--PAGE_BREAK--Таблица 3. Анализ структуры рынков сбыта и их доходности
По результатам этого анализа выделяют четыре категории товаров:
«звезды», которые приносят основную прибыль предприятию и способствуют экономическому росту;
«дойные коровы» — переживают период зрелости, в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль, которая используется на финансирование «трудных детей»;
«трудные дети» — это, как правило, новые товары, нуждающиеся в рекламе, в продвижении на рынок, не приносят пока прибыли, но в будущем могут стать «звездами»;
«мертвый груз» или «неудачники» — нежизнеспособны, не способствуют экономическому росту, не приносят прибыли.
Такая группировка продукции предприятия позволит выбрать правильную стратегию, направленную на финансирование
«трудных детей», которые в ближайшее время могут стать «звездами», в поддержке достаточного количества «звезд», которые призваны обеспечить долгую' жизнь предприятия, и «дойных коров», способствующих финансированию «трудных детей».
При этом нужно учитывать, на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на отдельных сегментах рынка.
а) нулевая стадия характеризуется изучением и апробацией идеи разработки нового товара, а потом и самого товара;
б) первая стадия (выпуск товара на рынок и внедрение), на которой выясняется, будет ли товар иметь успех на рынке. Прибыль на этой стадии невысока, так как значительные средства идут на амортизацию исследований, продвижение товара на рынок;
в) вторая стадия (рост и развитие продаж), на которой товар начинает приносить прибыль, он быстро покрывает все издержки и становится источником прибыли, хотя требует еще больших затрат на рекламную поддержку его продвижения на рынке;
г) третья стадия (зрелость) — товар имеет стабильный рынок, пользуется спросом и приносит регулярный доход, т.е. находится в самом прибыльном периоде, так как не требует затрат на продвижение на рынок, а только на рекламную поддержку его «известности»;
д) четвертая стадия (насыщение и спад), на которой сначала объем продаж существенно не изменяется, а затем резко сокращается по предсказуемым и непредсказуемым причинам: товар, не претерпевающий никаких изменений, надоедает потребителям, или же исчезает потребность, которую он призван был удовлетворять. Искусство состоит в том, чтобы вовремя уловить и предвосхитить спад спроса на изделие путем его совершенствования или замены другим.
На анализируемом предприятии «звездами» в настоящий момент являются все изделия приносят наибольшую прибыль и имеющие высокий уровень доходности. Несмотря на то, что рынок алкогольной продукции, особенно в г. Минске испытывает сильную конкуренцию, особенно в области торговли водкой.
Результаты анализа должны помочь руководству предприятия разработать ассортимент товаров в соответствии с его стратегией и требованиями рыночной конъюнктуры. На анализируемом предприятии планируется увеличить производство новых видов продукции водка «Княжна», коньяк «Корсар» и других, от реализации которых предприятие в будущем надеется получить высокие доходы.
В процессе полного и детального анализа необходимо также выявить реальных и потенциальных конкурентов, провести анализ показателей их деятельности, определить сильные и слабые стороны их бизнеса, финансовые возможности, цели и стратегию конкурентов в области экспансии на рынке, технологии производства, качества продукции и ценовой политики. Это позволит предугадать образ их поведения и выбрать наиболее приемлемые способы борьбы по отвоевыванию у конкурента ниши на рынке.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА, МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Завод оснащен комплектным технологическим и энергетическим оборудованием производства, характеризуется хорошей механизацией технологических процессов и, как следствие, высоким качеством выпускаемой продукции. Контроль качества продукции в РУП «Минск Кристалл» осуществляет производственная лаборатория, которая аккредитована на техническую компетентность с 2007 г. (аттестат аккредитации №BY/112 02.2.0.3309 от 31.07.2007). Правильно организованный и соблюдаемый технический контроль является важным условием успешной работы завода.
Система менеджмента качества РУП «Минск Кристалл» представляет совокупность органиграммы, полномочий, ответственности, процессов, процедур и ресурсов, которые используются для реализации Политики в области качества завода.
СМК завода направлена на обеспечение требуемого уровня и качества выпускаемой продукции. В системе менеджмента качества РУП «Минск Кристалл» определены необходимые мероприятия и процедуры по управлению и обеспечению результативности проводимых работ по процессу производства вин плодовых (процесс № 1) и процессу производства вин виноградных (вторичное виноделие) (процесс № 2).
Руководителем системы менеджмента качества РУП «Минск Кристалл» является директор завода. Коллегиальным органом, осуществляющим организационно-методическое руководство работой РУП «Минск Кристалл» в области управления качеством, является Координационный совет (КС), созданный по приказу директора от № 32 от 11.06.2007 г. Деятельность КС регламентируется «Положением о КС», утвержденным директором 14.06.2007 г. Ответственность за функционирование КС и принимаемые им решения несет председатель КС — директор РУП «Минск Кристалл».
В системе менеджмента качества РУП «Минск Кристалл» идентифицированы взаимодействующие процессы и процедуры, общая схема (приложение Г).
На заводе используется документация системы менеджмента качества (СМК), которая включает:
— документально оформленную Политику и цели в области качества;
— руководство по менеджменту качества;
— документированные процедуры и процессы, требуемые стандартом СТБ ИСО 9001-2001;
— техническую документацию, необходимую предприятию для обеспечения планирования, реализации процессов и управления ими;
— организационно-распорядительную документацию, в том числе положения о структурных единицах завода и должностных инструкций;
— общую информацию о записях (планы, графики, протоколы, отчеты, графики, таблицы и т. д.).
Иерархическая структура документации, действующая на заводе системы менеджмента качества приведена на рисунке 1.
Рисунок 1. Иерархическая структура документации, действующая в РУП «Минск Кристалл» системы менеджмента качества
Политика в области менеджмента качества является основным документом системы менеджмента качества, которая определяет и декларирует цели, задачи, намерения руководства и всего коллектива завода в области качества.
РУП «Минск Кристалл» имеет документацию СМК на бумажных носителях. Документация разрабатывается, поддерживается в рабочем состоянии и применяется для установления и доведения до персонала требований, методов и правил СМК в том числе в части:
— установление и нормирование требований к выполнению работ в системе менеджмента качества;
— эффективного планирования качества и обеспечения ресурсами;
— анализа функционирования СМК со стороны руководства;
— управление записями о качестве продукции, управленческих процессов производства, а также функционированию СМК;
— прослеживаемости и идентификации продукции, действий персонала по обеспечению, управлению и улучшению качества;
— анализа требований со стороны потребителей, относящихся к продукции;
— обеспечение объективного доказательства правильного выполнения работ в СМК и доверия потребителей к продукции завода;
— содействие разрешению и предупреждению возникновения спорных вопросов и проблем в области качества;
— закрепление накопленного опыта в организации работ в СМК;
— возможности аудита и оценки качества продукции, процессов и СМК в целом.
Ответственным разработчиком Руководства по менеджменту качества является представитель руководства СМК — главный инженер.
Руководство по менеджменту качества в РУП «Минск Кристалл» построено на:
— системном подходе к менеджменту;
— процессном подходе к отображению системы;
— структурировании целей и ответственности;
— “прозрачности” и доступности информации;
— идентификации и прослеживаемости записей, документации и данных;
— едином подходе к оценке достижений и нацеленности на постоянное совершенствование всех процессов.
Для удобства пользования структура РМК аналогична структуре СТБ ИСО 9001-2001. Каждый раздел Руководства по менеджменту качества коротко описывает и поясняет принятые на заводе принципы работы и относящиеся к ним основные СТП, СТП-ПР, П со ссылкой на них.
Рабочие экземпляры РМК выдаются на постоянное пользование владельцам процессов и временное пользование начальникам структурных единиц по их требованию.
С целью поддержания Руководства в актуализированном состоянии оно подлежит периодическому пересмотру, либо в него вносится соответствующие изменения в случаях:
— при любом изменении стандарта;
— при изменении Политики в области качества;
— при изменении организационной структуры завода;
— при изменении процессов и их взаимосвязей;
— при изменении, отмене СТП, СТП-ПР.
В РУП «Минск Кристалл» по управлению документацией разработаны СТП 4.2.3-01-2007 «Управление документацией. Порядок разработки, утверждения, обращения стандартов предприятия и положений»; СТП 4.2.3-02-2007 «Управление документацией. Порядок комплектования, учета, хранения и актуализации технических нормативных правовых актов»; СТП 4.2.3-03-2007 «Управление документацией. Порядок комплектования, учета, хранения и актуализации технологической документации и санитарных инструкций»; СТП 4.2.3-04-2007 «Управление документацией. Порядок разработки, утверждения, обращения положения о структурных единицах и должностных инструкциях», СТП 4.2.3-05-2007 «Управление документацией. Порядок оформления, регистрации, исполнения и хранения организационно-распорядительной документации», согласно которых проводятся оформление, регистрация и внесение изменений документации.
Правовое обеспечение действующих документов на заводе осуществляется в соответствии с Типовым положением о юридической службе предприятия (объединения) в Республике Беларусь, утвержденным приказом министра юстиции Республики Беларусь от 24.12.98 № 371 и должностной инструкцией инспектора по кадрам, юридической работе и делопроизводству РУП «Минск Кристалл». Все изменения в законодательных актах Республики Беларусь, касающихся деятельности РУП «Минск Кристалл» и правового пространства для персонала, своевременно доводятся до руководства завода и трудового коллектива.
Записи о качестве составляют информационную основу СМК и используются для подтверждения соответствия:
— установленным требованиям и результативности функционирования СМК;
— продукции установленным требованиям;
— процессов установленным требованиям.
Для обеспечения простоты и легкости идентификации записи о качестве классифицируются на следующие виды:
— записи, относящиеся к СМК;
— записи, относящиеся к качеству продукции;
— записи, относящиеся к процессам.
Записи о качестве, необходимые для обеспечения прослеживаемости и зарегистрированные в установленном порядке, могут передаваться для ознакомления потребителю, государственным контролирующим органом и инспектирующим организациям по разрешению директора завода.
Записи ведутся и поддерживаются в рабочем состоянии, они четкие, легко идентифицируемые и восстанавливаемые. Управление записями осуществляется в соответствии с СТП 4.2.4 — 2007 «Управление записями», в котором определены средства управления, требуемые при идентификации, хранении, защите, восстановлении, определении сроков хранения и изъятия записей.
Конкретные виды записей о качестве для каждой процедуры приведены в конкретных стандартах предприятия.
Руководство РУП «Минск Кристалл» обеспечивает наличие свидетельства принятия обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению ее результативности посредством:
— доведения до сведения работников завода важности выполнения требований потребителей, а также законодательных и обязательных требований (информирование персонала на заседаниях КС, производственных совещаниях, планерках);
— разработки Политики и целей в области качества, обеспечения понимания и реализации этой Политики на всех уровнях;
— проведения анализа функционирования СМК по результатам внешнего и внутреннего аудитов качества (отчеты по аудитам);
— обеспечения необходимых ресурсов для достижения целей в области качества завода.
Руководство завода обеспечивает выполнение требований Покупателей по информации РУП «Минск Кристалл». Предложения РУП «Минск Кристалл» по улучшению винной продукции доводятся до коллектива завода директором или заместителем директора по коммерческим вопросам.
Руководство РУП «Минск Кристалл» обеспечивает, что Политика в области качества:
— соответствует целям завода;
— включает обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества;
— создает основы для постановки и анализа целей в области качества;
— доведена до сведения персонала завода посредством обучения, в кабинетах в наглядной агитации и/или компьютерах, ознакомления при приеме на работу;
— анализируется на постоянную пригодность при периодическом анализе результативности функционирования СМК со стороны высшего руководства.
Регистрация и выдача подлинников Политики в области качества главным специалистам и НСЕ проводится по “Журналу выдачи документов по стандартизации” в соответствии с п. 6.4 СТП 4.3.2-01-2007.
Политика в области качества анализируется на постоянную пригодность при периодическом анализе результативности функционирования СМК со стороны высшего руководства. В случае пересмотра директором предприятия Политики в области качества инженер по качеству в течение рабочей недели должен изъять Политику в старой редакции и выдать Политику в новой редакции.
Политика в области качества в рабочем исполнении приведена в Руководстве по менеджменту качества.
Основной целью РУП «Минск Кристалл», заявленной в «Политике в области качества», является исполнение требований потребителя. При этом цены на продукцию должны обеспечивать приемлемую покупательскую способность продукции и прибыль от производственно-хозяйственной деятельности завода для удовлетворения социальных и экономических интересов работников трудового коллектива.
Ежегодные цели завода формируются на базе ежегодного бизнес-плана РУП «Минск Кристалл». Для основных структурных единиц завода установлены конкретные цели в области качества. Цели структурных единиц в области качества устанавливаются с учетом того, что они должны быть измеримыми и согласуемыми с Политикой и целями завода в области качества.
Ответственность за планирование создания и развития системы менеджмента качества возложена на директора. Руководство гарантирует сохранение целостности системы менеджмента качества при планировании и внедрении в нее изменений.
Руководство завода обеспечивает определение и доведение до сведения персонала завода ответственности и полномочий в области СМК.
Документами, в которых отражается распределение ответственности и полномочий являются:
— организационная структура РУП «Минск Кристалл», утвержденная директором;
— органиграмма СМК РУП «Минск Кристалл»;
— руководство по менеджменту качества;
— положения о структурных единицах и должностные инструкции;
— стандарты предприятия;
— приказы и распоряжения руководства.
Ответственность за результативность функционирования СМК, формирование и реализацию Политики и Целей в области качества возложена на директора.
Функции обеспечения качества, соответствующих их области деятельности в структурных единицах реализуют начальники структурных единиц, что отражается в их должностных инструкциях.
Все сотрудники завода отвечают за:
— выполнение требований СМК, внедренной на заводе;
— информирование руководства об обнаруженных несоответствиях;
— постоянное усовершенствование своих знаний.
Руководство завода обеспечивает информирование персонала РУП «Минск Кристалл» в вопросах производственной деятельности, результативности СМК через: приказы, распоряжения, положения о структурных единицах, производственные совещания, собрания, систему контроля исполнительной дисциплины.
Общая схема обмена информацией по вопросам политики в области качества, требований, целей, и их достижения представлена на рисунке 2 (1 — входные данные для анализа деятельности СМК, указанные на схеме; 2 — выходные данные анализа, указанные на схеме).
Примечание: Конкретные информационные связи между структурными единицами завода приведены в соответствующих Положениях о структурных единицах. Для анализа пригодности и результативности СМК проводятся заседания Координационного совета ежегодно (декабрь месяц), где оцениваются возможности улучшения и потребности в изменениях в СМК, в том числе Политике и целях завода в области качества.
Рисунок 2. Общая схема обмена внутренней информацией
Основными объектами анализа в функционирующей СМК являются:
— реализация Политики и целей завода в области качества;
— организационная структура завода и органиграмма, правильность распределения ответственности и достаточность полномочий;
— степень документированности СМК;
— достаточность ресурсного обеспечения;
— соблюдение законодательных требований и обязательных требований ТНПА, требований и пожеланий потребителей.
Планы, мероприятия по совершенствованию СМК завода разрабатываются представителем руководства на основании предложений начальников структурных единиц, владельца процесса и ответственных исполнителей процедур, согласовываются с заинтересованными сторонами и утверждаются директором завода.
Во входные данные для анализа со стороны руководства включают следующую информацию и ответственность за ее представление:
— результаты аудитов (проверок) (отчеты по аудитам — ГИ);
— обратную связь от внутренних потребителей (наличие претензий — НПТЛ);
— функционирование процессов и соответствие продукции (отчеты по аудитам — ГИ);
— корректирующие и предупреждающие действия (выполнение плана корректирующих и предупреждающих действий — НСЕ, ГИ);
— выполнение решений, принятых по предыдущим анализам со стороны руководства (отчет — ГИ);
продолжение
--PAGE_BREAK--— рекомендации по улучшению.
Ведение и хранение входных данных для анализа осуществляется в соответствии с СТП 4.2.4 — 2007 «Управление записями».
В выходные данные анализа со стороны руководства РУП «Минск Кристалл» включают все решения и действия относящиеся к:
— изменению целей в области качества в зависимости от степени изменчивости требований потребителя и условий конкуренции (Политика в области качества);
— повышению результативности СМК и ее процессов (изменения в СМК);
— улучшению и освоению новых видов винной продукции согласно требованиям РУП «Минск Кристалл» (бизнес-план);
— потребности в ресурсах (выделение ресурсов на функционирование СМК проводится ежегодно согласно бизнес-плану);
— приказы директора, мероприятия по устранению выявленных несоответствий.
Анализ со стороны руководства по функционированию СМК на заводе проводится не реже 1 раза в год. По результатам анализа функционированию СМК составляется отчет.
Ведение и хранение выходных данных для анализа осуществляется в соответствии с СТП 4.2.4 — 2007 «Управление записями».
Процессы менеджмента ресурсов — это работы по определению, обеспечению и управлению необходимыми ресурсами для реализации целей в области качества.
Процессы менеджмента ресурсов являются общими для СМК завода. Ресурсы завода контролируются, управляются и оптимизируются директором, чтобы обеспечить выполнение планов завода, результативное функционирование процессов создания продукции и достижение целей в области качества. При разработке СМК высшим руководством обеспечены потребности завода по всем видам ресурсов, предусмотренным СТБ ИСО 9001-2001: персонал, инфраструктура и производственная среда.
Процессы управленческой деятельности руководства завода реализуются через Устав РУП «Минск Кристалл», организационную структуру РУП «Минск Кристалл», годовой бизнес-план РУП «Минск Кристалл» и процедуры СМК.
Персонал завода, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, является компетентным в соответствии с полученным образованием, подготовкой, навыками и опытом. Необходимая компетентность персонала определена в положениях о структурных единицах и должностных инструкциях.
Соответствие квалификации персонала задачам, решаемым им для обеспечения качества, достигается за счет:
— регламентации требований к персоналу (положения о структурных единицах, должностные инструкции);
— планирование, организации и оценки эффективности обучения, повышения квалификации и аттестации персонала;
— проведение разъяснительной работы в области качества.
Система переподготовки и повышения квалификации кадров позволяет достичь следующие цели: улучшения качества и повышения производительности труда; приобщения работников к новым технологиям; облегчение адаптации персонала к меняющимся условиям производства в связи с внедрением системы менеджмента качества.
Расстановка специалистов и служащих по уровню образования:
— с высшим образованием — 16 человек;
— со средним специальным — 6 человек;
— учатся в ВУЗах — 2 человека;
— учатся в колледжах — 2 человека
Существуют два источника пополнения завода кадрами. Это внешние и внутренние источники. Внутренние источники достаточно велики: 2 человека с высшим образованием и 10 человек со средним специальным образованием заняты на рабочих местах. Внешними источниками пополнения кадров являются: центр занятости, учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов с высшим, средним специальным, профессионально — техническим образованием.
При приеме на работу все работники завода знакомятся с Политикой в области качества, подписывая контракт. Особое внимание уделяется приему на работу молодых специалистов (это 1 человек ежегодно), уделяется большое внимание адаптации, реализации полученных знаний в учебных заведениях.
Важным элементом стимулирования должностного роста работников является включение перспективных кадров в состав резерва на выдвижение. Резерв на руководящие должности сформирован на основе объективной оценки профессиональных, деловых и личностных качеств, результатов практической деятельности в занимаемой должности, последней аттестации, потенциальной способности к руководящей деятельности, возрасте и состоянии их здоровья.
За счет совершенствования системы подбора и расстановки кадров улучшен качественный состав всех категорий работников, способных обеспечить бесперебойную работу и выполнение производственных заданий, внедрение и поддержание в рабочем состоянии СМК, повышения и результативности.
Подготовка персонала в области качества строится на основе принципов всеобщности, обязательности, непрерывности обучения и повышения квалификации.
На заводе существуют следующие формы обучения:
— подготовка новых рабочих;
— обучение вторым (смежным) профессиям;
— повышение квалификации;
— аттестация специалистов и служащих.
Начальники структурных единиц определяют потребность в повышении квалификации своего персонала исходя из стоящих перед отделом задач. Принцип обязательности означает, что обучение и повышение квалификации является служебной обязанностью для каждого работника завода.
Принцип непрерывности означает, что обучение и повышения квалификации в области качества является процессом, обеспечивающий постоянный рост профессиональных знаний работников в течении всего периода работы на заводе.
Анализ необходимости обучения НСЕ проводится инспектором по кадрам, юридической работе и делопроизводству. НСЕ составляют план-заявку (форма произвольная) на обучение своих работников и представляют старшему инспектору по кадрам, юридической работе и делопроизводству, который в свою очередь, составляет сводную план-заявку и составляет план обучения через учебные центры и институты повышения квалификации. В остальные учебные заведения, центры работники направляются по мере необходимости. Все руководящие специалисты и служащие должны 1 раз/5 лет повышать свою квалификацию в РУП «БелНИИ пищевых продуктов», г. Минск согласно плану. Ежегодно составляется план обучения специалистов («План подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров, через учебные центры, учебно-курсовые комбинаты, институты»). Учет обучения сотрудников предприятия ведется по «Журналу учета подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров».
Для улучшения подбора, расстановки и подготовки кадров, повышение их квалификации служит аттестация руководителей и специалистов. В ходе аттестации решаются задачи:
— объективная оценка результатов работы кадров и установление соответствия их занимаемым должностям;
— подбор кандидатур в резерв на выдвижение;
— определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки работников.
При модернизации технологического оборудования на заводе ведется подготовка рабочих собственными силами — индивидуальным способом под руководством квалифицированных рабочих-наставников и специалистов. После подготовки рабочих проводится их аттестация заводской аттестационной комиссией.
Поддерживаются в рабочем состоянии записи об образовании, подготовке, аттестации, навыках и опыте инспектором по кадрам, юридической работе и делопроизводству:
— план повышения квалификации специалистов и служащих;
— резерв кадров для выдвижения на руководящие и материально- ответственные должности;
— протоколы по аттестационной комиссии по повышению разряда рабочим.
Руководство вместе с НСЕ обеспечивают ознакомление персонала предприятия с Политикой и целями предприятия в области качества, документацией СМК, достигнутыми результатами и вкладом каждого работника в их достижение. Принятый на работу специалист ознакамливается со своей должностной инструкцией (положением о структурной единице при необходимости) под роспись на контрольном экземпляре ДИ (ПСЕ).
На предприятии проводится обучение персонала по вопросам внедрения СМК (методический материал для обучения персонала вопросам внедрения СМК, программы обучения), проводится проверка уровня осведомленности сотрудников о СМК, оцениваются результаты обучения.
Оценка результативности принятых мер по обеспечению комплектности согласно штатному расписанию, компетентности, осведомленности и подготовки персонала осуществляется директором на заседаниях КС.
На предприятии создана и поддерживается в рабочем состоянии инфраструктура, необходимая для достижения соответствия требованиям к производству винной продукции. Ответственность за своевременное обслуживание и правильное использование инфраструктуры завода возложена на главного инженера.
Инфраструктура включает в себя такие ресурсы: здания и сооружения; средства труда, технологическое, энергетическое оборудование; вспомогательные службы; информационные и коммуникационные технологии; транспортные средства.
НСЕ и специалисты осуществляют обслуживание следующих объектов предприятия:
— здания и сооружения — инженер-строитель;
— технологическое механическое оборудование — инженер-механик;
— энергетическое оборудование — инженер-энергетик;
— средства измерений и испытательное оборудование — НПЛ и ГИ;
— компьютерная техника, программное обеспечение и оргтехника — программист РУП «Минск Кристалл»;
— транспортные средства — инженер-механик;
— содержание в хорошем состоянии покрытий проезжей части и пешеходных дорожек на территории завода — главный инженер;
— содержание ливневой канализации, создание условий спуска сточных вод на территории завода — главный инженер;
— ежедневная уборка территории предприятия — НСЕ согласно приказу директора;
— своевременный вывоз отходов производства с территории — заместитель директора по коммерческим вопросам.
Поддержание инфраструктуры в рабочем состоянии обеспечивается компетентным персоналом в соответствии с ТНПА, технической документацией, положениями о структурных единицах и должностными инструкциями.
Завод создал производственную среду, необходимую для достижения соответствия установленным требованиям к выпуску продукции и управляет ею. На заводе проводится периодическая аттестация рабочих мест (один раз в пять лет) на основании приказа директора РУП «Минск Кристалл» в соответствии с «Методикой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (утверждена Постановлением Министерства труда РБ от 4 сентября 1995 г. № 74 и отредактирована 26 мая 2000 г. постановлением № 80). На заводе намечено провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в 2008 г., так как завод пущен в эксплуатацию с июля 2007 г.
На заводе осуществляется контроль за систематической работой по предупреждению нарушений требований охраны труда, пожарной безопасности и охраны окружающей среды. С этой целью в цехе и в других структурных единицах завода ведутся журналы «периодического контроля».
На заводе организована четкая система проведения инструктажа и обучения работающих безопасным методам и приемам труда, согласно «Правил обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда», утвержденных Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30 декабря 2003 г. № 164.
Результаты проверки знаний по охране труда рабочих оформляются протоколами. Рабочие, занятые на работах повышенной опасности, проходят обучение и проверку знаний 1 раз в год, а рабочие других профессий 1 раз в 2 года, специалисты и служащие проходят проверку знаний 1 раз в 3 года. Сведения о проведении вводного инструктажа заносятся в журнал «регистрации вводного инструктажа».
Ежегодно в рамках тарифных соглашений по охране труда между работодателем и работниками завода разрабатываются и осуществляются соответствующие мероприятия по улучшению условий производственной среды, предупреждению травматизма и заболеваемости на производстве. Журнал «регистрации несчастных случаев на производстве» ведется в соответствии с положением о «расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 30 от 15.01.2004 г.
Во исполнении ст. 228 Трудового кодекса Республики Беларусь в целях предупреждения неблагоприятного влияния производственных факторов на течение общих заболеваний, осуществляется наблюдение за больными профессиональными заболеваниями и их реабилитацией проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников предприятия, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где есть необходимость в профессиональном отборе. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 августа 2000 г. № 33 по согласованию с Министерством труда Республики Беларусь 4 августа 2000 г. Обязательные медицинские осмотры работников предприятия проводятся на базе Слонимской центральной районной больницы и Дятловской центральной районной больницы по договорам.
Для снижения количества работающих с вредными условиями труда планируются нижеследующие мероприятия:
— установить дополнительное вентилируемое оборудование;
— производить ревизию вентсистем в производственных отделениях;
— постоянно пополнять запасы СИЗ, спецодежды и спецобуви.
На заводе большое внимание уделяется условиям труда и быта работников. Имеется комната приема пищи, мужские и женские помещения.
Работники нуждающиеся в оздоровлении обеспечиваются санаторно-курортными путевками.
Все рабочие обеспечены спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты согласно «Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты рабочих общих профессий и должностей всех отраслей экономики, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.09.2006 г. № 110.
Водители обеспечены средствами индивидуальной защиты в соответствии с «Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работников, занятых в эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автомобильных средств», утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 08.12.2005 г. № 166.
Физические факторы производственной среды на заводе обеспечиваются под постоянным контролем внешних лабораторий, которые соответствуют требованиям Системы аккредитации поверочных и испытательных лабораторий Республики Беларусь и аккредитованы на техническую компетентность.
Испытания норм выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха подтверждаются протоколами лаборатории аналитического контроля при Гродненском областном комитете при ООС.
В рамках действующей СМК ответственным за производственную среду является главный инженер завода.
Руководство завода запланировало и организовало разработку процессов, необходимых для обеспечения жизненного цикла продукции:
— процесс производства вин плодовых (процесс № 1);
— процесс производства вин виноградных (вторичное виноделие) (процесс № 2);
Схема взаимодействия процессов жизненного цикла продукции и процедур приведены в (приложение Г).
При планирования процесса учтены:
— цели процесса в области качества и требования к продукции;
— потребность в ресурсах (здания, транспорт, оборудование, СИ и ИО, персонал, и производственная среда.);
— документы, действующие в управлении процесса (ТНПА, ТД, приказы директора, распоряжения вышестоящего руководства, законодательные документы);
— требования потребителя;
— деятельность по верификации, мониторингу, контролю процесса;
— необходимые записи для обеспечения свидетельства того, что производственный процесс соответствуют требованиям.
РУП «Минск Кристалл» проводит деятельность, связанную с внешними потребителями. РУП «Минск Кристалл» отгружает свою винную продукцию внешним потребителям (покупателям оптовой и розничной торговой сети) по заявкам отдела снабжения и сбыта РУП «Минск Кристалл» на отпуск готовой продукции внешним потребителям с указанием номенклатуры, количества готовой продукции и перечня адресов пунктов доставки указанной продукции (передается по факсимильной связи или электронной почте). Заявки составляются отделом снабжения и сбыта РУП «Минск Кристалл» на основании заключенных договоров поставки РУП «Минск Кристалл» с внешними потребителями.
Завод определил законодательные и обязательные требования, относящиеся к продукции в соответствии с требованиями ТНПА. Отдел снабжения и сбыта РУП «Минск Кристалл» постоянно отслеживает требования потребителей, включая требования к поставке продукции (изложены в договорах на поставку).
Завод проводит анализ несоответствующей продукции, на всех этапах ее производства в соответствии с п.п. 6.4, 6.5 СТП 8.3-2007.
РУП «Минск Кристалл» проводит анализ требований, относящихся к продукции, при заключении договоров поставки. Этот анализ проводится до принятия организацией обязательств поставлять продукцию потребителю в соответствии с договором поставки.
Отдел снабжения и сбыта РУП «Минск Кристалл» поддерживает связь с потребителями в результате их опроса, а также в процессе получения жалоб и претензий от покупателей.
Завод поддерживает связь с отделом снабжения и сбыта РУП «Минск Кристалл» для получения от них информации о своей продукции в процессе ее реализации. По полученной информации на заводе принимаются решения о том, какие корректирующие и предупреждающие действия следует провести для устранения выявленных несоответствий или что надо улучшать в готовой продукции.
Связь с РУП «Минск Кристалл» касается информации о продукции; обратной связи от потребителей, включая претензии и жалобы покупателей.
В РУП «Минск Кристалл» отсутствует разработка вин плодовых и вин виноградных (вторичное виноделие). В РУП «Минск Кристалл» НПЛ приобретает у РУП «БелНИИ пищевых продуктов» согласно договору и пользуется в производстве рецептурами, технологическими инструкциями Республики Беларусь по производству вин плодовых. Вина плодовые производятся в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Беларусь (СТБ 950-2006 «Общие технические условия. Вина плодовые крепленые ординарные и виноматериалы плодовые крепленые ординарные обработанные»).
РУП «Минск Кристалл» производит вина виноградные (вторичное виноделие) в соответствии с ГОСТ 7208-93 «Общие технические условия. Вина виноградные и виноматериалы виноградные обработанные».
РУП «Минск Кристалл» проводит деятельность, связанную с закупками сырья и материалов у внешних поставщиков. Отдел снабжения и сбыта РУП «Минск Кристалл» организует и осуществляет своевременную поставку на РУП «Минск Кристалл» сырья, виноматериалов материалов, вспомогательных материалов, компонентов и оборотной транспортной и потребительской тары в необходимых объемах и в установленные сроки в соответствии с требованиями ТНПА по заявкам заместителя директора по коммерческим вопросам РУП «Минск Кристалл».
Закупка материалов, компонентов и тары для завода осуществляются после согласования и подписания договора (контракта) директором РУП «Минск Кристалл». Ответственным за правильность оформления договоров (контрактов) закупок и документов процедур конкурентного листа и запроса ценовых предложений является отдел снабжения и сбыта РУП «Минск Кристалл».
Приемку материалов и компонентов по количеству на заводе проводит кладовщик путем анализа данных, приведенных в сопроводительной документации (ТТН), и визуального контроля целостности транспортной тары поступившей продукции, Приемку материалов и компонентов по качеству на заводе проводит работник ПЛ путем анализа документов, удостоверяющих качество (паспорта, сертификаты, ГГР и т.д.), а также визуального контроля маркировки транспортной тары поступившей продукции.
После разгрузки материалов и компонентов на материальный склад проводится их входной контроль в соответствии с требованиями ТНПА и стандарта предприятия СТП 8.2.4-2007 «Контроль и испытания продукции». Порядок планирования проведения, документирования результатов контроля и измерений продукции определяется НПЛ. При обнаружении несоответствия на входном контроле руководством завода назначается комиссия. Работа проводится в соответствии со стандартом предприятия СТП 8.3-2007 «Управление несоответствующей продукцией». Результаты верификации регистрируются в записях согласно СТП 8.2.4-2007 или СТП 8.3-2007. Процесс № 1 «Производство вин плодовых» документально отражен в СТП-ПР 7.5-01-2007. Владелец процесса — главный технолог. Процесс №2 «Производство вин виноградных (вторичное виноделие)» документально отражен в СТП-ПР 7.5-02-2007. Владелец процесса — главный технолог.
Завод планирует и обеспечивает производство и обслуживание посредством: наличия информации, описывающей характеристики продукции (ТНПА и ТД); рабочих технологических процессов при выполнении операций (на рабочих местах); применения оборудования; обеспечения необходимыми средствами измерений и испытательным оборудованием; осуществления мониторинга и измерения; осуществление выпуска и поставки продукции.
В технологических процессах определен состав и последовательность операций, необходимых для изготовления продукции. На заводе организованы и реализуются процедуры валидации.
Характеристики готовой продукции подтверждаются результатами приемочного контроля, периодических испытаний, проводимых в соответствии с требованиями ТНПА. Результаты всех испытаний хранятся в ПЛ (СТП 8.2.4 -2007).
Перечень процессов и документированных процедур в системе менеджмента качества РУП «Минск Кристалл» с закреплением ответственных исполнителей приведен в таблице 4.
Таблица 4. Перечень процессов и документированных процедур в системе менеджмента качества РУП «Минск Кристалл» с закреплением ответственных исполнителей
Наименование
Должность ответственного исполнителя
Обозначение
1
2
3
Перечень процессов
Процесс производства вин плодовых
Главный технолог
Процесс №1
Процесс розлива вин виноградных
Начальник участка розлива
Процесс №2
Перечень документированных процедур
Стандарт предприятия. «Управление документацией. Порядок разработки, утверждения, обращения стандартов предприятия и положений».
Начальник производственной лаборатории
СТП 4.2.3 — 01 -2007
Стандарт предприятия. «Управление документацией. Порядок комплектования, учета, хранения и актуализации технических нормативных правовых актов».
Начальник производственной лаборатории
СТП 4.2.3 — 02-2007
Стандарт предприятия. «Управление документацией. Порядок комплектования, учета, хранения и актуализации технологической документации и санитарных инструкций».
Главный технолог
СТП 4.2.3 — 03-2007
Стандарт предприятия. «Управление документацией. Порядок разработки, утверждения, обращения положений о структурных единицах и должностных инструкций».
Ведущий экономист
СТП 4.2.3 — 04-2007
Стандарт предприятия. «Управление документацией. Порядок оформления, регистрации, исполнения и хранения организационно распорядительной документации».
Инспектор по кадрам, юридической работе и делопроизводству
СТП 4.2.3 — 05 -2007
Управление записями.
Главный технолог
СТП 4.2.4 — 2007
Управление устройствами для мониторинга и измерений.
Главный инженер
СТП 7.6 — 2007
Внутренний аудит. Порядок планирования, подготовки, проведения, оформления документов, мониторинга и анализа программы аудита.
Главный инженер
СТП 8.2.2 — 2007
Контроль и испытания продукции.
Начальник
СТП 8.2.4 — 2007
производственной лаборатории
Управление несоответствующей продукцией.
Начальник производственной лаборатории
СТП 8.3 — 2007
Корректирующие и предупреждающие действия.
Главный инженер
СТП 8.5.2(3) — 2007
продолжение
--PAGE_BREAK--
Завод идентифицирует продукцию на всех стадиях жизненного цикла:
— при входном контроле материалов и компонентов (записи в журнале входного контроля материалов и компонентов, журналы ПЛ);
— при контроле в процессе производства (записи в журналах ПЛ);
— хранение материалов и компонентов на складе;
— хранение готовой продукции (маркировка);
— по доставке продукции РУП «Минск Кристалл» (удостоверения о качестве на готовую продукцию).
Записи, подтверждающие идентификацию и прослеживаемость продукции, находятся в ПЛ, у кладовщика материального склада.
Идентификация несоответствующей входной, готовой продукции позволяет не допустить использования несоответствующей продукции соответственно в производстве или у потребителя. Порядок проведения идентификации несоответствующей продукции указан в СТП 8.3-2007.
Применяемые способы и методы идентификации и прослеживаемости должны обеспечить выявления возможных причин несоответствий продукции, установление конкретных мест возникновения несоответствий и их устранение.
Завод не использует собственность потребителей для производства своей продукции.
Завод сохраняет соответствие продукции в ходе ее производства, складирования, хранения и поставки. Эти процедуры отражены в ТНПА, технологических процессах, инструкции по погрузочно-разгрузочным работам, инструкции по хранению готовой продукции на складе,
В целях обеспечения свидетельства соответствия продукции установленным требованиям на заводе разработан СТП 7.6-2007 «Управления устройствами для мониторинга и измерений», который регламентирует следующие функции СМК:
— обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня метрологического обеспечения на всех этапах жизненного цикла продукции;
— установление рациональной номенклатуры применяемого испытательного оборудования;
— организация идентификации, поверки, аттестации, технического обслуживания, ремонта средств измерений, находящихся в эксплуатации, на хранении и консервации;
— организация метрологического контроля состояния, применения, ремонта, хранения средств измерения, внедрение и соблюдение метрологических норм и правил;
— анализ состояния, содержания СИ и метрологического обеспечения производства продукции во всех структурных единицах завода.
Согласно приказу директора от 03.01.2007 г. № 11 ответственным за организацию и выполнение работ по управлению СИ и ИО в производстве является ГИ, а в лаборатории — НПЛ.
Для успешного руководства РУП «Минск Кристалл», его функционирования и для повышения удовлетворенности потребителей на заводе внедрена и поддерживается в рабочем состоянии система менеджмента качества СТБ ИСО 9001-2001.
Завод планирует и применяет процедуры мониторинга, измерения, анализа и улучшения, необходимые для:
— демонстрации соответствия продукции;
— обеспечения соответствия системы менеджмента качества;
— постоянного повышения результативности системы менеджмента качества.
Завод периодически проводит анализ информации, касающейся требований внутреннего потребителя — РУП «Минск Кристалл».
Установлены следующие методы мониторинга:
— анализ информации о поставленной и реализованной продукции от внутреннего потребителя;
— анализ причин жалоб и претензий от покупателей.
Степень удовлетворенности внутреннего потребителя является одним из критериев результативности соответствующих производственных процессов. Оценка степени удовлетворенности используется для планирования деятельности по постоянному улучшению. Сбор и обработку информации об удовлетворенности РУП «Минск Кристалл» проводит заместитель директора по коммерческим вопросам.
Внутренние аудиты осуществляются в соответствии с СТП 8.2.2 — 2007 «Внутренний аудит. Порядок планирования, подготовки, проведения, оформления и хранения документов, мониторинга и анализа программы аудита».
Внутренние аудиты проводятся с целью установления того, что:
— СМК и процессы соответствует требованиям СТБ ИСО 9001-2001 и документации СМК;
— входная и готовая продукция соответствует требованиям ТНПА и ТД.
Завод планирует годовую Программу проведения аудитов с учетом статуса и важности процессов и участков цеха, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов. Определены критерии, область применения, частота и методы аудитов. Аудиторы не проверяют участки работ, за которые они несут ответственность в соответствии с должностными инструкциями.
Данные и информация (отчеты) по итогам внутреннего аудита являются входными данными для анализа руководства и в случае выявленных несоответствий основанием для проведения корректирующих и предупреждающих действий.
Несоответствие, выявленное во время проведения аудита, записывается в «Протокол о несоответствии».
РУП «Минск Кристалл» применяет подходящие методы мониторинга и, где целесообразно, измерения процесса системы менеджмента качества в соответствии с критериями, необходимыми для обеспечения результативности процессов. Ответственными за проведение мониторинга процесса СМК является его владелец. Критерии по процессам № 1, 2 в СМК определены и представлены в описании данных процессов.
Владелец процесса проводит анализ, сравнивая достигнутые показатели в текущем периоде с предыдущим периодом, и отмечает улучшение (ухудшение) процесса. В случае ухудшения процесса, предварительно определяет причины и разрабатывает мероприятия, необходимые для достижения запланированных результатов. В случае положительных результатов руководитель процесса принимает меры по постоянному улучшению процесса.
Завод осуществляет мониторинг и измерение технических характеристик продукции на всех этапах производства с целью проверки соблюдения требований к продукции в соответствии с СТП 8.2.4-2007 «Контроль и испытания продукции». Результаты проведения контроля и испытания продукции документируются.
Объем и методы контроля устанавливаются ТНПА и технологической документацией на изготовление продукции.
Целью контроля является предотвращение выпуска несоответствующей продукции установленным требованиям и поддержание стабильности качества ее производства.
С целью совершенствования менеджмента качества в РУП «Минск Кристалл» основными задачами контроля на перспективу должны стать:
— установление объемов и методов контроля качества в процессе изготовления продукции;
— определение соответствия продукции установленным требованиям;
— недопущение поставки потребителю несоответствующей продукции;
— анализ несоответствий и разработка корректирующих и предупреждающих действий.
Областью контроля производства изделий являются:
— сырье, материалы и компоненты на этапе поступления;
— готовая продукция на этапе производства;
— режимы технологических процессов изготовления продукции.
Управление несоответствующей продукцией обеспечивает защиту Потребителя от непреднамеренного получения продукции не соответствующей установленным требованиям ТНПА и технологической документации. Процедура управления несоответствующей продукцией осуществляется в соответствии с СТП 8.3-2007 «Управление несоответствующей продукцией».
Завод собирает и анализирует соответствующие данные для демонстрации пригодности и результативности СМК, а также оценивает в какой области можно осуществлять постоянное улучшение результативности СМК. Анализ данных на заводе проводится на следующих уровнях:
— начальника структурной единицы;
— главного инженера;
— директора завода.
Основные источники данных и информации для анализа и выработки управленческих решений отражены в СТП 4.2.4-2007 «Управление записями» и функциональной схеме взаимодействия процессов и процедур.
Постоянное улучшение деятельности завода является главной целью, на достижение которой направлена действующая СМК РУП «Минск Кристалл». Постоянное улучшение отражено в следующих документах:
— приказах директора;
— годовом бизнес-плане предприятия.
Завод постоянно повышает результативность системы менеджмента качества посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства.
Причины выявленных несоответствий и отклонений оцениваются с учетом их влияния на реализацию Политики в области качества и удовлетворения требований потребителя.
Особое внимание при анализе несоответствий обращается на документирование процедуры, наличие необходимых ресурсов, квалификацию персонала.
Ответственность за ненадлежащее выполнение работ по координации, регистрации и контролю корректирующих и предупреждающих действий, относящихся к функционированию и внутренним проверкам СМК, несет представитель руководства.
Ответственность за ненадлежащее выполнение корректирующих и предупреждающих действий в структурных подразделениях для устранения и/или предотвращения несоответствий, а также по результатам внутренних проверок СМК, несут начальники структурных единиц.
Потребность в проведении корректирующих и предупреждающих действиях для устранения причин несоответствий может определяться:
— результатами анализа претензий со стороны потребителя;
— результатами внутренних и внешних проверок СМК;
— результатами внутренних проверок, проведенных руководством в структурных единицах;
— выходные данные анализа со стороны руководства и удовлетворенности потребителей.
Для предупреждения негативных воздействий, которые могут отрицательно повлиять на объективность и достоверность результатов проводимых работ в рамках СМК запрещается:
— проводить работы с отклонением от требований, установленных в технических нормативных правовых актах и организационно-методических документах, действующих в СМК;
— проводить работу специалистам, не прошедшим специальную подготовку и аттестацию на право проведения работ.
Предприятие осуществляет корректирующие действия с целью устранения причин несоответствий для предупреждения повторного их возникновения. Корректирующие действия осуществляются на предприятии в соответствии с СТП 8.5.2(3) — 2007 «Корректирующие и предупреждающие действия». Предприятие осуществляет предупреждающие действия с целью устранения причин потенциальных несоответствий для предупреждения повторного их возникновения. Предупреждающие действия должны соответствовать возможным последствиям потенциальных проблем. Предупреждающие действия осуществляются на предприятии в соответствии с СТП 8.5.2(3) — 2007 «Корректирующие и предупреждающие действия».
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
В РУП «Минск Кристалл» финансовая работа возлагается на главного бухгалтера, зам. главного бухгалтера и бухгалтеров.
Бухгалтерия РУП «Минск Кристалл» занимается начислением и выдачей заработной платы работникам, начислением и отчислением налоговых выплат, начислением амортизационных отчислений, заполнением и предоставлением в соответствующие органы бухгалтерских отчетов и документации строгой отчетности, составление бухгалтерского баланса, проведение инвентаризации и т. д.
Основными задачами являются:
— обеспечение денежными средствами текущих затрат;
— выполнение обязательств перед бюджетом, банками и занятыми работниками.
На главного бухгалтера также возлагаются следующие задачи:
— содействие наиболее эффективному использованию основных производственных фондов, товарно-материальных ценностей;
— осуществление мер по ускорению оборачиваемости оборотных средств, обеспечение их сохранности, доведению размеров собственных оборотных средств до экономически обоснованных нормативов;
— контроль за правильностью организации финансовых отношений.
Функциями главного бухгалтера являются:
— планирование;
— организация расчетов с поставщиками и подрядчиками, заказчиками и покупателями;
— организация материального стимулирования, разработка систем премирования;
— выполнение обязательств перед бюджетом, оптимизация налогообложения;
— страхование.
Главный бухгалтер заботится о постоянном наличии средств, необходимых для текущей деятельности предприятия, следит за их поступлением и расходованием. В своей работе он опирается на метод наличных средств (кассовый) при определении фондов денежных средств.
Бухгалтерский учет осуществляется с помощью компьютерной программы «1С: Бухгалтерия». Также в отделе производиться расчет технико-экономических показателей (рентабельность, износ основных средств, выручка, прибыль, затраты и т.д.).
Информационное обеспечение управления осуществляется посредствам приказов и указаний директора, также информация, необходимая для деятельности Общества, берется из периодической литературы и Интернета.
Документооборот РУП «Минск Кристалл» ведется в соответствии с законодательством. В Обществе используют следующие виды организационно-распорядительной документации: Устав; штатное расписание; правила внутреннего трудового распорядка; приказы по основной деятельности, личному составу; решения по деятельности Общества.
Также используется справочно-информационная документация: заявления; справки; объяснительные записки; докладные записки; акты; письма.
Процесс подбора и приема кадров осуществляет сам директор с применением следующей кадровой документации: заявления (о приеме, переводе, увольнении); приказы по личному составу; личная карточка форма № Т-2; личный листок по учету кадров; трудовые книжки; автобиографии работников.
Трудовые отношения нанимателя и работника в РУП «Минск Кристалл» регулируются законодательством на основании заключения трудового контракта.
В состав автоматизированной системы обработки экономической информации РУП «Минск Кристалл» входят:
— техническое обеспечение: сервер, обеспечивающий работу внутренней сети, которая состоит из нескольких компьютеров (компьютеры NTTс процессором IntellPentium4), сканеры, для сканирования необходимых документов, принтеры для распечатки документов, ксерокс, модем, обеспечивающий выход в Internet;
— системное программное обеспечение: операционная система WindowsXPи Windows2000;
— сетевое обеспечение: внутренняя сеть, так как вся информация хранится в электронном виде, обмен информацией происходит с помощью внутренней и внешней электронной почты; отделы предприятия сотрудничают между собой при помощи внутренней сети, для повышения качества, быстроты, эффективности работы, а также для большей информационной безопасности;
— средства организации баз данных: базы данных разработаны в Access, так как в Accessимеются все необходимые для работы инструменты и возможности, и для создания необходимых баз данных и работы с ними не нужны более сложные программы. В Microsoft Access поддерживаются два способа создания базы данных. Имеется возможность создать пустую базу данных, а затем добавить в нее таблицы, формы, отчеты и другие объекты. Этот способ является наиболее гибким, но требует отдельного определения каждого элемента базы данных. Можно также воспользоваться мастером баз данных для создания всех необходимых таблиц, форм и отчетов для базы данных выбранного типа. Это простейший способ начального создания базы данных. В обоих случаях созданную базу данных можно в любое время изменить и расширить;
— прикладное программное обеспечение: почтовая программа LotusNotesдля приема заявок в электронном виде и для обмена необходимой информацией между подразделениями;
— информационное обеспечение: информация необходимая для работы сотрудника хранится на компьютере — рабочем месте на специальном диске, защищенным паролем, также она дублируется на сервере; результат работы сотрудников и архивы информации хранятся на сервере. Если сотруднику необходимо получить какую-либо информацию он обращается к серверу, или непосредственно к тому, у кого есть эта информация. Информация выдается по внутренней электронной почте. Источниками информации являются нормативно-справочная документация.
Для обеспечения наиболее эффективной работы РУП «Минск Кристалл» на ЭВМ необходимо установить в качестве ОС WindowsXP(на файловый сервер). WindowsXP— это многопользовательская, многозадачная, многопоточная, 32-х разрядная ОС, имеющая свой графический, пользовательский интерфейс. Кроме того, следует заметить, что в отличие от ранних версий Windows(таких как WindowsforWorkgroupsи Windows95), XP— это законченная ОС, а не надстройка над DOS.
К сервисному ПО можно отнести:
1) программы технического компьютера (например, Speediskиз пакета NortonUtilities);
2) антивирусные программы (Касперский);
3) программы — архиваторы (WinZip, WinRar, ARJ);
4) программы обслуживания дисков (MSDOS: Format, Fdisk, ChkDiskи др.), для обслуживания файловой системы на диске (NDD, Calibrate. Unerase) и установки параметров конфигурации ПК (Setup, Atsetupи др.).
Требования к информационному обеспечению:
Корректность информации, что обеспечит ее однозначное восприятие.
Полезность информации, то есть она должна содействовать достижению поставленных целей.
Оперативность, которая должна отражать актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений.
Точность информации, то есть она не должна содержать искажений с тем, чтобы не было рисков на основе неточной информации принять неправильное решение.
Достоверность определяется свойством информации отражать реально существующие объекты.
Устойчивость информации — ее способность реагировать на изменения данных без нарушения необходимой точности.
Достаточность информации — содержит минимальный объем сведений для принятия целесообразных решений.
Внемашинное информационное обеспечение включает в себя внемашинную базу и средства ее ведения. Внемашинная информационная база состоит из документов нормативно-справочной документации и другой условно-постоянной информации (справочники по продукции, каталоги производителей, поставщиков, сборник нормативных документов по приемке товаров по качеству и количеству, по хранению товара, по реализации товара, отчеты о работе склада).
Внемашинные информационные базы формируются на основе различных средств массовой информации, нормативных справочников, информации от партнеров. Организация и ведение этих баз осуществляется посредством системы классификации и кодирования товаров, посредством унифицированных форм системы документации.
Внутримашинное информационное обеспечение включает внутримашинную информационную базу и средства организации ее введения. Внутримашинная информационная база включает в себя нормативно-справочные данные, которые создаются при первоначальной загрузке и периодически пополняются (сведения о конкурентной продукции, о поставщиках, покупателях, о технике проведения нововведений и хранении продукции, обобщенные отчеты деятельности, затраты по введению новой аппаратуры, расширению штата сотрудников, ремонту; сравнительный анализ за несколько лет, предложения по улучшению состояния предприятия, учет доходов персонала, расходов на транспортировку товара и т.д.).
В РУП «Минск Кристалл» используется система централизованной обработки информации. В таких системах чаще всего используются пакетный и интерактивный режимы.
Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами:
— алгоритм решения задачи формализован, процесс ее решения не требует вмешательства человека:
— имеется большой объем входных и выходных данных, значительная часть которых хранится на магнитных носителях;
— расчет выполняется для большинства записей входных файлов;
— большое время решения задачи обусловлено большими объемами данных;
— регламентность, то есть задачи решаются с заданной периодичностью.
При интерактивном режиме пользователь имеет непосредственный доступ к одной ЭВМ или к вычислительному комплексу, работающему как одна ЭВМ под управлением одной операционной системы. В этом случае достаточно просто организовать работу пользователей с общей базой, упрощается контроль целостности данных, их хранение и восстановление.
5. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН
Основными факторами, сдерживающими экономический рост РУП «Минск Кристалл», являются:
— моральное и физическое старение оборудования не позволяющее обеспечить изготовление высокоточных изделий при низких трудовых и материальных затратах;
— старение зданий и сооружений, неприспособленность их к экономичному расходованию энергоресурсов;
— отставание от предприятий-конкурентов в части внедрения новых технологий, обеспечивающих снижение затрат на производство и более высокий качественный уровень продукции. продолжение
--PAGE_BREAK--