Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


Регулирование естественных монополий

СОДЕРЖАНИЕ
Введение                                                                                               стр.1
1.    Общая характеристика монополии                                стр. 3
2.    монополии и конкуренция                                                   стр.11
3.    естественная монополия и её регулирование                   стр.14
4.    ценовая дискриминация и доминантные фирмы   стр. 18
5.    опыт регулирования монополий в сша                        стр. 21
6.    закон рф о регулировании естественных монополийстр. 25
6.1.                    сущность закона
6.2.                    пример по россии
заключение                                                                                        стр.28
списокиспользованных источников                                 стр.29

Введение
Изучение монопольных рынков актуально для принятияэкономических решений по разным вопросам.
В работе рассматриваются проблемы оптимизациивыпуска монополией, сравниваются рыночные модели монополии и конкуренции,раскрываются причины существования монополии.
Основноевнимание уделено исследованию естественных монополий, которые существуютпреимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран этиотрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственнойсобственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоватьсямонопольной властью.
С применениемэкономической графики показаны условия существования естественной монополии, еёпроблемы и пути их решения, а так же проанализированы потери общества в разныхслучаях.
В работепредставлены способы и методы регулирования естественной монополии, а так жерассмотрены проблемы взаимоотношений между государством и монополией, стратегиямонополии на рынке.
Регулированиюмонополий уделяется большое внимание в разных странах в рамках антимонопольногозаконодательства. Рассмотрены примеры регулирования естественных монополий вСША и России. Первый в России антимонопольный закон был принят в 1991 году, азакон о регулировании естественных монополий принят в 1995 году. Он направленна достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий вРоссийской Федерации.
Темарегулирования естественных монополий особенно актуальна в России, так какзаконодательная база в ней ещё очень слабо развита, и для создания инормального функционирования товарного рынка необходимо учесть факторестественных монополий.

1.           ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОНОПОЛИИ.
Во многихотраслях ведущие фирмы знают, что они представляют собой настолько большуючасть рынка, что они могут посредством своих собственных действий оказыватьвлияние на рыночную цену. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцыпринимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являютсянесовершенно конкурентными.
Монополияхарактеризуется наличием одного- единственного продавца конкретного товара иливида услуг на рынке. Как с точки зрения количества товаров на рынке, так и сучётом других важных аспектов монополия представляет собой самую крайнюю формунесовершенной конкуренции.
Например, доначала 80-х годов компания “Объединённые прииски Де Бирс” фактическиконтролировала все источники поставок алмазов в мире. В качестве другогопримера можно привести монополию “Полароид” на моментальную фотографию,единственный бакалейный магазин в уединённом маленьком городке так же являетсямонополистом.
В реальнойжизни монополия- это всегда вопрос меры власти над рынком. Можно было утверждать,что каждый бакалейный магазин является монополистом, поскольку не существуетдаже двух магазинов с абсолютно одинаковым ассортиментом. Однако такойподход к рассмотрению бакалейного бизнеса, оказывается непригодным, так какцены, назначенные одним продавцом, влияют на спрос, с которым сталкиваютсядругие расположенные поблизости магазины. Истинный же монополист не имеет такихидентифицируемых соперников.
Посколькумонополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг,цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривойспроса на его продукцию. Поскольку рыночная кривая спроса на алмазы являетсяубывающей, компания “Де Бирс” знает, что чем больше алмазов она произведет, темниже будет на них цена, а так же и прибыль которую она получит за каждыйпроданный алмаз. Таким образом, сокращая продаваемое ею количество алмазов, онаможет повышать рыночную цену, т.к. является монополистом на этом рынке.
Продавецобладает монопольной властью (властью над рынком), если он может повышать ценуна свою продукцию путём ограничения объёма выпуска своего продукта.
Чтобыобладать некоторой монопольной властью, фирме вовсе не требуется бытьмонополистом; даже маленькие бакалейные магазинчики в крупных городах имеюткакой-то контроль над ценами, которые они назначают. Разница между такимифирмами и, скажем компанией “Де Бирс” заключается в мере их власти над рынком;“Де Бирс” обладает куда большей властью над ценой.
Рассмотримпример. У корпорации “Акме” имеется патент, дающий ей исключительное право напроизводство неких товаров. Чтобы рассчитать объём выпуска, максимизирующей еёприбыль, “Акме” должна пройти через такого же рода предельный анализ. Еслипроизводство ещё одной единицы продукции в неделю увеличит доход в большеймере, чем издержки, то выпуск следует наращивать. Если сокращение выпускаснизит издержки на величину, превышающую снижение доходов, то выпуск следуетсократить. Другими словами, “Акме” должна сравнить предельные издержки МС спредельным доходом.
Предельныйдоход MR — это величина изменения совокупного дохода в результате дополнительнойпродажи единицы блага.
Длясовершенно конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене, потому чтотакая фирма может продавать столько, сколько хочет, по действующей в настоящий моментцене. Это применительно только к совершенной конкуренции, в условиях которойфирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса. Покажем, что для монополистаили любого другого несовершенного конкурента, сталкивающегося с убывающейкривой спроса, предельный доход ниже значения цены. Основная причина такогоположения состоит в том, что если кривая спроса является убывающей, то объёмпродаж можно увеличить только за счёт снижения цен.
Таблица 1.1.
Спрос, совокупный доход и предельныйдоход.
Объём спроса,
единиц в неделю
Цена
(в $за единицу)
Совокупный доход,
Кол-во х цену ($ в неделю)
Предельный доход,
($ в неделю)
0
16
1
14
14
14
2
12
24
10
3
10
30
6
4
8
32
2
5
6
30
-2
6
4
24
-6
7
2
14
-10
8
-14
В первых двухстолбцах табл. 1.1. показана рыночная шкала спроса на изделия фирмы “Акме”. Прицене в2 $ спрос предъявляется на 7 штук в неделю; при более высоких ценах объёмспроса на продукцию “Акме” ниже. В третьем столбце показан совокупный доход“Акме”, который как раз равен цене, умноженной на количество производимыхединиц при различных значениях цены. Совокупный доход в начале увеличивается помере снижения цены, а затем уменьшается, когда цена становится низкой.
Приведённые впервых трёх столбцах табл. 1.1. данные показаны в графическом рисунке 1.1.
Кривая спросана продукцию “Акме” (D) показана на рис. 1.1б., а соответствующая криваясовокупного дохода на рис. 1.1а. Например, когда цена Р0 составляет 12 $, объёмспроса равен двум единицам в неделю, а суммарный доход – 24 $. Совокупный доходпри данном объёме выпуска представлен заштрихованной областью В+С на нижнейчасти рисунка. Когда цена понижается до 8 $, общая величина дохода равняетсясумме площадей А и С. так как эта площадь больше площади В+С, то из рисункавидно, что величина совокупного дохода должна возрастать по мере роста выпускас 2 до 4 единиц. Это подтверждает верхняя часть рисунка, на которой показано,что совокупный доход составляет 32 $ при объёме выпуска в размере 4 единиц.

32
24
20
10
Q0
Q1
Объём выпуска, (единиц в неделю)
Совокупный доход, ($ в неделю)
Рис. 1.1а. В последнем столбце таблицы 1.1.показан предельный доход “Акме”. Величина этого предельного дохода ниже ценыпри всех (кроме единичного), объёмах выпуска. Это объясняется тем, что “Акме”может наращивать свой предельный объём продаж только за счёт снижения цены.Следовательно, если “Акме” решает продавать на одну единицу в неделю больше, тоона получит прирост в размере цены этой единицы, но понесёт потери из-за того,что вынуждена продавать первоначальный предельный объём продукции по болеенизкой цене.
Приведённый втабл. 1.1. специфический пример иллюстрирует эти последствия. Шкала спросапоказывает, что 2 единицы могут быть проданы по 12 $ за каждую, но чтобыпродать 3 единицы в неделю, “Акме” должна снизить цену до 10 $ за каждую. Когдаобъём продаж возрастёт с 2 до 3 единиц, прирост совокупного дохода будет равен 6$ (30 $ — 24 $).
Данныйприрост распадается на две составляющие.

16
12
8
4
Q0=2
Q1=4
Объём спроса, (единиц в неделю)
Предельный доход, ($ в неделю)
Рис. 1.1б.
А
С
В
6
8
Е > 1
Е = 1
Е
D Первая составляющая – это те 10 $,которые “Акме” получает от покупателя фактически в момент продажи третьейединицы.
Втораясоставляющая – это потеря в размере 4 $, возникающая в результате того, чтокаждая из двух первых проданных единиц приносит теперь 10 $ вместо 12 $. Ценуприходится снижать, для того чтобы продать третью единицу. Таким образом,“Акме” получает 10 $ от продажи третьей единицы, но теряет 4 $ из-за болеенизкой цены, по которой продаётся первоначальный объём выпуска в размере 2единиц. это обеспечивает чистый предельный доход в размере 6 $.
Так каксовершенно конкурентная фирма может продать сколь угодно много или сколь угодномало, не оказывая при этом влияния на цену, которую она получает, то предельныйдоход в условиях совершенной конкуренции совпадает с ценой.
К кривойспроса на рис. 1.1б. мы добавляем кривую предельного дохода (MR) из таблицы1.1.

16
12
8
4
Объём спроса, (единиц в неделю)
Цена, (предельный доход)
Рис. 1.2.
6
8
Е > 1
Е = 1
Е
D
2
4
10
МС
G
A Например, предельный доход,полученный за счёт увеличения выпуска с одной единицы до двух, составляет 10 $. Это отмечено точкой Gна кривой MR. Кривая MRберёт начало в той же самой точке навертикальной оси, что и кривая спроса. Предельный доход от первой единицывыпуска всегда равняется цене данной единицы, поскольку в этой ситуации нет“первоначального выпуска”, приносящего меньший доход в результате сниженияцены, которое необходимо для увеличения спроса. Однако после того как перваяединица продана, MRстановится ниже цены.

Р*
Объём выпуска
Цена, (предельный доход), средние, предельные издержки
Рис. 1.3.
Оптимальный выпуск для монополии: MR=MC
D
АТС*
МR
E
A
Q*
MR=MC
МC
АТС
MR*=MC*
Как показано на рисунке 1.1.,кривая MRпересекает горизонтальную ось в точке, в которой совокупный доходдостигает своего максимума. В тех случаях, когда предельный доход положителен,совокупный доход может быть увеличен за счёт наращивания объёма продаж,следовательно, величина совокупного дохода не может быть максимальной. В техслучаях, когда предельный доход отрицателен, совокупный доход может бытьувеличен за счёт уменьшения объёма продаж. Совокупный доход может принимать,максимальное значение только в том случае, когда предельный доход равняетсянулю.
Чтобымаксимизировать свою прибыль, монополист придерживается такого же родадвухшаговой процедуры, что и совершенно конкурентная фирма. На первом шагефирмы обоих типов рассчитывают величину оптимального положительного выпуска,который позволяет максимизировать прибыль, при условии, что фирма производитчто-либо вообще. Если совершенный конкурент в этих расчётах использует рыночнуюцену, то монополист пользуется предельным доходом. На втором шаге фирмы обоихтипов решают, производить ли им этот положительный выпуск или же останавливатьпроизводство и не производить ни чего.
На рисунке 1.3. показаны кривая спроса Dи кривая предельного дохода MR — тоже, что и на рисунке 1.2. нарисунке изображена также кривая предельных издержек фирмы (MC). Для монополиста, как и для любойфирмы, MCпоказывает величину прироста совокупных издержек фирмы в том случае,когда она увеличивает выпуск продукции на одну единицу.
Когда монополист увеличивает выпуск на одну единицу, прирост доходаравняется предельному доходу. Прирост издержек равен величине предельныхиздержек. Если предельный доход превышает величину предельных издержек, тосовокупный доход возрастает в большей степени, чем предельные издержки, иследовательно, прибыль увеличивается. Но если последняя единица продукцииувеличивает издержки на большую, чем прирост дохода, величину, то выпускследует сократить. Таким образом, если фирма вообще что-либо производит, то онамаксимизирует свою прибыль, производя такой объём выпуска, при которомпредельный доход равнялся бы предельным издержкам.
При оптимальном положительном объёме для монополии, позволяющиммаксимизировать прибыль при условии, что фирма не прекращает производство,предельный доход должен равняться предельным издержкам (MR=MC).
Как известно, совершенно конкурентная фирма максимизирует прибыльпосредством выбора такого выбора, при котором цена равняется величинепредельных издержек. Поскольку цена в условиях совершенной конкуренциисовпадает с величиной предельного дохода, то можно сказать, что конкурентнаяфирма так же выбирает объём выпуска так, чтобы предельные издержки равнялисьпредельному доходу.
Если монополист решает производить что-либо, то он установит цену так,чтобы объём спроса равнялся его оптимальному положительному объёму выпуска.Поскольку предельные издержки равны предельному доходу при оптимальномположительном объёме выпуска, а предельный доход ниже цены, то из этогоследует, что данная цена будет выше предельных издержек. Таким образом, еслимонополист решает производить что-либо, то он максимизирует прибыль, поднимаяцену выше уровня предельных издержек.
Предположим, например, что предельные издержки “Акме” постоянны исоставляют 8 $в расчете на единицу, и она в настоящий момент производит 1 единицу внеделю. В таблице 1.1. показано, что она могла бы увеличить свою прибыль на 2 $в неделю, т.е. на разницу MR-MC(10 $ — 8 $), путём увеличения объёма выпуска наодну единицу в неделю. Дальнейшее наращивание выпуска до трёх единиц, снизилобы величину прибыли на 2 $, поскольку предельные издержки (8 $) в этом случае превысили быпредельный доход (6 $). Таким образом, оптимальный положительный выпуск “Акме”составляет 2 единицы в неделю. Второй столбец таблицы 1.1 показывает, что длятого, чтобы продавать 2 единицы в неделю, “Акме” должна установить цену вразмере 12 $, которая гораздо выше величины её предельных издержек, составляющих 8$.
Как и вусловиях совершенной конкуренции, единственное различие в расчётах величиныоптимального положительного выпуска для краткосрочного и долгосрочного периодовсостоит в том, что последний включает долгосрочные предельные издержки. Вкраткосрочном периоде монополист, как и совершенный конкурент, продолжаетпроизводить, пока он возмещает свои переменные издержки. Тогда как вдолгосрочном периоде должны быть возмещены все совокупные издержки — ипостоянные, и временные. В таблице 1.3. в сжатой форме охарактеризованы правилаповедения монополиста, позволяющие ему максимизировать прибыль.
Таблица 1.3.
Решение монополиста об оптимальномобъёме предложения.
Период
Предельное условие
Проверка прибылью
Краткосрочный
Выбирать объём выпуска, при котором MR=MC
Производить только в том случае, если Р* ³AVC. Прекратить производство, если Р*Долгосрочный
Выбирать объём выпуска, при котором MR=LMC
Производить только в том случае, если Р* ³LAC. Прекратить производство, если Р*Существуют два отличия данной таблицы от случая совершенной конкуренции.Первое состоит в том, что в предельном условии, которое используется длярасчёта величины оптимального положительного выпуска. Цена заменена предельнымдоходом. Второе отличие в том, что при проверке прибылью монополист пользуетсяценой, при которой объём спроса, равняется оптимальному положительному объёмувыпуска, тогда как совершенный конкурент пользуется существующей рыночнойценой, на которую он не может влиять.
Совершенные конкуренты могут быть охарактеризованы как ценополучатели,т.к. они понимают рыночную цену как данную и не находящуюся вне их контроля.Выше было показано, что решение конкурентной фирмы относительно объёма еёвыпуска может быть выражено при помощи кривой предложения, показывающей,сколько продукции произвела бы фирма при каждом заданном значении цены.Монополисты не принимают цену как данную. Их можно охарактеризовать какценопроизводителей, ибо они принимают рыночную кривую Dкак данную и сами выбирают как цену,так и объём выпуска. Поскольку между ценой монополиста и уровнем выпуска несуществует никаких взаимосвязей, то для монополиста не существует кривойпредложения.
Таким образом, нельзя сказать, что монопольная цена и монопольный выпускопределяется соотношением спроса и предложения. Но в условиях монополии, как ив условиях совершенной конкуренции, цена и выпуск определяются условиями спросаи условиями формирования издержек. Предельные издержки являются ключевымэлементом издержек в обоих случаях.
На рис. 1.3. показана кривая фактических краткосрочных средних совокупныхиздержек “Акме” АТС, обычно имеющую U – образную форму. При оптимальном,положительном объёме выпуска Q* средние совокупные издержки “Акме” составляют величинуАТС*. Прибыль фирмы в расчёте на единицу продукции будет равняться цене Р*минус издержки, или средние удельные издержки АТС*. Следовательно, в данномслучае “Акме” с лихвой покроет свои издержки и выберет объём производства Q*. Действительно общая величина еёприбыли равняется заштрихованной площади: величине прибыли в расчёте на единицупродукции (Р* — АТС*), умноженной на общий объём выпуска (Q*).
Не все монополии получают монопольную прибыль. Если никто не желаетпокупать товары “Акме”, то она не получит никакой прибыли, даже бухгалтерской(учётной). Издатели газет – монополисты во многих уединённых небольших городкахне смогли выдержать конкуренции с радио и телевидением. Описанные во многихпатентах изделия, на производство которых имеется разрешение только у владельцапатента, в действительности никогда не производятся. Монополия может получатьмонопольную прибыль только в том случае, если кривая спроса на её продукциюрасположена выше кривой её средних издержек. Т.е. так как кривая спроса на рис.1.3. в окрестностях точки Q*. В данном случае она может получать монопольную прибыльнеограниченно до тех пор, пока ни один из других продавцов не сможет выйти нарынок.
Эластичность спроса Е это мера чувствительности объёма спроса кизменениям цены. Если Е>1, так что кривая спроса является эластичной, тоснижение цены настолько увеличивает объём спроса, что совокупный доходвозрастает. Другими словами, для прироста объёма продаж требуется тольконебольшое снижение цены, так что доход увеличивается с ростом выпуска. С другойстороны, если Е
Если спрос эластичен (Е>1), то предельный доходположителен. Если спрос неэластичен(Е
Это соотношение между эластичностью и предельным доходом имеет интересноеследствие.
Монополист, максимизирующий прибыль всегда выбирает такой объём выпуска,при котором спрос является эластичным.
Это можно доказать двумя способами. Во-первых, т.к. длямонополиста-производителя предельные издержки равны предельному доходу, авеличина предельных издержек является положительной, то предельный доход такжедолжен быть положительным при объёме выпуска, максимизирующем прибыль. Тогда изпредыдущего обсуждения вытекает, что в данной точке спрос эластичен. Во-вторых,при любом объёме выпуска, при котором спрос неэластичен, предельный доходявляется отрицательным, так что сокращение выпуска увеличило бы доход.Поскольку сокращение выпуска привело бы также к снижению издержек, то оновсегда должно приводить к увеличению прибыли в условиях неэластичного спроса.Но если прибыль может быть увеличена, значит, начальное значениене не быломаксимальным.
Этот результат означает, что для продукции монополиста при цене,максимизирующей прибыль, существует, как правило, хорошие заменители.Предположим, что только одна фирма “Диско” производила проигрыватели длякомпакт-дисков и, что её предельные издержки составляли 20$. Если бы “Диско” установила цену насвои проигрыватели в 20$, то мало кто стал бы проявлять интерес к традиционнымпроигрывателям для пластинок. Спрос на продукцию  “Диско” был бы неэластичным при данной цене.Если бы она повысила цену, то уступила бы лишь малую часть объёма своих продажв пользу производителей традиционных проигрывателей, и таким образом, могла быувеличить свои прибыли за счёт повышения цены. Однако, если бы  “Диско” подняла цену на свою продукцию до 500$или близко к этому уровню, тотрадиционные проигрыватели стали бы привлекательной альтернативой для многихпокупателей. При этой более высокой цене спрос, вероятно, стал бы эластичным, иснижения цены привело бы к существенному увеличению объёма продаж.
Эластичность спроса на любой продукт, по всей вероятности,тем выше, чем лучшим оказываются имеющиеся заменители данного продукта. И чемвыше цена любого продукта относительно цен возможных продуктов-заменителей, темболее привлекательными становятся эти заменители.

2.Сравнениемонополий и конкуренции.

Pc=MCc
Рm
MRk=P
Объём выпуска
Цена, предельные издержки
Рис. 2.1.
Цена и выпуск в условиях конкуренции и монополии
D
МR
Em
A
Qm
МC

Ek
MR=MC
MCm Используем теперь уже построеннуюнами модель выбора монопольного объема выпуска для того, чтобы показать, почемувласть монополий приводит к неэффективному распределению ресурсов.Воспользуемся рис.2.1, чтобы понять, что происходит, если конкурентная отрасльстановится монополией. Предположим, что кривая Dостается там же вне зависимости оттого, монополизирован ли рынок или он является конкурентным. Предположим также, что издержки для монополиста являются теми же самыми, что и дляконкурентной отрасли.
Если изображенная на рисунке 2.1. отрасль является конкурентной, торавновесный объем выпуска задается величиной Qc, а равновесная цена -Pc. В этой точке объем предложенияравен объему спроса. После того, как отрасль монополизируется, объем выпуска,позволяющий максимизировать прибыль, выбирается, таким образом, предельныеиздержки (МС) ра


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.