Реферат по предмету "Культура и искусство"


Историко-культурологические взгляды русских историков и философов

Содержание
1.  Несколько слов офилософии культуры
а) Вопрос о взаимосвязи культуры и истории
2.  П.Я. Чаадаев:идеи евроцентризма
3.  Концепциякультурно-исторических типов Н.Я. Данилевского
а) Культурно-исторические типы
б) Направления культурной деятельности человека
в) Культурные типы
4.  К.Н. Леонтьев
а) Три стадии развития общества
б) О национализме
5.  Н.А. Бердяев –философ свободы и творчества
6.  Ю.М. Лотман:семиотика и структурализм
7.  Д.С. Лихачев:культура как историческая память
8.  Русская идея
а) Нравственно-практическая ориентация
Несколько слов о философии культуры
Философия культуры, иликультурфилософия, — общая теория культуры, касающаяся сущности и природыкультуры, ее взаимоотношения с природой и обществом, классификации видов, форми направлений, а также некоторых частных проблем, прежде всего связанных сцивилизацией. Философия культуры — система метафизических утверждений осущности, генезисе и наиболее общих законах культуры, прямо не опирающихся наэмпирические факты. Термин был введен немецким романтиком А. Мюллером.
Современные мыслители заменили культуруцивилизацией. Сегодня философская природа культуры рассматривается в рамкахэкзистенциализма, феноменологии, философской антропологии, марксизма,религиозных философских систем. Но она не затрагивается с позиций такихфилософских направлений, как позитивизм, субъективный идеализм и прагматизм. Каждоефилософское направление дает свое понимание культуры, ее влияния на общество ичеловека, законов развития культуры.
На рубеже двух столетий особую значимостьобрел вопрос о взаимосвязи культуры и истории в свете христианской доктрины. Концепциявсемирной истории осмысливается в перспективе достижения свободы в рамках техили иных национальных культур. Эти же культурфилософские проблемы нахристианско-православной основе продолжают разрабатывать и в XXвеке вслед за  Леонтьевым, Н. Данилевским, Достоевским и Н. Бердяев, Вяч.Иванов и А. Блок.
П.Я. Чаадаев: идеи евроцентризма
Яркой и противоречивой фигурой,порожденной болью за изоляцию и отсталость современной ему российской культуры,был друг Д.С. Пушкина мыслитель и публицист, Петр Яковлевич Чаадаев(1794-1856). Родившись в старинной дворянской семье, он стал офицеромлейб-гвардии, участвовал в Бородинском сражении и заграничных походах русскойармии в 1813-1815 гг., вступив позднее в Северное общество декабристов. Правда,активного участия в заговоре он не принимал, вскоре вышел в отставку и на тригода уехал за границу, где познакомился с Ф. Шеллингом и в дальнейшемподдерживал с ним переписку.
Контраст между передовым европейскимобществом и застойной действительностью тогдашней России настолько поразил его,что он, вернувшись на родину уже после разгрома декабристов, создает между1829-1831 гг. свои знаменитые «Философические письма». Первое из них (а всегоих было 8), опубликованное в журнале «Телескоп» в 1836 г., произвело эффектразорвавшейся бомбы: это был обвинительный акт против собственного народа,которому приписывались такие пороки, как умственная и духовная отсталость,неразвитость представлений о долге, справедливости, праве и порядке, отсутствиекакой-либо самобытной человеческой «идеи», когда, как писал Чаадаев, «ни однавеликая истина не вышла из нашей среды». Властями чаадаевское «Письмо» быловоспринято как прямая атака на существующий строй, а его автор, и ранеепреследовавшийся за свои связи с декабристами, был насильно подвергнут медицинскомуосвидетельствованию, высочайшим указом объявлен сумасшедшим и навсегда лишенправа печататься.
Общественное мнение тогдашней России вцелом было не на стороне Чаадаева. Он и сам неоднократно подчеркивал, что,бескомпромиссно критикуя Россию, он делал это из самых высоких побуждений,опираясь на некую общечеловеческую правду и желая родине только блага. «Я ненаучился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, сзапертыми устами, — говорил Чаадаев. — Я нахожу, что человек может быть полезенсвоей стране только в том случае, если ясно видит ее».
Историко-философская мысль П.Я. Чаадаева всилу реальных условий становления его личности (особенности воспитания,биография, масонские увлечения) носила ярко выраженный евроцетристскийхарактер. Ловушка евроцентризма привела к естественному результату: историюзападноевропейских народов П.Я. Чаадаев отождествил с историческойнеобходимостью.
«Философические письма», особенно первое(остальные были опубликованы много лет спустя после смерти автора), послужилимогучим стимулом для полемики между славянофилами и западниками, на сторонекоторых поначалу выступил Чаадаев. Несмотря на резкую критику России,доходившую до национального самоотрицания перед лицом процветающейцивилизованной Европы, нельзя, однако, безоговорочно причислять Чаадаева кзападникам. В своих более поздних сочинениях он, не уставая подчеркиватьнеобходимость для русских учиться у Европы, во-первых, провидчески критикуетнекоторые отрицательные стороны европейской культуры, такие, как хаос частныхинтересов, индивидуализм, нарастание «груды искусственных потребностей»,вылившихся в современный «вещизм», и тому подобное. Во-вторых, в духовномоблике русских людей зрелый Чаадаев открывает целый ряд качеств, которые, по егомнению, свидетельствуют о «непроявленности» национального духа и должныобеспечить великое будущее России.
Собственно   культурологические    взгляды     Чаадаева   формировались главным образом под влиянием Гегеля иШеллинга. Он считал, что источником физического и духовного мира былбожественный первотолчок, давший материи движение, а человеку — способностьпередачи из поколения в поколение всемирно-исторического опыта, направляемого,как и у Гегеля, «всевышним разумом». Чаадаев полагал, что личный интерес иэгоистические стремления ведут человека к злу, а подчинение общему,объективному, всечеловеческому началу — к нравственному добру, к идеальномуобщественному устройству, которое будет увенчано установлением «царства Божьегона Земле». Акцент на социальной справедливости, братстве и дружбе людейнезависимо от их сословных и национальных различий делает Чаадаевапровозвестником современных христианско-демократических движений и идейэкуменизма.
Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского
Известный русский публицист, социолог иобщественный деятель Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) в книге«Россия и Европа» (1869) разработал концепцию обособленных, локальных«культурно-исторических типов», или цивилизаций, последовательно проходящих всвоем развитии стадии рождения, расцвета, упадка и гибели.Культурно-исторические типы выступают «положительными деятелями в историичеловечества». Однако этим история культуры не исчерпывается: «… есть ещевременно появляющиеся феномены, смущающие современников, как гунны, монголы,турки, которые как турки, совершив свой разрушительный подвиг, помоглииспустить дух борющимся со смертью цивилизациям и разнеся их остатки,скрываются в прежнее ничтожество».  Их Данилевский называет «отрицательными деятелямичеловечества». Кроме того, существуют племена, которым несвойственна ниположительная, ни отрицательная исторические роли. Они составляютэтнографический материал, входя в культурно-исторические типы, но сами «недостигают исторической индивидуальности».
            Н.Я. Данилевский выделяет 10культурно-исторических типов (в хронологическом порядке), целиком или частичноисчерпавших возможности своего развития: египетская культура; китайскаякультура; ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская, или древне-семическаякультура; индийская культура; иранская культура; еврейская культура; греческаякультура; римская культура; аравийская культура; германо-романская, илиевропейская культура. Особое место в концепции Н.Я. Данилевского занимаютмексиканская и перуанская культуры, погибшие насильственной смертью и неуспевшие завершить своего развития.
            Среди этих культур выделяются «уединенный» и«преемственный» типы. К первым относятся китайская и индийская культуры, а ковторым — египетская, ассирийско-вавилоно-финикийская, греческая, римская,еврейская и европейская культуры. Плоды деятельности вторых передавались отодного культурного типа к другому как подпитка или «удобрение» той почвы, накоторой впоследствии развивалась другая культура.
            Каждый самобытный культурно-исторический типэволюционирует от этнографического состояния к государственному, и от него — кцивилизации. Вся история, по мнению Н.Я. Данилевского, доказывает, чтоцивилизация не передается от одного культурно-исторического типа к другому. Изэтого не следует, что они не оказывали взаимного влияния друг на друга, однакотакое воздействие не может рассматриваться как прямая передача.    
Под периодом цивилизации Н.Я. Данилевскийпонимал «время, в течение которого народы, составляющие тип..., проявляют преимущественносвою духовную деятельность во всех тех направлениях, для которых есть залоги вих духовной природе».
            Данилевский выделяет следующее основаниекультурной типологии -  направления культурной деятельности человека. Всюсоциокультурную человеческую деятельность он подразделяет на четыре, несводимых один к другому, разряда:
1. Деятельность религиозная,объемлющая собою отношения человека к Богу, — «народное мировоззрение… кактвердая вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельностичеловека».
2. Деятельность культурная в узком смысле(собственно культурная) этого слова, объемлющая отношение человека к внешнемумиру. Это, во-первых, теоретически-научная деятельность, во-вторых,эстетически-художественная, и, в-третьих, технически-промышленная деятельность.
3. Деятельность политическая, включающая всебя как внутреннюю, так и внешнюю политику.
4. Деятельность общественно-экономическая,в процессе которой создаются определенные экономические отношения и системы.
В соответствии с разрядами культурнойдеятельности человека Н.Я. Данилевский различал следующие культурные типы:
            Культуры первичные, или подготовительные,задачей которых была выработка тех условий, при которых вообще становитсявозможной жизнь в организованном обществе. Эти культуры не проявили себядостаточно полно или ярко ни в одном из разрядов социокультурной деятельности.К таким культурам относятся египетская, китайская, вавилонская, индийская ииранская культуры, заложившие основы последующего развития.
            Культуры одноосновные историческиследовали за подготовительными и проявили себя достаточно ярко и полно в одномиз разрядов социокультурной деятельности. К таким культурам относятся еврейская(создающая первую монотеистическую религию, ставшую основой христианства);греческая, воплотившаяся в собственно культурной деятельности (классическоеискусство, философия); римская, реализовавшая себя в политико-правовойдеятельности (классическая система права и государственная система).
            Культура двуосновная — германо-романская,или европейская. Этот культурный тип Данилевский называл политико-культурнымтипом, поскольку именно эти два направления стали основой творческойдеятельности европейских народов (создание парламентской и колониальных систем,развитие науки, техники, искусства). По его мнению, в экономическойдеятельности европейцы преуспели в гораздо меньшей степени, поскольку созданныеими экономические отношения не отражали идеала справедливости.
            Культура четырехосновная — гипотетический,только еще возникающий культурный тип. Данилевский пишет о совершенно особомтипе в истории человеческой культуры, который имеет возможность реализовать всвоей жизнедеятельности четыре важнейшие ценности: истинную веру; политическуюсправедливость и свободу; собственно культуру (науку и искусство); совершенный,гармоничный общественно-экономический строй, который не удалось создать всемпредшествующим культуры. Таким типом может стать славянскийкультурно-исторический тип, если он не поддастся соблазну перенимать готовыекультурные формы от европейцев. Удел России, писал Данилевский, — «уделсчастливый»: «не покорять и угнетать, а освобождать и восстанавливать».            
            В основе истории   философии     Данилевского  лежит идея отрицания единства человечества, единого направления прогресса:«Общечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать, потому чтоэто была бы только невозможная и вовсе нежелательная неполнота…Общечеловеческого не только нет в действительности, но и желать быть им — значит довольствоваться общим местом, бесцветностью, отсутствиеморигинальности, одним словом, довольствоваться невозможною неполнотою».
            Не сомневаясь в биологическом единствечеловечества, Данилевский настаивает на самобытности, «самодостаточности»культур, создаваемых народами. Подлинными творцами истории выступают не саминароды, а созданные ими и достигшие зрелого состояния культуры, которые подобны«многолетним одноплодным растениям», живущим много лет, но цветущим иплодоносящим только раз в жизни.
           
           

К.Н. Леонтьев: три стадии развития общества           
Одним из наиболее известных последователейН.Я. Данилевского, однако без крайностей панславизма, был врач по образованию,дипломат, журналист, а в конце жизни — монах, Константин Николаевич  Леонтьев   (1831-1891).
            Поборник «византизма», то есть унаследованной отВизантии твердой монархической и религиозной власти, опиравшейся на жесткое,иерархическое строение общества,   Леонтьев   стал создателем оригинальнойтеории развития.
             Впервые в истории социально-философской мысли онразработал идею цикличности развития государств, народов, культур. Цикличностьв развитии общества подобна фазам онтогенеза, где есть эмбриональный период,рождение, рост и расцвет всех возможностей, но есть также угасание и смерть.Любая органическая целостность имеет свой срок существования. К. Леонтьев видитнекий алгоритм в жизни этносов и их культур, неуклонно обнаруживающий себя вмассе уникальных исторических событий.
И в природе, и в общественной жизни всякоеразвитие неизбежно проходит три последовательные стадии: первоначальнойпростоты, подобно зародышу, зерну или неразвитому организму; «цветущейсложности», когда раскрываются все потенции растения, животного, человека илинарода; и, наконец, «смесительного упрощения», когда организм переходит в стадиюстирания всех своих отличительных черт, разложения и гибели. Наиболее ярким иконтрастным периодом «цветущей сложности» в истории европейской культуры  Леонтьев   считал Средневековье, а последующий буржуазный «прогресс» Новоговремени представлялся ему торжеством гибельной уравнительности, культурнойсерости и умирания. «Некультурный — значит несвоеобразный», — утверждал  Леонтьев. России, как и любому другому народу, следует прежде всего стремитьсяк сохранению и приумножению своей самобытности, без которой она простоперестанет существовать, угрозу чего уже предчувствовал   Леонтьев   в концепрошлого века.
            Из других культурологических взглядов К. Н.  Леонтьева   интересно отметить, что он был противником политическогонационализма, считая, что современный национализм есть порождение либеральной иуравнительной демократии, погубившей такие полные жизни и разнообразия«цветущие сложности», как мировые империи. По мнению многих отечественныхмыслителей,   Леонтьев   был духовным предтечей такой крупной величины вевропейской культуре, как Фридрих Ницше, по крайней мере, в том, что касаетсякульта силы и красоты и критики буржуазной морали.

Н.А. Бердяев – философ свободы и творчества
            Тема свободы — основная в творчестве НиколаяАлександровича Бердяева (1874 -1948), наиболее известного на Западепредставителя русской философской и культурологической мысли. «Всю мою жизнь ябыл бунтарем», — записал   Бердяев   в своей «Автобиографии». И если либерализм- в самом общем определении — является идеологией свободы, то можно утверждать,что творчество и мировоззрение этого русского мыслителя, по крайней мере,начиная с его «Философии свободы» (1911 г.), явственно приобретаетхристианско-либеральную окраску. От марксизма (с увлечения которым он началсвой творческий путь) в его мировоззрении сохранилась вера в прогресс и так ине преодоленная европоцентристская ориентация. Присутствует в егокультурологических построениях и мощный гегелевский пласт.
            Исходной интуицией Бердяева является смыслсуществования человека, который есть «микрокосм». В этой планете человекоказывается не функцией жизни, но самой жизнью и высшим ее подтверждением. Носоциальность подменяет полноту жизни правилами и инструкциями. Тирания рассудкаи традиционной морали вытесняет в итоге и жизнь, и человека. Поэтому, еслифилософия есть дух в форме мысли, невозможно отделить философское познание отцелостного духовного опыта, веры человека.
            Бердяев расширяет судьбу человека до судебкультуры и космоса и сводит весь космос, культуру к существованию человека,чтобы зазвучал лейтмотив его философствования – антроподицея, оправданиечеловека в творчестве и через творчество.          Философ развивает своепонимание христианской парадигмы мышления. Главная его идея – или смертьличности, господство безличности в этой жизни, или воскрешение человечества подименем Богочеловечества. Это заимствованное понятие звучит как некий лозунг,предощущаемая норма человеческого развития, которая становится цельюсоциальности.
Богочеловечество не существует само по себе,оно раскрывается лишь в образах отдельных национальностей. При этомнациональность, культура народа мыслится не как «механическая бесформеннаямасса», но как целостный духовный «организм». Политический аспекткультурно-исторической жизни народов раскрывается Бердяевым формулой «один — многие – все», в которой гегелевские деспотия, республика и монархия замененысамодержавным, либеральным и социалистическим государствами.
При рассмотрении вопросов развитияобщества Бердяев считал себя сторонником социализма, но такого, который недопускал бы примата общества над личностью, такого, в котором коллективизм неподавлял бы свободу человека в его действиях и творчестве по совершенствованиюмира. Социализм, по Бердяеву, не совместим с коллективизмом. Духовная свободачеловеку дается религией, особенно православным христианством.
            «Умопостигаемый образ» России, к которомустремился в своей историко-культурной рефлексии Бердяев, получил завершенноевыражение в «Русской идее» (1946). Русский народ характеризуется в ней как «ввысшей степени поляризованный народ», как совмещение противоположностейгосударственности и анархии, деспотизма и вольности, жестокости и доброты,искания Бога и воинствующего безбожия. Противоречивость и сложность «русскойдуши» (и вырастающей из этого русской культуры) Бердяев объясняет тем, что вРоссии сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад. Русский народ не есть чисто европейский, но он и не азиатскийнарод. Русская культура соединяет два мира. Она есть «огромный Востоко-Запад».В силу борьбы западного и восточного начал русский культурно-историческийпроцесс обнаруживает момент прерывистости и даже катастрофичности. Русскаякультура уже оставила за собой пять самостоятельных периодов-образов: киевский,татарский, московский, петровский и советский. Возможно, полагал мыслитель,«будет еще новая Россия».
           
Ю.М. Лотман: семиотика и структурализм
            Убедительным примером того, как в советскойРоссии, даже в условиях цензурного удушения гуманитарных наук, смоглаплодотворно развиваться новаторская культурологическая мысль, являетсятворчество выдающегося ученого — Юрия Михайловича   Лотмана   (1922-1993). История и теория культуры были поставлены   Лотманом   на прочную почвуновых филологических дисциплин — семиотики и структурализма, подкрепленныхогромным фактическим материалом отечественной культуры.
            Больше того, в рамках символической (точнее,семиотической) школы труды   Лотмана, посвященные русской литературе,журналистике, быту, театру, кино, живописи, еще до запоздалого признания у себяна родине, стали широко известны за ее пределами и сделали их автора важнейшейфигурой мировой семиотики. Всего им было опубликовано на разных языкахнесколько сотен статей и книг не только по отечественной культуре, но и порусско-западноевропейским связям, что делает его виднейшей фигурой духовногоединства Европы и России.
            Рано заинтересовавшись семиотикой иструктурализмом, применив эти новые науки к изучению русской культуры,  Лотман, несмотря на замалчивание его трудов, сумел объединить вокруг себямногих независимо мыслящих ученых и стал общепризнанным основателемТартусско-московской семиотической школы, получившей широкое международноепризнание. В постсоветской России его имя стало одним из немногих, незапятнанных идейным сотрудничеством с тоталитарным режимом.
            Как культурологу Россия обязана   Лотману  глубокими исследованиями отечественных традиций, духовной жизни и быта,преимущественно XIII-XIX вв., в частности таких фигур, как Радищев, Карамзин,декабристы, Пушкин, Лермонтов, и многих других. Здесь главная заслуга  Лотмана   в том, что он способствовал очищению этих имен от пропагандистскогоидеологического грима, накладывавшегося на них в течение десятилетийофициальной советской наукой.
Однако основным вкладом ученого вкультурологию стали его труды по русской культуре во всех ее проявлениях подуглом зрения семиотики, равно как и разработка собственной общей теориикультуры.   Лотман   рассматривает ее как открытую знаковую систему и структуру,включающую помимо основного «штампующего» компонента — естественного языка — множество других знаковых систем, которыми являются, в частности, все видыискусства. Одновременно культура для   Лотмана   — это и «текст», всегдасуществующий в определенном «контексте», и механизм, создающий бесконечноемногообразие культурных «текстов», и долгосрочная коллективная память,избирательно передающая во времени и пространстве интеллектуальную иэмоциональную информацию. Перед смертью, уже потерявший зрение, ученыйнадиктовал ученикам свою последнюю работу – «Культура и взрыв» (М., 1992), вкоторой попытался с позиции семиотики наметить различия между «взрывными»социокультурными процессами в России, с ее противоречивой дихотомийнойкультурой, и западной цивилизацией с более  плавным и менее разрушительнымразвитием.
Д.С. Лихачев: культура как историческая память
            Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906-1999) — филолог, историк культуры, культуролог. Его основные труды посвящены историирусской литературы X-XVII вв., а также творчеству русских писателей: Пушкина,Гоголя, Некрасова, Достоевского, Лескова, Блока, Ахматовой. В 80-х гг. создалкультурологическую концепцию, в основе которой рассматривались проблемыгуманизации жизни людей, а также переориентация воспитательных идеалов и всейсистемы образования как определяющие общественное развитие на современномэтапе. Лихачев рассматривает культуру как историческую память, кактворческую подготовку культуры будущего на основе прошлого и настоящего.Именно он ввел понятие «экология культуры». Важное место в культурологическойконцепции занимает идея взаимосвязи культуры и природы («Поэзия садов. Ксемантике садово-парковых стилей», 1982, 1991).
Д.С.Лихачев подчеркивает европейскийхарактер тысячелетней русской культуры, вобравшей в себя христианские идеалы. Ив то же время раскрывает природу национальной самобытности России,проявляющейся в духовных исканиях народа, в канонах русской эстетики, врелигиозном опыте русского православия. Этот опыт благоговейного отношения к земле,к природе, восходящей к дохристианской практике и освященный крещением Руси,лежит в основе современных проблем философии и этики экологии, от решениякоторых зависит судьба человечества.
С культурой Лихачев тесно связываетпонятие интеллигентности и последней с нравственностью. В этическом аспектерассматриваются проблемы национальной культуры. По мнению Лихачева,национальная культура — это часть мирового культурного процесса. Он активновыступал против массовой культуры, обедняющей культуру общества и особенномолодежи.
Русская идея: нравственно-практическая ориентация
            Русская идея – результат духовного освоениясовокупности специфических расово-этнических, экологических,социально-экономических и политических условий становления и эволюциирусского народа.
             Русская идея развивалась в общем отинфантильного к зрелому состоянию, хотя это не столько стадии линейногопроцесса, сколько его различные стороны, которые актуализируются в зависимостиот обстоятельств исторической судьбы. Центральная антиномия русской идеи, как иво всех «осевых» культурах, — диалектика тела и духа, сущего и должного.Краткая и специфическая формула ее решения – русская духовность.
            Лейтмотивом национальной философской мысли сталатема России, постижение смысла ее исторического бытия и предназначения. Другойведущей темой в русской философии была проблема человека. По мнению одного изкрупнейших исследователей русской философской мысли В.В. Зеньковского,отечественную философию нельзя назвать теоцентрической (при всей непосредственнойрелигиозности), она не космоцетрична (хотя проблема натурфилософии в ней широкопредставлено), она прежде всего антропоцентрична, то есть более всего занятатемой человека, его судьбы и назначения. Усиленное внимание русской философии кчеловеческим аспектам бытия определило ее нравственно-практическую ориентацию.Особенностью русского философского мышления стало доминирование этическогоаспекта при анализе самых отвлеченных проблем. Список литературы
1. МамонтовС.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.
2. КравченкоА.И. Культурология: Словарь. — М.: Академический проект, 2000.
3. Учебныйкурс по культурологии (Под ред. Драча Г.В.).- Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
4. Философия.Справочник студента. / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов – М.: Филологическое    общество «СЛОВО», ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
5. Левяш И.Я. Культурология: Учеб. пособие для студентоввузов. – Мн.: ТетраСистемс, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Discuss The Various Frustrations Experienced By The
Реферат Химический метод Винклера для определения растворенного кислорода
Реферат Анализ ассортимента и экспертиза качества растительных масел на материалах магазина Мария-Ра г. Новосибирска
Реферат Основные виды и причины брака при нанесении слоя фоторезиста
Реферат Сон Божої матері Пресвятої Богородиці і Пріснодіви Марії
Реферат Приготовление хлеба из пшеничной муки безопарным способом. Процессы, протекающие при созревании
Реферат Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности предприятий
Реферат Стихотворение АФета Ель рукавом мне тропинку завесила Восприятие истолкование оценка
Реферат Стратегическое управление развитием региональных экономических систем
Реферат Иран до 1953 года Персия
Реферат Коммерческая тайна и ее защита
Реферат Carl Sandburg Essay Research Paper As a
Реферат Необходимость аудиторской деятельности в условиях рыночной экономики
Реферат Культура і мастацтво Беларусі канца XVIII-першай паловы XIX ст
Реферат Характеристика Великобритании, как субъекта мировой экономики