Российский Государственный Социальный Университет
Факультет Социального УправленияКурсовой проектПо дисциплине: антикризисноеуправление
На тему: «Факторывозникновения кризисных ситуаций».
Выполниластудентка:
Москва2006
Содержание:
Введение……………………………………………………………..……..3
· Факторывозникновения кризисных ситуаций ворганизации.
1.1. Факторы,симптомы и причины возникновения кризисов в организации………………………………………………………………...5
1.2. Кризисорганизации, его виды, последствия……………………………10
· Возникновениякризисных ситуаций в кредитныхорганизациях.
2.1. Важнейшие формы проявления кризиса………………………………...14
2.2. Возможныепричины кризиса……………………………………………19
2.3. Кризиснаяситуация в банке и возможные сценарии ее развития……..22
Заключение-------------------------------------------------------------------------28
Списокиспользованной литературы ------------------------------------------29
Введение.
Вступление экономики Россиив рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаровзарубежных предприятий поставили большинство российских организаций всложное финансовое и экономическое положение. Результатом этогоявились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.
В мире не было ни одной организации,которая в той или иной мере в своейпроизводственно-хозяйственной деятельности не испытала на себе кризисныеявления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие кбанкротству. Особая острота проявилась и проявляется в России всилу определенных особенностей перехода ее экономики на рыночныеотношения. В связи с этим перед руководством организаций,органами государственной и муниципальной власти встают задачипредотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положениеорганизаций, ибо банкротство одних организаций часто вызываетухудшение финансового состояния (платежеспособности) многих других,порождая так называемый эффект домино.
Решение задач попредотвращению кризисных явлений или смягчения их влияния нарезультаты деятельности организаций возможно с помощью системы мер,именуемой в России — «антикризисное управление». Кризисным явлениямподвержены организации любых форм собственности (государственные(муниципальные), акционерные, частные и т.д.), вида деятельности и крупности. Всвязи с этим проблема управления организациями в таких условиях для Россиивесьма актуальна.
Основной целью антикризисного управленияорганизацией должно быть обеспечение в течение длительногопериода ее конкурентного преимущества (или равновесия на рынке), котороепозволит за счет реализации продукции получать достаточно денежных средств для оплатывсех обязательств, сохранения надежной финансовой устойчивостии дальнейшего развития производства.
Объектами данного курсовогопроекта являются факторы, симптомы и причины кризисных ситуаций в организации.Задача – определить некоторые пути их решения и предотвращения.
Цель курсового проекта – раскрытьпонятие кризисов, их симптомы и факторы, выявить причины возникновения, а также последствия кризисов для организации.
Предметом исследования являютсяпричины и факторы возникновения кризисных ситуаций в банковской сфере. Такжепути их решения и предотвращения.
1. Факторы возникновения кризисных ситуаций в организации.
1.1. Факторы, симптомы и причинывозникновения кризисов в организации.
Очень важными в решениипроблем управления являются следующие вопросы: в какиепериоды развития организации может возникнуть в ней и получитьразвитие кризис; насколько опасность возникновения кризиса определяетсярискованным изменением самой организации и как это может быть связано сразвитием экономической среды, в которой функционирует рассматриваемаяорганизация.
Практика показывает, что кризисы отражаютсобственные ритмы развития каждой отдельнойорганизации, подчас не совпадающие сритмами общественного развития или развития других организаций. Каждая организация имеет свой потенциалразвития и условия его осуществления,при этом она подчиняется закономерностямциклического развития всей социально-экономической системы. Поэтому на организацию постоянновоздействуют как внешние факторы,определяемые воздействием общих циклов экономики, так и внутренние, зависящие от собственных циклов и кризисного развития.
Внешниефакторы характеризуют экономическую обстановку, в которойфункционирует организация и от которой она не может не зависеть.Если экономика находится в состоянии системного кризиса, этоотражается на функционировании отдельной организации, причем длякаждой по-разному. Все зависит от вида собственности организации, вида еедеятельности и от экономического и профессионального потенциала.При этом следует иметь в виду, что каждая организация по-разномуреагирует на соотношение влияющих на ее состояние внутреннихи внешних факторов. Так, при возникновении системного кризиса ряд организациймгновенно разрушается, другие изо всех сил сопротивляютсякризисным явлениям, третьи находят разные возможности использоватьвлияние внешних факторов во благо себе, может быть, временно, в хаосеобщих кризисных явлений.
Это может объясняться многими причинами, среди которыхесть и антикризисныйпотенциал, профессиональное управление, повышенная экономическая активность, но при этом нельзясбрасывать со счетов стечение обстоятельств и удачные рискованные решения.
Однако возможно и такое положение, при котором даже при весьмаблагоприятной внешней экономической обстановке организация входит в глубокийкризис. В этом случае причинами, скореевсего, могут быть внутренние факторы развития – такие, как старение технологии,неэффективная организация работы, просчеты в экономической стратегии, ошибки впринятии экономических решений, деловые и социально-психологические конфликты,неудачный маркетинг и другие.
Чтобы иметь возможность своевременно запускатьпрограммы антикризисногоуправления, необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса.
Симптомы проявляются в показателях и,что очень важно, в тенденцияхих изменения, отражающих функционирование и развитие организации.Так, анализ показателей производительности труда, эффективностидеятельности, фондоотдачи, энерговооруженности производства,финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина,удовлетворенность трудом, конфликтность и др., могут характеризоватьположение производственной организации относительно наступлениякризиса.
При этом величина идинамика показателей могут оцениваться и относительно установленнойрекомендуемой величины (допуски изменений), и относительно ихзначений в последовательные промежутки времени.
Симптомом кризисного развития может быть,например, несоответствие показателей закономерным соотношениям, либо резкиеснижения показателей в определенные временные интервалы. Однако не всегда симптомы ухудшения состоянияорганизации приводят к ее кризису.Симптом — это только внешнее проявление начала «болезни» организации, но ксамой «болезни» — кризису приводят причиныего возникновения. Именно причины лежат в основе возникновения симптомов, а потом и факторов, свидетельствующих онаступлении кризиса.
Таким образом, этапывозникновения кризиса можно представить следующей цепочкой: причины симптомы факторы.
Оценивать кризисы следует не только по егосимптомам, но и по причинам и реальным факторам.
Причина кризиса — события или явления,вследствие которых появляются симптомы и далее факторы кризиса.
Фактор кризиса – событие илизафиксированное состояние объекта, или установленная тенденция,свидетельствующая о наступлении кризиса.
Например, в организации причинами могут бытьфинансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкаяквалификация персонала, недостатки системы мотивирования. Симптомы кризиса –появление первых признаков отрицательных тенденций, устойчивость этихтенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и другие, и тогдафакторами кризиса будут снижение качества продукции, нарушение технологическойдисциплины, рост и большая задолженность по кредитам и т.п.
С точки зрениявоздействия на организацию причины возникновения кризиса в ней можно классифицировать на внешние и внутренние. Внешние определяют воздействие среды, вкоторой существует организация, авозникновение внутренних причин зависит от ситуации в самой организации. Внешние причины определяются состоянием экономики, деятельностью государства,состоянием отрасли, к которойотносится рассматриваемая организация, а также воздействием стихии.
К проблеме возникновения кризисов в организации следует подходитьс системных позиций. Любая организация является целостной системой, онасостоит из взаимосвязанных элементов, частей, компонентов и пр. При этомразвитие организации, даже при ее количественном росте, не изменяетобщих характеристик ее целостности, если, конечно, не происходит ееразрушения.
Система в процессе своейжизнедеятельности может находиться либо в устойчивом, либо внеустойчивом состоянии.
Различают статическую идинамическую устойчивость.
Факторы, влияющие на устойчивость системы,могут быть внешними и внутренними. Если устойчивость в основномдиктуется внешними факторами, то ее принято называть внешней, есливнутренними факторами, то внутренней.
В условиях централизованногоуправления экономикой устойчивость производственно-экономическихструктур достигалась, как правило, за счет воздействия внешнихуправляющих решений, т. е. любые или почти любыедестабилизационные процессы гасились извне. Причем механизмыприведения системы в стабильное или квазистабильное состояние моглибыть самыми разными: это и дополнительная экономическая поддержка,и замена директора, и корректировка планов, и административнаяреорганизация производства, и др. В этом случае устойчивостьдеятельности организации достигалась управлением извне,и кризис не наступал.
Это не значит, что проблема устойчивостине существовала. Она просто перемещалась на отраслевой,региональный и государственный уровни и всегда решалась сверху.
Все производимые ранее реформы касались,прежде всего, более высоких уровней, т. е. государственных(региональных) и отраслевых. Достаточно привести факты организациисовнархозов, укрупнения (разукрупнения) министерств, внедрениягенеральных схем управления. В настоящее время в условиях конкуренции проблемаустойчивости организации стоит перед каждой организацией.
Для того чтобы распознать кризис,необходимо своевременно обнаружить симптомы, определить факторы,свидетельствующие о возможности наступления кризиса, и выявить егопричины. Средствами обнаружения возможности наступления кризиснойситуации в организации служат интуиция и опыт, анализ идиагностика состояния. Их следует применять на всех этапахсуществования организации, ибо возможна ситуация, при которой она можетвойти в глубокий кризис на пике своего развития или при весьмаблагоприятной внешней экономической обстановке.
1. 2. Кризис организации, его виды, последствия.
Кризис — этокрайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации свнешнеэкономической средой.[1]
Кризисные ситуации могут возникать налюбой стадии деятельности организации как в период становления иразвития, так и в период стабилизации и расширения производства и,наконец, при начале спада и т. п.
Мировая рыночная экономикане знает примеров организаций, которых когда-либо некоснулись кризисные ситуации в той или иной мере.
Кризисные ситуации, прежде всего, выражаются в колебаниях объемапроизводства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженности поставщикам, банкам, налоговыморганам, в дефиците оборотных средств и т.п., так как именно эти причины служатпредпосылкой появления состояния неплатежеспособности организации.
Рассматривая различные виды кризисов организаций, исследователибольше всего уделяют внимание финансовому кризису организации. Финансы,финансовые потоки – это как кровь у живого организма, обеспечивающаяжизнедеятельность всех органов.
Применительно к организации кризисы можно классифицировать:
1. технологический(производственный), при возникновении которого устаревшее оборудование итехнология не позволяют выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию,что приводит организацию к финансовым потерям;
2. социальный(социально-управленческий), возникает в результате появления между работникамиили их группами конфликтов, в том числе между рабочими и администрацией,управленческих конфликтов в аппарате управления и т.п. Указанные конфликтыведут к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самомпроизводстве;
3. финансовый, возникающий врезультате нерационального использования собственного капитала и заемныхсредств, неэффективного использования полученной прибыли, что влечет за собойопять же финансовые проблемы организации;
4. организационный –возникает в результате несовершенства производственной структуры управления иструктуры аппарата управления в организации, неэффективного распределенияобязанностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления,подразделениями аппарата и внутри между исполнителями;
5. информационный,являющийся следствием ситуации, вкоторой получаемая информация не отражает изменений, происходящих на рынке,недостаточно достоверно отражает положение дел в самой организации. Все этовызывает возникновение и увеличение различных видов и потерь;
6. кризис взаимодействиямежду собственниками организации или с властью, противоречия в их интересах,что не позволяет проводить эффективную политику и в результате приноситсущественные потери организации.
В конечном итоге эти кризисы между собой достаточно тесно связаныи, как правило, отражаются на финансах организации.
Кризисы могут вызывать один другого или может возникать цепнаяреакция, когда один возникший кризис вызывает другой, а затем третий и т.д.
Опасность возникновения кризиса в организации существует всегда,поэтому необходимо осуществлять анализ и на его основе постоянный контроль сцелью распознавания, прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций.
При наступлении кризисных ситуаций необходимоиметь резервы для их преодоления, а также владеть системойуправления для осуществления деятельности организации вусловиях наступившего кризиса.
Результаты наступившего кризиса могут бытьразличными.
Правильно организованный менеджмент можетослабить влияние кризиса и добиться восстановленияжизнеспособности организации в целях ее сохранения. Может произойтиобновление организации при сохранении собственников ируководителей или реструктуризация организации (слияние,разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис можетпривести к полной ликвидации организации или к сменесобственника и перестройке процесса функционирования организации.
Однако следует иметь в виду, что кризис ворганизации не обязательно приводит к негативным последствиям.
Возможные последствиянаступления кризисного состояния организации:
Позитивные
Негативные
Ослабление кризиса
Усиление кризиса
Финансовое оздоровление организации (преодоление кризисного состояния)
Переход к новому кризису
Сохранение организации как юридического лица
Ликвидация организации
(распродажа имущества организации)
Реструктуризация (преобразование) организации
Смена собственника
В любой организации естьопасность появления кризисной ситуации, даже когда кризис близко ненаблюдается, поскольку деятельность организации (в производственной,финансовой, инвестиционной сферах) всегда связана с рисками(предпринимательскими, финансовыми, процентными, экономическими и т.п.). Это определяется тем, что организация существует всоциально-экономической системе, которая развивается циклично,по спирали, ибо изменяются люди и их потребности, интересы общества,техника и технология, появляются новые продукты.
Исходя из этого проявлениекризисных ситуаций в организации требует принятияруководством (собственниками) радикальных мер, чтобы сохранить себя в рынке,так как в противном случае организацию ждет ликвидация.
2. Возникновения кризисныхситуаций в кредитных организациях.
2.1. Важнейшие формы проявления кризиса
Кризис может иметьбесконечно много форм проявления (признаков). Соответственно разные специалистыназывают различные их перечни, причем один из таких перечней не может считатьсяполным, закрытым. Так, предлагается все такие признаки сгруппировать вследующие 3 категории:[2]
Финансовые:
· Недостатоксобственных средств (капитала) или невыполнение установленных обязательныхнормативов
· Текущиеубытки либо превышение использованной прибыли над фактически полученной и/илинепогашенные убытки предшествующих лет
· Неисполнениеобязательных платежей, а также неспособность погашать кредиторскуюзадолженность в надлежащие сроки
· Неустранениефактов нарушений установленного порядка обязательного резервирования
· Нерациональнаяполитика привлечения и размещения средств, в частности, реальное отсутствиеперспективы возврата привлеченных средств (в т.ч. за счет продления сроказайма) либо необоснованное использование краткосрочных займов дляфинансирования долгосрочных активов
· Иммобилизациясредств в затраты капитального характера
· Низкоекачество кредитного портфеля
· Задолженностьпо выплате дивидентов или прекращение их выплаты
Производственные:
· Невыполнениенормативных требований Банка России о создании системы управления рисками и/илисистемы внутреннего контроля
· Непредставлениепредусмотренной в законодательстве отчетности
· Увольнениеосновного управленческого персонала без должной его замены
· Ухудшениепозиций на финансовых рынках, ограничение круга проводимых операций
· Существеннаязависимость от конкретного клиента, проекта, направления деятельности
· Агрессивнаяпроцентная политика для привлечения средств клиентов, значительное превышениепроцентных ставок ближайших банков-конкурентов
Прочие:
· Невыполнениев установленные сроки требований Банка России и/или взятых на себя обязательствпо устранению недостатков, включая недостатки в деятельности филиалов
· Несоблюдениетребований к формированию уставного капитала (использование для этогоненадлежащих активов)
· Судебныеиски, которые в случае успеха истца могут завершиться невыполнимым для даннойкредитной организации решением суда
Кризис не возникаетодномоментно, а развивается, разворачивается во времени. Это относится и кформам его внешнего проявления. При этом до определенного момента начинающийсякризис может оставаться «внутренним делом» самого банка. Для других данныйпроцесс становится заметным и значимым с того момента когда у банка очевиднообнаружатся трудности с выполнением своих обязательств, т.е. когда он станетнедостаточно платежеспособным и ликвидным. В этой связи можно предложитьследующую примерную схему развития проблем в банке и их проявления.[3]
1. Некоторые предпосылки, приводящие квозникновению проблем в банках:
— низкая квалификация сотрудниковбанка;
— скрытые и явные нарушения законов ииных нормативных документов; слабая постановка работы службы внутреннегоконтроля; недостаточная квалификация руководства банка, приводящая к слабойорганизации банковского дела и неадекватному управлению;
— проведение сомнительных банковскихопераций;
— негативные изменения в структурересурсной базы (например, отказ выгодных клиентов от обслуживания в данномбанке; пассивное поведение банка на рынке частных вкладов в условиях, когдаданный рынок становится для многих других банков основным источникомнаращивания их ресурсов);
— нарушения баланса по срокам иобъемам между пассивами и активами, снижение качества их структуры;
— снижение доливысококвалифицированных активов ниже достаточного уровня;
— постоянное привлечение смежбанковского рынка средств в значительных объемах;
— снижение уровня диверсификацииактивов и пассивов;
— неадекватное состояниетехнико-технологического обеспечения проводимых операций ( из-за чего могутпроисходить, например, сбои или задержки в проведении некоторых платежей);
— недосоздание резервов подпринимаемые риски;
— снижение доходов при ростедебиторской и кредиторской задолженности;
— уменьшение величины собственногокапитала.
2. Основные признаки появления скрытойнеплатежеспособности банка:
— частое возникновение у банкадефицита ликвидности;
— увеличение платы и введениерегламентов, увеличивающих время исполнения клиентских платежей;
— увеличение времени прохожденияплатежей и наличие картотеки неоплаченных расчетных документов из-за отсутствиясредств на корреспондентских счетах банка;
— резкое увеличение процентных ставокза привлекаемые ресурсы с использованием агрессивной рекламы;
— закрытие лимитов на банк другимикредитными организациями;
— появление технических проблем,увеличивающих время исполнения платежей и выдачи средств;
— рост тарифов на услуги,предоставляемые клиентам;
— отток средств клиентов,приближенных к руководству банка;
— начало «вывода» активов банка;
— появление «инсайдерской» информациио неблагополучной ситуации в банке.
3. Признаки переходанеплатежеспособности банка в явную форму:
— нарастание задержек и хроническоенеисполнение части платежей, нарастание картотеки неоплаченных расчетныхдокументов;
— начало массовых претензий состороны клиентов и контрагентов и судебных разбирательств;
— свертывание масштабов деятельности,максимальное сокращение издержек;
— значительное снижение балансовыхпоказателей (валюты баланса, капитала, ликвидных активов, рост долипросроченных и заложенных активов, снижение качества обеспечения выданныхкредитов, нарушение нормативов деятельности и др.);
— уход и увольнение сотрудниковбанка, включая и руководство, изменения в руководстве банка;
— уменьшение количества операций,проводимых для клиентов;
— продажа основных средств;
— уменьшение остатков на расчетных идругих счетах клиентов (массовый отток денег из банка в пределах сумм, которыебанк еще может выплатить);
— увеличение количества нарушенийнорм законов и банковских правил;
— широкое распространение в прессе ина рынке информация о проблемах банка;
— выход отдельных участников изсостава банка (или получение ими кредитов на суммы, близкие к их долям в УК);
— введение в банк временнойадминистрации.
2.2. Возможные причины кризиса
Как и в случае с банковскойсистемой в целом, причины, которые могут «ввергнуть» в кризис отдельно взятыйбанк, следует делить на внутренние, виноватой в которых может быть только самаданная организация, и внешние, за возникновение и действие которых обычноникто, увы, ответственности не несет.
Некоторые важнейшие внутренние причины кризиса отдельновзятого банка были представлены в предыдущей части курсового проекта. Здесь кним можно добавить еще ряд столь же важных причин.
· Неурегулированностьвнутрибанковских отношений собственности и управления (между собственниками,собственниками и высшим слоем управленцев, между теми и другими и основноймассой наемных сотрудников).
· Отсутствиеу банка собственной основательно продуманной и взвешенной стратегии развития,рассчитанной на перспективу, разрабатываемых на ее основе политик применительнок разным направлениям деятельности банка и соответствующих программпрактических действий.
· Плохаяпостановка аналитической (т.ч. маркетинговой) работы и системы планирования.
· Отсутствиекачественного, внутренне согласованного комплекта внутренних регламентирующихдокументов, относящихся как к технологиям проведения банковских финансовыхопераций (сделок), так и к вопросам организации эффективного управления на всехуровнях банка.
· Несовершеннаяорганизационная структура, неотработанность процедур взаимодействия между ееэлементами.
· Сугубоситуативное, импульсивное (не основанное на результатах анализа специалистов ина утвержденных планах развития организации) оперативное управление.
· Несовершенныетехнологии ведения банковских операций или отдельных элементов (к примеру,слабая, ненадежная методика определения кредитоспособности заемщиков).
· Выдачабанком своим участникам и/или инсайдерам существенных по объемам кредитов понизким ( ниже среднерыночных) или нулевым кредитным ставкам. Такая практикаобычно означает, что собственники и управляющие соответствующих банковпоставили интересы кредиторов, вкладчиков, клиентов банка на второе место послесобственных интересов. В результате они неадекватно оценивают рыночнуюситуацию, принимают неверные решения и в итоге – чрезмерные, недопустимыериски.
· Неумелаяорганизация кредитного процесса, что может выразиться, в частности, в низкомкачестве кредитного портфеля, большом удельном весе невозвращенных кредитов,падении стоимости залогов, обеспечивающих просроченные кредиты, и т.д.
· Отсутствиеглубокого самоанализа, выяснения на регулярной основе своих сильных и слабыхсторон, подверженности стрессам, кризисным процессам либо неумение илинежелание персонала и руководства пользоваться соответствующим инструментарием.
· Отсутствиепланов конкретных действий на случаи неблагоприятного для банка развитиясобытий (или формальное наличие таких планов, которые явно не рассчитаны нареальное применение).
· Противоправныедействия сотрудников против банка.
Что касается внешних причин, способныхспровоцировать кризис в конкретном банке (обычно при условии, что почву дляэтого готовит действие причин внутренних), то в их числе можно отметитьследующие:
· Кризисноесостояние реальной экономики (предприятий и организаций – клиентов данногобанка);
· Кризисноесостояние банковского сектора (в частности, кризис межбанковского рынкакредитов и депозитов);
· Резкиеизменения государственной экономической и финансовой политики, правил игры нафинансовых рынках, неудачные институциональные решения органов власти;
· Резкоеизменение интересов и предпочтений основных клиентов банка (если, например, онирешат перевести свои деньги в другие банки, включая зарубежные);
· Давлениесил конкуренции, особенно если она неравноправная или недобросовестная;
· Влияниефакторов непреодолимой силы.
Наконец, могут бытьпричины, которые по происхождению являются (могут являться) одновременно ивнутренними, и внешними. К таковым можно отнести, в частности:
· Потерюбанком деловой репутации среди других кредитных организаций, что можетвыразиться, например, в закрытии на него лимитов (происходит вне банка, нарынке, но на основ