ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
3
I.
Сущность, состав и значение оборота розничной торговли.
5
II.
Краткая характеристика ООО «Дюжина» и основные показатели торговой деятельности предприятия.
10
III.
Динамика показателей за три года и оценка эффективности деятельности ООО «Дюжина».
17
IV.
Меры по развитию оборота розничной торговли.
21
Заключение.
24
Литература.
26
ВВЕДЕНИЕ
В настоящие время главной целью торговых предприятийдолжно быть получение максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает какважнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута этацель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода скаждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызываетнеобходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного факторароста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходовна оплату труда. В сфере розничной торговли показатель товарооборота являетсяважнейшей характеристикой деятельности предприятия. Розничный товарооборотвыступает как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия,так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.Розничный товарооборот характеризует эффективность использования ресурсов предприятияи общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот являетсяэкономическим понятием, отражающим важнейший конечный результат хозяйственнойдеятельности торгового предприятия, то его сопоставление с объемом затраченных ресурсов (трудовых, материальных,финансовых) дает представление об эффективности их использования, так как вобобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.
Развитие розничного товарооборота должно быть тесноувязано с таким экономическим показателем, как спрос, поступление товаров,товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. Внастоящей работе особенности развитияоборота розничной торговли в современных российских условиях будут рассмотренына примере деятельности ООО «Дюжина», учрежденного физическими лицами. Данноеторговое предприятие стабильно функционирует с 1997 года в Чеховском районеМосковской области. Его ассортимент включает хозяйственные товары, изделиягалантереи, парфюмерии, бытовой химии, посуду, мебель, детские игрушки.Основные закупки товаров для реализации осуществляются в Москве, Московскойобласти, Новомосковске. Предприятие располагает двумя магазинами в районномцентре торговой площадью 248 м2. Численность персонала предприятия в2002 году достигла 13 работников.
Выбранное в качестве объекта исследования предприятиесчитается малым, т.к. в РФ к таковым относятся те организации в сфере розничнойторговли, предельная численность работников которых не превышает 30 человек.*Следует заметить, что мелкие торговые предприятия наилучшим образомприспособлены к удовлетворению тех потребностей, которые не могут в полномобъеме обеспечить крупные и средние предприятия. Для этих мелких предприятийхарактерны простота в организации товародвижения и учета, работа на местныйрынок, высокая гибкость вплоть до полной смены вида деятельности, профиля,ассортимента товаров, более экономное использование ресурсов, незначительныеуправленческие расходы, повышенная скорость оборота капитала, заинтересованностькаждого работника в конечных результатах труда и другие факторыконкурентоспособности. Результаты данной работы должны продемонстрировать, вполной ли мере исследуемое предприятие соответствует вышеприведеннойхарактеристике.
* Курс экономической теории. Под редакцией А.В. Сидоровича. М.: МГУ, ДИС,1997.с.538
СУЩНОСТЬ, СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Оборот розничной торговлипредставляет собой продажу потребительских товаров населению за наличный расчетнезависимо от каналов их реализации.
Онаможет быть произведена:
юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлюи общественное питание, для которых торговая деятельность является основной(магазины, предприятия общественного питания, палатки и др.);
юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но длякоторых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины,магазины при промышленных предприятиях и др.);
физическими лицами, осуществляющими продажу товаров навещевых, смешанных и продовольственных рынках.
В состав розничноготоварооборота может быть включена продажа товаров юридическим лицам, но исключительноза наличный расчет с использованием кассовых аппаратов. Включается в оборотрозничной торговли в полном объеме стоимость товаров, проданных отдельнымкатегориям населения со скидкой. Также в соответствии с письмом Госкомстата РФот 19 января 1999г. № ОР-1-23/196 при отпуске потребительских товаровнепосредственно населению в счет задолженности по заработной плате, пенсиям,пособиям организаций розничной торговли их стоимость включается в оборотрозничной торговли.* При таком отпуске осуществляется последующее возмещениепродажной стоимости отпущенных населению товаров организации – продавцу, чтореально создает оборот этой организации.
* Рацкий К.А. Экономика предприятия. М.: ИТК «Дашков», 2002, с.433 Инструкцияпо заполнению унифицированных форм федерального государственногостатистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве отгрузке товаров иуслуг», утвержденная постановлением Госкомстата России по согласованию сМинэкономики России от 17 ноября 1977г. № 76 в редакции постановленийГоскомстата РФ от 25 мая 1998г. №56, от 8 декабря 1998г. № 122 и от 23 февраля 1999г. № 14 в составтоварооборота розничной торговли включает:*
стоимостьпроданных населению потребительских товаров:
a) за наличный расчет;
б) по кредитным карточкам;
в) по расчетным чекам банков;
г) по перечислениям со счетов вкладчиков (чтотакже учитывается как продажа за наличный расчет);
стоимость проданных товаровпо почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделениюсвязи);
стоимостьтоваров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) в объемеполной стоимости товара;
стоимостьтоваров, сданных на комиссию (по моменту продажи) в объеме комиссионныхвознаграждений, если торговое предприятие не является собственником товаров; вразмере полной стоимости, если торговое предприятие является собственникомтоваров;
стоимостьпроданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выпискисчета-фактуры, и доставки покупателю независимо от времени фактической оплатытовара покупателем);
полнаястоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой(лекарственных средств, топлива и т.п.);
стоимостьпроданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учетастоимости доставки);
стоимостьупаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;
* Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Под ред. А.Н. Соломатина. М.: Инфра – М, 2002. с. 83 стоимостьпроданной порожней тары.
Невключается в оборот розничной торговли:
стоимость проданныхтоваров, не выдержавших гарантийных сроков службы;
стоимостьпроездных билетов, талонов на все виды транспорта.
Такжене включается в оборот розничной торговли:
стоимостьспецодежды, выданной своим работникам;
продажа товаров (как непродовольственных, так ипродовольственных) по безналичному расчету организациям социальной сферы(больницам, школам, детским садам и др.);
продажатоваров спец. потребителям (милиции, военным организациям и др.).
Оборот розничной торговлидля целей статистического наблюдения устанавливается в розничных ценах –фактических проданных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленнуюстоимость и акциз.
Оборотрозничной торговли устанавливается на основании данных бухгалтерского учета.При реализации товаров за наличный расчет непосредственно населению сиспользованием контрольно-кассовых машин обязательным является выдачапокупателю кассового чека (счета). Следовательно, обязательным признакомоперации относимой к обороту розничной торговли является наличие кассового чека(счета).
Такимобразом, сущность оборота розничной торговли выражают экономические отношения,связанные с обменном наличных денежных средств населения на приобретенныетовары в порядке купли-продажи.
Оборотрозничной торговли отражает экономический процесс обмена товаров на деньги всоответствии с требованиями рыночного механизма, социальный процесс переходатоварной массы в сферу потребления, т.е.удовлетворение покупательского спроса, финансовый процесс формирования денежнойвыручки. На уровне отдельных предприятий следует учитывать взаимосвязьрозничного товарооборота и других показателей деятельности торговыхорганизаций. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этихпоказателей, которое представлено в моделях стратегического регулированиятоварооборота.
Перваямодель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечиваетсбалансированность спроса и предложения товаров. Это становится возможным приследующих условиях:
IП > IТ> IТЗ> IC,
где IП — индекс роста поступления товаров;
IТ– индексроста объема товарооборота;
IТЗ– индексроста суммы товарных запасов;
IC– индексроста объема спроса населения.
Вторая модельстратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает повышенияэффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Это достигаетсяпри условии:
IПР > IТ> IФОТ> IЧ,где IПР – индекс роста массыприбыли;
IТ– индекс роста объематоварооборота;
IФОТ — индекс роста фонда оплаты труда;
IЧ — индекс роста численностиработников.
Или: IР > IПТ> IЗ,где IР – индекс роста уровнярентабельности (в % к обороту);
IПТ– индекс роста производительноститруда одного работника;
IЗ — индекс роста средней заработнойплаты одного работника.
На федеральном уровнепоказатель оборота организации розничной торговли (величина продажи в целом)используется в числе основных показателей для оценки социально-экономическогоположения страны при характеристике масштаба и структуры потребительскогорынка. Продажи в значительной степени влияют на денежный оборот, определяетбюджетные поступления, и находят отражения во многих других макроэкономическихпоказателях.
Потемпам роста продаж изменениям их структуры судят об изменениях в уровне жизнинаселения.
Объемпродажи представляет собой один из показателей процесса воспроизводства,характеризует заключительный этап движения товаров из сферы обращения в сферупотребления. Его объем и изменения отражают важные пропорции национальнойэкономике: соотношения темпов роста производства средств производства ипредметов потребления, распределение национального дохода на фонд потребления ифонд накопления, долю индивидуальной оплаты труда в национальном доходе,масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары и т.п. Так, встатотчетах по РФ структура оборота розничной торговли по формам продажисложилась, например, за декабрь 2000г. и декабрь 1999г. в следующих соотношениях:
- крупные и средние организации розничной торговли (18%и в декабре 1999г. - 19%);
- Крупные и средние неторговые организации (11% и 12%);
- Субъекты малого предпринимательства розничной торговли(27% и 24%);
- Субъекты малого предпринимательства других отраслейэкономики (16% и 16%).
* Рацкий К.А. Экономика предприятия. М.: ИТК «Дашков», 2002, с.436
КРАТКАЯХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ДЮЖИНА» И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПРЕДПРИЯТИЯ
Целью деятельности данногопредприятия является осуществления производственной, хозяйственной,коммерческой и иной экономической активности для удовлетворенияпотребительского спроса населения в работах и услугах, создание дополнительныхрабочих мест, получение прибыли в интересах учредителей. Предприятие имеетследующие виды деятельности в качестве остальных:
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
- благотворительная деятельность.
Уставный капитал Обществане изменялся с момента создания и составляет 398.215 рублей.
Общество обладает полнойхозяйственной самостоятельностью в вопросах распределения чистой прибыли.Чистая прибыль Общества (после уплаты налогов) остается в распоряжении Обществаи по решению собрания участников направляется на формирование фондов Общества,на другие цели и распределятся между участниками пропорционально их долям вУставном Капитале Общества.
Общество в правеформировать резервные и другие фонды. Резервный фонд формируется в размере неменее 15% Уставного Капитала Общества. Формирование резервного фондаосуществляется путем ежегодных отчислений до достижения фондом установленногоразмера, но не менее 5% от суммы чистой прибыли.
Для комплексной оценкиэффективности хозяйственной деятельности предприятия целесообразно использоватьв рамках системы, построенной по схеме:
Затраты Результаты
* Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Под ред. А.Н. Соломатина. М.: Инфра – М, 2002. с. 274
Система показателей комплексного анализа хозяйственной деятельности
Показатели, характеризующие ресурсы
Показатели, характеризующие результаты
Показатели, характеризующие
затраты
Показатели финансовых ресурсов
Показатели трудовых ресурсов
Показатели материальных ресурсов
Показатели издержек обращения
Показатели затрат, неучтенных в основных издержках обращения
Показатели объема и структуры товарооборота
Показатели доходов
Показатели прибыли рентабельности
Обобщающая оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности
Среди показателейхарактеризующих ресурсы предприятия и эффективность их использования, можновыделить следующие:
1)
2)
розничный товарооборот
;
показатель № 2
3) оборачиваемостьоборотных средств =
4) расходы на оплату труда;
5) среднесписочная численность работников;
6) среднегодовая заработная плата;
розничный товарооборот
.
показатель № 5
7) производительность труда =
Два другихпоказателя характеризуют затраты предприятия и эффективность их использования:
8) издержки обращения;
розничный товарооборот
.
показатель № 8
9) затратоотдача =
Из показателей,характеризующих результаты, в данном случае интересны три:
10) розничный товарооборот;
11)
чистая прибыль
.
собственный капитал прибыль;
12) коэффициент устойчивости экономического роста =
Дляоценки эффективности использования фондов предприятия можно использоватьпоказатель фондоотдачи:
показатель №10
.
показатель № 1 13) Фотд=
Вкачестве обобщающей оценки эффективности хозяйственной деятельности торговогопредприятия будут использованы следующие комплексные показатели:
1)
показатель №10
;
показатель № 4 + 0,12 (показатель №1 + показатель №2) показательэффективности использования торгового потенциала
предприятия ЭИТП =
Этотпоказатель позволяет оценить эффективность использования экономическогопотенциала предприятия и сравнить имеющиеся у него ресурсы с основным конечнымрезультатом деятельности – розничным товарооборотом. Чем выше значение этогопоказателя, тем лучше выполняется предприятием его основная функция — обеспечение потребностей населения в товарах и услугах, темэффективнее используются ресурсы предприятия.
2) показатель эффективности финансовой деятельности
показатель №11
;
показатель № 4 + 0,12 (показатель №1 + показатель №2)
ЭФД=
С помощьюэтого показателя можно оценить, при каких ресурсах достигнут основнойфинансовый результат деятельности торгового предприятия и на сколько эффективноиспользуются эти ресурсы.
3) показатель эффективности трудовой деятельности
показатель №10
;
показатель № 4
ЭТД=
Этот показатель характеризует прирост производительноститруда на 1 руб. увеличения средней заработной платы.
4) интегральный показатель экономической эффективностихозяйственной деятельности
Используя балансовые данныеООО «Дюжина» за 3 года, можно рассчитать все вышеперечисленные показатели деятельности этого торговогопредприятия :Показатели
2000г.
2001г.
2002г.
Среднегодовая стоимость основных фондов, руб.
379 200,5
383 857
389 987
Среднегодовая стоимость оборотных средств, руб.
126 571,5
219 561
305 996
Оборачиваемость оборотных средств
9,3
8,2
6,6
Расходы на оплату труда, руб.
44332,5
82759,7
130681,75
Среднесписочная численность работников, чел.
8
9
13
Среднегодовая заработная плата, руб.
5541,6
9195,5
10052,44
Производительность труда, руб.
147633
199157
156097
Издержки обращения, руб.
140079
300653
319236
Затратоотдача, руб.
8,4
6
6,36
Фондоотдача, руб.
3,1
4,7
5,2
Розничный товарооборот, руб.
1181066
1792415
2029258
Валовая прибыль, руб.
152567
288262
332388
Чистая прибыль, руб.
+ 9491
— 9417
+ 9995,5
Собственный капитал, руб.
398215
398215
398315
Коэффициент устойчивости экономического роста
+ 0,024
— 0,024
+ 0,025
Показатель эффективности использования торгового потенциала.
11
11,55
9,5
Показатель эффективности финансовой деятельности
1,45
1,86
1,55
Показатель эффективности трудовой деятельности
26,64
21,66
15,53
Интегральный показатель эффективности хозяйственной деятельности
7,5
7,75
6,1
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗА 3 ГОДА ИОЦЕНКА ЭФФЕКТИФНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ДЮЖИНА»
Основные показателидеятельности предприятия в течении периода 2000 – 2002 гг. изменились следующимобразом:Показатели
2001г. в % к 2000г.
2002г. в % к 2001г.
2002г. в % к 2002г.
Среднегодовая стоимость основных фондов
101,2
101,6
102,8
Среднегодовая стоимость оборотных средств
173,5
139,4
241,8
Оборачиваемость оборотных средств
88,2
80,5
71
Расходы на оплату труда
186,7
157,9
294,8
Среднесписочная численность работников
112,5
144,4
162,5
Среднегодовая заработная плата
165,9
109,3
181,4
Производительность труда
134,9
78,4
105,7
Издержки обращения
214,6
106,2
227,9
Затратоотдача
71,4
106
75,7
Фондоотдача
151,6
110,6
167,7
Розничный товарооборот
151,8
113,2
171,8
Валовая прибыль
188,9
115,3
217,9
Чистая прибыль
Убыток в
2001 г.
105,3
Собственный капитал
100
100
100
Коэффициент устойчивости экономического роста
Отрицательный
рост в 2001 г.
105,3
Показатель эффективности использования торгового потенциала.
105
82,25
86,36
Показатель эффективности финансовой деятельности
128,3
83,3
106,9
Показатель эффективности трудовой деятельности
81,3
71,7
58,3
Интегральный показатель эффективности хозяйственной деятельности
103,3
78,7
81,3
Анализируя динамикупоказателей, можно сделать вывод, что в целом данное торговое предприятие работалов течении рассматриваемого периода неэффективно — интегральный показательэффективной и хозяйственной деятельности в 2002г. по сравнению с 2000г.снизился с 7,5 до 6,1, т.е. на 18,7%. Также за этот период снизились показателиэффективности использования торгового потенциала на 13,64% и показательэффективности трудовой деятельности на 41,7%. Сильной падение последнегопоказателя объясняется тем, что за период 2000-2002 гг. расходы на оплату трудавыросли почти в три раза, тогда как розничный товарооборот менее чем в двараза.
В2001г. предприятие сработало с убытком в следствии резкого роста издержекобращения более чем в два раза, что также привело к падению в том же годупоказателя затратоотдачи на 28,6%. Кроме того, негативной тенденцией являетсяснижение оборачиваемости оборотных средств на 29% в течении исследуемогопериода. В качестве позитивных моментов можно назвать стабильный рострозничного товарооборота на 71,8% в течении 2000-2002 гг. и валовой прибыли на117,9% за этот же период, что однако может быть следствием действия чистовнешних факторов.
Дляторгового предприятия важным является показатель продолжительностиоперационного цикла:
ПЦ=ОЗ + ОД, где ОЗ –оборачиваемость средств в запасах;
ОД –оборачиваемость средств в дебиторской задолженности.
Товарныезапасы и дебиторская задолженность участвует в трансформации текущих активов всоответствии с приведенной ниже схемой:*
* В.В. Ковалев. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика, 1996г. с.122.
2
1
3 Группа 3
Товарные запасы, прочие запасы и затраты Группа 2
Дебиторская задолженность Группа 1
Денежные средства
Представленныена схеме связи отражают последовательную трансформацию оборотных средств изодной группы активов в другую (группы выделены по