ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………… 4
Глава I Особенности подготовки городских конкурсных программ
1.1. Конкурснаяпрограмма, как форма досуговой деятельности………. 9 1.2. Подготовка конкурснойпрограммы………………………………… 11
Глава II Организация и финансовое обеспечениеконкурса
2.1. Краткая характеристикаконкурса……………………………………. 18
2.2. Описание события……………………………………………………… 22 2.3.Сценарий………………………………………………………………… 27 2.4.План подготовки проведения мероприятия…………………………. 35
2.5. Проект финансового обеспечения…………………………………… 38
2.6. Договорное обеспечение……………………………………………… 45
Заключение…………………………………………………………………60
Списоклитературы………………………………………...……………… 62
Приложение……………………………………………………………….. 65
ВВЕДЕНИЕ
1. Актуальность выбранной темы
Одной из особенностейсовременной жизни является колоссально увеличивающийся в последние годы потоксамой разнообразной информации. Это почти десяток телевизионных каналов,работающих практически круглосуточно, это и обвальный поток книжной продукции,это и различные чисто информационные и развлекательные программы. Реальностьюжизни стали суперсовременные компьютерные технологии, глобальные сети типаИнтернет, позволяющие в считанные минуты найти и использовать практически любуюинформацию на любом языке. При этом уровень программ и передач охватываетдиапазон от высочайших вершин и шедевров культуры до самой низкопробнойпорнографии.
В этой связи приходитсяконстатировать, что тяжелая реальная жизнь современников не может не отражатьсяна выборе увлечений. Многие известные деятели культуры с сожалением отмечаютизлишнюю склонность современных постановок к упрощению, огрублению инизкосортице. Что стоят, например, заполнившие телевизионный экран бесконечныевидеоклипы и рекламные ролики с постоянно повторяющимися и практически неотличающимися друг от друга примитивными текстами. Внешний эффектдостигается при этом за счет чередованияярких вспышек, безумных ритмов, полуприличных намеков и возможностей компьютернойтехники.
Все это создает атмосферуотчужденности обычного человека от шумящей и кричащей жизни.
Таким образом, превращениеконкурсной программы в эффектное средство воздействия на личность остро ставитвопрос о профессиональном подходе к ее организации. Стремление людей кпразднику даже в нынешних сложных экономических условиях, готовность к немуесть одно из важнейших условий его организации. Это требует постоянногосовершенствования методик организации шоу-программ, основанных на глубокомпонимании и учете социально-психологических корней и эстетической природыосновной массы зрительской аудитории. Любой праздник связан с особымобщественным настроением большой категории людей, которое вызываетсяколлективными эмоциями, возникающими в процессе общения. Момент, когда большаяобщность людей празднично настроена, можно назвать предпраздничной ситуациейили готовностью к празднику. В конечном счете, успех любого праздника зависитот того, насколько точно найдена и как реализована готовность к нему людей; безпраздничного порыва любые, даже самые великолепные планы устроителей обреченына неудачу. Масштабность, значимость праздника всегда связана с конкретнымсобытием, она всегда выражается в конкретной тематике. Чтобы любаяшоу-программа стала массовой, она должна быть посвящена такому событию, котороене оставит людей равнодушными. Событие, ставшее темой шоу-программы, определяети границы праздничной ситуации. В свою очередь, праздничная ситуация – это тасоциально-психологическая основа праздника, шоу-программы, которая являетсяконкретным методическим требованием и нуждается в тщательной подготовке.
2.Историографический обзор
Методическую основу даннойработы составляют концепции и положения методики проведения праздничных мероприятий. Основоположниками инаиболее авторитетными специалистами в данном вопросе считаются Д. М. Генкин,П. Г. Богатырев, И. М. Туманов, А. И. Чечетин. Современные концепции представленыв работах А. А. Коновича, Н. В. Кротовой, И. Г. Шароева, В. А. Руднева, А. В.Бенифанц и др. Из зарубежных специалистов следует отметить К. Жигульского.Большое внимание решению практических, экономических, финансовых вопросов ворганизации культурно-массовых мероприятий уделено в работах Г. Г. Гольцова, А.С. Ковальчук.
3.Цель дипломного исследования
Целью настоящей выпускнойквалификационной работы является попытка исследования организации и финансовогообеспечения одного из вариантов шоу-программ в современных условиях, разработкакомпозиционного построения и методики организации данного вида программы сучетом его финансового обеспечения.
Цельвыпускной квалификационной работы достигается через постановку или разрешениепоследующих задач:
— изучениеконкурсной программы, как формы досуговой деятельноcти;
— подготовкаконкурсной программы;
— подготовкаорганизационно-финансового обеспечения, в том числе:
1)календарный план подготовки и проведения мероприятия;
2) кадровыйсостав проекта и оплата труда работников;
3) сметазатрат на проведение мероприятия;
4) расчетнеобходимого реквизита и величины затрат на него;
5) расчетцены на входные билеты;
6) сметадоходов и расходов;
— составление договорного обеспечения проекта;
— творческий подход к решениюрекламного обеспечения конкурса.
4.Объект исследования
Объектом исследования выступает процесс организации ифинансового обеспечения конкурсной программы.
5. Предмет исследования
Предметом исследования является конкурсная программа «Мисс Орёл -2004», какодна из ярчайших, оригинальных и наиболее прибыльных форм культурно-досуговыхмероприятий.
6. Методологическая базаисследования
Методологическойбазой исследования стали отечественные и зарубежные работы по экономике,менеджменту, общей экономической теории, культурологии, рекламе, шоу-бизнесу,результаты научных разработок на стыке этих дисциплин.
Методологическимиоснованиями служат:
— историко-философский метод;
— общенаучные методы;
— формально-традиционный метод, позволяющий наиболееполно описать, обобщить, классифицировать, систематизировать и передать полученныезнания вполне определенным способом;
— социологический метод, позволяющий изучить реальностьпроисходящих процессов;
— сравнительный метод, позволяющий сопоставить сходныеобъекты.
7. Теоретическая и практическая значимостьвыпускной
квалификационной работы
Теоретическая и практическая значимость исследованиязаключается в том, что отраженные в проекте результаты использованы в качествепособия в преподавании предмета «Проектирование и финансовое обеспечение КДП» вОГИИК, а также для дальнейшего развития и шоу-бизнеса в Орловской области.Финансовые результаты могут явиться стимулом для этого развития.
8.Структура работы
Дипломная работа состоит из введения, двух глав: перваяглава содержит два пункта, вторая — пять пунктов; заключения,библиографического списка и приложения.
Во введении обосновывается значимость и актуальность темы дипломногоисследования; определены цели и задачи; объект и предмет исследования; освещенанаучная разработанность проблемы; определена методология исследования.
В первой главе работы рассматриваются конкурсная программа, как формадосуговой деятельности и особенности подготовки конкурсных программ.
Во второй главе изучается организация и финансовое обеспечение конкурснойпрограммы.
В заключении подведены итоги, сформулированы основные выводы и предложения.Предложены ряд рекомендаций по совершенствованию организации и финансовогообеспечения культурно-досуговых программ.
ГЛАВА I
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КОНКУРСНЫХ
ПРОГРАММ1.1. Конкурсная программа, как форма досуговойдеятельности
Исторические перемены вобщественной жизни привели к значительному разнообразию в свободе выборасодержания и форм культурно-досуговой деятельности. При этом индивидуальныецели и предпочтения в этой деятельности признаются обществом не в меньшей, еслине в большей мере, чем цели и предпочтения групповые, коллективные, общественные.Разнообразие форм и содержания культурно-досуговой деятельности, свобода видовтворчества, самоутверждение и самореализация каждого – стали сегодня нормойчеловеческого существования.
Так, сегодня, одной из наиболеепредпочтительных форм досуга, является конкурсная программа.
Конкурс – этопознавательно-развлекательная форма отдыха, позволяющая выявить лидирующихучастников в какой-либо области.
Конкурс – это всегдасостязание, столкновение, борьба за лидерство; это свои правила и условиязафиксированные в «Положении о конкурсе»; это оживление и проявлениеинициативы, выдумка и изобретательность, поиск и находки в культурно-досуговыхзанятиях; это проявление массовости и мастерства, лучших качеств участников, ихзнаний, умений и навыков; это активная форма культурного отдыха, возможностьнасыщенного и содержательного общения.
В числе первых следовало быназвать конкурс профессионального мастерства. Известны конкурсы работниковкультуры, механизаторов, животноводов, продавцов, официантов и т. п. Такие конкурсывоспитывают у молодёжи интерес и любовь к профессии, позволяют превратитьзнания в умения, а умения – в навыки, способствуют сплочению людей однойпрофессии в коллектив единомышленников.
Особой популярностью пользуютсяконкурсы красоты. Традиция проводить такие конкурсы пришла к нам из США, гдеони перешагнули порог хобби, и сейчас существует целая индустрия.
Конкурсы красоты – это нетолько соревнования девушек в красоте, обаянии и таланте, но и одновременносвоего рода спортивное и театральное шоу.
В нашей стране данный вид выросиз проекта «А ну-ка, девушки!». В начале он специализировался попрофессиональному прзнаку, то есть самая лучшая стюардесса, парикмахер и т. д.
Состоял он из следующихпунктов:
1.
2.
3.
В последующем данный видконкурсной программы претерпел изменение. Был сделан акцент на красочность,исчезнул ряд моментов, и он стал более специализирован. Сейчас он разделён наконкурс красоты и конкурс профессий (лучший парикмахер, повар и т.д.). Конкурскрасоты превратила в часть модельного бизнеса, через него модельные агентстваищут себе «новые лица».
Отличительными чертами конкурсакрасоты является зрелищность и соревновательность.
Кроме всего, проведение такихконкурсных программ направлено на содействие развитию и пропагандедеятельности, способствующей гармоничному развитию личности, утверждениюздорового образа жизни, духовному и физическому совершенствованию людей.
1.2. Подготовка конкурсной программы
Подготовка конкурсной программытребует значительного времени, из-за большого объема работы. Тем более, есликонкурсная программа проводится на городском уровне, необходимо продумать всеэтапы проведения, начиная со сценария и, кончая рекламой, обеспечитьдоходность, достаточный денежный сбор, интерес к мероприятию, аудиторию. Приэтом цены на билеты должны быть доступны для посетителей со средним достатком.Организация проведения мероприятия возлагается на продюсера (менеджера) программы.
В процессе подготовки такихпрограмм продюсер взаимодействует с большим количеством партнеров, средикоторых:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Процессорганизации и проведения развлекательной программы предполагает большую иразностороннюю деятельность, связанную с выбором программы, которая быпривлекла максимальное количество зрителей, подбором творческих коллективов,репетициями, поиском технического и сценарного оборудования, костюмов,заключением договоров, решением организационных вопросов, достижениеммаксимума результатов от вложенных средств. Сумма затрат должна быть перекрытасуммой доходов мероприятия. Для этого ему необходимо подготовить проектконкурсной программы, в котором учитывались бы все особенности и нюансы. Однако и самая тщательная подготовка программыне заменит увлекательной импровизации участников уже непосредственно в процессепроведения конкурса.
Основные разделыработы:
1. Краткое описаниеработы.
2. Этническаяхарактеристика праздника, традиции, обряда.
3. Сценариймероприятия, программа проведения.
4. Дополнительныеуслуги, сопровождающие мероприятие.
5. Расчет затрат напроведение мероприятия.
6. Проектфинансового и договорного обеспечения.
7.Рекламное и эскизное обеспечение.
Краткая характеристика проекта– это своего рода резюме, где лаконичноописана основная идея мероприятия с аргументами в ее пользу, доказываютсяпервому прохожему огромные преимущества вашего проекта.
В разделе приводятся краткие обобщения изсеми разделов: что будет проводиться, как намечается организовать мероприятие,почему люди заинтересуются им, выгодность мероприятия, затраты, прибыль,рентабельность, финансовые источники, срок проведения мероприятия, время наподготовку, сколько раз будет повторено, какие основные мероприятияпредусматриваются в программе, дополнительные услуги, что они дадут, почемуизбраны именно эти услуги.
Предусматривается описание события,которому посвящено мероприятие. Например, «Фестиваль музыки городов первогосалюта»: какие города избраны, о каких салютах идет речь, почему в данныйпериод, в каких городах будет проводиться и т. д. То есть, детально описываютсяисторические или этнические элементы события, приводятся данные специальныхисследований, монографий, собственные наблюдения автора, описывается историястановления праздника, его эволюция, основные фрагменты действия, как мероприятиегармонирует с событием, оказывает влияние на зрителя, служит целям возрождениянациональной культуры данной местности. В частности, кроме краткого описания, внем предусматривается этническая характеристика праздника, традиции, обряда, скоторым связывают основное действие.
В плане подготовки и проведения мероприятияприводится состав оргкомитета, перечень организационных мероприятий, дата, ответственныеза проведение тех работ, которые должен организовать продюсер в период подготовкимероприятия, составить эскизы оформления зала, подготовить и оформить сцену,дать рекламу, заказать технические средства, транспорт, заключить договора,изготовить билеты, приобрести реквизит, цветы, призы, найти костюмы, оплатитьтруд, осуществить художественную подготовку мероприятия, репетицию,организовать дополнительные услуги (платные и бесплатные).
Сценарий и программа мероприятия включаетописание фабулы, основных мизансцен, действующих лиц, диалоги, песни, стихи,действия, музыкальное, световое, шумовое оформление, т.е. своего рода либреттомероприятия. Сценарий может предусматривать небольшие по масштабу мероприятияхудожественного народного творчества, детские и молодежные конкурсы, смотрысамодеятельных коллективов, чествования, показательные выступления (отчеты)студий, выставки изделий художественного народного и прикладного творчества,вечера семейного отдыха, утренники, юбилейные вечера. Могут быть более крупныесобытия-гулянья, посвященные государственным праздникам– 8 Марта,1 Мая,7 октября,7января. Новому году, Дню молодежи, Дню защиты детей, Дню Победы, Дню города(улицы), Празднику урожая, религиозным праздникам– Троица, Пасха и т. д. Оценивая творческий и коммерческий потенциалсценария продюсер должен просчитать, оправдает ли он немалые затраты,связанные с его реализацией.
Специальный раздел должен бытьпосвящен описанию последовательности проведения мероприятия (этапам)– с чего начинается, какие, где, когда происходятдействия, с указанием ответственных за отдельные мероприятия и за всю программув целом. Какие играют оркестры, когда, какие выступления, в какойпоследовательности, как проходят игровые программы, фейерверк, хлопушки и т.д. Когда ведется награждение, кем, как.
В этом разделе говорится мероприятияо всей панораме, его слагаемых, основныхдействиях, а также даётся их подробное описание.
Кадровый состав, расчет заработной платы. Состав участниковдолжен быть достаточным для проведения мероприятия, но без излишеств, т. к. большоеколичество занятых затрудняет управление коллективом, вносит много неразберихи,удорожает стоимость.
Важным этапом создания программыявляется создание творческого коллектива, постановочной группы, организаторов,кассиров, обслуживающий персонал. Количество творческих работников определяетсясценарием действия. Формирование коллектива предусматривает привлечениештатных сотрудников организации культуры, а так же временных работников, подоговору, на период подготовки и проведения мероприятия.
Постановочныйколлектив мероприятия представлен тремя группами: административно-постановочной,инженерно-технической и исполнительской.
Вадминистративно-постановочную группувходят:
· Директор;
· Режиссер-постановщик;
· Сценарист;
· Юрист;
· Главный бухгалтер;
· Менеджер;
· Продюсер.
Инженерно-техническую:
· Дизайнер;
· Звукорежиссер;
· Светорежиссер;
· Хореограф;
· Стилист – визажист.
Исполнительский состав:
· Ведущие.
Ихдолжностные обязанности выглядят следующим образом:
Директор ведет общие руководство мероприятием, создает административнуюгруппу, составляет графики работы, находит спонсоров, заключает договора,заказывает билеты, афиши, рекламу, несет общую ответственность за мероприятие.Директор участвует в составлении и заключении договоров, обеспечивает выполнениеобязательств перед партнерами по заключенным договорам, следит за ходомподготовки шоу-представления.
Режиссер-постановщик осуществляет творческое руководство художественными артистическим персоналом праздника. Формирует состав исполнителей. Проводитрепетиции. Руководит работой художественно-постановочной части по подготовкешоу-программы. Контролирует сохранение идейного и художественного замысла всегопредставления. Обеспечивает соблюдение трудовой, творческой дисциплины во времярепетиций.
Сценаристпишетсценарий.
Юрист составляет и корректирует договора. Дает необходимые рекомендациипо соблюдению правовых и юридических норм. Участвует в спорных вопросах и вконфликтных ситуациях.
Главный бухгалтер составляет и корректирует сметы и другие документы,связанные с материальными ценностями. Начисляет и составляет отчеты по оплатетруда участникам шоу-программы. Следит за своевременной выплатой и выполнениемработ по организации и проведению всего праздника. Внимательно контролируетрасход и поступление денежных средств на проведение мероприятия.
Менеджер обеспечивает необходимую информацию для населения опроводимом празднике и его высоком культурном уровне. Проводит рекламнуюработу, следит за своевременностью и правильностью распространения рекламы.Организует работу по подготовке к приему зрительской аудитории, участниковшоу-программы. Организует нормальные условия работы исполнительского составапраздника. Обеспечивает высокую культуру обслуживания людей. Дежурит напразднике. Рассматривает и выполняет просьбы зрителей в пределах своей компетенции.Организовывает работу торгово-выставочного комплекса в фойе театра. Отвечает заработу техники безопасности, противопожарной защиты и медицинского обслуживания.
Продюсер организует всю работу по проведению праздника и несет ответственность за его состояние идеятельность. Обеспечивает органическое сочетание правовых, экономических иадминистративных методов руководства, моральных и материальных стимулов дляразвития активности работников в творческо-производственной деятельности,формирование и сохранение в коллективе благоприятного морально-психологическогоклимата.
Дизайнерразрабатывает на основе сценарных материалов декоративно-художественное оформлениесцены. Представляет на утверждение руководства эскизы и макеты декораций,костюмов в соответствии с общим творческим замыслом режиссера, а также эскизырекламы, афиш, пригласительных билетов и т.п. Обеспечивает подбор иподготовку слайдов, необходимых дляпроведения программы по сценарному плану. Организует и контролирует выполнениевсех оформительских работ.
Звукорежиссерзанимается поиском и записью фонограмм, необходимых, по мнениюрежиссера-постановщика, для проведения праздничной программы. Участвует всоставлении световой, шумовой и звуковой партитуры для музыкальногосопровождения номеров. В момент проведения шоу-программы отвечает за качество исвоевременность музыкальных заставок и сопровождений.
Хореограф отвечает за готовность номеров в момент проведениясводных репетиций. Вместе с режиссером-постановщиком участвует в работе с манекенщицами и моделями сцелью пластического и хореографического разрешения задуманного по сценарномуплану. Принимает участие во всех репетициях, внося необходимые изменения идополнения по ходу их проведения.
Светорежиссер — постановка света.
Стилист– визажист — подготовка конкурсанток кпроведению конкурса.
Ведущие — ведутмероприятие.
ГЛАВА II
ОРГАНИЗАЦИЯ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРСА2.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРСА
На пороге третьего тысячелетияроссийские праздники красоты обретают новое лицо. Имя первой обладательницытитула «Мисс …» было названо в Париже ровно семьдесят лет назад. За это времяконкурс обрел всероссийский масштаб. Основной целью организации данногомероприятия является содействие развитию и пропаганде деятельности,способствующей гармоничному развитию личности, утверждению здорового образажизни, духовному и физическому совершенствованию людей.
Городской конкурс красоты «МиссОрел» проводится в областном академическом театре имени И.С. Тургенева. Инициатором проведения данной программывыступает Администрация Орловской области, Орловское отделение Общероссийской общественной организации «МиссРоссия», ГТУ-Медиа, центр «Бурда Моден Орёл».
Форма проведения – конкурснаяпрограмма. Эта форма проведения выбрана в связи с тем, что она являетсянаиболее интересной и пользуется спросом зрительской аудитории.
Общее время на проведениемероприятия составляет 30 дней (Таблица 1), с 17 марта 2004 года по 16 апреля2004 года. За это время необходимо провести следующие мероприятия(Таблица 1):
· создать комиссии по организации и проведениюмероприятия;
· создать административно-постановочную группу;
· написать сценарий;
· отобрать и подготовить конкурсанток;
· составить сметы;
· составить договоров;
· создать концепцию дизайна и света;
· запись фонограммы;
· закупить реквизит;
· заказать билеты и афиши;
· провести репетиции;
· провести рекламную акцию;
· организовать продажу билетов;
· приобрести призы и цветы;
· заказать пожарную и медицинскую службы, милицию;
· оборудовать сцену.
Отбор участниц конкурса иподготовка ведется совместно с директором, режиссером, хореографом.
Отборучастниц ведется три дня, с 18 по 20 марта 2004 с 10.00 – 13.00 часов. Двадцатьрепетиций по 4 часа, с 22 марта по 1 апреля 2004, с 3 апреля по 14 апреля 2004с 16.00 – 20.00 дня. Репетиции проводит:режиссер, хореограф, звукорежиссер, светорежиссер.
Оплататруда работников составила сумму — 37400 рублей, в том числе,административно-постановочной группе — 21800 рублей,инженерно-технической – 7300 рублей, исполнительскомусоставу- 7500 рублей и прочим работникам — 800 рублей (Таблица 2).
Дляпроведения мероприятия необходим следующий реквизит: костюм ведущего и ведущий,вечерние и свадебные платья, джинсовая одежда, купальники, дюралайт (Таблица3.1.)
Для определения общей стоимостипроекта составляется смета затрат (Таблица 3) с постатейным обоснованием. Онасостоит из: затрат на оплату труда; начислений на заработную плату; расходы наоформление зала; хозяйственные расходы; изготовление билетов, афиш,аудиорекламы; плата за аренду зала; приобретение призов; рекламная акция;приобретение цветов; резервный фонд.
Затраты на подготовку ипроведение мероприятия составляют 92 189,2 рублей. Прибыль формируется из двух финансовыхпотоков:
Выручка от продажи билетов
67 140
Спонсорская помощь
32 000
(Суммы указаны в рублях)
Совокупно она составляет 99 140 рублей.
Вработе использовались договоры: аренды, трудовое соглашение, рекламы продукции(услуги), проведение мероприятия.
Врекламное обеспечение входит: афиши и аудиореклама.
Художественноеоформление сцены создает дизайнер.
Конкурс«Мисс Орел» проводится уже не первый год, пользуется большой популярностьюсреди жителей города и интересом у администрации города и области.Поддержку проекту оказывают генеральный спонсор Торговый Дом «Золотой Орел», а также: сеть винныхсупермаркетов «Ароматный мир», орловскитй филиал ОАО «Центртелеком», магазин«Александровы погреба», Дом Моды Нелли Калашниковой «Женсовет», «Муз-Экватор»,парикмахерская «А-стиль», магазин-салон «Миллениум». Информационную поддержкуконкурсу оказывают телеканалы: Муз-ТВ, СТС, MTV; радиостанции: «Серебряный Дождь ОрелГТУ», Авторадио,Экспресс Радио, ХитFM;газеты: «Почтальон», «Моя реклама», «Телевизор», «Из рук в руки»,«Комсомольская правда», «Просторы России»; издательско-полиграфическая фирма«Фолиант». Кроме этого, часть спонсоровпредоставляет не только финансовое обеспечение,а также услуги (рекламные), одежду,работников (стилист — дизайнер), цветы, призы.
Конкурс красоты «Мисс Орел» проводится вгороде уже 7-ой год. Это всегда очень эффектный и запоминающийся праздниккрасоты. А главное – это мероприятие способствует гармоничному развитиюличности, эстетическому воспитанию, утверждению здорового образа жизни,духовному и физическому совершенствованию людей.2.2.ОПИСАНИЕ СОБЫТИЯ
Упоминание о конкурсах красоты можнонайти еще в мифологии. Покровительницей любви, красоты, плодородия и весныявлялась богиня Афродита. Ее соперницей была «коварная обольстительница сострова Эя» – богиня Цирцея.
Согласно легендам в начале первоготысячелетия существовало племя Амазонок, или женщин-воительниц, для которыхсоперничество составляло немаловажную часть жизни. Однако, у них понятиекрасота были весьма специфическими. Женщина должна быть сильной, выносливой,физически развитой…
В начале восьмого века соревнованияустраивались цирюльнями. Понятие «красота» приняло новые очертания. Теперьоценивались здоровье волос, кожи, зубов…
Первый официальный конкурс красотыродился только в сентябре 1921 года в Атлантик-Сити (штат Нью-Джерси) – каксезонная приманка для туристов, чей интерес к местному курорту с началом осенизаметно падал.
В сентябре1921 года «отцы города» организовали для отдыхающих большуюразвлекательную программу с «днями Нептуна», красочными шествиями по набережнойи «конкурсом купальщиц Атлантик-Сити». Желающие принять в нем участиефотографировались, и победительницей объявлялась та, чей снимок жюри признавалонаиболее удачным. До1935 года, снесколькими перерывами, в частности из-за «Великой депрессии», проводилиськонкурсы, на которых оценивались только внешние данные участниц. Позже, поусловиям состязания, стали учитываться также их остроумие, артистизм иэлегантность. Замысел оказался удачным, и уже через три года в Атлантик-Ситивпервые собрались представительницы всех штатов и нескольких крупных городовСША.
Переломный момент в судьбепопулярного конкурса, во многом определивший его нынешний облик, наступилпосле окончания второй мировой войны. Организаторы конкурса объявили, что с1945 года главной наградой для «Мисс Америка»станет стипендия, выплачиваемая из специального фонда. Призовые деньгиразрешалось тратить только на продолжение образования, а если какая-то частьсуммы оказывалась невостребованной, остаток подлежал возврату в казну конкурса.Идея привилась, и повсюду – в крупныхштатах и небольших городах– сталисоздаваться такие же фонды.
Сейчас конкурс официально называется«Мисс Америка: стипендиальная программа». Организаторы конкурса не спешатликовать– наоборот: старательно ищутпути повышения популярности своего шоу. Основания для этого есть: «Мисс Америка-90»собрала у экранов примерно на миллион человек меньше, чем прошлогоднийрепортаж, да и до того размеры аудитории в целом постепенно сокращались. А таккак от числа зрителей прямо зависит плата за телерекламу, подобная тенденциягрозит существенным снижением доходов, а следовательно, и поступлений в конкурсныефонды.
Именно финансовыми соображениями былв первую очередь продиктован ряд новшеств, внесенных в последнее время в процессизбрания «Мисс Америка». Эти перемены связаны с именем юриста из Атлантик-СитиЛеонарда Хорна, ставшего в октябре1987 годапервым платным президентом и главным исполнительным директором конкурса. До Хорна всю программу «Мисс Америка» втечение28 лет на добровольных началахвозглавлял финансист из Атлантик-Сити Альберт Маркс, который превратил конкурсв процветающее коммерческое предприятие с многомиллионным оборотом.
Среди первых нововведений Л. Хорна былпереход к двухступенчатой системе судейства. На предварительном этапеработает семерка судей, которых можно условно назвать «профессионалами»: это,как правило, квалифицированные специалисты в различных сферах шоу-бизнеса,имеющие опыт работы в программах «Мисс Америка». Целую неделю они живут в Атлантик-Ситив строгой изоляции в фешенебельном отеле «Трамп плаза». Даже те несколькодесятков метров, что отделяют отель от Конвеншн-холла, где проводятся соревнования,их возят на машинах, чтобы исключить всяк