Реферат по предмету "Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство"


Банкротство предприятий в современной России

Оглавление
 
Оглавление. 2 
Введение. 2
1. Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия. 4
1.1. Возникновения кризисов в организации. 5
1.2. Кризис организации: его виды, фазы и последствия. 6
1.3. Банкротство организации: его виды, цель и последствия. 10
1.4. Стадии банкротства организации. 14
2. Основы правового регулирования порядка предупреждения и проведения процедур банкротства организации. 16
2.1. Предупреждение банкротства. 16
2.2. Арбитражные процедуры… 17
2.2.1. Наблюдение. 18
2.2.2. Финансовое оздоровление. 21
2.2.3. Внешнее управление. 23
2.2.4. Конкурсное производство. 28
2.2.5. Мировое соглашение. 30
3. Изменение правил процедуры банкротства.32
Заключение. 37
Список литературы… 39
Нормативные акты… 39
Научная литература и периодика.40
Приложения. 41
 
 
 
 
 Введение
 
Вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности  и последующее банкротство организаций.
Следует отметить, что в мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно-хозяйственной деятельности не испытала на себе кризисные явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству. Особая острота проявилась и проявляется в России в силу определенных особенностей перехода ее экономики на рыночные отношения.
Ситуация несостоятельности связана с реальной производственно-хозяйственной деятельностью и является следствием производственных, технологических, маркетинговых, финансово-экономических и юридических упущений в работе предприятия. Однако процедура возбуждения дела о банкротстве – это сугубо юридический акт, который основывается на трех законах о несостоятельности (банкротстве), принятых в 1992, 1998, 2002 гг., что само по себе свидетельствует о серьезности проблемы банкротства предприятий для экономики страны.
 В нормально функционирующей рыночной экономике банкротство – это метод устранения из рыночной ниши неэффективно работающих организаций. Банкротство выполняет позитивную роль, однако в нашей стране в период становления рыночных условий хозяйствования оно несет на себе ряд дополнительных и не всегда законных черт. Это и переделы собственности, и криминальная составляющая, и монополизация рынков отдельных товаров и услуг. В силу перечисленных факторов получить объективную картину финансово-экономического состояния предприятия, степени его устойчивости становится особенно важно для самого предприятия, для отрасли, для экономики в целом.
Цель курсовой работы заключается в изучении и анализе сегодняшнего положения несостоятельных предприятий.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования предполагается рассмотреть следующие основные задачи:
1.     Раскрыть понятие несостоятельности (банкротства), основные факторы возникновения банкротства предприятий, а также его виды, цели и последствия.
2.     Изучить основы правового регулирования порядка предупреждения и проведения процедур банкротства организации.
3.     Более подробно рассмотреть некоторые арбитражные процедуры, связанные с банкротством.
В работе использовались законодательные акты, регулирующие вопросы несостоятельности (банкротства), комментарии к законодательству, а также работы многих известных юристов и экономистов, затрагивающих в своих публикациях тему банкротства: Антонова О.В., Афонькин В.Н., Бинецкий А.Э., Бродский Б.Е., Сабинина Е.А., Уткин Э.А., Федорова Г.В., Фомин Я.А. и другие. Методической основой данной работы являются учебные пособия Бродского Б.Е. и Жарковской Е.П. «Антикризисное управление» и Антоновой О.В. «Управление кризисным состоянием организации».
 
 
 
 
 
 
 
 
 1. Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия
 1.1. Возникновения кризисов в организации
Организация – это некоторое относительно обособленное структурное звено в общей экономической системе. Критериями такого обособления являются экономическая самостоятельность, организационная целостность (существование внутренней и внешней среды), наличие специализированных информационных структур, возможность выделения для организации общего результата работы.
В качестве организации может рассматриваться отдельная фирма, предприятие, акционерное общество, банк, компания (страховая, туристическая и др.), а также структурные единицы системы государственного управления.
Этапы возникновения кризиса можно представить следующей цепочкой: причины – симптомы – факторы.
Причина кризиса – события или явления, вследствие которых появляются симптомы и далее факторы кризиса.
Симптом кризиса – это только внешнее проявление начала «болезни»  организации, но к самой «болезни» – кризису приводят причины его возникновения.
Фактор кризиса – событие или зафиксированное состояние объекта, или установленная тенденция, свидетельствующая о наступлении кризиса.
Например, в организации причинами могут быть финансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования. Симптомы кризиса – появление первых признаков отрицательных тенденций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и другие. Тогда факторами кризиса будут снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, рост и большая задолженность по кредитам и т.п.  
С точки зрения воздействия на организацию причины возникновения кризиса можно классифицировать на внешние и внутренние. Внешние  определяют воздействие среды, в которой существует организация, а возникновение внутренних причин зависит от ситуации в самой организации. Внешние причины определяются состоянием экономики, деятельностью государства, состоянием отрасли, к которой относится рассматриваемая организация, а также воздействием стихии. Внутренними причинами возникновения кризиса могут быть возникшие диспропорции и нарушения равновесия между объемом производства и объемом реализованной продукции, доходами и объемами краткосрочных займов, качеством продукции и ее ценой на рынке, ценой продукции и затратами на ее производство и т.д.
 1.2. Кризис организации: его виды, фазы и последствия
Кризис – это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.
Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада.
Мировая рыночная экономика не знает примеров организаций, которых когда-либо не коснулись кризисные ситуации в той или иной мере.
Применительно к организации кризисы можно классифицировать следующим образом:
/> Технологический (производственный) – при возникновении которого устаревшее оборудование и технологии не позволяют выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию, что приводит организацию к финансовым потерям;
/> Социальный (социально-управленческий) – возникает в результате появления между работниками или их группами конфликтов, в том числе между работниками и администрацией, а также в результате управленческих конфликтов в аппарате управления и т.п. Указанные конфликты ведут к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;
/> Финансовый – возникает в результате нерационального использования собственного капитала[1] и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой опять же финансовые проблемы организации.
/> Организационный – возникает в результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппарата управления в организации, неэффективного распределения обязанностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления, подразделениями аппарата и внутри между исполнителями;
/> Информационный – является следствием ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в самой организации. Все это вызывает возникновение и увеличение различных видов потерь;
/> Кризис взаимодействия – между собственниками организации или с властью, противоречия в их интересах, что не позволяет проводить эффективную политику и в результате приносит существенные потери организации.
В конечном итоге эти кризисы между собой достаточно тесно связаны и, как правило, отражаются на финансах организации.
Рассмотрим фазы возможного развития и преодоления кризисов в организации:
I фаза – спад (снижение показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности) из-за внешних факторов рынка.
II фаза – дальнейшее ухудшение результатов деятельности под влиянием внутренних причин в организации (без ухудшения внешних условий на рынке).
III фаза – депрессия – приспособление организации к новым условиям хозяйствования на более низком уровне доходов (при условии принятия первоочередных антикризисных мер).
IV фаза – восстановление финансового равновесия, оживление производства – восстановление производства и реализации продукции до предкризисного уровня.
V фаза – рост производства, ускорение экономического развития организации, увеличение объемов продаж и реализации в краткосрочной перспективе.
VI фаза – поддержание нового экономического уровня развития предприятия, его устойчивости в длительной перспективе, создание условий для самофинансирования.
Результаты наступившего кризиса могут быть различными.
Правильно организованный менеджмент может ослабить влияние кризиса и добиться восстановления жизнеспособности организации в целях ее сохранения. Может произойти обновление организации при сохранении собственников и руководителей или реструктуризация организации (слияние, разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис может привести к полной ликвидации организации или к смене собственника и перестройке процесса функционирования организации.
Однако, следует иметь ввиду, что кризис в организации не обязан приводить к негативным последствиям.
Возможные последствия наступления кризисного состояния организации:
 
Позитивные
Негативные
Ослабление кризиса
Усиление кризиса
Финансовое
оздоровление организации
(преодоление кризисного состояния)
Переход к новому кризису
Сохранение организации как
юридического лица
Ликвидация организации
(распродажа имущества организации)
Реструктуризация (преобразование)
организации
Смена собственника
 
В любой организации есть опасность появления кризисной ситуации, даже когда кризис близко не наблюдается, поскольку деятельность организации (в производственной, финансовой, инвестиционных сферах) всегда связана с рисками (предпринимательскими, финансовыми, процентными, экономическими и т.п.). Это определяется те, что организация существует в социально-экономической системе, которая развивается циклично, по спирали, ибо изменяются люди и их потребности, интересы общества, техника и технология, появляются новые продукты.
Исходя из этого проявление кризисных ситуаций в организации требует принятия руководством (собственниками) радикальных мер, чтобы сохранить себя в рынке, так как в противном случае организацию ждет ликвидация.
С этой позиции процедуры банкротства предприятий – это обеспечение эволюции производства, продвижения нового, отживания старого, неуклонного развития экономики. Банкротство организаций – это необходимый атрибут рыночной экономики, несущий позитивное, оздоравливающее начало. В то же время институт банкротства – удобный инструмент для передела собственности.
В 2000-2001 гг. в России рассматривалось более 25 000 дел о банкротстве предприятий, возбуждено 18 000 дел, из которых большинство закончилось конкурсным производством – ликвидацией организаций. В Германии в эти же годы было возбуждено более 50 000 дел, причем 40 000 предприятий была оказана помощь в восстановлении их платежеспособности и переходе на новый бизнес. В США за этот же период было возбуждено более 220 000 дел (такое число объясняется активным развитием малого и среднего бизнеса). Половина этих предприятий прекратила деятельность по собственной инициативе. А новых фирм образовалось свыше 200 000.
Из приведенных выше данных видно, что в России по сравнению с зарубежными странами основным путем решения кризисных ситуаций организаций (банкротов) является их ликвидация.
 1.3. Банкротство организации: его виды, цель и последствия
Банкротство организации – это результат негативного влияния разнообразных внешних и внутренних факторов развития организации в рыночных условиях.
В ст. 2 Федерального закона 1998 г. дается следующее определение:
Банкротство (несостоятельность) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Процедуру банкротства организации следует рассматривать с экономической и юридической точек зрения.
Банкротство с экономической точки зрения – это следствие плохого учета хозяйственных и предпринимательских рисков в деятельности организации, обусловленных прежде всего неквалифицированными решениями и действиями руководства организации, т.е. рисками руководителей и собственников организации.
Банкротство с юридической точки зрения – это возможность правового решения острых конфликтов при невозврате организацией-должником денежных средств кредитору. Законодательство защищает интересы кредиторов, давая им шанс вернуть вложенные средства (полностью или частично) либо за счет продажи имущества должника, либо в результате смены руководства и собственников организации, путем внедрения и реализации разнообразных реорганизационных мер.
В понятии банкротства в практике выделяют следующие его виды:
1.     Реальное банкротство организации – характеризуется неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь собственного и заемного капитала.
2.     Временное, условное банкротство – характеризуется таким состоянием неплатежеспособности организации, которое вызвано существенной просрочкой ее кредиторской задолженности[2], затовариванием готовой продукцией, при этом сумма активов[3] организации превосходит объем ее долгов.
3.     Преднамеренное (умышленное) банкротство – характеризуется преднамеренным созданием руководителями и собственниками организации состояния ее неплатежеспособности, нанесением ей экономического вреда (хищение средств организации разными способами) в личных интересах и в интересах иных лиц. (уголовно наказуемо).
4.     Фиктивное банкротство – ложное объявление организацией о своей неплатежеспособности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки платежей по своим финансовым обязательствам либо получения скидки с долгов, либо для передачи готовой продукции, не пользующейся спросом на рынке для погашения долгов.
Организация (предприятие), получившая статус юридического лица с момента государственной ее регистрации, приобретает обязанности, ответственности и права перед внешними субъектами права.
Обязанности и ответственность с точки зрения процедуры банкротства – это своевременное исполнение своих обязательств, полное погашение долгов, а также ответственность за несвоевременное выполнение обязательных платежей и обязательств перед кредиторами.
Права с точки зрения процедуры банкротства – это возможность требовать от должника возврата своих средств, погашения долгов и компенсации за несвоевременную их оплату вплоть до обращения в судебные органы.
Осуществление процедуры банкротства организации имеет целью, во-первых, отдать долги юридическим и физическим лицам и, во-вторых, восстановить предпринимательскую деятельность организации в будущем. При этом первичным должно быть восстановление платежеспособности организации, а вторичным – погашение кредиторской задолженности.
Как уже отмечалось выше, банкротство организаций имеет как положительные, так и отрицательные последствия:
Положительные последствия
Негативные последствия
Закрытие организации должника (больной организации) и возвращение долгов кредиторам цивилизованным способом через суд
Потеря кредиторами части своего капитала
Начало нового бизнеса
Возможность возникновения цепочки последующих банкротств – так называемый эффект домино
Замена некомпетентных руководителей, временных собственников организации на профессиональных руководителей, передачи бизнеса в более надежные руки собственников.
Ухудшение материального положения работников предприятия из-за длительной задержки причитающихся им выплат заработной платы, пособий и т.д.
Очищение активов организации, восстановление ее финансовой устойчивости и реструктуризации с целью выхода на эффективный бизнес
Сокращение рабочих мест, возникновение социальной напряженности, и как результат – снижение платежеспособности, а следовательно, и покупательной способности населения
Передача бизнеса организации от государства в частные руки, и наоборот
Снижение потребительского рынка
 
Возможность криминального передела собственности организации и разворовывания имущества, в том числе организаций со значительной долей государственной и муниципальной собственности
 
Стоит отметить, что не все предприятия подлежат банкротству. Не подлежат банкротству в порядке, предусмотренном федеральным законодательством:
/>  казенные предприятия (п. 2 ст. 1 Федерального закона 1998 г. №-Ф3);
/>  унитарные предприятия, не основанные на государственной или муниципальной собственности (п. 5 ст. 6 Закона), к которым применяются нормы о казенных предприятиях на основании п. 5 ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-Ф3 «О введении в действие части первой ГК РФ».
Речь идет прежде всего о предприятиях, созданных и находящихся в собственности общественных организаций, общественных организаций пенсионеров и инвалидов, благотворительных фондов, так как к ним до их преобразования или ликвидации применяются нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (т.е. собственником их имущества является учредитель). Нельзя применить процедуру банкротства и к учреждению, что следует из п. 2 ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6-Ф3 «О несостоятельности (банкротстве)».
Из некоммерческих организаций (а организационно-правовые формы их могут быть разнообразны) под нормы Федерального закона о банкротстве попадают только потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды, что следует из п. 2 ст. 1 указного Закона.1.4. Стадии банкротства организации
I стадия. Зарождение финансовой неустойчивости, появление негативных явлений в хозяйственной деятельности организации.
На этой стадии уменьшаются доходы, растут убытки и т.д.
Эту стадию иногда называют скрытой формой начала банкротства. Здесь начинается незаметное снижение «цены» предприятия под влиянием различных внешних и внутренних факторов. Цена предприятия определяется по формуле:                                            V=P/K,
где P – ожидаемая прибыль до выплаты налогов, а также процентов по займам и дивидендов; K – средний процент, показывающий проценты и дивиденды, которые необходимо будет выплачивать; V – ожидаемая цена организации.
II стадия. Возникновение финансовой неустойчивости (начальная стадия финансовой неустойчивости).
III, IV стадии. Устойчивая (длительная) и хроническая финансовая неустойчивость.
Разница между второй и третей стадией заключается в том, что на третей стадии происходит дальнейшее ухудшение показателей работы предприятия, резкое изменение статей актива и пассива[4] баланса, ухудшение финансовых результатов.
Особую тревогу вызывают:
/>  резкое уменьшение денежных средств на счетах;
/>  увеличение дебиторской задолженности[5];
/>  увеличение кредиторской задолженности[6];
/>  снижение объемов продаж;
/>  трудности с наличностью;
/>  задержки с выплатой заработной платы работникам;
/>  задержки с погашением обязательств;
/>  рост убытков;
/>  конфликты на предприятиях, увольнение руководящего состава;
Руководство предприятия на этой стадии часто склонно к авантюрным способам зарабатывания денег, а иногда даже к мошенничеству.
V стадия. Банкротство организации.
Организация не может своевременно оплачивать долги как в полном объеме, так и частично, и банкротство становится юридически очевидным.
Каждая из рассмотренных выше стадий прежде всего характеризуется состоянием производственного процесса и финансов, а также состоянием функционирования управленческого персонала.
 I стадия. Производственный процесс осуществляется в том же ритме без качественных и количественных решений. Принимаются некачественны


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль квалиметрии и оценки товара в управлении качеством
Реферат Комплексный анализ неотъемлемых прав человека на достойное существование
Реферат Оренбургская экспедиция
Реферат Образование казахской народности и первого казахского ханства
Реферат Обретение Финляндией независимости
Реферат Госсектор и укрепление конкурентных позиций национальных производителей
Реферат Общественно-политической мысль
Реферат Оборона Одессы
Реферат Горбачев президент СССР Кризис национальных отношений в Прибалтике
Реферат Обзор гипотез происхождения славян
Реферат Образцы национальной одежды в Казахстане
Реферат Общественные движения России в первой четверти 19 века
Реферат Гендерные особенности профессионального отбора менеджеров
Реферат А. Н. Кожановский. Народы Испании во второй половине XX века
Реферат Оборона Москвы