--PAGE_BREAK--Как известно, существуют четыре основные модели рынка: чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Соответствующие этим моделям типы отраслей отличаются: по количеству предприятий, входящих в состав отрасли, типу продукта; условием вступления в отрасль; возможностями контроля над ценами и другими факторами, определяющими экономические границы отрасли и эффективность ее функционирования. В развитой рыночной экономике чистая или совершенная конкуренция встречаются крайне редко. Она представляет собой абстрактную модель, используемую для анализа формирования и экономических границ. Несовершенная конкуренция представлена отраслями чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии
Отрасль совершенной конкуренции и ее характеристика
Отрасль совершенной конкуренции включает множество независимых предприятий, производящих однородную и стандартизированную продукцию. Вход в отрасль и выход из нее абсолютно свободный, информация доступна каждому предприятию. Доля каждой фирмы очень мала, поэтому ее решение о понижении или повышении цены не отражаются на рыночной цене. Контроль за ценами отсутствует и фирма «получает» заданную цену рынком или «соглашается с ней». Особенностью совершенной конкуренции является равенство предельного дохода и цены. Если рыночная цена установлена выше минимальных средних валовых издержек отдельной фирмы в отрасли, то ее задачей является получение максимума прибыли. Однако фирма имеет возможность производить продукции в случае, если рыночная цена будет ниже минимума средних валовых издержек, но не ниже средних переменных издержек. В этом случае ее задачей будет минимизация своих убытков. Если цена окажется ниже минимума средних переменных издержек, фирма предпочтет прекратить свою деятельность и выйти из отрасли. Высокие прибыли и убытки отдельных фирм характерны для краткосрочного периода, когда недостаточно времени для выхода отдельных фирм из отрасли или входа в нее новых фирм. В долгосрочном периоде экономическая прибыль привлечет новые фирмы, которые, увеличив предложение отрасли, окажут воздействие на снижение рыночной цены. В то же время длительные по времени убытки заставят ряд фирм покинуть отрасль, предложение уменьшится и цена повысится. Долгосрочное равновесие в условиях совершенной конкуренции устанавливается, когда цена равна предельным и средним валовым издержкам. В этом случае у фирм нет стимулов для расширения или сужения производства, а также входа в отрасль и выхода из нее. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят такое количество продукции, которое соответствует точке пересечения кривых рыночного спроса и предложения. Кривая предложения каждой фирмы является отрезком кривой ее предельных издержек, лежащим выше кривой средних переменных издержек. Совокупное предложение отрасли складывается из объемов предложения всех функционирующих в ней фирм. Реакция на изменение спроса быстрая и гибкая. Рынок совершенной конкуренции автоматически реагирует на изменение потребительского спроса расширением или свертыванием производства. В отраслях совершенной конкуренции достигается эффективное использование ограниченных ресурсов и на этой основе эффективность производства. Равенство в долговременном периоде цены и минимума средних издержек указывает на то, что конкурентные фирмы будут использовать наиболее эффектную из известных технологии и назначать самую низкую цену с учетом своих издержек производства. Равенство цены и предельных издержек указывает, что ресурсы будут распределены в соответствии с потребительскими вкусами. Конкурентная система цен будет перераспределять ресурсы в ответ на изменение в потребительских вкусах, технологии или запасах ресурсов с тем, чтобы поддерживать эффективность распределения ресурсов длительное время.
В тоже время следует отметить, что возможности по эффективному функционированию отрасли совершенной конкуренции имеют ряд ограничений:
1) не учитывается дифференциация доходов и потребностей потребителей;
2) не рассматриваются при распределении ресурсов в конкурентной среде побочные результаты — выгода и издержки для производства общественных благ;
3) в отрасли складываются низкие возможности и стимулы к обновлению технологий;
4) отсутствует диапазон потребительского выбора продуктов и условий для совершенствования производимых продуктов и создания новых.
Примерами отрасли с чистой конкуренцией с определенной долей условности являются сахарная промышленность (95 предприятий), авиатранспорт (102 компании), отрасли агропромышленного комплекса по отдельному типу производимого продукта (рынок зерна, подсолнечника, сахарной свеклы и т.п.).
Чистая монополия
Чистая монополия означает такие условия на рынке, когда только одна фирма производит и реализует какой-либо продукт, заменителей которого не существует. При этом доступ на рынок ограничен и осуществляется полный контроль за ценами. Таким образом, в условиях чистой монополии на рынке господствует крупное предприятие-монополист, полностью контролирующее цены. Установление чрезвычайно высоких цен сдерживается угрозой падения или отсутствия покупательского спроса. Монополист оценивает спрос и устанавливает цену на уровне, обеспечивающем наибольшую рентабельность.
Монополистами являются предприятия коммунального хозяйства, без услуг которых не может обойтись ни одно предприятие, например РАО ЕЭС. Существование естественных монополий оправдывается тем, что они наилучшим образом удовлетворяют общественные интересы. В сельской местности такими монополистами могут быть и предприятия-поставщики сельскохозяйственной техники, химических удобрений, семеноводческие и племенные хозяйства, предприятия, оказывающие ремонтных услуги.
Чистая монополия — тип отраслевого рынка, на котором: — одна фирма продает уникальный продукт, не имеющий близкого заменителя; — доступ на рынок закрыт; — фирма-монополист обладает значительным контролем над ценой на продаваемый продукт. При чистой монополии ценовая конкуренция отсутствует или ограничена.
Основные признаки монополии:
· на рынке действует только одна фирма, которая влияет на цены, регулируя предложение;
· на рынке отсутствуют идентичные виды продукции;
· контролируя рынок сырья в своей отрасли, фирма-монополист не допускает появления новых производителей.
Таким образом, рынок чистой монополии — это рынок одного продавца. Чаще всего это государственные организации, при этом государственная монополия может при помощи ценовой политики решать различные задачи:
· устанавливать цену ниже себестоимости на социально значимые товары для поддержания соответствующего уровня жизни населения;
· назначать цену с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов;
· устанавливать завышенную цену для сокращения потребления.
В случае регулируемой монополии государство разрешает фирмам устанавливать расценки, обеспечивающие получение «справедливой нормы прибыли», которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. В случае нерегулируемой монополии фирма сама устанавливает любую цену, которую сможет выдержать рынок.
Чистая монополия — тип отраслевого рынка, на котором: — одна фирма продает уникальный продукт, не имеющий близкого заменителя; — доступ на рынок закрыт; — фирма-монополист обладает значительным контролем над ценой на продаваемый продукт. При чистой монополии ценовая конкуренция отсутствует или ограничена.
Различаются по охвату, монополизации того или иного ресурса
1. Технологическая монополия – основана на монополизации уникальных новшеств, от реализации собственники получают дополнительную прибыль
2. Экономическая монополия – связана с монополизацией экономического ресурса какого-либо (земли, природных ресурсов, капитала, рабочей силы, информации – монополия частной собственности на землю приносит собственнику земельную ренту, монополия частной собственности как на объект хозяйствования приносит дифференциальную ренту. Есть дифрента первого и второго порядка. Дифрента – доход, который собственник получает с земли. Если у меня чернозём, то я получу больше денег уже. Но я могу иметь не самую хорошую землю, но не далеко от рынка сбыта)
3. Естественная монополия – связанная с монополизацией определённых видов деятельности для экономии ресурсов на масштабах пр-ва и установлении контроля над (за) ценами. В этих отраслях существование более одного производителя считается нецелесообразным. Пример: нецелесообразно в Москве создавать ещё одно метро, ещё линии передач (производство энергии).
4. Административная монополия – связана с монополизацией функции управления. Разновидности: госмонополия, ведомственная монополия
Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция — тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.
Понятие «монополистическая конкуренция» восходит к одноименной книге американского экономиста Эдуарда Чемберлина (1899-1967), опубликованной в 1933 г.
Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, ибо отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой — схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможность появления новых фирм.
Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:
а) наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);
б) свободный вход на рынок и выход с него.(отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);
в) разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например, по химическому составу);
г) совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
д) влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.
Олигополия
Термин “олигополия” применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.
продолжение
--PAGE_BREAK--Олигополия — тип отраслевого рынка, на котором несколько фирм продают стандартизованный или дифференцированный товар, причем доля каждого из них в общих продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены. Доступ на олигополистический рынок для других фирм затруднен. Контроль над ценами на таком рынке ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением случая сговора). Обычно на олигополистическом рынке действует сильная неценовая конкуренция. Различают олигополию с дифференцированным и стандартным товаром. В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Исследованию монополистической конкуренции молочной отрасли и посвящен настоящий реферат[2].
2. АНАЛИЗ ТОВАРНОГО РЫНКА ПЕРЕРАБОТКИ МОЛОЧНОГО СЫРЬЯ И ПРОИЗВОДСТВА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
Настоящий анализ товарного рынка по переработке молока выполнен:
— во исполнение поручения ФАС России (вх. №1663 от 15.09.2006) по проведению работы по актуализации информации, содержащейся в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;
— в целях определения состояния конкуренции на товарных рынках по переработки молока и производства молочных продуктов и дальнейшего осуществления контроля за экономической концентрацией на указанных рынках;
— анализа закупочных цен на молоко коровье цельное для дальнейшей переработки.
По мере того, как углубляется процесс развития рыночной экономики, деятельность предприятий и экономическая эффективность их производства все в большей степени зависят от взаимоотношений предприятий с потребителями, поставщиками и конкурентами.
В решении задач по обеспечению продовольствием населения особая роль принадлежит пищевой и перерабатывающей промышленностям, представляющим собой совокупность отраслей промышленности, одной из которых является молочная.
Методическую основу исследования составили:
1. Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утв. приказом ФАС России от 25.04.2006 №108, зарегистрированного в Минюсте 27.072006 №8121;
2. Методические рекомендации, подготовленные Управлением контроля и надзора в химической промышленности и природопользовании.
При проведении анализа в качестве исходной информации использованы:
1. Сведения хозяйствующих субъектов, осуществляющих переработку молочного сырья и производство молочной продукции;
2.Сведения Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области;
3. Программа развития молочного животноводства Белгородской области до 2010;
4. Постановление Правительства Белгородской области от 23.04.ю2004 №34-пп «О плане мероприятий по реализации стратегии развития сельского хозяйства Белгородской области»
5. Сведения Департамента Агропромышленного комплекса Белгородской области;
6. Сведения экономической периодической печати;
7. Материалы пресс-службы ФАС РФ.
Продуктовые границы товарного рынка
Продуктовые границы товарного рынка определяются, исходя из вида деятельности, возможности взаимозаменяемости услуг и товаров.
Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определено понятие продовольственного сырья.
Под продовольственным сырьем понимается сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.
Сырьем для производства молочной продукции является молоко.
Существуют различные виды молока, в том числе коровье, козье, кобылье. По данным перерабатывающих предприятий в промышленной переработке используется (поступает) в основном коровье молоко, так как другие виды молока производятся в небольших количествах и используются чаще всего населением только для собственных нужд.
Для установления принадлежности молочного сырья к классификационной группе, использовался общероссийский классификатор продукции (ОКП).
Код молочного сырья по ОКП является — 98 1912, эта товарная группа включает в себя: молоко коровье.
Молоко как продукт относится к социально значимой группе товаров. В молоке содержится свыше 100 ценнейших компонентов: до 20 сбалансированных аминокислот, почти столько же жирных кислот и сахарлактоза. Молоко включено в состав потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).
Молоко, предназначенное для промышленной переработки, должно соответствовать требованиям ГОСТа Р 52054-2003 (распространяется на молоко натуральное коровье (далее молоко), производимое для дальнейшей переработки в установленном ассортименте), ветеринарным и санитарным правилам. Молоко должно быть цельным, свежим, с минимальным количеством микробов, без дефектов вкуса, запаха, консистенции и цвета, не замороженным, плотностью не менее 1,027 г/см3.
По вопросу взаимозаменяемости сырого молока, как сырья для производства молочной продукции взаимоменяемым сырьем, согласно технологического процесса изготовления молочной продукции можно считать сухое молоко. При существующей технологии при восстановлении сухого молока, восстановленное сырье добавляется к сырому молоку. Но не все виды молочной продукции возможно изготовить из сухого молока. Например, такой продукт, как масло животное, из сухого молока изготовить не возможно.
Как показал опрос хозяйствующих субъектов, осуществляющих переработку молока, в большинстве своем данный вид сырья не является актуальным в связи с дополнительными энергозатратами на его переработку.
Основными причинами замены некоторыми молочными комбинатами сырья (сырое молоко на сухое молоко) является следующее:
¾ сезонный спад надоев молока;
¾ тенденция снижения поголовья скота, в частности молочного стада.
В ходе проведенного анализа установлено, что все действующие молокозаводы производят закупку молочного сырья для производства собственной готовой молочной продукции, либо используют молочное сырье собственного производства. Переработка молочного сырья на давальческих условиях, когда сырье и готовая продукция являются собственностью заказчика, осуществляется комбинатами крайне редко. На территории Белгородской области частично по давальческой схеме работают 3 хозяйствующих субъекта: ОАО «Содружество», Валуйское ОАО «Молоко» и ЗАО «Томмолоко». При этом заказчиками являются хозяйствующие субъекты, расположенные на территории других регионов (Воронежская и Московская области, г. Москва).
Таким образом, продуктовые границы анализируемого рынка определены как деятельность по переработке молока и производства цельномолочной продукции.
Отличительным аспектом данных рынков является также и то, что параллельно существуют два взаимосвязанных рынка переработки молока – (сырья для производства молочной продукции) и собственно переработки молока, технологический процесс которых изначально совпадает.
Географические границы товарного рынка
Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар и такая возможность отсутствует за ее пределами.
Поскольку молоко является скоропортящимся продуктом, то на географические границы исследуемого рынка влияет такой фактор, как удаленность производителя молока от предприятий переработчиков.
Как для сельскохозяйственных, так и для молочных предприятий экономически целесообразно организовать доставку молока при минимизации транспортных расходов.
В этой связи при строительстве молокозаводов в Белгородской области (строительство осуществлялось в 60-70 годы 20 — го века) за основу был взят принцип размещения их по административно-территориальным районам региона, ныне муниципальным районам. При этом необходимым условием для обращения товара (молочного сырья) являлось:
¾ развитость транспортной составляющей (наличие и состояние дорог);
¾ размещение предприятий в районном центре, который практически был связан транспортной сетью со всеми сельхозпроизводителями района;
¾ доступность перемещения товара (цельномолочной продукции) к покупателю.
В последние годы транспортные расходы по доставке молока значительно увеличились в связи с постоянным ростом цен на бензин, запчасти и т.д. Это обусловило для сельскохозяйственных производителей ограничение выбора молочных предприятий для сдачи молока.
Молоко доставляется на предприятия транспортом как сельскохозяйственных, так и молочных предприятий, поэтому сельхозпроизводителям более выгодно поставлять молоко на предприятия, расположенные на территории Белгородской области, в основном в административных границах муниципальных районов или поселений. Но как показывает опрос среди производителей и переработчиков, вследствие нехватки сырья молочные предприятия вынуждены завозить молоко и из более отдаленных населенных пунктов или других областей, однако это не является постоянным и главным критерием при доставке молока.
Другими факторами, определяющими географические границы рынка переработки молока, являются: загрузка производственных мощностей, ценовая политика, сложившиеся хозяйственные связи, инфраструктура приемки и доставки молочного сырья.
Качество молока, поступающего на молочные комбинаты, является основой производства качественной молочной продукции. Поэтому переработчики молока и его производители по возможности помогают каждый своим партнерам. Это и охлаждение молока со стороны сельхозпроизводителей (в большинстве своем сельхозпроизводители обеспечены танками–охладителями), со стороны переработчиков (строительство мелкоприемных пунктов). Такой опыт есть практически во всех муниципальных районах области.
Суммарная производственная мощность по переработке молока на молочных предприятиях, расположенных на территории Белгородской области, составляет 2022,5. тонн в год.
В таблице №2 приложения 2 приведены показатели, характеризующие мощность и коэффициент использования мощности каждым молокозаводом, а также объема переработки сырья, в том числе в муниципальном районе:
Как следует из приведенных данных в большинстве своем географические границы рынка переработки молочного сырья совпадают с административными границами Белгородской области, что позволяет отнести анализируемый рынок к региональному. В то же время отдельные предприятия, такие как ЗАО «Алексеевский молочный комбинат», ОАО Шебекинский маслозавод», ООО «ОНКЕН», ОАО «Белмолпродукт» расширяют географические границы закупок сырого молока, покупая его не только в муниципальном районе, где расположено предприятие, а по всей области и в других соседних регионах. Свыше половины предприятий осуществляют переработку молока, поставляемое от сельхозпредприятий муниципального района и поселений, где расположено перерабатывающее предприятие. При этом основным условием обращения товара на данных локальных рынках является:
¾ возможность перемещения товара к покупателю (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара;
¾ организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями.
Таким образом, рынок переработки молочного сырья в целом по Белгородской области отнесен к региональному, а в границах муниципального образования – к локальному.
Состав продавцов и покупателей
Продавцами сырья для переработки молока на данном рынке являются сельскохозяйственные предприятия – бывшие колхозы и совхозы, ныне хозяйствующие субъекты существующие в форме СПК, ЗАО, ОАО, ООО; фермерские хозяйства и хозяйства населения. Всего по Белгородской области насчитывается свыше двухсот сельскохозяйственных предприятий и пятисот фермерских хозяйств.
Покупателями молока являются перерабатывающие молочные комбинаты, сельскохозяйственные предприятия, имеющие цеха по переработке молока, а также частные предприниматели, осуществляющие деятельность по переработке молока и производства цельномолочной продукции, а именно: молоко различной жирности, сливки, цельномолочная и кисломолочная продукция, творог, сыр, масло коровье, СЦМ.
На территории Белгородской области переработкой молока занимаются 19 молочных предприятий, производящих различные виды молочной продукции. Из них наиболее крупными переработчиками молочного сырья являются 5 хозяйствующих субъекта (ЗАО «Алексеевский молочный комбинат», ОАО «Белгородский молочный комбинат», ОАО «Шебекинский маслозавод», ОАО молочный комбинат «Авида», ЗАО «Томмолоко».
Объем рынка молочного сырья
По данным Белгородстата на территории Белгородской области производство молока осуществляют 262 сельскохозяйственных предприятия различной организационно-правовой формы и 570 фермерских хозяйств.
Всеми категориями хозяйств было произведено молока:
¾ в 2005 г. — 623,4 тыс. тн.;
¾ в 2006 г. — 552,3 тыс. тн.;
¾ в 2007 г. — 515,7 тыс. тн.;
¾ в 2008 г. (9 мес.) — 446,4 тыс. тн.
На долю хозяйств населения и фермеров приходится 40,8% объема производства молока.
Отмечается постоянный спад производства молока. В указанный период производство сократилось на 17,3 %.
Сокращение производства молока произошло как в сельхозпредприятиях, так и в личных хозяйствах населения.
Основной причиной снижения объемов производства молока остается сокращение поголовья коров, которое в отчетном периоде имело место как в сельхозпредприятиях, так и в личных хозяйствах населения.
С 2006 по 2007 год поголовье крупного рогатого скота сократилось с 410,64 тыс. голов до 334,1тыс. голов или на 18,7%. Необходимо отметить, что в структуре поголовья скота по-прежнему наибольшую долю занимают сельхозпредприятия, на население и фермеров приходится 34,1% поголовья крупного рогатого скота.
Как показал опрос сельхозпроизводителей, одной из главных причин усиления тенденции сокращения поголовья коров является состояние кормовой базы. В соответствии с данными Белгородстата в 2007 году было заготовлено на 11,4% меньше, чем в 2006 году грубых и сочных кормов. Кроме того, низкое качество кормов не позволяет получить уровень молочной продуктивности коров, соответствующий генетическим возможностям используемых пород. На снижение поголовья скота влияет и такие факторы, как сохранность поголовья в связи с заболеванием животных, нехватка ремонтного молодняка и даже низкий уровень заработной платы в животноводстве.
Тенденция роста численности коров в крестьянских (фермерских) хозяйствах, а также и производства молока сохранилась, но, поскольку их доля в общем поголовье ниже на прирост это повлияло в незначительной степени.
Из общего произведенного количества молока закуплено перерабатывающими предприятиями, расположенными на территории Белгородской области:
¾ в 2006 году – 446,2 тыс. тонн.
¾ в 2007 году– 404,12 тыс. тонн.
¾ в 2008 году (9 мес.) – 333,46 тыс. тонн.
Необходимо отметить, что молоко и молочные продукты традиционно являются жизненно важным звеном в рационе жителей Белгородской области. В стоимости потребительской корзины их доля составляет 16%. На сегодняшний день на среднестатистического жителя нашей России приходится примерно 230 кг, в Белгородской области 262 кг, что почти в два раза ниже норм, рекомендованных специалистами по питанию.
Количественные показатели структуры рынка
Структура молочной отрасли Белгородской области как сказано выше сложилась еще во время плановой экономики. Область разделена на 21 муниципальный район и один городской округ. В 19 муниципальных районах имеется молокозавод. В анализируемый период переработку молочного сырья осуществляло также 19 хозяйствующих субъектов. Информацию представили 18 предприятий. Закупают переработчики молоко не только у сельхозпроизводителей, расположенных на территории муниципального района и его поселений, но и по всей территории Белгородской области, а некоторые из них и за ее пределами (Курская и Воронежская области).
Количественной характеристикой объема товарных ресурсов анализируемого рынка является общий объем переработки молочного сырья, осуществляемого в географических границах товарного рынка всеми хозяйствующими субъектами, функционирующими на данном товарном рынке, а также объем переработки молочного сырья, осуществляемого в границах муниципальных районов.
Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка являются:
¾ численность хозяйствующих субъектов, действующих на анализируемом товарном рынке;
¾ доли каждого хозяйствующего субъекта, функционирующего на данном товарном рынке;
¾ показатели рыночной концентрации.
Анализ коэффициента использования мощности, приведенный в таблице 2 показал, что в разрезе предприятий данный показатель неоднозначен и колеблется от 4% (ОАО «Молоко», Ракитянский район) до 100% (ОАО «Михайловский сыр»). Как следует из опроса хозяйствующих субъектов низкий уровень загруженности производственных мощностей, объясняется недопоставками молочного сырья из-за сокращения его производства, о чем говорилось выше. Немаловажное значение имеет и высокая степень износа материальной базы[3].
Определение доли каждого хозяйствующего субъекта на региональном товарном рынке по переработке молочного сырья в общем объеме товарного ресурса рынка Белгородской области и по муниципальным районам, а также коэффициента концентрации и индекса Герфиндаля-Гиршмана представлено в таблице 3 приложения 3.
Как видно из таблицы 3, на товарном рынке по переработке молочного сырья в целом по региональному рынку явно выраженных доминантов нет, разрыв между значениями долей хозяйствующих субъектов неравномерный, их доля в общем объеме товарного ресурса колеблется от 0,5% до 20%.
Уровень рыночной концентрации товарного рынка в целом характеризуется величиной коэффициента рыночной концентрации 3-х крупных хозяйствующих субъектов (CR3), которая составила:
¾ в 2007 году – 44,5%;
¾ 2008 год (9 месяцев)– 42,5%.
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (НН1) соответственно составил 969 и 954.
Показатели рыночной концентрации рынка молочного сырья, свидетельствуют о неравномерности действующих на данном рынке хозяйствующих субъектов, приобретающих молочное сырье для переработки, и разномасштабности их деятельности.
Если анализировать количественные показатели регионального рынка в целом, то можно сделать вывод о низком уровне концентрации, так как крупные предприятия покупают молоко во всей Белгородской области. В то же время свыше половины молокозаводов большую часть молока приобретают в своих муниципальных районах, где доля их свыше 35%.
Товарный рынок по переработке молочного сырья на локальных рынках является высококонцентрированным.
Вопросы ценовой политики анализируемого рынка
Производственные отношения между поставщиками молока-сырья и производителями молочной продукции на рынке переработки молока строятся на договорной основе по согласованию сторон с учетом спроса на произведенную продукцию и цены ее реализации.
В договоре стороны предусматривают:
¾ показатели качества молока;
¾ способ и порядок приемки;
¾ форма расчетов; ответственность сторон.
Договора имеют приложения в виде «Соглашений», предметом которых являются именно требования, предъявляемые к качеству поставляемого молока в соответствии с существующими гостами, а также «Протоколы согласования договорных цен», которые определяют цену 1 кг молока (в зачетном весе) на основании ГОСТа № 52054-2003.
Мониторинг цен за 2007 год по 18 хозяйствующим субъектам по периодам изменения приведен в таблице 3.
Анализ ценовой политики показывает, что покупатели, т. е переработчики определяют цену сырого молока. Главными критериями определения цены в процессе переговоров между сторонами договора являются:
¾ качество поставляемого молока (сортность, степень охлаждения);
¾ объем поставляемого сырья;
¾ способ доставки молока-сырья (через собственные приемные пункты сбора молока, доставка собственным транспортом перерабатывающего предприятия или сельхозпроизводителя, сбор молока у подворий личного подсобного хозяйства (ЛПХ) молокоперерабатывающими предприятиями или через договора с индивидуальными предпринимателями, занимающимися сбором молока у населения, наличие танков-охладителей);
¾ сезонность.
Наиболее значительным фактором определения цены в анализируемом рынке является сезонность производства сырья. В течение года кривая производства молока-сырья, зависящая от генетических особенностей животных, выглядит следующим образом:
¾ январь, февраль – стабильное производство с тенденциями к увеличению;
¾ март, апрель, май – поступательное увеличение производства;
¾ август – резкое снижение производства;
¾ сентябрь, октябрь, ноябрь – поступательное снижение;
¾ декабрь – стабилизация производства.
В этой связи, в весенне-летний период в связи с увеличением объемов производства сырого молока закупочные цены на молоко понижаются, а в осенне-зимний период повышаются, т.е. повышение цен наблюдается с ноября по февраль, а, начиная с марта, идет снижение цены. Наименьшая цена отмечена в июле месяце. При этом закупочная цена дифференцируется и по сортности молока и по категориям сельхозпроизводителей. В каждом конкретном случае перерабатывающие предприятия действуют по конкретной ситуации. Молоко высшего сорта оценивается по самым высоким ценам. Высокая цена на молоко устанавливается не только для сельхозпредприятий, но и для молокозаводов, которые поставляют на молокозаводы высококачественное подготовленное молоко для дальнейшей переработки. Некоторые молокоперерабатывающие предприятия формируют закупочные цены, используя свое исключительное положение. При этом такая закономерность отмечается по ряду молокозаводов.
Цены на молоко в Белгородской области дифференцированы помесячно, т.е. основным критерием является сезонность производства сырья, при этом наиболее высокие цены отмечаются в феврале-марте, самые низкие в июле-августе. Самые низкие цены отмечены в Курской области. В Белгородской области в период наибольшего спада надоев отмечены самые высокие закупочные цены.
Формирование себестоимости и цен реализации молочной продукции
Формированием себестоимости и цен на молочную продукцию, как и закупочных цен на сырое молоко предприятия занимаются самостоятельно.
Как следует из опроса переработчиков, за основу принимается анализ рынка цельномолочной продукции, который предприятие в силу своих возможностей осуществляет постоянно, изучая спрос и предложение, а также анализ закупочных цен на молоко, проводимый как самим перерабатывающим предприятием, так и департаментом агропромышленного комплекса администрации Белгородской области.
Порядок формирования себестоимости состоит из следующих этапов:
1.Определение сырьевой себестоимости, а именно определение стоимости сырья;
2.Определение производственной себестоимости (отнесение прямых производственных затрат на сырьевую себестоимость продукции);
3.Определение полной себестоимости (отнесение косвенных затрат).
Цена реализации определяется в конечном итоге как сумма слагаемых: себестоимость + рентабельность + НДС.
В связи с сезонностью производства молоко-сырья в период снижения его поставок, нехватка молока по ряду предприятий восполняется методом восстановления его из сухого молока. Из смеси сырого молочного сырья и восстановленного молока вырабатывается целый ряд молочных продуктов. Однако как считают переработчики данный метод в связи с высокой энергоемкостью является невыгодным для переработчиков и используется в основном в период острой нехватки молокосырья. Кроме того сухое молоко используется и в сухом виде при производстве кефира, бифидоков, сметаны, спредов, йогуртов, майонеза с целью улучшения потребительских свойств готовой продукции.
Одновременно с вышеприведенным присутствует также и такой момент, как максимальное увеличение производства молока из-за снижения покупательской активности потребителя на рынке готовой продукции. В этой связи возникает так называемая проблема «лишнего молока». Чтобы это условно «лишнее молоко» принять и переработать, молочные заводы, комбинаты идут на определенные издержки, связанные с закладкой этого молока в продукты с «длинным» сроком реализации (масло, сухое молоко, сыры и т.д.).
С учетом изложенного и в виду того, что молоко является быстро портящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы финансовые вложения, которыми практически все сельхозпроизводители не обладают, производители сырого молока не имеют возможности воздействовать на цену сдаваемого ими молочного сырья и поэтому цены на молочное сырье устанавливают переработчики, а не производители. В анализируемом периоде нарушений порядка ценообразования при установлении закупочных цен не выявлено.
Качественные показатели структуры товарного рынка
Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка являются:
¾ наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;
¾ открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.
В результате исследования рынка переработки молока установлено следующее:
Государственная и региональная политика
Региональная политика Белгородской области направлена на дальнейшее наращивание продукции сельского хозяйства и повышение его эффективности, что определено постановлением Правительства Белгородской области от 23.04.2004 №34-пп «О плане мероприятий по реализации стратегии развития сельского хозяйства Белгородской области». Указанным постановлением предусмотрено увеличение производства молока во всех категориях хозяйств к 2010 году до 1 млн. тонн в год. Приоритетным направлением считается организация крупных специализированных предприятий по производству молока.
В 2006 году во исполнение постановления №34 принято постановление правительства Белгородской области от 21.12.2006 №265-пп «Об областном проекте «Развитие молочного животноводства» до 2010 года». Главным направлением в развитии молочного животноводства Белгородской области является повышение качества продукции за счет строительства новых и реконструкции действующих ферм и комплексов с внедрением новых технологий, оборудования и техники.
Участниками реализации указанного Проекта будут являться крупные индустриальные агрохолдинговые компании и многоотраслевые сельскохозяйственные организации по производству молока, а также предприятия, у которых производство молока не является профильным.
Источники финансирования и меры государственной поддержки участников указанного Проекта предусматривают использование механизма частногосударственного партнерства в таких формах как:
¾ субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам (из федерального и областного бюджетов);
¾ обеспечение подведения внешних инженерных сетей газа и энергоснабжения, подъездных путей и благоустройство территорий с твердым покрытием за счет областного бюджета;
¾ предоставление льгот по уплате налога на имущество, создаваемое при реализации инвестиционных проектов по строительству объектов молочного животноводства.
В 2007 году постановлением Правительства Белгородской области от 26.01.2007 №19-пп «О поддержке развития молочного животноводства» из областного бюджета выделяются дотации с целью обеспечения обновления дойного стада.
В целом рынок молочного сырья полностью открыт для межрегиональной торговли. Подтверждением открытости рынка молочного сырья является отсутствие административных барьеров при его передвижение между регионами.
Степень зависимости операций на рынке
Федеральная антимонопольная служба возбудила против ведущих переработчиков молока дело о нарушении закона о защите конкуренции. Компании «Данон индустрия», «Вимм-билль-данн продукты питания», «Эрман» и «Кампина» заподозрены в сговоре на рынке закупок молока. Падение закупочных цен эксперты объясняют мировой конъюнктурой и снижением спроса. Для спасения же молочного животноводства в России, работающего в кризис на грани рентабельности, одних действий ФАС недостаточно[4].
Дело возбуждено Управлением Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Белгородской области по информации министерства сельского хозяйства, которое проинформировала ФАС, что перечисленные переработчики снизили закупочные цены на молоко. На них приходится закупка и переработка около 90% молока в области.
В ходе проверки ФАС было установлено, что компании в декабре 2008 года одновременно снизили закупочные цены на молоко на 4-5 руб. (25-26%), ниже уровня рентабельности его производства. Кроме того, компании отказываются от заключения договоров с новыми поставщиками.
Областным УФАС России оперативно было проведено рабочее совещание по вопросу снижения закупочных цен на молоко переработчиками молока с участием представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия и производителей молока[5].
По имеющейся информации компании ООО «Данон индустрия», ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», ООО «Эрман» и ООО «Кампина» осуществляют деятельность на одном товарном рынке, а именно на рынке по закупке и переработке молока. При этом указанные компании осуществляют закупку и переработку около 90 % молока, производимого на территории Московской области.
По представленной Министерством сельского хозяйства и продовольствия информации компании ООО «Данон индустрия», ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», ООО «Эрман» и ООО «Кампина»:
¾ с декабря 2008 года одновременно снизили закупочные цены на молоко на 4-5 рублей (25% — 26 %);
¾ отказываются от заключения договоров с новыми поставщиками — производителями молока;
¾ установленная закупочная цена на молоко ниже уровня рентабельности его производства.
На основании изложенного Московским областным УФАС России в отношении ООО «Данон индустрия», ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», ООО «Эрман» и ООО «Кампина» возбуждены дела:
¾ о нарушении ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части осуществления согласованных действий на рынке по закупке и переработке молока на территории Московской области, выразившиеся в установлении и поддержании цен на закупаемое молоко и разделе товарного рынка по составу продавцов;
¾ о нарушении ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления и поддержания монопольно низкой цены на закупку молока.
Конъюнктура
В сегодняшних условиях рынка говорить о сговоре между производителями, где бы жестко устанавливались цены, не приходится, считает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Татьяна Рыбалова. По ее мнению, закупочные цены снижены вслед за падением цен на молоко в Европе и падением спроса в рознице, обусловленным снижением реальных доходов населения в связи с кризисом.
В отличие от Европы, где молочники бастуют с весны, в России нет перепроизводства молока в целом. По итогам 2008 года производство продукта в России выросло всего на 1,1% к предыдущему году, а за пять месяцев нынешнего оно и вовсе упало на 0,4%. И если европейские животноводы добиваются введения квот на производство молока, то их российские коллеги этого не требуют.
Переработчики координируют цены, но у них слишком разные экономические интересы. К примеру, "Данон", по данным Рыбаловой, традиционно покупает самое дорогое сырье по высоким ценам. "Молочное животноводство оказалось в кризис в очень тяжелых условиях, поэтому правительству хочется найти виноватого", — замечает Рыбалова[6].
Уровень себестоимости
В 2008 году закупочные цены на молоко в среднем по России составляли 16-17 руб. за литр, сегодня — 8 руб. за литр. Это на уровне себестоимости или чуть ниже, говорит эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка. На деле закупка в каждом регионе колеблется. Соответственно также колеблется и себестоимость от 5 до 9 руб. за литр. В выигрышной ситуации находятся производители молока высокого качества — его по-прежнему не хватает.
Самая тяжелая ситуация у отсталых хозяйств, и тех животноводов, кто набрал кредиты для постройки новых ферм и модернизации производства. В этой ситуации некоторые молокопроизводители приноровились сами разливать молоко на своих мощностях, что дает существенную экономию. Многие хозяйства перешли на более дешевые корма — в себестоимости молока они занимают 50%. Но это не выход, тем более, что получаемого в результате низкокачественного молока в стране образовался переизбыток.
Молоко в навоз
Продавать его ниже себестоимости хозяйства не хотят. Так, крупнейшие производители молока Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев 31 июля произвели слив произведенного продукт в навоз. Тем самым они хотят выразить протест против «необоснованно низких закупочных цен на молоко». Животноводы требуют государственных дотаций, в противном случае не исключая, что коровы пойдут под нож.
Правительство весной временно закрыло импорт сухого молока, что должно было подстегнуть цены на российское сырье. Многое будет видно осенью, когда, как ожидают эксперты, даст о себе знать сокращение объемов производства молока. Молочный протекционизм — один из рычагов поддержания отрасли, говорит Рыбалова, но ситуацию это не спасет: нужно стратегическое государственное решение. Одних действий ФАС для спасения молокопроизводителей мало, считает Рыбалова: государство должно поощрять их экономическими мерами.
продолжение
--PAGE_BREAK--2. ОЗДОРОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА МОЛОКА
Способы оздоровления российского рынка молока просты. Для того, чтобы повысить долю прибыльных предприятий, стимулировать технологическую модернизацию производств и сократить «нездоровые» сезонные разрывы объемов и цен, нужно хотя бы на 5-10 лет обеспечить стабильное развитие отрасли.
Эксперты «РусБизнесНьюс» уверены, что временные хирургические операции в виде интервенций вряд ли будут эффективны.
Правительство России намерено в 2010 году провести государственные закупки молока и молочной продукции. Об этом в начале октября заявил премьер-министр Владимир Путин, а за ним подтвердила министр сельского хозяйства Елена Скрынник. До 1 декабря Минсельхоз РФ должен разработать порядок проведения интервенций. Пока известно, что стартуют они в период «большого молока» — весной будущего года. Власти намерены закупить у аграриев продукцию, имеющую срок хранения до 8 месяцев. Речь идет о сливочном масле, ультрапастеризованном молоке, сырах. По предварительной информации, на молочные интервенции Правительство России намерено выделить около 2,8 миллиардов рублей. Еще 300 миллионов планируется направить на хранение продовольствия. Однако на каких условиях будут закупаться товары, в каком объеме и соотношении, где храниться и каким образом реализовываться — пока неясно.
По замыслу властей, интервенция должна нивелировать сезонные колебания цен на рынке молока. В период традиционного сезонного перепроизводства (весной-летом) излишки будут закупаться в продовольственный фонд, и возвращаться на рынок в осенне-зимний период, когда объемы производства традиционно падают, а спрос растет. По мнению чиновников, такая мера обеспечит стабильную доходность сельхозпредприятий в течение всего года. И в конечном результате — сократит долю убыточных хозяйств[7].
Действительно, сегодня в России существует определенный дисбаланс производства молока в весенне-летний и осенне-зимний периоды. По данным Молочного союза России, традиционно в первой половине года по сравнению со второй объемы производства вырастают на 50%. Последние несколько лет молочники получают в январе около 1 миллиона тонн продукции, в июне — до 1,5 миллионов, а к ноябрю-декабрю ежемесячное производство вновь снижается до 0,9-1 миллиона тонн. При этом сезонный ценовой разрыв составляет от 5 до 20%.
По данным статистики, с января по август 2009 года в Белгородской области стоимость молока-сырья упала на 6,6%. Но с начала осени, по словам начальника отдела пищевой и перерабатывающей промышленности регионального АПК наблюдается еженедельное повышение рыночных цен на 15-20 копеек. В середине октября -2009 оно закупалось по 9,5-11 рублей за литр.
По некоторым оценкам — с нулевой рентабельностью или себе в убыток работает около половины всех сельхозпредприятий, производящих молоко. Неэффективный бизнес приводит к сокращению поголовья стада. Как сообщили «РусБизнесНьюс» в Минсельхозе России, с 1990 года поголовье коров в стране сократилось в 2,2 раза. Ежегодные объемы производства молока упали на 24 миллиона тонн. Вместе с тем доля молочного импорта, по данным Росстата, достигла 16,5 %. Основными поставщиками продукции являются страны СНГ: например, за счет низкой себестоимости производства молока белорусская продукция на российском рынке более конкурентоспособна.
В 2009 году правительство России неоднократно пыталось ввести заградительные меры для «оккупантов»: повышались пошлины, изменялся технический регламент, вводились прямые запреты на поставки для ряда заводов. Однако отечественные производители молока пока ни по объему, ни по качеству продукции не могут обеспечить полное импортозамещение[8]. По заявлению представителя одного из крупнейших мировых производителей молочных продуктов, российское молоко уступает импортному по содержанию в нем жира и белка. Так, в Европе средняя жирность — 4,2%, содержание белка — 3,3%, а в России соответственно 3,6% и 2,9%.
Российские молочники, в отличие от чиновников, говорят о том, что главная причина высокой доли неэффективных предприятий вовсе не в сезонности производства. Наиболее яркий пример: в Свердловской области весенне-осенний «разрыв» составляет всего 10-12%. При этом, как сообщили «РусБизнесНьюс», по результатам работы в январе-июне 2009 года доля убыточных предприятий увеличилась на 25%.
Основная причина низкой рентабельность молочных ферм — неравнозначное соотношение затрат на производство и закупочных цен со стороны перерабатывающих предприятий. Как сообщили «РусБизнесНьюс» в некоторых фермерских хозяйствах, сегодня себестоимость производства литра молока составляет порядка 12-13 рублей. В структуре затрат около 50% приходится на корма, 18-20% — на заработную плату. В последние годы существенно выросла доля затрат на электроэнергию. По словам заместителя генерального директора ОАО «Молочный Комбинат Кристалл» Виталия Дунина, раньше плата естественным монополиям в себестоимости составляла доли процентов. Сейчас на платежи за электроэнергию, тепло, газ приходится от 5 до 10% в цене молока. При этом закупочные цены на сырье колеблются от 7 рублей до 10 рублей.
До сих пор разрыв между затратами и выручкой аграриям компенсировали областные и федеральные власти. В регионах, где применялась дотационная поддержка, субсидии на 1 литр молока составляли от 1,5 до 3,5 рублей. Однако в связи с кризисом некоторые региональные власти были вынуждены сократить расходы бюджета, в том числе, за счет статьи поддержки животноводства. «В бюджете Белгородской области на 2009 года изначально предполагалось выделить 1,161 миллиард. В том числе эти деньги должны были быть направлены на субсидирование производства молока — 3 рубля на литр. Однако в мае финансирование приостановилось. Деньги за июнь мы ждали почти до конца лета. А в октябре в бюджет была внесена поправка, согласно которой поддержка животноводства была сокращена до 714 миллионов рублей. Получается, что нам компенсируют только затраты на молоко, проданное за январь-июль. Все остальное мы производили себе в убыток», — говорит исполнительный директор Союзов животноводов Елена Стасова.
Кроме того, производители сельхозпродукции до сих пор не могут дождаться 486 миллионов из обещанного 561 миллиона рублей на компенсацию затрат технического перевооружения хозяйств. По словам Е. Стасовой, в 2008 году региональные власти отобрали ряд проектов модернизации, которым была обещана финансовая поддержка. Аграрии взяли кредиты, приобрели технику и оборудование. Но денег от властей до сих пор так и не дождались. Кредитные обязательства и отсутствие субсидий может поставить многих производителей на колени. Тогда обещанные к весне интервенции опоздают — аграриям придется резать скот, чтобы расплатиться с банками.
Опрошенные «РусБизнесНьюс» фермеры в один голос заявляют: не нужно выдумывать малоэффективные способы оздоровления рынка. Пусть даже минимальные, но стабильные компенсации дельты между затратами и выручкой в производстве молока позволят фермерам строить долгосрочные планы развития бизнеса, выстраивать его с учетом предсказуемых факторов. «Для сельского хозяйства очень важна стабильность. Нужны понятные, системные правила игры. Хотя бы на 5 лет вперед, — говорит Е. Стасова. — Создание одного скотоместа стоит порядка 250 тысяч рублей. Комплекс на 1200 голов обойдется более чем в 300 миллионов. Окупаемость проектов очень длительная, и вкладываться в строительство новых комплексов, как и в модернизацию старых, в условиях „финансовой турбулентности“ никто не решится. А обновление хозяйств нам жизненно необходимо. Сегодня более 80% ферм области находятся на очень низком уровне развития».
Наиболее яркий пример прямого эффекта стабильной поддержки животноводов за счет компенсации ценового «разрыва» — в Тюменской области. Весь 2009 года аграрии без сбоев получают от 3 до 3,5 рублей за литр реализованного молока. Это позволяет им не только вернуть затраты, но и вкладывать деньги в развитие. В результате внедрения новых технологий сезонный разрыв в объемах производства молока сокращен до минимума, динамика увеличения надоев и реализации продукции — самая высокая в Уральском федеральном округе. Убыточных ферм в регионе практически не осталось — они либо канули в лету, либо перешли под управление более эффективных собственников. При этом только в ноябре этого года в регионе будут открыты 2 новые фермы на 400 и 1 200 голов. Тюменская область сегодня на 100% обеспечивает себя молоком. А к 2012 году правительство намерено на 30% увеличить объемы производства и стимулировать экспансию местных производителей на рынки соседних регионов.
Очевидно, что единовременные государственные закупки молочной продукции ситуацию на рынке не изменят. Сегодня в России, по данным Министерства сельского хозяйства, доля ферм с современным оборудованием не превышает 15%. В условиях дефицита бюджетов деньги нужно направить на поддержку конкурентоспособных предприятий, а не пытаться вытянуть из болота всех без разбора. Поэтому в данном случае изъятие с рынка «лишнего» сырья выглядит как хирургическая операция, а не системная работа по профилактике заболеваний.
По словам председателя правления Национального союза производителей молока (СОЮЗМОЛОКО) Андрея Даниленко, лидеры перерабатывающей отрасли, понимая возможность необратимого сокращения производства, ввиду отсутствия экономических стимулов у производителей, начали постепенное повышение закупочных цен на сырое молоко. Поэтому, скорее всего, худший период для производителей молока уже позади, но еще рано говорить о рентабельном производстве молока в стране. Дальнейшее повышение закупочных цен на сырое молоко не должно существенно отразиться на конечной цене готовых молочных продуктов для потребителей, так как речь идет о внутреннем процессе перераспределения доходов между торговлей, переработчиками и производителями молока. Мировой экономический кризис показал всему миру, что должен существовать разумный компромисс между рыночными отношениями и государственным контролем, гарантирующим соблюдение правил справедливой конкуренции. Поэтому сочетание нового закона о торговле, антимонопольного законодательства, нового техрегламента на молоко и молочную продукцию и программы молочных интервенций должно способствовать созданию экономически выгодных условий для всех участников рынка, в первую очередь, для потребителей[9].
Одной из причин острой ситуации в молочном хозяйстве Андрей Даниленко видит в традиционной для России проблеме сезонности производства молока (в летний период объемы производства молока увеличиваются на 30-50 процентов). Решить эту проблему, по его мнению, помогут государственные молочные интервенции, которые будут проводиться уже со следующего года. Государство будет скупать излишки молока у производителей в летний период перепроизводства и превращать их в товар — сухое молоко, ультрапастеризованное молоко, масло, твердые сыры, который можно продать по рыночной цене в зимний период нехватки молока. Таким образом, можно предотвратить резкий перекос закупочных цен на сырое молоко у производителей, тем самым сохраняя стабильность технологического процесса, особенно важного в молочном производстве для сохранения его качества и минимальной себестоимости. Кроме этого, часть объемов закупленной продукции можно использовать для развития социальных программ бюджетной сферы, таких как «Школьное молоко», молоко для армии и пр. (молоко для населения за счет государственных средств). Такие программы направлены на увеличение уровня потребления молока населением, что, в конечном счете, сказывается на здоровье всей нации. А также для успешного проведения интервенций необходимо дать потребителю достоверную информацию обо всех объектах молочных интервенций, чтобы не повторить ситуацию с дискредитацией сухого молока из-за искажения данных о продукте. Важно, чтобы общество понимало, все объекты интервенций — это натуральные, молочные продукты высокого качества.
продолжение
--PAGE_BREAK--ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ рынка переработки молочного сырья показал, что:
1. Продуктовыми границами исследуемого рынка является деятельность по переработке молока.
2. Продавцами (поставщиками молочного сырья) на данном рынке в основном являются сельскохозяйственные предприятия, а также фермерские хозяйства и хозяйства населения, а покупателями – перерабатывающие предприятия — молочные комбинаты, осуществляющие деятельность по переработке молока и производства цельномолочной продукции.
3. Географические границы рынка переработки молочного сырья совпадают с административными границами муниципальных районов Белгородской области, что позволяет отнести анализируемый рынок не только к региональному, но и локальному.
4. Количественные показатели, характеризующие структуру анализируемого товарного рынка переработки молока, позволяют сделать вывод о разной степени развитости конкурентной среды на указанных рынках. На региональном рынке сложился низкий уровень концентрации, так как крупные предприятия покупают молоко во всей Белгородской области. В то же время свыше половины молокозаводов большую часть молока приобретают в своих муниципальных районах, где доля их свыше 35% и локальные товарные рынки по переработке молочного сырья является высококонцентрированными.
5. Молоко является быстро портящимся продуктом и для осуществления его переработки необходимы финансовые вложения, поэтому цены на молочное сырье устанавливают переработчики.
В большинстве своем производители молока не имеют возможности влиять на цену сдаваемого ими молочного сырья.
6. Рынок молочного сырья открыт для межрегиональной торговли.
Случаев отказов перерабатывающими молочными предприятиями в заключении договоров на закупку молока не выявлено.
В то же время увеличение затрат на транспортировку молочного сырья обуславливает сельхозпроизводителей к необходимости ограничения выбора молочных предприятий для сдачи молока. Это обстоятельство и привело к сужению в ряде случаев географических границ рассматриваемого рынка. Молочные предприятия в основном принимают молоко от хозяйств района своего местонахождения и близлежащих, так как транспортировка молока на дальние расстояния при отсутствии танков охладителей или приемных пунктов приводит к ухудшению качества молока, а сельхозпредприятия также из-за высоких транспортных затрат в большинстве своем поставляют молочное сырье на предприятия своего муниципального района.
В качестве негативных аспектов во взаимоотношениях между сельхозтоваропроизводителями молочного сырья и перерабатывающими организациями можно отметить следующее:
¾ не достаточная развитость рыночной инфраструктуры, а именно (нехватка специальных транспортных средств и специального холодильного оборудования для охлаждения молока);
¾ сезонные колебания цен, что в какой-то мере снижает заинтересованность хозяйств-производителей молочного сырья в наращивании объемов производства продукта.
Развитие интеграционных процессов между сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями в экономике АПК Белгородской области и в частности молочного животноводства, намеченное на период до 2010 года и предусматривающее увеличение производство молока с использованием новейших технологий, позволит улучшить его качество и снизить себестоимость. Установить равные условия конкуренции, что в конечном итоге положительно повлияет на весь рынок производства молокосырья и цельномолочной продукции.
Предлагается:
В целях осуществления контроля экономической концентрации, недопущения ограничения или устранения конкуренции, для осуществления контроля за рыночным поведением хозяйствующих субъектов, действующих на рынке по переработке молока:
1. Внести изменения в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов» в связи:
1. С изменением информации о товарном рынке, т.е. продуктовых и географических границ товарного рынка, а именно:
¾ продуктовые границы принять по коду вида экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором (ОКВЭД) -15.51 — «переработка молока»;
¾ географические границы – Белгородская область и конкретные муниципальные районы;
2. Исключить из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов» хозяйствующие субъекты, имеющие долю на рынке по переработке молока ниже тридцати пяти процентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Данилов Т.П. Некоторые проблемы развития кооперации и интеграции в АПК РФ в условиях рынка. – М: Альфа, 2006. – 423 с.
2. Конъюнктура аграрного рынка (ИКАР) gde24.ru/company/card/BgGrb-Ahg07SITaNxy2dYRWg-A/
3. Кузнецова Ю.В. Организация продвижения молочной продукции на российский и региональные рынки Региональные проблемы науки и образования regionsar.ru/node/227?page=0,1
4. Молинформ информационно консультационный центр Все о молочной индустрии www.d2d.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=30&Itemid=59&limit=8&limitstar
продолжение
--PAGE_BREAK--