Реферат по предмету "Политология"


Государственная идеология

Министерство образования республики Беларусь «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» Институт информационных технологий КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Тема №3. Государственная идеология Минск, 2010 План 1. Политическая идеология и государственная: общее и отличия 2.

Основные элементы государственной идеологии 3. Механизм реализации государственной идеологии 1. Политическая идеология и государственная: общее и отличия Природа идеологии впервые была обозначена французскими учеными в конце XVШ - начале XIX века (А.Д. де Траси, П. Кабанис, К. Вольней и другие). Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются,

в частности, оценкой обозначаемого им феномена. Представленное в литературе разнообразие определений связано с тем, что идеология, как и культура, весьма сложное, многоуровневое и многофункциональное образование, принадлежащее конкретной культурно-исторической эпохе. В зависимости от ситуации проявляются разнообразные свойства и качества этого явления, раскрывается его субстанциональная сущность. Понятия «идеология» и «политическая идеология» употребляются как взаимозаменяемые.

«Неполитических» идеологий не может быть в принципе. Каждая идеология в той или иной форме содержит оценку существующего социально-политического порядка, оправдывает имеющееся или предполагаемое общественное устройство и обосновывает пути достижения целей субъекта с помощью политических средств. Политическая идеология представляет собой систему идей, ценностей и представлений, оправдывающую притязания социального субъекта на власть и ее использование с целью

реализации своих интересов. Государственная идеология одновременно формируется с образованием государства. При этом основным субъектом ее формирования и ее носителем является народ. Государственная идеология - это целостная, систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, в которых образующая данное государство общность людей (народ) осознает себя и свое положение в окружающей действительности, выражает свои потребности и интересы как единого целого, определяет формы организации

своего бытия, формулирует и оправдывает свои цели и устремления. Будучи составной частью сознания социальных субъектов, политическая и государственная идеологии являются многоуровневыми феноменами. Сравним их, выделив теоретико-концептуальный, программно-политический и обыденно-актуализированный уровни. Политическая идеология Государственная идеология Теоритико-концептуальный уровень

Образуют литературные сочинения - статьи, монографии, доклады, диссертации и т.п в которых с применением научного по своей форме аппарата осмысливается действительность и положение в ней данного социального субъекта. Это уровень политической философии данной социальной группы, выражающей её основные ценностные ориентации, идеалы и принципы. Образуют литературные сочинения (учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, написанные с использованием формального-научного аппарата), претендующие на научность

и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Программно-политический уровень Общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программмы, конкретные социальные требования и лозунги, содержание которых закрепляется в программах, манифестах, резолюциях, воззваниях, обращениях, постановлениях и т.п. В этих работах акцентируются те или иные проблемы общественной жизни, наиболее обстоятельно очерчиваются

интересы граждан, указываются пути их реализации. На этом уровне проявляется поиск путей решения конкретных задач социально-политической жизни. Политическая программа - неприменный компонент. Составляют государственные документы (конституция страны, другие законодательные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.), в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства.

Четкие и конкретные предписания охраняются и обеспечиваются силой государства. Является как предтеча права. Обыденно-актуализированный уровень Выступает в качестве психологичесикх феноменов индивидуального и группового сознания и проявляет себя в виде устных суждений относительно тех или иных явлений общественной жизни и в различных формах политической активности (или пассивности) ее носителей. Социально-политические явления оцениваются через сопоставление

происходящих событий и действующих лиц с фольклорными или хорошо известными литературными сценами и персонажами. Образуют средства человеческой деятельности, в которых пропагандируется содержание государственной идеологии -политическая символика, популярные книги, статьи, лекции, интервью, произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных жанров, другие произведения искусства, концертные программы, школьные уроки, вузовские лекции и т.п.

2. Основные элементы государственной идеологии Существует такая специфика политической идеологии, как предельно жесткая функциональная зависимость составляющей ее содержание системы идей, ценностей и представлений от политических интересов носителя данной идеологии. Политические интересы есть социальные блага, доступ к которым модет быть обеспечен в результате решений органов государственной власти. Внешними формами выражения государственной идеологии выстцпают как единичные

идеи, ценности, цели и представления, нормы и установки, так и сложно-составные построения -социально-политические учения, теории, концепции и доктрины. И каждую отдельно взятую идею и любую социально-политическую доктрину можно рассматривать в качестве элементов государственной идеологии. Государственная идеология всегда есть более высоко организованная по сравнению с частными идеологиями совокупность идей.

Характеристика государственной идеологии предполагает выяснение возможных подходов к систематизации её содержания. Общепринятым подходом к систематизации всей совокупности идей, ценностей и представлений, составляющих идеологию того или иного государства, является их группирование по основным сферам жизнедеятельности общества. Полученный таким образом ряд можно назвать составляющими элементами государственной идеологии. В качестве таковых можно рассматривать идеи, ценности, нормы и представления культурно-исторического,

политического, экономического и социогуманитарного характера. Культурно-историческая, или цивилизованная, составляющая государственной идеологии включает в себя совокупность устаявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования данного народа, развития его самосознания и становления в качестве самобытной этнической общности. Большое значение принадлежит традиционным, вырабатывавшимся народом на протяжении всей истории его

развития социокультурным идеалам и ценностям. Именно они составляют передающиеся из поколения в поколения духовно-культурные основы бытия нации. К этому элементу относятся также представления о месте и роле народа в мировом историческом процессе, становление его этнических особенностей. Политическую составляющую государственной идеологии образует прежде всего комплекс идей и представлений данного народа относительно условий становления и особенностей институтов своего государства, степени

их соответствия современным потребностям и интересам нации, а аткже относительно направлений и путей их дальнейшего развития. Данная составляющая включает в себя представления о характере социально-политического строя страны в целом, целях и путях его модернизации, месте и роли различных социальных сил, политических партий и движений и других общественных формирований. Она охватывает и внешнеполитическую жизнедеятельность народа, а также идеи, касающиеся места и роли

народа в мировом политическом процессе. Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя представления об особенностях огранизации экономической жизни страны, отношении народа к различным видам собственности и формам хозяйствования, понимание места и роли государства в экономических процессах, представления о справедливости в сфере распределения национальных богатств, балансе интересов различных социальных классов, групп и слоёв, жителей города и деревни.

Эта составляющая содержит также идеи, раскрывающие понимание народом места и роли национальной экономики в мировом хозяйстве. Социогуманитарную составляющую государственной идеологии образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Особое значение придаётся подходу к человеку как к высшей цели общества и государства, к ответственности государства за создание условий для свободного и достойного развития личности и к ответственности граждан

за исполнение обязанностей, возлагаемых на них обществом. Данный элемент включает приоритеты политики государства в области реализации прав и свобод человека, в сфере науки, культуры и образования, подходы к регулированию семейных отношений. Будучи феноменом сознания социальных субъектов, идеология подвержена общим процессам, происходящим в сфере мышления: она возникает, развивается, обновляется и распространяется благодаря усилиям конкретных

людей. Поэтому идеология предполагает целенаправленную деятельность по её созданию, воспроизводству, обновлению и распространению. В совремненном обществе производством политических идей и их доведением до сознания людей заняты не только отдельные люди, которые традиционно именуются идеологами, но и создаваемые для этой цели организации и учреждения. Эти положения в полную меру относятся и к функционированию государственной идеологии. Только в тех случаях, когда государство сознательно осуществляет свою идеологическую функцию,

разрабатывает, развивает и распространяет различными способами определённую систему идей, ценностей и целей, направленных на интеграцию и развитие сообщества, можно с достоаточной определённостью говорить о наличии и функционировании государственной идеологии. Отсутствие или существенное ослабление внимания государства идеологическим аспектам жизнедеятельности сообщества способно привести к эрозии общезначимых ценностей или к их вытеснению идеями и представлениями,

отвечающими интересам достаточно узких групп населения. Данное положение ведёт, в свою очередь, к ослаблению или даже распаду самого государства. 3. Механизм реализации государственной идеологии Механизм реализации государственной идеологии составляет совокупность лиц, институтов, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии, её систематизацией, нормативно-правовым закреплением, воспроизводством и распространением

среди членов политического сообщества, а также материализованных средств её выражения. К таким средствам относятся тексты конституции и законов государства, политические манифесты, программы и доктрины общенациональной значимости, символика государства (герб, флаг, гимн, девиз), государственные праздники, исторические памятники, монументально-архитектурные сооружения и мемориальные комплексы, денежные знаки, произведения литературы и исксства и т.п.

Как не может быть государства без государственной идеологии, так не может быть и государственой идеологии без механизма, обеспечивающего её создание, воспроизводство и распространение среди членов сообщества. Опыт ХХ века показал: возможны два варианта механизма реализации государственной идеологии: централизованный государственный идеологический аппарат и идеологический механизм государства без внешних признаков централизованности. Первый вариант механизма государственной идеологии был реализован в

Советском Союзе и ряде других не западных стран. Здесь идеологический аппарат создавался решениями высших властей. Он фактически составлял часть системы органов государственной власти и управления, хотя формально и не обладал собственно властными полномочиями. Вот лишь некоторые его элементы. Управляющим идеологической сферой органом являлся Центральный Комитет КПСС (ЦК КПСС). В составе аппарата

ЦК был специальный секретарь по идеологии, под началом которого работало несколько отделов: пропаганды, науки и культуры, занимавшихся в той или иной мере вопросами идеологии. Аналогичные подразделения имелись на всех ступенях организационной структуры партии, а также в союзе молодёжи (ВЛКСМ), армии, огранах внутренних дел и государственной безопасности. В стране функционировала сеть специальных идеологических учреждений:

Институт марксизма-ленинизма и Академия общественных наук при ЦК КПСС, высшие партийные и комсомольские школы, дома и кабинеты политического просвещения. На предприятиях и учреждениях действовали «школы», «кружки» и «семинары», в которых практически всё взрослое население страны осваивало содержание официальной идеологии. Под контролем идеологического аппарата, пресса, кино, телевидение, литература, искусство и спорт.

Второй вариант - механизм государственной идеологии в западных странах складывался, как правило, без специальных решений властей и не обособлялся в виде централизованной системы лиц и учреждений, деятельность которых направлялась бы из единого центра. Он формировался там как составная функция определённых учреждений государства и институтов гражданского общества. Такие образования французский философ Л.П. Альтюссер (1918 - 1990) рассматривал в качестве инструментов проведения в жизнь господствующей

идеологии и определил их как «идеологические аппараты государства». К таковым он относил следующие: религиозный (система различных церквей); образовательный (система общественных и частных школ); семейный; юридический; политический (система политичесикх институтов, включая партии); профсоюзный; коммуникационный (пресса, радио, телевидение и др.); культурный (литература, искусство, спорт и др.). Каждый из названных социальных институтов, действую в рамках политического сообщества,

объективно является проводником идей, отражающих не только частные интересы, но и интересы всего сообщества. Одновременно и господствующие политические силы на всех этапах общественного развития стремятся использовать данные интституты в качестве инструментов проведения в жизнь собственной идеологии. Поэтому, хотя в условиях западных обществ (особенно в постиндустриальную эпоху) их роль как элементов механизма государственной идеологии не столь очевидно, как это было, например, в

Советском Союзе, всё же они объективно выступают в качестве таковых. Таким образом, в новых независимых государствах, к числу которых относится и Республика Беларусь, механизм государственной идеологии должен формироваться с учётом как одного, так и второго опыта: его следует создавать намеренно, но без элементов принудительности. Практически во всех современных демократических странах важнейшими составными элементами механизма

реализации государственной идеологии являются: § выборы, референдумы и другие формы выражения интересов и волеизъявления граждан; § высшие должностные лица государства как официальные выразители общенациональных интересов и разработчики стратегических целей и насущных задач развития общества; § институты и орган государственной власти и управления - парламент, правительство, суды и другие правоохранительные органы, структуры местного управления и самоуправления, призванные выявлять существующие в обществе интересы,

обеспечивать нормативно-правовое закрепление и приведение в действие общественно значимых идей, ценностей, принципов и целей; § конституция, законы и другие нормативные акты как формы юридического закрепления идей, ценностей принципов и представлений, положенных в основу организации и деятельности данного общества и государства; § государственно-политичесике документы - манифесты, декларации, программы, концепции, доктрины, директивы и т.п - в которых закрепляются те или иные положения идеологии данного государства;

§ специализированные научно-исследовательские учреждения, важнейшей функцией которых является обеспечение теоретико-концептуального оформления идеологии государства и доведение её содержания до сознания разлчиных категорий граждан; § учреждения национальной системы образования и культуры, призванные участвовать в распространении содержания государственной идеологии, передаче членам сообщества социо-культурных идеалов и ценностей народа и формировании у них гражданских качеств; § средства массовой инормации -

печать, радио, телевидение которые призваны отражать существующие в обществе интересы, пропагандировать идаелы и ценности народа и содействовать консолидации нации; § материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества - произведения литературы, различных видов искусства, архитектуры, памятники национальным деятелям, монументальные сооружения и мемориальные комплексы, государственные символы и ритуалы, денежные и памятные знаки, музеи и т.п содержание которых отражает историю, идеалы,

ценности, цели, интересы и устремления данного народа. Создание эффективного идеологического механизма государства во все времена на ряду с разработкой самой идеологии является важнейшей задачей политического сообщества. В сегодняшнем переходном обществе потребность в идеологии велика, как никогда, ибо: среди культурных факторов нового времени все большую значимость до сих пор обретали факторы, сформировавшиеся в эпоху

утверждения капитализма; произошло видимое ослабление убеждающей и мобилизующей силы классических идеологий; публичная значимость религии, за некоторыми исключениями (например, Польша, исламский культурный ареал), проявляется только там, где эти религии не преподносят себя как трансцендентно ориентированные, но сами приспосабливают себя к политике (например, теология революции, христианские пацифизм и социализм); ускорение процесса преобразований в западных обществах и процессы

структурного распада в развивающихся странах увеличивают потенциал дезориентации. О существовании и реальном значении идеологии в современном мире говорят некоторые бывшие и нынешние влиятельные государственные деятели США. После 11 сентября 2001 г. Соединенные Штаты Америки объявили мировую войну против терроризма, в защиту американского образа жизни и глобальных интересов страны. Эта война оценивается прежде всего как идеологическая: на это указывает

бывший министр обороны США Уильям Коэн. Подводя теоретическое обоснование под планетарный характер нового американского экспансионизма, он прямо заявляет, что новая война - это война идеологическая (как война с фашизмом и коммунизмом) и в ней все средства допустим. Нынешний министр обороны Д. Рамсфелд подчеркивает, что эта новая мировая война - именно война идеологий, война в защиту американского образа жизни. Сегодняшнее переходное состояние общества, описанию которого

посвящено множество работ современных отечественных и зарубежных авторов, среди которых и работа П. Сорокина «Кризис нашего времени» [2], неминуемо ставит человека перед необходимостью самоопределения в определённом историческом контексте, системе ценностей. Сегодняшнее состояние общества, согласно Сорокину, может характеризоваться утратой старых ценностей и установок, в том числе и политических, у большинства населения, несформированностью новых.

Ситуация экзистенциального или ценностного вакуума, связанная с потерей смысла жизни, никчемности своего существования, стала реальностью для многих членов общества. В стране растут наркомания, алкоголизм, преступность и суицид. Вместе с тем происходит тотальное отчуждение многих белорусских граждан от политики. Подобный процесс в политической литературе называется абсентеизмом.

В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит, политика «не мое дело» и т.п. Одной из причин подобного общественно-политического феномена является сложившийся в стране тип политической культуры. После развала СССР бывшие советские республики встали на собственные пути развития. Однако сознание граждан не изменилось, и многие не участвуют в выборах, так как не верят

в то, что это поможет осуществить их интересы. Причиной этого является то, что в СССР выборы происходили на безальтернативной основе, у граждан не было возможности сделать какой-либо выбор, а тех, кого избирали в органы власти, действовали зачастую в своих, а не в интересах граждан. Это свидетельствует об отсутствии у людей определенного уровня политической культуры. Многие люди не понимают, зачем необходимо их участие в политической жизни.

Нарастает чувство неуверенности, отчаяния и страха перед будущим. Политическая психология народа все больше характеризуется пессимизмом и негативизмом. Все это непосредственно воздействует на процессы политической социализации личности. В советское время партия коммунистов была единственной «руководящей и направляющей силой общества», охватывающей своим влиянием и контролем деятельность всей системы политического воспитания и образования

от университетов марксизма-ленинизма до политических кружков пенсионеров ЖЭКа, а также и такие важнейшие институты политической социализации, как дошкольные учреждения, школы, вузы, производственные коллективы, армия. Теперь же при наличии огромного числа конкурирующих и часто маловлиятельных политических партий и организаций политическая социализация осуществляется стихийно и противоречиво. Основным ее типом является конфликтный.

При этом человек все чаще теряет смысл и ценность политической жизни. Он все больше находится в постоянном противоречии с политической реальностью, которую ему трудно понять в силу ее неопределенности и неясности. Отсюда и все нарастающий процесс политической дезидентификации личности. До тех пор, пока в стране не будут положительно решаться социально-экономические проблемы, люди, в том числе находящиеся на начальных этапах политической социализации, будут совершенно по-разному

воспринимать политических лидеров, власть, правительство и само государство. Одни будут говорить «это наше правительство», другие «это их правительство». Без единства общества, без гармонизации его интересов невозможен бесконфликтный тип политической социализации, ее институтов. В условиях экономической и политической неопределенности люди даже в одной социальной среде придерживаются порой разной политической ориентации.

Как нам видится роль идеологии как раз и состоит в обеспечении целостности политического сообщества, в обеспечении интеграции. Каким образом и насколько успешно будет проходить дальнейшее развитие нашего общества, в конечном счете зависит от степени разработанности политической социализации каждого гражданина, от политической воли, ценностей и идеалов «рядовой» личности, от того, насколько она является субъектом политической деятельности. В этом смысле идеология является тем содержательным (смысловым) компонентом

политического управления. государственный идеология политический общество Список использованной литературы 1. Бакулов В.Д. Социоклуьтурные метаморфозы утопизма. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та. 2003. 2. Вонсович Л.В. Основы идеологии белорусского государства: Ответы на экзаменац. вопр. /Л.В. Вонсович 2-е изд перераб Минск: ТетраСистемс, 2008 176с.

3. Мельник В.А. Основы идеологии белорусского государства: Пособие /В.А. Мельник Минск: Выш. Шк 2009 416с. 4. Мельник В.А. Политология: учебник / В.А. Мельник 6-е изд испр Минск: Выш. Шк 2008 543 с. 5. Сорокин П.А. Кризис нашего времени // Американская социологическая мысль М 1996.С.356-371.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.