--PAGE_BREAK--2.5 Анализ эффективности использования основных фондов
Для обобщающей характеристики эффективности использования основных средств служат показатели фондоотдачи, фондоемкости и фондовооруженности.
Повышение эффективности использования основных средств имеет важное значение как источник расширение производства, так как фондоотдача показывает, сколько рублей товарной продукции приходится на 1 рубль основных средств. Пути повышения фондоотдачи:
- наиболее полное и рациональное использование производственных мощностей;
- совершенствование структуры и своевременное обновление основных средств;
- увеличение коэффициента сменности и ликвидация простоев.
1) Фондоотдача ОФ = (стоимость выпущенной продукции) / (среднегодовая стоимость ОФ (Ф/о)
Ф/о ОФ 2005 = 1424 / 1,3 = 1095
Ф/о ОФ 2006 = 1647 / 0,9 = 1830
Ф/о ОФ 2007 = 1601 / 0,5 = 3202
2) Фондоемкость — это величина, обратная величине фондоотдачи ОФ (Ф/е);
Фе ОФ 2005 = 1 / 1095 = 0
Фе ОФ 2006 = 1 / 1830 = 0
Фе ОФ 2007 = 1 / 3202 = 0
Качественным показателем использования основных средств является фондовооруженность. Рост фондовооруженности труда направлен на непосредственное повышение его производительности. Основным фактором фондовооруженности является совершенствование средств труда, повышение эффективности их использования, рост производительности труда.
3) Фондовооруженность = ОФ / Численность
Фвоор 2005 = 1,3 / 29 = 0,04
Фвоор 2006 = 0,9 / 32 = 0,03
Фвоор 2007 = 0,5 / 28 = 0,02
Основными резервами выпуска продукции и фондоотдачи являются:
- Сокращение целодневных простоев оборудования, приводящее к увеличению среднего количества отработанных дней каждой его единицей за год;
- Повышение коэффициента сменности в результате лучшей организации производства;
- Сокращение внутрисменных простоев;
- Повышение среднечасовой выработки оборудования за счет модернизации, более интенсивного использования.
К резервам роста фондоотдачи относятся: выпуск конкурентоспособной продукции, рост качества продукции, приобретение новой техники, совершенствование технологических процессов.
2.6 Анализ финансовых показателей деятельности
Главная цель анализа — своевременно выявлять и удалять недостатки в деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Основные источники: ф. № 1 Бухгалтерский баланс; ф. № 2 Отчет о прибылях и убытках; данные первичного бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса;
2.7 Анализ прибыли
В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год (табл. 12).
Таблица 12 — Анализ состава, динамики и выполнения плана прибыли
Из данных таблицы 12 следует, что прибыль 2006 года по сравнению с 2005 годом выросла на 5,5%, прибыль 2007 года по сравнению с 2005 годом выросла на 274,8%, по сравнению с 2006 годом выросла на 255,4%, что привело также к соответственному увеличению прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
В динамике финансовых результатов можно отметить следующие положительные изменения: прибыль от реализации растет быстрее, чем нетто выручка от реализации товаров — что свидетельствует о снижении затрат на производство продукции. Чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от реализации, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности и прибыль отчетного периода. Изменения в структуре прибыли характеризуются данными таблицы 13.
Таблица 13 — Структура прибыли, %
продолжение
--PAGE_BREAK--
Как следует из таблицы 13, в 2006 году произошли положительные изменения в структуре прибыли. Возросла доля прибыли от реализации по сравнению с 2005 и с 2006 годами на 96,6 и 160,2%% соответственно, от финансово-хозяйственной деятельности на 97,4%, чистая прибыль на 4,9 и 20,3%% соответственно и нераспределенная прибыль на 46,8 и 41,3 соответственно. Вместе с тем в 2005 году в обороте оставлено только 53,1 тыс.рублей, тогда как в 2006 году 114,1 тыс.рублей, а в 2007 году уже 230,3 тыс.рублей.
2.8 Анализ рентабельности
При анализе коэффициентов рентабельности и деловой активности ООО «Сибтехмонтаж» использованы следующие коэффициенты (табл.14).
Коэффициент рентабельности продаж низкий, если в 2005 году он составлял 0,025, то в 2006 году он снизился на до 0,019, однако в 2007 году коэффициент повысился на 0,063, что составило 0,083. Руководству предприятия нужно увеличивать объем продаж или пересмотреть ценовую политику.
Коэффициент общей оборачиваемости капитала наивысшей своей точки достиг в 2006 году, что составляет 9,7167. По сравнению с 2005 годом он снизился на 2,5422, что составляет 7,1745, а по сравнению с 2007 годом коэффициент снизился еще больше (на 4,1913), что составило 5,5254. Это свидетельствует о неэффективном использовании имущества предприятия.
Таблица 14 — Коэффициенты рентабельности и деловой активности
--PAGE_BREAK--
Аналогично снижаются коэффициенты оборачиваемости мобильных средств и материальных оборотных средств, т.е. снизилась эффективность их использования.
Скорость оборотов дебиторской задолженности стремительно уменьшается. Если в 2005 году она составляла 115,3, то в 2006 году 101,62, а в 2007 году она резко падает до 28,42, что показывает увеличение объема коммерческого кредита, предоставляемого покупателям. Если рассмотреть срок оборота дебиторской задолженности, то из таблицы видно, что она повышается. В 2005 он составлял 3,1662, в 2006 году 3,5917, а в 2007 году он уже составлял 12,8418. Это говорит о том, что покупатели рассчитываются за предоставленный товар с большой отсрочкой платежа. В абсолютной противоположности происходит с оборачиваемостью и сроком оборота кредиторской задолженности. Оборачиваемость кредиторской задолженности стремительно растет, а срок оборота кредиторской задолженности падает. Это означает увеличение скорости оплаты задолженностей предприятия и срока возврата долгов предприятия.
Коэффициент фондоотдачи оборотных активов снижается до нуля, т.е. предприятие не имеет основных средств. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала уменьшается с 38,8822 до 11,2679, что отражает тенденцию бездействию собственных средств.
2.9 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают существенное влияние на финансовое состояние предприятия (табл. 15, 16).
Таблица 15 — Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности, тыс.руб
Таблица 16 — Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, тыс.руб
Величина дебиторской задолженности на конец 2005 года составила 39,8 тысяч рублей, на 2006 год – 61,3 тысяч рублей, на 2007 год – 182,6 тысяч рублей. Просроченной задолженности нет. Как видно из таблицы состояние расчетов с клиентами ухудшилось. Если в 2005 году они составляли 3,12 дней, то в 2006 на 0,42 дня больше, а в 2007 году ещё на 9,13 дней больше, что в конечном итоге составило 12,67 дней.
Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов возросла. Если в 2005 году она составляла 0,06%, то в 2006 году увеличилась на 0,03%, а в 2007 году ещё увеличилась на 0,1%, что составило 0,19%. Следовательно, снизилась ликвидность текущих активов, что свидетельствует об ухудшении финансового положения. Оборачиваемость кредиторской задолженности растет, а период погашения падает, что свидетельствует о том, что у предприятия достаточно свободных средств, чтобы погасить кредиторскую задолженность.
2.10 Анализ структуры пассива и актива баланса
Финансовое состояние предприятие выражается в соотношении структуры его активов и пассивов, т.е. средств предприятия и их источников (табл. 17).
Таблица 17 — Анализ структуры пассивов баланса
На основании проведенного анализа в таблице 17 видно, что собственный капитал стремительно растет за счет полученной прибыли, которая осталась нераспределенной.
Если в 2005 году собственный капитал составлял 118 т.р., то в 2006 году он повысился на 114,1 т.р. (17,7%) и составил 232,1 т.р., то в 2007 году он еще повысился на 228,5 т.р. (12,8%) и составил 460,6 т.р. Долгосрочных пассивов на предприятии не имеется. Если говорить о краткосрочных пассивах, то они то падают, то немного увеличиваются. Краткосрочные пассивы в 2005 году составляли 521,5 т.р., в 2006 году уменьшились на 112,5 т.р. (17,7%), а в 2007 году опять увеличились на 69,7 (12,8%).
Заемные средства (кредит в банке) за три года увеличиваются со 100 тыс.руб. до 250 тыс.руб., т.е. предприятие нуждается в оборотных средствах, а кредиторская задолженность уменьшается с 421,5 тыс.руб. до 228,7 тыс.руб., что говорит о платежеспособности предприятия. В целом средства пассива баланса за три года увеличились, в 2005 году они составляли 639,5 т.р., в 2006 году увеличились на 1,6 т.р., а в 2007 году еще увеличились на 298,2 т.р., что составило 939,3 т.р.
Основную долю в пассиве баланса занимают краткосрочные пассивы, в частности кредиторская задолженность 65,9% в 2005 году, 32,6% в 2006 году, и 24,4% в 2007 году. Капитал и резервы составляют на конец анализируемого периода меньше 50% пассивов, что свидетельствует о том, что в случае предъявления требований всеми кредиторами ООО «Сибтехмонтаж» не сможет их удовлетворить полностью. Однако, с каждым годом они возрастают и почти достигают 50%. Если в 2005 году они составляли всего 18,5%, то в 2006 году они увеличились на 17,7%, что составило 36,2%, а в 2007 году они уже составляют 49%.
Таким образом, на конец 2007 года ситуация стабилизировалась, практически уравнялись и собственные и заемные средства (табл. 18).
Таблица 18 — Оценка рыночной устойчивости
Коэффициент автономии показывает на сколько предприятия зависит тот заемного капитала, чем больше у предприятия собственных средств, тем легче ему справиться с неурядицами на рынке. В ООО «Сибтехмонтаж» коэффициент автономии не соответствует нормативу (более 50% к итогу баланса). В 2005 году он составляет 0,185, в 2006 году 0,362, а в 2007 году он приближается к нормативу 0,490. Увеличение этого показателя произошло из-за увеличения собственных средств за счет нераспределенной прибыли. Именно это вызвало снижение коэффициента финансовой активности. Коэффициент маневренности остается на протяжении трех лет стабильным и равным 1, что свидетельствует о мобильности собственных средств предприятия и свободе в маневренности этими средствами. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками выше нормы, что подтверждает обеспеченность запасами. В целом оценка рыночной устойчивости свидетельствует об улучшении ситуации за анализируемый период (табл. 19).
Таблица 19 — Анализ структуры актива баланса
На основании таблицы проведем анализ актива баланса. Внеоборотные активы в структуре активов баланса составляют в 2005 и 2006 годах всего 0,1%. Из этого следует, что основных средств на предприятии нет. А к концу 2006 года они вообще списываются. Все внеоборотные активы арендуемые. Так что основную часть активов баланса составляют оборотные активы. В 2005 и 2006 годах они составляли 99,9%, а в 2007 году 100%. Главную часть в оборотных активах занимают запасы, но они на протяжении трех лет уменьшаются. Если в 2005 году они составляли 586,9 т.р.(91,8%), то в 2006 году они снизились на 12,9 т.р. (2,3%), а в 2007 году они увеличились на 153,8 т.р., но в процентном отношении к итогу баланса уменьшаются на 12%.
Дебиторская задолженность увеличивается с 39,8 до 182,6 т.р., т.е. на 142,8 т.р (13,2%), что свидетельствует о неплатежеспособности потребителей продукции ООО «Сибтехмонтаж». Доля денежных средств то повышается, то падает, что говорит о нестабильности в структуре актива баланса. В 2005 году они составляли 11,9 т.р. (0,8%), в 2006 году уменьшились на 6,6 т.р (1,1%), а в 2007 году увеличились на 23,6 т.р. (2,3%), что в конечном итоге составило 28,9 т.р. (3,1%). Если говорить в целом о структуре актива баланса, то она аналогична структуре пассива баланса.
2.11 Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия
Платежеспособность предприятия выступает в качестве внешнего проявления финансовой устойчивости, сущностью которой является обеспеченность оборотных активов долгосрочными источниками формирования. Для оценки платежеспособности предприятия используются три относительных показателя, различающиеся набором ликвидных активов рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств. Рассмотрим коэффициенты ликвидности и сведем их в таблицу 20.
Таблица 20 – Коэффициенты ликвидности
Мгновенную платежеспособность предприятия характеризует коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий, какую часть краткосрочной задолженности может покрыть организация за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, быстро реализуемых в случае надобности.
Платежеспособность предприятия с учетом предстоящих поступлений от дебиторов характеризует коэффициент текущей ликвидности. Он показывает, какую часть текущей задолженности организация может покрыть в ближайшей перспективе при условии полного погашения дебиторской задолженности. Нормальное ограничение означает, что денежные средства и предстоящие поступления от текущей деятельности должны покрывать текущие долги. Для повышения уровня текущей ликвидности необходимо способствовать роту обеспеченности запасов собственными оборотными средствами, для чего следует увеличить собственные оборотные средства и обоснованно снижать уровень запасов.
Прогнозируемые платежные возможности организации при условии погашения краткосрочной дебиторской задолженности и реализации имеющихся запасов (с учетом компенсации осуществленных затрат) отражает коэффициент покрытия. Уровень коэффициента покрытия непосредственно определяется наличием долгосрочных источников формирования запасов. Для повышения уровня коэффициента покрытия необходимо пополнять реальный собственный капитал предприятия и обоснованно сдерживать рост внеоборотных активов и долгосрочной дебиторской задолженности. В отличие от коэффициентов абсолютной и текущей ликвидности, показывающих мгновенную и текущую платежеспособность, коэффициент покрытия отражает прогноз платежеспособности на относительно отдаленную перспективу.
3.
Разработка инвестиционного бизнес-проекта «Мини-завод по производству металлопластиковых труб на базе автоматизированного комплекса «Металлополимер 5»
3.1 Резюме
Название проекта – Мини-завод~PE_Object(1){ } металлопластиковых труб.
Целями бизнес-плана являются:
1. Обоснование рентабельности ввода в строй и эксплуатации производственной линии по производству металлопластиковых труб на действующих арендуемых производственных площадях и реализации готовой продукции на региональном рынке.
2. Выявление условий рынка и прогноз продаж готовой продукции при наращивании мощности производства в инвестиционный период.
3. Оценка ожидаемых финансовых результатов бизнеса и построение финансовой стратегии предприятия по заемным средствам.
Задачами предприятия в инвестиционный период является:
- осуществить ввод в строй и эксплуатацию комплексного автоматизированного оборудования с целью обеспечения сквозного технологического процесса, закупка сырья (комплектующих и расходных материалов), производство (сборка) готовой продукции и услуг, реализация конечного продукта потребителю;
- закрепиться и расширить управляемый сегмент регионального рынка сбыта металлопластиковых труб.
Для размещения цеха по производству металлопластиковых труб ООО «Сибтехмонтаж» необходимы производственные площади в 600 м.кв., оснащенные всеми необходимыми для производства коммуникациями: водоснабжением; канализацией; вентиляцией; отоплением от котельной; электропитанием и т.д., которые в распоряжении предприятия уже имеются.
Технологическое оборудование, необходимое для производства металлопластиковых труб, предполагается приобрести наООО «Завод «Металлополимер» (111123, г. Москва, Электродный проезд, д. 8А).
Изучив рынок организаций предлагающих оборудование для производства МПТ была выбрана эта компания. В России они являются пионерами в области разработки технологии производства металлопластиковых труб. Обладая высокопрофессиональными научными и конструкторскими кадрами компания стала лидером в области создания высокопроизводительного оборудования для производства металлопластиковых труб. Кроме того, ООО «Завод «Металлополимер» предлагает поставку и монтаж оборудования под ключ, обучение персонала, гарантия 5 лет, последующее сопровождение, а также комплексное снабжение необходим сырьем и материалом. Все это обусловило выбор именно этой компании.
Работа цеха будет организована по принципу сквозного технологического процесса, что обеспечит значительную экономию внутрипроизводственных издержек и существенно повысит рентабельность производства.
Сырьевая база производства на 100% обеспечивается единым поставщиком в соответствии с единым технологическим замыслом, что повышает надежность готовой продукции.
Основным направлением деятельности технологической линии будет выпуск труб, размером: Ø 16, Ø 20, Ø (25)26, Ø 32.
Предполагаемая дата начала проекта — ~PE_Object(4){01.10.2009.
}Продолжительность расчетов проекта, предлагаемая поставщиком — 59~PE_Object(5){} мес.
Предварительная общая стоимость проекта по введению в строй и эксплуатации производственного комплекса фирмы по выпуску металлопластиковых труб — 28,7 млн. рублей.
Планируемый объем выпуска готовой продукции около 3,9 млн. погонных метров в год на общую сумму около 20 млн. рублей в год на основе проектируемых производственных мощностей. В дальнейшем планируется увеличить производство продукции.
Рынком сбыта готовой продукции являются деловые круги и население г.Красноярска и Красноярского края.
Общая планируемая численность работающих, в соответствии с технологическим процессом — 26 человек.
Конкурентоспособность фирмы будет обеспечиваться низкими внутрипроизводственными издержками вследствие сквозного технологического процесса, а также качеством готовой продукции.
Финансирование проекта планируется за счет собственных и заемных средств в соотношении 30/70%. Такая схема финансирования принята в Сбербанке России, и многими другими банками.
Необходимый объем инвестиций
Погашение займа и выплата процентов планируется за счет выручки от реализации продукции.
Планируемое использование инвестиций
3.2 Сведения о предприятии
Инициатор проекта – ООО «СибТехмонтаж». Форма собственности — частная. Основной вид деятельности – изготовление и монтаж изделий из пенополиуретана. Уставный фонд составляет 55 тыс. руб.
Учредители физические лица, соответственно с равной долей в уставном капитале. Все они являются высококвалифицированными специалистами в своей области с большим стажем работы.
3.3 Х
арактеристики металлопластиковых труб
Металлопластиковые трубы (МПТ) представляет собой пятислойную композицию: сшитый полиэтилен (РЕХ и PERT) – клей – алюминиевая фольга – клей – сшитый полиэтилен (РЕХ и PERT).
Труба выпускаемая комплексом «Металлополимер 5»
Преимущества металлопластиковых труб:
- Долговечность, надёжность в эксплуатации. Срок службы 50 лет (при температуре до 60 С0 — 100 лет).
- Абсолютная кислородонепроницаемость.
- Антитоксичность,стойкость к коррозии и отложению солей.
- Стойкость к агрессивным средам.
- Устойчивость к зарастанию и заиливанию.
- Пропускная способность в 1,3 раза выше по сравнению со стальными трубами.
- Высокая пластичность и малый вес.
- Удобство монтажа, минимум, простота инструмента, возможность «заливки» в бетон без каких-либо ограничений.
- Высокая ремонтопригодность без применения сложного и тяжелого оборудования.
- Высокая шумопоглощающая способность.
- Теплопроводность меньше в 175 раз, чем у стальных, и в 1300 раз — чем у медных труб.
- Эстетичны.
- Антистатичны, не проводят блуждающие токи.
- Не разрушаются при замерзании воды, не конденсируют влагу.
- Монтаж труб возможен при отрицательных температурах до – 50 С0при этом трубы не трескаются и не расслаиваются.
Наиболее значимым преимуществом труб из PE RT полиэтилена является возможность их сваривать. Трубы PERT–ALL-PERT подобно полипропиленовым трубам можно соединять сварными фитингами (Стоимость сварных фитингов в несколько раз ниже стоимости фитингов других типов).
Геометрические характеристики МПТ
Объёмные характеристики МПТ
Рекомендуемый вес бухты – около 20 кг.
Способ соединения труб
--PAGE_BREAK--
Механические свойства МПТ
Результаты испытаний, проведённых Испытательным центром «Сантехоборудование» ФГУП «НИИ Сантехники», подтвердили, что МПТ, изготовленные на оборудовании Компании, не разрушились после истечения 1000 часов при температуре 95оС, постоянном внутреннем давлении 1,9 МПа.
Согласно ТУ 2248-002-39564670-2006 «Трубы напорные металлополимерные», МПТ имеют гладкую наружную и внутреннюю поверхность, без пузырей, трещин и посторонних включений. Не происходит расслаивания клеевого соединения между полиэтиленовыми слоями и алюминиевой фольгой в стенке трубы.
Металлопластиковые трубы изготовленные по нашему ТУ ТУ 2248-002-39564670-2006 разрешены для применения в вагонах РЖД.
Завод металлопластиковых труб на базе комплекса «Металлополимер 5» позволяет выпускать четыре типоразмера труб.
Внешний вид трубы, выпускаемый комплексом «Металлополимер 5».
3.4 Анализ рынка
Рынки полиэтиленовых труб на протяжении нескольких лет показывают интенсивную динамику развития. Причем, емкость рынка растет не только за счет внутреннего производства, но и за счет импорта. Интенсивный рост емкости рынков полиэтиленовых труб обусловлен несколькими факторами, среди которых главные — преимущества полиэтиленовых труб перед металлическими и высокие темпы роста объемов строительства.
Полиэтиленовые трубы для строительства водопроводных и канализационных систем начали применять с конца 30-х — начала 40-х годов в странах Западной Европы. Затем эта технология строительства водопровода и канализации распространилась по всему миру, вытесняя трубы из традиционных материалов: стали, меди, асбоцемента, бетона. На сегодняшний день во всем мире, особенно в развитых странах, в строительстве систем водоснабжения, канализации и отопления полиэтиленовые трубы занимают лидирующее положение. Более того, спектр их применения заметно расширился, при помощи полимерных труб осуществляется строительство газопроводов, систем вентиляции и аспирации, водостоков, кабельных каналов и др.
Рост российского рынка полиэтиленовых труб опережает рост рынков другой полимерной продукции. Спрос на полиэтиленовые трубы в России стабильно увеличивается в течение последних нескольких лет. В первую очередь, из-за смещения потребительских предпочтений с металлических труб на полиэтиленовые. По оценке экспертов, в настоящий момент в России протяженность трубопроводов составляет около двух миллионов километров наружных и четырнадцати миллионов километров внутренних. По этому показателю Россия занимает второе место после США. При этом система трубопроводов в России является сильно изношенной. Примерно 50 тыс. км труб находятся в критическом состоянии, свыше 5 тыс. км были проложены в конце XIX или начале XX века. Около 40% из общего числа трубопроводов системы ЖКХ нуждаются в капитальном ремонте или замене. Причем на долю трубопроводов из полиэтиленовых материалов приходится не более 30%, в то время как в зарубежных странах их доля составляет более 70%.
Основываясь на мировом опыте, можно сделать вывод, что в ближайшее время темпы роста потребления полиэтиленовых труб будут не ниже, чем в последние годы, и тенденция замены металлических труб неметаллическими будет продолжена.
Увеличение видимого потребления полиэтиленовых труб в России в 2007 году составило 35% по сравнению с 2006 годом и достигло 226,26 тыс. тонн. По мнению многих игроков рынка, в 2008 году темп роста потребления полиэтиленовых труб сохранится. За 2007 год видимое потребление полиэтиленовых труб в России составило 74,09 тыс. тонн, без учета роста складских запасов, вызванных низким потребительским спросом в начале года. При этом темп роста емкости российского рынка полиэтиленовых труб сравнялся с темпом роста объемов их производства. Однако рост рынка в течение нескольких лет наблюдается не только за счет увеличения поставок продукции российского производства, но и за счет импорта. Российский рынок полиэтиленовых труб постепенно насыщается. Причем, в зависимости от назначения и области применения труб, сегментарное насыщение рынка неравномерно. Изначально структуру российского рынка определял импорт. Из-за увеличения количества производителей и расширения номенклатуры выпускаемой продукции, российские трубы присутствуют во всех сегментах. Однако, несмотря на это, именно импорт четко реагирует на изменение потребительских предпочтений.
Спрос на все виды полимерных труб носит сезонный характер. Причем, в зависимости от области применения, сезонные колебания спроса различны. Так, спрос на полиэтиленовые трубы для внутреннего водоснабжения практически не зависит от сезона, в то время как спрос на трубы для наружного применения резко снижается в межсезонье. Сезонный фактор не оказывает значительного влияния на изменение стоимости полиэтиленовых труб. Основным фактором, определяющим цену на трубы из полимерных материалов, является стоимость сырья.
По мнению экспертов, российский рынок полиэтиленовых труб будет интенсивно развиваться еще в течение нескольких лет. Емкость рынка ежегодно будет увеличиваться не менее чем на 20%.
На российском рынке сегодня представлены полиэтиленовые трубы различных производителей и, соответственно, различных ценовых диапазонов.
Сравним трубы по основным показателям
Использование труб в системах отопления и водоснабжения в России, тыс. метров
Структура потребления труб в России
Динамика потребления металлопластиковых труб в России, млн. метров
Доля импорта в потреблении металлопластиковых труб, млн. метров
По данным KWDInternationalв 2007 году объем российского потребления металлопластиковых труб составил 359,3 миллиона метров труб.
Жёсткая позиция Госстроя РФ, занятая в отношении использования только современных трубопроводных систем, повлекла заметное увеличение объема потребления металополимерных труб, и усилила интерес к созданию экологически чистых производств по выпуску МПТ. Однако темпы роста спроса на металлопластиковые трубы опережают рост производств в России. Это и обуславливает доминирование импортной продукции на рынке.
Прогнозы емкости рынка трубопроводов внутренних инженерных сетей. По протяженности трубопроводов внутренних инженерных систем (около 17 млн. км.) Россия занимает второе место в мире после США И в то же время, нет ни одной страны в мире, где степень изношенности трубопроводов составляет 60%-80%. Высокие темпы жилищного строительства и большие объемы ремонтно-восстановительных работ ежегодно создают огромную нишу для новых трубопроводных систем. Примечательно, что в 2007 году не смотря на растущую потребность в трубах, и сильное сопротивление металлургического лобби, потребление стальных труб остановилось на уровне 2005 года.
Прогноз потребления труб для систем отопления и водоснабжения, млн. метров
Специалисты отмечают, что структура Российского рынка труб для отопления водоснабжения будет сильно отличаться от европейского.
Структура Российского рынка труб для отопления водоснабжения, 2007
Структура Российского рынка труб для отопления водоснабжения, 2010 (прогноз)
В отличие от европейского рынка, где существуют производства медных труб, и доля на рынке, хоть и сокращается, но довольно существенна -18%, на российском рынке доля медных труб возрастет не более чем до 6-7%. Не смотря на дешевизну труб PE, PERT, CVPC, и относительно недорогого оборудования для их производств, доля полимерных уменьшиться до 3-4%. Из-за высокого температурного расширения монтаж таких труб существенно дороже остальных систем.
Динамика потребления различных труб, млн. метров.
Потребление металлопластиковых труб будет расти наиболее высокими темпами. За счет лучших потребительских и ценовых качеств, трубы PERT-Al-PERTпрактически вытеснят трубы PEX-Al-PEX, и усилит разрыв с армированными полипропиленовыми трубами. Наиболее вероятен компромиссный вариант: В сегменте внутриквартирных разводок и теплых полов, будет доминировать металлопластиковые трубы, а для стояков и внутриквартальных разводок будет применяться полипропиленовые трубы. Однако, с появлением сварных фитингов большого диаметра из PERTполиэтилена изменится ситуация и в этом сегменте. К 2010 году объем потребления металлопластиковых труб превысит объем потребления стальных.
Прогноз потребления металлопластиковых труб млн. метров.
3.5 Инвестиционный план
Комплекс по производству металлопластиковых труб «Металлополимер 5» поставляет ООО «Завод «Металлополимер» под-ключ.
Услуги, входящие в цену контракта: обучение персонала (теоретическое и практическое), шефмонтаж и пуско-наладочные работы, опытная эксплуатация, гарантийное обслуживание оборудования в течение 12 месяцев.
Технические характеристики комплекса«Металлополимер 5»
Комплектация
Дополнительные услуги: поставка дополнительного сервисного и лабораторного оборудования, поставка сырья на пусконаладочные работы, комплексное снабжение сырьем, послегарантийное техническое и консультативное сопровождение.
3.6 Операционный план
План сбыта. Огромные объемы жилищного и коммерческого строительства в Красноярске и Красноярском крае создает постоянно растущую нишу для металлопластиковых труб. Высокая емкость рынка трубопроводных систем создает предпосылки для удачной реализации проекта. Основными потребителями металлополимерных труб выступают: предприятия ЖКХ, строительные организации, рынки и магазины стройматериалов, специализированные торговые организации.
Маркетинг. Для достижения максимального эффекта необходимо оптимально распределить рекламный бюджет среди различных рекламных носителей. Для профессионалов, по сравнению с потребителями, характерна высокая степень комплексности получения информации из разных источников одновременно. Поэтому для продвижения продукции целесообразно использовать: Интернет рекламу, рекламу в прессе, наружную рекламу, т.к. эти виды рекламы, для информирования по данному типу продукции, имеют хорошее соотношение цены и эффективности.
С учетом высоких темпов расширения WEB-зоны в России, следует ожидать передислокацию позиций в пользу «Интернет».
Ценообразование. Предлагаемые цены ниже аналогичных предложений на рынке, и это создаст предпосылки для быстрого освоения рынка сбыта.
Запас готовой продукции планируется 25% от месячного объема продаж.
Проведенный анализ цен в регионе показа, что цена за 1 тыс.п.метр (с НДС) варьируется.
Цены на металлопластиковые трубы, руб.
Таким образом, продукция, производимая комплексом «Металлополимер 5», конкурентоспособна по ценам не только с аналогичной европейской, но даже и с азиатской продукцией.
Производство. Производственная мощность комплекса «Металлополимер5»
Фонд рабочего времени. Для обеспечения качества выпускаемой продукции необходим круглосуточный режим работы. С учетом выходных, праздничных дней расчетный годовой фонд рабочего времени планируется 5520 часов (230 рабочих дней)
Ассортимент. Статистический анализ продаж и применения труб различных диаметров при комплектации объектов показывает, что наиболее востребованные МПТ Ø 16 и Ø 20 мм. Однако следует отметить тенденцию увеличения спроса на трубы большого диаметра.
Структура спроса на МПТ различного диаметра в регионе 2005 — 2007 год
продолжение
--PAGE_BREAK--В комплексе «Металлополимер 5» гибкость производства достигается за счет небольшого времени переналадки на другой типоразмер – эта процедура занимает от 60 до 120 минут (завит от квалификации персонала). В процессе изготовления МПТ необходимо делать технологические остановки в случаях:
- замены изношенной фильеры (формирует размер алюминиевой трубы);
- замены рулонов алюминиевой фольги (в случае применения устройства непрерывной подачи фольги необходимость в остановке отпадает;
- необходимости переналадки на другой типоразмер МПТ.
Распределение рабочего времени
Наиболее целесообразно производить трубу недельными циклами, совмещая остановки с профилактическими работами. Такой режим позволит производить трубу со стабильными характеристиками.
Сырье и материалы. Для производства металлопластиковых труб может использоваться сырье и материалы, как отечественных, так и зарубежных производителей. Предложений сырья много и выбор поставщиков осуществляется производителем МПТ в зависимости от требуемого качества конечной продукции и других рыночных факторов.
Структура затрат на сырье и материалы при производстве МПТ, %
Цены по состоянию на 1/09/2008
Для производства качественных труб (не уступающих лучшим зарубежным образцам) будет использоваться сырье, рекомендованное ООО «Завод «Металлополимер, т.к. они осуществляет комплексное снабжение сырьем.
Дальнейшая разработка и расчеты инвестиционного проекта производственной линии по изготовлению металлопластиковых труб будет продолжена в дипломном проекте, согласно заявленной теме. Расчеты предполагается произвести с помощью программы для составления бизнес-проектов — Project Expert.
Заключение
По результатам анализа хозяйственной деятельности можно сделать следующие выводы. В течение периода с 2005 по 2007 г. объем производства и реализации продукции возрастал, но в 2007 г. наблюдается некоторое снижение. Это связано с появлением конкурентов, на рынке происходит перенасыщение ППУ. В отчетном году предприятие не использовало всех своих резервов. В 2007 году план по реализации и производству выполнен только на 95%. Что касается трудовых ресурсов, то при анализе выяснилось, что предприятие использует их достаточно полно.
Финансовый анализ показал, что финансовая устойчивость постепенно повышается. Так в течение 3 лет повышается коэффициент автономии предприятия, но не достигает нормативного уровня, поэтому руководству предприятия следует обратить внимание на наращивание собственного капитала.
Приняв во внимание выявленные в ходе анализа негативные явления, можно дать некоторые рекомендации оздоровлению предприятия:
- следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
- контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;
- своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности;
- увеличивать долю собственного оборотного капитала в стоимости имущества;
- повышать оборачиваемость оборотных средств предприятия;
- выяснить, в чем причина накопления сверхплановых запасов;
- увеличить объем инвестиций в основной капитал и его долю в общем имуществе организации.
Таким образом, в процессе прохождения преддипломной практики на ООО «Сибтехмонтаж»:
- произошло знакомство с системой отчетности и организационными процессами на предприятии; оценен уровень эффективности управления на предприятии;
- собраны и проанализированы материалы, отражающие хозяйственно-экономическую характеристику предприятия;
- получены достаточные представления о работе предприятия, проблемах и путях их решения;
- подобраны материалы о предприятии для аналитической части дипломного проекта, намечены и частично разработаны основные задачи, определяющие содержание проектной части, т.е. начата разработка инвестиционного проекта производственной линии по изготовлению металлопластиковых труб.
Список использованной литературы
1. Алексеева М.А. Планирование деятельности фирмы / Алексеева М.А. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 403 с.
2. Бирман Г. Экономический анализ инвестиционных проектов / Г.Бирман, С.Шмидт. — М.: Банки и биржи, 2001. — 120 с.
3. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. / О.В.Грищенко. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. – 112 с.
4. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности / В.В.Ковалев. — М.: Финансы и статистика, 2001. -97 с.
5. Липсиц И.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа / И.В.Липсиц, В.В.Коссов. — М.: Издательство БЕК, 2001. — 203 с.
6. Михалев Г.С. Анализ финансового состояния на предприятии: Методическое пособие по курсу «Экономический анализ» / Г.С.Михалев, Л.Ф.Ладыгина; Под ред. проф. к.э.н. Ю.И.Григорьева. – Красноярск: СибГау, 2002. – 27 с.
7. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. – 4-е изд. / Г.В.Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 384 с.
8. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа/ А.Д.Шеремет, Р.С.Сайфулин, Е.В.Негашев. - М.: ИНФРА-М,2001. – 225 с.
9. Экономический анализ: Пособие по выполнению курсовой работы на тему «Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия» / Сост. Л.Ф.Ладыгина. — Красноярск: СибГАУ, 2002. — 57 с.
Приложение 1
Пенополиуретановые скорлупы (скорлупа ППУ)— это жесткая неплавкая термоактивная пластмасса с сильно сетчатой структурой. Она выпускается в виде скорлуп для теплоизоляции трубопроводов и плит для теплоизоляции ограждающих конструкций.
ПОЛУЦИЛИНДРЫ И ЦИЛИНДРЫ ИЗ ПЕНОПОЛИУРЕТАНА
Формы на «полуцилиндр» для производства пенополиуретановой-скорлупы
Форма на «полный цилиндр» и готовое изделие – скорлупа на трубу 219 мм
Технология производства пенополиуретана методом заливки в форму позволяет в цеховых условиях изготовить требуемое количество теплоизоляционных полуцилиндров для дальнейшей их установки на трубопровод с помощью проволочных или ленточных хомутов или клеевых составов.
Приложение 2
Сравнительный анализ технико-экономической эффективности при использовании ППУ- изделий и традиционной минваты
Приложение 3
Комплекс по производству металлопластиковых труб
«Металлополимер 5»
Мини-заводы созданы на базе экструдерного комплекса для производства металлопластиковых труб (МПТ) диаметров 12/16, 16/20, 20/25(26), 26/32 (Патент РФ №2153982., Патент №2227087).
Экструдерные комплексы этой серии позволяют создавать заводы по производству металлопластиковых труб любой производительности.
ООО «Завод «Металлополимер» поставляет заказчикам –мини-заводы «под-ключ».
Приложение 4
продолжение
--PAGE_BREAK--