Национальная горная академия Украины
РЕФЕРАТ
По экономике предприятия
на тему: «Поиск места расположения предприятия»
Выполнил: студент группы ЭК-00-2
Большаков С.О.
г. Днепропетровск
2002 г.
ПЛАН.ВЫБОР МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ПРОБЛЕМА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ УРОВНИ ПРОБЛЕМЫ МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ФАКТОРЫ МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Налоговые различия внутри страны
3.2. Международные налоговые различия
3.3. АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ И АРЕНДНЫЕ ПЛАТЕЖИ
3.4. СБЫТОВЫЕ РАСХОДЫ
1. ВЫБОР МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ПРОБЛЕМА ПРИНЯТИЯРЕШЕНИЙ
В качествеместа расположения предприятия обозначают то место, на котором находятся егопомещения (административные здания, производственные цехи, склады, магазины,филиалы и др.). Если эти помещения распределены по разным местам, топредприятие имеет несколько мест расположения, но тогда чаще говорят о «фирме»,представленной многими предприятиями. В связи с этим предприятие можноопределить:
• как отдельноехозяйство в рыночной экономике, иначе, например, на социалистическомпредприятии, которое следует принципу получения прибыли (см. главу 1);
• как«упорядоченное целое», которое может быть распределено по различным местамрасположения (производственным площадкам). При этом в правовом отношениипредприятие рассматривается как единое целое.
Внекоторых отраслях выбор места расположения предприятия не является свободным,а связан с определенными материальными предпосылками (например, угольные шахты,ГЭС). Все предприятия, которые не подпадают под такого рода ограничения,свободны в выборе своего размещения, т. е. они могут найти себе место, котороеим кажется наиболее благоприятным. Поэтому принятие решения по поводу даннойпроблемы не совсем простое, так как каждое рассматриваемое место имеет свои преимуществаи недостатки.
Предприятие,которое ищет новое место, должно поэтому поступать следующим образом:
а)определяется, каким минимальным требованиям расположения в каждом случаедолжно соответствовать (например, относительно климатических условий,транспортных путей, рабочей силы);
б) исследуютсяместа, которые удовлетворяют этим минимальным требованиям («возможные местаразмещения»);
в) определяютсядля каждого из возможных мест размещения вероятные затраты и результатыпроизводства;
г) выбираетсято место, которое предположительно обнаруживает наибольшую прибыль, зависящуюот фактора расположения предприятия (вероятные результаты, вероятные затраты,зависящие от места расположения).
Предприятиедолжно выбрать то место расположения, где зависящие от него результаты внаибольшей степени превышают соответствующие затраты.
Основнаяпроблема при этих соображениях состоит в том, что ни зависящие от местарасположения затраты, ни соответствующие результаты точно оценить нельзя; вбудущем возможны большие отклонения от ожидаемых оценок, поэтому выбранноеместо может оказаться неоптимальным. Но из этого следует, что выбор местарасположения — это проблема принятия решения в условиях неопределенности,которую следует решать путем сопоставления альтернативных расчетов соптимистическими и пессимистическими стоимостными оценками.
Пример.
Продавецпродуктов питания имеет выбор, занять в качестве места своего расположения илиучасток А (в городе), или участок Б (в сельской местности).
Проблема: какоеместо размещения оптимально?
Решение. Участки А и Б одинаково хороши, поэтомупродавец продуктов питания должен искать дополнительные критерии оценки илибросить жребий.
Проблемунеопределенности будущего развития можно решать и посредством компьютернойимитации «принципа Монте-Карло». Каждый компонент затрат и результатовполучает прежде всего считающийся вероятным стоимостный диапазон оценок,например, зарплата при расположении на участке А — от 850 до 1300 ус. ед.; приэтом дополнительно возможно еще выделение наиболее вероятных значений,например, зарплата для участка А — 1000 ус. ед. Компьютер «выбирает» длякаждого компонента затрат и результатов из соответственно заданного интервала«распределения вероятностей» соответствующее стоимостное значение ирассчитывает, исходя из этого, прибыль в зависимости от места расположенияпредприятия. Этот процесс многократно повторяется для каждого участка со всеновыми «случайными значениями» компонентов затрат и результатов. В конце длявсех участкоа получаются вероятностные распределения прибыли, зависящей отместа расположения предприятия. На схеме 2.1 дан пример этого: участок А спочти 300000 ус. ед. прибыли показывает явную более высокую ценность по показателюожидаемой прибыли, чем участок Б с едва ли 150000 ус. ед. прибыли. Однакоразброс значений прибыли на участке А при этом значительно шире, а посему,правда с небольшой вероятностью, на участке Б можно получить прибыль большую,чем на участке А.
Однако не всепредприятия, которые ищут новое место расположения и при этом из-за отсутствиятехнических ограничений в принципе являются свободными, используют описанныйвыше метод поиска. Существует множество случаев, когда место расположенияпредприятия выбирается по политическим или иррациональным причинам, безпроверки экономической целесообразности.
• Политическиепричины учитывают, например, военно-политические (предприятия в «тылу») илисоциально-политические (предприятия в «структурно слабых» регионах) точкизрения.
•Иррациональными причинами могут быть, например, привязанность к родным местамили желание исполнения юношеских мечтаний.
Частопредприятия влекут к определенным местам расположения государственныесубвенции (дотации). Государством движут при этом политические интересы, нодля предприятий все же решающее значение имеют экономические аспекты.Субвенции, оказываются тем зависящим от места расположения фактором, которыйзначительно увеличивает соответствующую прибыль дотируемого участка в сравнениис другими местами расположения.
Возможныеварианты выбора места расположения предприятия приведены на схеме 2.2.
Схема 2.1.Имитационный анализ на основе методаМонте-Карло при выборе места расположения предприятия.
2. УРОВНИ ПРОБЛЕМЫ МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Значениепроблемы места расположения предприятия зависит от того, на каком из следующихуровней она исследуется:
а)международный выбор (в какой стране можно быть место размещения?);
б) региональныйвыбор (в каком регионе страны должно быть место
размещения?);
Схема 2.2. Характеристика выбора места расположенияпредприятия
в) локальныйвыбор (в каком месте региона должно быть место размещения?);
г)внутрилокальный выбор (где внутри данной территории должно быть месторазмещения?);
д) выбор внутрипредприятия (как пространственно размещаются подразделения в рамкахпредприятия?).
3. ФАКТОРЫ МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Факторы,определяющие место расположения предприятия, охватывают все связанные с этимзатраты и результаты, которые имеют значение, если выбор места расположенияпредприятия является свободным. Важнейшие из них коротко представлены ниже.
3.1. ТРАНСПОРТНЫЕ ЗАТРАТЫ
Транспортныезатраты возникают при снабжении предприятия сырьем, вспомогательными и другиминеобходимыми для производства материалами, а также при закупке полуфабрикатов(в промышленности) и готовой продукции (в торговле) и при сбыте изготовленныхна предприятии товаров.
Величина этихзатрат зависит от:
• необходимыхограничений времени доставки (например, клубника из Израиля требует быстрой, нодорогой доставки по воздуху);
•соответствующего количества перевозимых грузов;
•соответствующего качества перевозок (например, тарифы на железнодорожномтранспорте Германии возрастают в зависимости от стоимости товара — так называемый«стоимостной тариф»);
• удаленностиместа доставки или сбыта;
• средствтранспорта. Так, некоторые предприятия предпочитают размещаться в порту, чтобыиметь возможность доставлять производимые товары сразу без промежуточноготранспорта и объездов — по морю. Другие предприятия располагаются на каналах иреках, так как при массовых перевозках водный транспорт дешевле, чем наземный.Наконец, из-за стоимостного превосходства железных дорог в противовес городскимулицам рекомендуются железнодорожные узлы как места расположения предприятий.
Пример.
Факторы места расположенияпредприятия: рабочая сила и транспортные расходы
«КогдаФольсваген в 1964 г. построил новое предприятие в порту Эмден, место размещениябыло выбрано обдуманно, так как наряду с его преимуществами для Фольксвагена онобеспечивал в структурно слабом регионе новые рабочие места. Как крайненастоятельно они были нужны, очевидно еще и сегодня, потому что теперь не нужнообращаться за иностранными подсобными рабочими. Тогда еще модель автомобиляФольксвагена «Жук» составляла основу производства г. Вольфсбурга, аамериканский рынок был ненасытен. В лучшие для Фольксвагена годы в США ежегоднопо морю отправлялось около 500000 «Жуков». Поэтому было особым преимуществом,что Эмден имел порт, так как «Жуки» Фольксвагена практически прямо с конвейеразагружались в трюмы пароходов, которые перемещались на маршруте между США иЭмденом исключительно для Фольксвагена». (SuddeutscheZeitung, 1989)
3.2. ЗАТРАТЫ НА РАБОЧУЮ СИЛУ
Затраты нарабочую силу, если речь идет о тарифной зарплате, в тарифных округах, удаленныхот областей концентрации производства, часто бывают несколько ниже.
Однако упредприятий, выбравших места расположения в таких областях, возникают, какправило, значительные дополнительные затраты на -заработную плату.
Часто именно вэтом месте бывает недостаток рабочей силы, так что необходимо обращаться кпроживающим в окрестностях. Так как хорошо функционирующий транспорт вудаленных областях чаще всего отсутствует, предприятие должно само и за свойсчет организовать доставку рабочих.
Из-заотсутствия учебных центров промышленно-технического профиля предприятия частоне находят в этих местах специалистов нужной им квалификации. В этом случаеони должны в интересах обеспечения высокой производительности своих работниковсодействовать созданию собственной системы образования (обучения, подготовкикадров).
Вследствиенезначительной социальной ценности удаленных областей (отсутствие театров,концертных залов, кинотеатров, возможностей для занятия спортом, совершениянеобходимых покупок и др.) предприятия только посредством высоких надбавок кзарплате привлекают к себе квалифицированный руководящий персонал. Однакопредприятия должны и в некоторых областях с высокой концентрацией производства,например, из-за высоких затрат на оплату жилья также делать надбавки к зарплате.
Проблема затратна рабочую силу возникает для многих предприятий и при международном сравнении.Бесспорно, что высокий уровень затрат на рабочую силу, который имеют многиепредприятия в Германии, побуждает их выносить свое производство в страны снизким уровнем оплаты труда. При этом необходимо учитывать (по меньшей мере)два обстоятельства:
производительностьтруда (количество продукции в час), не в последнюю очередь, благодаря высокомуобразовательному уровню специалистов в Германии высока, что приводит в целом кумеренным затратам на единицу продукции;
Пример.
Страна
А
Б
Почасовая оплата труда
30
25
Производительность труда
100
70
Затраты на зарплату (в расчете на единицу
продукции)
0,3
0,36
с учетомсовременных технологий изготовления продукции затраты на рабочую силу не имеютбольше того значения, как раньше. Так, известны случаи (Линотип АГ, Эшборн,Германия), когда «прямые расходы» на оплату труда составляют всего от 8 до 10%,и предприятия возвращают производство из стран с более низкой заработной платойобратно в Германию.
3.3. НАЛОГИ
Налоги, которыедолжны уплачивать предприятия, также могут сыграть роль при выборе местаразмещения, причем как внутри страны, так и за ее пределами.
3.1 Налоговые различия внутри страны
Внутригосударственныеналоговые различия проявляются прежде всего в так называемом налоге на видхозяйственной деятельности, или в промысловом налоге. Это налог, взимаемыйсамоуправляемой административной единицей (общиной) и ежегодно уплачиваемыйрасположенными там предприятиями; он состоит из двух частных налогов (схема2.3):
• налога надоход предприятия;
• налога накапитал предприятия.
Основой расчетаналогов на доход и капитал предприятия является налоговая ставка. Она состоитиз 5% дохода предприятия и 2% капитала предприятия (малые предприятияосвобождаются от уплаты). На основе этих ставок общины применяют для расчетазадолженности по налоговым обязательствам свои действующие в данное времяналоговые ставки, которые, как правило, находятся в пределах между 300 и 400%.Поступления от промыслового налога в 1990 г. составили сумму около 39 млрд.марок; при этом 52% суммы, рассчитанной по основной налоговой ставке, общиныдолжны при всех условиях перечислить в федеральный и местные бюджеты (1990 г. —5,6 млрд. марок). И все же промысловый налог — важнейший налоговый источник дляобщины. Налог на капитал предприятия, как и налог на основные и оборотные фондыпредприятия (поимущественный налог), взимается с капитала (имущества)предприятия: оба эти налога должны уплачиваться даже тогда, когда прибыли нет.Следовательно, для предприятий, находящихся в фазе убытков, эти налогипредставляют дополнительную тяжелую налоговую нагрузку, поэтому в новыхнемецких землях они не взимаются.
3.2. Международные налоговые различия
Международныеналоговые различия приводят к возникновению так называемых «налоговых оазисов».Это страны со сравнительно небольшим уровнем налогообложения, как, например,Либерия и Панама, которые вследствие их высокой доли в мировом торговомгрузообороте стали ведущими странами в деле судоходства.
Конечно,компании, которые располагаются или имеют свое руководство в Германии, здесьже должны уплачивать налоги со всего совокупного дохода, в том числе и сполученного в «налоговых оазисах». Этого не происходит, если с соответствующимгосударством существует соглашение об устранении двойного налогового обложения.В этом случае доходы предприятия облагаются налогами в стране, где эти доходыполучены. В стране, где предприятие зарегистрировано, следует освобождение егоот налогообложения или засчитываются налоги, выплаченные за границей.
Чтобы вывестииз-под налогообложения доходы предприятия, полученные в пределах страны егорегистрации, в «налоговых оазисах» создаются зависимые дочерние фирмы, укоторых головное предприятие покупает для себя сырье и материалы дороже икоторым оно продает свою готовую продукцию дешевле. Эту и другие возможностиперебазирования прибыли за границу (в «налоговые оазисы») пытается ограничитьзакон Германии 1972 г. о внешних налогах. Для этого, например, в рамкахопределения налогооблагаемой прибыли при взаимных поставках международныхпредприятий устанавливаются такие цены, которые должны быть согласованы снезависимым третьим юридическим лицом («трансфертные цены»).
«Каждый расчет базируется навеличинах, которые более или менее спорны. Так, Институт экономики использует вкачестве основы для своих выкладок исключительно прибыль компании за вычетомналогов и при этом исходит из того, что налогооблагаемая прибыль соответствуетфактической прибыли предприятия. «При этом не принимается во внимание, —считает государственный секретарь Ганс Иорг Хефле, — что шкала исчисленияналогов часто в значительной мере уменьшается благодаря множеству налоговыхльгот и ряду других возможностей, возникающих при составлении баланса дляопределения суммы налогового обложения».
… Каждая земля в Германии имеетсвои собственные правила расчета амортизационных отчислений, которые являютсярешающими для определения налогооблагаемой прибыли. В Германии эти правила всравнении с другими странами (и это признает даже Институт экономики) болееблагоприятны при расчете амортизационных отчислений как для оборудования, так идля производственных зданий. Однако необходимо обратить внимание и надействующие правила оценки запасов, пересмотра целевых отчислений, напредоставление скидок для части дохода, не облагаемого налогами всех видов.
А что значат законы, если они несоблюдаются?
Тогда на практике происходитповышение налогов...»
(DieZeit, 7.04. 1989)
3.4. АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ ИАРЕНДНЫЕ ПЛАТЕЖИ
Амортизационные отчисления ивыплаты процентов существенно различаются для различных мест расположения предприятия,потому что исходные данные для строительства (стоимость земельного участка,затраты на освоение, строительные расходы) различны в региональном имеждународном аспектах.
Соответствующие факторыдействуют и для расходов на аренду, которые возникают вслед заамортизационными отчислениями и уплатой процентов, если предприятие арендуетземлю, помещения или берет в лизинг машины и оборудование.
3.5. СБЫТОВЫЕ РАСХОДЫ
Сбытовые расходы, которые могутвозникнуть в данном месте расположения предприятия или в его окрестностях,интересуют в первую очередь предприятия розничной и оптовой торговли, а такжепроизводителей продукции, имеющей ограниченную регионом область сбыта(например, хлебозаводы, пивоварни, строительные фирмы).
С недавнеговремени, однако, и на промышленных предприятиях-смежниках пришли кнеобходимости новой оценки проблемы расположения предприятия. Управление ихвзаимоотношениями с промышленными заказчиками (потребителями) на основепринципа «точно в срок» (Just-in-time) все более настоятельно требует поставкизапасных частей и деталей точно к моменту их монтажа, иногда имеется в видудаже точная последовательность по часам. В случаях же, когда речь идет одеталях, необходимых для производства постоянно, в пути должно все времянаходиться много грузовых автомобилей, что при больших расстояниях подвергаетопасности выполнение сроков, это может повлечь за собой предусмотренныедоговором штрафы. Поэтому поставщики выбирают места расположения предприятийпоблизости от своих покупателей. Так, можно отметить значительную концентрациюновых мест расположения поставщиков в Баварском центре автомобильнойпромышленности (BMW;AUDI). Онирасполагаются чаще всего вблизи автомобильных магистралей, в области, котораяограничена городами Регенсбург, Дингольфинг, Ландсхут, Мюнхен (все — BMW) и Ингольдштадт (AUDI).
Проблема выбораместа расположения предприятий розничной торговли существенно определяетсявидом предлагаемых товаров; различают товары повседневного, периодического иэпизодического спроса.
Товарыповседневного спроса — это, например, продукты питания. Соответствующиемагазины распределены по всей территории города, так как покупатели такихтоваров боятся дальних поездок за ними.
Товарыпериодического спроса — это, например, предметы одежды. Они в особой степениподвержены-моде, поэтому покупатели хотят перед покупкой по возможности быстросделать полный обзор предложения и определить для себя цены. Так как каждыймагазин пытается создать свое, индивидуальное предложение, конкурентов не оченьбоятся. Поэтому, идя навстречу желаниям клиентов (покупателей) иметьвозможность сравнивать, магазины размещаются непосредственно по соседству сконкурентами на главных улицах центра города.
Товарыэпизодического спроса — это, например, мебель. Здесь покупатели также хотятперед приобретением получить представление об имеющемся предложении товаров.Но так как товары эпизодического спроса дороги и имеют длительный срок службы,покупатели готовы в целях изучения рынка предпринимать более длительные поездки.Это совпадает с желанием продавцов размещать свои магазины на окраине городаеще и потому, что часто требуемые для них большие демонстрационные площади вцентре города требуют значительных затрат на аренду и амортизационныеотчисления.
Особенность представляюттак называемые посылочные дома и магазины мелкооптовой торговли, которыеформируют свой ассортимент из товаров всех трех групп и ищут места своегоразмещения в пригороде. Их успех, не в последнюю очередь, определяется тем,что:
• из-завозрастающей занятости женщин покупки делаются редко, но зато рационально (вбольших количествах) и в различных товарных отделах;
• из-за высокоймоторизованности (автомобилизации) покупки на окраине города не представляютпроблемы, а вследствие имеющихся там в достаточном количестве мест для парковкидаже более приятны, чем в центре города;
• из-заотносительно низких цен на землю для продавцов также возникают преимущества врезультате сокращения соответствующих затрат.
Возможныесбытовые затраты являются фактором места расположения прежде всего для торговыхпредприятий; необходимо решить, должно ли место расположения предприятия бытьв центре города, в жилом квартале или на окраине.
Желаемый сбытиграет важную роль и при международном выборе места расположения предприятия.Для прямых инвестиций за границу часто является решающим, чтобы находиться«ближе к клиентам и их желаниям». При этом существует опасениепроктеционистских мер, а также желание застраховаться на зарубежных рынках отколебаний валютного обменного курса.-Например, если курс доллара США падает с 2марок до 1,5 марки, то продукция по цене 100 марок, экспортируемая в США,должна подорожать там с 50 до 67 дол. США. Для производителя, имеющегопредприятие за границей, наоборот, несущественны тамошние импортные ограниченияи девальвация валюты.
3.6. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА
Государствооказывает влияние на выбор места расположения предприятия, когда высокаяинфляция, политическая нестабильность, недостаточное развитие образования,здравоохранения, сети улиц, железных дорог, портов, энергоснабжения могутотпугнуть потенциальных инвесторов. Эти проблемы прежде всего относятся кразвивающимся странам, особенно заинтересованным в иностранных инвестициях.Относительно низкие там затраты на заработную плату уравновешиваются другимиотносительными недостатками. Это существенно, так как зарплата является толькоодним фактором (элементом) затрат наряду с затратами на сырье, полуфабрикаты идругие материалы. Однако они часто по более высоким ценам, относительно малымипартиями, поставляются из-за границы. Кроме того, недостаточно развитаятранспортная система требует более крупных складов, что предопределяетсоответствующие платежи и затраты на естественную убыль продукции. Аналогичныезависимости имеют место при снабжении запасными частями. Кроме того, возникаютмногочисленные проблемы: от снабжения электроэнергией, природных явлений,климатических условий до мотивационных проблем.
Особымвариантом государственного вмешательства не только в развивающихся странах, нои в странах Европейского сообщества является предупредительная (превентивная)деятельность в деле защиты окружающей среды. Рискованные в этом отношениипроизводства размещаются на дочерних предприятиях в странах, которые уделяютзащите окружающей среды сравнительно малое внимание. Являющееся результатомэтого конкурентное преимущество таких производителей представляет собой«экологический демпинг» на рынке сбыта (Курт Биденкопф).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙЛИТЕРАТУРЫ.Экономика предприятия В.П. Гузинова Основы и проблемы экономики предприятия. Г. Шмален Экономика предприятия Украины. В.В.Бойко