Содержание
Введение
1. Сущность и функции планирования науровне макро- имикроэкономики..........3
1.1. Предмет и метод внутрифирменногопланирования.........................................8
1.2. Содержание планирования ивиды планирования........................................11
1.3. Принципыпланирования..............................................................................14
1.4. Взаимосвязь стратегического и оперативногопланирования.......................................17
1.5. Процесспланирования в экономической организации...............................20
Вывод
Список использованной литературы
Введение
“Планирование- это совокупность действий, таких как исследование, аналитика и др., с цельюнахождения комплекса решений, направленных на достижение целей какой-либоличности, организации, ряда организаций или всех граждан и организаций врегионе, стране или в мире» [2,15].
Планированиеозначает прежде всего умение думать с опережением и предполагает системность вработе. “Планирование далеко от импровизации — оно требует аналитическогомышления” [2,15].
Предмети задачи данной работы:
* Изучение существующих практикпланирования на предприятии;
* Изучение методов выявления резервовповышения эффективности производства.
Для начала нужно ответить на вопросы:Для чего мы планируем? Зачем нужно планирование?
Мыпланируем потому что заботимся о том, что должно произойти. Потому что мы хотимпредвидеть и действовать, опережая время. Потому что мы можем избежать ошибок ииспользовать возможности. Этот закон, правило всегда присутствует впланировании. Итак сформулируем основные преимущества, которые нам даетпланирование:
· устранение неопределенности
· точное определение целей и действий поих достижению
· появление осмысленности в деятельности
· избежание ошибок в будущей деятельности
· возможность предвидеть и действовать вбудущей ситуации опережая время
Планирование,как мы его понимаем сейчас, является феноменом конца девятнадцатого века. Этопрофессиональная деятельность. Плановики стали профессионалами с опытом,который может быть полезен принимающим решения.
Планированиевозникло очень давно из различных исторических традиций:
* Городское планирование.
* Экономическое планирование.
* Здравоохранение
* Образование
* Корпоративное планирование
Развиваясь, эти виды исторического применения планирования,объединились в современную единую профессиональную деятельность.
Планирование возникло в конце девятнадцатого столетия дляконструирования или перепроектированияпространственных построений. Было, например, много сделано для модернизации итрансформации больших городов и проектирования новых систем железнодорожноготранспорта. Существует также более поздняя традиция планирования, уходящаякорнями в широкомасштабное экономическое планирование. Заботы об освоении географическогопространства, создании физических конструкций и промышленной продукции имеюттенденции к ориентированию на конечные результаты. План дает описаниепостроения новых конфигураций, производственных целей, которых надо достичь,или замысла очередной военной кампании. Поэтому издавна плановики обращаливнимание на конечный результат, а не на процесс.
Однакосейчас вполне очевидно, что для качественного планирования деятельностиплановик должен быть как-то связан с результатом своей работы: он должен либоотвечать за произведенное им планирование либо проектировать и планироватьсобственное развитие и благополучие, т.е. действовать в собственных интересах.
Соответственно, наиболее актуально и интересно будетрассмотрение технологии планирования на примере планирования собственной жизни.
1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ НА УРОВНЕ МАКРО- ИМИКРОЭКОНОМИКИ
Как уже отмечалось, туризм представляет собой, с одной стороны, сложнуюсоциально-экономическую систему, а с другой — отрасль экономики. Однакоего можно также в упрощенном варианте рассматривать как деятельность, и с этойточки зрения он будет подчиняться всем принципам и правилам, характерным дляпланирования в целом, безотносительно специфики отрасли или уровня, накотором оно осуществляется.
Планирование относится к выбору междуальтернативными действиями, а также включает в себя анализ будущего состояния,постановку основных целей и задач, призванных способствовать достижениюэтих целей.
Невозможно обойти вниманием обобщенноеопределение планирования, выведенное американским специалистом имеждународным консультантом в области планирования туризма Эдвардом Инскипом [93]. Так. он предлагает рассматриватьпланирование как организацию будущего для достижения ряда определенныхцелей и задач. Несмотря на кажущуюся простоту, данное определение очень точнопередает всю сущность процесса планирования. Его результатом являетсянекоторый план. План — это предвидимая и подготовленная на некоторыйпериод времени программа социально-экономического развития объекта ивсех его подразделений.
Планирование деятельности является наиболее важнойфункцией менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения,содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продажи продукции,приводится экономическая оценка затрат и ресурсов, конечных результатов производства.
В мире ограниченных производственныхресурсов рыночное планирование их использования служит основой экономическойсвободы как производителей товаров и услуг, так и потребителей материалы !ых благ. В условиях рынка, когда действующие цены на всепродукты и ресурсы свободно устанавливаются самими конкурирующимипроизводителями и потребителями, каждое предприятие или фирмасамостоятельно решают какие товары и в каких количествах им следуетпроизводить в предстоящем плановом периоде [15].
Планированиедеятельности стало в настоящее время экономическойосновой свободных рыночных отношений отдельных людей и целых трудовыхколлективов, малых и больших предприятий, разных фирм и организаций, всех хозяйствующих субъектов и экономическихобъектов с различными формами собственности. В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие междупроизводством и потреблениемпродукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения фирмами ипредприятиями. При этом производители сами стремятся к наиболее полномуудовлетворению своей продукцией и услугамивсех существующих потребителей, рыночные запросы которых становятся посуществу будущими планами производства предприятий и фирм.
В рыночной экономике, ориентирующейкаждого производителя и предпринимателя на максимальное удовлетворениепотребностей в своих товарах и получение наибольшего дохода, новые функцииприобретает внутрихозяйственное или внутрифирменное планирование деятельности на всехпредприятиях. Планирование призвано гарантировать не только выпускпользующейся высоким спросом у покупателей новой продукции, но иобеспечение всеми необходимыми экономическими ресурсами, а такжеспособствовать их наиболее эффективному и полному использованию идостижению возможного объема производства товаров, выполненияработ и оказания услуг, пользующихся спросом на рынке. А это, в свою очередь, предполагаетрациональное использование человеческогопотенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологическихметодов, денежных средств, информационныхвозможностей и многих других факторов.
Следовательно, сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих социально-экономическихцелей развития, выборе наилучшихспособов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов их^оковвыпуска товаров, выполнения работ иоказания услуг и установления таких показателей их производства, распределенияи потребления, которые при полномиспользовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых вбудущем качественных и количественных результатов [15].
Внутрифирменное планирование рыночнойдеятельности предприятий предусматривает не только целостное рассмотрениеряда производственно-хозяйственных, организационно-управленческих, финансово-экономических и многих иныхпроблем, но и ориентацию на будущее принимаемых решений. Поэтому всякое решениелюбой существующей проблемы в ходепланирования может рассматриваться каксредство для достижения более отдаленного результата.
При планировании для определения высшейценности ожидаемого близкогорезультата необходимо знать, какой исход или какая цель в конечном счете должны быть достигнуты на предприятии и в какой степени приближает к ним промежуточный планируемыйрезультат. Возможность приближения кконечным результатам делает процесс планирования важным показателем какстепени продвижения к поставленным целям,так и меры внешней ценности любого промежуточного результата. Правильнаяоценка при планировании степени соответствияитоговой плановой деятельности способствует обоснованному выбору не только важнейших экономических целей,но и необходимых средств дляосуществления их в планируемом периоде.
Вовсяком процессе планирования выбор основных целей и возможных средств или способов их выполнения тесно связаны и переплетенымежду собой. Выдвигаемые планово-экономические или иные внутрихозяйственные цели во многом влияют при имеющихся ограничениях и на выбор средств для их предстоящегоосуществления. Вместе с тем не менее очевиден и тот факт, что имеющиесяв распоряжении предприятия производственныересурсы, технологические средства и финансовыевозможности оказывают воздействие также и на определение стратегическихили тактических целей его развития. Наше представлениео возможных финансовых исходах или, точнее говоря, о финансовом состоянии предприятия влияет наобоснование тех важнейших илиприоритетных экономических целей, к которым следует стремиться при планированииих производственной деятельности. На современном этапе развития большинства предприятий туризма главной целью планирования является получение максимальной прибыли.А основными средствами для ее достижениямогут быть выбраны два известных способароста доходов предприятия: за счет экономного расходования применяемых ресурсов и на основе приращенияиспользуемого капитала. Первый путьориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй — на повышение результатовпроизводства.
В процессе планирования необходимкомплексный, системный подход к решению возникающих на предприятиипроизводственно-экономических и всех иных проблем. Формулировкапроизводственных целейи выбор экономических ресурсов, направленных на достижение требуемых рынком плановых показателей или задач,представляет перспективноепланирование или комплексное решение будущих проблем. В связи с этим внутрифирменное планированиеподразумевает, что ни однапроизводственная или предпринимательская проблема не должна рассматриваться изолированно друг от друга икаждая из них формулируется с учетомее принадлежности к системе или множеству взаимосвязанных задач или целей, выступающих на каждом предприятии как-единаяэкономическая система. Следовательно, рыночноепланирование внутрихозяйственной деятельности на различных предприятияхи в фирмах состоит в разработке вариантовжелаемого будущего и нахожденияпутей более эффективного приближения к нему.
Любой план, как текущий, так и перспективный,должен быть осуществимым, жизнеспособным и гибким к внутренним ивнешним изменениям производственной рыночной системы и ее окружения. Рыночный планразвития предприятия должен быть наилучшим из возможных в данныхусловиях вариантов, способным легко претерпевать любые предстоящиеизменения внутрифирменной деятельности. Он может непрерывнопересматриваться под влиянием новых рыночных требований, вновьполученной нормативной информации, приобретения научных знаний и производственного опыта,появления новых плановых проблем и выборановых экономических целей [15].
Планированиев условиях рынка также служит основой осуществления множества разнообразныхэкономических, организационных,управленческих, социальных и многих других функций, характеризующих степень развития современногопроизводства. Механизм ихвзаимодействия требует объединения в общий комплексный план или единую плановуюсистему соответствующих целей и средств их достижения. Например, при планировании различных экономических показателей перспективной деятельностипредприятия следует наиболее полноиспользовать существующую систему прогрессивных нормативов, передовыхстандартов, научных положений и экономических целей.
Основные экономические функции и формируемые цели каждого предприятия должны впроцессе планирования его развития достаточно полно отражаться как вкраткосрочных, так и в долгосрочных планах.
Планирование внутрифирменнойдеятельности является на предприятии одной из важнейших функций управления производством. Применяемаяв современном менеджменте классификация общих управленческихфункций была впервые сформулирована его основателями Ф. Тейлором, А. Файолем, Г. Эмерсоном и дополнена многими зарубежными и отечественными учеными. Онапредставляет собой систему организационно-управленческих функций, каждая изкоторых непосредственно относится кплановой деятельности всех фирм и предприятий: обоснование цели,формирование стратегии, планирование работы,проектирование операций, организация процессов, координация работ,мотивирование деятельности, контроль хода работ, оценка результатов, корректировка цели, изменение планови т. п.
Во внутрифирменном плане, как и в любомдругом, отдельные части или функции объединяются в единую комплексную системусоциально-экономического развития. Рыночное планирование по существу является процессомсинтеза, результатом которого всегда становится некоторая прогнозируемаясистема, характеризующая совокупность взаимосвязанных частейединого хозяйственного комплекса. Оптимальный внутрифирменный план внаиболее полной степени отражает свойства, функции и цели всего предприятия.Всякая целостная система всегда обладает свойствами, которые отсутствуют у еечастей. Поэтому комплексный внутрихозяйственный план предприятия, представляющийсобой научно обоснованную систему решений совокупности производственных, технических,экономических, социальных, финансовых и иных функций и проблем,может быть реализован, даже если ни однЛи его частей,рассматриваемыхпорознь, неосуществима. Нереальные на этапе планирования решениямогут взаимодействовать таким образом, что они дадут в будущем вполнедостижимую систему планируемых решений.
Внутрифирменное планирование в условияхрыночной экономики — это процесс непрерывной творческой деятельности, научнообоснованная системасвободного выбора основных видов продукции иуслуг предприятия, важнейших экономических и социальных целей его перспективного развития, наилучшихтехнических средств и орга организационных способов решения выдвинутых перспективныхцелей и задач. Оно позволяет каждомупредприятию планировать и соизмерять своизатраты и результаты, нормы расходуемых ограниченных ресурсов иполучаемых совокупных доходов на всех стадиях хозяйствования и уровнях управления. В свободных рыночных отношенияхпредприятий основные функции внутрихозяйственного планирования получили в настоящее время свое дальнейшее развитие ирасширение: от технико-экономическогообоснования отдельных разделов и частей плана до разработки новыхкомплексных бизнес-планов.
1.1. Предмет и метод внутрифирменногопланирования
Современное внутрифирменноепланирование заключается в определении будущего желаемого состояниявсего предприятия, отдельных производственных систем, экономических показателейили иных конечных результатов и тех целесообразных решений, которыенеобходимо осуществить, чтобы вывести объект или фирму из существующего положения в новоепредполагаемое или планируемое. Механизм внутрифирменного планированияосновывается на взаимодействии процессов микроэкономического исследованиянастоящего состояния предприятия и моделирования прогнозируемого уровняего развития в будущем. Поэтому в сам процесс планирования входят выбор целейи установление требуемых путей их достижения. На первом этапе на основеанализа фактических или исходных данных определяется желаемое состояние планируемогообъекта или системы, выраженное в качественных или количественных показателяхи характеристиках уровня его дальнейшего развития. На этой базе в дальнейшемосуществляется проектирование или непосредственное планирование комплексатехнических, организационных, экономических и других мероприятий, с помощьюкоторых будет обеспечиватьсяих выполнение на предприятии [15].
Процесспланирования проходит обычно несколько стадий или этапов. В европейском бизнесепринято выделять четыре основных этапа, или уровня, планирования: разработкаобщих целей, определение конкретных задач, выбор основных путей и средств ихдостижения, контроль за их выполнением.Планирование всегда опирается на фактическиеи нормативные данные настоящего или даже прошло-. го периода (при условии их соответствия современным требованиям), ностремится установить и контролировать процесс развития предприятия как в будущем, так и в настоящем времени.Степень обоснованности любых планов во многом зависит от достоверностиисходных показателей, характеризующих достигнутый уровень развития отдельной фирмы (предприятия). Поскольку каждоепредприятие является лишь небольшойчастью общей рыночной системы или экономики страны в целом, постолькудля планирования его деятельности необходимоиметь как можно больше точных микроэкономических и макроэкономическихпоказателей. В большинстве случаев общие показатели рынка или основныемакроэкономические факторы, допустим темпыразвития (роста), могут служить исходными данными для планированиявнутрифирменной деятельности различных предприятий и их подразделений. Сложность рыночного планирования состоит втом, что некоторые макроэкономические процессы, например кризисы, забастовки, вообще не поддаются точномупланированию. Многие микроэкономические показатели, характеризующиерынок в целом, деятельность конкурентов, объемы спроса и другие, также необладают высокой степенью достоверности и точности. Отсюда вытекает, что любое внутрифирменное планирование вусловиях рыночной экономики базируется, как правило, на неполныхданных. Это предполагает не толькообъективную необходимость контроля за выполнением планов, но ивозможность корректировки тех или иных плановых показателей.
В современном отечественном производстве (в том числе и в туризме)планирование внутрифирменной деятельности предприятий служит основой такихважнейших функций менеджмента, как организация, учет, контроль,регулирование и стимулирование. Очевидно, что данные функции определяют нетолько основной предмет планово-экономической деятельности фирм и другихпредприятий, но и, главным образом, объект внутрихозяйственногопланирования. Основными объектами изучения внутрифирменного планированиявыступают все существующие хозяйствующие субъекты, коммерческие организации июридические лица, главной целью которых является извлечение прибыли из своейпроизводственной и хозяйственной деятельности.
Методология внутрифирменного рыночногопланирования охватываетсовокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов,экономических положений, современных требований рынка и признанных передовойпрактикой методов разработки планов. Методика планирования характеризуетсостав применяемых на том или иномпредприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановыхпоказателей, а также содержание, форму,структуру и порядок разработки внутрифирменного плана. Процессразработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому долженосуществляться в соответствии спринятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание,требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана иобоснования его показателей, а также регулируетмеханизм взаимодействия производственных подразделений, функциональныхорганов и плановых служб в совместной повседневнойдеятельности. Методология, методика и технология выполнения плановойдеятельности на различных предприятиях и фирмах в наиболее полной мере определяют в целом и предмет внутрифирменногопланирования [15].
1.2. Содержание планирования и видыпланирования
Содержание внутреннего планирования и всей рыночной экономики в целом включает в себя следующиевопросы:
1. Какую продукцию,товары или услуги следует производить на предприятии?
2.Сколько продукции или товаров выгоднопредприятию производить и, какие экономические ресурсы следует использовать?
3.Как эту продукцию (услугу) надопроизводить, какую технологию применять и как организовать производство?
4.Кто будет потреблять производимуюпродукцию (услугу), по каким ценам ее можно продавать?
5.Какпредприятие может приспособиться к рынку и, как оно будет адаптироватьсяк внутренним и внешним изменениям рынка?
Все виды внутрифирменного и корпоративного планирования могут бытьсистематизированы по таким основным классификационным признакам, каксодержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия,сфера применения, стадии разработки, степень точности и др.
1. По содержанию плановследует выделять такие виды внутреннего планирования, как:технико-экономическое, оперативно-производственное, организационно-технологическое,социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное,бизнес-планирование и др. Каждый из них предусматривает выбор своей системыплановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, срокивыполнения работ, конечные или промежуточные результаты и т. д.
2.По уровнюуправления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятияхпринято различать такие виды внутреннего планирования, как фирменное,корпоративное или иные системы планов, относящиеся к высшему управленческомузвену или в целом ко всей хозяйственной организации. На среднем уровне управления этоцеховая система планирования, на нижнем —производственная или оперативно-производственная, которая, как правило,охватывает отдельные объекты планирования(участок, бригада, рабочее место и т. д.).
3.По методам обоснования на практике находят применениеследующие системы внутрифирменногопланирования: рыночное, индикативное и административное, или централизованное.На предприятиях с государственной, федеральной, муниципальной и другими формами общественной собственности преобладаетцентрализованная, или административная, система планирования. Вхозяйственных товариществах и акционерных обществах, а также на иныхпредприятиях с частной формой собственности применяются виды рыночного или индикативного планирования. Важнейшимиэкономическими регуляторами илиориентирами в этом случае служат соответственно механизмы свободныхрыночных отношений, система взаимосвязанных индикаторов или показателей,централизованные или директивные решениявышестоящих органов управления. Рыночное самопланированиеосновано на взаимодействии спроса, предложения и цен на производимыетовары и услуги. Если величина спроса на данный товар превышает предложение, то соответствующим образом увеличиваетсяи цена товара, а следовательно, планируется расширение его производства. Приснижении цен и объема продажи товара его выпуск в плане также автоматическиснижается. Индикативное планирование - это по существу государственноерегулирование цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, банковскихпроцентных ставок за кредит, минимального уровня средней заработной платы идругих макроэкономических показателей. Централизованное, или директивное,планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателейнатуральных объемов производства продукции (услуг), номенклатуры выпуска исроков поставки товаров, а также многих иныхэкономических нормативов. Эти три системы внутрифирменного планирования непротиворечат одна другой и могут применяться одновременно в той мере, в какой требуется расширениеили сужение зоны использования того либо иного их вида.
4. По временидействия внутрифирменное планирование бывает краткосрочным, или текущим;среднесрочным, или годовым; долгосрочным, или перспективным. Долгосрочноепланирование обычно осуществляется на период от 3 до 10 лет, среднесрочное — впределах от Iдо 3 лет, акраткосрочное- в течение одного планового года, квартала, месяца, декады или недели.
5. По сфереприменения внутреннее планирование подразделяется на межцеховое,внутрицеховое, бригадное и индивидуальное. Их объектом служитсоответствующая производственная система или подразделение предприятия.
6. По стадиямразработки планирование бывает предварительное и окончательное. На первомэтапе обычно разрабатываются проекты планов, которые после ихутверждения на втором этапе получают затем силу законов (внутренних иливнешних нормативных актов).
7. По степениточности планирование может быть укрупненным и уточненным. Точность планов восновном зависит от применяемых методов, нормативных материалов и сроков планирования, атакже, главным образом, от уровня профессиональной подготовки и производственногоопыта экономистов-менеджеров или плановиков-исполнителей.
8.По типамцелей, учитываемым в планировании, оно может быть определено как оперативное,тактическое, стратегическое или нормативное.В процессе планирования преследуется три основных типа целей: задачи, которые необходимо решить впределах планируемого периода; цели, или вехи, к которым предполагаетсяприблизиться в рамках планируемого периода или которые могут быть достигнуты позднее; идеалы, которые не считаютсядостижимыми, но приближение к которым предусматривается в планируемом периодеили за его пределами.
1.3. Принципы планирования
Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем [15]. В качестве основных требований к разработкепрограммыдействия или планов предприятия им были названы пять основополагающихпринципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.
Принципнеобходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовойдеятельности. Всякий труд, как известно, — это целесообразная деятельность, направленная на преобразованиеприродных ресурсов' в готовуюпродукцию или услуги и удовлетворение потребностей людей. А. Файоль заметил также, что никто не оспаривает пользыпрограммы действия: прежде чем действовать, мы должны знать, что хотим и что можем [15]. Отсутствие плана или программы, какправило, сопровождаетсяколебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, являющимися причинами плохогосостояния, если не крахом дел. Вопросо необходимости плана на каждом предприятии, видимо, даже не должен ставиться: программа предстоящих действий является безусловно необходимой. Планы, илипрограммы, могут быть разные: простыеи сложные; краткие или очень подробные; на продолжительный или короткий срок; внимательнорассмотренные или принятые наспех;хорошие, посредственные или плохие. Принцип необходимости или обязательности планирования особенно важен вусловиях свободных рыночныхотношений, т. к. его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рациональногоиспользования о1раниченных ресурсовна всех без исключения предприятиях.
Принцип единства планов предусматриваетразработку общего или сводного плана социально-экономического развитияпредприятия. Единствопланов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различныхподразделений предприятия на горизонтальном ивертикальном уровнях планирования и управления. Внутрифирменное планирование является по своему назначениюосновой соблюдения единства планов на уровне предприятия (фирмы).
Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятиипроцессы планирования, организации и управления производством, каки трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой идолжны осуществляться постоянно и без остановки. Чтобы не было перерывов илиостановок в производственной деятельности, необходимы не только непрерывностьпланирования, но и соответствующее обновление выпускаемой продукции ивыполняемых работ. Это предполагает, что на смену одному плану производстваприходит без перерыва Другой: один товар своевременно заменяется потребованию рынка иным. Кроме того, непрерывность планирования означаетпостепенный переход от стратегических планов к тактическим, а от них — к оперативным, а такженеобходимое взаимодействие между краткосрочными и долгосрочнымипланами. На большинстве отечественных предприятий в условиях рынкадействуют в основном годичные планы. Все другие виды программ какбольшей, так и меньшей продолжительности должны быть строго согласованы сгодовыми планами и могут функционировать одновременно. В процессенепрерывного планирования происходит заметное сближение фактических и плановыхпоказателейпроизводственно-экономической деятельности.
Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностьюпланирования ипредполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Постоянные изменения в технике,технологии и организации производства приводят обычно к снижению расходазапланированных ресурсов и кнеобходимости уточнения первоначальных планов. В условиях рынка возможны также значительные колебанияспроса, изменения действующих цен итарифов, которые тоже ведут к соответствующим поправк