Реферат по предмету "Политология"


Политическая система

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г. В. ПЛЕХАНОВА Кафедра политологии Р Е Ф Е Р А Т П О Л И Т И Ч Е С К А Я С И С Т Е М А Выполнил студент I курса дневного отделения ОЭФ группы 9106 Паршенцев А. А. Научный руководитель Колеченков Н. В. Москва, 1996. CПонятие плитической системы и история проблемы.

Под политической системой понимается совокупность государ- ственных, партийных и общественных органов и организаций, учас- твующих в политической жизни страны. Эта система обеспечивает ин- теграцию всех элементов общества и само его существование как единого, управляемого политической властью организма. В зависи- мости от места и времени понятие политическая система имеет различное содержание, т. к. ее компоненты варьируются соответ- ственно отношениям власти,

типу политического режима авторита- ризм, демократия, диктатура, типу политической системы прези- дентская, парламентская. Любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики - состоит из многих частей - части составляют единое целое - система имеет границы. История проблемы. Эволюция здесь такова. В конце 50-х - начале 60-х годов были сформулированы теоретические положения о политической организа- ции общества. Это понятие приобрело значение самостоятельной ка-

тегории. Со второй половины 60-х годов появились философско-со- циологические исследования этой проблемы. Например, профессор А. К. Белых исходил из того, что классы, партии, народ, нации, тру- довые и семейные коллективы, личность обладают политической сущ- ностью. По его мнению, все они в этом своем качестве ностителей политических отношений, а также вся система политических отноше- ний между ними по поводу власти в совокупности составляют полити- ческую организацию.

Достоинство этого подхода в более широкой и дифференцированной интерпретации политической организации общес- тва. В качестве элементов ее содержания здесь выступают не только государственные и общественные организации, а все без исключения виды коллективности людей и все отношения между ними. Позднее, в конце 70-х годов, появилось понятие политическая система. Но это была не простая замена слов организация на система.

Дело в том, что в число элементов политической органи- зации общества в одних случаях включались только политические и прочие организации, а в других - целые социальные общности клас- сы, группы, нации. Элементы политической организации партия, государство, право, как правило, рассматривались расчлененно и институционально, а не системно и функционально. Научное исследо- вание продолжало ориентироваться главным образом на изучение ор- ганизаций, в то время

как анализ поведения людей, как участников политических событий проводился в очень малой степени. Разработ- ка понятия политическая система должна была помочь интегриро- вать и дифференцировать все основные понятия и категории полити- ческих отношений. Эти ожидания оправдались. Прежде чем раскрыть сущность и элементы политической системы, остановимся кратко на интерпретации понятия система и опреде- лим его смысл применительно к социально-политическим

явлениям. Система - это множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой определенное целостное образова- ние, единство. Универсальными признаками существования системы являются взаимосвязанность группы элементов, образование ими са- мостоятельной целостности, свойство внутреннего взаимосоответ- ствия, способность сохраняться и вступать в отношения со средой и другими системами. Сама теория систем начала активно формироваться на

Западе с конца XIX века - в рамках так называемой общей теории систем, преимущественно на уровне биологичеких организмов - в кибернетике - в социологии - в теории управления производством - позднее в менеджеризме в экономике. В разработке общей теории систем налицо значительные традиции и достижения как в зарубежной, так и в отечественной литературе. В меньшей степени это относится к социально-политическим аспектам теории систем, хотя и в этой области можно отметить плодотворные попытки

В. Г. Афанасьева, А. К. Белых, Ф. М. Бурлацкого и др. Одним из первых общую теорию систем к социально-плитическим процессам пытался применить Т. Парсонс, который видел назначение политической системы в обеспечении интеграци, выработке и реали- зации общих целей. Но это было только начало. Основателем же тео- рии политической системы является америкоанский политолог Д. Истон. Согласно его модели, главные черты системного анализа по- литической

системы можно представить так - политическая система - это ряд взаимодействий, абстрагирован- ных от общего социального поведения, посредством которых рас- пределяются ценности в обществе - политическая система имеет реагирующий и саморегулирующий потенциал, предохраняющий ее от саморазрушения - политическая система - подвижный феномен. Она в силах поддер- живать себя, сохраняя характерные черты, определяющие ее об- лик - политическая система - это открытая система, поддающаяся изме- нению под влиянием факторов

внешней среды политическая система может сохранять устойчивость при наличии соответствующего баланса между входящими и исходящими фак- торами. Истон разделил основные компоненты своей модели на входящие факторы требования и поддержка и исходящие, связанные с пер- вым путем обратной связи. Требования он делит на внешние, идущие из среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требования все- го лишь исходный материал, из которого формируется конечный про- дукт, называемый решениями.

Характер требований самый разнообраз- ный. Другой вид входящих импульсов - поддержка. Она выступает в разных формах материальной выплата налогов, различных обложе- ний соблюдение законов и директив государственной власти ак- тивное участие в политической жизни почтительное отношение или уважение к власти, государственной символике. Поддержка, оказы- ваемая системе, усиливается, когда система удовлетворяет запросы и требования граждан. Без достаточной поддержки политическая сис- тема не может

работать эффективно и надежно. Импульсы-требования и импульсы-поддержка должны регулярно поступать в систему, иначе она будет работать с перебоями или вообще перестанет функциониро- вать. Чрезмерная перегрузка системы разнообразными импульсами не способствует ее эффективности, больше того, в таких случаях поли- тическая система перестает оптимально реагировать на поступающую социальную информацию и может наступить ее стагнация. Отношения к требованиям, идущим от различных слоев населения, зависит

в значительной степени от типа политической системы. Не- лигитимные, антидемократические, тоталитарные системы, например, рассматривают запросы и требования людей как своеобразное выраже- ние недовольства властями, их способностью защищать интересы на- рода. Поэтому системы такого типа стремятся поставить под сомне- ние справедливость требований населения и подавляют их различными средствами. Легитимные, демократические системы рассматривают запросы и требования

как необходимое условие нормальной реализа- ции своих функций. Люди обычно поддерживают те политические груп- пировки, лидеров, на которых они могут влиять и которые уже под- твердили свою готовность удовлетворять их запросы и нужды. На выходе системы располагаются исходящие, легитимные, обя- зывающие политические решения, действия по их реализации. Продук- ты деятельности политической системы могут приобретать разные формы и содержание

распределение товаров и услуг, поощрений и стимулов законодательные акты, постановления и т. п. Обычно эти импульсы политической системы связаны с поддержкой и в зависимос- ти от типа политической системы могут быть ответом на требования населения. На выходе организуется и проведение принятых политических ре- шений в жизнь. То есть политическая и организационная дея- тельность как бы сливаются в единый вид деятельности.

Не зани- маясь организационной работой, невозможно направлять политику. Успех всей политики во многом зависит от организаци дела. Однако модель Истона не раскрывает внутренней структуры и специфики функционирования отдельных элементов самой политичес- кой системы и ее внутренние противоречивости. Истон сосредотачи- вает внимание на авторитарном распределении ценностей.

Г. Алмонд пытается ввести несколько иной тип функционального анализа, который обычно применяется в социологии. На первый план он выдвигает целевой, поведенческий аспект различных структур, входящих в политическую систему. Она стимулирует общность чаяний людей и в немалой степени координирует их фактическое поведение, прививает навыки к сотрудничеству и согласию, поощряя и наказуя. Пределы политической системы определяются границами, в рам- ках которых политические решения данной

системы обязательны и реально исполняются. В период войны они значительно раздвигаются. Политическая система - это система окультуривания масс, меха- низм переработки требований в решения. Структура политических систем Современным политическим системам присуща структурная диффе- ренциация - относительно высокая степень расслоения между струк- турами по функциональному признаку, т. е. имеются и законода- тельные собрания, и административные и исполнительные органы, и судебные институты, и политические

партии, и группы интересов, и органы информации, причем каждая структура должна выполнять ка- кую-то функцию. Однако для примитивных, или традиционных, струк- тур характерно отсутствие такой дифференциации специализирован- ные структуры там выполняют и политические функции многие фун- кции выполняются одними и теми же органами. Сильная сруктурная дифференциация необходима политической системе, чтобы своевременно реагировать на новые требования, об- ращенные к ней извне или изнутри, а также чтобы удовлетворять но-

вые потребности. Рассмотрим структуру политической системы - атрибут всех реально существующих объектов и систем. Под структурой понимает- ся строение и внутренняя организация системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Структур- ные изменения в системе вызывают изменения свойств самих элемен- тов, которые подчиняются общим законам развития системы как цело- го. Так, П. Шаран элементами политической системы называет власть, интересы, политику, политическую культуру.

В то же время под структурой он подразумевает поддающуюся наблюдению дея- тельность, из которой и складывается политическая система. Одной из основных едениц политических систем является политическая роль. А совокупность связанных друг с другом ролей образует роле- вую структуру. Некоторые авторы в качестве первого необходимого компонента политической системы выделяют относительно большое количество лю- дей, граждан, вообще избирателей, стоящих на разных ступенях по- литической культуры.

Вторым компонентом политической системы яв- ляется категория должностных лиц, решения которых признаются чле- нами политического сообщества как обязательные. Они - основа по- литической власти. Третий компонент - режим, т. е. конституцион- но-правовые принципы и структуры, политические процессы, институ- циональные нормы и основные ценности, регулирующие работу систе- мы. Четвертый компонент - территория. Однако политическая систе- ма не всегда равнозначна государству.

Всвязи с этим существует понятие политическое пространство. Существует мнение, что политическая система как уцелое вклю- чает в себя также неофициальные факторы а историческое наследие общества, его географические ресурсы, социальную и экономическую организацию, идеологию, системы ценностей, политический стиль б структуру партийного руководства и политческих интересов дан- ного общества. Все это формирует рабочую среду политической жизни системы и, мо- жет, поэтому названо

основами политики. Процесс взаимодействия между перечисленными фундаментальными аспектами политической системы и государственными органами этой системы обуславливает динамику политики. Вполне обоснованно выделяются и такие элементы политической системы - окружающая среда внутренняя и международная - это совокуп- ность политической культуры, социальных, экономических и геог- рафических условий, а также режима власти в обществе - связь - коммуникация инфраструктура - это институты, струк-

туры и процессы , которые соединяют общество с правительством и обеспечивают двухсторонние каналы общения. Это в большей степени порлитические партии, группы интересов они отрабаты- вают поступающие из окружающей среды импульсы требований и поддержки и передают их в системы выработки решений. Эти структуры выступают в качестве инструментов управления - система выработки решения состоит из структур и процессов, воспринимающих импульсы требований и поддержки, переданный че- рез систему коммуникаций,

и трансформирующих их в политичес- кий продукт - политический результат, т. е. какого рода политику вырабаты- вает система характер политики в одной сфере может влиять на политику в других сферах. В последние годы преобладающим подходом к изучению структуры политической системы стало выделение в ее составе таких подсис- тем, как институциональная, состоящая из политических институтов, нормативная, функциональная и коммуникативная. Институциональная подсистема - это государство, политические партии,

обществен- но-политические движения, профсоюзы, организации предпринимате- лей, творческие объединения, средства массовой информации и др. Нормативная система включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль, политисекую этику. Функциональная подсистема - это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления политической власти политический режим. Коммуникативную систему представляют политическая культура, политическое сознание, политические отношения.

Типы политических систем. Основное различие между политическими системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управле- ния рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта и монополизируется им, будь то отдельный человек диктатор, за- конодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если полити- ческая власть разделена и рассредоточена, то политическая ситема классифицируется как

конституционная или демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, то система класси- фицируется как автократическая. В отечественной философской и политической литературе дли- тельное время считалось, что критерием, в соответствии с которым следут классифицировать типы политических систем, является общес- твенно-экономическая формация, экономический базис общества. Соответствено с этим критерием выделялись рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистичекая

политические системы. Алмонд и Пауэлл предлагают классифицировать политические сис- темы по трем группам, в зависимости от степни их культурной диф- ференциации и культурной секуляризованности. Это примитивные, традиционные и современные политические системы. Примитивные системы обладают минимум структурной дифференциа- ции, национальное целое для них остается без внимания преобла- дает приходская культура. Традиционные системы имеют развитую дифференцированную

поли- тическую структуру и в плане политических позиций характеризуют- ся культурой подчинения. Люди знают, что существуют политичес- кие институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее ак- циях. Традиционные структуры подразделяются на патримониальные политические элиты, королевская семья, централизованные

бюрок- ратические и феодальные политические системы. Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном, и в культурном плане. Они обладают и развитыми поли- тическими структурами, и политическими инфраструктурами. При та- кой системе фенкционирует уже не культура подчинения, а культура участия. Граждане из подданнных становятся участни- ками. Раньше они были жертвами решений, поступавших на выход

системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс артикуляции, агрегирования требований и принятия решений. Гражда- не уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и поп- равлять ее действия. Современные системы подразделяются на секу- ляризованные города-государства и на мобилизационные системы. Сю- да относятся демократические системы, авторитарные системы.

Французский политолог Ж. Блондэль различает политические сис- темы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основ- ных типов 1 либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии го- сударственных решений 2 коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и принебрежением к либеральным средствам его достижения 3 традиционные политические системы, управляемые олигархиями с весьма неравномерным распределением социальных и экономичес- ких благ 4 становящиеся политические системы в развивающихся

странах с авторитарными средствами управления 5 авторитарно-консервативные системы, цель которых - сохране- ние социального и экономического неравенства, но более дей- ственными средствами. Большинство западных политологов выделяют следующие три типа политических систем. Политические системы англоамериканского типа. Они характери- зуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и полити- ческой элиты.

Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разде- ления власти на законодательную, исполнительную, судебную и чет- ко определены их функции. Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры бюрократии. Средства массовой информации находятся под контролем государства.

В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной пар- тии, которая контролирует деятельность всех элементов политичес- кой системы. Господсвует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер. Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во

Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политичекие объединения свободно функционируют в границах существующих кон- ституционных норм, представительная и сполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур. Классификация политических систем необходима, так как полити- ческая наука изучает не одну систему,

а проводит сравнительный политический анализ нескольких систем, выявляет общее и особен- ное в их структуре, функциях и механизмах функционирования. Как работает политическая система. Функции политических систем. Все социальные системы, согласно Т. Парсонсу, имеют четыре общих основных функции - система должна соответствовать своей модели, особенно в ас- пекте упраления и контроля над обществом - она должна адаптировать и регулировать свои отношения

с внеш- ней средой и другими системами - она должна интегрировать свои функции и задачи, т. е. опреде- лять отношение между составляющими ее элементами - система, имея конкретные цели, должна делать все для достиже- ния этих целей, а именно формулировать их, осуществлять соот- ветствующие меры, ориентировать на них население. В связи с этим основными функциями политической системы как целого являются следующие - определение целей и задач общества, выработка программ дея- тельности в ссответствии с интересами

граждан страны. Цели мо- гут быть ближайшими, промежуточными и конечными экономичес- кими, социальными, политическими, идеологическими мобилизация ресурсов и организация деятельности общества на осуществление целей и задач - укрепление единства общества - распределение ценностей в соответствии с интересами всего об- щества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека - урегулирование конфликтов. Функционирование политической системы затрагивает также воп- росы кто должен управлять, каким должно

быть управление, каковы законные пределы государственных усилий. В связи с этим оценка политической системы должна прово- диться с учетом законных границ деятельности правительства, т. е. с учетом его задач, функций, государственного интереса, ценнос- тей, создаваемых правительством, и моделей их распределения. Ведя речь о возможностях политичекой системы, вряд ли можно обойти вопрос о ее способности к выживанию. Развитая политичес- кая система может обеспечить свое выживание

тем, что способ- ствует распространению позиций, благоприятствующих сохранению системы, через структуры политической социализации семья, школа, вуз, церковь, армия. Таким образом, политическая система - это сложное образова- ние, система особого рода, имеющая как территориальную, так и эт- ническую базу. Она состоит из сил, процессов, институтов общес- тва, которые генерируют входящие эффективные импульсы требова- ний и поддержки, а также сопутствующие им политическое

сотрудни- чество или противоречия, которые вовлекаются в разрешение кон- фликтов и в последующую разработку авторитетных политических ре- шений. cСписок использемой литературы 1. Социально-политический журнал. 1995 год. N5. Б. И. Краснов Политическая система. Стр. 67-81. 2. Кентавр. 1995 год. N2. Г. А. Белов Политическая система. Стр.

150-160. 3. Кентавр. 1995 год. N3. Г. А. Белов Функции политической системы. Стр. 152-160.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.