САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ВЫПУСКНАЯРАБОТА
СТРУКТУРЫ
УПРАВЛЕНИЯ ОАО «А В И А А Г Р Е Г А Т».
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ИНЖИРИНГ
ОАО «А В И А АГ Р Е Г А Т»
Разработал:
КазанцевСтанислав Ильич
___________________________
Консультант:
ДиректорИнститута консалтинга Самары «САМАРАКОНСАЛТ», канд.экон.наук, доцент
ЗайцевВладислав Владимирович
_________________________
САМАРА 2003
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
TOC o «1-3» … 3
1. Структура управления ОАО «Авиаагрегат». Диагностика состояния и тенденцийразвития..............................…...................7
1.1. Действующая структура управления ОАО«Авиаагрегат».................................
1.2.Диагностикасостояния и тенденций развития структуры управления..............
2. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
КАК БИЗНЕС-СИСТЕМОЙ…
2.1. Системообразующие понятия ифакторы развитияпредприятия.......................
2.2. Понятия бизнес-системы и бизнес-процесса.........................................................
2.3. Целевое развитиебизнес-системы..........................................................................3.Организационный инжиниринг ОАО «Авиаагрегат»на базе процессно-ориентированного подхода
3.1. Методический подход к управлению бизнес-процессами
ОАО«Авиаагрегат»..................................................................................................
3.2. Модельпроцессно-ориентированного управления предприятием......................
3.3. Эффективная структура управлениябизнес-процессами
ОАО«Авиаагрегат»..................................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ…
ВВЕДЕНИЕ
Кардинальное повышение эффективности управления ОАО «Авиаагрегат»возможно при использовании современныхподходов к организации функционированияпроизводственно-экономических систем и, соответственно, конкретных исследованияхи анализе функций, структуры и выявлении ключевых бизнес-процессовхозяйственной деятельности предприятия. Это определяется тем, что конкурентнаяэкономическая среда, в которой действует предприятие, делает жизненнонеобходимой ускоренную адаптацию системы его управления к условиям итребованиям рыночных отношений.
Формирование эффективной системыуправления ОАО «Авиаагрегат» опирается на решение ряда задач, важнейшими изкоторых являются:
Во-первых, организационныйинжиниринг (реинжиниринг), предполагающий проектирование организационной структуры и системы управления ОАО,направленных на достижение стратегических целей, решение тактических задач ивыполнение разработанных планов.
Во-вторых, повышениеэффективности бизнес-процессов поключевым направлениям, связанным со стратегией функционирования ОАО,преодолением кризисных финансово-экономических ситуаций и такой организациейработ, при которой предприятие работает с максимальной отдачей и своевременнореагирует на изменение внешних условий.
В-третьих, обеспечениеинформационной поддержки бизнес-процессов и управления работой ОАО, засчет обоснования принципов и подходов ксозданию корпоративной информационно-управляющей системы.
В настоящее время российскимипредприятиями широко используются различные походы к созданию эффективнойсистемы управления производством. Однако экономическая ситуация, сложившаяся вРоссии, вынуждает многие предприятия использовать преимущественно методыреинжиниринга бизнес-процессов (РБП) для радикального преобразования сложившейсясистемы управления.
Одним из главных недостатковприменявшихся ранее методик совершенствования управления являлась ихфункциональная ориентация, строгая регламентация процессов управления. Однако всовременных условиях состав и содержание функций управления существенно меняется,что связано как с изменениями, происходящими на рынке, так и изменениями вхарактере производственно-экономических процессов, ориентированными набизнес-процессы в целом, а не на их отдельные элементы. В этой связи все болееширокое распространение в теории и практике управления находит процессно-ориентированный подход, при котором сам процессстановится регулятором составляющих его процедур, направленных на удовлетворение реальныхпотребности клиента и на решение внутрифирменных задач функционированияпредприятия.
Проведенные в России и за рубежомисследования[1]показывают, что решающим образом на эффективность современной системы управленияпредприятия влияет использование обоснованного реинжиниринга и соответствующихтехнологий, поддерживающих процессы совершенствования бизнес-систем.
Сучетом вышеизложенного можно сделать вывод об актуальности совершенствованияструктуры управления ОАО «Авиаагрегат» с использованием современного подхода набазе технологии организационного инжиниринга, обоснования и анализа ключевых бизнес-процессовпредприятия.
Целью настоящей работыявляется обоснование эффективногои практически реализуемого подхода корганизационному инжинирингу и реинжинирингу (перепроектированию) ОАО«Авиаагрегат», обеспечивающему создание современной системы управленияпредприятием.
Предмет изучения– механизмы функционирования производственно-экономической системыпредприятия, включая выделение ключевыхбизнес-процессов и анализ их воздействия на развитие предприятия в условияхусиливающейся рыночной конкуренции.
Приподготовке настоящей работы проанализированы опубликованные материалы по вопросамразвития производственных систем, анализа систем управления и организационногоразвития предприятий, монографическая специальная литератураотечественных и зарубежных авторов, атакже статьи и материалы научных конференций, опубликованные в периодическойпечати и сети Internet. Кроме того, использованы собранная информация и результаты собственногоанализа автором данных ОАО «Авиаагрегат».
В работесодержатся предложения по решению актуальной для ОАО задачи, состоящей вповышении эффективности управления развитием бизнес-системы, находящихся вусловиях усиливающейся рыночной конкуренции.
В первойглавеработы «Структура управления ОАО «Авиаагрегат». Диагностика состояния итенденции развития» показаны структура управления предприятием, задачи,решаемые действующей системой управления предприятием, а также дается ихкритическая оценка.
Во второй главе работы «Управлениепредприятием как бизнес-системой»раскрываются и обосновываются основные системообразующие понятия категорий«бизнес-система», «развитие бизнес-системы», «бизнес-процесс» в развитии предприятий как самоорганизующихсяэкономических субъектов. Рассматриваются подходы и существующие на сегодняшнийдень концепции организационных изменений на предприятиях.
В третьей главе работы «Организационный инжиниринг ОАО «Авиаагрегат» на базепроцессно-ориентированного подхода» представлен подход к проектированию системыуправления ОАО «Авиаагрегат», основанный на выделении ключевыхбизнес-процессов, обеспечивающих существенное повышение эффективностифункционирования ОАО «Авиаагрегат» как современной конкурентоспособнойкомпании. Произведено обоснованное выделение основных бизнес-процесов ОАО«Авиаагрегат» и укрупненно даны два принципиальных варианта поорганизационно-функциональному перепроектированию системы управленияпредприятием.
В «Заключении»формулируются основные выводы и предлагаются для рассмотрения руководителями ОАО«Авиагрегат» варианты изменения структуры управления предприятием, направленныена преобразование ОАО в современную высокоэффективную промышленную корпорацию(компанию).
Автор настоящей работы понимает,что проведенные им экспертно-аналитическиеисследования носят преимущественнопостановочный характер и связаны со сложностью поставленной задачи идискуссионностью вариантов предлагаемых решений. Очевидно, что требуетсядальнейшая работа по обоснованию стратегии реорганизации, направлений иконкретной программы организационного инжиниринга ОАО «Авиаагрегат». 1. Структура управления ОАО «Авиаагрегат».Диагностика состояния и тенденций развития
1.1.Действующая структура управления ОАО «Авиаагрегат»
На рис.1.1. приведена графическая интерпретация действующей организационной структурыуправления ОАО «Авиаагрегат». Врезультате ее анализа можно сделать следующие выводы.
1. Одна изосновных особенностей управления ОАО «Авиаагрегат» состоит в том, что фактическимногопрофильное предприятие по структуре управления в настоящее времяориентировано на централизованное управление разнородными производствами и наобщее производственно-технологическое развитие всей бизнес-системы.
2. Управлениереализуется персоналом предприятия при наличии достаточно широкого совмещенияфункций управления, в ряде случаев формально не закрепленных за отдельнымиподразделениями (стратегическое планирование и управление, финансовыйменеджмент, маркетинг отдельных видов военной и гражданской продукции и др.).По этой причине в действующей структуре наблюдаются функциональные разрывы.
3. Структурауправления ОАО «Авиаагрегат» относится к категории «вертикальных» иерархическихлинейно-функциональных структур. Максимально число уровней подчинения – 4.
Реализация практически всех важнейших функцийруководства и управления замкнуто на первого руководителя ОАО, что определяеткрайне высокую степень информационной нагрузки. При росте масштаба бизнеса эточревато снижением управляемости.
Действующая система управления является жесткоцентрализованной системой руководства. Такая структура успешно работает врежиме реализации решений руководства, но она неэффективна на этапе ихподготовки. Вследствие этого в большинстве случаев персонал в основной своеймассе не принимает непосредственного участия в подготовке решений (в лучшемслучае – получает поручения руководителя и готовит необходимую информацию, используемуюдля принятия решений). В такой системе цели персонала редко не совпадают сцелями руководителя.
4. По типу специализации структура управления ОАО«Авиаагрегат» относится к категории смешанных структур с преобладаниемтехнологической специализации. Основным недостатком структуры такого типаявляется слабое влияние деятельности подразделений и отдельных сотрудников наконечные результаты работы предприятия.
Осуществление сложных процессов агрегированияинформации и конструирования результатов остается за высшим менеджментом, что вусловиях интенсивно растущего масштаба деятельности ставит его в хроническое положение «чрезвычайности».
5.Распределение функций между производственными подразделениями ОАО«Авиаагрегат» реализуется по принципу технологической специализации безвыделения специализированныхтехнологических центров и управляющих структур применительно к отдельнымпродуктовым направлениям (авиационная продукция, продукция для автотракторногомашиностроения и вагоностроения МПС). Вэтой связи функции аппарата управления ОАО в этом смысле можно квалифицировать как смешанные.
6.Имеетместо функциональная неполнота управления предприятием вследствие наличияразрывов в реализации части основных функций управления. К таким разрывам можноотнести функцию управления финансовыми потоками относительно различныхпродуктовых направлений, информационное обеспечение, а также управление развитием(прежде всего, стратегическое планирование и корпоративное развитие).
7.Преобладающей формой доведения информации о результатах деятельностипроизводственных и других подразделений до первого руководителя являются еженедельные отчеты руководителей подразделений (как правило, в устной и вменьшей степени — в письменной форме). Такой порядок приводит, во-первых, квозможности искажения данных и, во-вторых, ставит первого руководителя взависимость от присутствия на рабочем месте сотрудников, владеющих информацией.При имеющем место отсутствии преемственности и взаимозаменяемости сотрудников (за небольшимисключением) высший менеджмент может стать заложником недобросовестного персонала.
8. Явнонедостаточное использование современных информационных технологий. Органически необходимая для судьбы всегобизнеса информационная служба требует активного развития. Современные информационные технологии на базеконцепций баз и хранилищ данных, CASE– средств проектирования, аналитических OLAP-систем,корпоративных Интернет и интранет распределенных комплексов отсутствуют. Такаяситуация сдерживает, с одной стороны, рост эффективности системы управленияпредприятием, но, с другой, создает исключительно благоприятные условия длябыстрого и безболезненного прорыва в направлении использования современнойкорпоративной информационно-управляющей системы.
9.Недостаточно существующее внастоящее время информационное обслуживание высшего менеджмента ОАО «Авиаагрегат».При этом требуется кардинально усилить аналитическую компоненту. Руководители,находясь на «голодном информационном и аналитическом пайке», вынужденысамостоятельно добывать нужную информацию и для этого загружать подчиненных«нештатной и импульсивной» работой.
10. Следует остановиться на крупномфункциональном разрыве в управлении предприятием. Работа с инвесторами истратегическими партнерами, которые могут обеспечить вложение существенных финансовых ресурсов вперспективные программы развития предприятия, не является в настоящее время функцией существующихподразделений службы директора финансов.
В целом действующая в настоящее время организационно-функциональная структурауправления ОАО «Авиаагрегат» представляет собой вертикально управляемыйпроизводственно-экономический комплекс с преимущественно производственным уклоном и существеннымифункциональными разрывами при фактическом управлении многопрофильным изготовлением и реализациейпродукции для различных секторов рынка.
Рис. 1.1.Организационно-функциональная структура управления ОАО «Авиаагрегат»
1.2.Диагностика состояния и тенденцийразвития структуры управления
Проведеннаядиагностика на основе данных предприятия за 1999-2002 гг. позволила в качестве основныхпричин недостаточно эффективного развития ОАО «Авиаагрегат» выделить следующие, табл .1.1.
Таблица 1.1.
Основные причины и следствия сложившегося
финансово-экономического положения ОАО«Авиаагрегат»
Причина кризисного положения предприятия
Отрицательные последствия сложившейся ситуации
1. Отсутствие стратегической программы развития предприятия с учетом интересов и предпочтений акционеров
¨ Недостаточно емко осуществлено стратегическое позиционирование предприятия в бизнес-пространстве России, что не позволяет сформировать целевые установки и стратегические альтернативы развития бизнеса;
¨ Акционеры и менеджеры не имеют четко сформулированного, адекватного и одинаково понимаемого видения будущего предприятия;
¨ При принятии управленческих решений тактические интересы превалируют над стратегическими;
¨ Сложившийся уровень корпоративной культуры не обеспечивает адекватности понимания и достижения менеджерами и работниками важнейших целей ОАО в целом.
2.Неэффективность системы управления предприятием (информационными потоками и ресурсами)
¨ Управление ориентировано на функции, а не на бизнес-процессы.
¨ Управление на базе информационных технологий не осуществляется.
¨ ОАО не успевает адекватно реагировать на действия конкурентов. В деятельности предприятия присутствуют факторы, объективно свидетельствующие о неэффективности бизнес-процессов:
— наличие излишних запасов материалов;
— неадекватное (медленное) реагирование системы управления на производственные возмущения;
— несвоевременное поступление продукции, отгру-женной в адрес контрагентов;
— большие запаздывания в информационных потоках;
— приостановление роста числа клиентов, переход постоянных клиентов к конкурентам.
3.Маркетинговая деятель-ность ориентирована преи-мущественно на сбытовые функции
¨ Не осуществляется активный клиентно-ориентированный маркетинг продукции, что ведет к снижению темпов роста продаж;
¨ Незначительна доля продаж на рынках зарубежных стран;
¨ Существующие каналы сбыта продукции работают недостаточно эффективно.
4.Финансовая и инвести-ционная деятельность не эффективны
¨ Высокая кредиторская задолженность, низкая ликвидность активов;
¨ Периодически возникают кассовые разрывы, финансовые потоки не структурированы по контрагентам и по срокам.
5. Высокие текущие издер-жки на производство
¨ Высокая себестоимость продукции снижает ее конкурентоспособность и заставляет руководителей искать причины и резервы снижения затрат
¨ Традиционная система учета затрат не отвечает потребностям управления в части -организации предоставления информации руководству для принятия рациональных управленческих решений.
¨ товарные и финансовые потоки не сбалансированы и не взаимоувязаны во времени;
¨ в структурных подразделениях отсутствует система мотивации экономии всех видов ресурсов.
6.Не существует единая система планирования, контроля и анализа
¨ Система планирования, контроля и анализа на предприятии не сформирована в полном объеме, а представлена в виде отдельных элементов и частей, не интегрированных в единую систему, что не позволяет рационально управлять всеми имеющимися ресурсами:
— отсутствуют отработанные процедуры принятия и реализации управленческих решений, критерии оценки их эффективности;
— не отработаны технологии подготовки решений в отдельных функциональных областях;
¨ В бухгалтерском учете отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные. Не проводится анализ безубыточности продаж, не оценивается эффект операционного рычага, вследствие чего невозможно определить запас финансовой прочности предприятия.
7.Информационно-компью-терное обеспечение предпри-ятия осуществляется не системно
¨ Не формируется информационно-аналитическая база для принятия рациональных управленческих решений;
¨ Отсутствует возможность вариантного прогнозирования финансового результата и планирования ожидаемого финансово-экономического результата;
¨ Масштабы деятельности предприятия и объемы обрабатываемой информации требуют создания единого информационного пространства для эффективного управления (корпоративная информационно-управляющая система);
¨ Автоматизированы только отдельные подсистемы (бухгалтерский учет, отдельные участки производства, склады);
¨ Отсутствует единая концепция развития информационной системы
На основепроведенного анализа из всего рассмотренного комплекса причин кризисногоположения предприятия могут быть выделены жизненно важные (ключевые) или так называемые стратегические проблемы,которые на 80-90% определяют перспективыфункционирования всего бизнеса.2. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ КАК БИЗНЕС-СИСТЕМОЙ
Роль предприятия как институциональногоэкономического субъекта оценивается с различных позиций. Некоторые авторы считают, что основноеназначение предприятия – служить источником дохода для собственников, другие –что суть предприятия в производстве продукции и удовлетворении материальных идругих потребностей общества[2].
Наиболее продуктивным, на нашвзгляд, является рассмотрение предприятия как своеобразного системногоинтегратора, объединяющего во времени и пространстве разнообразныесоциально-экономические процессы и извлекающего различные эффекты путемиспользования системных мультипликативных эффектов[3].При этом предприятие представляется сложной производственно-экономической системойили бизнес-системой, представляющей собой комплекс человеческих, материальных инематериальных активов, обеспечивающих в коммерческих или других целяхпреобразование исходных ресурсов в продукцию (работы, услуги).
2.1.Системообразующие понятия и факторыразвития предприятия
Практическийинтерес представляет комплексное описание деятельности предприятия, котороедает возможность системно выделить общие закономерности и характеристики егофункционирования в различных условиях.
Многочисленныеисследования, проведенные в разные годы за рубежом[4],а также ряд работ, опубликованных в СССР и России[5],позволяют выделить некоторые базовые понятия, которые имеют основополагающеезначение для адекватного описания функционирования предприятий (фирм)различного типа.
В первуюочередь, предприятие целесообразно рассматривать как относительно независимуюсоциальную и производственно-экономическую систему, являющуюся основным звеномсоциально-экономической системы национального и регионального уровней.
Какследует из анализа рис. 2.1., предприятия в качестве экономических субъектовимеют явно выраженные черты развивающихся систем, для которых характернаустойчивость структуры на определенном промежутке времени, сменяющаяся после потери устойчивости и разрушения даннойструктуры созданием другой относительноустойчивой структуры.
2.2.Понятия бизнес-системы и бизнес-процесса
Современные подходы к повышениюэффективности управления предприятием связаны с необходимостью обосноватьзначение и научное содержание ключевыхэлементов понятия «бизнес-система».
Анализ ключевых элементов понятия«бизнес-система» позволяет дать следующее определение.
Бизнес-система– это совокупность бизнес-процессов, направленных на реализациюпоставленных финансово-хозяйственных и других целей, преимущественнокоммерческой направленности.
Отношения между ключевымиэлементами понятия «бизнес-система» представлены на рис.2.2. Проведенный анализпонятия «бизнес-система» позволяет отнести ее к классу сложных систем,особенностями которых являются[6]:
1.Уникальность.Существующие аналоги бизнес-систем заметно отличаются друг от друга.
2. Слабаяструктурированность теоретических и фактических знаний о системе. Так какизучаемые бизнес-системы уникальны, то процесс накопления и систематизациизнаний о них затруднен. Следует отметить слабую изученность ряда процессов, значительное влияние человеческогофактора, невозможность или ограниченность «натурного эксперимента».
Базовые понятия, характеризующие процесс
функционирования фирмы
Циклы развития
фирмы
Вещественные, энергетические и информационные связи фирмы
Структурные изменения как форма адаптации к воздействию внешних факторов С А М О О Р Г А Н И З А Ц И Я
Факторы развития фирмы
Темпы роста
и абсолютные приросты объема производства и продаж
Минерально-сырьевая база и тип потребления ресурсов
Интенсивность производственно-экономических структурных сдвигов
Динамика инвестиций, фондовооружен-ности и производи-
тельности труда
Международные
и национальные
колебания рыночной конъюнктуры
Топливно-энергетическая база функционирования
Информационно- управляющая инфраструктура
фирмы
Организационно-управленческие структурные изменения
Социально- мотивационные
изменения в работе персонала
Жизнедеятельность предприятия (фирмы) по периодам развития
Рис.2.1.Системообразующие понятия и факторыразвития предприятия
3. Составной характер системы.Одну из основных черт сложных систем составляет взаимодействие выделенныхподсистем (бизнес-процессов). Для обеспечения функционирования всей системы какцелого необходимо учитывать результатвоздействия одной подсистемы на другую и их взаимодействие с внешней средой.
4.Разнородность подсистем и элементов, составляющих систему. Составляющиесистему элементы разнородны в самых различных смыслах: физическом,функциональном, информационном, математическом.
5.Случайность и неопределенность факторов, действующих в системе. Примерамиподобных факторов могут служить погодные условия, паводки, случайные отказыоборудования, транспорта, укладочных устройств и т.д. Учет этих факторовприводит к резкому усложнению задач и увеличивает трудоемкость исследований.
6. Многокритериальность оценокпроцессов, протекающих в системе.Невозможностьоднозначной оценки диктуется следующими обстоятельствами: наличием множестваподсистем, каждая из которых оценивается по своим критериям; множественностьюпоказателей (иногда противоречивых), характеризующих работу всей бизнес-системы(например, прибыльность, норма возврата инвестиций и пр.); наличиемнеформализуемых критериев, используемых при принятии решений (в случае, когдарешения основаны, например, на практическом опыте лиц, принимающих решения).
7.Большая размерность системы.Эта особенность системы обуславливает потребность в специальных способахпостроения и анализа моделей.
Анализфункционирования бизнес-системы во времени позволяет отнести ее к классу «системс дискретными событиями». Понятие «системы с дискретными событиями» определяетспецифическую схему причинно-следственных взаимодействий