Реферат по предмету "Культура и искусство"


Танцевальная культура Ингушского народа

Введение
 
В Российской Федерации насчитываетсяоколо полутора сотен этносов и каждый из них — своеобразный уникальный мир,впитавший в себя мудрость тысячелетий. При рассмотрении различных вопросов по изучениюингушской хореографии, а также взаимопониманию хореографии народов СеверногоКавказа, в целом исследований танцевального искусство в традиционной культуре практическине проводилось, несмотря на то, что изучение кавказских народов и, частности ингушской,велось с конца XVII в., ученные затрачивалипреимущественно конкретные исторические и этнографические вопросы. Сегоднясобраны все жанры ингушского фольклора: мифы, легенды, обрядовый фольклор придания,нартские сказания, сказки, героикоэпическое и лирические песни, пословицы ипоговорки. Практически в комплексе не поднималось тема хореографии Ингушетии, идо сих пор не было систематизированного материала, как у других народов СеверногоКавказа.
Изучение Ингушского танцавелось на основе исследований народного фольклора, влияющего на формирование тематическиххореографических постановок.
Предками Ингушей ещезадолго до новой эры была создана своя самобытная мифология, философия иоригинальная концепция мира. Ценная и разнообразная информация по культуре и историинарода содержится в материалах обрядов, обычаев, традиции. Народ всегда поступалв соответствии со своими обрядами, обычаями, традициями миропониманием и мироощущением.Без учёта всего сказанного не только не могут быть выявлены существенные историческиесобытия и факты как недалёкого, так и весьма отдельного прошлого, но и выявленыи правильно поняты смысл и значение происшедших событий. В первой главе попыталисьобобщить материал и исторические основы возникновение и развитие танцевальной культурыингушей. Как и когда сложились условия для развития национальной культуры ингушей?
Первым составителем работпо зафиксированною и сохранению, был просветитель во второй половине XIX века «Ингуши (их предания, верованияи поверья)», «Ингушские праздники», «Несколько слов о героях и Ингушскихсказаниях», «Из Чеченских сказаний», «Присяга у Ингушей».
На протяжении всего последующеговремени и до наших дней эти материалы будили просветительскую мысль, вошли в основуценностей для строительства современной Ингушской национальной культуры, образованияи воспитания в сфере становления профессионального искусства. Сюжеты сказаний ипреданий нарторстхойского эпоса, часть открытия которого принадлежит Ч.Ахриеву.Они цены прежде всего тем, что повествуют о древнейшей культуре ингушей, содержатуникальную информацию о праэтносах, о истории народа о началах и основах формированияв последующем многих обрядов, обычаев, видов искусств, эстетических и этическихценностей. Все работы были опубликованы автором в XIX в. Дальше в данной работе мы отметили общую цель и причиныобщности в культуре у чеченцев и ингушей.
Новый период в жизни ингушскогонарода, его истории и культуры начался в 1924г., с образованием ИнгушскойАвтономной области. За десятилетия существования Ингушской государственности с 1924г.по 1934г. в составе РСФСР были достигнуты значительные успехи во всех областях культурнойжизни. К сожалению, эти продуктивные традиции в дальнейшем должным образом не развивались.
С упразднением ИнгушскойАвтономной области в 1934г. и образованием ЧИАССР всё достигнутое за десятилетие,фактически было сведено на нет. От всего этого осталось только одна видимость,имитация.
Потянулись долгие десятилетияфактической изоляции от центра Республики, без очагов культуры. Все, что не соответствовалозаранее заданной схеме и идеологическим установкам, объявлялось «пережитками прошлого»,а представители народа, пытающиеся защитить народные ценности – «национальностями».
История и культура обоих народов,составляющих ЧИАССР, изучались в основном вместе как «чечено-ингушская» историяи культура. Широкое распространение имел среди исследователей и в общественном сознаниисобирательный этноним литературного происхождения «ВАЙНАХ» под которым имелись ввиду в основном ингушский и чеченский близкородственные этносы.
Ранее бытовал собирательныйэтноним «ВЕЙНАХ» (наши люди), под которым имелись в виду этносы (племена,сообщества), составляющие только ингушский народ. Всё это сопутствовало исследованиюобщего в культуре близкородственных народов.
Увлечение «общин» привелок молчаливому игнорированию и к отрицанию особенного, специфического у этих двуххотя и близкородственных, но самостоятельных народов, имеющих свою самобытную культуру,во многом отличающуюся друг от друга. Это крайность привела к нанесению существенного,трудновосполнимого ущерба тому, что было и остаётся самым ценным у этих народов:их самобытности. Особенно значительный ущерб был нанесен в силу ряда обстоятельств,культуре ингушского народа. К сожалению, история культуры ингушского народа всеещё, осталось ненаписанным.
Во второй главе мы знакомимсяс созданием и творческим путём Государственного ансамбля Чечено–Ингушетии(Вайнах) и Государственного ансамбля танца (Ингушетия), которые составили славумонофункциональной танцевальной культуры России. А также рассказывает о техлюдях, которые внесли большой вклад в дело развития танцевального искусства Чеченскогои Ингушского народов, сумевших поднять танцевальную культуру на высокий уровень.
В третьей главе описываетсянациональный костюм ингушского народа. Показать его влияние на национальную хореографию,с учётом его эстетики и традиции. Одежда ингушского народа, как отражение стиляэпохи и художественного вкуса.
В четвёртой главе мы отметилинекоторое сходство и различие в народном танце у чеченцев и ингушей, общих чертв костюме и его орнаментах, в музыке, и в музыкальных инструментах.

Глава 1. Историческая основавозникновение и развитие танцевальной культуры Ингушского народа
 
Искусство танца своими корнямиуходит в эпоху первобытнообщинного строя. В танцах изображались явления природы,сцены охоты и войны, трудовые процессы, существовали также религиозные танцы. Втанце естественные движения человека художественно преображались, получали новуюобобщенную форму, приобретали ритмическую стройность и эмоциональную выразительность.Это искусство выросло из народного творчества путём распространения и постепенногозакрепления наиболее любимых танцевальных форм. В процессе своего развития танецот простейших форм эволюционировал к более сложным; все полнее отражались в нёмчерты окружающей жизни постепенно обогащалось его идейное и эмоциональноесодержание.
Танец был тесно связан спесней, пантомимой, театральным представлением. Постепенно он не только превратилсяв необходимую часть зрелищ и театральных представлений, но и приобрёл характер особогосамостоятельного вида искусства. Ритмичные, пластически законченные и выразительныедвижения тела сопровождаются в танце музыкой или пением. Связь танца с музыкой обусловленоне только тем, что форма и ритм движений развиваются в темпе основе музыкальногосопровождения.
Впечатляющая сила танца –в глубоко осмысленном, выразительном ритме и в своеобразной эмоциональной,«интонационной» окрашенности каждого движения и мимики. Эмоциональная насыщенность,выразительность чередования формы и ритмов движения тела сочетаются в танце с раскрытиемпластической красоты человеческого образа. С течением времени выделилось иоформилось несколько видов танца. Все они выросли из наиболее древнего — народного. Наряду с народным танцем существует народная пляска –хореографическая импровизация, которая отличается национальным своеобразием и несвязана строго установленной последовательностью отдельных элементов, для танцеже характерна более определённая, традиционная схема движений. Подобно народнымпесням и музыкальным наигрышам, народные танцы и пляски непосредственно связаныс бытом. В народную хореографию входят танцы фольклорного характера, восходящиек глубокой древности, к их числу относятся хороводные танцы, а также танцы, отражающиеособенности охотничьего или земледельческого быта народов. В числе народных танцеввстречаются сольные, парные, массовые, женские, девичьи, мужские. Эти танцы,сопровождаемые музыкой или плясовыми напевами, открывают широкие возможности дляпроявления творческой индивидуальности исполнителей, динамичной пластикой всеготела и выразительной мимикой лица они то придают танцу оттенок сдержанности и величавости,то подчеркивают в нём мужественную силу, ловкость и удаль.
Тому, кто поставил себе цельпознать народ, живший среди многих народов Кавказа, недостаточно прочитанных книг,дающих представление об истории, природе и быте, только через искусство можно познатьдушу народа. Хореография своим красочным и доступным всем народам, языком, способнаповедать о самом сокровенном и самобытном, что составляет сущностьнационального характера. Танцы и песни всегда занимали видное место в жизни ингушей,сопровождая их в радости и в горе, в будни и в праздники. Материалы и записки путешественников,историков, исследователей, традиционные формы танцевального фольклора подтверждают,что хореографическая культура Ингушского народа, как и всё художественное творчество,связано с историей борьбы народа за очаг, за родовые земли и за свою независимость.Добыча материальных благ в условиях горного края, постройка из камня жилищ,боевых сторожевых башен. Изготовление оружий труда, ратного снаряжения иодежды, и под вытеснением этих жизненно важных проблем, складывался столетиями характерИнгушского народа. Состязания и поступки, элементы военной гимнастики,джигитовка входили во все семейно-бытовые и общественные события, рождалимужество, отвагу, которые проявлялись уже в художественно — выразительных элементах:в строгом жесте, в ловких и сложных ракурсах в мужественной и скупой, по неоднозначнойпластике.
Ингушский танец зародилсяв древние времена. Фольклор и свидетельства исследователей прошлого Кавказа, говорито том, что у Ингушей в прежние времена был массовый круговой танец. Исследователиописали массовые танцы мужчин и женщин. Все, кто описывал ингушские танцы (Я.Рейнеггс, И.Бларамберг, А. Зиссерман), были потрясены ими. Они пишут: «Их танец– это нечто особенное» или «Живая грациозная пляска». Один из первых, кто описалИнгушский танец, был Якоб Рейнеггс.
В 80-х годах XVIII и., находясь на русской дипломатическойслужбе в Грузии, он совершал частые поездки на территорию Ингушетии. Он описал селенияШолхи и Заурово и отметил, что Владикавказ от них же (Заурово и Шолхи) начало своеполучил. Вблизи с.Ангушт он наблюдал массовый круговой танец мужчин. Позднее этоттанец описал Иоганн Бларамберг — офицер генеральского штаба Российской империи,служивший в отдельном Кавказском корпусе. В своей работе «Историческое,топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа» онписал: « Их танец – это нечто особенное. Все зрители, стоящие в кругу, поют, ипод звуки каких-то свирелей, волынки или флейты подзадоривают юных танцоров проявитьих силу и искусство. В то время все, кто хочет, выходят, один за другим, исполняявсевозможные движения и сальтомортале. Когда все танцоры повторили те же фортелипод бурные аплодисменты собравшихся, они берутся за руки и, танцуя, поют. Иногдаони образуют один большой круг, который то расширяется, то сужается, затемтанец заканчивается теми же прыжками, которые имели место ранее. Чтобы женщинынебыли оставлены без подобного развлечения, стараются найти слепого музыканта. Вовремя праздника они с ним находятся подальше от мужчин и развлекаются, ненарушая обычаев, которые запрещают им показываться чужакам.
В основу многих Ингушскихтанцев положены мифы, легенды, сказания.
В горной Ингушетии есть знаменитыйхрам Тхаба Ерды — святилище мужчин галгаевских родов: Жрецом храма был Евло. Вхраме было два знамени: белое и красное. У Тхаба-Ерды находился «мехка кхел» — «суд страны». При этом в храме постоянно проживали избранные народом, умудренныежизненным опытом старики. Стариков судей содержал народ. А делалось это так:каждый жених после свадьбы обязан был обеспечить содержание стариков на тридня. Кроме того, близ храма Тхаба-Ерды были начерчены два круга: поменьше – в центре,побольше с внешней стороны. Молодожёны обязаны были в присутствии судей станцеватьв той полоске, что находилась между двумя кругами. Если кто из танцующих хотя быслегка задевал ногой линию одного из кругов, внутреннего или внешнего, то старикивосклицали: «Э-э, нарто!» Такой возглас обозначал, что кто-то из танцующихнарушил линию. А жених тогда обязан был по прошествии года вновь дать содержаниестарикам на три дня и вновь станцевать с женою по этому кругу. Такое могло повторитсяежегодно, пока пара не станцует безупречно. Ингушский круговой танец былзаимствован Кабардинцами и жителями с.Верхний Курп (Исламово), что на границе сИнгушетией и получил название «Исламе». Позже этот танец был распространен навесь Западный Кавказ. У Ингушских женщин были свои праздники, такие как:«Боалам-Дяла», «Тушоли». Об этом рассказывают ингушские предания и легенды. С древнейшихвремён, вплоть до XIX века, на гореЦей-лоам ингушские женщины отмечали женский праздник, а близ селений Карт и Кок- праздник в честь богини Тушило. Ежегодно весной горянки, оставив свои дела исемьи, на три дня поднимались на вершину горы Цей-лоама. Близ с. Кели находитсясвятилище посвященное верховному богу-Дяла. У этого святилища женщины делали первуюостановку. Оттуда по тропе горянки поднимались на самую вершину, где стоят камниКалой-Канта –сложенные друг на друга три огромных камня. По легенде их поставилгерой Нартского эпоса Калой-Кант.
На вершине горы, собравшисьв круг они избирали самую мудрую из старших по возрасту, благочестивую, поэтомубезукоризненно авторитетную женщину своей царицей. Из числа юных, красивых, сильныхи чистых девушек ей выделялась «свита» и охрана. Женщины и девушки, одетые вмужские одеяния, вооружённые, предавались далеко не женским делам: пиршествовалии исполняли массовый хороводный танец вокруг «камней Калой-Канта». После танца состязалисьв стрельбе из лука, боролись, джигитовали, проводили скачки.
К местности, где проходилпраздник, не имел право и не смел, приближаться ни один мужчина. Очень интересныйтанец девушек описывает исследователь XIX в. А.П.Зиссерман, который побывал в горной Ингушетии. Он пишет:«Несколько прихорошенких девушек, одетых в длинные красные или желтые сорочки, ахалуки,подпоясанные решенными кушаками, по горскому обычаю, импровизировали в честь моюпесню, превознося мою храбрость, отвагу, меткость в стрельбе, ловкость в верховойезде и тому подобное. После под звуки балалайки и другого инструмента, по волоченнымструнам коего играют смычком, как на виолончели, три девушки показали мнеобразец своей живой грациозной пляски, выделывая с необыкновенной быстротой мелкие,частые па и становясь на кончики больших пальцев, как наши балетные танцорки»(Зиссерман А.П. «Двадцать пять лет на Кавказе» С. Пб., 1879). Герои Ингушскогонартского эпоса несли караул, охраняя покой Ингушетии. Эти герои-воины прекраснобыли подготовлены физически. В древности у Ингушей существовала целая система боевыхтанцев, где воины готовились в одиночку или группами с использованием разных видовтрадиционного оружия. Ингушские воины владели искусством фехтования, стрельбыиз лука, метания различных предметов, верховой езды (джигитовка), борьбой,искусством кулачного боя. В обучении искусством кулачного боя они использовали барабан.Барабан и музыка ритмизируют и гармонируют тренировочный процесс. Ингушский танецбыл прекрасной основой для подготовки воинов. Военные танцы были в двух разновидностях:одни исполнялись с оружием (с двумя кинжалами), другие – без оружия. Ингушский горскийтанец является трансформацией древнейшей системы боевого и физического тренингавоинов, а также комплекса различных приёмов и упражнений. Танцевальный элемент,тесно переплетаясь с элементами техники, помогают выработке естественности,пластической красоте движения.
Танцевальное движение с использованиемритма барабана и музыки перестраивают сознание, пробуждают интуицию, снимают напряжениеи укрепляют дух.
У Ингушей существует традициясложение героических песен — «илли» посвященных тем или иным славным людям их прошлого.
В одной из Ингушскихгероических «илли» повествуется жизнь абрека Саламбека из Сагопши. «Генерал обещалрасстрелять Саламбека. Когда даже генерал смерть обещает – через суд обещает онеё», «Смерти как таковой Саламбек не боялся, но одно дело смерть в бою, другое–на виселице. Тем временем судья подчеркнул слова «повесить его и только»
[ ст. 199], и после этогоСаламбек в зале суда, под надменными взглядами судей и этих (дикарей) начал своеобразныйэмоциональный танец, с характерными жестами и мимикой. Этим он выражал ненавистьк судьям и презрение к смерти. Горы Казбек, Мятлоам и Цейлоам были священными горамиИнгушей, на которых, согласно мифологии, обитали их боги. Ингуши — гвилетцыежегодно приносили жертвы своим языческим богам близ Казбека.
По верованию гвилетцев, вершинагоры служила местом пребывания матери вьюг – «Дарза –нанилг». Именно на праздникев честь богини вьюг исполнялся гвилетский танец.
Е. Шиллинг писал: «ВДевдорокском ущелье в честь Дарзанянаг Ингушами жителями с.Гвелети, был устроенжертвенник, где летом устраивался праздник с жертвами, пением и плясками. Поназванию горы Казбек, грузины и ингуши назвали танец горцев этой местности «Казбекским».
Немного позже М.Крашенинников в своих заметках описывает танец мальчика в долине Амалишки. «Где-товблизи, около меня, оказался человек, который решился громко петь и танцеватьперед лицом гор, в торжественной тишине утра, но его голос был чист и молод, а песендышала такой открытой и светлой радостью, что ничуть не нарушала счастливоготоржества природы.
Наоборот она вливалась в неё,новой бурлящей струёй человеческого счастья. Я посмотрел вниз, передо мной на луговойплощадке подросток-горец танцевал лезгинку, он был один среди своих овец и самнапевал себе мотив. Свой посох он воткнул в землю и носился, притопывая иизгибаясь вокруг него. То, замедляя, то, ускоряя ход, он точно летал над головамиальпийских цветов.
То, вдруг выхватывая свойкинжал, он пригибался вперёд и гнался за своей воображенной красавицей. То с силоювонзал кинжал в землю и перебирая ногами замирал над ним, как трепещущий крыльямиястреб, то вскрывал свой кинжал и делал круги точно преследовал снова и снова замиралпод невидимой красавицей, раскрывая объятия и умоляя её о любви, с лицом полнымсамозабвения и восторга. Юноша танцевал, вёл отдавшись чувству пляски, рождённомув нем светом утра и силою кипевшей жизни.
Лицо его было радостно и втоже время строго. Сам он был красив и строен и усиливал собой разлитое в утро ликованиежизни.
Любуясь картиной я застылна месте, а извечное движение солнца по- прежнему торжественно свершалось и подросток– горец в самозабвении вел без устали перед его лицом свой вольный танец.

Глава 2. Профессиональноехореографическое искусство Чеченцев и Ингушей как яркое воплощение образа горскогонарода
 
В начале XX в. хореографическое искусство Россиидостигло огромных успехов и обрело признание и слову во всём мире.
В советской стране в единствесо всеми областями художественного творчества развивалось в хореографии.
Чеченское искусство
Во многих городах страны былиорганизованны самодеятельные хореографические коллективы, которые впоследствии составилиоснову для профессиональных ассамблей союзных и автономных республик.
В 1939г. в Чечено-Ингушетиисоздан прославленный ансамбль песни и танцы «ВАЙНАХ».
«Вайнах» был и остаётся колыбельюталантов танцевального искусства.
В нём начинал свой творческийпуть великий танцовщик XXвека, Народный артист СССР Махмуд Эсамбаев. После депортации Чеченцев и Ингушейв Среднюю Азию, ансамбль прекратил своё существование. В 1956г. начался процессего восстановления. По всей Средней Азии среди Чеченцев и Ингушей был объявленконкурс и после тщательного отбора в г.Алма-Ате все артисты ансамбля, среди которыхбыли музыканты, танцоры, вокалисты, вернулись на свою историческую родину. Художественнымруководителем ансамбля был назначен Н.Халебский, а балетмейстером ГеланиЮсупов. В мае 1957г. был первый концерт в г.Грозном, который прошёл с огромным успехом.Большой вклад в дело восстановления и дальнейшего творчества развития ансамбля итанцевального искусства народа внесли Отари Мунджишвили и Георгий Дзыба.
С 1969г. по 1994г. художественнымруководителем ансамбля был Топа Элимбаев- прекрасный организатор, умелыйруководитель, автор многих хореографических постановок. Вместе с лучшими профессиональнымиколлективами страны ансамбль принимал участие во многих всесоюзных и всероссийскихфестивалях, с успехом гастролировал по всему Советскому Союзу. В 1988г. новая концертнаяпрограмма ансамбля «Вайнах», поставленная под руководством Топы Элимбаева, былоудостоено Государственной премии ЧИАССР в области литературы, архитектуры икинематографии. Эта программа с интересов была принята зрителями, получила высокуюоценку прессы и общественности.
С образованием РеспубликиИнгушетия особое место в культурном развитии занимает Государственный ансамбль народноготанца «Ингушетия» отметивший в 2008г. 15-летиний юбилей со дня образования.
Танцевальная культура Ингушскогонарода многообразна и восходит к глубокой древности. В танце народа выражен егохарактер, культура, темперамент, грация. Искусство Государственного ансамбля народноготанца «Ингушетия» является ярким воплощением образа горского народа. Коллектив ансамблясоздал большую зрелищную концертную программу, основанную на фольклорной музыкеи хореографии ингушского народа. Обычаи, традиции и обряды ингушей находят своёвоплощение в танцевальном творчестве и становятся достоянием народного мира.
Ансамбль «Ингушетия» -этосвоеобразная творческая лаборатория национального искусства, где идут активныепоиски хореографии национальной одежды и музыки. Зажигательным танцам, вобравшимв себя величие Кавказских гор, быстроту и скромность горных рек, душевнуюкрасоту горцев, рукоплескала восторженная публика многих горцев России.
 
Глава 3. Одежда и оружиеВайнахов влияющие на национальную хореографию, с учётом его эстетики и традиции
 
Национальный костюм — этоисторические источники изучения культуры народов, они отражают взаимовлияния и взаимоотношениянародов, их быт, обычаи и обряды, возрастные и социальные различия.
Как в колорите одежды,так и в её покрое, отделке, орнаментах тканей, в шитье и вышивке находит своё выражениехудожественный вкус вайнахов, их эстетические потребности.
Традиционная одежда Чеченцеви Ингушей принадлежит к тем важным элементам материальной культуры, в которых яркоотразилась хозяйственная деятельность народа, его культурные традиции ихудожественные вкусы, мировоззрение и контакты с другими народами.
Естественно — географические условия жизни тесных горцев наложили определённый отпечаток наразвитие кустарных промыслов, связанных, в частности, с изготовлением одежды.
В XVII-XVIIIв. вайнахи удовлетворили свои потребности в одежде и тканяхв основном за счёт местной сырьевой базы, хотя активно использовались и привозныематериалы.
В горах широко былоразвито скотоводство, которое является одним из основных источников сырья. Разногокачества кожи, шерсть и шерстяные ткани являлись основным материалом для изготовленияодежды, головных уборов, обуви, с XVII в. известнои выработка-полотна. Одним из распространенных видом ткани изготавливавшийсяЧеченцами и Ингушами, домотканое сукно. Почти все остальные ткани в основном былипривозными и покупались у купцов. Специальные мастерские по пошиву одежды в местныхаулах, видимо не было: шить умели в каждой семье.
Фольклор вайнахов — выразительный пример тому, как горские «мастерицы» умеют скоро и добротно сшитьодежды точно такие же, какие были облачены представители феодальной прослойки «Черкесских,Кабардинских и Ногайских» соседей. Все это согласуется и со свидетельствами рубежаXVIII-XIX вв. когда авторы, говоря о горцах отмечали: «жены уних портные, ткачи, швеи, тесемщицы».
Традиционная мужская одеждаЧеченце и Ингушей XVII-XVIII вв. имеет много общих черт с общекавказскимкостюмом, что объясняется исторически сложившимся длительными взаимосвязями народовданного региона. Основные элементы мужского костюма — рубаха, штаны, бешмет,черкеска, головной убор, обувь, украшения и оружие.
Нательнойодеждой мужчин были туникообразного покроя рубаха и общекавказского типа штаны.Для изготовления рубахи бралось сложенное вдвое цельное полотнище и сшивалосьпо бокам. Рукава делали длинные, прямые иногда на манжетах. Ворот был горизонтальныйс вертикальным разрезом спереди и завязывался шнурками из хлопчатобумажных нитокили застёгивался на пуговицы из крученых ниток, серебра, бронзы. Бытовал и воротс боковым разрезом спереди, рубаху носили на выпуск, перетянутую ремнём из кожис металлическим набором. Такие рубахи могли носиться отдельно без верхней одежды.В покрое мужских рубах возрастных различий не наблюдалось: их носили как взрослые,так и дети. Поверх рубахи надевался бешмет («гIовтал»), который был и повседневной, и парадной одеждой вайнахов.Шили его из крашеного сукна, а в богатых семьях — из дорогих привозных тканей(шелк, полушелк и пр.). Как правило, мужские бешметы делались однотонными, что нераспространялось на одежду мальчиков. Для последних изготовлялись бешметы из цветныхкомбинированных тканей, хотя и здесь преобладал однотонный цвет. Бешмет или сильноприлегающим к талию с цельно – кроенной основой и отрезными бочками, состоящимииз трапецевидных и треугольных клиньев, расширяющихся к низу. Начиная с XVIII в. среди вайнахов получает широкое распространениечеркеска («чоа»). В отличии от бешмета, она являлась в этот период повседневнойодеждой: черкеска относилась в основном к выходной праздничной одежде. Шили ее избелого черного сукна, красного коричного шелка, на подкладке. Нижняя часть делаласьсильно расклеенной за счет клиньев по бокам и спереди на бортах. Рукава делалисьширокие и длинные, а позднее их стали отворачивать для удобства. Ворот был открытыйс треугольным вырезом на груди и металлическими застежками до пояса. На груднуючасть черкески с двух сторон нашивались газырницы из кожи, которые кроились ввиде кармана и вертикально прострачивались. В образовавшиеся пазы вставлялись газыри(«бустамаш») для хранения пороха и пуль. Позднее газыри утратили свое утилитарноезначение и играют роль декоративного элемента черкески. По талии черкеска протягиваласьременным поясом с металлическим набором (у более зажиточных -серебренным или позолоченным).Спереди к поясу подвешивался боевой пояс или кинжал, сабля и т.д. Оружие являлосьсвоего рода важным укреплением мужского костюма горцев. В верхней наплечной одеждеЧеченцев и Ингушей относится так называемая («пастушье сукно») — один из раннихтипов бурок. Она представляла собой накидку из сложенного вдвое прямоугольного полотнища,сшитого из двух полос плотного домотканого сукна. Ее накидывали на плечи изакрепляли у тел при помощи завязок. Элементом особого почитания у горцев был головнойубор.
В XVII-XVIII в.в. в зависимости от сезона вайнахи носили разных типов шапки.Наиболее же распространенные у мужчин всех возрастов были конусовидные уборы, сшитыеиз 4-6 клиньев. Верх шапки покрывали крашениной. Зимниешапки утеплялись шерстью, овчиной, войлоком. Среди этих головных уборов выделяетсяособый тип боевых стеганных шапок, использовавшихся как в повседневной жизни, таки в военных столкновениях. Кроме шапок бытовали также войлочные шляпы, употреблявшиесяво время сенокоса.
В отличие от мужской, женская одежда была более разнообразной.Основным элементами нательной одежды являлись платье-рубаха («коч») и штаны шаровары(«хечи»). Покрой рубахи был очень простой: сложенный вдвое кусок ткани сшивалсяпо бокам. Рукава делались длинные. Ворот был горизонтальный с осевыми вырезами нагруди, застегивающиеся на металлические пуговицы или завязывающиеся с помощи тесенок.Верхней распашной одеждой женщин, как и мужчин, был бешмет. Для повседневного ношенияего шили из домотканных хлопчатобумажных тканей, набойки сукна, зимней утепленнойватой или шерстью. Рукава нарядно-выходных бешметов делали короткими,с разрезом от подмышки до локтя. Поэтому ворот рубахи украшался поломкой из другойяркой ткани или вышивкой. Иногда для этой цели использовались специальные бронзовыеили серебряные украшения. Талию опоясывал кушак из телка или холсты, к которомупривязывались небольшие сумочки с шелковыми цветными нитками, иглами и наперстками,деревянные гребни, подвески… Женщины носили разнообразные головные уборы — больших и малых размеров платки («кортали») с бахромой на концах, шали, шапки. Абогатые Ингушские женщины носили «курхарс». Впервые об этом головном уборе упомянуличлены русского посольства, посетившие в 1638г. Ингушетия по дороге в Грузию. В ихотчетах отмечалось: «…Дома в них каменные выстроенные в горах, мужчины одеты по-черкески,а женщины носят на головах рога в паларшина». (Клапорт. Путешествие по горамКавказа и Грузии. Лейпциг. 1878. с.232) Значительно позже Клапрот в известном труде«Путешествие по горам Кавказа и Грузии» приводит очень ценные подробности об этомуборе. Он говорит, что «женщины носят убор, который по форме напоминает рога серны,но согнут на перед, он сделан из коры березы и покрыт сукном или щелком, имеет вширину около двух больших пальцев, этот убор называется («чугул») по –ингушки означает(«хохол»). Судя по данным «курхарс» носили до начала XIX в. (Семенов Л.П.Фригийские мотивы в древней ингушской культуре. История Грозный. 1959. т.1ст.211).
Основа его делалась из войлока или кожи, а в более ранний периодиз бересты. Сверху убор обтягивался крашениной, шелком, атласом ярких цветов (чащекрасный). Передняя часть «курхорса» украшалось серебряной бляхой иперекрашивающейся перевязью или треугольной лентой с серебряным шитьем. Тыльнаячасть головного убора куском дорогой ткани (бархат, шелк, парча и т.д.) нередковышивкой серебром. К основанию «курхорса» пришивался подзатыльник. С помощью тканыхорнаментированных лент, пришитых к основанию женского убора, он завязывался на шее.
«       Курхарсы» имеют пышную орнаментацию: растительные игеометрические узоры, солярные знаки, изображение человеческих фигур, мифическихживотных.
Обувь
Большим разнообразием в XVII-XVIII вв. отмечалосьгорская обувь. Наиболее распространенной была обувь из сыромятной кожи (неIармачаш), а также изсыромятины с волосяным покровом на подошве. Из сыромятной кожи шили особые сандалий(«хулчи») с подошвой из плетеного ремня. Этой обувью в основном пользовались охотникии пастухи. Состоятельные женщины и мужчины носили обувь из софьяна, а также чувяки,сапожки с высокими голянищами из многослойной подошвы. Зимой взрослое населениеособенно старики, использовали ноговицы («пезагаш») из сукна, кожи, которые заправлялисьв чувяки или сапоги. Детская обувь отличалась от обуви взрослых лишь размерами.Важным элементов одежды Чеченцев и Ингушей в XVII-XVIII вв. являлись разнотипныеукрашения: средневековые, халцедоновые, агатовые, перламутровые, хрустальные истеклянные бусы, бисер, золотые, серебряные и бронзовые височные кольца, серьгии подвески, перстни, браслеты и т.д. Для украшения женской одежды использовалисьтакже различные монеты: они нашивались на головные уборы в месте с другими украшениями,или украшались отдельные лентами верхнего платья, они носились на шеи в составеожерелья. Повсеместно горянки носили серьги различных форм из металла. В зависимостиот социальной принадлежности в ухо вдевалось от одной до пять серьги. На руках носиликольца, перстни и браслеты, на шее различные ожерелья и цепочки, на поясе — подвески.
В целом традиционная одежда вайнахов складывалось напротяжении многих веков, отражая историю народа.
Оружие вайнахов
На протяжении многих веков предкам Ингушей приходилось постояннозащищаться от посягательства многочисленных врагов. Ингуши в течениетысячелетия жили в условиях военизированного быта. Поэтому здесь всегда на высокомуровне находилось металлообработка и изготовление холодного оружия. Опытнымвоинам края были хорошо известны и весьма искусство использовались все основныеобразцы бытовавшего с глубокой древности защитного и наступательного оружия этотопыт передавался из поколения в поколению. В основном дети учились военному искусствунаблюдая, а иногда и участвуя в играх.
Защитное оружие. На протяжении многих веков Ингушам вкачестве оборонительного оружия, надежно предохранявшего от ударов наступательногооружия, служил защитный доспех, боевые наголовья, щиты, налокотники и боевые перчатки.
Тело Ингушского воина обычно защищал в начале кожаный, азатем более эффективный металлический, кольчатый доспех: кольчуги и кольчатые панцири,имевшие вид рубашки с прямыми рукавами, квадратным разрезным воротом иразрезами на подоле.
Под доспехам у воина, еще специальная плотно простеганная (навате или шерсти) одежда для удобство его ношения и создания владельцу дополнительныхкачеств.
В качестве боевых наголовий местные горцы использовали в прошломметаллические кованые шлемы, кольчатые мисюрки, и специальные стеганные шапки.
Один из древнейших видов защитного вооружения Ингушей безусловноявляется разнообразные щиты («турс») .
Известные их образцы в целом отличаются своими сравнительно небольшимиразмерами, крупной формы были удобны для всякого рода защитных манипуляций как пешим,так и конным воинам. Наиболее массовыми и древними у ингушей были плоские щиты,сплетенные из прутьев и деревянные экземпляры, обтянутые плотной кожей, с металлическимикругами — обручами и умбоном «ругательное слово у них расценивается как большоеоскорбление и часто искупаются жизнью»
Когда между ними случается рукопашная (схватка), то можно подумать,что многие будут ранены сабельными ударами, но одни они могут так искусно перехватыватьих щитом, что обычно бывает только несколько легко раненых. Из-за каждой мелочиони хватаются за саблю, но за огнестрельное оружие только в случаи внешней угрозы«кровной мести и вражеского нападения». Щиты отличаются своей отделкой (а вряде случаев и красочной орнаментацией художественного магического характера), чтонесомненно свидетельствует о той немаловажной роли, которую им отводили, а такжеи высоком мастерстве их непосредственных изготовителей. Наиболее популярные цветаместных щитов – коричневый, черный, красный. Очень важным видом наступательногооружия в рукопашных схватках у ингушских воинов являлись разнообразные экземплярырубяще-режущего вооружения –прямые двухлезвеные меч («довт»), однолезвийныепалаши, изогнутые сабли и гибкие шашки («тур»). Мячи, палаши, сабли, отличавшиесясолидным качеством и изяществом отделки, продолжают активно бытовать в комплексевооружения ингушей до самого конца XVII в. Вместе с теми, с XVIII в. все большую популярностьв крае приобретают высококачественные образцы холодного оружия, горские стальныешашки («волчок, гурда»),
Немаловажным элементов воинского снаряжения местных горцев, впрошлом, являлись однолезвийные боевые ножи («доккха урс») и двухлезвеные кинжалы(«шалта») отличавшиеся большим разнообразием и предназначенные для нанесения колющих,а порой и рубяще-режущих ударов. Колоть кинжалом считалось у вайнахов большим позором,неумением воевать и владеть, самым легким способом победить врага, поэтому мастерастарались делать кинжал с менее заостренным выступающим концом. Вайнаха кольнувшегокого-либо кинжалом, называли – «ублюдок, кольнувший кинжалом». Согласновайнахским адатам кинжалы обычно носились вайнахами постоянно и в повседневной жизни,являясь важным элементом их традиционной одежды.
Использовались Ингушами также ружья и пистолеты различных системсобственного производства.
Позднее, в результате распространения в крае более современныхобразцов огнестрельного оружия, ситуация коренным образом изменилась в егопользу. Заранее отмеренные дозы пороха и свинцовые пули, воины хранили вдеревянных и костяных трубочках-газырях, которые вкладывались в нашитые кармашкина груди черкески.
Таким образом, наличие такого современного и достаточного высококлассного(по крайне мере по тому времени) оружия вайнахам удавалось отразить нападение внешнихврагов и заниматься повседневными своими делами, при этом оружие всегда находилосьпри себе, так как он должен был быть пахарем и пастухом, камнетёсом и воином. Егов любой час мог призвать к бою огонь тревоги, зажженный на вершине горы илибашни. Кроме прямых военных целей, некоторые наступательные образцы оружия вайнахиприменяли для хозяйственных нужд, в ритуальных и магических мероприятиях ( ихприносили в качестве приношений в местные святилища, ими клялись совершалиобряды побратимства, их использовали при гадании и т.д.)
Вайнахи очень бережно и заботливо относились к оружию, передавалипо наследству, сохраняли и приумножали навыки, секреты и традиции производства инепосредственного использования. Качественное оружие всегда высоко ценилось,играла роль важного торгового эквивалента. Имеющиеся материалы подчёркивают существованиемногих сходных черт, как в оружии, так и в военном искусстве у Чеченцев иИнгушей. Развитие военного дело у них происходило в процессе взаимного влияния иобогащения, с внимательным учётом происходивших в этой области изменений и достижений.

Глава 4. Сравнительные характеристики танцевальной культуры Чеченскогои Ингушского народов
 
Чеченцы и Ингуши это родственные нахские народы, имеющие своипути развития.
Несколько десятков лет Советская власть территориально объединяларазные или близкие, по культуре и истории народа. В 1934г. была образованна ЧИАССР,и в 1937г. Чечено-Ингушский ансамбль песни и танца «Вайнах». В 30-х годах сцелью консолидации Ингушей и Чеченцев были попытки создания единого «Вайнахского»литературного языка. Создание единого, увлечения «общим» по идеологическим установкамповлияло и на развитие хореографического искусство.
Общие сходные черты в культуре, традиции, при естественнойнеповторимости художественных традиции каждого в отдельности народа, сопутствовалик развитию общего, вайнахского и к серьёзным потерям особенного, индивидуальногоу этих народов. Сходные черты танцевального искусства легли в основу репертуараансамбля «Вайнах»: композиция «Под небом вайнахов», «Чечено-Ингушский молодежныйтанец», «Праздник в горах», «Танец джигитов». И всё же, эти десятилетия существованияЧИАССР после её восстановления вплоть до образования Ингушской Республики 4июня 1992г. исследователями написано, собрано и издано немало статей иматериалов, имеющих прямое или косвенное отношение танцевальной культуре ингушскогонарода. Они рассеяны по многим малодоступным в настоящее время изданиям, в этомчисле и в периодической печати, в газетах и журналах. Их необходимо собрать воедино,систематизировать и издать сборник материалов.
Это первоочерёдная, неотложная задача, без решения которойневозможно создание подлинной культуры ингушского народа. Однако в прошлом исследователямив определенной мере освещались вопросы культуры ингушского народа.
В 1962г. опубликован сборник «Чеченские и Ингушские народные мелодиии песни. (Н.С.Речменский. Москва 1962).
Ингушские народные мелодии и песни: «Плач матери» (А.Хамхоев1938), Народная мелодия «Лоли» (И.Цицкиев), «Танец-Бисархой» -ингушское селениеБисар., «Ингушская лезгинка» 1960. Обычно эта лезгинка в начале исполняется вумеренном движении с постепенным ускорение, доходящим до очень быстрого, стремительноготемпа, сопровождается игрой на барабане, подчеркивающей ритмический рисунок танца,«Назрановская лезгинка», «Танец Муртаз-Али», «Айша». Танцевальная ингушская мелодия«Айша» имеет очень быстрый темп. «Танец села Базоркино» этот танец исполняется вочень быстром стремительном темпе.
Чеченские народные мелодии и песни: «Песня о ХарочоевскомЗелемхане 1938», «Песня чабана». «Старинная народная мелодия Ведено 1939».
«Ассет» этот вариант мелодии исполняется с текстомА.Мамакаева 1938. «Танец старика» музыкой танца сопровождаются «выходы» стариковна праздники в аулах. «Танец Салмана» -этот танец назван именем народного танцораСалмана, который танцевал его под эту мелодию. «Гудермесская лезгинка» мелодия этойлезгинки, создана в Гудермесском районе, «Марш Гази-Магомы». Старинный воинственныйчеченский марш создан во время имамство Шамиля, в бытность Гази-Магомы наибом Шамиля(первая половина XIX в). В 1973г. выходит (Репертуарный сборникС.А.Януркаев) Песни и танцы Чечно-Ингушетии.
Сборник посвящён описанию Чечено-Ингушский танцев. «Чечено-Ингушскиймолодежный танец», «Чеченский девичий танец», «Танец у родника», «Ингушский молодежныйтанец». Самый распространенный танец в Чечено-Ингушетии, танец состоящий из двухчастей, общая хороводная, пляска и сольная пляска одной пары. В этом танце показалиобщие характеристики танцевального искусства у Чеченцев и Ингушей. Начинается танецс умеренного темпа юноши держатся от девушек на незначительном расстоянии. Девушкитанцуют со спокойной горделивостью и величавостью, хотя иногда проявляется их скрытыйтемперамент. Движения их плавные, спокойные и грациозные. Юноши ни на миг неотводят взгляда от девушек, ловко и красиво двигаются в танце вслед за девушками.В их движениях чрезвычайная легкость. Темп постепенно нарастает. Танцующие выстраиваютсяв полукруг. Идёт сольное исполнение танца. Каждая пара, как бы соревнуясь сдругой, показывает свою ловкость и мастерство.
Постановки и запись (С.А.Януркаева).
«Ингушский молодёжный танец»
Танец поставлен на элементах и движениях, бытующих в ингушскойнародной хореографии. Исполняется с большим и задором и темпераментом. По сравнениюс чеченскими танцами, отличается большой экспрессией и резкостью. Постановка изапись (С.А. Януркаева). В определении различия между ингушскими и чеченскими танцамислужит основной ингушский ход, положения рук у девушек и у юношей. У девушек в парномтанце, руки выше уровня диафрагмы и плеча не поднимаются. Юноша в танце с девушкой,руки старается не раскрывать при незначительном расстоянии. У Ингушей действовалоправило общения, прикосновения, жесты, движения поз, физическая дистанция.
Строго запрещалось касаться девушки или женщины, особенно во времятанцев. Мужчины, во время танца задевший женщину, мог тут же поплатиться жизнью,а парень или мужчина, прикоснувшийся к оголенной части руки девушки, обязан былна ней жениться. В романе «Из тьмы веков» И.Базоркина красиво описывается народныйтанец, -А ну, Зору, иди, покажи, как уважаешь нас и своего соседа! Зорупопыталась выйти, но не смогла оторвать ног от земли.
-Иди! Стыдно! Обидишь его…
-Услышала она шепот девушки стоявшей рядом.
Но Зору не двигалась. Тогда соседка подтолкнула её. И она пошла.Люди не узнавали обычно веселую и бойкую девушку. «Что с ней? Может быть,больна?»
Где-то на середине круга Зору наконец справилась собой, услышалахлопки, гармонь… пошла с Колоем в ногу, сначала неуверенно, потом все быстрее, ровнеепоплыла по кругу. Длинные рукава черкески вились за ней, как два серебристых крыла.Колой, её Колой мягко и плавно шел совсем рядом… А когда он устремился вперед, обогнавеё, и неожиданно встал, преградив дорогу, она вскинула на него темные глубокие глазаи услышала голос своего сердца «Тебя… тебя вызвали, значит счастье твое…» Танецполучался красивый, они танцевали долго. Маленькая Дали была влюблена в этупару. Её попросили сменить горманистку. И, заиграв новую мелодию, она запела: Танцуйнаш Колой! Танцуй, золотой. Путь перехвати. А то улетит!
-Правильно, Дали! –хохотал слегка захмелевший Виты –А тоулетит!.. Веселье длилось до позднего вечера. И долго этот день не могли забытьв горах.
Одним из характерным элементом Ингушского танца является, чтодевушка выходит на танец раньше мужчины и также первая благодаря заканчивая танецвыходит из круга.
В Чеченской народной хореографии мужчина приглашает девушку натанец… Бойкий, ловкий, затянутый в хорошо сшитую черную черкеску, на ходу поправляямаленький китал в черной оправе, на середину зала вышел молодой горец. Минута ивот он уже ведет за собой Хаву в старинном изящном танце. Все громче лилисьзвуки любимого чеченского танца- шамсудина.
-Тох, эй Тох, эй — раздавались с мужской стороны подзадоривающиевыкрики. Хава плавно обошла с партнёром большой круг, потом, будто отвернувшисьот него, гордо подняв голову, понеслась в обратную сторону. Молодой танцор, покинутыйпартнёршей, не щадя ног своих выписывал сложную вязь перед тамадой вечера. Хавагордо шла по кругу.
-Хава! Хава! Не уходи, не уходи. Танцуй подольше! – кричат ейдрузья. И она гордо парила легкой птицей, раскинув крылья рук и всей душой отдаваласьстремительному потоку музыки.
Ловким движением Рашид преградил ей путь и тут толькосжалилась девушка над уставшим партнёром: плавно скользнув в сторону, она остановилась,дожидаясь ухода партнера, и сама прихлопывая ему. «Мюрид революции» (М.А.Мамакаев).
В материальной и духовной жизни у Вайнахов много общего, что объясняетсямноговековом соседством, длительными экономическими и культурными связями. Художественно- эстетическое восприятие жизни чеченского и ингушского народов воплощалось ворнаментальных узорах. В них выражалось мечта о мире и счастье. Однако узоры нив коем случаи не были приёмом чисто внешней стилизации.
Они- результат творческого переосмысления того или иного образа.Композиция состоит из стилизованного орнамента, символического изображения солнца,звезд, оленьих рогов, кругов полных и прерывистых, завитков и других мотивов, гармоничнообъединённых между собой.
Народный костюм у ингушей имеет свои особенности отличающиесяот костюма чеченского народа. «Курхарс» -женский парадны головной убор, иженские серебряные височные кольца- являются ворожением сугубо индивидуальных особенностейИнгушского женского костюма.
Слово «Курхарс» образовано двумя компонентами, первый изкоторых «кур» означает рога оленя, кочкаря, второй «харс» связывался со славянскимназвание солнца «харс». Известно, что образ этот совпадает с древнеиранским мифическимсуществом цвета солнца (Х.Техиева. Загадки «курхарсов». Университетский вестник1982).
Близости этому компоненту и сохранившегося восклицание у Ингушейво время танца (вероятно, когда-то ритуального): «Хорст вай! Хорт вай!» — «Хорст наш: Хорст наш!» («Бог наш»). У Ингушей еще одна особенность («йегакий») свадебная шапочка, надевается на свадьбу девушкам под шифон, а также элементженского костюма в национальном танце.
— Посмотри, посмотри… Ох, какой он сегодня! Зору подошла к окошку.Она увидела двор заполненный народом, заборы, крыши сараев, облепленные детьми,широкий круг по краям, которого цветным полукольцом стояли девушки, против них юноши.А в середине в первой лезгинке плыла старшая из гойтемировских красавец вголубой черкеске с красным курхарсом. Подняв руки, словно протянув их к юноше,она не то убегала от него, не то манила за собой… А где же Колой? И вдруг Зоруузнала… Она ожидала увидеть его среди толпы в лохматой папахе, в поношенной черкеске…Но посмотрела на танцующих и — узнала…
На Колое была черная каракулевая шапка с красным донышком изолотым галуном, коричневая черкеска, на которой вместо старых, деревянных газырейблестели перетянутое двумя галунами новенькие берданоские патроны. Черный бешмет,сафьяновые ноговицы. Все новое. И только на серебряном поясе висел дедовский, видавшийвиды родовой кинжал, который перешел к нему как к старшему в доме.
А хлопки в ладоши гремели, как выстрелы. Колой танцевал на носках.Руки его в плавных и широких движениях, словно взмахи косаря, заходили за спину,поднимались перед грудью. А ноги резко подсекали одна другую и легко кружили его.Колой танцевал для всех. То он возникал перед девушками, то отдавал должное своимдрузьям, то переходил к тому месту, где сидели пожилые. И все время он ни намиг не упускал из виду свою девушку. Он как бы дразнил её свободой. И как толькоона, думая, что он увлёкся, забыл о ней, устремлялась на девичью часть круга, онкидался наперёд, преграждал дорогу. Народ был в восторге от этой пары. – Неотпускай! Не отпускай её!!! – неистово кричали друзья. И Колой плясал так, что девушкакружилась почти на месте.
-Великий Аллах, как он танцует! – вырвалось у Дали. – Ещё бы!– ответила Зору. -Ведь он пляшет на свадьбе своей любимой!.. Она упала на нарыи забилась в рыданиях (И.М.Базоркин).
Музыкальны инструменты
Музыкальные инструменты Ингушей ни чем не отличаются отЧеченских. Наиболее употребительней из них
1.«Pandar» -«пандар» -щипковый инструмент, ингушская балалайка.
2. «Chondarg» -«чондрк» — смычковый инструмент, ингушскаяскрипка.
3. Гармоника – распространена главным образом в плоскостной Ингушетии.Выделка инструментов производилось самими же музыкантами, от самых примитивных способовдоходит до относительно усовершенствованных.
С одной стороны встречались инструмент даже без кузова или этоткузов сделан из простой эмалированной металлической части с прибитым дном, верхнейдекой у которого служит натянутая кожа или пузырь.
С другой стороны имеются инструменты сделанные гораздо тщательнее,с большой заботой об их внешнем виде, иногда затейливо разрисованные.
Необходимо отметить, что организация краевой горскойОлимпиады национального искусства в Ростове -на -Дону (в декабре 1931г.) послужилатолчком к усовершенствованию музыкальных инструментов в Ингушетии. Мысль некоторыхИнгушей-музыкантов заработала не только в плане внешнего украшения инструмента ипридания ему более совершенной формы появилось сознание необходимости усиления звукаи расширения диапазона самого инструмента.

Заключение
 
Танцевальная культура Ингушского народа бездонна, многообразнаи уходит корнями в глубокую древность.
Танцевальная культура свидетельствует о глубоких связяхнарода с окружающей природой, традиционными занятиями и наложила свой отпечатокна образ жизни, и на характер народа. Исторические события, происходившие в далекомпрошлом, представление об окружающем мире, которые имелись у Ингушей, сохранилисьв народной памяти в виде преданий, легенд, мифов и сказок. Центральное место в фольклореИнгушей занимает нартский эпос, который до сих пор как следует, не изучен.
Ингушский фольклор явился как бы фундаментом, на основе которогов дальнейшем стало развиваться национальная хореография.
В разделах реферата автор исследовал исторические основы возникновенияи развития танцевальной культуры, материалы и записи путешественников, историков,исследователей традиционного танцевального фольклора. Как и при каких условиях складывалсястолетиями характер ингушского народа, проявившись уже художественно-выразительныхэлементах народного танца. С периодом образования и творческим путём Государственныхассамблей народного танца «Вайнах и Ингушетия».
В разделе реферата мы обратили внимание на сходные хозяйственно-культурныетипы, сформировавшие общие черты в традиционной одежде и оружии у Чеченцев иИнгушей, влияние костюма на национальную хореографию с учётом её эстетики итрадиции. Установили сугубо индивидуальные особенности женского костюмаИнгушей.
В заключении разделе реферата мы указали на сходство иразличие в народно-танцевальной культуре, а так же на особенности ииндивидуальности у этих народов, в хореографии, в национальном костюме, вмузыке и музыкальных инструментах. Мы обратили внимание на недостаточность изученияи исследования темы реферата другими авторами. Мы указали на необходимость исследования«древнего танца и мелодии Ингушей, костюмы и вооружения». Настоящая работа является«первая ласточка» по определению различия между танцами Чеченцев и Ингушей.

Библиографический список
1.  Абдулвахабова«Одежда Чеченцев и Ингушей в XVII –XVIII в.в.» Грозный 1988.
2.  Алироев И.Ю. Язык историяи культура вайнахов – Грозный 1990.
3.  Алмазова И.Г.«Архивный вестник» Выпуск III. Назрань 2006.
4.  Ахриев Ч.М. Ингушскиепраздники Грозный.
5.  Базоркин А.И.«Горское паломничество» Грозный 1980.
6.  Базоркин И.М. «Изтьмы веков» Грозный 1976.
7.  Броневский «Кисты»Грозный 1973.
8.  Зязиков М.М. Вопросыистории Ингушетии. Магас 2004.
9.  Зязиков М.М.Традиционное культура Ингушей: история и современность. Ростов-на-Дону.
10.  Кодзоев Н.Д. ИсторияИнгушского народа. Саратов 2000.
11.  Кодзоев Н.Д. ИсторияНазрани. Назрань 1998.
12.  Краснов А.И.Физическая культура и спорт в Чечено –Ингушетия. Грозный 1963.
13.  Куркиев Р.С. Вопросыистории Ингушетии. Магас 2004.
14.  Максимов Е. Чеченцы.Терский сборник. Владикавказ (1893. Вып.3 с.89).
15.  Мальсагов А.О.Нарт-ортсхойский эпос вайнахов. Грозный 1970.
16.  Мамилов А.И. квопросу христианстве у Чеченцев и Ингушей Грозный 1963.
17.  Маргграф О.В. Очеркикустарных промыслов Северного Кавказа (1882 с.86).
18.  Мартиросна НагорнаяИнгушетия 1809.
19.  Миллер В.Ф. Кавказскиесказания о циклопах (эти обозр. 1980 №1).
20.  Пешковский А.М.Избранные труды. М.1959. с.54.
21.  Сулейманов А.С.Топонимия Чечено- Ингушетии. Грозный 1980.
22.  Танкиев А.Х.«Ингуши» Саратов 1991.
23.  Татиев В.А.Декоративно — прикладное искусство Чечено- Ингушетии Грозный 1973.
24.  Яковлев Н.А.«Ингуши». Назрань 1990.
25.  Якубовский А.Ю. Орусско-хазарских и русско-кавказских отношениях в IX-Xвв. Извести с.469.1962.
26.  Яндиев М.Н. «Дош»Назрань 1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.