Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Управление безопасностью труда

Содержание
Введение
Глава 1. Управление безопасностью труда
1.1. Правовые и нормативные основы безопасноститруда
1.2. Социально-экономическое значение и источникифинансирования охраны труда
Глава 2. Организация безопасности труда напредприятиях
2.1. Охрана труда как важнейший элементконкурентноспособности предприятия
2.2.Создание службы охраны труда и организация ее деятельности
Заключение
Литература

Введение
Охрана труда сегодня, как никогда, актуальна. Труднопредставить себе успешное предприятие на рынке, руководство которого «спустярукава» относилось бы к вопросам охраны труда. Как известно, несчастные случаина производстве выбивают из колеи, часто надолго парализуют работу предприятия,создавая не только нервозную обстановку в коллективе, но и принося существенныефинансовые потери.
Опыт крупнейших мировых компаний по­казывает, чтоохрану труда высшие ру­ководители считают одним из главных приоритетов. Так, издесятков показателей деятельности предприятия охрану труда и здо­ровья своихработников они ставят на второе место, сразу после квалификации и компетент­ностиперсонала. В странах Европейского сою­за сейчас поднимается вопрос о культуреох­раны труда, которая является одним из главных элементов управленияпредприятием.
Хотелось бы, чтобы и для российскихруко­водителей это стало нормой. Чтобы работа по охране труда не выполняласьдля «галочки», чисто формально, чтобы «отстал» инспектор. Чтобы финансированиеэтих работ не осущес­твлялось по остаточному принципу. Чтобы мно­гиенезначительные несчастные случаи (да и значительные тоже) не скрывались порой вуго­ду «хорошей» статистике. Чтобы охрана труда действительно стала культурой.
 А поэтому изучение и решениепроблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которыхпротекает труд человека — одна из наиболее важных задач в разработке новыхтехнологий и систем производства. Изучение и выявление возможных причинпроизводственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий,взрывов, пожаров, и разработка мероприятий и требований, направленных наустранение этих причин позволяют создать безопасные и благоприятные условия длятруда человека. Комфортные и безопасные условия труда — один из основныхфакторов влияющих на производительность и безопасность труда, здоровьеработников.
Цель данной работы – дать основные сведения обохране труда на предприятиях и в организациях.
Для достижения поставленной  цели необходимо решитьзадачи:
— познакомиться с законодательными, экономическимиметодами управления охраной труда;
— выявить связь конкурентоспособности предприятия  ибезопасностью труда;
— рассмотреть цели и задачи службы охраны труда.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения исписка литературы.

Глава1. Управление безопасностью труда
1.1.Правовые и нормативные основы безопасности труда
Правовое поле для управления, надзораи контроля за безопас­ностью и охраной труда формируется многообразной иразвитой си­стемой законодательных и нормативных правовых актов, регулиру­ющихразнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспеченияусловий и безопасности труда. Для реализа­ции законодательных и нормативныхтребований создана система управления охраной труда (СУ ОТ), за каждым изэлементов и орга­нов которой закреплены свои функции, обязанности и область дея­тельности,ее порядок и процедура.
Все вопросы, связанные с организациейсистемы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования побезопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативнымиправовыми актами.
По правовому уровню документы,регулирующие вопросы безо­пасности труда можно подразделить на законодательныеакты, нор­мативные правовые акты и иные нормативные документы по охране трудафедеральных органов законодательной и исполнительной вла­сти РоссийскойФедерации, а также ее субъектов.
Законодательство представляет собойсовокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в областиохраны труда.
Законодательный акт по охране труда —это акт, устанавливаю­щий право работников на охрану труда в процессе трудовойдеяте­льности, принятый или утвержденный законодательным органом.
Нормативный правовой акт по охранетруда — это акт, устанавли­вающий комплекс правовых,организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактическихтребований, на­правленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья иработоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченнымкомпетентным органом.
Основными законодательными актами,регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются: КонституцияРоссийской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Рос­сийскойФедерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.
Законодательные акты, кроме законов,могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а такжепоста­новления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.
  По общности и действиюзаконодательные и нормативные пра­вовые акты подразделяются на пять уровней.
1. Единые акты, действующие на всейтерритории России для всех предприятий, организаций, учреждений иустанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда.К ним относятся федеральные законы, указы Президента, поста­новленияПравительства и федеральных министерств и ведомств. Такие акты утверждаютсяГосударственной Думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствамии ведомствами (например. Министерством труда и социального развития).
2. Межотраслевые акты, действующие вовсех отраслях эконо­мики без исключения. К ним относятся, например, стандартысис­темы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельнымиопасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др.Такие нормативные акты разраба­тываются и утверждаются только специальноуполномоченными федеральными органами.
3. Акты субъектов Федерации,действующие только на террито­рии субъекта и регулирующие отдельные вопросыохраны труда при­менительно к субъекту. Они разрабатываются и утверждаются зако­нодательнымии исполнительными органами субъектов Федерации.
4. Отраслевые акты, действующиетолько в той или иной отрас­ли (металлургической, химической, текстильной) и неимеющие юридической силы в других отраслях. Они разрабатываются и утверждаютсяотраслевыми министерствами и ведомствами или дру­гими уполномоченными органами(например, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором и др.) применительно кконкретной отрасли.
5. Нормативные правовые актыпредприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие толькона конкрет­ном предприятии (приказы, решения, инструкции)[2,329].
Законодательные и нормативныеправовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокогоуровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, регио­нальные— единым и межотраслевым, предприятий — отраслевым.
Основные законодательные акты побезопасности труда
Федеральный закон «Об основах охранытруда в Российской Феде­рации» (далее Закон) определяет основные направлениягосударст­венной политики в области охраны труда, которыми являются:
• обеспечение приоритета сохраненияжизни и здоровья работ­ников;
• принятие и реализациязаконодательных и нормативных пра­вовых актов об охране труда, федеральных итерриториальных программ улучшения условий и охраны труда;
• государственное управление охранойтруда;
• государственный надзор и контрольза соблюдением требова­ний по охране труда;
• содействие общественному контролю вобласти охраны труда;
• расследование несчастных случаев напроизводстве, профес­сиональных заболеваний и их анализ;
• защита законных интересовработников, пострадавших от не­счастных случаев на производстве ипрофессиональных забо­леваний;
• установление компенсаций за тяжелуюработу и работу с вредными и опасными условиями труда;
• координация деятельности в областиохраны труда;
• распространение передового опытаработы по улучшению условий и охраны труда;
• государственное участие вфинансировании мероприятий по охране труда;
• подготовка и повышение квалификацииспециалистов по ох­ране труда;
• организация государственнойстатистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме,профессио­нальных заболеваниях и об их материальных последствиях;
• обеспечение функционирование единойинформационной системы охраны труда;
• международное сотрудничество вобласти охраны труда;
• проведение эффективной налоговойполитики, стимулирую­щей создание безопасных условий труда;
• установления порядка обеспеченияработников СИЗ и СКЗ, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактиче­скимисредствами за счет средств работодателя[2,330].
Реализация перечисленных направленийгосударственной поли­тики в области охраны труда обеспечивается совместнымисогласо­ванными действиями федеральных органов государственной власти, органоввласти субъектов Федерации, органов местного самоуправ­ления, работодателей, атакже профессиональных союзов.
Закон определяет единый на всейтерритории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда междуработода­телями и работниками независимо от форм собственности, сферыхозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности пред­приятий,организаций, учреждений.
Основные положения установленногоЗаконом порядка регулирова­ния отношений в области охраны труда заключаются вследующем:
• определение управления охранойтруда на государственном уровне и на уровне предприятия;
• установление обязанностейработодателей по обеспечению безопасных условий труда, а работников повыполнению тре­бований безопасности;
• проведение обучения и инструктажаработников по охране труда и проведение медицинских осмотров;
• определение ответственностиработодателя за вред, причи­ненный работнику трудовым увечьем, ответственностиза не­выполнение нормативных правовых требований по охране труда;
• предоставление льгот и компенсацииработникам за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;
• определение основных функций иответственности органов государственного надзора и контроля за соблюдениемзаконо­дательных и нормативных правовых актов по охране труда;
• приостановление или закрытиепроизводственной деятельно­сти предприятий за нарушение законодательных инорматив­ных правовых актов по охране труда[2,331].
Следует обратить особое внимание настатью 8 Закона, в кото­рой определяются права работника и говорится, чтоработник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных иопасных факторов, которые могут вызвать травму, профессиональ­ное заболеваниеили снижение работоспособности; на возмещение вреда, причиненного здоровью всвязи с выполнением им своих трудовых обязанностей; на достоверную информациюот работода­теля о состоянии условий и охраны труда на своем рабочем месте, осуществующем риске, а также о принятых мерах по его защите; на обеспечение СКЗи СИЗ, на обучение безопасным методам и прие­мам труда за счет средствработодателя.
Обязанности работодателя определеныстатьей 14 Закона. Рабо­тодатель обязан обеспечить безопасность при эксплуатациизданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процес­сов иприменяемых сырья и материалов, эффективную эксплуата­цию СКЗ и СИЗ, которые ондолжен предоставить работникам при их необходимости, обеспечитьсанитарно-бытовое и лечебно-про­филактическое обслуживание работников, режимтруда и отдыха ра­ботников, установленный законодательством.
Работодатель не имеет права применятьновые сырье и матери­алы, не прошедшие экспертизу их влияния на человека(статья 21 Закона).
При обнаружении у работника признаковпрофессионального заболевания или ухудшения здоровья из-за воздействия ОВПФ ра­ботодательна основании медицинского заключения должен переве­сти его на другую работу, несвязанную с воздействием ОВПФ (ста­тья 9 Закона).
Работник имеет право без каких-либопоследствий для него от­казаться от выполнения работы в случае возникновениянепосред­ственной опасности его жизни и здоровью до устранения этой опас­ности.
Обязанности работника определеныстатьей 15 Закона. Работник обязан соблюдать нормы, правила и инструкции поохране труда, применять СКЗ и СИЗ, предусмотренные инструкциями, проходить вустановленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил иинструкций по охране труда. Он обязан немедленно сооб­щать своему непосредственномуруководителю о любом несчастном случае, обнаружении профессиональногозаболевания, о ситуациях, которые создают угрозу жизни и здоровью.
Статьей 12 Закона определено, что вкаждой организации, осу­ществляющей производственную деятельность и с численностьюболее 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должностьспециалиста по охране труда. При меньшей численности решение о введении службыохраны труда или должности специали­ста по охране труда принимает работодательс учетом специфики деятельности предприятия.
Работник не несет расходов нафинансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда. Финансированиеэтих меро­приятий в организациях (кроме федеральных учреждений) осущест­вляетсяв размере не менее 0.1 % суммы затрат на производство продукции, а ворганизациях, занимающихся эксплуатационной де­ятельностью, — в размере неменее 0,7 % суммы эксплуатационных расходов.
В трудовом кодексе РоссийскойФедерации  так­же нашли существенное отражение вопросы охраны труда. В нем констатируется,что каждый работник имеет право на условия тру­да, отвечающие требованиямбезопасности и гигиены, на обязатель­ное социальное страхование, на возмещение ущерба,причиненного работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей, и ряддругих. Вопросам охраны труда посвящен специальный раздел Х «Охрана труда», вкотором законодательно определены:
• обязанности работодателя иработника по обеспечению безо­пасных условий труда;
• медицинские осмотры некоторыхкатегорий работников (ра­ботающие на транспортных предприятиях, пищевой промыш­ленности,торговле и др., подвергающиеся воздействию ОВПФ):
• необходимость соответствияпроизводственных объектов и продукции требованиям охраны труда;
• права работников на охрану труда игарантии такого права;
• обязанность работников, в том числеруководителей, прохо­дить обучение и проверку знаний по охране труда;
• несчастные случаи на производстве,подлежащие расследова­нию, обязанности работодателя при несчастном случае, поря­докрасследования несчастных случаев, оформления материа­лов расследования ирассмотрения разногласий по материа­лам расследования.
В Кодексе регулируется трудработников в возрасте до 18 лет, устанавливаются льготы и ограничения. Так,запрещается примене­ние труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и работах свред­ными и травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также наработах, выполнение которых может принести вред их нравственному развитию(игорном бизнесе, ночных клубах, в транс­портировке и торговле спиртными напитками,табачными изделия­ми, наркотическими и токсическими препаратами).
Лица моложе 21 года принимаются наработу лишь после обяза­тельного медицинского осмотра и подлежат ежегодномуобязатель­ному медицинскому осмотру.
Учащиеся общеобразовательных и среднихпрофессиональных учреждений до 15 лет могут быть приняты только на легкуюработу, не причиняющую вреда здоровью, не нарушающую процесса обуче­ния. Онимогут быть приняты на работу только по достижении 14 лет с согласия родителей.
К основным  нормативным  правовым  актам по безопасности труда относятся:
Государственные стандарты системыстандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ). Система стандартов безопасноститруда, утвер­ждаемая Госстандартом России, является основным видом норма­тивныхправовых актов по безопасности труда.
Система стандартов безопасности труда(ССБТ) — это одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр(но­мер) ССБТ в системе ГСС — 12. ССБТ представляет собой многоуровневуюсистему взаимосвязанных стандартов по безопасности труда. Этой системойстандартизованы требования безопасности, введен раздел «Требованиябезопасности» во все виды проектной документации на серийно выпускаемуюпродукцию, а также в рабо­чую конструкторскую и технологическую документацию.ССБТ включает в себя несколько подсистем.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.