Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование физически, психически и нравственно здоровой личности ребенка. Использование здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного учреждения

Условия возникновения опыта В статье 51 закона РФ "Об образовании" сказано, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья. Однако вместе со знанием окружающего мира дети получают невротические заболевания, изменения в опорно-двигательном аппарате, сердечно-сосудистой системе. Анализ здоровья детей дошкольного возраста показал, что наиболее массовыми являются патологии органов

зрения и опорно-двигательного аппарата, понижение сопротивляемости организма различному роду вирусных заболеваний. В детских садах много детей с ослабленным здоровьем. Требования к ним должны быть щадящими, индивидуальными. Появляются вопросы: знает ли воспитатель возможности ребенка, как учитывать все эти различия, как строить процесс воспитания, чтобы помочь малышу справиться со всем комплексом нагрузок, не навредив его здоровью?

Прежде всего, необходимо знание состояния здоровья в широком смысле этого слова, включающее не только телесное, но и психическое здоровье, а также социальное благополучие и социальную адаптивность ребенка. Кроме того, важно знать и учитывать степень и особенности возрастного развития ребенка. Необходимо строить работу с учетом состояния здоровья ребенка, особенностей его высшей нервной деятельности, индивидуальных особенностей работоспособности, готовности к обучению.

По мнению известного гигиениста М.С. Громбаха, задача педагогов заключается в том, чтобы сделать трудное - привычным, привычное - легким, легкое – приятным, и тогда любая образовательная и познавательная деятельность будет доставлять детям радость. Теоретическая интерпретация опыта В детском саду ребенок приобретает необходимые умения и навыки общения, учится диалогической речи, овладевеют элементами теоретического мышления, культурного поведения, основами личной гигиены и здорового образа

жизни. Все это способствует вхождению ребенка в современный социум, приобщению его к ценностям культуры, формированию познавательных интересов. Чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, был способен преодолевать трудности, ему необходимо положительное представление о самом себе. Это возможно через личностно ориентированный подход к ребенку, который заключается, прежде всего, в выявлении особенностей личности каждого ученика, его индивидуальности.

Личностно ориентированный подход - сложнейшая наука. Это комплекс знаний по физиологии и психологии, педагогике и гигиене: это умение увидеть и понять в каждом ребенке то особенное, индивидуальное, что отличает его от всех. Это умение понять и принять ребенка таким, какой он есть. Понимать и любить не только хорошего, послушного ребенка, того, кто не требует особых сил, но и того,

к которому нужно найти подход, не оставить без внимания. Основная цель воспитательного воздействия - развитие ребенка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребенка в соответствии с принципом природосообразности. Если нет здоровья, все остальное бессмысленно. Именно со здоровья начинается жизнь. Необходимо с первого дня в детском саду прививать детям идею здорового образа жизни, бережного отношения

к себе. Задачи: • развитие и укрепление физического, психического и нравственного здоровья детей; • формирование потребности в развитии таких качеств личности, как самостоятельность, самоуправление, самодисциплина, совершенствование в таких позициях, как: человек - человек человек - в человеке человек - общество человек - природа человек - культура; • развитие творческих способностей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей; • развитие памяти; • развитие внимания и наблюдательности; • формирование умений саморегуляции,

бесконфликтного общения. Предполагаемые результаты: • владение умениями познавать мир, исследуя его, и видя себя в этом мире, сообразно природе; • владение навыками свободного бесконфликтного общения; • владение навыками грамотной устной речи; • владение умениями слушать и слышать, понимать друг друга, согласовывать свои действия с действиями другого; • владение навыками коллективной и индивидуальной самоорганизации; • владение навыками индивидуального и коллективного творчества.

Правила в работе с детьми: • Не повреди здоровью ребенка. • Никогда не высмеивай его, не злись и не кричи. • Научись видеть душу в глазах ребенка. • Будь терпелив, требователен и снисходителен. • Будь всегда в хорошем настроении с улыбкой на лице. • Постоянно повышай самооценку детей, будь всегда правдив. • Добивайся доверия, береги его. • Умей беречь здоровье детей и свое собственное.

Твое здоровье - добрый пример для подражания. Нормы, которыми необходимо владеть воспитателю: • само и взаимообогащение - не роскошь, а необходимость; • умей понять (счастье - когда тебя понимают); • умей слушать и слышать; • критикуй идеи, а не личность; • лидером можешь и не быть, а человеком быть обязан. Нормы отношения к детям: • Если ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть. • Если ребенок живет во вражде - он учится агрессивности. •

Если ребенка высмеивают - он становится замкнутым. • Если ребенок растет в упреках - он учится чувству вины. И наоборот: • Если ребенок растет в терпимости - он учится понимать других. • Если ребенка подбадривают - он учится верить в себя. • Если ребенок растет в честности - он учится быть справедливым. •

Если ребенок живет в безопасности - он учится верить в людей. • Если ребенка поддерживают - он учится ценить себя. • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии - он в этом мире находит любовь. Основные компоненты системы деятельности Средства обеспечения физического здоровья детей • профилактика близорукости; • профилактика нарушений осанки; • профилактика вирусных (простудных и кишечных) заболеваний.

Средства обеспечения развития личности ребенка • общение с детьми; • игровая психотерапия; • развитие творческого воображения; • закаливание; • просмотр познавательных фильмов; • занятия спортом; • педагогическое просвещение родителей; • проведение совместных воспитательных мероприятий. Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение физического здоровья ребенка ведет к: • формированию правильного отношения к своему здоровью; • формированию целостного взгляда на природу и место человека

в ней; • формированию умения правильно организовать и управлять своей деятельностью и поведением; • повышению общей культуры личности; • следованию законам природы; • зоркости к явлениям жизни и правильной оценки их; • спокойствию и глубокой уверенности в своих силах; • радости, здоровью, доброте. Профилактика близорукости В целях профилактики близорукости необходимо разделить детей на группы: 1. С высокой и средней дальнозоркостью. Эти дети не требуют особoго подхода.

2. Со слабой дальнозоркостью. Эти дети требуют ограничения зрительной нагрузки и усиления физических упражнений. 3. С эмметропией, близорукостью, а также дети, родители которых страдают близорукостью. Эти дети требуют еще более строгого ограничения зрительной нагрузки и расширения физических упражнений. Существует ряд упражнений, которые рекомендуется проводить с детьми дошкольного возраста: 1. Быстрый перевод взгляда с близкого на удаленный объект и обратно в течение от 0,5 мин. до мин.

Это упражнение способствует улучшению функционального состояния зрения. 2. “Отдых для глаз”. Встать, глубоко вздохнуть и задержать дыхание. Затем согнуть колени, опустив голову как можно ниже,и моргать глазами, закрывая их очень плотно и очень широко открывая. Делать 10-15 сек задерживая на это время дыхание / Брег П.С. Нервная сила/. 1. “Отдых для глаз”. Попеременное открывание и закрывание глаз ладонью в течение 5-10

сек. в состоянии расслабления /Брег П.С. Нервная сила/. 1. Аутоофтальмотренинг - проводится в состоянии релаксации. Мысленно видим черную точку на сером фоне, следующий образ - ярко-зеленая трава, белая-белая краска, голубое-голубое небо, красная-красная лента. /Кондрашов В.В. НЛП, курс имаготерапии/. 2. Упражнения для глаз - выполняются без напряжения, свободно, не щурясь.

Каждое движение делать 10-15 раз. а) вертикальные движения. Движения глазами вверх, чтобы "видеть" свою макушку изнутри и вниз, чтобы "видеть" свою гортань; б) горизонтальные движения. Движения глазами вправо и влево. Движения должны быть легкими. в) движения глазами по кругу - по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Числовые таблицы Шульце: 10 4 9 5 6 7 3 1 8 10 6 9 7 2 3 2 8 5 4 1

Таблицы Шульце – это квадраты размером 20х20 см, разделенные на 20 частей, в каждую из которых вписаны числа от 1 до 10 в произвольном прямом и обратном порядке. Упражнение состоит в том, чтобы показать карандашом расположение в таблице чисел по порядку натурального ряда и в обратном, не двигая головой. Среднее время выполнения задания 1-2 минуты. Цель – добиться считывания таблицы за время, не превышающее 40 сек.

Прямой и обратный порядок чисел отличается цветом. Чтобы исключить возможность запоминания расположения чисел в таблице, необходимо использовать комплект из 5-10 таблиц, отличающихся порядком расположения чисел. Использование таблиц Шульце обеспечивает выработку навыков периферического зрения, что особенно важно для улучшения ориентировки в пространстве, а также служит повышению качества зрения.

Превратите тренировку для глаз в увлекательную игру и, если у вас хватит терпения, то через некоторое время увидите, что дети стали видеть лучше. Предложите данную таблицу на родительском собрании и познакомьте с методикой ее исрользования, предвариельно скорректировав с медицинским работкиком адресность своего предложения. Также Шульц советует начинать каждое занятие с проведения пятиминутной зарядки. Психотренинг (практическое занятие) Исходным положением должно стать максимально удобное положение

сидя. Позвоночник выпрямлен, глаза закрыты, тело, а, главное, веки расслаблены. С закрытыми глазами смотреть только прямо перед собой, без усилий. Шею не напрягать. 1. Выполнить легкие наклоны головы: - вперед к груди – 3 раза - запрокинуть – 3 раза - к правому плечу – 2 раза - к левому плечу – 2 раза Полная тишина в группе. Сейчас всем надо сбросить усталость, для того чтобы занятие для каждого прошло

спокойно и интересно. Медленно приподнимите ладони рук и закройте глаза. Пальцы скрестите на середине лба, ладони рук, не нажимая на глазные яблоки, сложите в виде маски. Чуть прикройте веки и установите ладони так, чтобы внешний свет по вожможности не проникал в глаза. Мягко уберите ладони и осторожно откройте глаза. Не смотрите на яркий свет. Запомните ощущение расслабления. Вам надо сохранить это чувство до конца занятия.

Профилактика нарушений осанки Состояние зрения детей непосредственно связанно с состоянием их осанки. Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью. Это тем более актуально, что каждый третий ребенок, поступающий в детский сад, уже имеет нарушения осанки - асимметрию плеч и лопаток, сутулость, возникающие в результате нарушений тонуса симметричных мышц спины, а в более тяжелых случаях и искривления позвоночника /сколиоз/.

Среди целого комплекса причин, приводящих к возникновению этих нарушений, выделяются неправильный подбор мебели, нарушение позы при просмотре телевизора или занятиях рисованием, недостаточная двигательная активность. ( Безруких М.М. Знаете ли вы своего ребенка?). Чтобы избежать нарушения осанки, необходимо, прежде всего, следить за посадкой ребенка за столом во время занятий и ежедневно проводить «суставную гимнастику»

Суставная гимнастика Все упражнения нужно выполнять с радостью, с любовью к себе, и с оптимальной нагрузкой. Шейный отдел позвоночника Плечи неподвижны. Ниже расположенные отделы позвоночника также неподвижны. 1. Подбородок скользит вниз по грудине, касаясь груди. Голова с подбородком скользит вниз. В шее чувствуется напряжение. 2. "Черепаха". Наклоны головы вперед и назад до упора.

Голову наклонить назад, касаясь затылком спины. Голову втягивать, как панцирь. Главное отличие этого движения от простых наклонов: когда голова упирается затылком в спину, одновременно ее надо тянуть прямо вертикально вниз, не меняя положения головы. Наклоны вперед выполняются точно также. Подбородком, не отрывая его от груди, постараться достичь пупка . Вначале делать без усилий, потом с легким напряжением от 5 до 15 движений в каждую сторону.

3. Наклоны головы вправо и влево не поднимая плеч. Позвоночник от копчика до спины постоянно прямой. Движения плавные, плечи абсолютно неподвижны. Наклоняться без сильных напряжений, стараясь ушами доставать плечи. Выполнять 5-15 раз в каждую сторону. 4. "Собачка". Представьте, что у собачки перед носом кусочек еды.

Она обнюхивает его, делая круговые движения носом по часовой стрелке и против часовой стрелки. Позвоночник неподвижен. Повторять 8-15 раз. Упражнение выполнять в трех вариантах: голова прямо; голова наклонена вперед; голова наклонена назад. 5. "Сова". Поворот головы вправо и влево до упора. Спина и голова на одной линии. Медленно повернуть сначала взгляд, потом голову, как бы стараясь увидеть

все сзади за спиной. Это исходное положение. Когда поворачиваете голову до упора, попытайтесь захватить еще несколько миллиметров. И так каждый раз. Без больших усилий 8-15 движений в каждую сторону. 6. "Арбуз". Круговые движения головы. Хвостик арбуза - наша шея. Голова как бы перекатывается по плечам, не спеша, свободно, не перенапрягая мышц шеи, но с натяжением. Грудной и поясничный отдел позвоночника 7. "Нахмурившийся ежик".

Плечи вперед, подбородок подтянуть к груди. Руки сцепить, ладонями обхватить локти, поясницу зафиксировать. Подбородком достигать груди, не отрываясь, тянуть в направлении пупка, верхняя часть позвоночника должна прогнуться как лук, и в этот момент тянуть плечи вперед и друг к другу, чуть-чуть напрягаясь. Плечи не поднимать. Точно так же, без остановки переходить к наклонам назад. Вначале голова упирается в спину, потянуть ее вниз, и плечи потянуть назад друг к другу.

Постараться представить, что на спине от шеи до лопаток выскочили иголки, как у ощетинившегося ежика. Все внимание верхне-грудному отделу позвоночника. Стараться его лучше прогнуть. 8. "Весы". Кисти рук полусогнуть на плечах. Одно плечо идет вверх, другое вниз и голова слегка сгибается в эту же сторону. Прогибать позвоночник в этом отделе и каждый раз применять усилие, чтобы прогнуть его еще

немного. Так же делать это в другую сторону. Дышать свободно. 9. Подъем плеч вверх и опускание вниз. При этом движении голова неподвижна, позвоночник прямой. Опуская плечи, руки тянуть по швам вертикально вниз с небольшим усилием. Потом плечи потянуть вверх , и, когда появится ощущение, что дальше не поднимутся, именно в этот момент добавить еще усилие. Через 5-6 занятий амплитуда движений будет увеличиваться с каждым днем.

10. "Паровоз". Представьте паровоз, плечи мысленно превратите в колеса, руки по швам и начните движения постепенно, не торопясь, расширяя круг движений. Дышите ровно, без усилий. 11. Наклоны влево и вправо, руки по швам. Это упражнение выполняется стоя, руки прямые, опущены и плотно прижаты к туловищу. Руки тянут, по мере возможности, вниз, вправо, затем влево по 10-15 раз.

Суть упражнения в том, что сгибается верхняя часть позвоночника без отрыва рук от туловища. 12. "Пружина". Позвоночник прямой, копчиком делать движения, как бы зачерпывая воду, и фиксируя таз в этом положении. В таком положении делать движения: а) сжимать позвоночник, как пружину; б) растягивать его. 13. "Скрутка". Все составляющие ниже верхне-грудного отдела фиксированы. Кисти рук на плечах, голова прямо, смотреть перед собой.

В этом положении делать вращения позвоночника, затем каждый раз завоевывая чуть-чуть пространства - вправо и влево. 14. Наклоны вперед, как бы стараясь достать носом пуп. Это упражнение выполняют сидя на стуле или полу. Руками держаться за сидение стула и голову тянуть в область пупка. Делать выдох во время сгибания и вдох при подъеме головы и выпрямлять спину полностью. 8-10 раз. 15. "Лук". Кулаки сзади на области почек.

При этом стараться как можно ближе свести локти. Положение позвоночника как натянутый лук, или будто вы приготовились сделать мостик. Обратное движение. Стараться максимально согнуть позвоночник (как бы “сутулясь”) , в этом положении стараться еще чуть-чуть прогнуть позвоночник. 16. "Большие весы". Левая рука на затылке, правая - вдоль тела. В этом положении делать наклоны - вправо, затем влево,

каждый раз прилагая дополнительные усилия. 17. Вращение позвоночника вокруг своей оси. Упражнение делается сидя. Спина и голова на одной прямой линии. Поворачивать плечи и голову вправо до упора, и только тогда начинать основные движения. Когда плечи развернулись до упора, начинать колебательные движения, с легким усилием пытаясь захватить лишние сантиметры в каждом движении. 8-10 движений на одном повороте, потом еще раз.

После этого поворачиваться влево и снова делать два раза по 8-10 движений. Дыхание не задерживать. 18. "Скрутки". Зафиксировать таз; кисти рук на плечах. В этом положении делать скрутки. Сначала поворачивать глаза в сторону, как бы пытаясь увидеть, что сзади, затем - голову, затем - плечевой пояс. Движения по амплитуде при этом небольшие, но как бы завоевывая еще чуть-чуть угол поворота. Таким образом делать 3 вида скруток: а) прямые (стоять прямо); б) с наклоном

позвоночника вперед (» на 45 0); в) с наклоном позвоночника назад (не сильно отклоняясь). 19. Наклоны назад с поднятыми руками. Эти движения выполняются стоя. Ноги на ширине плеч, дыхание свободное. Нагрузка рассчитана на весь позвоночник. Поднимать руки вверх. Сомкнуть пальцы в замок и, не сгибая колен, начинать движения. Когда позвоночник дальше не сгибается, снова добавляется усилие.

20. Наклоны вбок. Одна рука идет вверх, как бы продолжая позвоночник, одновременно стараться максимально растянуть этот отдел позвоночника. Другая рука идет вниз, стараться этой рукой как бы достать пятку. В таком положении наклоняться вбок все ниже и ниже, прилагая дополнительные усилия. Затем то же делать в противоположную сторону. 21. "Смотри на свои пятки". Для лучшего осмотра можно чуть прогнуться назад.

Когда вы обернетесь назад, начинайте колебательные движения, чтобы увидеть правую ногу с наружной стороны и сзади. Очень просто увидеть правую пятку снаружи, просто посмотреть вниз, и все видно. А теперь попробуйте увидеть ее, обернувшись с левого плеча назад и не двигая ног. Цель - увеличить гибкость движения позвоночника вокруг своей оси. Два поворота в каждую сторону по 15 движений. Дыхание свободное.

22. Руки. Кисть а) сжать - разжать (быстро); б) вращение - в обе стороны в лучезапястном суставе; в) локтевой сустав - "Арлекин". Плечи и плечевые суставы фиксированы, руки "свисают", локти свободно, как бы на шарнирах, совершают колебательные движения; г) плечевой сустав - "Пропеллер". Свободное вращение всей руки в плечевом суставе перед туловищем. Выполняется перед собой, при этом туловище слегка наклонено вперед, чтобы не задеть грудь.

Руку свободно опустить, затем вращать, чтобы возникло чувство тяжести, особенно в кисти. 23. Ноги а) "Балерина". Носок тянуть на себя , затем - от себя, как балерина, совершая небольшие колебательные движения; б) топтание на месте, переступая с ноги на ногу - на наружных сторонах стопы, - на внутренних сторонах стопы, - на пальцах, - на пятках; в) вращение стоп по очереди в каждую сторону; г) коленные суставы. Выполнять стоя. Плечи прямые - круговые движения вовнутрь, затем наружу.

При этом кисти рук на коленях как бы помогают, - сгибание - разгибание, как бы пружиня; д) тазобедренные суставы. Вращение - нога отводится в сторону под углом 90 0. Делать легкие колебательные движения в сторону каждой ногой отдельно, - хождение на прямых ногах на всей стопе. Работает только тазобедренный сустав. Профилактика вирусных (простудных и кишечных) заболеваний Массаж и взаимомассаж Массаж возник в глубокой древности.

Слово "Массаж" происходит от греческого слова, означающего месить, мять, поглаживать. Методика массажа и самомассажа является не только эффективным средством лечения, но и восстановления работоспособности, снятия усталости, а главное - служит для предупреждения и профилактики заболеваний, являясь активным средством оздоровления организма. Массаж положительно влияет на нервную систему, улучшается кровообращение.

Основные приемы массажа для детей: поглаживание, растирание, разминание, постукивание, вибрация. Дети становятся парами или в круг, начинают массировать шею, плечи, спину, руки, ноги. Через 5 мин. поворачиваются и начинают массировать своих партнеров. Во время самомассажа используются те же приемы. Для массажа рук и плеч для малышей разучивается сказка "Сорока". Указательным пальцем сильно надавить в центр ладошки, приговаривая "

Сорока - воровка кашу варила, "Этому дала" - нажать двумя пальцами левой руки на края сбоку ногтя правого мизинца, затем на ноготь и подушечку пальца. Так 3 раза. "Этому дала" - повторить массаж на безымянном пальце. "Этому дала" - повторить массаж на среднем пальце. "Этому дала" - на указательном пальце. "А этому не дала" повторить массаж на большом пальце.

Растереть "треугольник" между указательным и большим пальцами, запястье, приговаривая : “Пошли в лес погулять, шли через пень-колоду и на полянке остановились”. Ребром ладони, постукивая, дойти до локтя, растереть его внутреннюю и внешнюю стороны, говоря: "На полянке посидели и дальше поскакали", продолжая постукивать ребром ладони руку и плечо до шеи. Плечо растереть и в обратном порядке постукивая, дойти до ладони, говоря: "

Обратно домой поскакали, в дверь постучали". Хлопнуть в ладошки. Все повторить на левой руке. После этого рекомендуется выполнить упражнение для укрепления иммунной системы. Легкое постукивание подушечками пальцев в районе бронхов по часовой стрелке. Затем кулачками растереть ягодицы, подняться к копчику, растереть его и подняться как можно выше по позвоночнику. После этого пальчиками активно растереть район седьмого шейного позвонка.

Во время эпидемии гриппа, ОРЗ, при резких сезонных изменениях и для профилактики заболеваний рекомендуется точечный массаж головы и лица. При массаже применяют 3 пальца - указательный, средний, безымянный. Можно использовать только один большой палец. Никогда не следует "втыкать" пальцы в тело. Нужно массировать подушечками пальцев, при этом направление воздействия должно быть строго вертикальным, без растирающих движений. Сила воздействия должна быть такой, чтобы возникло ощущение - среднее между

приятным и болезненным. Активное участие рук стимулирует кровообращение в кончиках пальцев и предотвращает застой крови в других частях тела. Поскольку нервные окончания пальцев непосредственно связаны с мозгом, работа рук способствует психическому успокоению и даже предотвращает явления мозгового склероза. Не случайно на Востоке есть привычка постоянно перебирать четки в руках, а в Китае - вертеть грецкие орехи, потирать руки. Массаж точек лица и головы рекомендуется как общестимулирующее

воздействие. Воздействие на основные точки, которые многофункциональны, улучшает кровообращение головного мозга (это улучшение способности понимать новый материал, и вспоминать пройденное, что важно в обучении); нормализует давление; активизирует структуры подкорковых образований (это гипоталамус, гипофиз и др.), от функционального состояния которых зависит все, что происходит в организме, вплоть до поведения и эмоционального состояния. Расположение биологически активных точек головы 1.

Точка на лбу между бровями. 2. Точка по краям крыльев носа (массаж этой парной точки позволяет восстановить обоняние). 3. Точка на средней линии лица на нижней челюсти между нижней губой и верхним краем подбородка. 4. Точка в височной ямке - парная. 5. Точка чуть выше линии роста волос в ямке у наружного края трапецевидной мышцы, где определяется углубление (затылочная часть головы). 6. Точка между наружным слуховым проходом и краем нижне-челюстного сочленения в области козелка уха.

Упражнения для массажа ушных раковин Хорошо всем известно, что точки, расположенные на ушных раковинах, это проекция различных органов организма, поэтому надо постараться промассировать ушные раковины полностью, чтобы уши "горели". Подергать их, потянуть по 15-20 раз в такой последовательности: 1. Потягивание с умеренной силой мочки уха сверху вниз. 2. Потягивание ушной раковины от слухового прохода вверх.

3. Потягивание средней части ушной раковины от слухового прохода кнаружи. 4. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке. 5. Круговые движения ушной раковины против часовой стрелки. Теперь надо сделать легкий успокаивающий массаж лица ладонями рук так, как иногда вы это делаете при усталости. На подошвах ног также очень много биологически активных точек и зон, представляющих внутренние

органы и части тела. Надо стараться чаще ходить босиком. Теперь очень полезно сделать упражнения для глаз, которые описаны выше. Эти упражнения полезны не только для глаз, но и при неврозах, гипертонии, внутричерепном давлении. Очень полезно и эффективно после точечного массажа сделать самомассаж головы. Поднимается работоспособность и улучшается настроение.

Методика "Давайте успокоимся" Если в группе напряженная обстановка, детки нервные, раздражительные, можно делать точечный массаж, который снимает нервозность, нарушения сна, раздражение. Этот массаж - прекрасное профилактическое средство. Массаж должен быть успокаивающим, выполняться подушечками пальцев. Начинать надо с легкого надавливания, сила давления постепенно увеличивается.

Круговые движения по часовой стрелке. На руках - зона в промежутке между 1-й и 2-й пястными костями большого и указательного пальцев и зона в середине ладони. На ногах - зона, расположенная на три поперечных пальца ниже середины коленной чашечки и на 1 палец наружу от гребня большой берцовой кости. Есть такая точка и на мочке уха. Средства обеспечения развития личности ребенка Общение с детьми на бессознательном психическом уровне

с опорой на типы, модальности Существуют 2 этажа психики: это сознание - сознательное мышление и бессознательное психическое / вся информация, накопленная в процессе жизни/. Каждый день, каждый час, минуты рождения все мы помним бессознательно и храним в глубинных слоях своей памяти. В глубокой стадии гипноза все можно воспроизвести. Все оставляет след в памяти мозга. Бессознательное психическое огромно, емко.

Здесь уместно сравнение арбуза и арбузного семечка. Если принять бессознательное психическое за арбуз, то сознание - всего лишь семечко из этого арбуза. Бессознательное психическое, помимо нашего сознания, контролирует окружающий мир: цвет, окраску, форму предметов, температуру, различные шумы и звуки. Например: человек, задумавшись, переходит дорогу и не попадает под машину. Войдя в незнакомое здание, помещение, человек бессознательно улавливает детали

обстановки, хотя сознание его занято в это время другим. Мозг ребенка интенсивно развивается до 5 лет. Какая программа будет вводиться, так он и будет развиваться. Первую информацию вводят родители. Если информация негативная, физическая ( ребенок влез в лужу - побои - болевой раздражитель; оскорбления - звуковой раздражитель) и повторяется достаточно часто, то она накапливается, а мозг становится пассивным. Это удобно для родителей и учителей.

Дети безропотно выполняют команды типа: "Не ходи, сиди, не мешай, не кричи" и т.д. Все довольны - послушный ребенок. Но у такого ребенка мозг не работает в режиме познания. Педагогический опыт подтверждает, что на свете нет таких детских сердец, которые нельзя открыть заботливым и добрым ключом. Весь секрет в подборе этого ключа. Волшебный этот ключик - слово. Слово не простое, а на модальной основе.

Т.е. существует уникальный способ взаимодействия с детьми через общение на бессознательном психическом уровне с опорой на типы, модальности детей: Игровая психотерапия Некоторые специалисты утверждают, будто занятия психотерапией, прерогатива лишь врачей. Психотерапией должны и могут заниматься и педагоги, и психологи, и врачи. Каждому свое: гипноз - это дело врачей, игровой же психотерапией могут и должны заниматься педагоги.

В наше время рождается очень много детей с недостатками в развитии, с психическими нарушениями, двигательной расторможенностью. Для таких детей особенно хороши приемы психогимнастики. Это курс специальных упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Психозарядка Каждая психозарядка включает разминку, пантомиму, коллективные игры и упражнения на развитие

творческого воображения и состоит из 3-х фаз: 1 фаза - снятие напряжения; 2 фаза - пантомима; 3 фаза - развитие творческого воображения. Например. На занятии воспитатель, заметив усталость детей, объявляет тему психозарядки "Прогулка в лес". Дети встают; воспитатель-сценарист, используя предикаты 3-х модальностей, предлагает надеть походное обмундирование и затем перед мысленным взором детей происходит путешествие в лес.

В это же время выполняются физические упражнения. Пример. Физзарядка с заданием по РТВ ( развитие творческого воображения ): Давайте представим себя в роли хуожников, которым дали задание написать картину о наступлении весны. - Кто такие художники? ( это люди, которые создают картины: о событиях в жизни людей, общества, в природе. Это их профессия) - Куда лучше всего отправиться за наблюдениями о весенней природе? (В весенний лес).

Встали, представили себя в роли журналистов, почувствовали поисковое настроение. - Как мы должны одеться? Выполняется пантомима - надевание на себя куртки, шапочки, шарфа, натягивания сапог. - Что мы должны взять с собой? Дети делают наклоны в разные стороны, как бы собирая в рюкзак фотоаппарат, диктофон, записную книжку. Ходьба на месте - представить, что идем по тропинке в лес. - Давайте посмотрим, послушаем, почувствуем, как хорошо в весеннем лесу.

Послушайте голоса весеннего леса, вдохните чистый ароматный воздух появляющейся травы, посмотрите на оживающую природу. Присядем на пенечек на полянке - дети садятся на стульчики. Темами психозарядок могут быть: "Море", "Подводное царство", "Пляж", "Степь", "Горы", "Лес" и т.д. свои сценарии. Позже дети предлагают свои сценарии для психозарядок.

Упражнение на саморегуляцию “Слушать тишину”. Сесть удобно. Расслабить мышцы, направить мысленный взор внутрь себя. Мысленно поговорить со своим Я (бессознательным) или просто послушать тишину внутри себя. Психозарядка помогает детям испытать положительные эмоции, поверить в себя, научиться владеть собой, улучшить память. Это прекрасный способ психотерапии.

Психологи различают несколько видов памяти: слуховую, словесно-логическую, наглядную, двигательную, эмоциональную, кратковременную, долговременную. Для развития долговременной памяти можно использовать психозаряку по понедельникам перед началом дня: а) сесть в позу "кучера"; б) расслабить мышцы: на счет один расслабить мышцы лба, на счет два расслабить мышцы глаз и ушек, на счет три расслабить мышцы подбородка и шеи, на счет четыре расслабить мышцы рук и спины, на счет пять расслабить мышцы таза,

на счет шесть расслабить мышцы ног; в) даётся установка: чистая, животворящая энергия наполняет ваш организм ровно столько, сколько нужно для вашего здоровья и прекрасной памяти. Вам приятно, хорошо, мозг работает четко и ясно. Всё, что вы будете видеть, слышать, ощущать, легко запомните, крепко-накрепко запомните и сможете вспомнить в любой момент, когда это будет необходимо. Память ваша емкая. По первому желанию вы можете все вспомнить.

Голова чистая, ясная, свежая, настроение прекрасное, радость и счастье наполняют вас, хочется учиться, совершать добрые поступки и всех любить. Чистая животворящая энергия наполняет ваш организм ровно столько, сколько нужно для хорошего самочувствия, хорошего настроения, четкого восприятия информации. На счет семь открыть глаза, потянуться и встряхнуть руками. Таким образом, психозарядки примыкают к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам,

общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей, научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Нравственное воспитание Учитель занимается не только физическим и психическим здоровьем ребенка, но и нравственным. Поэтому в своей работе можно ставить цель: Развитие человеческого в человеке. Образование - это строительство образа

Я. Ребенок должен САМ взращивать в СЕБЕ: Самостоятельность и Сострадание Самолюбие и Сочувствие Самоотверженность и Сопереживание Самоуважение и Соединение Самопознаниеи Содружество Самодеятельность и Совесть Самоанализ и Соболезнование и т.д. Детям необходимо помогать учиться жить 1.

В согласии с собой. 2. В согласии друг с другом. 3. В согласии с окружающей средой. Поэтому нельзя нарушать естестественную тенденцию детей к саморазвитию, самовоспитанию, самообучению. Детям нельзя подавать знания в готовом виде. Нужно уметь спорить с детьми так, чтобы их познавательные способности не гасли от полного удовлетворения, а появлялась бы всё более усиливающаяся жажда. Необходимо объединять детей, а не разъединять.

Должен соблюдаться принцип единения,чтобы в детях росло чувство солидарности, взаимной помощи и заботы друг о друге, чувство радости за успехи товарищей. Необходимо много внимания уделять системе знаний (Познай себя), помогая детям ответить на вопросы: Кто я? Я и друзья. Как я устроен? Природа и я. Зачем живу? Семья и я. Какой я? Я конструирую себя. Развитие творческого воображения

Этот аспект деятельности в работе с детьми занимает особое место. Почему? Здесь уместно одно сравнение: муравьи возводят муравейники с запутанными лабиринтами ходов, пчёлы удивляют архитекторов правильностью своих сот и экологией строительного материала, но в этом и отличие человека - изобретателя от пчелы, муравья, что последние строят механически миллионы лет подряд одно и тоже, а изобретатель-человек - каждый раз строит новое и перед тем, как строить свои машины,

дома, строит их в своем воображении. Изобретения создаются силой человеческой фантазии, человеческого воображения. Без умения мечтать, фантазировать нельзя было бы создать ничего из того, что создали люди в технике. И не так легко фантазировать, нелегко даже краешком глаза заглянуть в будущее. В настоящее время молодые люди, приходя на производство, почти полностью лишены способности к фантазии, к творческому воображению. Они более практично относятся к окружающей действительности.

Робкая фантазия или полное отсутствие её начинают сдерживать техническое творчество, особенно творчество высокого уровня. Такое состояние дел властно требует специальных мер по развитию способности фантазировать. Психологи выделяют до полутора - двух десятков творческих качеств, необходимых изобретателям. Все творческие качества включают в себя фантазии. Развивать творческие качества - значит развивать воображение, фантазию.

Развитие творческого воображения способствует снижению психологической инерции, развивает гибкость мышления, помогает видеть и принимать смелые неожиданные решения, приучает к использованию необычных приемов, помогает сохранить широкий кругозор и непредубежденность. Методики для развития воображения, памяти внимания, речи "Несуществующие животные" Нарисовать "несуществующее животное", назвать его и описать

его образ жизни. Методика используется как проективная на воображение ребенка. “Три желания” и "Шапка-невидимка" Ребенка просят назвать 3 желания, которые он хотел бы высказать волшебнику, а затем ответить, хотел бы он, чтобы волшебник подарил ему шапку-невидимку и чтобы он с ней делал дома, на улице, в школе. Методика направлена на развитие воображения. По ответам можно судить о ценностных ориентациях. "

Игровая комната" Ребенка просят представить себе, что он пришел в волшебную комнату, где есть любые игрушки и можно играть в любые игры. Далее ему предлагается взять с собой двух знакомых ребят и придумать игру, в которую дети могли бы с ним поиграть. "Как играть в такую игру?" "А если дети не захотят в это играть, что ты будешь делать? " и другие. Выясняется уровень развития общения со сверстниками. “Дорисовывание фигур"

Предлагаются задачи на свободное дорисовывание незаконченных изображений. Материал методики состоит из карточек с нарисованными на них фигурами неопределенной формы. Ребенку дается задание дорисовать каждую из фигурок так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Методика позволяет оценивать уровень развития воображения, способность создавать оригинальные образы. "Повторение слов и предложений" Фиксирует возможности детей заполнить и воспроизвести предложенный

словесный материал. В качестве такого материала даются 7-10 слов или простые фразы. Методика используется для проверки памяти. “Вопросы по картинкам” Детям предъявляют простые картинки и задают вопросы: "Кто это?", "Что здесь нарисовано?", "Что делает?" и т.д. Выявляется уровень развития активной речи. "

Дополнение фраз" Содержит задачи на дополнение предложений с указанием последовательности событий во времени, причин и следствий. Ребенку последовательно предъявляются ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать конец. Используются предложения типа: "Девочка взяла кубики и…» "Мальчик весело смеялся, потому что " "Если пойдет дождь, то " Методика выявляет способность детей последовательно рассуждать, устанавливать

причинно-следственную связь, позволяет оценивать уровень речевого развития, а также может быть использована для выяснения особенностей личности и общения ребенка. "Свободная классификация" Ребенку предъявляется ряд картинок, которые он должен разделить на группы, самостоятельно выделить основание группировки. Методика направлена на выявление элементов логического мышления. "Рассказ по картинкам" Содержит задачи на установление причинно-следственных отношений.

Ребенку дается набор картинок: "зерно", "росток", "цветок", "бутон", которые нужно разложить в порядке происходящих изменений, а затем объяснить, почему он положил их так, а не иначе. Методика направлена на выявление способности ребенка устанавливать логическую последовательность событий и отражать её в речевой форме. "Фантастические гипотезы" Она выражена в форме вопроса: "Что было бы, если?".

Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащие и сказуемые. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать. Надо предложить детям поразмышлять: Что было бы, если бы (дальше назвать любой предмет и действие). Например. Что было бы, если внезапно исчезнет солнце? Что было бы, если внезапно исчезли все взрослые? Что было бы, если к нам пришел слон, крокодил?

Что было бы, если я попал в страну стеклянных человечков? "Составление сказок" Используя как бы разные ключи, открыть для детей сказку в другом времени, месте действия. Например. Жили старик со старухой у синего моря в наше время. Красная Шапочка живет сейчас Колобок живет на 10 этаже в доме с лифтом Теремок стоит на высокой - высокой горе или в море

Козлята живут на острове, а вокруг глубокое море Дети делятся на группы по интересам по 2, 4, 8 и т.д. человек. Старая сказка в новом ключе зазвучит совершенно неожиданно и для нас и для детей. Методика направлена на РТВ и развитие коллективного творчества. "Пальма", "Дерево", "Цветок" Детям предлагается представить себя любимым растением, протянуть руки вверх, ладошками к солнышку,

и наполнить себя солнечной энергией, здоровьем, любовью ровно столько, сколько нужно организму. “Копируем зверюшек" Один ученик изображает понравившегося зверя, а стальные отгадывают, что это за животное. Методика направлена на развитие воображения. Невербальный метод общения В процессе общения большая часть информации передается невербальным методом, т.е. посредством жестов, позы, расположения и соблюдения дистанции между партнерами.

Почему необходимо изучать и использовать на занятиях этот метод общения? Изучение языка телодвижений является ещё одним средством научного познания о человеке, в частности детей и родителей, с которыми мы находимся в тесном контакте. Учеными были обнаружены более 1000 невербальных знаков и сигналов. Словесное общение в беседе занимает менее 35% , а более 65 % информации передается с помощью невербальных

средств общения. Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный ( вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для "обсуждения" межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Например: воспитатуль может посмотреть на балующегося ребенка изумленным взглядом, а он тут же поймет, что неправильно ведет себя.Обладая знаниями невербального общения , воспитателю легче работать с детьми,

легче понть, чем живет ребенок, что его беспокоит, волнует. Когда мы говорим, что человек обладает интуицией, мы имеем в виду, что он обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы со словами. Т.е когда мы говорим, что у нас возникло чувство, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами.

Во всем мире основные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди улыбаются, они счастливы, когда они печальны - хмурятся, когда сердятся - у них сердитый взгляд, когда пожимают плечами - в растерянности и т.д. О таких общеизвестных сигналах говорить нет необходимости. Как контролировать взгляд ребенка при объяснении, когда демонстрируются таблицы, наглядные пособия

- об этом необходимо знать каждому воспитателю. Если ребенок держит пальцы во рту. Человек кладет пальцы в рот в состоянии сильного угнетения. Это бессознательная попытка человека вернуться к тому безопасному, безоблачному времени в грудном возрасте, когда ребенок сосет палец, ручку и все что ему попадается под руку. Если жесты, связанные с прикрытием рукой, обозначают обман, пальцы во рту говорят о внутренней поддержке

и одобрении. Когда слушатель начинает подставлять руку для того, чтобы опереть на нее голову, это верный признак того, что ему стало скучно. Степень наскучивания соотносится с выраженностью использования руки как опоры. Предельная скука и отсутствие интереса видны, когда голова полностью лежит на руке. Для учителя этот жест означает - внимание! Срочно меняй тактику или материал! Нужна пауза! Если человек скрещивает руки и ноги, то он нервничает.

Это является явным сигналом того, что он чувствует опасность или угрозу. Невербальному общению необходимо учить. Для этого разработаны различные методики и упражнения. Например: Мимическая гимнастика Ребенку предлагается выполнить несколько простых упражнений, которые помогут ему научиться правильно выражать и осознавать простейшие эмоциональные проявления. Сморщить лоб, поднять брови. Расслабиться. Сохранять лоб и глаза такими в течение некоторого времени.

Сдвинуть брови, нахмуриться (сердимся). Расслабиться. Полностью расслабить брови, закатить глаза (равнодушие). Расслабиться. Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх). Расслабиться. Расслабить веки, нос, щеки, опустить уголки губ (лень). Расслабиться. Расширить брови, сморщить нос (брезгливость).

Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (радость, веселье). Игра направлена на изучение и осознание ребенком мимических мышц лица и связанных с их движением эмоциональных выражений, тренировку выразительной мимики. Л и т е р а т у р а 1. Амонашвили Ш.И. Как живете, дети М.: Просвещение, 1986. 2.

Акбашев Т.Ф. Педагогика жизни Ростов н/Д , 1993. 3. Барщенкова О.В. Психология развития личности Ростов н/Д: РОИУУ , 1993. 4. Безруких М.М Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика М.: Просвещение, 1991. 5. Выготский Л.С Лурия А.Р. Этюды по истории поведения М.: Педагогика, 1993. 6.

Игры по развитию творческого воображения по книге Дж. Родари “Грамматика фантазии” Ростов н/Д, 1991. 7. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей М 1991. 8. Корбеков М Фотина Л. Дорога в молодость и здоровье М.: Знание, 1995. 9. Кукушин В.С. Экология человека

Ростов н/Д: РОИУУ, 1993. 10. Платонов К.К. Занимательная психология М.: Молодая гвардия, 1986. 11. Фрейд З. Психология бессознательного М.: Просвещение, 1990. 12. Чистякова М.М. Психогимнастика М.: Просвещение, 1990. Приложение № 1. Примерные комплексы гимнастики после сна (лежа в постеле) Гинастика после сна позволяет пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость,

быстро прийти в бодрое состояние и настроение. Проснувшись, улыбнуться. Затем, лежа на спине, дети растирают ладони, поглаживают руки от кистей вверх, ладонями ратирают ушные рауоывины, круговыми движениями по часовой стрелке поглаживают живот. Потом дети отбрасывают одеяло и закрываются одеялом (элемент оздоровительного закаливания). Убирается из-под головы подушка, одеяло отктдывается, и выполняются упражнения.

1 комплекс. 1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Спокойно сделать глубокий вдох-выдох. (количество произвольное) 2.И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Потянуться, руки вверх (2 раза). 3. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Прогнуться, руки вверх (2 раза). 4. И.П.: лежа на спине, повернуться на правый бок, затем на левый бок.

Руки вверх. (2 раза) 5. И.П.: лежа на спине, руки под голову. Потянуть правую ногу пяткой вперед, носок на себя. То же левой ногой (4 раза каждой ногой). 6. И.П.: упражнение №5 выполним двумя ногами одновременно (4 раза). 7. И.П.: лежа на спине, руки вверху.опустить руки вдоль туловища, вернуть в исходное положение (5 раз). 8. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища.

Обхватить руками согнутые в колене ноги, подбородок прижать к коленям и сделать несколько покачиваний (2 раза) 9. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Спокойно сделать вдох-выдох. 2 комплекс. 1. И.П.: лежа на спине, руки под голову, ноги прямые. Отведение и приведение стоп (10 раз) 2. И.П.: лежа на спине, руки под голову. Попеременное отведение и приведение стоп (10 раз).

3. И.П.: лежа на спине, руки под голову. Поднять правую ногу вверх (нога прямая, носок оттянут). Принять И.П. поднять левую ногу. Принять И.П. (12 раз) 4. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Опираясь на руки и пятки, поднять таз вверх. Принять И.П. (6 раз). 5. И.П.: лежа на спине, руки под подбородком. Поднять правую ногу вверх (нога прямая, носок оттянут).

Принять И.П. поднять левую ногу. Принять И.П. (12 раз) 6. И.П.: лежа на животе, руки вверх. «Лодочка» (держать 10 сек.) 7. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх – вдох. Принять И.П. – выдох (6 раз) 3 комплекс 1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх – вдох. Принять И.П. – выдох (6 раз).

2 И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Сгруппироваться (обхватить руками колени, подбородок прижать к коленям). Принять И.П. (6 раз). 3. И.П.: лежа на спине, руки за головой. «Ножницы» (скрестные махи ногами) – 10 сек. (5 сек. Перерыв)(4 раза). 4. И.П.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Опустить колени на кровать вправо. Принять И.П. то же влево. Принять И.П. (10 раз). 5. И.П.: лежа на животе, руки вдоль туловища. «Коробочка» (2 раза).

6. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх – вдох. Принять И.П. – выдох (6 раз). Приложение № 2. Упражнения для коррекции осанки. Профилактика сколеоза. (на основе китайского искусства движения:Цигун, Тай-цзи, Кун-фу) Упражнения носят игровой, сюжетный характер, выполняются на высоком эмоциональном уровне, плавно.одно движение без остановок переходит в другое, помогая сохранять образ.

Способствует исправлению имеющихся нарушений, их коррекции, укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета». 1. «Кошка просыпается». Это упражнение развивает подвижность и гибкость позвоночника. И.П.: встать на четвереньки с опорой на предплечья, расслабить шею. Потянуться, выпрямляя руки и поднимая голову. Оторвать руки от пола, развести их в стороны и вытянуть

вперед. Принять И.П. на прямых руках. Выгнуть спину, прогнуть. Повторить 3 раза. Напоследок вытянуть руки вперед, потянуться, при этом можно зевать. 2. «Тигр готовиться к прыжку» Это упражнение улучшает осанку и развивает реакцию. И.П.: стоя, стопы вовнутрь, руки опущены вдоль тела. Слегка присесть, приготовиться к прыжку. Согнуть пальцы рук, быстро подныть руки вверх, выпрямить ноги,

постоять в этом положении несколькосекунд, затем медленно опустить руки и расслабиться. Повторить 6 раз. Затем поползать на четвереньках. 3.«Черепаха выглядывает из панциря и прячется обратно» Это упражнение укрепляет шейные позвонки. Его полезно делатьпри большой нагрузке в области шеи и плеч, также, если болит голова от напряженной работы. И.П.: стойка ноги врозь, руки вдоль туловища. Слегка присесть, расслабить шею, втянуть ее в плечи, постоять

несколько секунд. Покачать головой влево-вправо и медленно вернуться в И.П вытянуть шею. Повторить 3-4 раза. 2. «Медведь осматривается вокруг и защищается от врага» Это упражнение укрепляет грудной отдел позвоночника, улучшает подвижность плечевых суставов. И.П.: стойка ноги врозь, колени согнуты, поднять руки, согнуть их в локтях, пальцы вверх. Повернуть туловище влево, а правую руку отвести в сторону, легким скользяим движением опустить левую

руку вниз (отогнать пчел). Вернуться в И.П. и проделать то же в другую сторону, повторить упражнеие по 3 раза в каждую сторону. 3. «Сова вглядывается в темноту» Это упражнение помогает расслабить мускулатуру шеи и плеч. Оно укрепляет глазные мышцы и позволяет сохранять правильную осанку в сидячем положении. И.П.: сесть на край стула, ступни поставить параллельно на ширину плеч, руки опущены вниз.

Медленно поднять руки в стороны, пока ладони не достигнут уровня шеи, затем соединить большой и указательный палец, чтобы образовался кружок, повернуть головуналево, поднять левую руку на уровень глаз и посчмотреть через круг двумя глазами, при этом поднять мышцы спины и шеи. Расслабиться, вернуться в И.П. то же в левую сторону. Сделать вдох, поднести обе руки к глазам, соединить большие и указательные пальцы, чтобы образовался

большой круг, широко раскрыть глаза, посмотреть через круг. На выдохе опустить руки, расслабиться, закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов,не открывая глаз. Повторить 3 раза. 4. «Орел испытывает свои крылья» Это упражнение важно для тренировки равновесия, оно укрепляет мускулатуру ног и способствует подвижности плеч и рук. И.П.: стойка ноги врозь, руки в стороны.

Сделать правой ногой маленький шаг вперед, стопу левой ноги развернуть в сторону. Покачаться в этом положении вперед-назад. Руки в стороны – вперед. Наклониться, перенести тяжечсть тела на впереди стоящую ногу, сомкнуть руки впереди, перенести тяжесть тела назад, разводя руки в стороны. Повторить 3-5 раз. 5. «Аист стоит на одной ноге и чистит перья» Стояние на одной ногеспособствует развитию равновесия.

Попеременное сгибание и разгибание рук при этом развивает координациюдвижений и стимулирует связь между левым и правым полушариями головного мозга. И.П.: основная стойка. Перенести тяжесть тела на левую ногу, при этом согнуть ее во всех суставах, правую ногу поджать наверх, чтобы стопа прилегла к икре левой ноги. Через стороны поднять руки до уровня плеч, ладонь смотрит вниз. Правый локоть опускается вниз, а кисть двигается к плечу.

Вернуть руку в И.П. то же – левой рукой. Руки движутся поочередно. Повторить 3 раза. То же на другой ноге. Вернуться в И.П медленно наклониться вперед, лекко потрясти руками и плечами, плавно выпрямиться. 6. «Журавль шагает, взмахивая крыльями» Это упражнение тренирует равновесие, помогает ориентироваться в пространстве. И.П.: основная стойка. Перенести тяжесть тела на левую ногу, согнув при этом все суставы,

сделать правой ногой «шаг журавля», при этом совершенно расслабить носок и слегка коснуться пола пальцами ноги. Одновременно понять руки через стороны вверх, опуская ногу, опустить руки. Повторить 3 раза.то же на другой ноге. 7. «Слон принимает песочную ванну» Это упражнение дает возможность почувствовать собственное тело. При этом расслабляется область шеи и затылка. И.П.: основная стойка, руки вдоль туловища.

Левой рукой через подмышку обхватить правое плечо, верхнюю частьтуловища слегка наклонить вперед, правая рука свободно висит. Раскачиваться взад-вперед, рукой размахивая подобно хоботу слона. То же – другой рукой. Встать, слегка расставив ноги, скрестив обе руки внизу живота. Расслабиться, остаться в этой позе некоторое время. 8. «Обезьяна скачет кругами и бьет себя в грудь» Это упражнение помогаетдетям перестать капризничать

и скандалить. И.П.: стойка ноги врозь, руки sdljkm туловища. Присесть и подпрыгнуть несколько раз как можно выше. Поскакать, попрыгать по комнате, при этом можно кричать, корчить рожи. Встать, побить себя кулаками в грудь. Сесть на пол, скрестив ноги, положить руки на живот, оставаться в таком положении, пока не восстановиться дыхание. 9. «Змея сбрасывает кожу»

Это упражнение дает нагрузку позвоночнику во всевозможных положениях. И.П.: лежа на спине, руки вдоль тела. Перекинуть левуюногу через правую и поставить ее на уровень правого колена. Подошва стоит на полу, колено смотрит вверх. На выдохе повернуть ноги вправо, ам голову влево. При этом потянуться вверх и и вниз, напрягая позвоночник.

Вернуться в И.П. то же влево. Повторить 3 раза. 10. «Еж сворачивается клубком» Это упражнение позволяет детям отключиться, уйти в себя, если они чем-то расстроены. Это необходимо для того, чтобы найти силы для защиты собственной личности. Лечь на спину, свернуться клубком. Дышать спокойно, все внимание сосредоточить на дыхании, наслаждаясь покоем. Приложение № 3 Физкультурное занятие с элементами психогимнастики (с использованием интерактивной

доски) Психогимнастика – это специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка. Между телом и психткой человека и его сознанием существует тесная связь. Учитывая это, можно использовать физические упражнения не только для физического совершенствования, но и для развития памяти, внимания, воли, воображения, развития творческих способностей. С помощью этих упражнений у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений.

Упражнения сопровождаются различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Тема занятия: «На морском берегу» Начинается занятие с показа слайдов на тему «Море. Отдых на берегу». Слайды демонстрируются под запись звуков морского прибоя. Это позволяет детям войти в образ, настроиться. После просмотра слайдов детям предлагается представить себя на берегу моря с прозрачной, ласковой водой. -

Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы на берегу моря. Легкий ветерок треплет ваши волосы. Вы стоите у самой воды. Волны с тихим шелестом набегают на берег, касаются ваших ног. Вода теплая, приятная. Вам это очень нравится. (фонограмма плеска волн) Вводная медитация. Упражнение «Выливание из кувшинчика»

И.П.: сидя на пятках, руки на бедра, медленно наклонить голову и вылить из головы все, что накрпилась плохого: боль, обиду, злость, зависть. Представить свою голову кувшинчиком, из которого надо вылить грязную воду. Прогуляемся по берегу моря. Нагретый солнцем песок приятно касается ваших стоп. Погрузите стопу в песок, пошевелите пальцами ног, почувствуйте его. Какой песок? Расскажите о ваших ощущениях (приятный, теплый, влажный, мокрый, прохладный внутри).

Иде5м по берегу: - ходьба обычная - ходьба на носках - ходьба спиной вперед - бег медленный - бег широким шагом - бег голопом - ходьба обычная Представьте, что накатилась большая волна и смыла вас в море. Мы на морском дне. Расскажите, что вы видите? (ракушки, водоросли, рыбки проплывают, краб ползет, медузы плывут) 2. Общеразвивающие упражнения: «Морские водоросли» Представьте водоросли в морской воде. Расскажите, что вы видите (водоросли тянуться вверх к солнцу,

но вода качает их влево-вправо; рыбки прячутся в водорослях; пузырьки воздуха, как шарики, качаются на водорослях) И.П.: ноги врозь, руки внизу. Поднять прямые руки перед собой вверх. Наклонить туловище вправо. Выпрямиться, поднять руки вверх. Принять И.П. то же – влево. «Плавающие лягушата» И.П.: ноги врозь, слегка согнуты в коленях, руки согнуты в локтях перед грудью.

Развести руки в стороны, очертить перед собой круги, выпрямить ноги, подняться на носки. Принять И.П. повторить упражнение 6-8 раз. «Волны»И.П.: руки вытянуты вперед на уровне плеч.раз – и- мягко изображается волна – правая рука немного вниз, левая – вверх. Два – и – левая рука слегка поднимается вверх, а правая опускается вниз. Повторить упражнение 6-8 раз. «Морской конек» И.П.: основная стойка, руки на пояс.

1 - Выпад вперед правой ногой. 2-3 – пружиничстые покачивания. 4 – И.П. 5-6 – то же левой ногой. Упражнение повторяется 6 раз. «Морская черепаха» И.П.: сидя на полу, колени подтянуты к животу, обнять руками, голову наклонить к коленям. 1-2 – поднять вверх-вперед прямые ноги (угол), руки в стороны, голову поднять, шею вытянуть. 3-4 – вернуться в И.П. упражнение повторить 6 раз. «Кит плывет»

И.П.: лежа на спине, прямые руки за головой. 1 – повернуться на правый бок. 2- И.П.3 – повернуться на левый бок. 4 – И.П. упражнение повторить 6-8 раз. «Дельфин» И.П.: основная стойка, руки на поясе. 1-3 – прыжки на месте на двух ногах. 4 – прыжок с повыоротом на 90 градусов. Упражнение повторить 2-3 раза. Подвижная игра «Крабы» Дети разбиваются на пары. Играющие встают спиной друг к другу, сплетаются руками

за локти. Двигаются до определенного места и возвращаются обратно. Побеждает пара, быстрее других вернувшаяся на исходную позицию. (победители получают медали-ракушки) «Нагоним волны» (упражнение на восстановление дыхания) И.П.: ноги врозь. Набрать воздух, надуть щеки – вдох, плавно наклониться вперед-вниз, легко постукивая по щекам, плавно выдыхать воздух. Поднялись большие волны и выкатили всех на песчаный берег. (построение

в шеренгу) Основные движения. 1. Ходьба пмерекатом с пятки на носок (по влажному теплому песку) 2. Прыжки – перепрыгивание через шнур (длиной 4м), положенный вдоль зала, справа и слева от него. 3. Метание мешочков или маленьких мячей в вертикальную цель (расстояние 3м) правой, а затем левой рукой. 4. Пролезание чекрез обруч правым и левым боком, не касаясь руками пола. 5. Ходьба по гимнастической скамейке. Дойдя до середины, повернуться на 360 градусов (маленький поворот)

и пойти дальше. Посмотрите: приближается кораблик. Что происходит на воде? (набегают волны, чайки кричат испуганно) «Кораблик» Мы на корабле. Ноги расставим пошире, руки за спиной. Качнуло палубу – прижать к полу правую ногу. Выпрямились, расслабились. Качнуло в другую сторону… Стало палубу качать, Ногу к палубе прижать!

Крепко ногу прижимаем, А другую – расслабляем. Сели. Руки на колени, А теперь немного лени. Напряженье улетело, И расслабилось все тело. Наши мышцы не устали И еще послушней стали. Дышится легко… ровно… глубоко… Подвижная игра «Море волнуется» Участники встают в обручи (малого диаметра), расположенные на расстоянии одного метра друг от друга.

Водящий проходит между игроками, останавливается около кого-нибудь и говорит: «Море волнуется». Тот выходит из обруча и идет за ним. Водящий уводит всех детей, взявшихся за руки, дальше от обручей. В это время один обруч убирается. Водящий подает команду: «Море спокойно», все отпускают руки и бегут занимать обруч. Тот, кто остается без него, становится водящим. Повтор 3-4 раза. Релаксация «Сон на берегу моря» Дети ложатся на пол, закрыв глаза, и слушают шум моря

(используется звукозапись). Руководитель спокойным голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. В этом сне они видят море с прозрачной голубой водой, через толщу которой можно рассмотреть подводный мир: необыкновенные водоросли, диковинных рыб и медуз, веселых дельфинов. Затем – пауза. На счет 1-3 дети просыпаются и встают.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.