственное регулирование цен имело место на протяжении всей их писаной истории, хотя рамки и формы такого регулирования никогда не достигали тотального огосударствления ценообразования, характерного для командно-административной системы, существовавшей в нашей стране.[[9]]
Людей никогда не покидала мысль о желательности так или иначе покончить с конкуренцией. Но для этого необходимо преодолеть ограниченность ресурсов, либо сократив потребности до уровня возможностей общества, либо «развив» эти возможности до уровня потребностей.
Творцы и приверженцы некоторых религиозных и философских систем проповедовали необходимость ограничения потребностей некоторым разумным уровнем потребления простого, живущего в естественных условиях человека. Другие, наоборот, связывали будущее «царство свободы» с высочайшей степенью развития производительных сил, когда все источники общественного богатства польются полным потоком, в результате чего сам собою осуществится принцип «каждому — по потребностям».
Рыночный механизм не претендует на то, чтобы полностью преодолеть ограниченность ресурсов, но он может ослабить, смягчить эту ограниченность.
С одной стороны, рыночный механизм стимулирует наиболее полное и эффективное использование наличных ресурсов. И страны с развитой рыночной экономикой лидируют сегодня в научно-техническом прогрессе и социальном развитии.
С другой же стороны, рыночный механизм возлагает бремя ограничения потребностей на каждого отдельного человека.
Это достигается не посредством навязывания людям (или воспитания у них) какого-то «разумного» уровня потребностей, а путем преобразования потребностей в платежеспособный спрос.
Таким образом, «самостоятельность хотенья» каждого ограничивается его платежеспособностью, или, иначе, его готовностью расплатиться за удовлетворение одного своего «самостоятельного хотенья» самостоятельным же отказом от удовлетворения какого-то другого, менее важного для него «хотенья». Это может нравиться или не нравиться, но рынок ориентирован не на удовлетворение потребностей потребителей, а на удовлетворение спроса покупателей.
В условиях ограниченности ресурсов конкуренция за их использование неустранима, а борьба с ней бесперспективна. Можно принудить конкуренцию принять ту или иную форму, вытеснить ее на периферию экономической жизни, облегчить или затруднить процедуру выбора, даже лишить экономических агентов легального права осуществлять выбор, но за это придется платить определенную экономическую и социальную цену.
Задача же состоит не в устранении (что невозможно) или подавлении (что возможно, но неэффективно) конкуренции, а в том, чтобы придать ей цивилизованные, достойные человека формы, заставить ее работать на благо людей.
1.2. Методы анализа
Долгое время экономическая мысль, затем политическая экономия, а сейчас зачастую и экономическая теория вмещали вмещают и изучение сущего, и конструирование должного, и выработку экономической политики. Лишь в конце XIX века с формированием чистой экономической теории произошло обособление каждого из этих направлений. «Положительная (positive) наука, — писал Дж. Н. Кейнс, — может быть определена как совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть; нормативная или регулятивная наука — как совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть, и потому имеющих своим предметом идеальное, как нечто отличное от действительного; искусство — как система правил для достижения данной цели».[[10]]
Положительная наука, полагал Кейнс, занимается изучением «единообразий» (uniformities — англ.), или, как мы сказали бы сейчас, закономерностей, нормативная — определением идеалов, искусство — формулированием предписаний. Он подчеркивал, что «и возможно, и желательно изучение экономических единообразий независимо от экономических идеалов и без формулирования экономических предписаний (но не наоборот)».[[11]]
Различие между ними можно показать на примере форсированной индустриализации в СССР в 30-х годах ХХ века.
Нормативный подход предполагает ответ на вопрос: «Должен ли СССР проводить форсированную индустриализацию?».
Позитивный — ответ на вопросы: «Какими могут быть и, скорее всего, будут последствия такой индустриализации? Какова будет «цена» индустриализации для общества?».
Экономическая наука является позитивной наукой,[[12]] исследующей то, что есть, или то, что может возникнуть в результате принятия тех или иных решений, хотя она и вынуждена в некоторых своих разделах считаться с проблемами, возникающими из-за различий в ценностной ориентации людей. Как человек и гражданин экономист может, конечно, иметь собственное, личное мнение о должном, но его задача как профессионала в другом.
Как человек, советский экономист мог соглашаться с К.Марксом, что «производство ради производства есть не что иное, как… развитие богатства человеческой природы как самоцель. Если противопоставить этой цели благо отдельных индивидов… — мог продолжить он вслед за К.Марксом, — то это значит утверждать, что развитие всего человеческого рода должно быть задержано ради обеспечения блага отдельных индивидов… что, стало быть, более высокое развитие индивидуальности покупается только ценой такого исторического процесса, в ходе которого индивидуумы приносятся в жертву».[[13]]
Или же, наоборот, он мог бы согласиться с Иваном Карамазовым, что нельзя ни построить, ни принять счастья, оплаченного слезой ребенка.
Но как специалист, — экономист должен определить, во-первых, с помощью каких средств можно достигнуть поставленной цели, и, во-вторых, какие следствия будет иметь применение тех или иных средств помимо и наряду с осуществлением цели. «Затем мы предоставляем действующему лицу возможность взвесить, каково будет соотношение этих непредусмотренных следствий с предусмотренными следствиями своего поведения, то есть даем ответ на вопрос, какой «ценой» будет достигнута поставленная цель, какой удар предположительно может быть нанесен другим ценностям… Что же касается решения, принятого на основе такого взвешивания, то это уже составляет задачу не науки, а самого человека, действующего в силу своих желаний; он взвешивает и совершает выбор между ценностями, о которых идет речь, так, как ему велят совесть и его мировоззрение».[[14]]
И споры между экономистами вызываются именно различиями в их личной ценностной ориентации, мировоззрении, а не несовершенством экономического инструментария как такового. Экономисты не снимают с людей бремени выбора, но могут до определенной степени облегчить его, сделать выбор более ответственным.
Правда, их возможности могут остаться невостребованными, а советы или предостережения оставлены без внимания. Дело в том, что важнейшие решения, имеющие общенациональное значение, по необходимости основываются на неполной и к тому же крайне дорогой информации, а также на политических интересах и этических нормах, по поводу которых в обществе существуют принципиальные разногласия.
Основным методом исследования, используемым экономической теорией, является моделирование экономических явлений и процессов, т. е. исследование объектов познания не непосредственно, а косвенно, посредством анализа некоторых вспомогательных объектов, которые и называют моделями.
Модель – схема, описание явления или процесса в природе и обществе. Модель конструируется субъектом исследования так, чтобы операции отражали характеристики объекта, существенные для целей исследования. Экономико-математическая модель (ЭММ) – система формализованных соотношений, описывающих основные взаимосвязи элементов, образующих экономическую систему.
Перед каждым хозяйствующим субъектом в условиях рыночной экономики стоит ряд определённых задач на конкретном этапе его деятельности. Для прогнозирования результатов решения этих проблем используют экономико-математические модели прогноза. Суть их состоит в построении алгоритма решения задачи. Этапы построения ЭММ во многом схожи с этапами разработки программного обеспечения управленческих задач:
1) постановка задачи (проблемы);
2) составление алгоритма действий;
3) построение программы на определенном языке программирования;
4) получение результата в виде графика или диаграммы, показывающих тенденции развития событий в прогнозируемом периоде.
Принципы построения ЭММ:
·   чёткое описание алгоритма;
·   использование экономико-математических методов и ЭВМ;
·   учёт многофакторных связей прогнозируемых процессов и показателей;
·   содействие согласованию отдельных прогнозов в их системе.
К основным принципам научно-технического прогнозирования относятся:
·   Принципы системности — требуют взаимоувязанности и соподчиненности прогнозов развития объектов прогнозирования и прогностического фона.
·   Принцип непрерывности — требует корректировки прогноза по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования или о прогнозном фоне. Корректировка прогнозов должна носить дискретный характер, причем оптимальные сроки обновления прогнозов могут быть выявлены только по результатам практического использования (ориентировочно два раза в пятилетку), т.е. результаты реализации прогнозов, уточнение потребностей, изменение тенденций развития объекта или прогнозного фона должны периодически поступать к разработчику прогноза.
·   Принцип адекватности прогноза объективным закономерностям — характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии производства и создании теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. Реализация принципа адекватности предполагает учет вероятностного характера реальных процессов господствующих тенденций и оценку вероятности реализации выявленной тенденции.
·   В результате оптимизации прогнозных значений полезного эффекта и расходов по критерию максимизации экономического эффекта из множества альтернативных вариантов должен быть выбран наилучший.
Принципы разработки прогнозов:
·   системность прогнозирования (взаимоувязка и соподчинённость прогнозов объекта прогнозирования и его элементов и прогнозного фона);
·   вариантность прогноза;
·   непрерывность прогнозирования (постоянная корректировка прогноза);
·   верифицируемость прогнозов (достоверность, точность, обоснованность);
·   рентабельность прогнозирования (получение экономического эффекта от использования прогноза).
Принципы построения экономико-математических моделей прогнозирования:
·   прогноз по фактору времени (инерционный прогноз);
·   пофакторный прогноз на основе временной совокупности наблюдений (фактор-время);
·   пофакторный прогноз на основе пространственной совокупности наблюдений (фактор-пространство);
·   комбинированный прогноз.
Общенаучные принципы моделирования:
·   научность;
·   системность;
·   альтернативность;
·   целенаправленность;
·   информационное единство;
·   адекватность процесса развития;
·   комплексность.
В отличие от многих естественных и особенно технических наук в экономике, как правило, преобладает идеальное моделирование, основывающееся не на материальной аналогии объекта исследования и модели, а на аналогии идеальной, мыслимой. Идеальное моделирование можно разбить на два класса: знаковое и интуитивное.
В экономической теории обычно используется знаковое моделирование, при котором моделями являются знаковые образования, как правило, формулы и графики. При этом знаковые образования и их элементы задаются вместе с правилами, по которым можно оперировать с ними. Заметим, что к знаковым моделям относятся также слова и предложения в некотором естественном (например, русском или китайском) или искусственном языке.
Экономические модели должны в принципе отвечать ряду требований:
·   содержательность и реалистичность принятых посылок и допущений,
·   предсказательная способность,
·   возможность информационного обеспечения и верификации,
·   общность и ряд других.
Среди экономистов нет единого мнения о том, какие из этих требований «главнее». Одни считают главным требованием, которому должна удовлетворять модель, ее предсказательную способность, другие в роли такого критерия видят реалистичность принятых допущений и способность объяснить посредством модели поведение экономических агентов. Большинство же связывают предъявляемые к модели требования с той конкретной целью, для которой она предназначена.
Предсказательная способность важна для моделей, имеющих целью предвидеть результаты влияния одних экономических параметров на другие (например, влияние введения налогов на объем продаж какого-то товара). Реалистичность допущений и объясняющая способность важны для моделей, цель которых в объяснении поведения экономических агентов.
Объясняющей способностью в большей степени обладают графические модели, почему они и используются широко в педагогических целях. Вот как писал о ценности графических моделей (не только в экономике) английский математик Я. Стюарт: «Некоторые математики, может быть 10 из 100, мыслят формулами. Такова их интуиция. Но остальные мыслят образами; их интуиция геометрическая. Картинки несут гораздо больше информации, чем слова. В течение многих лет школьников отучали пользоваться картинками, потому что «они не строгие». Это печальное недоразумение. Да, они не строгие, но они помогают думать, а такого рода помощью никогда не следует пренебрегать».[[15]]
В большинстве зарубежных курсов микроэкономики, графические модели, «картинки» являются основным способом представления материала. Достоинство «картинок» в их компактности, наглядности, легкой обозримости всех взаимосвязей между переменными. Но у них есть и недостаток. Легко читаемые «картинки» двумерны, тогда как трехмерные читаются уже не так легко, а многомерных «картинок» вообще не существует. Это ограничивает до некоторой степени объясняющую способность графических моделей в экономической теории.
В микроэкономике используются модели двух типов — оптимизационные и равновесные.
При исследовании поведения отдельных экономических агентов применяются оптимизационные модели. Поэтому основные рабочие понятия имеют здесь предельный характер: предельная полезность, предельный продукт, предельные расходы, предельная выручка и т.п. Это явилось основанием для того, чтобы назвать такую методологию экономического анализа маржинализмом, а тех, кто пользуется ею, маржиналистами (от англ. Margin — предел).
Оба последних термина были введены английским экономистом Дж. Гобсоном (1858-1940) в работах «Индустриальная система» (1909) и «Труд и богатство» (1914) и носили пренебрежительный оттенок. Он сохранялся длительное время и в отечественной литературе.
Своим проникновением в экономическую теорию термин «margin» обязан двум английским экономистам — малоизвестному Т. Чалмерсу и последнему представителю классической школы Джону Стюарту Миллю, который писал: «Последние земли или капитал, примененные, по выражению д-ра Чалмерса, для предельной обработки (margin of cultivation), не приносят и не принесут ренту».[[16]]
В другом месте Милль заметил, что д-р Чалмерс объяснял явления действительности «собственным, оригинальным языком, который часто обнаруживает такие стороны истины, какие принятая фразеология склонна лишь затемнять».[[17]]
    продолжение
--PAGE_BREAK--Этот «оригинальный язык», дополненный математическим анализом, и составил стержень современного аналитического инструментария экономической теории.
Второй тип моделей — модели рыночного равновесия — используется при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами.
Обычно предполагается, что система находится в равновесии, если взаимодействующие силы сбалансированы и отсутствуют внутренние импульсы к нарушению баланса. Модели рыночного равновесия — частный случай более широкого и общего класса моделей экономического взаимодействия рыночных агентов. Они позволяют исследовать не только равновесные, но и неравновесные состояния экономики. Однако анализ неравновесных состояний обычно не включается в стандартные курсы микроэкономики.
Почему именно равновесные модели играют столь важную роль в микроэкономической теории? Дело в том, что отдельные субъекты рынка, индивидуумы (домохозяйства) и предприятия, могут оптимизировать свое положение, лишь если им известны все цены на потребляемые ими ресурсы и предлагаемые ими блага. Однако отдельный субъект обычно не может иметь определенного мнения о том, как он мог бы использовать свои средства при произвольно данном уровне цен. Практически он должен ограничиться решением: какое количество определенного товара он мог бы купить или продать при некотором изменении его цены, но при том, однако, условии, что цены всех остальных товаров остаются неизменными, «ибо только при таком предположении денежная единица имеет для него вполне ясное значение… Лучшим методом для изучения ценообразующих факторов является предположение о состоянии равновесия и о небольших колебаниях одной какой-нибудь определенной цены».[[18]]
В периоды высокой инфляции, когда абсолютные цены всех товаров быстро растут, но растут в разной степени, субъекты рыночных отношений теряют представление о значении денежной единицы. Казалось бы, в этой ситуации лежащее в основе микроэкономических моделей предположение о состоянии равновесия теряет смысл. Однако это не так.
Равновесные модели остаются и в этом случае единственным инструментарием, позволяющим аналитику выделить в поведении субъектов рынка то, что обусловлено изменением уровня цен, и то, что обусловлено изменениями их соотношений.
И точно так же модели равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением являются основой макроэкономического анализа колебаний уровня экономической активности, занятости, инфляции.
В процессе выбора, навязываемого обществу ограниченностью ресурсов, оно, как считают экономисты, сталкивается с необходимостью решения трех фундаментальных задач: что, т.е. какие товары и услуги и в каком количестве производить? как, т.е. с помощью каких ограниченных ресурсов и технологических способов производить нужные людям блага? для кого производить эти ограниченные жизненные блага?
В последнее время к этим трем фундаментальным вопросам добавился четвертый: когда будут потреблены те или иные блага или ресурсы? Будем ли мы потреблять их или сберегать? Используем ли мы наши невоспроизводимые природные ресурсы сами или сохраним их для будущих поколений? Экологический и энергетический кризис, мрачные прогнозы «Римского клуба»8 способствовали тому, что этот четвертый вопрос стал одним из важнейших с точки зрения судеб современной цивилизации, выживания человечества.

При обсуждении этих и многих подобных проблем экономисты широко
пользуются разного рода моделями, хотя и упрощающими реальную действительность, но позволяющими получать и демонстрировать в сравнительно сжатой, компактной форме определенные содержательные выводы. Попробуем с помощью простейшей модели рассмотреть основную экономическую проблему≈ что, как и для кого производить.
Предположим, что жители какой-то гипотетической страны, скажем Швамбрании, могут использовать свои природные и людские ресурсы для производства двух товаров или, лучше, двух групп товаров ≈ средств производства и предметов потребления. Построим график производственных возможностей Швамбрании (рис. 1.1).
По оси абсцисс будем откладывать количество предметов потребления (X), по оси ординат ≈ количество средств производства (У). Кривая ABCD, называемая границей области производственных возможностей, показывает максимально возможные объемы производства предметов потребления и средств производства при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка на кривой представляет определенную комбинацию этих двух видов товаров. Например, точка В представляет комбинацию XB единиц предметов потребления и YB единиц средств производства.
Рис. 1.1 позволяет получить более четкое представление о трех взаимосвязанных понятиях ≈ ограниченности ресурсов, выборе и затратах, как они интерпретируются в экономике.
Возьмем точку F внутри области производственных возможностей. Очевидно, что она означает такую комбинацию средств производства и предметов потребления, которая существенно меньше, чем могло бы производиться при полном и эффективном использовании всех ресурсов. Выбрав такую точку, мы смирились бы либо с наличием неиспользованных ресурсов (например, с безработицей), либо с низкой эффективностью их использования (например, с большими потерями, в том числе и рабочего времени). Наоборот, точка Е характеризует такой выпуск продукции, который недостижим при полном использовании наличных ресурсов и существующей технологии.
Таким образом, кривая ABCD, т.е. граница области производственных возможностей, характеризует одновременно и возможный, и желательный выпуск продукции. Именно из точек, лежащих на этой кривой и представляющих различные возможные сочетания выпуска средств производства и предметов потребления, мы и должны (в силу гипотезы о рациональном поведении) выбрать ту, которая для нас наиболее предпочтительна. Сравним точки В и С. Выбрав точку В, жители Швамбрании предпочтут производство меньшего количества предметов потребления (ХB) и большего количества средств производства (YB), чем если бы они выбрали точку С (ХC, УС)- Или, точнее, при переходе из точки В к точке С швамбраны получат дополнительно X = ОХC — ОХB единиц предметов потребления, пожертвовав для этого Y = ОYC — ОYB единиц средств производства.
Экономисты называют количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара, альтернативными затратами, или затратами отвергнутых возможностей (opportunity cost ≈ англ.). Обратим внимание, что экономист определяет затраты как потери других, альтернативных товаров и услуг, которые могли бы быть произведены с помощью тех же производственных ресурсов, тогда как бухгалтер регистрирует в качестве затрат расход самих ресурсов, точнее, их денежную стоимость.
Обратим внимание и на форму кривой ABCD. Она выпукла вправо вверх (вогнута к началу координат). Это связано с тем, что одни ресурсы могут быть более эффективно использованы в производстве предметов потребления, другие ≈ в производстве средств производства. Двигаясь по границе производственных возможностей вправо вниз и изменяя таким образом структуру производства в пользу увеличения выпуска предметов потребления, нам придется вовлекать все в большей мере сравнительно малоэффективные для их выпуска ресурсы. Поэтому выпуск каждой дополнительной единицы предметов потребления будет «оплачиваться» все большим сокращением выпуска средств производства. По мере приближения к любой из осей координат наклон кривой (к данной оси) будет увеличиваться, а значит, будут расти и альтернативные затраты.
Таким образом, рис. 1.1 позволил нам продемонстрировать такие фундаментальные экономические понятия, как ограниченность ресурсов, проблема выбора, альтернативные затраты.
Может ли общество выйти за границу своих производственных возможностей, точнее, сдвинуть ее вверх и вправо? Конечно, может. Либо за счет увеличения производственных ресурсов (открытие новых месторождений полезных ископаемых, освоение новых земель, вовлечение в производственную деятельность ранее неработавших, в том числе и иммигрантов, строительство новых предприятий), либо за счет технических и технологических нововведений.
Если новая техника, новые технологические процессы будут


внедряться одновременно и примерно в равной мере во всех отраслях, то граница производственных возможностей (рис. 1.2, а) сдвинется из положения AD в положение A1D1 и возможности выпуска и средств производства, и предметов потребления при тех же ресурсах увеличатся примерно в равной степени. И точка Е, лежащая вне прежних границ области производственных возможностей ОАО, окажется теперь достижимой.

Если же нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях, производящих средства производства, расширение области
производственных возможностей окажется сдвинутым влево, как показано на рис. 1.2, 6.
Выйти на более высокую границу производственных возможностей можно и за счет увеличения накопления, роста физического капитала общества (строительства новых предприятий). Такой переход может потребовать сокращения размеров текущего потребления, а это может привести и к поистине драматическим последствиям для жителей страны, вставшей на путь форсирования индустриализации.
Обратимся к рис. 1.3. Общество первоначально находится в точке С на кривой AD. Чтобы выйти на более высокую кривую A1D1, оно должно создать новые производственные мощности. Но для этого сначала ему придется перейти из положения С в положение В, т.е. сократить производство предметов потребления, а значит и само потребление, с ХC до XB, направив высвобожденные ресурсы на увеличение выпуска средств производства с YС до YB. Лишь введя эти новые средства производства в эксплуатацию, общество сможет перейти на более высокую границу производственных возможностей A1D1 и выбрать на ней положение Е, при котором обеспечивается больший объем производства и средств производства, и предметов потребления по сравнению с точками и С, и В.
Заметим, что объем производства потребительских товаров в точке Е превышает весь возможный объем их выпуска при полном, стопроцентном использовании на эти цели всех ресурсов, которыми располагала страна до начала индустриализации, т.е. при прежней границе производственных возможностей (точка Е лежит правее точки D).
Таким образом, выбрав намеченную нами траекторию роста своей экономики С≈В≈Е, жители Швамбрании согласились бы пожертвовать своим сегодняшним благосостоянием во имя благосостояния будущих поколений. Трагедия в том, что при отсутствии внешней помощи темпы накопления, время, в течение которого страна осуществит переход с кривой AD на кривую A1D1, как и высота последней, зависят от размеров этой жертвы и готовности принести ее.9
Заметим, что, осуществив первоначальное накопление или индустриализацию, мы могли бы двинуться из точки В не в точку Е, а в точку G, т.е. продолжать накопление капитала в ущерб текущему потреблению. Производство, таким образом, начало бы работать само на себя (или на формирование военно-промышленного комплекса), игнорируя нужды и потребности людей.
А что произойдет, если правители Швамбрании, одумавшись, решат повернуть экономику страны навстречу потребностям людей? Смогут ли они плавно перевести ее из точки G, скажем, в точку Е, двигаясь строго вдоль кривой A1D1t т.е. осуществить структурную перестройку экономики? Нет, не смогут. Ведь накопленные средства производства, предназначенные для производства новых средств производства, не могут быть, как правило, использованы для выпуска потребительских товаров. Значит, переход из точки G в точку Е будет идти по траектории, проходящей ниже дуги A1D1, и сопровождаться хотя бы временно неполной занятостью имеющихся ресурсов. Таким образом, структурная перестройка экономики в этом случае будет сопровождаться спадом производства, закрытием некоторых производств и безработицей. (Точка К на рис. 1.3 характеризует максимальный спад).
Поэтому весьма важно, кто и каким способом осуществляет от имени общества выбор положения на одной и той же границе производственных возможностей (точки В или С на рис. 1.1, G или Е на рис. 1.3). Ведь этот выбор в конечном счете и предопределяет распределение наличных ресурсов между конкурирующими или альтернативными целями.
1.3. Логическая структура курса
Структурно современная экономическая теория делится на два раздела: микроэкономику и макроэкономику.
Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов. В центре ее внимания цены и объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.
Макроэкономика исследует функционирование экономической системы в целом и крупных ее секторов. Объектом изучения ее являются национальный доход и общественный продукт, экономический рост, общий уровень занятости, совокупные потребительские расходы и сбережения, общий уровень цен и инфляция.
Микроэкономику часто называют также теорией цены, хотя она исследует лишь относительные цены, т.е. соотношения цен отдельных товаров, оставляя проблему абсолютного уровня цен макроэкономическому анализу, который иногда называют также теорией национального дохода и занятости. Схематически процесс рыночного ценообразования показан на рис. 1.4.
Можно сказать, что микроэкономика видит лишь отдельные деревья, не видя за ними леса, тогда как макроэкономика за лесом не различает отдельных деревьев. Или, иначе, макроэкономика изучает факторы, определяющие размеры «общественного пирога», тогда как микроэкономику интересуют его состав и распределение.
Оба раздела экономической теории одинаково важны для экономического образования. «Вы образованы менее чем наполовину, — заметил П. Самуэльсон, — если Вы знаете лишь один раздел, но не имеете представления о другом разделе теории».
Конечно, между микроэкономическими и макроэкономическими процессами нет китайской стены или железного занавеса. Макроэкономические процессы в значительной мере инициируются решениями отдельных экономических агентов, а эти решения в свою очередь принимаются в определенной макроэкономической среде и существенно зависят от нее. И в последнее время предпринимаются попытки представить еще один срез экономической теории — мезоэкономику (от греч. mesos — средний, промежуточный), рассматривающую традиционную микроэкономическую проблематику с учетом влияния на поведение экономических агентов важнейших макроэкономических переменных — совокупного спроса, инфляционных ожиданий и т.п.
Время покажет, насколько эти попытки окажутся успешными для теории. А сейчас спустимся на грешную землю.
Человек ограничен в своих возможностях: ограничены его физические и интеллектуальные способности; ограничено время, которое он может уделить тому или иному занятию; ограничены средства, которые он мог бы использовать для достижения желанной цели.
А ведь мир так богат и многообразен. И не только человек — все общество, даже если рассматривать его в планетарном масштабе, ограничено в своем стремлении к свободе, счастью, благополучию. И хотя за тысячелетия своей истории люди существенно раздвинули рамки этих ограничений, но и сегодня, как и в любой момент прошлого и будущего, постоянная недостаточность наличных ресурсов — главное и весьма жесткое условие, накладываемое объективной реальностью на размеры общественного и личного благосостояния и возможности их роста.
Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей.[[19]]
Очевидно, что если бы ресурсы не были бы недостаточны, не было бы и необходимости заботиться о наилучшем, оптимальном их распределении между различными нуждами, не надо было бы экономить их, повышать эффективность их использования, устанавливать какие-либо принципы распределения потребительских товаров и услуг. И нам ничего не стоило бы воплотить в жизнь лозунг-мечту социализма: «Каждому — по потребностям».
Ближайшим следствием недостаточности ресурсов является конкуренция за их использование. Это не только конкуренция между людьми за ресурсы удовлетворения их личных или групповых потребностей. Это прежде всего конкуренция между альтернативными целями, возможными направлениями использования ресурсов, хотя каждая из таких альтернативных целей может быть и персонифицирована.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Например, нефть служит сырьем для получения котельного, дизельного, реактивного топлива. В результате ее вторичной переработки можно получить исходные вещества для производства синтетических волокон, пластмасс, красителей, моющих средств и многого другого. Но и это не все. Валютная выручка от экспорта нефти и продуктов ее переработки может быть использована для закупок на мировом рынке продовольствия, медикаментов, других потребительских товаров, а также оборудования для легкой, пищевой, химической промышленности, новой техники и технологии.
И все эти альтернативные цели конкурируют за использование всегда ограниченного, а в последние годы и сокращающегося объема добываемой в стране сырой нефти. Увеличив экспорт нефти, мы должны будем сократить поставки топлива для сельскохозяйственной техники, что отрицательно скажется на объеме сельхозпродукции. Но, быть может, выручка от ее экспорта позволит нам импортировать продовольствие в объеме, перекрывающем потери от снижения урожая, или закупить нефтебуровое оборудование, чтобы в будущем увеличить добычу нефти и, значит, поставки топлива сельскому хозяйству, другим потребителям.
Таким образом, перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов распределения ограниченных ресурсов между различными конкурирующими целями. Способы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.
Экономисты исходят в своих рассуждениях из гипотезы о рациональном поведении людей.
Рациональное поведение — это поведение, направленное на достижение максимальных результатов при имеющихся ограничениях.[[20]]
Обычно предполагается, что индивидуумы максимизируют удовлетворение своих потребностей, или полезность, а предприятия — прибыль, тогда как государство призвано максимизировать нечто, называемое общественным благосостоянием.
Не нужно думать, что рациональное поведение — это непременно «правильное» поведение, скажем питание в строгом соответствии с физиологическими нормами или предписанной врачом диетой, повседневные занятия утренней гимнастикой, отсутствие так называемых «вредных привычек» или чтение душеспасительной литературы. Современного экономиста не приведут в смущение обращенные к «политико-экономам» прошлого века слова героя повести Ф. М. Достоевского «Человек из подполья»: «И с чего это взяли все эти мудрецы, что человеку надо какого-то нормального, какого-то добродетельного хотенья? С чего это непременно вообразили они, что человеку надо непременно благоразумно выгодного хотенья? Человеку надо — одного только самостоятельного хотенья, чего бы эта самостоятельность ни стоила и к чему бы ни привела». [[21]]
Для экономиста одинаково рациональным будет поведение и заядлого курильщика или чревоугодника, хотя и то и другое заведомо вредно, и вполне добропорядочного человека, всю жизнь проводящего в заботах о своем здравии.
Экономисты не претендуют на определение целей, которые должны ставить перед собой отдельные люди или общество, оставляя заботу об этом религиозным проповедникам, социальным реформаторам и политическим лидерам. Они принимают как данность те цели, которые ставят перед собой и преследуют индивидуумы. Экономистов интересует лишь то, как люди реализуют свои «самостоятельные хотенья», или субъективно понимаемые интересы в мире ограниченных возможностей, и что из этого может получиться. «Мы, — писал в 1820 г. Жан-Батист Сэй своему английскому коллеге Томасу Мальтусу, — должны только сказать обществу, как и почему такой-то факт является последствием такого-то другого. Согласится ли оно с этим последствием или отвергнет его, этого будет для него достаточно, оно знает, что ему делать, но никаких поучений». [[22]]
Такое понимание роли экономистов и экономической науки пришло не сразу. В эпоху античности и средневековья экономические проблемы рассматривались как частные вопросы прикладной этики или общего учения о справедливости, отчасти права.
На протяжении почти двух тысячелетий обсуждались вопросы о «справедливой цене», о том, позволительно ли торговать и не является ли торговля преступлением против совести и Бога, допустимо ли взимать (и платить) процент по денежным ссудам и т.п.
В XVII-XVIII вв. экономическая наука существовала преимущественно как наука о государственном хозяйстве, об экономике национальных государств, управляемых, как правило, абсолютными монархами. С полным основанием такая наука могла именоваться политической экономией. [[23]]
Даже великий А. Смит утверждал: «Политическая экономия, рассматриваемая как отрасль знания, необходимая государственному деятелю или законодателю… ставит себе целью обогащение как народа, так и государя».[[24]] Кстати, и Евгений Онегин вынес из чтения А. Смита лишь умение
… судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет,
что позволяло ему слыть «глубоким экономом».
В Германии в течение длительного времени экономические проблемы рассматривались как элемент «государственного искусства» (Staatskunst) или часть «государственной науки» (Staatswissenschaft), — для сравнения: сегодняшним эквивалентом понятия «экономика» выступает термин Volkswirtschaftslehre.
Лишь на рубеже XIX-XX вв. сформировалась чистая («никаких поучений»!) экономическая теория, или просто экономика,[[25]] как общественная наука, изучающая поведение людей и их групп в процессе производства, обмена и потребления материальных благ и услуг в целях удовлетворения своих неограниченных потребностей посредством ограниченных ресурсов.
Экономика как наука не ставит своей целью обогащение «народа или государя».
Как заметил Дж. М. Кейнс, это скорее метод, чем учение, инструмент разума, техника мышления, которая помогает тем, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям. Термин же «политическая экономия» употребляется ныне иногда лишь для того, чтобы выделить в общей экономической теории ту ее часть, которая касается изучения роли государства в регулировании экономики. Какова эта роль в действительности? Какой она могла бы быть? Удовлетворительно ли выполняет государство свои экономические функции?
На все эти вопросы пытается сегодня ответить политическая экономия.
Примечания
8 Неофициальная некоммерческая международная организация, занимающаяся исследованием глобальных проблем роста и развития. Основана в 1968г.
9 Лимитами индустриализации, считал известный в 20-30-е гг., а впоследствии репрессированный экономист Г.А.Фельдман, «могут служить лишь материальные возможности с напряжением всех трудящихся Союза на грани физической и психологической выносливости» (Плановое хозяйство. 1929. ╧2. С. 192).

Резюме:
Контрольные вопросы
1.                Что изучает экономика как наука?
2.                Что изучает микроэкономика как часть экономической теории?
3.                Почему ограниченность ресурсов вынуждает людей делать выбор?
4.                Микро- и макроэкономика, схожие черты и отличия.
5.                История возникновения и эволюция микроэкономики.
6.                Охарактеризуйте основные проблемы микроэкономики.
7.                Назовите функции микроэкономики.
8.                Дайте характеристику субъектов и объектов микроэкономики.
9.                Основные факторы производства.
10.           Особенности факторов производства.
11.           Дайте характеристику взаимоотношений между продавцом и покупателем.
12.           Дайте характеристику кругообращения товаров и денег.
13.           Дайте характеристику методов индукции и дедукции.
14.           Методы абстрагирования и допущения «при прочих равных условиях».
15.           Охарактеризовать функциональный анализ и равновесный подход.
16.           Методы статики и динамики, предельный анализ.
17.           Дайте характеристику экономических моделей и экономических переменных.
18.           Какова связь микроэкономики со вторыми экономическими и социальными науками?
19.           Что представляет собой индивидуальный экономический субъект?
20.           Какой смысл имеет позитивный и нормативный анализ в микроэкономике?
21.           Охарактеризуйте основные экономические системы. Каковы их преимущества и недостатки?
22.           Почему экономический выбор всегда сопряжен с альтернативными издержками?
23.           Как кривая производственных возможностей может быть использована для экономического анализа?

Тесты
Задачи
Основные термины и понятия
Экономика как наука, или экономическая теория, в самом широком ее понимании, изучает закономерности, присущие деятельности и отношениям людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления совокупности благ, необходимых для поддержания жизни отдельного человека и общества в целом.
Микроэкономика – это составная часть экономической теории, изучающая деятельность индивидуальных экономических субъектов: процесс разработки, принятия и реализации ими решений для достижения собственных экономических целей.
Индивидуальный экономический субъект представляет собой некий первичный (простой) элемент хозяйственной системы, который невозможно разбить на составные части в рамках (терминах) этой системы и который самостоятельно осуществляет определенные экономические функции.
Предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.
Экономические институты – устойчивые связи, правила, нормы и отношения и соответствующие им структуры, организующие и регулирующие экономическую деятельность людей.
Альтернативные издержки – это издержки на производство товара, оцененные с точки зрения потерянной возможности использования тех же ресурсов во вторых целях.
Кривая производственных возможностей — это геометрическое место точек, показывающих сочетание двух благ, которые могут быть произведены при полном использовании всех имеющихся ресурсов.
1.   
Абстракция
Обобщенное понятие, позволяющее раскрыть сущность явления, отвлекаясь от второстепенных признаков
2.   
Анализ
Метод познания – расчленение целого на части
3.   
Аналогия
Метод познания – перенос свойств известного явления на свойства неизвестного
4.   
Верификация
Процедура проверки истинности теории
5.   
Гипотеза
Неподтвержденное положение
6.   
Дедукция
Метод познания – умозаключения от общего к частному
7.   
Индукция
Метод познания – умозаключения от частного к общему
8.   
Кейнсианство
Экономическое учение 20-го века, показывающее невозможность саморегулирования экономики и обосновывающее необходимость государственного регулирования экономики
9.   
Классификация экономических наук
Система представления связи и взаимоотношений между экономическими науками по соответствующим признакам
10.                
Классическая экономическая школа
Течение 18-го века, представители которого заложили основы теории трудовой стоимости (А.Смит, Д. Рикардо, К. Маркс)
11.                
Корреляция
Систематическая и обусловленная связь между двумя видами явлений
12.                
Логическая ошибка «post hoc, ergo propter hoc»
Некорректный ход рассуждений, согласно которому одно событие, предшествующее другому, рассматривается как его причина
13.                
Маржинализм
Учение, создавшее теорию предельной полезности и предельной производительности
14.                
Меркантилизм
Экономическое учение 15-17 веков, изучавшее торговлю и денежное обращение
15.                
Методология
Учение о методе научного исследования
16.                
Микроэкономические субъекты
Любые формы экономических структур действующих максимально самостоятельно на основе свободного выбора и обмена по самостоятельно выбираемым стимулам
17.                
Монетаризм
Современное экономическое учение, уделяющее большое внимание регулированию денежного обращения и устойчивости денег
18.                
Наука
Любая область коллективного знания, выработавшая специализированную технику поиска и интерпретации фактов, формулировки и опровержения гипотез
19.                
Нормативная (предписательная или регулятивная) теория
Совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть. система правил для достижения поставленных целей
20.                
Объект экономической теории
Человек, общество, взаимодействие между людьми
21.                
Ойкономика
Наука о ведении домашнего хозяйства
22.                
Оптимизационные модели
Экстремальные задачи с ограничениями 23.                
Позитивная (дескриптивная) теория
Совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть
24.                
Правило «ceteris paribus»
Допущение, согласно которому другие факты, за исключением используемых в анализе, рассматриваются как постоянные
25.                
Предельный (маржинальный) анализ
Совокупность приемов исследования изменяющихся величин затрат или результатов при изменениях объемов производства, потребления, обмена, распределения на основе анализа их предельных значений
26.                
Предмет экономической теории
Использование людьми ограниченных ресурсов для производства благ и их дальнейшего распределения посредством обмена с целью их последующего потребления
27.                
Предмет экономической теории по К. Марксу
Отношения между людьми, возникающие по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ на различных этапах развития производительных сил
28.                
Принцип «laissez fair»
Лучшее, что может сделать любое правительство, — это не трогать предпринимателей, ограничивая вмешательство в экономике необходимым минимумом (впервые введен в экономическую теорию меркантилистами и в чистом виде нигде не реализуется)
29.                
Принципы (законы)
Обобщения, характеризующие мотивы и практику поведения индивидов и экономических институтов
30.                
Причинность (каузальность)
Необходимая связь между двумя видами явлений
31.                
Равновесные модели
Модели, объектом которых является взаимодействие противоборствующих факторов
32.                
Рациональное поведение
Целесообразная деятельность, направленная на достижение цели исходя из заданных ограничений
33.                
Синтез
Метод познания – соединение отдельных частей в единое целое
34.                
Дефальсификация
Процедура проверки ложности теории
35.                
Экзогенные факторы
Факторы используемые в модели как внешние переменные среды
36.                
Экономическая политика
Курс действий, целью которого является корректировка проблемы или предотвращение ее возникновения
37.                
Экономическое мышление
Принятие рациональных решений на основе сопоставления издержек и выгод
38.                
Эксперимент
Целенаправленное воспроизведение или имитация того или иного процесса с целью подтверждения и/или изменения ранее сформулированных гипотез
39.                
Эндогенные факторы
Факторы используемые в модели как внутренние переменные среды
40.                
Эффективность
Целесообразность использования средств для достижения поставленных целей
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ценовая политика фирмы
Реферат Бретань рождение нации V-X вв
Реферат Актуальная проблема общие инфекции человека и домашних кошек журнал "Terra Medica nova"
Реферат Струве Пётр Бернгардович
Реферат The Sandbox Essay Research Paper
Реферат Шпаргалки по истории Приднестровья
Реферат Графический метод решения задач линейного программирования
Реферат Пенсионный рынок Республики Казахстан: проблемы и перспективы развития на примере АО НПФ "Республика"
Реферат Расчёт себестоимости механической обработки детали
Реферат Основні принципи роботи на клавіатурі та з мишою
Реферат Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития
Реферат Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений
Реферат 1. Основные показатели уровня жизни и качества жизни население
Реферат Задачи, функции и система министерства внутренних дел Российской Федерации
Реферат Цель секса