--PAGE_BREAK--Рассмотрим практическую ситуацию по имущественной ответственности сторон, возникнувшей между магазином «Орбита» и Витебским ОАО «Красный октябрь».
Витебская ОАО «Красный октябрь» согласно заключенного договора поставки обязана поставить «Орбите» в первом квартале 2009 года обувного крема на сумму 3960 млн. руб. равными месячными партиями. Фактически было поставлено: январь – 1250 млн. руб., февраль – 1420 млн. руб., март – 1230 млн. руб. В партии обувного крема, поставленной в марте был выявлен брак на сумму 179 тыс. руб. Вследствие анализа данной ситуации было определено следующее:
1. 3960/3=1320 (млн.руб.) – количество поставок в месяц;
2. а) 1320-1250=70 (тыс. руб.) – недопоставка в январе;
б) в феврале недопоставки не было;
в) 1320-1230=90 (тыс. руб.)
3. 3960-3900=60 (тыс. руб.) – общая сумма недопоставки за квартал.
4. 60+90+70=220 (тыс. руб.) – общая недопоставка;
5. 220*10/100=22 (тыс. руб.) – штраф за недопоставку.
6. 179000*25/100=44750 (тыс. руб.) – штраф за брак;
7. 22000+44750=66750 (тыс. руб.) – общая сумма штрафа.
Таким образом, общая сумма за нарушение условий договора Витебским ОАО «Красный октябрь» составила 66750 тысяч рублей.
При продвижении товаров от поставщиков до покупателей возникают транспортные расходы и проблемы их оплаты.
Транспортные расходы могут оплачиваться: поставщиком; покупателем; частично поставщиком, частично покупателем.
В зависимости от договора поставки товары могут оплачиваться после или до их получения покупателями.
Бухгалтерия торгового предприятия «Орбита» контролирует полноту и своевременность оприходования товаров и правильность их оплаты.
Контроль начинается с момента оплаты товаров, а если товары поступают раньше — с момента их фактического поступления.
Сущность контроля заключается в сопоставлении двух показателей:
X — сумма, уплаченная поставщику за товары;
Y — стоимость по покупной цене товаров и тары, получаемой от поставщиков и оприходываемой материально ответственным лицом.
Х определяется на основании документов, приложения к выписке банка из расчетного счета или отчета кассира, а Y на основании сопроводительных документов, приложенных к отчету материально ответственного лица. Это сопоставление может предусматривать пять ситуаций:
1.Товары получены и полностью оплачены.
2.Переплата денег.
3.Недоплата денег.
4.Товары поступили, но не оплачены.
5.Товары оплачены, но не получены.
Если Х = Y, то партия товаров оплачена и оприходована по одинаковой стоимости, то есть правильно.
Если X Y, то разница между ними при:
X>Y свидетельствует о переплате денег поставщику;
X
Необходимо выяснить причины этих расхождений. Ими могут быть доставка товаров в большем или меньшем количестве по сравнению с количеством, указанным в документах поставщика, неполное оприходование товаров, ошибки в ценах, таксировке и т.д.
Если есть X, а нет Y, то это значит, что деньги поставщику перечислены, но товары еще не оприходованы. Обратная ситуация означает, что товары оприходованы, но не оплачены. Сопоставление X и Y осуществляется по каждой партии поступающих товаров в отдельности.
На практике в условиях ручного ведения учета применяются в основном два способа бухгалтерского контроля над полнотой и своевременностью оприходования товаров, а также за правильностью их оплаты:
1 способ — ведение позиционного учетного регистра по счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
2 способ — безрегистрационный.
Для анализа товароснабжения на предприятии существуют специальные методики, одной из такой методик является «расчет показателей поставки». Данная методика предполагает вычисление показателей ритмичности, аритмичности, планомерности и вариации.
Рассчитаем показатели, характеризующие общую ситуацию с поставками на предприятии.
1 – стиральный порошок «Алеся»;
2 – стиральный порошок «Айсберг»;
3 – стиральный порошок «Оптим»;
4 – стиральный порошок «Дося»;
5 – стиральный порошок «Ласка».
Таблица 1 — Оценка ритмичности поставки на примере стиральных порошков за период с 1 января по 1 декабря 2008 года
Месяц Плановые объёмы поставки, шт. Фактические объёмы поставки, шт. Отклонение фактических объёмов поставки от плановых, шт. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Январь 50 40 50 70 50 50 40 50 70 50 Март 70 45 60 70 60 65 60 60 70 60 -5 +15 Май 70 40 60 70 65 70 40 55 70 70 -5 +5 Июль 80 50 65 75 60 85 50 65 80 60 +5 +5 Сентябрь 85 40 55 70 70 85 30 55 65 70 -10 -5 Ноябрь 85 45 60 80 65 85 40 65 80 70 -5 +5 +5 Как видно из произведённого анализа ритмичности поставки в магазин «Орбита» стиральных порошков, что данное предприятие довольно эффективно проводит политику товароснабжения. Можно с уверенностью сказать, что товар в магазин завозится в полном объёме, даже иногда сверхнормы (но только по желанию магазина).
Перебоев с поставкой данного вида товаров не отмечалось.
По словам товароведа магазина «Орбита» самыми ответственными поставщиками стиральных порошков являются поставщики порошков «Дося» и «Ласка».
Но имеются и моменты, когда товар завозится в магазин с опозданием и не в полном объёме. Такое редко, но бывает. Из-за этого предприятие терпит убытки, связанные с потерей выгод, которые можно было бы получить при продаже данного товара.
Перебои с поставкой товара вызваны, прежде всего, не организованной работой фирмы поставщика.
Так как организационную структуру предприятия поставщика мы поменять не можем вследствие отсутствия на то полномочий, то единственно верным решением в данной ситуации будет пересмотр условий договора поставки. В частности, включить в данный договор новые пункты, предусматривающие увеличение ответственности фирмы поставщика за просрочку поставок.
Аналогичный анализ проведем по поставке стиральных порошков в магазин «Орбита» за 2007 год.
Таблица 2 — Оценка ритмичности поставки на примере стиральных порошков за период с 1 января по 1 декабря 2007 года
Месяц Плановые объёмы поставки, шт. Фактические объёмы поставки, шт. Отклонение фактических объёмов поставки от плановых, шт. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Январь 45 30 45 30 33 45 40 45 25 30 +10 -5 -3 Март 29 40 50 50 50 20 40 48 50 49 -9 -2 -1 Май 45 30 70 25 40 40 20 65 25 40 -5 -10 -5 Июль 40 40 40 40 50 40 38 35 40 48 -2 -5 -2 Сентябрь 50 50 50 50 50 50 42 50 45 50 -8 -5 Ноябрь 15 30 20 15 30 15 29 20 15 26 -1 -4 Таблица 3 — Оценка ритмичности поставки на примере стиральных порошков за период с 1 января по 1 декабря 2006 года
Месяц Плановые объёмы поставки, шт. Фактические объёмы поставки, шт. Отклонение фактических объёмов поставки от плановых, шт. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Январь - 20 10 10 20 - 19 10 10 20 - -1 Март 40 40 40 - - 35 30 40 - - -5 -10 - - Май 50 40 25 40 - 40 40 25 38 - -10 -2 - Июль - - 70 - 60 - - 50 - 60 - - -20 - -5 Сентябрь 41 40 45 50 50 39 40 40 50 50 -2 -5 Ноябрь 40 30 30 20 25 40 35 25 20 24 +5 -5 -1 Если сравнивать поставки товаров в 2006, 2007 и 2008 годах, то видно, что в 2006 и 2007 годах поставки были непостоянными и товары завозились не в полном объёме. В 2008 году ситуация с поставками улучшилась.
Рассчитаем темп поставки товаров в магазин «Орбита» за 2006-2008 года. Результаты занесем в таблицу 4.
Таблица 4 — Темп поставки товаров в магазин
Месяц
2006 год, %
2007 год, %
2008 год, %
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
Январь - 95 100 100 100 100 133 100 83 91 100 100 100 100 Март 88 75,0 100 - - 69 100 96 100 98 93 133 100 100 Май 80 100 100 95 - 89 67 92 100 100 100 100 92 100 Июль - - 71 - 100 100 95 88 100 96 106 100 100 107 Сентябрь 95 100 89 100 100 100 84 100 90 100 100 75 100 93 Ноябрь 100 117 83 100 96 100 97 100 100 87 100 89 108 100 На основе проведенного анализа построим схему по выполнению поставок товаров в сентябре месяце.
Схема 10 — Выполнение поставок товаров в сентябре 2006-2008 годов
%
/>/>/>5
/>/>/>100 1, 3
/>80 4
2
60
40
20
2006 2007 2008 год
2.2 Анализ поставщиков товаров в магазин “Орбита”
Следующим шагом в анализе эффективности коммерческой деятельности магазина «Орбита» будет анализ поставщиков товаров и определение оптимального партнёра.
Деятельность торгового предприятия во многом зависит от хозяйственных отношений с поставщиками. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут иметь место срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. И наоборот: надежный поставщик – гарантия успеха.
Существует обобщенный вариант показателей, которые определяют предпочтительность поставщиков: репутация и имидж; количество продукции, соответствие его прогрессивным стандартам; соблюдение сроков, графиков поставки; уровень цены на продукцию или услуги (сравнительный анализ цена / качество, цена / количество); условия поставки и формы расчетов (поставки по плану, по требованию, упаковка, транспортные и страховые услуги, валюта расчетов); взаимоотношения с заказчиками; дополнительные услуги.[22c.15]
С этой целью рекомендуется рассчитать рейтинги потенциальных поставщиков, провести ранжирование и определить наилучшего партнера.
Так как у розничного торгового предприятия «Орбита» большое количество поставщиков то целесообразнее рассчитать рейтинги у крупных поставщиков.
Возьмём для сравнительного анализа таких поставщиков, как ОАО «Инвет», ОАО «Экран», ОДО «Паксервис».
Данные полученные при расчете занесём в таблицу.
1 — ОАО «Инвет»;
2 — ОАО «Экран»;
3 — ОДО «Паксервис».
Таблица 5 — Расчет рейтинга поставщика 1 — ОАО «Инвет»
Критерий выбора поставщика Поставщики Уд. Вес критерия Оценка значения критерия по десятибалльной шкале у данного поставщика Произведение удельного веса критерия на оценку 1.Надежность поставки 0,30 7 2,10 2. Цена 0,25 8 2,00 3. Качество 0,15 8 1,20 4. Условия платежа 0,15 8 1,20 5. возможность внеплановых поставок 0,10 4 0,40 6. Финансовое состояние поставщика 0,05 7 0,35 7. Итого: 1,00 - 7,25 Рейтинги других поставщиков рассчитаем точно таким же образом, а результаты исследования занесем в сводную таблицу.
Таблица 6 — Рейтинг поставщиков магазина «Орбита»
Критерии выбора поставщика 1 2 3 1. Надежность поставки 2,10 2,40 3,00 2. Цена 2,00 2,00 2,10 3. Качество товара 1,20 1,35 1,20 4. Условия платежа 1,20 0,90 1,00 5. Возможность внеплановых поставок 0,40 0,60 0,8 6. Финансовое состояние поставщика 0,35 0,40 0,45 Итого: 7,25 7,65 8,55 Вывод: При расчете рейтинга поставщика мы получили следующие данные, что поставщик под номером 3, а именно ОДО «Паксервис» является явным лидером среди анализируемых поставщиков.
Предприятию «Орбита» наиболее выгодно работать с ОДО «Паксервис».
Но хотелось бы «заострить» внимание на том, что и остальные, анализируемые поставщики, имеют далеко не низкие показатели по рейтингу.
Магазин «Орбита» работает как с поставщиками-изготовителями, так и с поставщиками-посредниками.
При выборе поставщиков руководитель магазина пользуется следующими критериями: Степень добросовестности при исполнении договоров (надёжность); устойчивое финансовое состояние поставщика; предпочтение отдаётся тем поставщикам, с кем сделки ранее заключались; выбор отдаём тем поставщикам, которые наиболее полно удовлетворяют потребность по объёму, ассортименту и всегда могут поставить товар в нужное время и в необходимом количестве; в первую очередь предпочтение необходимо отдавать близко расположенным поставщикам.
Наиболее выгодно работать с поставщиками-изготовителями. Однако, при невозможности закупить товар у изготовителя необходимо прибегать к услугам поставщиков-посредников. Но использование посредников приводит к возрастанию издержек и снижению доходов, а следовательно, задача коммерческой структуры магазина – снижение числа посредников.[19c.106]
Многие поставщики товаров, осуществляя завоз товаров в магазин, передают товароведам или непосредственно руководителю буклеты с описанием своей продукции.
2.3 Анализ основных потребителей товаров магазина “Орбита”, выделение сегментов рынка и оценка местонахождения предприятия
Дальнейший анализ коммерческой деятельности магазина «Орбита» будет производиться по составу основных потребителей, характеру их требований, описанию существующих сегментов рынка, оценке местонахождения предприятия.
Сегментирование – процесс деления всех потенциальных покупателей на достаточно большие группы таким образом, что каждая из них предъявляют отличные от других требования к товарам и услугам.
Сегмент – особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий обладающих определенными признаками.
Целями сегментации являются: наилучшее удовлетворение нужд и потребностей людей; повышение конкурентоспособности как товара, так и магазина; увязка целей магазина «Орбита» с запросами чётко выявленных совокупностей потребителей; ориентация всей коммерческой работы магазина на конкретного потребителя.
Основополагающей предпосылкой сегментирования рынка является следующее: не все покупатели обладают потребностями в одном и том же товаре или услуге. По этой причине редко когда удается применить единую маркетинговую или сбытовую программу для привлечения сразу всех потенциальных покупателей. Сегментирование рынка позволяет найти баланс между неоднородностью покупателей с одной стороны и ограниченностью ресурсов поставщиков – с другой стороны.
Суть сегментирования рынка состоит в следующем: определяются подгруппы покупателей со схожими потребностями, некоторые из этих групп выбираются для дальнейшей работы и им предлагаются тщательно разработанные сбытовые и маркетинговые программы, подчеркивающие отличительный имидж продукта или позиционирующие торговую марку.[1c.39]
Основные характеристики покупателей, которые используются при коммерческой работе магазина:
1. Демографические характеристики – возраст, размер семьи, раса, жизненный цикл семьи, пол, семейное положение, религия.
2. Социально-демографические характеристики – доход, образование.
3. Географическое расположение — страна, регион, тип городской зоны (плотность населения), город (сельская местность), тип дома.
4. Психологические характеристики – тип личности, образ жизни, принадлежность к определенному общественному классу, мотивы покупки.
Типы поведения в отношении продукта: покупательское поведение, обстоятельства покупки, искомые выгоды, потребительское поведение и статус пользователя, отношение к товару или услуге.
При анализе покупателей данного магазина выяснилось, что большинство покупателей – это жители города Новополоцка и Полоцка; основной возраст покупателей – от 27 до 50 лет (производился опрос покупателей в течение трёх дней); у покупателей большим спросом пользуются товары хозяйственного назначения и бытовая техника и ещё важный момент, на мой взгляд, — большинство покупателей при опросе говорили, что пришли в наш магазин по рекомендации уже сложившихся покупателей, которые описали данный магазин, как наилучший магазин по обслуживанию и большому ассортименту непродовольственных товаров. Свои замечания и предложения каждый покупатель может записать в книгу «Замечаний и предложений», которая находится в магазине «Орбита» на видном и доступном для покупателей месте.
продолжение
--PAGE_BREAK--При рассмотрении всех факторов влияющих на покупательское поведение можно сделать заключение. Данный магазин находиться в благоприятных условиях. Рядом имеется только один крупный конкурент – Торговый дом «Стрелецкий капитал». Торговая точка находиться около проезжей части, и окружен большим количеством многоэтажных жилых домов. Всего лишь в 100 метрах от магазина располагается остановка общественного транспорта.
На схеме 11 представлена диаграмма, на которой выделены сегменты в соответствии с возрастом обслуживаемого населения. Итак, как оказалось наименее обслуживаемый данным магазином возраст покупателей – это возраст от 16 до19 лет, далее идет возраст от 20 до 25 лет, и основными покупателями магазина «Орбита» являются люди в возрасте от 27 до 54 лет.
Схема 11 — Выделение сегментов в соответствии с возрастом покупателей
2.4 Анализ товарного ассортимента магазина “Орбита”. Политика продвижения товаров
Для успешной коммерческой работы необходимо, чтобы был такой товарный ассортимент товаров, который бы удовлетворил спрос любого покупателя.
Итак, будем изучать товарный ассортимент магазина «Орбита».
Товарный ассортимент — это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.
Формирование товарного ассортимента — это установление в определенном порядке конкретной номенклатуры товаров, образующих необходимую их совокупность для розничной торговли. К факторам, влияющим на этот процесс, относятся: принципы формирования ассортимента, профиль торгового предприятия, потребительские комплексы, товарная классификация, стадия жизненного цикла товара, устойчивость товарного ассортимента. Эти факторы при формировании товарного ассортимента находятся во взаимодействии. Их сочетание зависит от характера спроса, предъявляемого покупателями, конкретного профиля торгового предприятия и условий его функционирования.
Стабильность ассортимента — наиболее желательное его состояние для изготовителя и продавца. Поэтому маркетинговые мероприятия должны быть направлены на поддержание этого состояния путем напоминающей рекламы, формирования ассортимента в основном счете товаров, пользующихся устойчивым спросом.[18c.210]
Обновлению ассортимента должны предшествовать маркетинговые мероприятия по разработке нового товара с учетом выявленных потребностей, а также рекламная поддержка до выхода его на рынок. Для нового товара должны быть определены стратегия ценообразования и каналы распределения.
В соответствии с вышеуказанным магазином «Орбита» постоянно проводятся акции, рекламы для познания нового товара потребителями. Также постоянно вывешиваются объявления о поступлении новых товаров в магазин.
Оптимальная структура товарного ассортимента должна учитывать фазу жизненного цикла товаров с точки зрения темпов роста объема их продаж на данном рынке и долю объемов продаж этих товаров по отношению к доле конкурента. Для такого анализа иногда привлекается матричная Бостонская модель.
Ассортиментный анализ произведем путем размещения товара в одну из четырех полей матрицы.
«Звезды» — такие товары, которые имеют заметное преимущество по объемам продаж данного магазина по отношению к конкуренту в сочетании с самыми высокими темпами роста.
Задача розничного предприятия — получить максимальную прибыль с тех товаров-«звезд», которые не требуют больших маркетинговых усилий, а для других товаров-«звезд» — продолжать маркетинговые усилия, чтобы не отстать от темпов роста рынка и максимально увеличить оборот.
С течением времени «звезды» переходят в разряд «дойные коровы». Последние занимают относительно большую долю рынка, но малый темп его роста. Такие товары находятся в фазе зрелости или насыщения. Они известны покупателям, пользуются спросом, поэтому не требуют значительных маркетинговых усилий. Многие товары-«коровы» со временем могут перейти в следующую фазу жизненного цикла и превратиться в товары-«собаки»
«Собаки» занимают малую долю рынка при низких темпах его роста. Товары-«собаки» могут совсем перестать пользоваться спросом и уйти с рынка.
Товары-«вопросы» занимают малую долю рынка при высоких темпах роста объемов продаж. Они соответствуют фазе внедрения на рынок, поэтому требуют больших маркетинговых усилий. На основании опытных продаж прогнозируют дальнейшую судьбу такого товара. Товар-«вопрос» может перейти в состояние товара-«звезды» или перестать пользоваться спросом, превратившись в товар-«собаку» или сразу уйти с рынка. Успех множества таких товаров зависит от того, будут ли покупатели повторно брать этот товар.[29c.207]
Для анализа ассортимента магазина «Орбита» сгруппируем его в таблицу.
Таблица 6 — Ассортимент магазина «Орбита»
Широта ассортимента Насыщенность ассортимента Глубина ассортимента Синтетические моющие средства 1.Стиральный порошок
2. Усилитель стирального порошка
1. Лотос Лимон, Алеся, Маг колор, Айсберг, Био комплекс, Оптим, Детский, Универсал, Пемос, Лоск, Персил, Ласка, «Е» стандарт, Ариель, Ланза, Бонукс, Дося.
2. Ас
Электротовары 1.Электрический утюг
2.Фен
3. Электрический чайник
4.Электричекая кофемолка
5. Электрический миксер
6.Электрическая бритва
7. Электрический комбайн
8. Электрические щипцы
9.Тепловентилятор
10. Пылесос
11.Напольные вентиляторы
1. «Ладомир», «Скарлет», «Элит», «Сож».
2. «Ладомир», «Гном», «Витек», «Скарлет»
3. «Ладомир», «Polly» люкс, «Vitek».
4. «Vitek»
5. «Вихрь»
6.»Браун»
7. «Филипс»
8. «Локон»
9. «Элит»
10. «Vitek»
11. «Скарлет»
Радиотовары 1. Телевизоры
2.Домашний кинотеатр
3. DVD-ресиверы
4. Музыкальный центр
5.Магнитола
6. Активная акустическая система
1. «Горизонт», «Витязь», «Thomson».
2. «Akai»
3. «Филипс»
4. «Hyundai»
5. «Hyundai»
6. «Hyundai»
Это лишь небольшая часть того товарного ассортимента, который представлен в магазине «Орбита». В Приложениях 13, 14, 15, 16 представлен (выборочно) ассортимент товаров магазина «Орбита» на фотоснимках.
Проведем анализ представленного ассортимента. Результаты занесем в таблицу
Таблица 7 — Оценка ассортимента магазина «Орбита» с точки зрения его соответствия запросам выделенных сегментов рынка
Наименование товарных групп Оценка соответствия ассортимента запросам сегментов «Взыскательные потребители» «Потребители, ориентирующиеся на качество товара» Синтетические моющие средства Ассортимент полностью соответствует запросам потребителей. Каждая товарная подгруппа очень глубоко представлена в ассортименте магазина. Ассортимент практически соответствует запросам потребителей, которые предпочитают качественную продукцию. Для потребителей представлен большой выбор продукции, в самых разных ценовых категориях. Каждая товарная подгруппа очень глубоко представлена в ассортименте магазина. Электротовары Соответствие удовлетворительное. В магазине представлен очень широкий ассортимент различных электротоваров, которые способны удовлетворить самый взыскательный вкус. Ассортимент полностью соответствует запросам потребителей. В магазине представлен широкий ассортимент электротоваров от различных производителей по различным ценам. Радиотовары Ассортимент практически соответствует запросам потребителей. Большой выбор как местной, так и отечественной продукции. Ассортимент практически соответствует запросам потребителей.
Качество товаров очень высокое. Популярные модели представлены ассортиментом на любой вкус. Цены приемлемые.
Таблица 8 — Анализ динамики реализации товаров по ассортименту
Наименование товарных групп Объём продаж, млн. руб. Средний темп роста, % Базисный период, 2007 год, млн. руб. Отчётный период, 2008 год, млн. руб. Синтетические моющие средства 21600000 16400000 75,9 Электротовары 1000000092 850000000 84,9 Радиотовары 420000000 305000000 72,6 Итак, как видно из выше проведённого анализа, за 2008 год было реализовано наименьшее количество товаров, чем за 2007 год. В частности, по синтетическим моющим средствам товарооборот за 2008 год сократился на 24,1%, по электротоварам – на 15,1%, по радиотоварам – на 27,4%. Данное снижение товарооборота обусловлено тем, что в 2008 году магазин «Орбита» был закрыт на некоторое время на ремонт.
Оценка качества работ по формированию ассортимента дается также на основе анализа оборачиваемости реализуемых товаров (товарных групп).
Таблица 9 — Анализ оборачиваемости
Наименование товара (товарной группы) Базисный период Отчетный период Отклонение (замедление или ускорение) скорость тов. обр., дн. время тов. обр., дн. скорость тов. обр., дн. время тов. обр., дн. Радиотовары 9,81 36,7 8,84 40,71 Замедление Синтетические моющие средства 6,56 54,88 9 40 Ускорение Электротовары 13,58 26,51 13,81 26,08 Ускорение В данном разделе отмечу тот факт, что в магазине «Орбита», как в принципе и в любом другом торговом предприятии, имеется обязательный минимальный ассортиментный перечень товаров.
Произведём анализ данного ассортиментного перечня, а именно, сравним количество разновидностей товаров по ассортиментному перечню с фактическим количеством разновидностей товаров, находящихся в магазине.
Таблица 10 — Сравнительный анализ количества разновидностей товаров по перечню с фактическим наличием товаров в магазине
Наименование товаров Количество разновидностей по перечню, шт. Фактическое количество разновидностей, шт. Коэффициент полноты ассортимента Радиоприёмники 2 2 1,00 Стиральные машины 5 6 1,20 Электроутюги 6 15 2,50 Электрочайники 5 13 2,60 Часы настенные 8 14 1,75 Будильники 4 5 1,25 Лампы накаливания 7 7 1,00 Удлинитель телефонный 2 3 1,50
1. По результатам анализа ассортимента его можно оценить по следующим признакам: по местонахождению (торговый ассортимент), по широте охвата товаров (развернутый ассортимент), по степени удовлетворения потребителей (оптимальный ассортимент), по характеру потребностей (реальный ассортимент).
2. В результате анализа Таблицы 7 ассортимент магазина «Орбита» в среднем соответствует запросам выделенных сегментов рынка.
3. В результате анализа Таблицы 9 такие товары как: радиотовары имеют замедление товарооборачиваемости, а синтетические средства и электротовары – ускорение товарооборачиваемости.
4. В результате анализа Таблицы 10 установлено, что в магазине «Орбита» находится полный ассортиментный перечень товаров. Ни по одному товару мною не было обнаружено несоответствие ассортиментному перечню.
Продвижение товара – это все виды усилий фирмы, которые она тратит с целью заявить о себе на рынке и сделать себя и свой товар узнаваемым.
Цели продвижения: формирование имиджа фирмы; привлечение внимания к товару-новинке; увеличение объёма продаж; формирование потребностей покупателей.
Продвижение товаров в магазине «Орбита» осуществляется с помощью:
•Выставок;
•Наружной рекламы (вывешиваются объявления о поступлении новых товаров в магазин).
•Упаковки (фирменные пакеты).
•Технического обслуживания и сервиса, который подразделяется на предпродажный и послепродажный, а последний — на гарантийный и послегарантийный.
Предпродажный сервис заключается в устранении неполадок, вызванных транспортировкой продукции, в приведении ее в рабочее состояние, опробовании, демонстрации покупателю изделия в работе и т.д. В период послегарантийного сервиса магазин ведет планово-предупредительные ремонты и капитальный ремонт, снабжает запасными частями, дает консультации по эффективному использованию техники. По желанию покупателя производятся модернизация проданной продукции и дополнительное обучение персонала. Задача послегарантийного ремонта — сократить простои оборудования, увеличить межремонтные сроки, повысить безопасность эксплуатации и, в конечном счете, завоевать устойчивое положение на рынке, добиться конкурентоспособности производимой продукции.
В целях ускорения товародвижения магазин «Орбита» постоянно проводит розыгрыш лотерей, где призы – продукция магазина «Орбита», акции, в которых, например, при покупке одного товара, второй дают покупателю в подарок и т. п.
Также свои акции проводят и поставщики товаров. Например, как видно из Приложения 19, при покупке одного из товаров ООО «Парфюмбытхим» в подарок даётся чистящее средство.
2.5 Анализ основных конкурентов розничного торгового предприятия “Орбита”
Анализ показателей деятельности конкурентов может быть осуществлен на основе «характеристики фирмы» или «конкурентного досье» для каждого конкурента. Конечно, не все факторы на рынке могут быть всесторонне проанализированы.
Особые в связи с коммерческой тайной трудности представляет структура затрат и издержек конкурента. В этой области могут быть получены следующие приблизительные данные: численность персонала; структура прямых и накладных расходов; сравнительная стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий; капиталовложения в основной капитал и запасы; объем продаж.
Степень подробности анализа зависит от наличия соответствующей информации и степени опасности рассматриваемого конкурента.
Магазин «Орбита» главным образом изучает у конкурентов:
размер и темп увеличения прибыльности предприятия — мотивов и целей производственно-сбытовой политики;
текущую и предшествующую стратегию сбыта;
системы организации производства и сбыта;
уровень управленческой культуры.
Выявление слабых и сильных сторон деятельности конкурентов представляет собой конечный итог исследования конкуренции на рынке.
Выявленные недостатки в деятельности конкурентов используются для разработки собственной маркетинговой стратегии, выявленные сильные стороны используются для их изучения и внедрения в собственной фирме.
Результаты исследования всех аспектов деятельности конкурентов используются для определения, с кем из них можно конкурировать и с кем не стоит ввязываться в конкурентную борьбу, служат целями выбора эффективных стратегий рыночной деятельности.
После проведённого анализа основных конкурентов магазина «Орбита», можно с уверенностью сказать, что в городе Новополоцке у магазина «Орбита» имеется один и очень сильный конкурент – это торговый дом «Стрелецкий капитал». Он представляет собой многоэтажное здание, в котором организована продажа продовольственных, непродовольственных товаров, а также имеется кафе, парикмахерская и многое другое.
Сравнение магазина «Орбита» и торгового дома «Стрелецкий капитал» будет проводиться в разрезе организации торговли непродовольственных товаров, т. к. анализируемый магазин «Орбита» осуществляет торговлю именно данным ассортиментом товаров.
Примечание: 10 – самая высокая оценка.
Более подробно необходимо остановиться на каждом из факторов конкурентоспособности и дать оценку проставленным в Таблице 11 баллам.
Первым из факторов конкурентоспособности является такой показатель, как имидж.
Таблица 11 — Лист оценки конкурентоспособности предприятия
Факторы конкурентоспособности
«Орбита»
Конкурент Торговый дом «Стрелецкий капитал»
Имидж фирмы 8 10 Ассортимент 6,5 9,5 Цена 9 9,2 Соответствие потребностям покупателей 7 8,5 Методы стимулирования 6,5 9 Средства рекламных коммуникаций 7 10 Режим работы и его соответствие требованиям покупателей 9 9 Местонахождение 9,5 10 Уровень культуры обслуживания 9 9 Форма продажи или каналы сбыта 10 10 Всего баллов 81,5 94,2 Определенное влияние на формирование имиджа магазина оказывает торговый персонал, его вид, компетентность, стиль работы.
Важный элемент имиджа магазина — культура обслуживания продавцом покупателя, включающая вежливое и внимательное отношение к покупателю; владение всем, комплексом знаний о реализуемых товарах, своевременное их пополнение и обновление; предоставление покупателю всей необходимой информации о товарах, услугах, сервисе; владение техникой проведения рекламы на месте продажи; способность избегать конфликтных ситуаций, а при необходимости снимать напряжение; знание психологии торговли.
продолжение
--PAGE_BREAK--