1. Управление в деятельности человека и общества.
1. Представьте себе, что автомобиль, в котором Вы едите, сломался в самое неподходящее время и в самом неподходящем месте. Конечно, возможно расстроенные путешественники смогут его починить. Однако случается, что в подобных случаях дело обстоит значительно сложнее. Водитель и пассажиры могут быть неспособны, чисто физически, выполнить какую-либо операцию. Или, обладая физической возможностью, не имеют знаний и навыков ремонта. Или, располагая возможностью, знаниями и навыком, не имеют желания. Наконец, при наличии всех этих условий, просто отсутствует необходимый инструмент.… Тогда не обойтись без помощи других людей. И оказывается, совсем не обязательно обладать физической возможностью для ремонта, иметь знания, опыт и инструменты, а можно поручить кому-то другому его выполнить.
Следует отметить, что человек, решивший возложить реализацию своих целей на другого человека, должен обладать иными знаниями, навыками и средствами, нежели тот, кто всё делает сам. Действительно, а заинтересован ли другой человек сделать ремонт? Как его заинтересовать? Правильно ли он понял, что мы от него хотим? Как это проверить? Не будет ли он халтурить? Поэтому требуется умение убеждать, призывать к действию, координировать усилия, контролировать правильность выполнения, обладать необходимой суммой наличных денег. Другими словами, требуется умение управлять. «Делать что-то руками других людей» — такое простейшее определение управления, данное американскими специалистами.
Управление — это вид деятельности человека, возникший в её структуре по мере её оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ. Особенностями этого вида деятельности являются предвидение, самоорганизация, контроль по плану действий, осознание потребностей. Сущность управления проявляется в том, что это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и совместной деятельности.
Содержание менеджмента, как вида деятельности, состоит в планировании, организации работы, координации действий во времени и пространстве, контроле и учёте участия работников в трудовом процессе.
Таким образом, управление есть элемент, функция, внутренне присущая любому процессу труда. Оно как специфический вид общественной деятельности призвано определять цели функционирования производства в соответствии с присущими ему условиями и закономерностями развития, устанавливать согласованность, четкую взаимосвязь и взаимодействие между отдельными составными частями (звеньями, элементами) системы, обеспечивать планомерное ее развитие, организацию работы всей кооперации и каждого работника в ней, координацию действий во времени и пространстве, то есть добиваться поставленных целей путем согласованных действий всех участников кооперации и соответствующей организации имеющихся ресурсов.
Эффективность общественного или совместного труда людей обеспечивается наличием управления как обязательного составного элемента совокупного труда, выполняющего особые функции в общем процессе производства. От реализации управления во многом зависят эффективность, результативность совместных действий. Производство в целом как система предполагает управление средствами труда и управление работниками.
Согласование действий работников, управляющих средствами труда (вещами), объединенных в группы, коллективы, требует, в свою очередь, управления ими со стороны других работников, составляющих управленческий аппарат.
Для управленческих работников процесс управления — непосредственная профессиональная обязанность. Здесь предметом труда служат информация, связи, отношения, то есть сам процесс воздействия на объект во всем его многообразии. Продуктом управления является упорядоченность системы, достигаемая решениями (приказами, распоряжениями, указаниями), принимаемыми на основе анализа информации и направленными на выполнение намеченных целей.
Таким образом, современное управление есть управление людьми в процессе их труда в общественном производстве. Осуществляется оно людьми, которые устанавливают цель и разрабатывают программу поведения объекта управления, контролируют ход ее выполнения, вносят необходимые изменения с целью удержать производственный процесс в заданных программой границах или перевести его в новое состояние на основе познания присущих ему закономерностей. Эффективность управления определяется тем, насколько правильно понимается и на деле обеспечивается взаимодействие сознательной руководящей деятельности и объективных закономерностей развития общественного производства. Задача субъектов управления и состоит в том, чтобы, познав объективные законы, осознанно, в строгом соответствии с ними воздействовать на управляемый объект.
2. Разновидности и формы воздействий в управлении.
Способы психологического воздействияотносят к числу важнейших элементов психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности. К способам психологического воздействия относятся внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, требование, запрещение, плацебо, порицание, командование, обманутое ожидание, «взрыв», метод Сократа, намек, комплимент, похвала, просьба, совет. Рассмотрим их более подробно.
Влияние в менеджменте/> — это прямое или косвенное воздействие на людей (индивидуумы, группы/>), вызывающее изменение их поведения. При этом влияющий субъект может осознавать цели и последствия своего влияния или нет. Один из главных инструментов влияния — власть/>;
Мотива́ция(от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотивация имеет под собой интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на процесс.Мотив(лат. moveo— двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Виды мотивации
Внешняя мотивация(экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация(интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.
Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.
Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:
Мотив самоутверждения— стремление утвердить себя в социуме;
Мотив идентификации с другим человеком— стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.).
Мотив власти— стремление индивида влиять на людей.
Процессуально-содержательные мотивы— побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами.
Экстринсивные (внешние) мотивы— такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды экстринсивных мотивов:мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми и др;
Мотив саморазвития— стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию.
Мотив достижения— стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности;
Просоциальные (общественно значимые) мотивы— мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом.
Мотив аффилиации(от англ. affiliation— присоединение) — стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними.
Негативная мотивация— побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки.
Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т. п.);материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии);социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм);лишение свободы;физическое наказание.
3. Структурно-содержательный аспект управления.
Управление – это сложный процесс, предполагающий определенную последовательность действий менеджера во времени и пространстве. В чем же содержание управленческой деятельности?
Структурно-содержательный аспект управления, или состав видов деятельности, характеризующих содержание управления, можно представить следующим образом:
КООРДИНАЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬ (УЧЕТ)
ИССЛЕДОВАНИЕ АКТИВИЗАЦИЯ (МОТИВАЦИЯ)
1. ПЛАНИРОВАНИЕ (ПРОГНОЗИРОВАНИЕ) — определение перспектив, стратегии, темпов развития, разработка планов.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ – создание эффективно действующей системы (структуры), объединяющей всех работников для достижения целей фирмы.
3. КОНТРОЛЬ — ежедневная деятельность менеджера по: УЧЕТУ (сбору и обработке данных), АНАЛИЗУ (изучению данных и составление аналитической информации), ОЦЕНКЕ результатов (сравнение с планом).
4. КООРДИНАЦИЯ – обеспечение согласованной деятельности всех работников согласно
Плана.
5. РЕГУЛИРОВАНИЕ – поддержание функционирования управляемой системы в заданном режиме работы.
6. АКТИВИЗАЦИЯ – мотивация, стимулирование, воодушевление работников для успешного выполнения поставленных перед ними задач.
7. ИССЛЕДОВАНИЕ – изучение фактов, определение проблем постановка и решение задач для поиска лучших вариантов управленческих решений.
Эти семь функций названы основными функциями управления, потому что они отражают содержание управления как такового, независимо от конкретных условий или сфер управления. Для того чтобы управлять, ВСЕГДА НЕОБХОДИМО планировать, организовывать работу людей, контролировать ее, координировать и регулировать деятельность людей, исследовать все процессы их деятельности.
Но основные функции не отражают процесса деятельности. Как строится в управлении последовательность действий? Существуют процессуально содержательные функции управления:
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (первичная фаза управления, выработки и принятия решений, заключающаяся в постановке генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем, назначением (миссией) системы, стратегическими установками), ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ (результат восприятия ситуации и ее интерпретации (объяснения на основе категоризации), выступающий в качестве основного регулятора социального поведения человека), ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ (перевод управляемой системы в новое состояние).
4. Процессно-содержательный аспект управления.
См.вопр.3
5. Кибернетический подход в менеджменте.
кибернетический подход, являющийся методологией общей теории управления (кибернетики) и представляющий собой исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде, выявления прямых связей (по которым к объекту управления передается входная командная информация от управляющей системы) и обратных связей (по которым к управляющей системе передается информация о состоянии объекта управления), изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы как неких «черных ящиков» (систем, которые в силу своей чрезвычайной сложности не могут получить конкретного определения; их поведение изучается путем выявления логических и статистических связей, существующих между вводимой и выводимой информацией, доступной исследователю, а внутреннее устройство может быть и неизвестно);
6. Процесс управления как управленческие действия.
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ— совокупность действий субъекта управления, осуществляющего управление экономической системой, и соответствующего поведения управляемого объекта (объектов). Включает ряд взаимосвязанных аспектов:
информационный: сбор и обработка статистической информации и доведение до исполнителей управляющих сигналов;
модельный: разработка и реализация системы моделей прогнозирования и планирования для различных уровней и с разными временными горизонтами (см. Горизонт планирования);
критериальный— выявление и фиксация системы общественных (корпоративных и иных) целей, приоритетов и критериев;
алгоритмический— собственно формирование планов с учетом экономических возможностей и общественных потребностей, а также непосредственных и долговременных последствий принимаемых решений;
стимулирующий: определение системы предпочтений элементов экономической системы, выработка и реализация таких форм и принципов организации их деятельности, при которых интересы системы воспринимаются коллективами и собственниками предприятий, отдельными участниками экономического процесса как их собственные интересы.
Метод управления представляет собой правовое средство, которое используется для достижения целей, решения задач и осуществления функций государственной управленческой деятельности.
Метод управления обязательно находит свое выражение в форме управления. Иначе говоря, если бы не существовало формы управления, методы управления, т. е. способы управляющего воздействия субъекта управления на объект, потеряли бы всякий смысл.
1) по содержанию — на правотворческие (правоустановитель-ные) и правоприменительные;
2) по целенаправленности (целям использования) — на внутренние и внешние;
3) по способу выражения — на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (т. е. при помощи знаков дорожного движения, жестов сотрудника ГИБДД и т. д.).
На сегодняшний день складывается следующая система форм управленческих действий (форм управления):
1) издание нормативных правовых актов.
2) издание ненормативных и индивидуальных правовых актов;
3) заключение договоров (например, административных договоров, международных соглашений);
4) совершение юридически значимых действий или действий юридического характера на основе закона или на основе изданного правового акта управления
5) осуществление организационных действий;
6) выполнение материально-технических действий.
Из этих форм управления первые четыре являются правовыми, а остальные — неправовыми.
Неправовые формы управления (организационные формы) традиционно включают:
1) организационные действия (или мероприятия): общественно-организационные действия или действия организационно-инструкционного характера; проведение совещаний; распространение положительного опыта, информации о негативных явлениях в управлении и степени их распространенности;
2) материально-технические действия: формы управленческой деятельности, призванные обеспечить эффективность государственно-служебной деятельности и связанные с ведением делопроизводства, регистрацией, оформлением, размножением и рассылкой документов, материалов, справок, обработкой информации.
7. Система управления как среда воздействия.
Система управления — систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определённых целей данным объектом. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей.
Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.
Техническая система управления — устройство или набор устройств для манипулирования поведением других устройств или систем.
Объектом управления может быть любая динамическая система или её модель. Состояние объекта характеризуется некоторыми количественными величинами, изменяющимися во времени, то есть переменными состояния. В естественных процессах в роли таких переменных может выступать температура, плотность определенного вещества в организме, курс ценных бумаг и т. д. Для технических объектов это механические перемещения (угловые или линейные) и их скорость, электрические переменные, температуры и т. д. Анализ и синтез систем управления проводится методами специального раздела математики — теории управления.
Системы управления разделяют на два больших класса:Автоматизированные системы управления (АСУ) — с участием человека в контуре управления;Системы автоматического управления (САУ) — без участия человека в контуре управления.
Мотивация персонала – одно из самых сложных направлений деятельности управленцев, а умение мотивировать подчиненных – большое искусство.
Основные принципы системы мотивации
проста и понятна всем;
прозрачна и публична;
максимально объективно учитывать результаты деятельности, квалификацию и т. д.;
приниматься (утверждаться) коллегиально.
Только при соблюдении этих правил у персонала компании формируется устойчивое мнение, что каждый сотрудник имеет возможность контролировать (в отдельных случаях даже самостоятельно просчитывать) результаты деятельности.
По мнению большинства российских HR-менеджеров, самой сложной является разработка материальной системы мотивации.
Лояльность персонала
Любая система мотивации преследует несколько целей, одна из которых – формирование лояльности персонала.
В решении данной проблемы видятся три основных направления:
1. Очень важно продиагностировать истинную причину воровства, поскольку без этого трудно построить грамотную системы защиты.
2. Лояльность персонала к компании не приходит сама собой.
3. Не стоит лишний раз провоцировать сотрудников на воровство.
Цели разработки системы мотивации персонала компании:
• удержание сотрудников в организации,
• повышение результативности и эффективности сотрудников,
обеспечение преданности (приверженности) сотрудников.
Основные виды мотивации:
См.вопр.2
ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
Система оплаты труда является составной частью системы мотивации персонала и потому в широком смысле нацелена на решение уже сформулированных выше целей мотивации.
СИСТЕМА ОКЛАДОВ (ПОСТОЯННАЯ ЧАСТЬ ОПЛАТЫ ТРУДА)
РАНЖИРОВАНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ является самым простым и наименее точным методом классификации. Путем эмпирического анализа описаний должностей каждой должности присваивается определенный ранг, например: уборщица- 1-й ранг, слесарь -2-й ранг, секретарь — 2-й ранг, начальник отдела охраны — 3-й ранг и т. д.
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ РАЗРЯДОВ является одним из наиболее распространенных
методов классификации должностей. Первоначально служба персонала устанавливает иерархию разрядов или классов, отличающихся друг от друга масштабом ответственности, важностью выполняемых функций, вкладом в достижение целей организации, требуемым уровнем квалификации, напряженностью труда. После того, как система разрядов с детальным описанием каждого из них создана, описания должностей сравниваются с описанием разрядов, и каждой должности присваивается тот разряд, характеристикам которого наиболее удовлетворяет её описание.
СИСТЕМА БАЛЛОВ
ПРЕМИАЛЬНАЯ СИСТЕМА (ПЕРЕМЕННАЯ ЧАСТЬ ОПЛАТЫ ТРУДА}
___________________________________________________________________
8. Механизм управления как средства воздействия.
Методы управления персоналом — способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Так, в зависимости от характера воздействия на человека выделяют:
· методы стимулирования,связанные с удовлетворением определенных потребностей сотрудника;
· методы информирования,предполагающие передачу сотруднику сведений, которые позволят ему самостоятельно строить свое организационное поведение;