Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


Японский опыт управления качеством в деятельности современных компаний

Международный Университет в МосквеФакультет управления крупными городами
 
 
 
  
Курсовая работа
по учебной дисциплине принятие управленческих решений на тему: «Японский опыт управления качеством в деятельности современных компаний»
 
 
 
                                                        
 
 
 
         Выполнила:
    студентка группы №43
Самускевич Янина Владимировна
                                                                                                                                                                                       
                                                                  
                                           
                                                      
 
Москва 2007
 Оглавление
Введение. 3 
1. Кружки качества. 6
2. Всеобщее управление качеством (TotalQualityManagement). Сущность, принципы.11
3. Краткая характеристика 14 принципов ДАО TOYOTA… 18
Заключение.26
Список литературы… 28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Введение
В последнее время в экономике наблюдается тенденция, при которой  качество играет одну из важнейших ролей в управлении производством продукции и ее последующего продвижения. В развитых странах управление качеством одно из важнейших подразделений. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях разрабатываются различные подходы к управлению качеством.
В  сфере  мирового  промышленного производства с 1949 г. началась новая  эпоха,  связанная  с  введением контроля качества выпускаемых изделий. В Японии  это  привело,  прежде всего,   к   появлению   различных   научно-исследовательских   групп, занимающихся вопросами контроля качества. Лозунг ”Качество, и только качество!” давно определяет политику японского делового мира.
  Высокое  качество  японской  продукции  не  только  обеспечивает  ей устойчивое  господство  на  внутреннем  рынке, но и является средством продвижения японских товаров на внешние рынки.
  Успехам  Японии  в  этой   области   способствовал   комплекс   мер: интенсивное изучение теорий и практики обеспечения качества; создание, развитие   и   эффективное   использование   государственных    систем стандартизации   и   контроля   экспортной   продукции;    перестройка внутрифирменного управления и специальные организация  производства  и мотивация  труда  персонала, позволяющие  достигать   более   высокой производительности и качества  труда.  Особенно  важную  роль  сыграла специфическая японская форма организации  деятельности  малых  рабочих групп (кружков качества), т.е. объединенных в группу людей, работающих на одном рабочем участке (например, в одном цеху).
   В кружках качества решаются такие проблемы, как  уменьшение  брака; совершенствование технологических процессов; модернизация  инструмента и оборудования; снижение издержек производства; повышение квалификации и  обучение  персонала;  техника  безопасности;   организация   труда; трудовая дисциплина и т. д.
   В Японии основным движущим фактором  развития  экономики  считается движение за  качество.   На  всех   японских  предприятиях  управление осуществляется  посредством  кружков  качества.  Деятельность  кружков качества  в  настоящее  время  направлена  на  решение  важных  задач, одинаково характерных для предприятий всего мира.
Качество продукции (включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования – с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования на предприятии заказчика. Поэтому управление качеством продукции стало основной частью производственного процесса и направлено не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления. Поэтому тема управления качеством является весьма актуальной.
Одной из моделей управления качеством является Японская. В её основе лежит Всеобщее управление качеством – TotalQualityManagement (TQM). Эта модель представляет собой одну из наиболее эффективных  методик управления качеством. Практическое использование данной модели позволило Японии не просто восстановить производство после Второй Мировой Войны, но и превратить эту страну в лидера по производству высокотехнологичной продукции (роботостроение, автомобилестроение и т.д.).
Цель моей работы – охарактеризовать систему управления качеством на японских предприятиях,  рассмотреть кружки качества, а также всеобщее управление качеством как основополагающую модель управления качеством в японских компаниях.
Во второй части моей работы я собираюсь рассмотреть управление качеством на предприятии на примере компании Тойота и кратко охарактеризовать принципы управления этой компанией.
1. Кружки качества
Основные положения концепции кружков качества сформулировал  в  1962
г. Каору Исикава. Было установлено, что при объединении людей в группу
облегчаются взаимодействия и повышается  индивидуальная  активность  и
работоспособность. Были выделены и описаны такие характеристики  малой
группы,   как   её   величина,   композиция,   каналы    коммуникации,
межличностные  отношения,   стиль   лидерства   и   ряд   других.   По
представлению  К.Исикавы,  кружок  качества  –   это   группа   людей,
функционирующая непосредственно на  рабочем  месте,  основной  задачей
которой является поиск, изучение и решение практических задач, а также
постоянное  обучение.  При  организации  кружков  обязательно   должен
соблюдаться принцип полной добровольности. Между кружками должно  быть
организовано широкое соревнование как внутри фирмы так и  в  масштабах
всей  страны.  Существенная  часть  работы  кружков  -   общефирменная
образовательная  программа.  Успехи  работы  кружков   должны   широко
освещаться  и  пропагандироваться  внутрифирменными,  региональными  и
общенациональными  средствами  информации  и   отмечаться   различными
формами поощрения.
 
  Кружок качества представляет собой:
небольшую группу ( не менее 3 и не более 12 человек)
самостоятельно  работающую  (но  не   работающую   в   рамках   единой
административной системы предприятия)
выполняющую работу по контролю качества (работу, касающуюся  качества, безопасности, стоимости и т.д.)
на одном рабочем месте (руководитель  и  подчиненный  составляют  одно целое).
Основная идея работы кружков качества:
  1. Кружки качества вносят вклад в существенное улучшение  и  развитие
работы предприятия.
  2. Кружки качества позволяют улучшить моральный климат  среди  членов
рабочей группы, способствуют развитию чувства собственного достоинства
каждого и создание отношений между всеми членами кружка, основанных на
уважении и человечности.
  3. Кружки качества создают условия для повседневного роста,  развития
творческих способностей человека.
 
Основная цель деятельности кружков качества.
  •       изыскивать  дополнительные  возможности   для   эффективного
управления со стороны мастеров и линейного руководства нижнего уровня,
способствовать их саморазвитию;
  •      поднять уровень трудовой морали  рабочих  на  производстве  и
создать атмосферу, в которой усилится сознательное  отношение  каждого
члена трудового коллектива к качеству и к недостаткам на производстве;
  •      функционировать как  “ядра”  общей  системы  управления,  что
обеспечит  поддержку  и  внедрение   политики   обеспечения   качества
продукции.
 
  Главной целью всей  теоретической  и  практической  деятельности  по
организации кружков качества является, естественно, обеспечение победы
в конкурентной борьбе и повышение прибылей фирмы.
 
  Реализация поставленных целей в большой степени зависит от принятого на фирме стиля управления наёмным персоналом. Для успешного выполнения задач,  поставленных  перед  кружками  качества,   руководство  должно воспринимать  рядовых  рабочих  и  служащих  как  сознательных  членов трудового коллектива, лучше всех знающих, как выполнять свою  трудовую операцию,  заинтересованных  в   укреплении   и   процветании   своего предприятия,  в  собственном  саморазвитии,  в  рациональном   решении производственных проблем.
 
По мнению основателя и теоретика управления качеством в Японии Исикава Каору, для организации кружков руководителям необходимо следовать следующими принципами:
·        добровольности. Кружки должны создаваться на добровольной основе, а не по команде сверху.
·         саморазвитие. Члены кружка должны проявлять желание учиться. 
·        групповая деятельность. 
·        применение методов управления качеством.
·         взаимосвязь с рабочим местом.
·         деловая активность и непрерывность функционирования.
·         взаимного развития. Члены кружка должны стремиться к расширению своего кругозора и сотрудничать с членами других кружков. 
·        атмосфера новаторства и творческого поиска.
·         всеобщего участия в конечном итоге. Конечной целью кружков качества должно стать полноценное участие всех рабочих в управлении качеством. 
·        осознание важности повышения качества продукции и необходимости решения задач в этой области. 
 
Реализация в кружках качества положительной мотивации труда.
  Мощным резервом повышения  производительности  и  качества  является положительная  мотивация  труда.  Рабочие  должны   чувствовать   себя полноправными  членами  коллектива,  быть  уверенными   в   том,   что
руководство относится к ним справедливо, учитывает их нужды  и  думает
об их благополучии. Только в этом случае у них  будет  соответствующее
“рабочее настроение”. Эта проблема становится все более важной по мере
повышения уровня жизни и уровня образования в стране.
  Иерархия  человеческих  потребностей   сформулирована   американским ученым Маслоу. По мере удовлетворения потребностей одного
уровня  они  перестают  служить  мотиваторами,   и   возникают   новые
потребности более высокого уровня.  Материальные  потребности  постепенно сменяются  духовными.
Поскольку  с  развитием  человека   как   личности   расширяются   его
потенциальные возможности,  потребность  в  самовыражении  никогда  не
может  быть  полностью  удовлетворены.  Поэтому  и  процесс  мотивации
поведения через потребности бесконечен. Для  того  чтобы  мотивировать
конкретного  человека,  руководитель  должен  дать   ему   возможность
удовлетворить его  важнейшие  потребности  посредством  такого  образа
действий, который способствует достижению целей всей организации.
 
  В 70-е годы проблема положительной мотивации  труда  получила  новое развитие. В работе  Нисибори, формулируется альтернатива принятой  в  большинстве стран  мира  такой    организации  труда.  По  мнению  Нисибори,
труд человека должен включать три фактора:
1)            творческий элемент (работа мысли);
2)            элемент активности (собственно труд);
3)            социальный элемент (удовлетворение).
  В повседневной работе  рабочего  в  рамках  принятой  системы  труда
первый и третий факторы обычно отсутствуют.
  Внедрение  кружков  качества  на  японских  предприятиях  явилось  в
значительной  степени  реализицией  концепций   Маслоу   и   Нисибори.
Добровольное  участие  рабочих  в  кружках  качества  пропогандируется
организаторами   кружков   как   надежный   путь   к    удовлетворению
индивидуальных потребностей. Действительно:
1.  творческий  труд  в  кружке  стимулирует  активность   и   снимает
   утомляемость, повышает интерес к работе;
2. постоянная учёба в кружке повышает квалификацию рабочего, успехи  и
   достижения повышают его ценность как работника для фирмы, поощрения
   руководства  увеличивают  его   уверенность   в   завтрашнем   дне;
   гарантируют
3. обеспеченность в будущем;
4.  работа  в  кружке,  где  обеспечивается  атмосфера   человечности,
   доброжелательности,  внимания,  повышает   чувство   коллективизма,
   удовлетворяет социальные потребности;
5. успешная работа в кружке, рациональное решение возникающих проблем,
   приносящее прибыль фирме, повышает значимость кружка,  способствует
   появлению чувства собственного достоинства членов кружка;
6.  в   кружках   качества   обеспечиваются   возможности   свободного
   высказывания суждений и оценок, внесения  предложений,  творческого
   самовыражения.
 
  Работа  кружков  качества  осуществляется  при  соблюдении   условий
организации труда на основе положительной мотивации:
  •      ясное понимание истинной цели работы;
  •      обучение и воспитание членов кружка;
  •      обеспечение возможности свободного выбора средств и методов в
достижении целей работы;
  •       обратная  связь,  состоящая  в  своевременном  и  правильном
информировании о результатах работы;
  •      коллективизм в работе членов кружка
  •      использование различных средств для тесной связи  руководства
с кружками качества.



 
 2. Всеобщее управление качеством (TotalQualityManagement). Сущность, принципы.
  В период переходной экономики РБ необходимо внедрение ориентированных на потребителя рыночных методов управления качеством товаров и услуг во всех сферах жизни. Метод управления качеством, называемый Total Quality Management (TQM) или, по-русски, «Всеобщее управление качеством», давно и широко используется в ряде промышленно-развитых стран для непрерывного совершенствования качества продуктов и услуг.
Идеологию разработали американские ученые Уолтер Шухарт и Уильям Эдвард Деминг.
         Основная идея концепции Шухарта заключается в «улучшении качества за счет уменьшения изменчивости процесса». Причины изменчивости могут быть общие или специальные. Шухарт указал на важность непрерывного и осознанного устранения вариаций из всех процессов производства продукции и услуг. В 1924 году ученый разработал концепцию производственного контроля, связанную с изобретением и последующим применением карт статистического контроля: «Контрольных карт Шухарта». Статистические методы контроля позволяют сосредоточить усилия на том, чтобы увеличить количество годных изделий за счет максимального сокращения вариаций.                                         Определение ТQМ: «Всеобщее управление качеством — это философия организации, которая основана на стремлении к качеству и практике управления, которая приводит к всеобщему качеству, отсюда качество — это не то, что Вам приходится отслеживать или добавлять на каком-то этапе производственного процесса, это сама сущность организации».
        
 
 
Качество можно представить в виде пирамиды:
           />
 
  Наверху пирамиды находится TQM – всеобщий менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя.                                                                                  
         Основные составляющие TQM.
/>TQC – Всеобщее управление качеством;
                                                    QA – Обеспечение качества;
                                                    QPolicy – Политика качества;
                                                    QPIanning – Планирование качества;                   QI– Улучшение качества.
 
        
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ TQM.      
Еще в послевоенные годы в СССР были заложены основные принципы TQM (например, системный подход к управлению, роль руководства, принятие решений, основанных на фактах, вовлечение работников).                         Доказано, что вся система менеджмента работает лучше, если организация рассматривается как единое целое, единая система. В данном случае для повышения эффективности деятельности и оптимизации процессов необходимо соблюдение основных принципов TQM.
1. Ориентация организации на заказчика.                                                          Организация всецело зависит от своих заказчиков и поэтому обязана понимать потребности заказчика, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания. Даже система качества, отвечающая минимальным требованиям, должна быть ориентирована в первую очередь на требования потребителя. Системный подход к ориентации на потребности клиента начинается со сбора и анализажалоб и претензий заказчиков. Это необходимо для предотвращения таких проблем в будущем.                Практику анализажалоб и претензий ведут многие организации, не имеющие системы качества. Но в условиях применения TQM информация должна поступать систематически из многих источников и интегрироваться в процесс, позволяющий получить точные и обоснованные выводы относительно потребностей и желаний, как конкретного заказчика, так и рынка в целом.             В организациях, внедряющих у себя TQM, вся информация и данные должны распространяться по всей организации. В данном случае внедряются процессы, направленные на определение потребительской оценки деятельности организации и на изменение представления заказчиков о том, насколько организация может удовлетворить их потребности.
2. Ведущая роль руководства.                                                                     Руководители организации устанавливают единые цели и основные направления деятельности, а также способы реализации целей. Они должны создать в организации такой микроклимат, при котором сотрудники будут максимально вовлечены в процесс достижения поставленных целей.                     Для любого направления деятельности обеспечивается такое руководство, при котором гарантируется построение всех процессов таким образом, чтобы получить максимальную производительность и наиболее полно удовлетворить потребности заказчиков.                                                         Установление целей и анализ их выполнения со стороны руководства должны быть постоянной составляющей деятельности руководителей, равно как планыпо качествудолжны быть включены в стратегические планы развития организации.
3. Вовлечение сотрудников.                                                                                   Весь персонал — от высшего руководства до рабочего — должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Персонал рассматривается как самое большое богатство организации, и создаются все необходимые условия для того, чтобы максимально раскрыть и использовать его творческий потенциал.        
Сотрудники, вовлекаемые в процесс реализации целей организации, должны иметь соответствующую квалификацию для выполнения возложенных на них обязанностей. Также руководство организации должно стремиться к тому, чтобы цели отдельных сотрудников были максимально приближены к целям самой организации. Огромную роль здесь играет материальное и моральное поощрение сотрудников.                                  
Персонал организации должен владеть методами работы в команде. Работы по постоянному улучшению преимущественно организуются и проводятся группами. При этом достигается такой эффект, при котором совокупный результат работы команды существенно превосходит сумму результатов отдельных исполнителей.
4. Процессный подход.              &n


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.