Реферат по предмету "Мировая экономика"


Анализ экономических показателей предприятия 3

--PAGE_BREAK--

2. Режим работы предприятия и фонды времени

Режим работы предприятия определяется количеством рабочих дней в году, продолжительностью рабочей смены и числом смен. При пятидневной рабочей неделе продолжительность смены составляет 8 часов. Сборочно-сварочные участки (цеха) проектируются с учетом двухсменного режима работы.

Различают номинальный и действительный фонд времени. При выполнении курсовой работы определяется годовой действительный фонд времени рабочих и оборудования.

Действительный фонд времени работы единицы оборудования  рассчитываем по формуле:
, (2)
где  и  –соответственно количество рабочих дней в году с полной и сокращенной продолжительностью (предпраздничные), =246, =7;

 –коэффициент сменности, =2;

 –коэффициент, учитывающий время пребывания оборудования в ремонте, =0,94.

Тогда: .

При определении действительного годового фонда работы рабочего коэффициент  не учитывается.

Действительный годовой фонд времени работы рабочего Ф определяют по формуле:




, (3)
где Кпр =0,88 – коэффициент, учитывающий отпуск и невыходы на работу по уважительным причинам.

Тогда:  н-ч.




3. Расчет количества оборудования
Расчет потребного количества оборудования зависит от типа производства.

На участках серийного и массового производства расчетное количество оборудования  определяется по следующей формуле:
, (4)
где  – трудоёмкость годового выпуска i-го узла на j-ой операции, н-ч;

— годовой действительный фонд времени работы единицы оборудования, н-ч;

Кв – коэффициент выполнения норм, Кв =1,1;

Кпер – коэффициент, учитывающий затраты времени на переналадку,

Кпер =0,95.

Тогда расчётное количество оборудования для 1-го узла на 1-ой операции будет равно:

.

Данные расчета потребности в оборудовании сводятся в таблицу 2.
Таблица 2 – Расчет потребного количества оборудования и его загрузки

Узел и операция

Количество станков, шт

Годовая трудоемкость Тг, н-ч

Коэф. загрузки оборудов-я, Кз

Расчетное

Принятое

1

2

3

4

5

Кронштейн в сборе









Операция 1

0,141321

1

560

0,141321

Операция 2

0,141321



560



Операция 3

0,529955

1

2100

0,529955

Операция 4

1,004228

1

4970

1,004228

Операция 5

0,132489

-

525



Операция 6

0,158987

-

630



Итого

2,358301

3

9345

0,786

Кронштейн крепления рулевого механизма в сборе







1

2

3

4

5

Операция 1

0,158987

1



630

0,971586

Операция 2

0,194316

770

Операция 3

0,353304

1400

Операция 4

0,176652

700

Операция 5

0,088326

350

Операция 6

1,667062

3

6615

0,70584

Операция 7

0,450462

1785

Операция 8

0,105991

-

420



Операция 9

0,379801

-

1505



Итого

3,577198

4

14175

0,915439

Всего по участку

5,935499

7

23520

0,847928



Коэффициент загрузки оборудования по данной операции определяется по формуле:
 (5)
где   — расчетное число оборудования на данной операции;

  — принятое число оборудования на данной операции.

Для 1-го узла на 1-ой операции будет равен:






3.1 Расчет потребности в производственном персонале
Количество основных производственных рабочих, занятых непосредственно выполнением технологических операций, определяется по формуле:
 (6)
где Тг – годовая трудоемкость выпуска i-го узла на j-ой операции, н-ч;

 — действительный годовой фонд времени работы одного рабочего, ч;

Кв – коэффициент выполнения норм, Кв=1,1.

Численность основных производственных рабочих, занятых на производстве 1-го узла на 1-ой операции равна:



Расчеты потребной численности основных производственных рабочих сводим в таблицу 3.
Таблица 3 – Расчет численности производственных рабочих по участку

Узел и операция

Трудоемкость годового выпуска, н-ч

Численность рабочих, чел

Годовая программа, шт

расчетное

принятое

Кронштейн в сборе







210000

Операция 1

560

0,286818

1



Операция 2

560

0,286818

1



Операция 3

2100

0,975568

1



Операция 4

4970

2,695512

3



Операция 5

525

0,268892

2



Операция 6

630

0,322670



Итого

9345

4,786278

8



Кронштейн крепления рулевого механизма в сборе







210000

Операция 1

630

0,322670

1



Операция 2

770

0,394375

1



Операция 3

1400

0,717046

1



Операция 4

700

0,358523





Операция 5

350

0,179261





Операция 6

6615

3,38804

4



Операция 7

1785

0,914223

1



Операция 8

420

0,215114

2



Операция 9

1505

0,610824



Итого

14175

7,260076

10



Всего по участку

23520

12,0046

18





Численность вспомогательных рабочих принимаем в размере 15-20% от численности производственных рабочих. Определив общую численность вспомогательных рабочих, производим распределение их по профессиям на основании норм обслуживания.
 (7)


Расчет численности вспомогательных рабочих сводим в таблицу 4.
Таблица 4 — Расчет численности вспомогательных рабочих

Профессия

Норма обслуживания

Численность рабочих

Разряд рабочего

расчетная

принятое

Слесарь

12 станков

3,06

3

3

Уборщик

1500 м

0,26

1

1

Всего



3,32

4





Численность служащих принимается в процентном соотношении от общего числа рабочих 7-8%.

 (8)


3.2 Технико-экономические расчеты
3.2.1 Расчет стоимости основных производственных фондов и амортизационные отчисления

В стоимость основных фондов включают: стоимость зданий и сооружений, основного технологического, вспомогательного, подъемно-транспортного оборудования, инструмента, приспособлений, производственного и хозяйственного инвентаря. Стоимость зданий определяем, исходя из объёма здания и стоимости 1м3. Площадь сборочно-сварочного участка рассчитываем с учетом коэффициента Кд, учитывающий дополнительную площадь на проезды, проходы, складирование [3]. Высоту здания принимаем в размере 10м. Площадь вспомогательных и служебно-бытовых помещений принимаем в размере 25% от производственной площади. Расчет стоимости зданий сводим в таблицу 5.

п/а А-537 площадь аппарата=2,5м І. Стол сварочный площадь = 4 мІПлощадь участка А(узел№3 ):

п/а А-547 площадь аппарата = 2,5 мІ. Стол сварочный площадь = 4 мІПлощадь участка Б (узел№4 ) :
Таблица 5 – Определение стоимости зданий.

Группы помещений

Площадь, м2

Высо-та, м

Объем, м3

Стоимость за 1м3, тыс.р.

Стоимость здания, тыс.р.

А

Б

А

Б

А

Б

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Производственные

104

130

10

1040

1300

434

451360

564200

Вспомогательные

26

32,5

8

208

260

217

45136

56420

Служебно-бытовые

15,6

19,5

3

46,8

58,5

326

152

19071

Итого по участку

145,6

182



1294,8

1618,5



511752,8

639691

Всего по цеху

327,6



2913,3



1151443,8



Расчет стоимости основного технологического оборудования сводим в таблицу 6.
Таблица 6 – Расчет стоимости основного технологического оборудования.

Оборудование

Количество

Мощность, кВт

Оптовая цена, тыс.р.

З-ты на транспортировку и монтаж, тыс. р.

Балансовая стоимость, тыс.р.

Единицы

Всего

Технологическое оборудование

Узел №3

п/а А-547

3

10

30

1750

175

5775

Узел №4

п/а А-537

4

13

52

1680

168

6888

Всего

7









12663



Затраты на транспортировку и монтаж оборудования принимаем в размере 10% от отпускной цены оборудования.

Балансовая стоимость включает оптовую цену и затраты на транспортировку и монтаж.

Стоимость вспомогательного оборудования (ВО) принимаем в размере 8% от стоимости основного технологического оборудования, ВО=1013,04тыс. руб.

Стоимость подъемно-транспортное оборудования (ПТО) принимаем в размере 7% от стоимости основного технологического оборудования, ПТО=886,41 тыс. руб.

Стоимость инструментов и приспособлений (ИП) принимаем в размере 10%, а производственно-хозяйственного инвентаря (ПХИ) в размере 2% от стоимости основного технологического оборудования, ИП=1266,3 тыс. руб., ПХИ=253,26 тыс. руб.

Размер амортизационных отчислений производим по следующей формуле:
, (9)
где Фоi– балансовая стоимость i– группы основных фондов, тыс. р.;

Наi– годовая норма амортизации на полное восстановление, %.

Тогда для зданий и сооружений амортизационные отчисления будут равны:



Расчет стоимости основных фондов с учетом амортизационных отчислений сводим в таблицу 7.
Таблица 7 – Стоимость основных фондов и их амортизация.

Группа основных фондов

Норма амортизации, %

Амортизация осн. фондов, тыс.р

Балансовая стоимость, тыс.р.

Здания и сооружения

1,2

13817,33

1151443,8

Оборудование технологическое

12,4

1570,212

12663

Подъемно-транспортное оборудование

8,2

72,67

886,41

Вспомогательное оборудование

8,2

83,07

1013,04

Инструменты

20

253,26

1266,3

Производственно- хоз. инвентарь

10

25,326

253,26

Итого



15821,868

1167525,81



3.2.2 Определение материальных затрат

В состав материальных затрат включается стоимость основных и вспомогательных материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов, энергии, платежей по обязательному страхованию имущества, налогов и отчислений, прочих материальных затрат.



3.2.3 Расчет стоимости основных и вспомогательных материалов

К основным материалам относятся конструкционные материалы, сварочные материалы, электроды, сварочная проволока, флюс, присадочные материалы. Определение стоимости основных материалов производят исходя из норм расхода, программы выпуска и стоимости на 1 т материала.

Затраты на конструкционные материалы определяем по формуле:
 (10)
где Нм – расход материалов на программу, т.;

Цм – цена материалов за 1 т., тыс. руб.;

Ктз – коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные расходы, Ктз =1,05;

Цо – цена возвратных отходов за 1т., тыс. руб., равна 10% от ;

Но – отходы на программу в т.

Расчет потребности в основных материалах сводим в таблицу 8.

+7309,575+2998,8=2788696,575 тыс.р

137481,75 тыс. р



--PAGE_BREAK--3.2.4 Определение потребности участка в энергии
Важнейшей экономической характеристикой процесса сварки является расход электроэнергии. Величина этой характеристики зависит от вида сварки, КПД установки, толщины свариваемого металла, марки электрода и т.д.

Затраты на производственную энергию рассчитываем по формуле:
(14)
где Эм – плата за используемую максимальную мощность, тыс. р.;

-плата за потребляемую энергию, тыс. р.

Затраты за используемую энергию для сварки рассчитываются по следующей формуле:
(15)
где Ф – годовой действительный фонд времени работы единицы оборудования, н-ч;

W– установленная мощность сварочного оборудования, кВт;

Ко – коэффициент одновременности работы оборудования, Ко=0,65;

Кз – коэффициент загрузки оборудования;

Кп – коэффициент, учитывающий потери энергии в сети Кп=1,07;

 тыс. р.

 тыс. р.



Ээ.св. – затраты на электроэнергию для электродуговой сварки определяем по формуле:
,(16)
Тогда для узла №3:

где Эк – количество электроэнергии на расплавление 1кг. массы сварного шва, кВт-ч;

Мн – масса наплавленного металла, кг:

Цэ – цена 1 кВт*ч электроэнергии, р.

Результаты расчета затрат на производственную энергию сводим в таблицу 9
Таблица 9 — Расчет затрат на сварочную электроэнергию

Узел и вид оборудования

Эк

Норма расхода электроэнергии на 1кг наплав-го металла, кВтч

Масса наплавленого металла,кг

Расход электроэнергии, кВтч

Цена 1 кВт, тыс.р.

Затраты на годовую программу, тыс.р.

на единицу

на программу

Узел №4

6

0,069

0,414

86940

0,19

16519

Узел №3

6

0,014

0,084

17640

0,19

3352

Итого











19871



Ээ=Эм +Ээ.св=35667,87+19871=55538,87 тыс.р.

Годовой расход электроэнергии на освещение Эо определяем по формуле:
(17)
где Пос – освещаемая площадь производственных, вспомогательных и служебно-бытовых помещений, м2;

qэ– расход электроэнергии на м2, qэ=0,13кВт/м2ч;

Тос – продолжительность освещения в год, при двухсменной режиме работы Тос=2400ч.;

Код.о – коэффициент одновременности освещения Код.о=0,82.

Тогда  тыс.р.

Затраты на воду для производственных нужд  определяют исходя из норм расхода на охлаждения сварочных машин  и стоимости 1 мводы .

тыс. р

.Расход воды на бытовые нужды принимаем согласно следующих данных: для хозяйственно-санитарные нужд – 25 лна каждого работающего в смену; для душевых 40 лна работающего в смену.

Расход воды на бытовые нужды Вх определяем по формуле:
(18)


где Чппп – численность промышленно-производственного персонала, чел.;

Др – количество рабочих дней в году, Др=253.

Затраты на воду для бытовых нужд:
(19).


где Цв – затраты на 1м3 воды, тыс.р.

Годовой расход пара Рпр в тоннах на отопление рассчитываем по формуле
,(20)
где  – расход тепла на единицу объема здания, кДж/м3, принимаем с учетом вентиляции =100 кДж/м3 ч

– продолжительность отопительного сезона, =4320ч.;

О – объем здания, м3;

i– удельное количество теплоты, i=2260 Дж/кг;

.

Затраты на пар рассчитываем по формуле:
 (21)
 тыс.р.

Результаты расчета затрат на энергию сводим в таблицу 10.
Таблица 10 – Затраты на энергию.

Вид энергии

Обозначение

Сумма, тыс.р.

Производственная энергия

Ээ

55538,87

Осветительная энергия

Эо

15924,5

Вода для производстых нужд

Св.п.

73,6

Вода для бытовых нужд

Свх

76,5

Пар на отопление

Рпр

41765,89

Итого



113379,36
    продолжение
--PAGE_BREAK--3.2.5 Расчет прочих расходов
Для расчета прочих материальных затрат составляем смету в форме таблицы 11.
Таблица 11 – Прочие материальные затраты.

Наименование затрат

Метод определения затрат

Сумма, тыс.р.

1Текущий и капитальный ремонт оборудования, инструмента и приспособления

В размере 10% стоимости всего оборудования

1266,3

2 Текущий и капитальный ремонт зданий, сооружений и инвентаря

В размере 3,5 -5% стоимости зданий

46057,75

3 Содержание и возобновление малоценного инструмента и инвентаря

Из расчета 30тыс. р. на одного работающего

720

4 Расходы по охране труда и технике безопасности

Из расчета 20тыс. р. на одного работающего

480

5 Расходы по испытаниям, опытам, исследованиям, а также по рационализации

Из расчета 30тыс. р. на одного работающего

720

6 Канцелярские, почтовые, телеграфные, командировочные расходы

Из расчета 60тыс. р. на одного работающего

1440

7 Затраты связанные с переподготовкой и подгот-кой кадров

0,15 годового фонда оплаты промыш.-произв. персонала

5125

8 Прочие расходы и платежи

25тыс. р. на одного рабочего

600

Итого



56409,05


3.2.6 Расчет платежей по обязательному страхованию имущества

Платежи по обязательному страхованию имущества предприятия Сстр определяются по формуле:
 (22)
где Фоб – стоимость оборотных средств (ориентировочно 15% от стоимости основных фондов, тыс.р.);

Фо – стоимость основных фондов, тыс.р.;

Кгод – средний коэффициент годности основных фондов, Кгод=0,6;

Нстр – норматив платежей по страхованию имущества, %, Нстр=0,15%

.
3.3 Расчет затрат на оплату труда и отчислений на социальное страхование
Расчет основного фонда оплаты труда основных производственных рабочих (Зор) производим по формуле :
(23)
где Cчi– часовая тарифная ставка по каждой операции, тыс. руб.;

Тгi– годовая трудоемкость соответствующей операции, н-ч;

i– количество операций.

Тогда для кронштейна в сборе на 1-ой операции будет равным:



Часовые тарифные ставки по операциям определяем по формуле:


,(24)
где См – месячная тарифная ставка первого разряда, См=65000р.;

Кт – тарифный коэффициент соответствующего разряда;

Фм – месячный фонд рабочего времени при восьмичасовом рабочем дне принимаем равным Фм=192;

Кс – коэффициент учитывающий сложность труда, Кс=1,1.

Для 3-го разряда:

тыс.р.

Расчет сводим в таблицу 12.
Таблица 12 – Годовой фонд заработной платы основных производственных рабочих

Наименование

Тарифный разряд

Часовая тарифная ставка, тыс. р.

Годовая трудоемкость, н-ч

Годовой фонд заработной платы, тыс.р.

Кронштейн в сборе









Операция 1

3

0,503

560

281,68

Операция 2

3

0,503

560

281,68

Операция 3

3

0,503

2100

1056,3

Операция 4

3

0,503

4970

2499,9

Операция 5

3

0,503

525

264,075

Операция 6

3

0,503

630

316,89

Итого





9345

7544,53

Кронштейн крепления рулевого механизма в сборе









Операция 1

3

0,503

630

316,89

Операция 2

3

0,503

770

387,31

Операция 3

3

0,503

1400

704,2

Операция 4

3

0,503

700

352,1

Операция 5

3

0,503

350

176,05

Операция 6

3

0,503

6615

3327,345

Операция 7

3

0,503

1785

897,855

Операция 8

3

0,503

420

211,26

Операция 9

1

0,372

1505

559,86

Итого





14175

6932,87

Всего по участку





23520

14477,4



Расчет годового фонда оплаты труда основных рабочих, включаемого в себестоимость продукции сводим таблицу 13.
Таблица 13 – Расчет годового фонда оплаты труда основных рабочих, включаемого в себестоимость продукции

Наименование

Годовой фонд заработной платы, тыс.р.

Премия

Фонд осн. Зарплаты с премией

Дополнительная зарплата

Годовой фонд оплаты труда с учетом дополнительной зарплаты, тыс.р.

40%

сумма

15%

сумма

Узел №3

7544,53

40%

3018

10562,53

15%

1584,4

12146,93

Узел №4

6932,87

40%

2773

9705,87

15%

1455,9

11161,77

Итого

14477,4



5791

20268,4



3040,3

23308,7



Затраты по оплате труда вспомогательных рабочих и служащих определяем по формуле
 (25)
где Ч – численность вспомогательных рабочих и служащих;

Смес – месячные тарифные ставки вспомогательных рабочих и служащих;

n– перечень профессий, вспомогательных рабочих и служащих;

Кпр – коэффициент премиальных выплат, Кпр=1,4;

Кд – дополнительная заработная плата, Кд=1,07

Кпр.д. – прочие доплаты, Кпр.д.=1,05

Для слесарей:



Расчет затрат на оплату труда вспомогательных рабочих и служащих, сводим в таблице 14.
Таблица 14 — Затраты по оплате труда вспомогательных рабочих и служащих

Профессия

Численность

Тарифный коэффициент

Месячная тарифная ставка, тыс.р.

Коэффициент премирования

коэф. учит. доплаты

Годовой фонд оплаты труда, тыс.р.

Кд

Кпр.д

Слесарь

3

1,35

87,75

1,4

1,07

1,05

4969

Уборщик

1

1

65

1,4

1,07

1,05

1227

Мастер

2

1,9

123,5

1,4

1,07

1,05

4662

Итого

6











10858



Расчет численности работающих и годового фонда оплаты труда сводим в таблицу 15.
Таблица 15 – Общая численность, годовой фонд оплаты труда и среднемесячная заработная плата работников участка цеха.

Категория работающего

Численность

Годовой фонд оплаты труда, включаемый в себестоимость. тыс.р.

Фонд оплаты труда, образуемый за счет прибыли, тыс.р.

Общая сумма выплат рабочим и служащим, тыс.р.

Среднемесячная заработная плата, тыс.р.

Рабочие:











-Основные

18

23308,7

5741,88

29050,58

134,49

-Вспомогат.

4

6196

1148,38

7344,38

153

Служащие

2

4662

765,58

5427,58

226,149

Итого

24

34166,7

7655,84

41822,54

145,217




Отчисления на социальные нужды включают отчисления на государственное социальное страхование и отчисления в фонд занятости. Их расчет выполняем в табличной форме (таблица 16).
Таблица 16 – Расчет отчислений на социальное страхование

Категория работающего

Годовой фонд оплаты труда, включаемый в себестоимость, тыс.р.

Норма отчислений на государственное социальное страхование,%

Сумма отчислений в фонд социальной защиты, тыс.р.

Рабочие:







Основные

23308,7

35

8158,045

Вспомогат.

6196

35

2168,6

Служащие

4662

35

1631,7

Итого

34166,7



11958,345



3.4.1 Расчет суммы налогов и отчислений

В состав материальных затрат включаются следующие налоги и отчисления Снал:
Снал = Сн.з.+Сед. (26)
где Сн.з. – земельный налог;

Сед. – единый налог, который рассчитывается по следующей формуле:

где Hед. — ставка единого налога, Hед.=4%;

Зоп – годовые затраты на оплату труда, тыс.р.

 тыс.р.,

Сумма земельного налога рассчитывается исходя из ставки земельного налога и площади земельного участка, занимаемого производственным подразделением по формуле:
 (27)
 тыс.р.,

где – площадь земельного участка, занимаемого производственным подразделением; Нз — ставка земельного налога;   — коэффициент застройки (=2,3).

Материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции, сводятся в таблицу 17.
Таблица 17 – Материальные затраты

Наименование материальных затрат

Обозначение

Общая сумма затрат, тыс.р

Основные материалы

Змат

3056023,725

Вспомогательные материалы

Свс.

59330,0145

Энергия

Сэн.

113379,36

Платежи по обязательному страхованию

Сстр.

1313

Земельный налог

Сн.з.

436,5

Единый налог

Сед.

1367

Прочие материальные затра-ты

См.пр.

56409,05

Итого

Мз

3291845,15



3.5 Калькулирование себестоимости изготовления узлов
Исходя из прямых расчетов и определение общехозяйственных и общепроизводственных расходов, составляют калькуляцию изготовления узлов на участке. Расчет общепроизводственных расходов сводим в таблицу 19.


Таблица 18-Расчет общепроизводственных расходов

Наименование статей затрат

Сумма, тыс.р.

1

2

Вспомогательные материалы

59330,0145

Амортизационные отчисления на полное восстановление

15821,868

Фонд оплаты труда (ФОТ):



— вспомогательных рабочих

6196

— служащих

4662

Отчисления в фонд социальной защиты вспомогательных рабочих и служащих

3800,3

Единый налог

1367

Прочие материальные затраты

56409,05

Прочие расходы: вознаграждение за изобретательство, расходы по оплате труда и др. (принимается 10% от ФОТ вспомогательных рабочих)

619,6

Всего общепроизводственные расходы

148205,83



Сумму общехозяйственных расходов по участку (цеху) и по отдельным узлам принимаем в размере 120% от годового фонда оплаты труда основных производственных рабочих. Сводим в таблицу 20.
Таблица 19 – Калькуляция изготовления изделий на участке.

Наименование статей

Всего затрат по участку, тыс.р.

В том числе

Узел №3

Узел №4

1

2

3

4

Основные материалы

2966500,725

144271,15

2822229,575

Расходы на оплату труда основных рабочих

23308,7

12146,93

11161,77

Затраты на все виды энергии

113379,36

59085,71

54294,05

Отчисления в фонд социальной защиты основных произв. рабочих

8158,045

4251,4255

3906,6195

Единый налог от ФОТ основных произв. рабочих

932,348

458,8772

446,47

Общепроизводственные расходы

148205,83

77234,93

70970,9

Общехозяйственные расходы

177846,996

92681,92

85165,076

Итого производственная себестоимость

3438332,004

390157,9427

3048174,461

Коммерческие расходы

103149,96

11704,74

91445,23

Итого полная себестоимость

3541481,964

401862,68

3139619,695

Себестоимость изготовления одного узла



1,91

14,95



Статья коммерческие расходы включает расходы: на тару и упаковку, хранение, транспортировку продукции, погрузку ее в транспортные средства, маркетинговые расходы на рекламу, комиссионные сборы, уплачиваемые сбытом и другим посредничеством организациям (принимаются в размере 3% от производственной себестоимости).
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.