Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Лишние люди" в произведениях Пушкина и Лермонтова

«Лишние люди» в произведенияхПушкина и Лермонтова
«Лишнийчеловек», «лишние люди», «галерея лишних людей» — откуда появился этот термин в русской литературе. Кто впервые так удачноприменил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина,Лермонтова, Тургенева, Гончарова? Существует точка зрения, что впервые наиболееотчетливо им воспользовался И.С.Тургенев, создав произведение, озаглавленное«Дневник лишнего человека».
Подругой версии сам Пушкин в черновом варианте VIII главы «ЕвгенияОнегина» назвал своего героя лишним: «Онегин как нечто лишнеестоит». Так или иначе, но именно образ лишнего человека надолго сталпредметом исследования русских писателей. Одинокий, отвергнутый обществом илисам отвергший это общество «лишний человек» не был плодом фантазиирусских писателей XIX века, он был отмечен как болезненное явление духовнойжизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы. Образ «лишнегочеловека» в русской литературе очень разнообразен.
Романтическиегерои Пушкина и Лермонтова — натуры страстные, бунтующие. Они не выносятзависимости, одновременно понимая, что их несвобода — в них самих, в их душе.Им кажется, что их делает зависимыми общество, в котором они живут, однако,вступив с ним в конфликт, они становятся одинокими. Алеко, герой поэмы Пушкина«Цыганы», уйдя от «неволи душных городов» в цыганскийтабор, хочет иметь полную свобоцу. Но это свобода только «для себя».Земфире и никому другому он этого не позволяет. Старик-цыган, отец Земфиры,говорит ему: Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли. В этойпоэме выразился взгляд Пушкина на свободу личности. Он считал, что свободаконкретной личности, любого человека кончается там, где начинается свободадругого человека.
Кавказскийпленник, герой одноименной поэмы, обременен не условными, а настоящимиверигами, и поэтому его мечты о свободе приобретают вполне реальные очертанияродного края, любимого человека: Я вижу образ вечно милый: Его зову, к немустремлюсь. Юная черкешенка ценой своей жизни даровала ему долгожданную волю, нобудет ли он счастлив?
«Мцыри»- это гимн жизни. Любовь к жизни героя Лермонтова такова, что он готовзаплатить за нее жизнью. И никакого парадокса здесь нет, потому что жизнь втюрьме для Мцыри — это смерть, смерть на воле — часть жизни, последняя, ночасть. Ямала жил и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полнуютревог. Я променял бы, если и мог. Демон — «Дух изгнания», которомунаскучило зло. Любовь к Тамаре пробудила в нем желание верить добру, но творитьего он так и не смог. Тамара погибла. И вновь остался он, надменный, Один, какпрежде во вселенной.
Дубровскийи Вадим, герои одноименных произведений, оскоблены обществом и унижены.Удовлетворив, однако, жажду мести, оба не смогли стать счастливыми. Маша иОльга потеряны, удел героев- одиночество. В реалистических произведенияхПушкина и Лермонтова перед читателем предстают иные герои. Это Онегин из«Евгения Онегина» Пушкина и Печорин из «Героя нашеговремени» Лермонтова. Оба этих человека благородны, честны, умны, на головувыше всех окружающих. В их груди кипят силы необъятные, но не находятприменения.
Онегинтак и не может найти своего места в жизни, ничто его не радует, не волнует: онни к чему не стремится. Даже любовь искренней, неиспорченной светом девушки,Татьяны Лариной, не вызывает в нем никаких стремлений. Печорин становится,подобно Демону, разрушителем чужих жизней. Все, к чему он прикасается,погибает, рассыпается в прах: по его вине погибает черкешенка Бела, из-за него«честным контрабандистам» приходится менять свой жизненный уклад, отего руки погибает Грушницкий, разочаровывается в жизни и любви княжна МериЛитовская, он становится причиной, пусть невольной, гибели Вулича в повести«Фаталист».
Объединяетэтих героев (Онегина и Печорина) одна болезнь — «русская хандра»,аналог «английского сплина», которым болел еще Чайльд-Гарольд. Хандравызывалась противоречием между высокой интеллектуальной культурой «русскихевропейцев», к которым принадлежали все передовые люди того времени, и«азиатчиной» крепостнических отношений. Люди с «озлобленнымумом, кипящем в действии пустом» и душой, испорченной светом, онипрезирали общество, в котором жили, и были в нем одиноки.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bobych.spb.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.