Демократия, ее модели. Проблемы становления демократии в России Политическая демократия Политическая демократия - сложное, многогранное явление. Ее можно рассматривать как форму правления государства (республика), как одну из возможных форм организации и осуществления государственной власти, как способ привлечения людей в политическую жизнь общества и т.д. Социальная ценность демократии проявляется в том, что она воплощает в жизнь, в реальную многовековую
мечту человечества об установлении в обществе подлинной свободы и равенства, гуманизма и справедливости, о возвышении человеческого достоинства. Ведь именно человек во всех своих социальных и личных качествах, общественных ролях (как работник, гражданин, член семьи либо той или иной социальной группы), обладающий своей неповторимой индивидуальностью, есть главное действующее лицо всех общественных преобразований. Поэтому ценность демократии надо определять, прежде всего, через призму интересов человека.
Демократия - это возвышение человеческого достоинства, уважение прав и свобод, чести и неприкосновенности человека. Она представляет собой своеобразный политико-психологический фундамент, на котором формируется гражданин, свободный человек, не способный унижать других и не допускающий собственного унижения никем и ни перед кем. В условиях дефицита демократии человек низводится до положения «винтика», безропотного исполнителя чужой воли, а его жизнь, неприкосновенность, свобода оказываются незащищенными.
Демократия - это благородство, порядочность, справедливость, умение остро ставить и взвешенно решать принципиальные вопросы, поставленные жизнью. Она требует ответственности за слова и дела, за судьбы общества и государства. Во все времена одной из главных опор демократии было развитое чувство гражданственности, неотделимое от умения и готовности человека контролировать собственные действия, отвечать за свои поступки перед самим собой и обществом. Велика роль демократии в осуществлении кадровой политики.
Известны два основных принципа (способа) решения кадровых вопросов, выдвижения людей на руководящую работу, в представительные органы - назначение и выборность. Главные достоинства принципа назначения - оперативность, организационная простота. В ряде сфер государственного управления (прокуратура, военизированные организации) этот принцип сегодня сохраняется, и наблюдается тенденция к росту назначаемости в других сферах.
Вместе с тем у принципа назначения имеются большие недостатки и в первую очередь недемократичность. Нередко людей назначают на должности по протекции, признаку личной преданности и т.д. Назначенные на должность получают властные полномочия не от народа, а от вышестоящего руководителя, что порождает несбалансированность общественных связей и зависимостей: в подчинение к назначенному лицу попадают сотни и тысячи людей, а назначенный от этих сотен и тысяч оказывается независим.
Отсюда у него развиваются, так сказать социальные зрение и слух, адресованные вверх по служебной лестнице, и известные глухота и слепота по отношению к низам, простым людям. Именно здесь лежат корни консерватизма, бюрократизма, безответственности, подхалимства и др. Выборность - единственно возможный путь формирования представительных органов и лучший способ решения кадровых вопросов. Выборный руководитель испытывает не только эмоциональный подъем в связи с тем, что
ему оказаны уважение и доверие, но и большую политическую и моральную ответственность перед избравшими его. Возрастает требовательность к себе и другим. Появляются и властные полномочия, и моральное право требовать от каждого работника качественного выполнения своих обязанностей. К несомненным достоинствам выборов относится то, что с их помощью создается демократический механизм выдвижения на основе инициативы снизу талантливых людей на все уровни государственного управления, в
том числе политических лидеров. Однако при плохих организации и проведении все достоинства выборов сводятся на нет. Основные принципы демократии - это исходные положения, руководящие идеи, вытекающие из природы общества и государства, на основе которых строится демократия. Если те или иные принципы длительное время соблюдаются, то они перерастают в демократические традиции страны. Демократические принципы часто закрепляются в конституциях и действующем законодательстве.
Основными принципами являются: 1. признание народа первоисточником и первоносителем власти; 2. равенство всех перед законом и судом; 3. наличие у граждан официально признанных, закрепленных в законах и гарантированных широких прав и свобод4 4. решение вопросов большинством путем голосования и право меньшинства на оппозицию; 5. равные возможности участия в политической жизни для всех граждан; 6. разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
7. выборность, подотчетность, сменяемость органов государственной власти, местного самоуправления; 8. право беспрепятственного контроля за деятельностью органов государства со стороны народа через формы прямой демократии; 9. политический плюрализм и многообразие мнений. Разновидности демократии В зависимости от того, какому субъекту политики (народу, группам, личности) отдается предпочтение при осуществлении политической власти, различают коллективную (народную), групповую
(плюралистическую) и индивидуалистическую (либеральную) разновидности демократии. Народная демократия исходит из того, что первоисточником власти является народ в целом. Развернутую характеристику народной демократии дал американский президент А. Линкольн, по мысли которого демократия исходит от народа, осуществляется народом и в интересах народа. Большую роль в развитии учения народной демократии сыграл марксизм.
К.Маркс и Ф.Энгельс открыли и сформулировали закон о возрастающей роли и активности народных масс в истории. Они считали, что подлинный демократизм вытекает из общественных форм собственности и коллективизма, что народ - творец истории и своей судьбы. Марксизм определяет самоуправление как управление народом посредством самого народа. Реальная демократия выступает в лучшем случае как власть большинства, в худшем - как господство меньшинства (элиты) при формальном согласии большинства.
Плюралистическая демократия характерна для большинства западноевропейских государств. Властные полномочия осуществляют и государство, и множество негосударственных групп, партий, объединений и движений, способных влиять на государство. Отсюда основным субъектом политики признается не народ, а группа, считается, что только через группу личность может реально участвовать в политической жизни и защитить свои интересы. Здесь важное значение придается обеспечению баланса интересов различных социальных
групп, созданию противовесов узурпации власти наиболее могущественными общественными группами или большинством граждан. Либерализм. Либерализм сделал акцент на личностный (индивидуалистический) аспект демократии. Для него и индивидуальный разум - высший политический приоритет, что выражается в признании неотчуждаемых прав, свобод человека и гражданина, его автономии по отношению к государству, обществу, группе. Либеральное мировоззрение самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве
универсальной цели. Основная предпосылка либерализма - вычленение человеческой индивидуальности, убеждение человека в своем врожденном, естественном праве на самореализацию. В лоне либерализма родилась концепция разделения единой государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, действующие на принципе сдержек и противовесов. Здесь сфера действия государства ограничивается охраной правопорядка.
Либерализм наряду с индивидуальной свободой признает равенство возможностей, равенство всех перед законом и судом. Формы демократии Демократия может существовать и действовать в определенных организационных и правовых формах. В зависимости от способа осуществления государственной власти, от ее носителей и организационно-правового оформления демократия выражается в двух основных формах - представительной и непосредственной (прямой). Представительную демократию олицетворяют выборные коллегиальные и единоличные
органы и избираемые должностные лица, которые действуют от имени избравших их граждан, официально представляют их. Во всем мире представительная демократия остается главной формой осуществления государственной власти. Непосредственная (прямая) демократия имеет место, когда граждане сами, непосредственно (лично) осуществляют государственную власть: избирают депутатов в представительные органы, принимают наиболее важные решения путем прямого волеизъявления. Непосредственная демократия позволяет включать в политическую жизнь все
взрослое население страны, осуществлять эффективный контроль за деятельностью лиц, но она не способна обеспечить непрерывное и профессиональное государственное управление. Проблемы становления демократии в России Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной
модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако, в России не было на тот момент, характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских
ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена, либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть
найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной и реалистической государственной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества. Российская демократия весьма далека от образцов демократии вестминстерской и пока что отнюдь не является гарантией дальнейшего движения вперед. Ее социальная база крайне узка, и возвращение к авторитарным формам правления никак не может быть исключено из числа возможных альтернатив.
В ближайшие годы альтернативы исторического пути в России кроются внутри самой внутренне нестабильной "номенклатурной демократии", в том, какое из начал в ней возобладает и будет укрепляться номенклатурное или демократическое. Пока на этот вопрос нет ответа. Список литературы 1. Василенко, И.А. Политология. [Текст]: Учебник / И.А.
Василенко М.: Гардарики, 2004 288с. 2. Василик, М.А Вершинин, С.С. Политология. Элементарный курс. [Текст] / М.А. Василик, С.С.Вершинин М.: Гардарики, 2001. 3. Добреньков, В.И Власюк, К.Г. Основы социологии и политологии [Текст] / В.И. Добреньков, К.Г. Власюк Ростов н/Д: Феникс, 2001. 4.
Куликов, Л.М. Основы социологии и политологии. [Текст] / Л.М.Куликов М.: Финансы и статистика, 2004. 5. Политология [Текст]: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов М.: Издательство Норма, 2002 392с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |