РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙСЛУЖБЫ
АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Экономический анализ.
Тема: Бизнес планирование и роль анализа всоставлении бизнес плана.
Выполнил студент:Овсянников А.С. гр.221
Оценка: Проверил:
Зайцева Т.М.
Барнаул 200…
Содержание:
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы процесса бизнес-планирования………………5
1.1. Бизнес-план.Цели и задачи бизнес-плана…………………………….…..5
1.2. Классификацияи структура бизнес-планов. Экономический анализ в бизнес планировании……………………………………………………………....7
1.3. Эффективностьинвестиционных бизнес-пректов……………………..10
Глава 2. Бизнес-план «Организация кафесамообслуживания»
2.1. Цели проекта. Описание предприятия. План сбыта……………………...14
2.2. Инвестиционный план………………………………………………………17
2.3. План производства………………………………………………………….18
2.4. Финансовый план…………………………………………………………....23
2.5. Выводы и предложения…………………………………………………......29
Заключение…………………………………………………………………….32
Приложение……………………………………………………………………34
Список литературы…………………………………………………………35
ВВЕДЕНИЕ
Достижение целей бизнес планирования и впервую очередь анализа эффективности инвестиционных вложений в бизнес проект иобеспечения рентабельности прибыльности вложений невозможно без использованияширокого арсенала методов, приёмов и процедур экономического анализа. Четкоепроведение анализа позволяет углубить, детализировать отдельные стороныпроцесса формирования необходимой информации для принятия управленческихрешений.
Экономический анализ представляет собойсамостоятельную отрасль научных знаний, имеющую свой предмет и объектисследования, целевую направленность, метод и методику.
Планирование деятельности любойорганизации, осуществление хозяйственной деятельности и достижение определённыхеё результатов характеризируется комплексом показателей, в совокупностисоставляющих содержание экономической информации о предметах и объектаханализа.
Содержательная сторона анализа как наукипредставлена системой специальных знаний, связанных с исследованиемэкономических явлений и процессов, результатов хозяйственной деятельности,тенденций её развития, обоснованием оценок и методик выявления положительныхрешений в условиях неопределённости и риска. Научные знания по экономическомуанализу становятся базовыми для разработки и принятия обоснованныхуправленческих решений.
Экономический анализ выступает основнойсоставляющей любой из функций управления, в том числе и бизнес планирования.
Так как экономический анализ тесносвязан с планированием, следовательно, в аналитической работе широкоиспользуются плановые показатели, в то же время научно обоснованноепланирование и управление на микро- и макро уровне невозможно без использованиярезультатов экономического анализа.
Планирование является важнейшей частьюлюбого бизнеса. Важность его выражена в известном афоризме: «Планировать илибыть планируемым». Смысл высказывания заключается в том, что фирма, которая неумеет или не считает нужным планировать свою деятельность, сама оказываетсяобъектом планирования, средствам для достижения чужих целей. Серьёзный подход кпланированию создает основу для устойчивого и эффективного бизнеса.
Основным инструментом планированиявыступает бизнес-план. Бизнес-план — краткое, точное, доступное и понятноеописание предполагаемого бизнеса, позволяющий выбрать из большого количестваразличных ситуаций, наиболее перспективные решения и определить средства для ихдостижения.
В данной работе нас будет интересоватьметоды экономического анализа при составлении бизнес-плана, какую роль играет экономический анализ впроцессе составлении бизнес-плана и принятии решения по его реализации. Прианализе в данной работе в основном использовался экономико-математическиеметоды экономического анализа, и частично – статистические методы.
Целью данной работы является определение степенииспользования экономического анализа при составлении бизнес-планов. Исходя изобщей цели, можно определить задачи данной работы: рассмотреть концепциюбизнеса, дать характеристику объекту бизнеса, исследовать и анализироватьрынок, определить план производства, план маркетинговых исследований, оценитьразмер потенциальных рисков, определить финансовый план и финансовую стратегиюпредприятия.
Объектомисследования является кафе самообслуживания, предметом данного объекта являетсябизнес-план открытия данного кафе.
В первой главе мы рассмотрим теоретическиеосновы составления бизнес-плана и проведения анализа, основные формулы,используемые для анализа.
Вторая глава посвящена анализу реальногобизнес плана инвестиционного проекта «Организация кафе быстрого обслуживания».Произведен анализ плана производства данного предприятия, проекта отчёта оприбылях и убытках, исследована потребность в инвестициях, рассчитанаинвестиционная привлекательность данного проекта.
Основные положения разработаныавторами: Акофф Р., Т.П. Любанава, В.М.Попов, Крылова Н.С., использованныеметоды расчетов экономических показателей взяты из учебника «Бюджетированиедеятельности промышленных предприятий России» К.В Щиборща, «Стратегическоепланирование и анализ эффективности инвестиций» А. Б. Идрисова.
Работа построена по принципу логики,состоит из двух глав, содержания, введения, заключения, списка использованнойлитературы.
Глава1.Теоретическиеосновы бизнес-планирования.
1.1. Бизнес-план. Цели и задачибизнес-плана.
В рыночных условиях хозяйствования бизнес-план используется в различныхсферах и формах предпринимательства ипомогает очертить тот круг проблем, скоторыми сталкиваются предприятие либо предприниматель в условиях изменчивости,нестабильности и, порой, непредсказуемости самых разнообразных рыночныхситуаций.
Бизнес-план – краткое, точное,доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент прирассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбратьнаиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. [5, с.12]
Цели и задачи бизнес-плана. [4, С. 244]
1. служит для обоснованияпредполагаемого бизнеса оценки результатов заопределенный период времени. В этой связи он может рассматриваться какмерило степени достижения успеха.
2. неотъемлемый элемент стратегического планирования и какруководство для исполнения и контроля.
3. инструментом финансированиябизнеса.
4. процесспланирования и инструмент внутрифирменного управления. В этом плане он представляется какпостоянно обновляемый документ, делающий организацию восприимчивой к разногорода нововведениям – техническим, технологическим, информационным,организационным, экономическим и др.
5. дляпредлагаемого бизнеса, создавая репутацию и являясьсвоеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен быть компактным,красиво оформленным, информационно наполненным.
6. документом,страхующим успех предполагаемого бизнеса. Он демонстрирует готовностьидти на риск.
7. Подводя итоги вышеизложенному,можно утверждать, что бизнес-планирование – творческий процесс, требующийпрофессионализма и искусства.
Для практической реализации бизнес-планированиякак процесса представляется важнымсоблюдение основополагающих принципов:
· гибкости, предусматривающейпостоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует даннаяорганизация;
· непрерывности, предполагающей«скользящий» характер планирования;
· коммуникативности, под которойпонимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано ивзаимозависимо);
· итеративности, предусматривающейтворческий характер планирования и неоднократности проработки уже составленныхразделов плана;
· многовариантности, позволяющейвыбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
· участия, предполагающего важностьсамого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможныхучастников будущей организации;
· адекватности отражения реальныхпроблем и самооценки в процессе планирования. [1, с.25]
1.2.Классификация и структура бизнес-планов. Экономический анализ вбизнес-планировании.
В рыночной экономике существует множество версийбизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д.
Классификация бизнес-планов по объектам бизнесапредставлена на рис. 1.2.1. Возможны и другие классификации типовбизнес-планов, например, по компонентам менеджмента. Бизнес-планы согласноприведенной типологии разрабатываются в различных модификациях в зависимости отназначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения),по предприятию в целом (новому или действующему).
Бизнес-план
По бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения)
По предприятию
новому
действующему
развитие
Финансовое оздоровление
Всего предприятия
Производственного подразделения
Рис. 1.2.1. Типология бизнес-плановпо объектам бизнеса. [5, с. 48]
Следует отметить, что бизнес-план финансовогооздоровления предприятия составляется для неплатежеспособных предприятий вобязательном порядке, имеет свою структуру и логику изложения. Однако по нашемумнению, его разработка может оказаться полезной для всех российскихпредприятий, большинство из которых испытывают значительные финансовыетрудности.
Бизнес-план финансового оздоровления являетсяосновным документом для неплатежеспособных предприятий и служит:
·
·
·
·
В рамках одной организации можетразрабатываться и общий стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведённойниже типологии. Бизнес-планы ориентированы, прежде всего, на нововведения, вотличие от стратегического плана имеют четко очерченные временные границы сконкретными проработками, в то время как стратегический план пот меревыполнения очередного годового плана и проведения соответствующегоситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться.
Близок к бизнес-плану и такой привычныйранее российским предпринимателям документ, как технико-экономическоеобоснование. Но главное отличие бизнес-плана – в его стратегическойнаправленности, предпринимательскомхарактере, гибком сочетании производственного, технического, финансового и рыночного аспектов деятельностина основе внутренних возможностей организации и внешнего окружения.
Особенности, которые необходимо учитыватьпри разработке различных типов бизнес-планов: специфика отрасли; общаястратегия предприятия; концепция продукта и др.
Опыт практической работы авторов в областипланирования деятельности организаций позволил выработать оптимальную,с нашей точки зрения, структуру бизнес-плана:
· концепция бизнеса (резюме);
· ситуация в настоящее время и краткаяинформация о предприятии;
· характеристика объекта бизнеса;
· исследование и анализ рынка (рынки иконкуренция или среда для
бизнеса);
· организационный план, в том числе правовоеобеспечение;
· персонал и управление;
· план производства;
· план маркетинговых действий;
· потенциальные риски;
· финансовый план и финансовая стратегия.
Мы не рассматриваем эту структуру как нечтозастывшее, она может изменяться в зависимости от конкретных целей, задач иобъекта бизнеса. [7, с. 51]
Как составление бизнес- план, так и сам процесспланирования невозможен без использования экономического анализа, можно дажесказать, что основой планирования является экономический анализ. Присоставлении плана используются практически все виды анализа: горизонтальный,вертикальный, трендовый, анализ относительных показателей, сравнительныйанализ.
В основе планирования лежат в основномэкономико-математические методы экономического анализа, в том числемоделирование, используются все типы моделей.
Особенно важен экономический анализ присоставлении плана производства, при исследовании и анализе рынка и конкурентнойсреды, при составлении финансового плана и финансовой стратегии. 1.3. Эффективность инвестиционныхбизнес-проектов.
Эффективность проектахарактеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат ирезультатов применительно к интересам его участников. Различают следующиепоказатели эффективности инвестиционного бизнес-проекта:показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации бизнес-проектa для его непосредственных участников; показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления бизнес-проекта для федерального, регионального или местного бюджета; показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией бизнес-проекта, выходящие за пределы прямых финансовых участников инвестиционного бизнес-проекта и допускающие стоимостное измерение. Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) бизнес-проектов рекомендуется обязательно оценивать экономическую эффективность. [8, с.465]
Отбор альтернатив с учетом доли внешнего инвестора.
Инвестиционное проектирование осложняетсяналичием нескольких альтернатив (относительно выбора технологии, оборудования,мощности, места расположения, финансирования и т. д.) и допущений, на которых долженосновываться процесс принятия решений. В случаедвух или трех возможных мест расположения или двух производственныхпрограмм с различными технологиями следуетдетально обосновать выбор какой-либо отдельной альтернативы наряду сописанием методов и формул, использованных впроцессе отбора.
Эффективная бизнес-идея, будучиреализованной, приводит к тому, что и фирма, и инвестор получаютдостаточную ожидаемую прибыль. Общая модель для определения долей фирмыи инвестора в общей норме прибыли может иметь следующий вид:[8,с.135]
КИ + КФ = ОК, (1)
ПИ + ПФ = ОП, (2)
ПИ/КИ = Nпи; (3)
ПФ/КФ =Мпф, (4)
где КИ- капитал инвестора;
КФ — капитал фирмы;
ОК — общий капитал, предназначенный дляосуществления бизнес-идеи
(ОК = КИ + КФ);
ПИ — прибыль инвестора;
ПФ — прибыль фирмы;
ОП — общая прибыль, подлежащая распределению между участниками
бизнес-проекта (ОП = ПИ + ПФ);
Nпи — норма прибыли капитала инвестора;
Nпф — норма прибыли капитала фирмы.
Учитывая (1) и (2), можно записать: Nоп = ОП/ОК
где Nоп — общая норма достаточной для фирмы и инвестора прибыли от реализации бизнес идеи.
Из условий (1) — (4) можно вывести уравнениедля определения долей инвестора и фирмы в общей норме прибыли:
Nпи ∙dки + Nпф ∙ dкф = Nоп
Отсюда доли инвестора dиоп и фирмы dфоп вобщей норме прибылирассчитываются по формулам:
dиоп = (Nпи ∙ dки )/ Nоп
dфоп = (Nпф ∙ dкф)/ Nоп
Обычно фирма сталкивается с ситуацией, когда имеется не одна, а много бизнес-идей. Какая из них являетсяоптимальной и приносит максимальнуюприбыль? Исходя из модели бизнес-планирования,это идея, для которой справедлива следующая целевая функция: [8, с.136]
Nоп — Nпи ∙ dки
Nпф = ──────────── → max
dкф
Таким образом, из множества вариантовосуществления бизнес-идеи выбирают тот, который при данномобщем капитале и достаточной норме прибыли для инвестораможет обеспечить максимальную общую прибыль. Это означает,что существуют такие эффекты использования общего капитала, которые неподлежат распределению между инвестором и фирмой, а целикомпринадлежат фирме. Иначе говоря, фирма в ходе реализации бизнес-идеи совершенствуеторганизацию управления, повышаетэффективность обеспечения и сбыта, нарабатывает ноу-хау. Все эти дополнительные источники дохода обычно служатосновой для вознаграждения инициаторов оригинальных бизнес-идей.
Для оценки финансового состояния могутиспользоваться такие показатели:
· рентабельностьинвестиций
R=ВП/(СК-ДО)
· возврат инвестиций
· I=ЧП/Валюта баланса
· коэффициентоплаты процентов
К=Прибыль до оплатыпроцентов и налогов/сумма выплаты процентов
· коэффициентрентабельности производства
К=ВП/Себестоимость
· точкабезубыточности и запас финансовой прочности [9, с.225]
Значение процесса бизнес-планирования.
Главная ценность бизнес-плана заключается всамом процессе планирования. Можноверить или не верить в планирование, но избежать его в полномсмысле этого понятия никому не удается. Отсюда альтернатива:планировать самому или быть планируемым.
В условиях постоянно меняющейся рыночной обстановкинадо уметь предвидеть «случайный результат",имеющий вероятностный характер и свои причинно-следственныесвязи. Лучший план — это план, который «живет» и находится внепрерывном процессе совершенствования. Не стоит экономить времяна планирование; его нужно сберегать, планируя бизнес.
Именно планирование бизнеса помогаетпредпринимателям реально оценить свои сильные и слабые стороны, рассмотретьвозможность альтернативы, предложить своевременные меры по предотвращениюрисков, что обеспечит успех задуманного и поможет обойти конкурентов.
Бизнес план проясняет финансовые потребности,помогает проработать все финансовые детали и оценить шансы на получениеприбыли.
Бизнес-план позволяет определитьуправленческие решения, обеспечивая схему, которой необходимо следовать.
Бизнес-план служит инструментом коммуникаций,определяя соответствующую ориентацию банкиров, инвесторов и возможныхпартнёров.
Для разработки хорошего бизнес-плананеобходимо:
· сосредоточиться на ключевых вопросах, иметьчеткие цели и задачи и
избегать излишней детализации;
· дать свою интерпретацию фактам;
· открыто говорить о рисках и способах ихпреодоления;
· уделить достаточное внимание оформлению бизнес-плана (хорошая
бумага и достаточно четкий шрифт);
· правильно оформить титульный лист, приложения,графики и т. п. [12, с.87]
Глава 2. Бизнес-проект «Организация кафесамообслуживания».
Условные данные взяты из приложения.
2.1. Цель проекта.Описание предприятия. План сбыта.Цель проекта.
Цельюпроекта является создание кафе самообслуживания в Центральной части городаБарнаула (на пересечении проспекта Красноармейского и улицы Партизанская) для обслуживания жителейи гостей города.
Деятельностьсоздаваемого предприятия направлена на оказание услуг в сфере общественногопитания для людей со средним уровнем дохода (в том числе студентов).Описаниепредприятия
Данныйпроект планируется реализовать без образования юридического лица для уменьшенияналогообложения и упрощения финансовой отчетности.
Дляфинансирования проекта планируется взять льготный кредит в сумме 300 тыс.рублей сроком на 1 год под 20 % годовых в «КДМ-Банке» в рамках программы поддержки малогопредпринимательства.
Дляорганизации производства требуется приобрести:
* технологическоеоборудование (кофе-автомат, микроволновые печи, холодильные камеры, разделочныйинструмент, посуду);
* мебель;
* произвестинебольшой косметический ремонт помещения направленный на улучшение интерьера.Помещение планируется взять на правах долгосрочной аренды.
Общее количество создаваемых рабочих мест,включая руководителя — владельца свидетельства на частную предпринимательскуюдеятельность – 11 человек.
Планируемая прибыль 358 096 рублей, нормаприбыли 0,91%, срок окупаемости 7 месяцев.
План сбыта
На сегодняшний деньпроблема общественного питания в центральных районах города достаточноактуальна. Особенно остро это ощущается в Железнодорожном районе, которыйявляется административным, деловым и культурным центром города (особенно в районепресечения улицы Партизанской и Красноармейского проспекта — местепредполагаемого размещения кафе). В нем расположено несколько государственныхучреждений, банков, офисов крупных и средних фирм, крупных предприятийторговли, высшие учебные заведения, объекты культурного назначения (кинотеатр, парк, скверы и другие местаотдыха горожан и гостей города).
Существующие на сегодняшний день в этом районе предприятия общественногопитания можно условно разделить на два типа: крупные и мелкие предприятиябыстрого обслуживания.