Министерствообразования Российской Федерации
Московскийавиационный институт
(государственный технический университет)
Реферат
по дисциплине
Логистика
на тему Организация единого технологическогопроцесса функционирования складов
Выполнила:
Проверила:
Кокорева А. В.
Москва-2005
Cодержание.
Введение. 3
Глава 1. Организация единоготехнологического процесса
функционирования склада. 4 1.1. Основныефункции складов в логистической системе. 4
1.2. Логистическийпроцесс на складе. 6
Глава 2. Логистическийпроцесс на складе автобазы. 12
2.1. Материально-техническое снабжение автобазы. 12
2.2. Структура склада. 12
Заключение. 16
Список литературы. 18
Приложение. 19
Введение.
Перемещение материальныхпотоков в логистической цепи невозможно безконцентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которыхпредназначены соответствующие склады. В связи с этим проблемы, проблемысвязанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние нарационализацию движения материальных потоков в логистическойцепи, использование транспортных средств и издержек обращения.
Цель работы рассмотретьорганизацию единого технологического процесса функционирования складов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные функции складов.
2. Рассмотреть организацию логистического процесса функционирования складов.
3. Охарактеризовать логистическийпроцесс на складе автобазы.
4. Рассмотреть структуру склада.
Реферат состоит извведения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Раздел 1. Организация единого технологического процессафункционирования складов.
1.1. Основные функции складов в логистическойсистеме.
Современный крупный склад– это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленныхвзаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функцийпо преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке ираспределению грузов между потребителями. При этом в силу многообразияпараметров, технологических и объемно-планировочных решений, конструкцийоборудования и характеристик разнообразной номенклатуры перерабатываемых грузовсклады относят к сложным системам. В то же время склад сам является всего лишьэлементом системы более высокого уровня – логистическойцепи, которая и формирует основные итехнические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ееоптимального функционирования, диктует условия переработки груза.
Основное назначениесклада – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного иритмичного выполнения заказов потребителей. К основным функциям склада можно отнестиследующие.
1. Преобразование производственногоассортимента в потребительский в соответствии со спросом – созданиенеобходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов.
2. Складирование и хранение позволяет выравниватьвременную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможностьосуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарныхзапасов.
3. Унитизацияи транспортировка грузов. Длясокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для несколькихклиентов, до полной загрузки транспортного средства.
4. Предоставление услуг. Среди них:
· Подготовкатоваров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка);
· Проверкафункционирования приборов и оборудования, монтаж;
· Приданиепродукции товарного вида, предварительная обработка;
· Транспортно-экспедиционныеуслуги.
Важным вопросом, которыйдолжен быть рассмотрен при решении проблемы обеспечения складской площадью, — это владение складом. Существуют два варианта: приобретение складов всобственность или использование складов общего типа (СОП). При выборе одного извариантов решающим является условие минимума затрат.
Территориальноеразмещение складов и их количество определяется мощностью материальных потокови их рациональной организацией, спросом на рынке сбыта, размерами региона сбытаи концентрацией в нем потребителей, относительным расположением поставщиков ипокупателей, особенностями коммуникационных связей.
При определении складскихмощностей необходимо учитывать требования, предъявляемые к условиям и срокамхранения конкретного вида сырья, материалов, готовой продукции.
При выборе местарасположения склада из числа возможных вариантов оптимальным считается тот,который обеспечивает минимум суммарных затрат на строительство и дальнейшуюэксплуатацию склада и транспортных расходов по доставке и отправке грузов.
Правильный выбор системыскладирования позволяет добиться максимального использования складскихмощностей, а значит, сделать функционирование склада рентабельным.
1.2. Логистический процесс наскладе.
Логистическийпроцесс на складе сложен, посколькутребует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза ифизического распределения заказов. Поэтому логистическийпроцесс на складе включает:
· Снабжениезапасами;
· Контрольза поставками;
· Разгрузкуи приемку грузов;
· Внутрискладскуютранспортировку и перевалку грузов;
· Складированиеи хранение грузов;
· Комплектацию(комиссионирование) заказов клиентов и отгрузку;
· Транспортировкуи экспедицию грузов;
· Сбори доставку порожних товароносителей;
· Контрольза выполнением заказов;
· Информационноеобслуживание склада;
· Обеспечениеобслуживания клиетов (оказание услуг).
Функционирование всех составляющихлогистического процесса должно рассматриваться вовзаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет не только четкокоординировать деятельность служб склада, он является основой планирования и контроля за продвижением грузана складе с минимальными затратами.
Снабжение запасами.Координация службы закупки осуществляется в ходе операций по снабжению запасамии посредством контроля за ведением поставок. Основная задача снабжения запасамисостоит в обеспечении склада товаром (или материалом) в соответствии свозможностями его переработки на данный период при полном удовлетворениизаказов потребителей.
Контроль за поставками.Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяетобеспечить ритмичность переработкигрузопотоков, максимальное использование имеющегося объема склада и необходимыеусловия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборотсклада.
Разгрузка и приемкагрузов. При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условияпоставки заключенного договора (раздел «Базис поставки»). Соответственноподготавливаются места разгрузки под указанное транспортное средство инеобходимое погрузочно-разгрузочное оборудование. Проводимые на данном этапеоперации включают:
· Разгрузкутранспортных средств;
· Контрольдокументального и физического соответствия заказов поставки;
· Документальноеоформление прибывшего груза через информационную систему;
· Формированиескладской грузовой единицы.
Внутрискладскаятранспортировка. Внутрискладскаятранспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада:с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и напогрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транспортныхмашин и механизмов. Транспортировка грузов внутри склада должна осуществлятьсяпри минимальной протяженности во времени и пространстве по сквозным«прямоточным» потокам.
Складирование и хранение.Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рациональногоскладирования – эффективное использование объема зоны складирования. Процессскладирования и хранения включает:
· Закладкугруза на хранение;
· Хранениегруза и обеспечение соответствующих для этого условий;
· Контрольза наличностью запасов на складе, осуществляемый через информационную систему.
Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка. Процесс комплектациисводится к подготовке товара в соответствие с заказом потребителей.Комплектация и отгрузка заказов включают:
· Получениезаказа клиента (отборочный лист);
· Отбортовара каждого наименования по заказу клиента;
· Комплектациюотобранного товара для конкретного клиента в соответствии с его заказом;
· Подготовкутовара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель);
· Документальноеоформление подготовленного заказа и контроль за подготовкой заказа;
· Объединениезаказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных;
· Отгрузкугрузов в транспортное средство.
Комиссионированиезаказов клиентов проводится в зонекомплектации. Подготовка и оформление документации осуществляется черезинформационную систему. При комплектации отправки благодаря информационнойсистеме облегчается выполнение функции объединения грузов в экономичную партиюотгрузки, позволяющую максимально использовать транспортное средство.
Транспортировка иэкспедиция заказов могут осуществляться как складом, так и самим заказчиком.Наиболее распространена и экономически оправдана централизованная доставказаказов складом.
Сбор и доставка порожних товароносителей. Товароносители(поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках чащевсего бывают многооборотные, а потом требуют возврата отправителю.
Информационноеобслуживание склада предполагает управление информационными потоками и являетсясвязующим стержнем функционирования всех служб склада. Информационноеобслуживание охватывает:
· Обработкувходящей документации;
· Предложенияпо заказам поставщиков;
· Оформлениезаказов поставщиков;
· Управлениеприемом и отправкой;
· Контрольналичия товаров на складе;
· Приемзаказов потребителей;
· Оформлениедокументации отправки;
· Диспетчерскуюпомощь, включая оптимальный выбор партий отгрузки и маршруты доставки;
· Обработкусчетов клиентов;
· Обменинформацией с оперативным персоналом и верхним иерархическим уровнем организации;
· Различнуюстатистическую информацию.
Контроль за выполнениемзаказов и обеспечение обслуживания клиентов. На обеспечение координациидеятельности службы продаж в первую очередь направлены операции контроля завыполнением заказов и оказание услуг клиентам, от выполнения которых зависитуровень обслуживания. Выделяют три основные категории элементов обслуживания: допродажное,во время продажи и послепродажное. Осуществлением допродажныхуслуг занимается служба продаж (маркетинговая служба). Склад обеспечиваетвыполнение как продажных, так и послепродажных услуг. К продажным услугамотносят:
· Сортировкутоваров;
· Полнуюпроверку качества поставляемых товаров;
· Фасовкуи упаковку;
· Заменузаказанного товара (изменение заказа);
· Экспедиторскиеуслуги с осуществлением разгрузки;
· Информационныеуслуги;
· Заключениедоговоров с транспортными агенствами.
Послепродажные услугиохватывают спектр услуг, оказываемых потребителям продукции:
· Установкуизделий;
· Гарантийноеобслуживание;
· Обеспечениезапасными частями;
· Временнуюзамену товаров;
· Приемдефектной продукции и замену ее.
Рациональноеосуществление логистического процесса на складе –залог его рентабельности. Поэтому при организации логистическогопроцесса необходимо добиваться:
1) рациональнойпланировки склада при выделении рабочих зон, способствующей снижению затрат иусовершенствованию процесса переработки груза;
2) эффективногоиспользования пространства при расстановке оборудования, что позволяетувеличить мощность склада;
3) использованияуниверсального оборудования, выполняющего различные складские операции, чтодает существенное сокращение парка подъемно-транспортных машин;
4) осуществленияунитизации партий отгрузок и примененияцентрализованной доставки, что позволяет существенно сократить транспортныеиздержки;
5) минимизациимаршрутов внутрискладской перевозки с цельюсокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;
6) максимальногоиспользовапния возможностей информационной системы, что значительно сокращает время и затраты,связанные с документооборотом и обменом информацией.
Иногда резервырациональной организации логистического процессазаключаются в весьма простых вещах: расчистке загроможденных проходов,улучшения освещения, организации рабочего места. В поиске резервовэффективности функционирования склада все должно анализироваться, а результатыанализа – использоваться для улучшения организации логистическогопроцесса.
Глава 2. Логистический процесс наскладе автобазы.
2.1. Материально-техническое снабжение автобазы.
Данное предприятиеобеспечивает транспортом работу милиции, как служебным, так и хозяйственным.
Материально-техническоеснабжение автобазы осуществляется отделом снабжения, который работает садминистрацией автобазы, бухгалтерией и самим складом.
Отдел снабжения состоитиз двух человек: начальника снабжения и снабженца, который в свою очередьпланирует материально-техническое снабжение автобазы и снабжение ее предметамипервой необходимости.
Всематериально-технические запасы по прибытии оформляются через склад.
2.2. Структура склада.
Складирование запасовавтобазы разделено на 3 склада:
· 1-йсклад;
· 2-йсклад;
· промежуточныйсклад или склад запасов, бывших в употреблении.
За каждый склад отвечаетодно ответственное лицо, которое ведет учет запасов.
Все склады автобазырационально размещены по территории автобазы и обеспечивают тем самымнаибольшую их функциональную эффективность.
1-й склад.
Первый склад состоит изтрех подскладов общей площадью 835 кв.м.
Подсклад1.1:
Ангарного типа общейплощадью 500 кв.м. Площадь склада поделена на две части:
· стелажно-ячеичныйсектор;
· чистаяплощадь.
Стелажно-ячеиныйсектор занимает 150 кв.м., который всвою очередь разделен пристройкой на два этажа, чем достигается эффективностьиспользования складского пространства. Этот сектор имеет многоэтажные стеллажиячеечного типа и предназначен для хранения запчастей к грузовым автомобилям.Высота стеллажной пристройки 3 метра.
Сектор чистой площадизанимает 200 кв.м. и предназначен для хранения крупногабаритных и тяжелыхзапасов. Склад имеет удобное расположение на территории автобазы и этимоблегчено обслуживание данного склада. Склад также снабжен тельфером дляосуществления погрузочно-разгрузочных работ.
Подсклад1.2 (оперативный):
Склад расположен на первом этаже основного зданияавтотранспортного комплекса и состоит из трех помещений общей площадью 175кв.м.
Одно из помещенийотведено под рабочее помещение, где ведется учет материальных запасов.Остальные помещения оборудованы под склад стеллажами ячеечного типа. Одно изпомещений имеет площадь около 100 кв.м. и в нем хранятся запасы первойнеобходимости. Другое помещение занимает площадь 75 кв.м. и предназначено дляхранения различного автомобильного электорооборудования.Склад расположен около ремонтной зоны, что обеспечивает быстрое снабжение вслучае необходимости ремонтной базы запчастями первой необходимости.
Подсклад1.3:
Склад находится на второмэтаже основного здания автотранспортного комплекса и имеет общую площадь около60 кв.м. Склад удобно расположен, так как находится на территории стояночнойплощадки в здании и в любой момент при необходимости можно подъехать к складу иосуществлять погрузочно-разгрузочные работы. Склад также оборудован стеллажами.Учет запасов осуществляется в помещении подсклада1.2.
2-й склад.
Второй склад состоит издвух подскладов и имеет общую площадь 250 кв.м.Административное помещение, где происходит учет товарно-материальных запасов,находится на первом этаже, около ремонтной базы. В этом помещении также ведетсяучет промежуточного склада.
Подсклад2.1:
Склад расположен навтором этаже основного здания автобазы и имеет площадь 60 кв.м. На нем хранятсяразличные негабаритные запасы.
Подсклад2.2:
Склад расположен начердачном помещении основного зданияавтобазы и имеет удобный доступ, так каквход находится на стояночной площадке 4 этажа. Склад имеет площадь 190 кв.м. Наскладе хранятся различные габаритные запасы.
Промежуточный склад.
Промежуточный складявляется третьим звеном складского хозяйства автобазы. Он состоит в свою очередь из двух подскладов,которые имеют общую площадь560 кв.м.
Подсклад3.1:
Ангарного типа, свозможностью заезда внутрь на грузовом автомобиле. Склад имеет недостаток – неснабжен тельфером, что усложняет погрузочно-разгрузочные работы. Склад разделенна два этажа пристройкой, что экономично использует функционированиепространства склада. Склад также имеет стелажно-ячеечныеконструкции для удобного хранения запасов. Высота этих конструкций равна 3-мметрам. Площадь каждого этажа составляет 250 кв.м. общая площадь склада равна500 кв.м. На складе хранятся запчасти от старых отечественных автомобилей.
Подсклад3.2:
Площадь склада составляет60 кв.м. На складе хранятся бывшие в употреблении запчасти от импортныхавтомобилей.
В целом склад автобазыимеет общую равную 1880 кв.м. оттапливаемую площадь.
Складской сектор размещенпо всей территории автокомплекса в целяхрационального использования территории автобазы и обеспечивает максимальнуюдоступность к товарно-матеральным запасам, что вконечном итоге обеспечивает наилучшее (оптимальное) функционирование всегоавтотранспортного комплекса в целом.
Заключение.
От того насколькоправильно организован склад будет зависеть его функционирование.
Выделяют следующиефункции складов:
1. преобразование производственногоассортимента в потребительский спрос;
2. складирование и хранение;
3. унитизацияи транспортировка грузов;
4. предоставление услуг.
Логистическийпроцесс на складе требуетсогласованности всех функций. И включает следующие:
· снабжениезапасами;
· контрольза запасами;
· разгрузкуи приемку грузов;
· внутрискладскуютранспортировку и перевалку грузов;
· складированиеи хранение грузов;
· комплектацию(комиссионирование) заказов клиентов и отгрузку;
· транспортировкуи экспедицию грузов;
· сбори доставку порожних товароносителей;
· контрольза выполнением заказов;
· информационноеобслуживание склада;
· обеспечениеобслуживания клиентов (оказание услуг).
Рациональноеосуществление логистического процесса на складе –залог его рентабельности.
В данном рефератеорганизация логистического процесса на складерассматривается на примере склада автобазы.
Склад автобазы разделенна 3 склада. Первый склад разделен на три подсклада.Второй и третий склады разделены на два подсклада.
Все склады ангарного типа. Имеют стелажно-ячееные сектора. Склад снабжен тельфером, чтооблегчает погрузочно-разгузочные работы.
В целом склад имеет общуюравную 1880 кв.м. отапливаемую площадь. Складской сектор равномерно размещен повсей территории автокомплекса, что обеспечиваетрациональное функционирование всего автокомплекса вцелом.
Список литературы.
1. Аникин Б. А. Логистика. М.: ИНФРА-М,2004.
2. НиколайчукВ. Е. Логистика. Спб.:Питер, 2003.
3. Зерушин Ю.М. Логистика. М.: ЮНИТИ, 2000.