Реферат по предмету "Педагогика"


Университет как тип высшей школы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ Выполнила Гончарова А.В. Ст. Гр. КЛ-101 Университет как тип высшей школы.

Проверил Геранина Г.А. ВЛАДИМИР 2004 План. Введение. 1. Становление университетов в России. 2. Университеты в ХХ в. Заключение. Литература. Введение. Университет это многопрофильное высшее учебно-научное заведение, ведущее подготовку высококвалифицированных кадров по широкому кругу специальностей в области естественных, общественных, а также других гуманитарных наук. Университет обеспечивают глубокую теоретическую подготовку

выпускников к предстоящей научно-практической и педагогической деятельности. Словом universitas с лат. буквально совокупность, от universus весь, взятый в совокупности в средние века называли различные товарищества, купеческие гильдии, торгово-промышленные цехи и некоторые другие объединения. Соответственно этому и вновь возникшие в то время вольные школы стали называться universitas magistrorum et scholarum корпорация преподавателей и студентов лишь постепенно учебные заведения стали

называться университетами.прежде studium школа, studim gene rale всеобщая школа эпитет generale указывал на интернациональный характер учебного заведения Становление университетов в России. Россия позже большинства европейских государств осознала необходимость создания специальных высших профессиональных учебных заведений и позже других стран приступила к созданию государственной системы высшего образования. К моменту появления в начале

XVIII века первого российского академического университета в Европе насчитывалось уже около 100 университетов. В отечественной литературе отсутствует единое мнение о времени возникновения первых высших учебных заведений в России. Подобная ситуация объясняется прежде всего отсутствием в XVII - первой половине XVIII века четких критериев высших учебных заведений.

В ряде исследований к первым вузам России относят Киево-Могилянскую коллегию, открытую в 1632 году по инициативе киевского митрополита Петра Могилы, позднее академию, и Славяно-Греко-Латинскую академию, инициатором открытия которой в 1687 году в Москве в Заиконоспасском монастыре выступил известный педагог Симеон Полоцкий. Однако необходимо отметить, что данные общеобразовательные учебные заведения, являвшиеся

скорее духовными, нежели светскими, существенно отличались от европейских университетов и академий по содержанию и срокам обучения. Особенно важную роль играла Киево-Могилянская коллегия, которой по Гадячскому договору 1658 были присвоены права высшего богословского учебного заведения. Вузовский статус Киево-Могилянской академии был подтвержден 26 сентября 1701 года и грамотой Петра I. В 1685 году в академии обучалось 240, тридцать лет спустя - уже 1100 человек.

Оба учебных заведения внесли неоценимый вклад в развитие отечественной науки, культуры и просвещения. Помимо священнослужителей академии готовили государственных служащих и переводчиков. Являясь ведущими православными учебными заведениями России, академии играли определенную роль в подготовке кадров для других стран. Кроме россиян в академиях обучались выходцы из Болгарии,

Греции, Сербии, других стран. После указов 1708 и 1710 годов академии практически превратились в духовные учебные заведения. С образованием в 1721 году Святейшего синода обе академии перешли в его ведение. Среди русских ученых первым вопрос о необходимости всемерного развития отечественного образования поставил известный экономист И. Т. Посошков. В начале XVIII века в своем послании к главе Синода Стефану Яворскому, отмечая исключительное невежество среди крестьян, он приходит к мысли о необходимости

принудительного просвещения русского народа. Уделяя большое внимание просвещению духовенства и отмечая крайне низкий уровень его образования, он предложил во всех епархиях открыть специальные школы, а в Москве - академию великую для подготовки высшего духовенства. На необходимость создания в России стройной системы духовного образования, в состав которой входили бы учебные заведения разных разрядов, включая высшие - академии, указывал и известный общественный деятель,

современник Посошкова Феофан Прокопович, автор Духовного регламента. Прокопович, рассматривая образование как важнейший фактор успешного развития России, ставит вопрос о необходимости повышения социальной доступности высших учебных заведений. По его мнению, академия обязательно должна быть всесословной школой. Он не только призывал открывать новые учебные заведения, но и первым из россиян сформулировал принципы

их размещения. Прокопович отдавал предпочтение сельскому размещению академии. Место академии не в городе, но в стороне, в приятной, веселой местности3. На необходимость принудительного обучения указывал и другой современник Петра Великого - Федор Салтыков, предлагавший в каждой из губерний открыть по одной-две академии, пригласить преподавателей из европейских стран и насильно набрать студентов из россиян.

Особое внимание Салтыков обращал на необходимость создания в каждой из академий библиотек по подобию Кембриджского или Оксфордского университетов. По мнению Салтыкова, открыв по две академии в каждой из российских губерний, можно было за 17 лет преодолеть отставание от европейских стран по развитию образования. В истории России исключительно важное значение имели реформы

Петра I. Они оказали большое влияние на все последующее развитие страны. Не удивительно, что именно с именем Петра Великого мы связываем превращение России в развитое централизованное европейское государство. За короткое время в стране произошли гигантские изменения в различных сферах деятельности. Больших успехов достигла промышленность, появилась современная армия и флот, начался подъем науки,

возникло светское профессиональное образование. В начале XVIII века Россия относилась к числу крупнейших государств мира. Ее площадь составляла около 14 млн. кв. верст. Согласно I ревизии, проведенной в 1719 году, мужское население России достигло 7,8 млн. человек. Если прибавить женское население, взяв его приблизительно равным мужскому,

то общая численность населения была равна примерно 15,6 млн. человек. В результате преобразований Петра I Россия достигла существенных успехов в развитии мануфактурной промышленности. По сравнению с концом XVII века число мануфактур увеличилось в 5 раз. Наибольшие успехи были достигнуты в металлургической, металлообрабатывающей и текстильной промышленности. При Петре I началось активное освоение месторождений железных и медных руд на

Урале. На экономической карте России возник новый промышленный район. Мысль о необходимости создания собственной системы высшего образования пришла Петру I во время посещения им стран Западной Европы, в которых в конце XVII века уже существовали многочисленные университеты, другие типы высших учебных заведений. Появление ее прежде всего связывают с новыми задачами внутренней и внешней политики русского государства.

Среди них особое внимание уделялось преодолению экономического и культурного отставания России от Западной Европы. Государственные реформы Петра Великого, развитие промышленности, строительства, транспорта потребовали коренных преобразований в области образования и науки. Как отмечал П. Ф. Каптерев Исторические судьбы России привели ее к сознанию настоятельной государственной потребности в подготовленных

теоретически, обученных людях для отправления государственной службы2. Новой России требовались новые профессионально обученные люди. Но подготовка профессионалов могла осуществляться только в специальных учебных заведениях. Профессионалов для нужд армии и флота, хозяйства и дипломатии нельзя было подготовить в церковных школах, академиях. Их можно было подготовить только в светских учебных заведениях.

Развитию образования способствовало введение нового, упрощенного гражданского алфавита, открытие новых типографий, появление первых газет, значительный рост книгопечатания. При Петре I образование переходит в число государственных приоритетов. Из сферы церкви оно переходит в сферу полного подчинения государству. Уже в начале века в стране были открыты первые профессиональные учебные заведения.

Однако содержание и сроки обучения не позволяют эти академии, школы, училища, осуществляющие подготовку людей для конкретных сфер государственной деятельности, относить к высшим учебным заведениям. Нам более близка точка зрения известного историка российского образования П. Ферлюдина, который писал История высшего образования в России начинается с конца царствования Великого Преобразователя -

Петра I, а точнее, его преемницы Екатерины I, которая открыла Академию наук. Момент открытия Академии наук, в состав которой входил университет, и принято обыкновенно считать за начало истории высшего образования в России, несмотря на существование до этого времени различных специальных учебных заведений, носивших название академий. 26 января 1726 года можно считать днем рождения российской светской высшей школы.

В этот день в Санкт-Петербурге был открыт Академический университет, и северная столица первым из российских городов обрела статус университетского центра. В задачи нового учебного заведения, судя по проекту Академии, подписанному еще Петром I, входило обучение молодых людей высшим наукам в том самом виде, в каком они теперь находятся. В проекте указывалось на отличия в задачах Академии и университета. В некоторой степени первый отечественный вуз явился предшественником современных

исследовательских университетов. В первый год существования в университете насчитывалось 8 студентов и 17 профессоров, выписанных из Германии. Несмотря на привлечение к преподаванию известных отечественных и зарубежных ученых, Академический университет не пользовался популярностью у дворянской молодежи. Военная карьера являлась более перспективной и легкой. Кроме того, выпускники университета оставались невостребованными.

Через 25 лет после его открытия, в 1752 году, в нем насчитывалось всего 20 студентов, в 1758 году - 16. Академический университет не удался - не было слушателей1. Просуществовав 40 лет, в 1766 году Академический университет был закрыт. Хотя университет был создан по европейскому подобию, по замечанию Н. В. Сперанского, установление академии имело больше блеску, нежели пользы

Просвещение в России шло вопреки здравому смыслу с. 373. В послепетровские времена ряд общественных деятелей и ученых связывал будущее России с необходимостью развития в ней высшего образования. Среди них В. Н. Татищев, который в 1730 году предложил план создания особого высшего учебного заведения - Академии ремесел. В 1733 году он подготовил предложения о реорганизации системы высшего образования,

в соответствии с которыми планировалось открытие нескольких университетов и двух Академий ремесел. Середина XVIII века - эпоха великого М. В. Ломоносова, который не только внес существенный вклад в развитие различных областей отечественной науки, а в 1758-1765 годах являлся ректором Академического университета, но и высказал ряд мыслей относительно будущего российской высшей школы. Ведущее место в системе образования страны

М.В.Ломоносов отводил университетам. Ломоносов одним из первых отметил, что при определении числа преподавателей и студентов в высших учебных заведениях нужно исходить из потребностей страны. Прекрасно понимая, что для превращения России в развитую европейскую державу необходимо облегчить доступ провинциальной молодежи к ценностям высшего светского образования. В 60-е годы М. В. Ломоносов настаивал и на открытии независимого от

Академии столичного университета. Мысли М. В. Ломоносова об увеличении числа вузов и открытии новых университетов поддерживал фаворит императрицы Елизаветы Петровны - граф Иван Иванович Шувалов. И. И. Шувалов в записке императрице Елизавете Какие в воспитании юношества неудобства происходят ставит вопрос о создании на территории России сети учебных заведений. В середине XVIII века, несмотря на наличие серьезных проблем с развитием

Академического университета, было принято решение об открытии в Санкт-Петербурге Академии художеств и второго российского университета в Москве. Первоначально Академия художеств планировалась как часть Академического университета. Однако в дальнейшем было принято решение об открытии самостоятельного учебного заведения. 6 ноября 1757 года в Петербурге была учреждена

Академия художеств, учебные занятия в которой начались годом позже, а первый выпуск состоялся в 1762 году. Несколько лет спустя, уже в период царствования Екатерины II, в 1764 году при Академии художеств будет открыто Высшее художественное училище - закрытое учебное заведение с отделениями живописи, архитектуры и скульптуры. Инициатором открытия Академии художеств и Московского университета был

И. И. Шувалов, который не только являлся первым главным директором Академии художеств 1757-1763, но и предоставил для нее свой дом на Садовой улице. Уже во времена Екатерины Великой для Академии художеств было построено специальное здание на Университетской набережной. С открытием Московского университета в

России возник второй центр светского образования, началось состязание двух столиц в сфере подготовки кадров высшей квалификации, а вместе с этим - во влиянии крупнейших российских городов на жизнь провинции. По образному замечанию Фернана Броделя, в середине XVIII века Москва и Санкт-Петербург, являясь крупнейшими городами России с населением соответственно 220 тыс. и 115 тыс. человек, захватили первые роли и с блеском стали

их удерживать в различных видах деятельности. Подобно тому, как Москва олицетворяла Азию или в лучшем случае Евразию, Петербург являлся чисто европейским городом. И как частица Европы он должен был стать центром высшего образования, так как в XVIII веке все европейские столицы активно выполняли функции подготовки интеллектуальной элиты.

Московский университет не разделил печальной участи Академического университета и, несмотря на наличие многих проблем, органично вошел в российское образовательное пространство. Выбор Москвы в качестве университетского города объяснялся прежде всего тем, что она оставалась крупнейшим, по численности населения цент- ром Российской империи. Здесь в середине XVIII века проживало более 200 тыс. человек.

Кроме того, Москва фактически являлась столицей русской провинции, в отличие от чисто европейского Петербурга. По мнению Шевырева Москва как центр высшего образования имела ряд бесспорных преимуществ перед другими городами страны. Среди них 1 великое число живущих дворян и разночинцев 2 положение в сердце русского государства 3 дешевые средства к содержанию 4 обилие родства и знакомства у студентов и учеников 5 великое число домашних учителей, содержимых помещиками в

Москве. Открытие Московского университета оказало большое влияние на развитие отечественной науки и образования. За очень короткий срок университет превратился в ведущий отечественный вуз. Эту лидирующую роль университет сохранил до наших дней. Глубокие качественные изменения в России произошли во второй половине XVIII века в период царствования Екатерины Великой.

Вступив на престол, Екатерина II задумала широкий круг реформ системы образования. Время царствования Екатерины II стало периодом многочисленных нереализованных проектов, несбывшихся планов глубокого реформирования высшей школы России. В середине XVIII века Россия по-прежнему отставала от наиболее развитых европейских стран по экономическому и социальному Потенциалу, что в определенной степени объяснялось отставанием в развитии образования.

В этой связи больше внимания стало уделяться вопросам реформирования высшей школы. В течение нескольких летв стране был рассмотрен ряд проектов, подготовленньх известными профессорами и общественными деятелями. В проектах высказывалось мнение, что система образования не будет законченной, если не будет открыто достаточное количество высшихучебных заведений академий и университетов. Главная задача проектов состояла в развитии системы высшего образования вширь,в открытии новых вузов,

создании новых центров высшего образования. Среди исследователей, авторов концепций развития профессионального образования екатерининской России - известный ученый в области камеральной статистики и географии Антон Фридрих Бюшинг. А. Бюшинг являлся противником централизации и настаивал на всемерном развитии сети центров профессионального образования. При Екатерине II первые шаги сделало высшее медицинское образование.

В 1764 году начались занятия на медицинском факультете Московского университета. В 1783 году в столице было открыто Калинкинское медико-хирургическое училище, преобразованное позже в Императорский медико-хирургический институт. Также в период царствования Екатерины Великой в Московском университете задолго до открытия специальных высших учебных заведений

первые шаги сделало отечественное сельскохозяйственное и геологическое образование. В 70-е годы XVIII века в университете М. И. Афонин начинает читать курс сельскохозяйственного домоводства, в котором рассматривались теоретические вопросы агрономии. Важнейшим событием екатерининской эпохи стало открытие в 1774 году в Санкт-Петербурге первого отечественного технического вуза -

Горного училища, позднее Горного института. Основателем и первым руководителем Горного училища был М. Ф. Соймонов. При создании училища широко использовали передовой зарубежный опыт. С момента своего возникновения Горное училище рассматривалось не только как центр обучения, но и как научный и информационный центр. Училище сыграло важнейшую роль в обеспечении горнозаводской промышленности России высоко квалифицированными кадрами, подготовив за 1774-1917 годы более трех тысяч специалистов.

Всего за период правления Екатерины II, несмотря на наличие огромного количества проектов, в России было открыто всего три высших учебных заведения два в Санкт-Петербурге и одно в Москве, при этом Петербург лишился статуса университетского города. В Российской империи насчитывалось четыре города - центра высшего образования Санкт-Петербург, Москва, Киев, Вильно. Общее число вузов достигло шести.

Для страны с 36-миллионным населением в 1796 году этого было недостаточно. Для сравнения в недавно поверженной и разделенной Россией и ее союзниками Польше насчитывалось 7 вузов, среди которых было 3 университета. Треть российских вузов являлась духовными учебными заведениями. Вместе с тем екатерининская реформа образования, затронув систему начального и среднего образования,

создала необходимые предпосылки для проведения реформы высшей школы во время правления Александра I. П. Ф. Каптерев в Истории педагогии делает вывод, что, к большому сожалению, Екатерина II списывала системы народного образования для России с иностранных образцов, мало обращая внимания на то, что высказывалось по этому поводу русскими деятелями1. 6 ноября 1796 года после кончины Екатерины

Великой во главе Российской империи встал ее сын Павел I. Страна вступила в короткий и противоречивый период своего развития. С воцарением Павла I значительные изменения произошли во внешней политике. Вопреки объективным трудностям в стране продолжался период экономической активности. Необратимо шел процесс становления капиталистических отношений.

Особенно большие успехи были достигнуты в горнозаводской промышленности, по развитию которой страна занимала одно из ведущих мест в мире. Быстрыми темпами в легкой, пищевой и фарфоро-фаянсовой промышленности проходил процесс становления мануфактур. Определенные изменения происходили в территориальной структуре хозяйства. В экономической жизни страны возросла роль Урала, Сибири, Малороссии. Дальнейшее развитие страны требовало квалифицированных учителей, инженеров,

врачей, ученых, военных, государственных чиновников и т. д. За пять лет царствования Павла I число вузов с 6 увеличилось до 10. Важнейшими событиями стало открытие в Санкт-Петербурге и Москве медико-хирургических академий, а в Вильно при Главной школе медицинского факультета. Дальнейшее развитие получила система церковного образования,

где к имеющимся центрам добавились Санкт-Петербург и Казань, в которых были открыты духовные академии. Казань стала пятым вузовским городом Российской империи. Выбор Казани в качестве центра высшего образования не был случайным. К моменту открытия духовной академии Казань являлась крупнейшим губернским городом российского Поволжья, в ней проживало около 40 тыс. человек. Будучи своеобразными восточными воротами

Европейской России и с начала XVIII века губернским городом, Казань играла важную роль в общественной жизни восточных регионов страны. В 1758 году здесь была открыта одна из первых российских гимназий. Открытие вузов, обретение городом нового статуса оказывали позитивное влияние на развитие как самого вузовского центра, так и всего региона. Именно вузовские города

России характеризовались самыми высокими показателями динамики численности населения. Уже в начале XIX века Вильнюс вышел на третье место по численности населения среди городов Российской империи. В полтора раза выросла численность населения Казани. В связи с небольшим числом вузов в стране каждый из них имел очень широкую географию студентов. Несмотря на увлеченность Павла I прусскими порядками, император не предпринял активных действий по

переносу в Россию немецкого опыта развития высшей школы. Россия оставалась страной одного университета и 5 вузовских центров. Однако из 10 высших учебных заведений 4 являлись духовными. Большая часть 7 из 10 располагалась в Москве и Санкт-Петербурге. Высшая школа оставалась прерогативой крупнейших, и в первую очередь столичных, городов.

Москва в 1801 году еще сохраняла паритет с Санкт-Петербургом по числу вузов, профилей обучения и по количеству студентов. Киев и Казань оставались центрами исключительно богословского образования. Отсутствие вузов в большинстве районов гигантской по площади территории державы сдерживало развитие в них производительных сил. По развитию высшего образования Россия по-прежнему значительно отставала от ведущих европейских государств.

На социально-экономическом развитии страны особенно негативно отражалось недостаточное развитие университетского и инженерного образования. В стране фактически не проводилась государственная региональная политика в сфере светского высшего образования. Отсутствовал орган управления образованием. Более или менее продуманная региональная политика в сфере образования проводилась лишь Русской православной церковью. К концу XVIII века число духовных академий достигло четырех, они действовали

в крупнейших городах империи. Несмотря на негативную оценку в отечественной историографии действий Павла I, необходимо отметить, что за 5 лет его правления в России было открыто 4 вуза. По сравнению с эпохой Екатерины II, которую принято называть эпохой просвещенного абсолютизма, когда за 34 года было открыто 3 вуза, это можно рассматривать как шаг вперед. В конце царствования

Павла I можно было подвести некоторые итоги развития страны в XVIII веке. В результате успешных войн с Турцией, Швецией и Польшей территория страны выросла более чем на 0,5 млн. кв. верст. Более чем в 2,4 раза выросло мужское население, которое по пятой ревизии составляло 18,6 млн. человек, а вместе с женщинами - 37,2 млн. человек. Эпохой Павла

I завершается первый этап становления отечественной системы высшего образования. Страна достигла определенной степени интеллектуальной независимости. В XVIII веке были заложены основы высшей школы России. Ведущие светские вузы составляли серьезную конкуренцию военным учебным заведениям, которые считались наиболее престижными для молодых дворян. Обучение в светских вузах давало возможность делать карьеру,

обосновываться в крупнейших городах провинциальной разночинной молодежи. Университеты в ХХ в. Систему образования нельзя рассматривать вне политической, экономической или социальной жизни общества, так как она является частью этого общества. На развитие высшей школы постоянно оказывают влияние процессы глобализации и регионализации. В современный период несравненно большее воздействие стала оказывать регионализация.

В силу того, что вузы являются важнейшим инструментом развития рынков труда, оказывают значительное воздействие на формирование региональной элиты, во второй половине 90-х годов региональные власти стали принимать более активное участие в разработке политики развития как отдельных вузов, так ив целом региональных систем образования. Усиление роли субъектов Федерации в развитии социально-культурной сферы, в обеспечении занятости неизбежно повышает интерес к вопросам проектирования региональных систем образования.

Политика в сфере образования является составной частью региональной политики. Вместе с тем уже в самом начале переходного периода регионы столкнулись с целым рядом проблем. Во-первых, в предыдущие 70 лет в стране преобладала отраслевая структура высшего образования и связи по вертикали превосходили горизонтальные связи. Большинство вузов являлись субъектами надрегиональными. Региональные интересы, за исключением педагогических, медицинских, сельскохозяйственных вузов, являлись

вторичными. Во-вторых, стране был присущ высокий уровень централизации экономики и системы высшего образования. Это привело к обособлению высших учебных заведений, исключая педагогические, сельскохозяйственные, медицинские, от региональных структур. При разработке региональных систем необходимо учитывать наличие различий, порой значительных, в интересах страны, субъектов Федерации, отдельных вузов. Одной из причин регионализации стали произошедшие в переходный период глубокие

качественные изменения на региональных рынках труда. Высокая централизация управления системой высшего образования затрудняет быстрое реагирование на постоянные изменения на региональных рынках труда. Неудивительно, что учебные заведения негосударственного сектора, как более самостоятельные в выработке своей политики, более быстро и гибко отреагировали на структурные изменения в спросе на рабочую силу. По мнению В. Жураковского 1995, с.

26, регионализация приближает университеты, академии, институты к потребностям регионов в образовательных услугах, позволяет молодым людям, проживающим в областях, краях, республиках, получить высшее образование вблизи от дома, что имеет прямую экономическую выгоду. Необходимость регионализации объясняется исторически сложившимся несоответствием между ведомственным принципом организации высшей школы и региональным характером потребления подготовленных специалистов.

Ведомственная организация высшего образования показала достаточно высокую эффективность в условиях существования централизованной системы распределения подготовленных специалистов. Ликвидация в начале 90-х годов этой системы автоматически обнажила асимметрию в подготовке и потреблении квалифицированных кадров, потребовала проведения новой региональной политики в сфере высшего образования. В конце XX столетия в мире в качестве панацеи от всех проблем развития системы высшего образования

стала рассматриваться децентрализация и приватизация. Политика регионализации в России - объективное требование нового времени. Россия не является пионером в этой области, хотя именно в России как в гигантской стране с чрезвычайно высокими региональными различиями в природе, экономике, культуре наилучшие предпосылки для регионализации высшего образования.

Регионализация является важнейшим направлением региональной политики в сфере высшей школы таких стран, как США, Канада, Франция, Германия и др. Например, во Франции в каждом из 26 учебных округов созданы специальные институты по подготовке учителей. В большинстве развитых стран мира при сохранении определенного государственного контроля за деятельностью высших учебных заведений ведущая роль в определении масштабов и профилей обучения принадлежит местным

властям. Это позволяет быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие на рынках труда. Для системы высшего образования Российской Федерации в полной мере приемлем принцип единства в многообразии. Регионализация не означает полной децентрализации, так как она предполагает при предоставлении значительной самостоятельности регионам в определении структуры подготовки кадров проведение единой политики в области образовательных стандартов. Политика регионализации при полной потере контроля за качеством обучения

со стороны федерального центра потенциально способна нарушить единство образовательного пространства страны и вызвать такое нежелательное явление, как провинциализация. Одной из особенностей регионального развития системы профессионального образования в 90-е годы стало формирование вертикальных отраслевых структур, своеобразных учебно-производственных комплексов, иногда учебно-научно-производственных комплексов. Подобные структуры были созданы практически во всех субъектах

Российской Федерации. Только в Ростовской области было сформировано более 10 учебных и учебно-производственных комплексов Голуб, 2001, с. 49-51. В постсоциалистический период в системе профессионального образования Российской Федерации одним из направлений реформирования территориальной организации стал процесс включения в состав вузов в качестве структурных подразделений филиалов, колледжей средних учебных заведений. Часть недавних средних учебных заведений при этом обрела статус вузов, однако большая часть по-прежнему

осуществляет подготовку кадров средней квалификации, но уже в составе высших учебных заведений. Только в 1998 году в состав вузов были включены более 20 в недавнем прошлом юридически самостоятельных учебных заведений среднего профессионального образования. Реформирование региональных систем высшего образования, в свою очередь, оказывало воздействие на различные аспекты регионального развития. В России за несколько лет было открыто более двадцати классических университетов,

реорганизовано в технические университеты несколько десятков политехнических и отраслевых вузов. Только с 1992 по 194 год число университетов всех профилей возросло в 2,7 раза. В 2000 году классические университеты имелись во всех без исключения республиках и краях Российской Федерации. Одной из причин реорганизации институтов в университеты было стремление региональных властей, а также самих институтов повысить свой престиж на рынке образовательных услуг.

Новые классические университеты создавались на базе педагогических Тамбов, Орел, Белгород, Майкоп, Магнитогорск, Улан-Удэ, Кызыл, Елец, Южно-Сахалинск, Абакан, Горно-Алтайск, Ставрополь, Брянск, Астрахань, политехнических Тула, Благовещенск, Владимир, Оренбург филиалов вузов Ульяновск, путем объединения отдельных, часто, разнопрофильных

вузов, филиалов Новгород, Череповец, Курган, на базе научных центров Пущино, на новом месте Сургут. В связи с открытием в технических вузах гуманитарных факультетов, реорганизацией политехнических институтов в классические университеты стали стираться различия между техническими и классическими университетами. Одновременно имел место процесс преобразования педагогических, медицинских, сельскохозяйственных, технических институтов в соответствующие академии и университеты.

Уже в 1994 году в Российской Федерации насчитывался 141 университет. В результате всеобщей университезации в Российской Федерации практически не осталось регионов, в которых бы отсутствовали университеты. Большая часть 28 университетов приходилась на Центральный экономический район. По 11 от общего числа университетов приходилось на

Северо-Западный, Поволжский, Северо-Кавказский и Западно-Сибирский районы. Однако эти новейшие университеты, за редким исключением, по качеству образования, по научному потенциалу значительно уступали не только старейшим и старым, но и новым университетам, открытым во второй половине XX века. Впервые в качестве университетских городов стали выступать даже не административные центры субъектов Российской Федерации.

Ингушский университет был открыт, например, в сельском населенном пункте - станице Орджоникидзевской. Параллельно имел место процесс трансформации институтов в академии. В 1994 году их число достигло 79. По числу академий также лидировали Центральный 33, Северо-Западный 11, Западно-Сибирский 9 экономические районы. Особенностью российской системы высшего образования является наличие значительного числа относительно

небольших, как правило, узкоспециализированных вузов. Более того, несмотря на то, что небольшие вузы и филиалы характеризуются большими затратами на подготовку одного специалиста, в Российской Федерации в первой половине 90-х годов наметилась тенденция уменьшения среднего размера вуза. Если в 1980 году в среднестатистическом отечественном вузе обучалось 6165 студентов, то в начале 199596 учебного года уже 4666 студентов.

Однако в действительности в связи с наличием развитой системы филиалов средний размер высшего учебного заведения был еще ниже. Во второй половине 90-х годов в Российской Федерации начался процесс укрупнения государственных высших учебных заведений. Главный источник укрупнения - расширение коммерческого набора. Однако часто этот процесс носил псевдохарактер, так как ничего общего не имел с концентрацией, а его

корни были связаны с массовым открытием филиалов. Только в 1999 году государственные вузы, подчиненные Министерству образования Российской Федерации, открыли 153 филиала. За этот же период в стране был ликвидирован только один филиал Ставропольского технического университета в Анапе, один филиал передан в состав другого вуза Сахалинского университета, на базе двух филиалов в

Казани и Санкт-Петербурге созданы самостоятельные высшие учебные заведения. Только Уральский технический университет в 1999 году открыл 12 филиалов в городах Свердловской и Пермской областей. Московский педагогический университет открывает свои филиалы в городах, где имелись крупные самостоятельные педагогические университеты Челябинск, Брянск, Новосибирск, Ульяновск. Наиболее популярными для открытия новых филиалов регионами

являются Северо-Кавказский, в первую очередь ведущие рекреационные районы, и Ханты-Мансийский автономный округ, в котором только в 1999 году было создано 9 филиалов семи разных по профилю обучения вузов. Санкт-Петербургская инженерно-экономическая академия открыли свои филиалы в Мурманске, Тихвине, Твери, Пятигорске, Кизляре, Пвеке, Альметьевске и Анадыре. Министерство образования не вмешивается в деятельность государственных вузов,

связанную с открытием новых филиалов. Это приводит к параллелизму, негативно отражается на качестве подготовки специалистов и в конечном итоге на престиже отечественного высшего образования. Среди отраслевых систем высшего образования наибольшие изменения в конце 90-х годов произошли в системе военного образования. В 1992 году в России функционировала самая развитая в мире система военного образования. В стране действовало более ста военных вузов. По масштабам подготовки, числу учебных заведений

Российская Федерация значительно опережала другие страны. Наиболее крупными центрами подготовки милицейских кадров помимо Москвы и Санкт-Петербурга являются Воронеж, Краснодар, Тюмень, Рязань, Саратов, Нижний Новгород, Омск, Уфа, Челябинск, Красноярск, Хабаровск. В 2001 году общее число обучающихся в вузах

Российской Федерации достигло 4 млн. 741 тыс. человек, что на 16 больше по сравнению с предыдущим годом. Основная часть прироста контингента произошла за счет увеличения численности платных студентов как в государственных - на 43,8 , так и в негосударственных вузах - на 36,4. Доля студентов, обучающихся за счет бюджета, снизилась с 66,5 до 59,1. Увеличение приема в высшие учебные заведения при сокращении численности населения привело к значительному

росту показателя числа студентов на 10 тыс. населения. Данный показатель достиг 327. Вместе с тем в стране сохранились значительные территориальные неравенства в развитии системы высшего образования. В этой связи важнейшим направлением региональной политики в сфере высшей школы должен стать курс на уменьшение подобных неравенств, на расширение бюджетного финансирования, на приоритетное развитие государственных вузов в регионах с невысоким показателем числа студентов на 10

тыс. населения. В высшую школу активно вторгаются рыночные отношения. Учебные заведения конкурируют за получение государственных заказов, борются за государственные заказы и заказы частных фирм. Новым явлением стало появление полностью хозрасчетных подразделений в структурах вузов. Коммерциализация сферы высшего образования способствует превращению отдельных учебных заведений в первую очередь в бизнес-проекты. Как и в зарубежных странах, во главе отдельных отечественных, прежде

всего внебюджетных, вузов становятся менеджеры, для которых, по мнению Б. Л. Вульфсона 1999, с. 95, на первом месте финансовые проблемы, а не принципы и характер учебного процесса. В конце XX века в России сложилась сложная и вместе с тем парадоксальная ситуация. В отличие от цивилизованных стран мира, где интеллектуальный потенциал признан основным, а системе образования уделяется особое внимание со стороны государства, она является одним из приоритетов развития,

в Российской Федерации образование, в том числе высшее, финансировалось по остаточному принципу, а наиболее образованная часть общества часто живет за чертой бедности. Обществу, политической власти в первую очередь, видимо, еще только предстоит осознать, что судьбы страны и образования неотделимы, что только через качественное образование Россия может оказаться в ряду наиболее экономически развитых и социально благополучных государств мира,

что только через всемерное развитие всех звеньев системы образования лежит путь в эру широкого использования современных технологий, эру устойчивого и гармоничного развития. Литература. 1. Белозерцев Е. П. Русское образование уроки истории, идеи и причины. Альма-матер 1994 - 5 6, с. 13 16. 2. Иванов А. Классики и реалисты Кому открывались двери вузов 100 лет назад. Родина 2001 -

74, с. 65 71. 3. Катровский А. П. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования в России. М. Международные отношения, 2003. 205 с. 4. Круглов Ю. Г. Современное государство и высшая школа. Соц. гум. знания 2003 - 6, с. 52 70.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Повышение безопасности движения на пр. Ленинградский: снижение аварийности
Реферат Анализ объема выпуска продукции и выручки предприятия ОАО Рогачевский МКК 3
Реферат Планирование и прогнозирование природопользования
Реферат Поезія та літературна творчість в Україні у другій половині XVII – XVIII ст.
Реферат Преступление Раскольникова
Реферат Поэтика сборника А.А. Фета "Вечерние огни"
Реферат Iii всероссийская научно-практическая конференция с международным участием
Реферат Василий Денисов в романе Война и мир
Реферат Бизнес-план СК Партнер-Строй
Реферат Поэма Лермонтова "Демон" и ее влияние на русское искусство XIX века
Реферат Поэзия серебряного века: В.С. Соловьев, Д.С. Мережковский, Ф.К. Сологуба и А. Белый
Реферат Поэтика новой драмы Г. Гауптмана
Реферат Систематизация законодательства 2
Реферат Descartes First Meditation Essay Research Paper Rene
Реферат Полемічна проза Київської Русі XV—XVI ст.