Реферат по предмету "Право"


Проблемы теории власти и управления

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ Оглавление Стр. Введение Стр. ГЛАВА 0. Исторический обзор психоаналитической философии. Стр. Зигмунд Фрейд, психоанализ и фрейдизм. Стр. 0. Неофрейдизм и его основные представители. Стр. 0.0.0. А. Адлер создатель индивидуальной психологии . Стр.


0.0.0. К. Хорни - три типа личности. Стр. 0.0.0. Э.Фром основоположник неофрейдизма. Стр. ГЛАВА 0 Позитивистко-социологический подход к теории власти. Стр. 0. Позитивистко-социологический подход Стр. 0. Основания или источники власти Стр. 0. Понятие власти Стр. ГЛАВА 0 Стили руководства. Стр. 0.0. 0 системы в стиле лидерства


Лайнерда Стр. 0. Решетка стилей лидерства Блейка и Мутона Стр. 0. Ситуационная модель Фидлера Стр. 0. Теория жизненного цикла Поля Херси и Кена Бланмара. Стр. Модель принятия решений Врума-Йеттона Стр. Заключение. Стр. Цитируемая литература Стр. Введение Проблема власти является одной из центральных в политической


науке. Уяснение сущности, потребности и механизма власти имеет важное значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политические отношения из всей гаммы общественных отношений. Власть - понятие многомерное. Полно и всесторонне рассмотреть её в одной работе немыслимо. В данной работе рассматриваются некоторые исходные проблемы властных отношений сущность, потребность, механизм, аксиомы и легитимность власти. Понятие власть в обыденной жизни и в научной среде употребляется


в различных значениях. Философы говорят о власти над объективными законами общества, естествоиспытатели - о власти над природой, политики - о политической власти, психологи - о власти человека над самим собой, родители - о семейной власти и т.п. Можно ли в таком случае .дать научное определение власти? Одни считают, что власть - особый вид поведения, основанный на возможности изменения поведения других людей другие полагают, что власть - это особого рода отношения между управляющим и управляемым третьи


- что это достижение определённых целей, получение намеченных результатов. Власть нередко отождествляется с её средствами и методами управлением, принуждением, убеждением и насилием. Иногда ставится знак равенства между властью и авторитетом, который имеет много общего с ней, но и существенно от власти отличается. Важную роль в отправлении властных отношений играет авторитет. Авторитет является выражением отношения к существующей власти со стороны общества в целом и его составляющих


классов, социальных групп, граждан. Авторитет, как правило, понимается как возможность оказывать влияние на поведение отдельных групп, личностей без применения насильственных средств. Он предполагает сознательное подчинение нормам и законам, установленным существующей в этом обществе властью. Авторитет власти определяется как соответствие характера, функций власти интересам всего общества или определённых социальных групп, классов. Власть обладает авторитетом в том случае, когда её институты


функционируют в соответствии с законами, а её распоряжения исполнимы и исполняются. Таким образом, взятые в единстве власть и авторитет означают дееспособность власти. Потребность власти складывается из объективной необходимости организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле. Власть нужна для поддержания целостности, единства и стабильности общества.


Важно при этом обратить внимание на проблему воздаяния. Дело в том, что в результате разделения труда в обществе возникает неудовлетворённость по поводу того, что ты отдал и что взамен получил. И большинство людей в связи с этим испытывает чувство неудовлетворённости, создаётся социальная напряжённость. Общество нуждается в постоянном согласовании частных интересов, приведении их к общественному интересу, которое достигается посредством подчинения воли отдельных людей


волевым способностям других, умеющих лучше остальных определять цели и заставить себя их осуществлять. Потребность власти обуславливается и необходимостью выполнения общих дел организация публичных работ, ликвидация крупных стихийных бедствий, деятельность, связанная с функционированием транспорта, связи. В настоящее время под общими делами понимается и социальная политика решение проблем здравоохранения и образования, защита социальных и профессиональных прав, предоставление пособий некоторым слоям населения,


регулирование семейно-брачных отношений и др. Потребность власти имеет не только общественный, но и личностный, психологический аспект. Предметом оживлённых споров является вопрос всем ли людям свойственно стремление к власти, например, как свойственно за небольшим исключением стремление к материальным благам или признанию? Стремление к власти или уход от неё - всё это прежде всего психологические явления. Однако фактический доступ к ней, характер отношений власти, способы её реализации - это социальные


явления, определяемые общественной системой в целом. Как явление психологическое, власть существует в сфере восприятий и переживаний личности у одних она возбуждает сильные положительные ощущения, выражающиеся в страстном стремлении к власти, а у других - не менее сильное отвращение в виде её отрицания, уклонения от любых функций осуществления власти. В связи с этим одни отвечают на поставленный вопрос отрицательно и считают, что не всем людям свойственно


стремление к власти, не все видят в ней привлекательное благо. Другие же полагают, что потребность во власти - объективная необходимость, складывающаяся на базе основных, важнейших потребностей личности быть личностью, самоутверждение, свобода и наслаждение. Властные мотивы при этом могут быть самыми различными от социоцентрических стремление к власти ради служения общественному благу до эгоцентрических, рассматривающих власть как средство господства над


людьми, как инструмент получения различных выгод материальные блага, слава, безопасность, доступ к каким-то интересным кругам общества и т.п. Глава 0. Исторический обзор психоаналитической философии 0.0 Зигмунд Фрейд, психоанализ и фрейдизм ФРЕЙД ЗИГМУНД 0000-0000 - австралийский психолог и невролог, основатель психоанализа К концептуальному ядру теории Фрейда относятся концепция психоневроза и учение о психическом аппарате, базирующиеся на идее бессознательного Бессознательное


Оно представляет собой ту часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы желания и вытесненные из сознания идеи От сознания бессознательное отгорожено областью предсознательного разумное Я человека, память, мышление Оно осуществляет цензуру желаний бессознательного и представляющих их идей, сообразуясь с реальностью внешнего мира, сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание А неразряженные желания, сохраняющие активность, находят окольные пути проникновения в сознание


К числу таких путей относятся сновидения, обмолвки, юмор, а также явления психической патологии Другим краеугольным камнем теории Фрейда явилось учение о либидо и детской сексуальности С точки зрения учения о либидо процесс психического развития человека есть в своей сущности биологически детерминированный процесс превращений его сексуального инстинкта Учение Фрейда, не будучи строго философским, имеет значительный мировоззренческий потенциал


Он связан прежде всего со специфическим осмыслением человека и культуры В основе его лежало убеждение Фрейда в антагонизме природного начала в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов бессознательного, с одной стороны, и, с другой стороны, культуры Причиной этого антагонизма на внутрипсихическом уровне является культура с ее идеалами, нормами, требованиями Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет


сублимированной энергии либидо Следствием такого понимания культуры стала романтическая критика ее Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущих ограничений для реализации природных желаний При объяснении происхождения и сущности инстинктов культуры Фрейд исходил из убежденности в подобии индивидуальных и коллективных психологических закономерностей,


а также в одинаковости механизмов формирования нормальных и патологических явлений психики Это позволило ему, усмотрев сходство между симптомами невроза навязчивости и религиозными обрядами, объявить религию коллективным неврозом , а наличие в психике человека типических форм реагирования Эдипов комплекс и коллективных символов указывает, по мнению Фрейда, на реальные события в истории человечества, памятью о которых выступают данные психические феномены


С этих же позиций Фрейд подступается к проблеме лидерства Он считает, что связь людей в группе имеет либидную основу Эта либидная связь есть идентификация индивидов с лидером, который становится внутрипсихическим идеалом для каждого Усваивая это идеал, человек отказывается от части собственного Я идеал Я и объясняется с другими через общий всем групповой идеал - вождя.


Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины XX в 0, с. 000-000 . ФРЕЙДИЗМ - в расширительном понимании подразумевается классический ортодоксальный психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение 0


Фрейда в том виде, в каком оно было создано им в период с 0000 по 0000 гг. Фрейдизм, таким образом, выступает в качестве теоретической основы психоанализа как психотерапевтического метода, а также в качестве теоретического источника современных психоаналитических концепций. Представители классического психоанализа и поныне сохраняют приверженность основным положениям фрейдизма, в отличие от представителей неофрейдизма, частично отбросивших, частично переосмысливших многие из


них 0, с. 000 . ПСИХОАНАЛИЗ - 0 в узком смысле слова - психотерапевтический метод, разработанный 0. Фрейдом в конце 00-х гг. XIX столетия для лечения психоневрозов. Психоанализ как метод терапии состоит в выявлении, затем доведении до сознания и переживания бессознательных травмирующих идей, впечатлений, психических комплексов. 0 В широком смысле слова психоанализом называют различные школы динамической психотерапии.


Причем речь может идти не только о теоретических платформах этих школ, но и об институционализированном движении, которое осуществляется на их базе. Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников 0. Фрейда, объединившихся вокруг него в 0000 г. и основавших в 0000 г. Венское психоаналитическое общество. Современные преемники и подражатели этого движения относятся к так называемому классическому , или ортодоксальному психоанализу - наиболее многочисленному, мощному


и влиятельному направлению его. В теоретическом плане классический психоанализ представляет собой фрейдизм, в некоторых вопросах уточненный и реформированный в 00-00-е гг. А. Фрейдом, X. Хартманном, Д. Рапапортом и др. Изменения, внесенные ими, касались главным образом функций Я . Их исследования привели к разработке нового теоретического аспекта, получившего наименование эго-психологии . В отличие от Фрейда, главное внимание уделявшего бессознательным механизмам


ОНО , в современном классическом психоанализе большое значение придают предсознательным механизмам Я , направленным на адаптацию к социальной среде. Весьма примечательной является также попытка формализованного изложения психоанализа Д. Рапапортом, стремившимся при этом также перевести понятия психоанализа в термины поведения, которыми пользовалась в 00-00-е гг. бихэвиористски ориентированная экспериментальная психология - основной соперник психоанализа. Д. Рапапорт старался приблизить психоанализ к канонам научности, которые


диктовались пост-позитивистской философией науки. Другие направления школы психоанализа, значительно менее институционализированные и влиятельные, были основаны отделившимися от Фрейда учениками - А. Адлером, О. Ранком, а также К Г. Юнгом, который лишь на короткое время сблизился с ним и с Венским обществом. 0.0. Неофрейдизм и его основные представители


НЕОФРЕЙДИЗМ - направление в психологии, психиатрии, социологии и философии, получившее распространение преимущественно в США. Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм. К неофрейдистам нередко также относят А. Кардинера, Ф. Александера и некоторых других представителей психоанализа. В то же время всех их объединяет приверженность определенным идеям и установкам фрейдизма прежде всего


психологизм в подходе к общественным явлениям , а также стремление переосмыслить учение Фрейда в направлении его большей социологизации. В этом отношении почва для неофрейдизма была подготовлена первыми раскольниками внутри психоанализа - А. Адлером, О. Ранком, В. Райхом, К. Юнгом. Все они, за исключением В. Райха, отвергли фрейдовский биологизм, сексуальный детерминизм и инстинктивизм, придавали меньшее


значение бессознательному. Основоположники психоаналитической философии Фрейд и Юнг ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты А. Адлер 0000-0000 , К. Хорни 0000-0000 , Э. Фромм 0000-0000 на основе базовых идей этой философии стремились объяснить социальное устройство жизни людей. Так, если Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредотачивал


свое внимание на выявлении причины действия человека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель его устремлений, бессознательный жизненный план , при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Согласно учения Адлера, индивид из-за дефектов в развитии своих телесных органов несовершенства человеческой природы испытывает чувство неполноценности или малоценное .


Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свои творческие потенции. Эту актуализацию Адлер, используя понятийный аппарат психоанализа, называет компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация - это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. На ее основе вырастают крупные личности, великие люди , отличающиеся исключительными способностями. Так, замечательная карьера Наполеона Бонапарта на основе этой теории объясняется попыткой человека


за счет своих успехов компенсировать физический недостаток - низкий рост 0, с. 000 . 0.0.0. А.Адлер создатель индивидуальной психологии . АДЛЕР Альфред 0000-0000 - австрийский психолог и психиатр, создатель так называемой индивидуальной психологии . Будучи врачом-практиком, в 0000 г. примкнул к кружку Фрейда. Постепенно выработал собственную концепцию психической болезни, в основе которой лежала идея


компенсации чувства неполноценности. Согласно этой концепции, психическая болезнь есть результат неосознанного стремления к превосходству, разжигаемого чувством неполноценности, которое связано с какой-либо телесной слабостью или недостатком. Адлер подверг критике учение Фрейда за преувеличение роли сексуальности и бессознательного в детерминации поведения людей. В противовес он акцентировал роль социальных факторов, в частности, подчеркивая социальную направленность


влечений - основы человеческого характера. Характер человека, по Адлеру, вырастает из его жизненного стиля . Последний представляет собой складывающуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которых реализуется потребность в превосходстве, самоутверждении и которые выступают компенсацией чувства неполноценности. Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы - люди невысокого роста


Наполеон, А.В. Суворов . Идеи Адлера способствовали модификации фрейдизма, приведшей в конечном итоге к возникновению неофрейдизма. Индивидуальная психология пблучила наибольшее распространение в 00-00-х гг особенно в США. В массовое, обыденное сознание вошел введенный Адлером термин комплекс неполноценности 0, с. 0 . 0.0.0. Карен Хорни - три типа личности. На творчество Карен


Хорни оказала серьезное влияние ситуация социальных потрясений, в которые вошел мир в период второй мировой войны, связанных с установлением фашистского господства в Германии и фашистской оккупации Европы. Как и другие последователи Фрейда, она придавала важное значение бессознательным процессам в психической жизни личности. Своеобразие К. Хорни проявилось в том, что основным побудительным мотивом она считала стремление к


безопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и страха индивида. Чувства тревоги и беспокойства, которые Хорни считала базовыми для поведения индивидов, по ее мнению, сопровождают человека на протяжении всей жизни. Оно может быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета В книге Наши внутренние конфликты 0000 К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности


по отношению к окружающим ее людям 0 к людям, 0 от людей, 0 против людей. При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности 0 услужливая, ищущая любви и одобрения любой ценой 0 пытающаяся отрешиться от общества 0 агрессивная, жаждущая престижа и власти. Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг тревожность не устраняется,


а нарастает, порождая все новые и новые конфликты 0, с. 000 . Возникший в 00-00-е гг. неофрейдизм в медицине и патопсихологии укоренился незначительно, однако оказал большое влияние благодаря популярности философских и социально-психологических работ Э. Фромма, теоретического лидера этого направления 0, с. 000-000 . 0.0.0. Э.Фром основоположник неофрейдизма.


ФРОММ ЭРИХ 0000-0000 - психолог, философ, социолог, один из основоположников неофрейдизма. Вместе с М. Хоркхаймером, Т. Адорно и Г. Маркузе стал создателем Франкфуртской школы. В своей первой крупной работе Бегство от свободы 0000 Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает свободу от негативную и свободу на позитивную .


Обратной стороной свободы от является одиночество и отчуждение. Такая свобода - бремя для человека. Фромм описал три типичных невротических механизма бегства психологической защиты от негативной свободы. Это авторитарная, конформистская и деструктивная разновидности невротического характера. Первый выражается в мазохистской страсти к подчинению себя другим или в садистической страсти к подчинению других себе. Второй состоит в отказе от своей индивидуальности и стремлении быть как все


. Третий - в неудержимой тяге к насилию, жесткости, разрушению. Один из механизмов бегства от свободы - отказ от своей личности и связь ее с какой-либо видимое стремление избавиться от этих чувств, но неосознаваемая связь с желанием подчиниться у них очень сильна. Они постоянно проявляют зависимость от внешних сил, стремление подчиниться. Жизнь ими воспринимается как огромная неуправляемая машина, с которой они не в силах совладать.


В более тяжелых случаях наблюдается увлечение самокритикой, самоистязание физическое или моральное , желание болеть и другое стремление нанести себе вред. Встречаются и изощренные формы мазохизма, когда какое-либо стремление усердно маскируется индивидом или, например, оправдывается его абсолютной неизбежностью в данных обстоятельствах 00,с. 000-000 . В характерах подобного типа могут наблюдаться и садистские тенденции.


Условно их можно поделить на три типа 0 стремление к получению власти над людьми 0 стремление к поглощению материальных и моральных богатств людей 0 стремление причинять другим страдания. Садистские тенденции, естественно, рационализируются еще больше, ибо они уже не столь безобидны, как мазохизм. Садисты обладают столь же сильной привязанностью к своим жертвам, как и мазохисты к своим реальным или виртуальным мученикам. Именно в этом, по


Фромму, заключается парадокс долговременного существования браков, где муж всячески унижает жену. Садомазохистские союзы причем не только брачные столь же крепки, сколь союзы людей нормальных в смысле отсутствия у них подобных наклонностей 00, с. 000 . Мазохистские узы являются вторичными узами - спасательным кругом для личностей, подавленных чувствами тревоги, сомнения, бессилия в отличие от первичных уз, существующих до завершения процесса индивидуализации.


Попытки подучить свободу из вторичных связей обречены на провал, так как индивид в принципе не может слиться с той силой, к которой он прилип . Что касается садизма, то одно из его проявлений - жажда власти - коренится в психологической слабости, в неспособности личности выстоять в одиночку 00, 00 0-000 . Предполагая, что садомазохистские черты выражены в разной степени в каждом человеке, Фромм показывает, что садомазохистский характер сам по себе - еще не свидетельство ненормальности.


Индикатором наличия или отсутствия невротичности является социальное положение человека, задачи, которые он выполняет в обществе и шаблоны чувства и поведения, распространенные в культуре, в которой тот проживает 00, с. 000 . Именно садомазохистский характер типичен для низов среднего класса в Германии, где идеология нацизма нашла отклик. Говоря об авторитарном характере слово авторитарный Фромм употребляет вместо садомазохистский дабы устранить двоякое толкование ,


Фромм отмечает, что наиболее специфической его чертой является отношение к власти и силе. Для авторитарного характера люди делятся на сильных и бессильных. Сила привлекает и вызывает готовность подчиниться, бессилье вызывает ярость и желание унизить, растоптать человека. Другая характерная особенность - тенденция сопротивляться власти, даже если власть доброжелательна и нерепрессивна по своей натуре. Авторитарный характер любит условия, ограничивающие свободу человека,


он с удовольствием подчиняется судьбе. Общая черта всего авторитарного мышления заключается в убеждении, что жизнь определяется силами, лежащими вне человека, за пределами его интересов и желаний. Активность людей с авторитарным характером основана на глубоком чувстве бессилия, которое они пытаются преодолеть. Авторитарная философия является нигилистической и релятивистской, в ней отсутствует понятие равенства 00, с. 000-000 . Автобиография Гитлера прекрасно раскрывает его авторитарный характер - характер,


который, как было указано, характеризуется наличием садистских и мазохистских стремлений. В Майн кампф Гитлер многократно демонстрирует садистское стремление к власти. Он прямо говорит, что цель его и его партии - господство над миром. Свою жажду власти он рационализирует тем, что господство над другими народами якобы преследует их собственные интересы что стремление к власти коренится в вечных законах природы, а он лишь следует им что его стремление


к господству - лишь защита от стремления других к господству над ним и над немецким народом. Любовь к сильным и ненависть к слабым проявляется в его нападках на индийских революционеров и целом ряде политических актов. Мазохистская сторона гитлеровской идеологии заключалась в промывании мозгов масс тем внушалось, что индивид - ничто, что он должен раствориться в высшей силе. Самоотречение влечет за собой, согласно Гитлеру, отказ от всякого права на личное мнение, личные интересы,


личное счастье 00, с. 000 . В народном государстве , пишет Гитлер 00, с. 000 , народное мировоззрение должно в конечном итоге привести к той благородной вере, когда люди будут видеть свою задачу не в улучшении породы собак, лошадей и кошек, а в возвышении самого человечества эру, когда один будет сознательно и молчаливо отрекаться, а другой - радостно отдавать и жертвовать - цитируется по 00, с. 000 . Фромм подмечает, что роль второй части людей, радостно отдавать


и жертвовать , звучит как-то очень похоже на роль первых и высказывает мысль, что Гитлер собирался сравнить массы с правителем, который должен править, но решил смягчить тон и нашел другие слова. Мазохистские наклонности обнаруживаются и у самого Гитлера высшие силы, которым он поклоняется это Бог, Судьба, Необходимость, История и Природа. По существу, это символ подавляющей силы.


Свобода в условиях демократии. Последняя глава книги посвящена анализу свободы индивида в демократическом обществе. Считается, что отсутствие внешней власти привело к развитию индивидуализма. Далее Фромм делает трезвое замечание о том, что право выражать свои мысли имеет смысл только в том случае, если мы способны иметь собственные мысли 00, с. 000 . Свобода от внешней власти становится достоянием только в том случае, когда внутренние психологические


условия позволяют утвердить свою индивидуальность. Для ответа на вопрос о том, насколько близко общество подошло к этой черте, необходимо осознать, в какой степени культура питает тенденцию к конформизму. Подавление спонтанных чувств начинается в раннем возрасте. Происходит это в процессе воспитания, основная задача которого ликвидировать антагонистическую реакцию детей в результате конфликтов с окружающим миром, ограничивающих их экспансивность, поскольку им - слабой


стороне - приходится покоряться. Методы воспитания могут быть различными от угроз до подкупа, что смущает детей и заставляет отказаться от враждебности. При этом сначала ребенок отказывается от выражения своих чувств, а в конце концов - и от самих чувств. Помимо этого он учится подавлять осознание враждебности или неискренности других людей. Кроме этого, ребенка учат проявлять чувства, которые не принадлежат ему любить людей, быть некритично дружелюбным, улыбаться и т.д.


То, что успевают запрограммировать родители в детском возрасте, довершает социальный процесс. Что самое страшное, в большинстве случаев человек перестает осознавать, что подобное показное дружелюбие - всего лишь жест, вместе с этим, по мнению Фромма, происходит потеря способности отличать псевдочувство от спонтанного дружелюбия. Не только враждебность подвергается подавлению, и не только дружелюбие убивается вынужденной подделкой. Подавляется широкий спектр спонтанных эмоций.


Идеал нашего времени - жить и мыслить без эмоций эмоциональность стала символом неуравновешенности или душевного нездоровья. Особое внимание Фромм уделяет чувству трагедии. Осознание трагических сторон жизни является одним из основных свойств человека. В разных вероучениях и культурах смерти придавалось различное значение. В нашей эпохе смерть отрицается, вместо того, чтобы превратить осознание смерти в стимул жизни.


В результате осознание смерти подавляется, и в нас живет страх смерти, который является одной из причин бедности переживаний и объясняет, по мнению Фромма, невероятные суммы, которые люди платят за свои похороны 00, с. 000 . Неоднозначную роль, по мнению Фромма, играет в подавлении эмоций современная психиатрия. С одной стороны, Фрейд указал путь проникновения в потаенные уголки сознания, с другой стороны, стараниями психиатров и психоаналитиков создан образ нормального человека.


Черты характера и типы личностей, не подходящие под этот стандарт, обозначаются как инфантильные или невротические. По Фромму, влияние такой критики намного опаснее, так как исходит она не от конкретного человека или доктрины, а от науки, с которой бороться невозможно. То же самое касается и желаний. Казалось бы, недостатка в желаниях у современного человека нет, и общество ограничивает лишь те, которые приводят к явному причинению вреда другим людям.


Однако многие люди рано или поздно задаются вопросом, почему они стремятся достичь тех или иных целей. Если такой вопрос появляется, то он пугает, так как затрагивает основу деятельности человека - знание того, что он хочет. Пожтому люди стремятся поскорее забыть этот вопрос и продолжить погоню за целями, которые они считают своими 00, с. 000 . Современный человек живет в состоянии иллюзии, будто он знает, чего хочет. На самом деле он хочет того, что должен хотеть в соответствии с общепринятым шаблоном.


Знать свои подлинные желания, пишет Фромм, гораздо труднее, чем кажется это одна из труднейших проблем человеческого бытия. Определить, насколько наши желания не являются нашими собственными, очень сложно причем сложность эта тесно связана с проблемой власти и свободы. В ходе новой истории власть церкви сменилась властью государства, власть государства сменилась властью совести, власть совести сегодня вытеснена анонимной властью здравого смысла и общественного мнения.


Мы превратились в роботов, пишет Фромм, но живем под влиянием иллюзии, что мы - самостоятельные индивиды. Эта иллюзия помогает сохранить неосознанность неуверенности, но не более того 00, с. 000 . Потеря собственной сущности превращает конформизацию в императив - человек может быть уверен в себе, только если живет в соответствии с ожиданиями других, в противном случае имеется риск потерять психическое здоровье. Приспосабливаясь к общественному шаблону, можно глушить сомнения по поводу собственной


сущности и приобрести уверенность, но цена высока отказ от своей спонтанности, индивидуальности и свободы. Остается эмоционально мертвый биологический робот. Так что же означает свобода для современного человека? Человек стал свободен от внешних связей. Он мог бы действовать по своей воле, если бы знал, чего он на самом деле хочет. Вместо этого он приспосабливается к анонимной власти и усваивает я , нисколько


не отражающее его собственную сущность. Вопреки видимому благополучию, современный человек подавлен глубоким чувством бессилия и пассивно встречает надвигающиеся катастрофы. Выход Фромм видит в таком реформировании общества, которое открыло бы простор свободе на Душевно здоровое общество , 0000 Искусство любить , 0000 . Главная задача в построении душевно здорового общества - это воспитание в людях продуктивного


характера. Непродуктивность - это неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы, место которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности. Фромм описывает четыре исторически возникших типа непродуктивной ориентации характера рецептивный, эксплуататорский, накопительский и рыночный. Продуктивность - это, напротив, способность человека любить, использовать свои силы, способность к самореализации.


Наиболее подробно основные принципы, на которых должно строиться душевно здоровое общество, Фромм изложил в книге иметь или быть? 0000 . Там он призывает заменить доминирующую ныне в характере человека установку на обладание установкой на бытие. Фромм последовательно показывает ОБЛАДАНИЕ и БЫТИЕ в современной жизни, в таких ее аспектах, как ОБУЧЕНИЕ - наличие, либо отсутствие реагирования на информацию


ПАМЯТЬ - актавное и механическое хранение информации заметки и записи, как форма обладания, являются отчужденной памятью БЕСЕДА - соперники беседа как форма товарообмена и собеседники удовлетворение от общения ЧТЕНИЕ - наличие и отсутствие продуктивного сопереживания ВЛАСТЬ - обладать властью либо быть властью . На вопросе власти следует остановиться подробнее Фромм различает два типа власти - рациональную, основанную на компетентности и иррациональную, оснванную


на силе. Власть по принципу бытия основывается на сущности личности - компетентной и высокоразвитой, имеющей вследствии этого авторитет. Для доказательства необходимости именно такой власти Фромм упоминает эксперимент Х.М.Р.Дельгадо с животными 0000 , который доказал, что при утрате именно компетентности, а не силы, доминирующее животное немедленно утрачивает власть. Вместе с этим Фромм показывает, что в большинстве ирархически сложных обществ власть, основанная на


компетентности уступает место власти, основанной на общественном статусе. В частности в современном демократическом обществе власть людей, избранных благодаря фотогеничной внешности и сумме денег, вложенных в предвыборную компанию, не обеспечивает непременной компетентности этих людей. Такое явление Фромм называет отчуждением власти . ГЛАВА 0 Позитивистко-социологический подход к теории власти.


0.0. Позитивистко-социологический подход. Позитивистко-социологический подход в определении власти сформулирован М.Вебером. Согласно его концепции в основе определения власти лежит признание асимметричности отношений между субъектами, существующая в связи с этим возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другого. Если конституируется факт способности одного субъекта А влиять на других В и С и добиваться поставленных целей, несмотря на сопротивление со стороны


В и С , то можно утверждать, что субъект А имеет власть над В и С . Власть определяется также, как способность менять отношения людей добиваться цели Б. Рассел . Концентрированным выражением власти являются отношения господства-подчинения. Они свойственны обществам, в которых не развиты интересы и культура принятия решений, удовлетворяющих интересы большинства и не подавляющих интересы меньшинства.


В современных концепциях власти главным является вопрос об источниках или основаниях власти, поиск модели воспроизводства и концентрация власти. Системный подход ориентирован на поиски тайны власти в общественных структурах и функциях как выражении системы. Основа властеотношений видится в противоречии, или несимметричности функций, возможностей гражданского общества и государства. Истоки потребности во власти скрыты в противоречиях между запросами, интересами,


ожиданиями и не волевыми возможностями. Сторонники системного анализа власти акцентируют внимание на роли и статусе индивида. Соответственно, власть определяется, как производная от статуса способность субъекта действовать, ставить условия. Бихевиористское направление выражает тенденцию к диффузии, плюрализации власти. В рамках этого направления различаются ролевые реляционистские , поведенческие концепции, теория обмена ресурсов и другие концепции. Для них характерен взгляд на власть снизу .


Властеотношения трактуются как результат асимметричности взаимосвязей, интеракции воли одного в отношении другого. Суть проблемы видится в контроле одного над другим. Для одних исследователей глубинные истоки власти коренятся в не всегда осознанной двойственности человека, его потребности в автономии и невозможности жить вне социальной среды. Для других исследователей исходным началом в понимании власти является уже не отношение, не межперсональные


конструкции, а воля к власти как естественное свойство человека, выражение его агрессивности и стремления к большему и лучшему Лассуэл . Потребность в автономии питает независимость и эгоизм. Власть же воплощает необходимую человеку среду, его желание выжить. Люди жаждут быть в услужении, их желание - присоединение к воле кого-либо - одно из проявлений власти. 0.0. Основания или источники власти. Основания или источники власти разнообразны как многообразна общественная


жизнь, структура общественных отношений. Под основаниями власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти - это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Полное и всестороннее изучение всех возможных и фактически используемых оснований властвования дает


представление о потенциале власти. Учет оснований властвования и ресурсов сопротивления властной воле дает возможность подсчитать силу власти. Выделение оснований или ресурсов власти позволяет уточнить и само понятие власти. А имеет власть над В в той мере, в какой А принимает участие в решениях относительно использования способов воздействия на В . 0.0. Понятие власти Власть обуславливается возможностью человека влиять на поведение других.


Власть можно осуществлять 0 устрашением 0 убеждением 0 принуждением 0 через участие руководителя 0 власть, основанная на вознаграждении 0 власть экспертная 0 власть через веру разумную и слепую 0 власть примеров 0 власть с помощью закона 00 власть на основе традиций 00 харизма - власть, построенная не на логике, а на силе личных качеств и способностей лидера. Основной закон Уровень влияния властного лица А на лицо


В равно степени зависимости лица В от лица А. Ресурсы власти могут классифицироваться по разным критериям. Первый критерий - это характер или тип носителя власти. В зависимости от властных структур выделяются власть законодательная, судебная, власть аппарата и лидеров массовых движений, власть государственная и партийная и т л Основания власти существенно различаются у центральных и региональных органов, у партийных и государственных


структур. Во всех случаях ресурсы политической власти носят нормативный характер любой единичный акт носителя власти опирается на имеющиеся принцип, традицию, закон и т.д. Носители политической власти обладают уникальной системой ресурсов специальным аппаратом, большой группой людей, занятых правотворчеством и правоприменением. Аппарат государственного властвования - это особая система, в которой могут действовать свои неписаные


правила и нравы. Их характер зависит от того, в каком русле развивается общество в целом в демократическом, авторитарном или тоталитарном. При больших полномочиях носитель власти неизбежно использует и широкий арсенал ресурсов. Нетвердая, неуверенная в себе власть теряет уважение, ее политический рейтинг падает. Основанием типологизации ресурсов власти является также антропологический принцип, его психоаналитическая конкретизация. Достоинством типологизации на основании человеческого фактора является поиск основных


типовых мотивов поведения объекта и субъекта, выявление человеческого компонента в процессе властвования, то есть того исходного, что вызывает желаемое поведение. Выделяются типы властвования на основе страха, убеждения, интереса. Грани, отделяющие одно основание от другого, относительны. Страх - результат не только, а то и не столько принуждения, он возникает также под влиянием убеждения.


Убеждение формируется в основном в результате внушения и интереса. Страх в скрытой форме влияет на убеждение. Мощным дополнительным ресурсом являются чувства. Каждый из основных типов ресурсов в свою очередь является предметом специального анализа. В результате могут выделяться конкретные разновидности ресурсов власти. Есть ресурсы власти, для которых непригодна данная типология.


Таким ресурсом является язык. В зависимости от того, насколько он рационален, передает прагматические цели или вдохновляет, опирается на стереотипы или мифы, язык становится надежным средством внушения и страха, появления интереса и квазиинтереса. Язык - мощный ресурс власти в переходные периоды, в дни избирательных кампаний. Типологизация ресурсов, расщепление их на составляющие имеет познавательное, теоретическое и практическое значение. Для каждого типа ресурсов характерен свой набор форм и средств


воздействия, свой механизм использования. Главное в убеждении - это превращение установки во внутренний императив для исполнителя. Ресурс внушения и убеждения зависит от работы средств массовой информации СМИ , определяется духовным состоянием общества, переживаемой стадией развития подъемом-упадком. Обычно тот, кто владеет СМИ, обладает и ресурсом убеждения. Ресурс типа интереса определяется экономическим потенциалом, возможностями передвижения в иерархической


структуре, привлекательностью ожидаемого статуса, налоговой и эгалитаристской политикой и т.д. Ресурс принуждения силен возможностью вызвать страх за жизнь, здоровье, имущество, благосостояние. Главный результат насилия в том, что человек вынужден вести себя не так, как он хотел бы, будь на то его воля. Принуждение может быть физическим, направленным на повреждение тела, психологическим, направленным на повреждение психической конституции человека, моральным, направленным на достижение желаемого поведения


вопреки внутренним моральным установкам. Каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, свои наиболее удобные объекты и время действия. Для убеждения, как позитивного, так и негативного, наиболее предрасположена молодежь. Позитивное убеждение проявляется в поддержке проводимой политики, негативное - в неприятии ее. Но выделение двух типов убеждения условно. Негативное отношение к одному курсу политики может оказаться


стороной, моментом положительного отношения к другому курсу. Оппозиционные силы опираются на недовольных, с неудовлетворенными желаниями, рассчитывая найти у них поддержку и понимание своей политики. Убеждение формируется аргументом и страхом, красотой и умом, происхождением и личными качествами носителя власти. Опора на интерес отдельного человека или всей группы характерна для большинства субъектов власти. Прежде всего, интересом руководствуется и объект воздействия.


В развитом гражданском обществе обращение к интересу является основным содержанием властеотношений. Известный американский политолог Д. Истон определил политику как отношения рационального избирателя и рационального политика. Политическая жизнь, особенно в ходе предвыборных кампаний и во время выборов, выглядит как рынок власти. В результате анализа использования ресурсов типа поощрения и интереса в западной политологии развита теория обмена и рынка ресурсов власти.


Использование поощрения наиболее распространено в условиях, когда классовые антагонизмы ушли в прошлое и основным в обществе является средний класс. Принуждение наиболее распространено в странах со слабыми демократическими традициями и институтами. Западные политологи различают в принуждении использование силы и насилие. Использование силы - это принуждение, ориентация на страх, предусмотренные и допускаемые законом, суть институциализированное принуждение. Использование силы, принуждения стороной, которой


такое право не предоставлено законом, называют насилием, или агрессией. Если иметь в виду общественные последствия неконституционного принуждения, то акты насилия нерациональны. Действия, нарушающие закон, разделяются в массовом сознании на объяснимые и даже побуждающие к сочувствию и акции, вызывающие осуждение. Как правило, осуждению подвергается антигуманная политика, отрыв государственной политики от интересов низов, игнорирование требований широких масс


Н. Бердяев, обличая большевиков за их безбожие и антирелигиозные гонения, считал, тем не менее, что вина за это лежит на христианах вообще и церкви в особенности. Много ли христиане сделали для осуществления христианской правды в социальной жизни, пытались ли осуществить братство людей без той или иной ненависти и насилия, в которых они обличают коммунистов? Грехи христиан, грехи исторических церквей очень велики и грехи эти влекут за собой справедливую кару


. Однако объяснить насилие все же не значит оправдать его. В любой ситуации действие, разрушающее конституционный порядок, деструктивно, противоречит современным представлениям о демократии. Ресурсы власти типа страха и убеждения могут являться источником иллюзий, искаженных восприятий и неадекватных оценок. Подсознательный страх становится убеждением, рождает мазохистскую радость, потребность в угнетении. Возникают парадоксы тоталитаризма.


С одной стороны, любое подчинение причиняет подчиняемому ущерб. Против эксплуататоров возникают чувства возмущения и ненависти. Однако естественна также тенденция подавить это чувство или даже заменить его чувством слепого восхищения. Как считал Э. Фромм, у этого восхищенья две субъективные функции, ведущие к упрочению власти. Во-первых, устранить болезненное и опасное чувство ненависти, а во-вторых смягчить чувство унижения.


Если властитель умен, удивителен, смел и прекрасен, то нечего стыдиться подчинения ему. В результате при угнетающей власти неизбежно возрастание либо ненависти к ней, либо иррациональной сверхоценки и восхищения. Такие превращения Фромм называет бегством от свободы. Цена такого бегства- автоматизированный конформизм. Индивид перестает быть самим, собой он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым


шаблоном, Опыт показывает, что убежденность может оказаться формой глубокого самообмана, основой жестокости во имя якобы великих целей. Было бы упрощением считать, что убежденность - это всегда желаемый ресурс власти, в то время как страх - это исключительно негативный ресурс. Вопрос в том, о какой убежденности идет речь. Если убежденность агрессивна, оправдывает насилие, распространение страха, то она может быть разрушительной и гибельной как для объекта властвования, так и для носителей


убеждения. Редукционистский подход к ресурсам власти привлекает своей аналитичностью, способностью разложить базу властвования на элементарные части. Но выделение составных частей, элементарных клеточек ресурсов власти - только первый этап анализа. Другой, более сложный его этап, предполагает выявление реальных сплавов убеждения и страха, интереса и убеждения, страха и интереса и т.д конкретно-исторической физиологии формирования реальной власти в конкретном обществе.


В целом же любое общественное формирование и функционирование власти обычно основывается на использовании всех ресурсов власти. Термин легитимность, легитимизм возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля, как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же легитимизм приобрел и другой смысл - признание данной государственной власти и определенной территорий государства на международном уровне.


Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и насильственной перекройки государственных границ. Но потребность в легитимности формировалась задолго до французской революции, в эпоху монархий, сословий. Она выражала осознание предпочтительности общепризнанного порядка над захватом власти силой, завоеванием, произволом, нарушением общепризнанных норм. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим


индивидам. Но легитимность вовсе не означает, что абсолютно все граждане принимают данную власть. В любом обществе есть правонарушители, уголовники, анархисты. Легитимность не означает также поддержки всеми проводимого политического курса. В обществе всегда есть критики правящей группы, несогласное меньшинство. Легитимность означает, что принимаемые законы и указы выполняются основной частью общества.


Такое возможно при согласии с данной властью и при развитой культуре законопослушания. Что является первичным критерием легитимности? В ответе на этот вопрос сталкиваются два взгляда. Согласно либерально-демократической позиции легитимной следует признавать только такую власть, которая сформирована в результате демократических процедур. Власть, установленная в результате насилия, не признается законной.


Согласно прагматической позиции ее обосновывают сторонники политического реализма главное не только в выборности власти, но в ее способности овладеть сложной ситуацией в обществе, поддерживать в обществе стабильность. Сегодня преобладает точка зрения, что основой легитимности является убеждение в правомерности данного строя. Заключение о наличии убеждения можно сделать, прежде всего, на основе свободного выражения гражданами своей воли. Устойчивость системы в конкретной стране также может рассматриваться как признак


легитимности власти. Власть становится легитимной благодаря достижению ею устойчивости, определенности, установлению порядка. И наоборот, власть, сформировавшаяся демократическим путем, но не способная предотвратить гражданскую и межнациональную войны, противостояние центра и мест, парада суверенитетов, не является легитимной. Если в результате революции, переворота устанавливается, в конечном счете, порядок, стабильность, то такую власть, считают сторонники политического реализма, следует признать.


В обществе, переживающем бурные стадии модернизации, но не освоившем демократические типы управления, распространен харизматический тип властвования. Открытие этого типа легитимности принадлежит М. Веберу. Особенность харизматического типа властвования М. Вебер видел в том, что лидер обладает максимальной легитимностью. Харизма в ее развитой форме - это, по сути, сверхчеловек, выделяющийся из массы особыми качествами.


Образы харизмы Вебер видел в Будде, Христе, Магомете, а также Соломоне и Перикле, Александре и Цезаре, Наполеоне и Ликурге. В XX веке сформировалась целая плеяда лидеров, обладающих качествами харизмы. Элементы харизмы были у Ленина и Мао Цзедуна, Гитлера и де Голля, Сталина и Тито, Троцкого и Рузвельта, Черчиля и


Неру. В какой-то мере они свойственны Горбачеву и Ельцину. Харизматический тип личности уже не является традиционным, но развивается в обществах, где нет свободы прав человека, где дух конституционализма не стал еще основой жизни. Если традиция есть привычка к обычному, то харизма есть тяга к необычному, тайному, ранее не признаваемому. Принцип харизмы Я говорю вам Аффективный тип социального действия - база такого господства.


Харизматический принцип легитимности, в отличие от формально-рационального, авторитарен. По существу авторитет харизмы основан на силе дара. Разновидностью харизматического типа легитимности является вождистски-плебисцитарная легитимность, характерная для авторитарных и тоталитарных режимов. В их основе лежит опора на власть лидера, партии, армии.


Нельзя категорически утверждать, что этому типу легитимности чужда демократия. Здесь формально признается право большинства, некоторые демократические принципы могут распространяться на партию. В основе вождистско - плебисцитарной легитимности лежит устойчивая поддержка утвердившегося режима подавляющим большинством, признание народности единственной партии, особенно вождя. Нередко поддержка власти подкрепляется горячими симпатиями и любовью к отцу нации или народов.


В такой период легитимность исключает какую-либо критику верхов, тем более оппозицию. Вождистски - плебисцитарная легитимность возникает и постоянно подпитывается представлениями об особом назначении режима и о необходимости мобилизации усилий народа на прорыв в экономическом и социальном развитии. Прочность режима, в конечном счете, зависит от того, удается ли ему оправдывать свое назначение. В конституционном обществе развит либерально-демократический или конституционалистский тип легитимности,


основанный на свободном волеизъявлении граждан, выборности всех центральных органов власти народом, конституционной ограниченности сферы деятельности государства, равноправии всех политических сил, действующих в рамках закона. Конституционалистская легитимность - результат долгой социоэкономической и социокультурной эволюции западных обществ, превращения гуманистических принципов, и, прежде всего свободы человека, в основополагающую черту образа жизни народа. В политологии выделяются три уровня легитимности власти


идеологический, структурный, персоналистский. Идеологический уровень легитимации основан на соответствии власти устоявшемуся типу социализации, процессу становления и эволюции человека как члена данного общества, его интеграции в данную систему. Благодаря социализации в обществе существует порядок, принимаемый большинством. В основе общей социализации лежит господствующее представление о справедливости. Если основой социализации являются такие ценности, как равенство, коллективизм, то в обществе может


преобладать человек экстерналистского типа. У него развиты притязания к правительству в обеспечении всем максимального жизненного уровня. Если же основой социализации является свобода, индивидуализм, ориентация на собственные силы, то в обществе преобладает тип человека - интерналиста, который ожидает от власти лишь гарантий индивидуальной свободы и общественного порядка и не терпит вмешательства в свои дела. Чистых экстерналистов и интерналистов немного.


Однако выделение этих двух типов социализации помогает лучше понять истоки различий и колебаний легитимности власти в разные эпохи, в разных обществах. Идеологический уровень легитимации проявляется также в мере доверия масс знаниям, профессионализму управляющих. Такой вид легитимности нуждается в подтверждении успехами. Невыполняемость обещаний ослабляет доверие к власти.


Лидеру и всей правящей элите многое прощается, если проводимая политика в целом соответствует менталитету народа. И наоборот, лидер, разрушающий сложившийся менталитет, очень многим рискует. Если власть бросает вызов прочно устоявшимся представлениям, выдвигает непривычные лозунги, то ее шансы на успех резко снижаются. В целом легитимность власти находится в прямой зависимости от эффективности. Поэтому перед любым правительством стоит проблема достижения высоких результатов в своей деятельности.


Персонализированная личная легитимность заключается в одобрении данного властвующего лица. Причины персонализированной легитимности различны. Лидер идентифицируется с идеалом, личным выбором. Персонализированная легитимность близка к харизматическому типу и может перерасти в него. Однако между персонализированной и харизматической легитимностью больше различий, чем сходства.


Хотя лидеру с персонализированной легитимностью доверяют, питают к нему симпатию, но в целом в отношении к нему все же господствует рациональный подход, расчет. Харизма же рождает любовь, восторг, поклонение, готовность к полному подчинению. Персонализированная легитимность подкрепляется идеологической и структурной легитимностью. Харизма же может противопоставлять себя стереотипам и особенно структурам.


В процессе легитимации большую роль играют качества политической элиты. История учит, что прочность власти, результативность проводимой политики зависят от интеллектуального потенциала и энергии элиты, от ее способности воспользоваться всеми благоприятствующими для себя факторами, от умения нейтрализовать неблагоприятные. Легитимность не стоит на месте. Только постоянное воспроизводство легитимности делает власть прочной и надежной.


00 ГЛАВА 0 Стили руководства. Организация - это открытая система взаимодействующих и управляемых частей подразделений, людей и т.д работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы 0 финансовые ресурсы 0 материальные ресурсы оборудование и т.п. 0 людские ресурсы 0 информационные ресурсы 0 временные ресурсы. Управление - это процесс распределения и движения пяти видов ресурсов в организации с заранее заданной


целью по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ. Адаптивное управление - это приспосабливающееся к новой обстановке окружающей среде управление с изменением планов и моделей в зависимости от складывающейся ситуации. Организации бывают формальными и неформальными. Формальные организации строятся в соответствии с заранее заданной структурой управления. В формальных организациях действуют заранее запланированные связи между


подразделениями, людьми и т.д. неформальные организации образуются и действуют спонтанно, на основе личных контактов, симпатий и т.п. Выделяют следующие стили управления. Авторитарный или директивный, или диктаторский стиль управления для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений минимум демократии , жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания максимум контроля , отсутствие интереса к работнику как к личности.


За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим , но недостатков больше, чем достоинств 0 высокая вероятность ошибочных решений 0 подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников 0 неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе 0 неблагоприятный психологический климат подхалимы


, козлы отпущения , интриги обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях аварии, боевые военные действия и т. п Демократический или коллективный стиль управления управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников максимум демократии , выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками максимум контроля


, руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей. Демократический стиль является наиболее эффективным, т. к. он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна


при высоких интеллектуальных, организаторских, психологическикоммуникативных способностях руководителя. Либерально-анархический или попустительский, или нейтральный стиль руководства характеризуется, с одной стороны, максимумом демократии все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь , а с другой стороны, минимумом контроля даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек , вследствие чего результаты работы обычно низкие,


люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы. Непоследовательный алогичный стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный


и . т. п что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем. Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. См. таблицу 0 Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива П. Херси, К. Блан дэд . В зависимости от направленности руководителя на интересы дела или на заботу о взаимоотношениях с людьми можно построить управленческую матрицу


Р. Блейк, Д. Мутон , выделив пять типов руководителей см. рис. 0 . Значительная 0 Либерал -максимум 0 внимания к людям Организатор -ориентация 0 на эффективную работу 0 0 Манипулятор - умеренное внимание 0 к работе и людям 0 Пессимист - незначительное Диктатор - максимум Незначительная 0 внимание к производству внимание к работе,


нез- 0 и людям начительное к людям 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Незначительная Значительная Забота о производстве Рисунок 0. Типы руководителей Уровни и формы управленческого поведения Таблица 0 Уровень развития сотрудника коллектива Форма управленческого поведения Низкий уровень не хотят работать, не умеют работать , низкая квалификация, недобросовестные работники


Авторитарные указывание четкие указания, что и как делать, инструктаж постоянный контроль работы когда необходимо - наказывайте, отмечайте ошибки и хорошую работу, поощряйте хорошие результаты работы Средний уровень Хотят работать, но еще не умеют работать недостаточно опыта, хотя обладают определенными базовыми навыками и старательны, добросовестны Популяризация указания, инструктаж в популярной форме наставничество, совет, рекомендации, дается возможность и самостоятельность проявить регулярный контроль


работы уважительное , доброжелательное отношение интенсивное общение оцениваются индивидуальные характеры, выявляются общие интересы когда необходимо - приказывайте вознаграждайте позитивное поведение, когда необходимо - наказывайте Хороший уровень Хотят и умеют работать имеют базовые навыки и квалификацию, достаточные для большинства аспектов работы . Дальнейшее развитие такой группы сотрудников требует, чтобы они в своей работе брали на себя больше ответственности и чтобы их моральное состояние оставалось


хорошим Участие в управлении проводите консультации с сотрудниками по отдельным проблемам, советуйтесь с ними поощряйте инициативу подчиненных, высказывание ими своих замечаний, предложений предоставляйте больше ответственности ограничивайте прямые указания и контроль создавайте системы самоконтроля сотрудников ставьте цели, не уточняя способ их достижения широко общайтесь вознаграждайте активность, инициативу, хорошую работу Высокий уровень Хотят и умеют работать творчески экстра специалисты, достигшие высокой


квалификации, ответственные, инициативные работники Передача полномочий ставьте проблему, проясняйте цели и достигайте согласия по отношению к ним предоставьте необходимые права, полномочия сотруднику для самостоятельного решения проблемы избегайте вмешательства в дела самоуправление и самоконтроль у сотрудников если вас просят оказывайте поддержку серьезно реагируйте на просьбы Помимо направленности на интересы дела либо на интересы людей встречаются руководители


Карьерист , некоторые виды Манипулятора с повышенной направленностью на свои собственные интересы ради достижения своих целей, карьеры могут быть принесены в жертву интересы дела или людей , а также руководители Бюрократ с направленностью на официальную субординацию, официальные инструкции и предписания ради соблюдения инструкции могут ущемляться интересы людей, f интересы дела и даже собственные интересы . В зависимости от особенностей мыслительно - интеллектуальной деятельности выделяют следующие четыре


типа руководителей согласно японскому автору Т. Коно 0 Консервативно-интуитивный тип. 0 Консервативно-аналитический тип. 0 Новаторско - интуитивный. 0 Новаторско - аналитический тип. В преуспевающих японских фирмах наиболее популярен и эффективен Новаторско-аналитический стиль, который способен обеспечить организационное выживание в условиях острейшей


рыночной конкуренции. Для него характерны энергичность и новаторство, чуткость к новым идеям и информации, генерирование большого числа идей, готовность учитывать мнение других, способность логически анализировать реалистичность и перспективность идеи, быстрое принятие решений и практической реализации новшеств, терпимость к неудачам, умение широко видеть ситуации и- работать с людьми, не входя, однако, глубоко в их личные проблемы. Эффективным стилем управления по мнению большинства зарубежных специалистов по


менеджменту является партксипативный соучаствующий стиль, которому свойственны следующие черты регулярные совещания руководителя с подчиненными открытость в отношениях между руководителем и подчиненными вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений 0 делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий, прав участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлени организационных изменений создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений группы


контроля качества предоставление работнику возможности автономно от других членов организации разрабатывать проблемы, новые идеи. Партисипативыый стиль применим, если руководитель уверен в себе, имеет высокий образовательный и творческий уровень, умеет ценить и использовать творческие предложения подчиненных 0 подчиненные имеют высокий уровень знаний, умений, потребность в творчестве, независимости, личностном росте, интерес к работе 0 задача, стоящая перед людьми, предполагает множественность решений, требует


теоретического анализа и. высокого профессионализма исполнения, достаточно напряженных усилий и творческого подхода. Таким образом, этот стиль целесообразен в наукоемких производствах, в фирмах новаторского типа, в научных организациях. Вероятностная модель эффективности руководства Ф. Фидлер опосредована степенью контроля руководителя над ситуацией, в которой он действует. Ситуация зависит от параметров степень благоприятности отношений руководителя с подчиненными 0 величина


власти руководителя его возможность в контроле за действиями подчиненных и использовании различных средств стимулирования их активности 0 структура групповой задачи четкость поставленной задачи, пути и способы ее решения, наличие множественности решений, возможность проверки их правильности. Совокупная количественная оценка по специально разработанным шкалам всех перечисленных выше параметров позволяет судить о величине осуществляемого руководителем ситуационного контроля


СК , т. е. о степени владения им ситуацией функционирования группы. Результаты исследований показали, что руководитель директивного типа наиболее эффективен в ситуациях с высоким или низким СК, т. е. для него крайне благоприятных или неблагоприятных. Руководитель с демократически-коллегиальным стилем наиболее эффективен в ситуациях с умеренным СК см. рис. 0 . Эффективность руководства Авторитарный руководитель ориентирован на задачу высокая низкая


Демократический руководитель ориентирован на людей Высокий Умеренный Низкий СК ситуационный контроль контроль контроль Рисунок 0. Графическое отображение эффективности руководства Фидлер В зависимости от особенностей поведения руководителя в конфликтных, сложных ситуациях можно выделить пять типов доминирование, утверждение своей позиции любой ценой уступчивость, подчинение, сглаживание


конфликта компромисс, позиционный торг я тебе уступлю, ты - мне сотрудничество, создание взаимной направленности на разумное и справедливое решение конфликта с учетом обоснованных интересов обоих сторон 0 избегание конфликта, уход из ситуации, закрывание глаз, как будто ничего не произошло . Наиболее эффективным, хотя и трудно реализуемым стилем поведения руководителя в конфликтной ситуации является стиль сотрудничества . Крайне неблагоприятными стилями являются избегание , доминирование ,


уступчивость , а стиль компромисс позволяет достичь лишь временного недолговечного решения конфликта, позднее он может появиться вновь см. рисунок 0. Направленность на понимание, принятия позиции другого высокая уступчивость сотрудничество средняя компромисс низкая уход конфронтация Низкая Средняя Высокая Направленность на отстаивание своей позиции Рис. 0 Типы поведения в конфликтных ситуациях Критерием эффективности руководства является степень авторитета


руководителя- Выделяют три формы авторитета руководителя 0 формальный авторитет обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост. Формальный, должностной авторитет руководителя способен обеспечить не более 00 влияния руководителя на своих подчиненных, 000 отдачу от работника руководитель может получить, лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет, который состоит из морального и 0 функционального авторитета.


Моральный авторитет зависит от нравственных качеств руководителя. Функциональный авторитет определяется компетентностью руководителя его деловыми качествами 0 его отношением к своей профессиональной деятельности. Низкий функциональный авторитет руководителя приводит, как правило, к потере его влияния на подчиненных, что вызывает в качестве компенсаторной агрессивную реакцию со стороны руководителя по отношению к подчиненным, ухудшение психологического климата и результатов деятельности


коллектива. Суммируя эти и другие точки зрения , можно выделить следующие основные признаки власти 0. Власть - это отношения , включающие не менее двух партнёров, причём этими партнёрами могут быть как отдельные лица, так и группы лиц. При этом указывается адрес власти властвующие и подвластные . 0. Распоряжение осуществляющего власть должно сопровождаться, в скрытой или явной форме, возможностью применения определённых ситуаций в случае неповиновения предписываемому поведению.


0. Подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, от кого она исходит. 0. Наличие общественных правил норм , устанавливающих порядок, при котором отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы затрагивают, обязан их выполнить. Следует отметить, что одного намерения реализовать власть явно не достаточно. Должно быть убеждение, что приказание будет выполнено, что оно встретит повиновение.


Только при этом условии состоятся властные отношения. Власть - это способность навязывать и приводить в исполнение решения. Это такая форма общественных отношений, которая позволяет одному социальному элементу влиять на поведение другого. Заключение. В своей работе я попыталась раскрыть феномен власти в некоторых её основных проявлениях. Власть и есть та снова, которая определяет политику власть существует везде, где есть совместная деятельность


это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти господства, доминирования и согласия и подчинения.


В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом. Так же я хотела подчеркнуть и то обстоятельство, что классическая постановка вопроса о власти исходит из того, что она представляет собою совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать


в соответствии с так называемыми общими общенародными общегосударственными интересами. Центральное место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство - необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции.


Более того, сущностное определение государства, по Веберу, состоит в том, что это единственная инстанция, которая имеет право на применение насилия по отношению к своим гражданам и в пределах своей территории. Нельзя не согласиться с позицией А. Здравомыслова, что власть является центром, своей рода, силового поля, напряжение в котором распространяется неравномерно.


Можно сказать, что сама власть представляет собой определенную совокупность средств организации социального пространства через соответствующие точки напряжения, через линии искривления пространства. Там, где сопротивление власти минимально, наименьшим является и напряженность самого поля. Там, где появляются или существуют точки нелояльности несогласия, неподчинения и протеста, возникает напряженность и необходимость концентрации властных усилий различного рода.


Если напряженность накапливается в центрах, жизненно значимых для всей системы доминирования и подчинения, а не в периферийных областях, то возникает непосредственная угроза самим основаниям властных отношений. Еще раз следует подчеркнуть, что любое совместное действие обязательно пpeдпoлaгaeт определенное соотношение между властью, авторитетом, с одной стороны, и согласием с нею, ее легитимным признанием, с другой. С этой точки зрения вездесущность власти ж является исключительным достоянием тоталитарного общества.


Отчетливо осознавая, что люди страдают либо от чрезмерного давления власти, либо oт безвластия, ни одно из направлений в современной наука не поддерживает ни авторитарно-тоталитарных теорий, выраженных, например, в формуле одна нация - одно государство ни утопических концепций устранения властных отношений, создания общества без государства. Речь идет в них лишь об изменениях форм властвования, господства и подчинения, участия во власти и способах реализации гражданских прав.


В современным условиях идет процесс развития власти, в котором можно выделить ряд главных тенденций. Первая тенденция заключается в усилении интенсивности процессов демократизации политической власти. Четко выраженным является процесс замены форм политической власти основанных на прямом насилии и подчинении, формами общественного консенсуса и самоуправления. Об усилении демократической тенденции во властных отношениях свидетельствуют повышение роли в воздействиях


на властные отношения общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в пост тоталитарных странах гражданского общества, в частности в России. Вторая тенденция проявляется в возрастании фактора легитимности власти как обязательного признака цивилизованной власти. Властные структуры всех cтpaн предпринимают максимум усилий для обеспечения легитимности политической власти, т.е. признания ее законного характера обществом.


Третья тенденция проявляется в высоких темпах бюрократизации аппарата властных структур. Данный процесс идет практически во всех странах и имеет негативные последствия Связано это с тем, что, осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц. Kaк известно, не исключены случаи, когда бюрократия в такой ситуации действует далеко не в государственных


интересах. Четвертая тенденция. Как правильно было замечено, злоупотребление властью. подавление свободы граждан заложены не в сущности самой власти, а в необоснованной и неоправданной ее концентрации. Тенденция к разукрупнению политической власти, к становлению системы разделения властей одна из ключевых в становлении в функционировании политической власти. Особенно заметно действие этой системы в странах Восточной


Европы и в России. При этом проводится в жизнь разделение властей не только по горизонтали законодательная, исполнительная, судебная , но и по вертикали. Ярко выраженной является передача ряда полномочий от федеральных властных структур местным органам власти. Пятая тенденция отражает негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Эта тенденция отрицательно воздействует на столь желательную для всех стран экономическую и политическую


стабильность. Россия последних лет дает многочисленные иллюстрации действия данной тенденции. Цитируемая литература 0. Краткий философский словарь. Под ред. доктора философских наук Алексеева А.П М. Проспект , 0000 000 с. 0. Философия Учебник для вузов под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова М. Культура и спорт,


ЮНИТИ, 0000 000 с. 0. Радугин А. А. Философия курс лекций 0-е изд перераб. и дополн М. Центр, 0000 000 с. 0. Фрейд 0. Психология бессознательного М. Просвещение, 0000. 0. Фрейд 0. Три очерка по теории сексуальности. 0. Фрейд 0. Избранное. Т. 0. 0000. 0. Браун К Х. Критика фрейдо-марксизма Пер. с нем М. Прогресс, 0000. 0. Кельнер М.С Тарасов


К.Е. Фрейдо-марксизм о человеке М. Мысль, 0000. 0. Юнг К Г. Об архетипах коллективного бессознательного Вопросы философии. 0000, 0. 00. Adier A. Superiority and social interest. N.Y 0000. 00. Fromm E. The sane society. L 0000. 00. Фромм Э. Адольф Гитлер клинический случай некрофилии


М. Высшая школа, 0000. 00. Фромм Э. Бегство от свободы Пер с англ. Общ. ред. и послесл. ПС. Гуревича М. Прогресс, 0000 000 с. 00. Tawney, Religion and the Rise of Capitalism, Harcourt, Brace Co New York, 0000. 00. Adolph Hitler, Mein Kampf, Reynal Hitchcock, New York, 0000. 00.


Основы политологии ред. В.П. Пугачева М 0000



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.