Оглавление. Система образования в США …4 Заключение …14 Список литературы …15 Система образования США. Американская система университетского образования очень сильно отличается от нашей. Она создавалась в стране с культурой и традициями, отличающимися от наших, в других социально-экономических условиях. Вместе с тем в последнее время у нас в стране появилось много желаю¬щих перенести эту систему в наши университеты.
Разумеет¬ся, в американской системе есть много такого, что не мешало бы нам заимствовать. Однако далеко не все, пусть даже и очень хорошее для их условий, подходит для нас. И дело здесь не только (и не столько) в экономических при¬чинах, сколько в соответствии с другими основными эле¬ментами системы образования, сложившейся в нашей стране системы, которая высоко ценится во всем мире, в том числе и в США. В то же время американская система иногда чрезмерно идеализируется, а иногда,
наоборот, как гово¬рится, отвергается в корне. И то и другое происходит, по-видимому, от недостаточного сравнительного анализа нашей и американской систем высшего образования. Представляется уместным рассказать про американскую систему высшего образования более подробно. При этом мы не будем говорить о ее недостатках, оставляя, в частно¬сти, в стороне вопрос об уровне подготовки выпускников большинства американских университетов.
Нам интересен лишь положительный опыт, реализующийся преимущественно в ведущих университетах США. В США продолжительность обучения в средней школе составляет в целом 12 лет. В американские вузы поступают выпускники полных средних школ, имеющие дипломы об окон¬чании старшей средней школы. По стандартам, принятым, например, в Великобрита¬нии, американский документ о полном среднем образовании приравнивается к английскому сертификату
общего образо¬вания обычного уровня, не дающему в Великобритании права поступления в университеты. Для этого в британских сред¬них школах надо заниматься еще 2 года и получить серти¬фикат общего образования повышенного уровня. Поэтому обладатель американского диплома об окончании средней школы должен проучиться еще 1-2 года в колледже, прежде чем поступать в британские университеты. Этим, очевидно, объясняется то, что в Великобритании собственный выпуск¬ник средней школы обучается
на первую академическую сте¬пень (обычно бакалавра) по естественным и гуманитарным наукам 3 года, а в США собственный выпускник средней школы получает такую же степень через 4 года. Обучение в американских вузах ведется по трем ос¬новным уровням с разным содержанием и назначением. Первые четыре года (или эквивалентный период вре¬мени в системе заочного обучения) высшего образования в США называются первой ступенью и завершаются присвоением степени бакалавра.
Слово «колледж», хотя и с определен¬ными оттенками, чаще всего означает либо учебное заведе¬ние, присуждающее лишь степень бакалавра (или, возможно, магистра, но не доктора), либо первый этап обучения в университете, т. е. первые 4 года университетского обра¬зования. Обучение на первой ступени, завершаемое присвоением степени бакалавра, ведется в широком диапазоне и не ори¬ентировано на какое-либо профессиональное занятие.
При этом присваиваются степени бакалавра искусств или бакалавра наук. Однако имеет место и обучение на степень ба¬калавра с профессиональной направленностью. Учебный план для подготовки на первую академическую степень (обычно бакалавра) в общеобразовательных коллед¬жах рассчитан на 4 года, хотя отдельные вузы в порядке эксперимента стараются этот срок уменьшить, в первые 2 года изучаются общеобразовательные предметы: английский язык, иностранные языки, гуманитарные
дисциплины, мате¬матика, естественные науки и компьютеры. Обычно в конце второго года обучения студенты должны назвать дисциплины для своего дальнейшего углубленного изучения, после чего с помощью своих преподавателей-консультантов намечают более специализированные учебные программы. Обучение на степень бакалавра ведется по трем груп¬пам курсов: базовые курсы, дающие общее образование в различных областях, основные курсы и курсы по выбору.
В течение первых двух лет обучения студенты изучают базо¬вые курсы, вводные курсы в свои основные области знаний и некоторые селективные курсы. В течение последних двух лет студенты занимаются, главным образом, основными кур¬сами, а также некоторыми курсами по выбору, которые до¬полняют или углубляют их знания по основным курсам. Обычно студент занимается по четырем или пяти кур¬сам в течение одного семестра. В зависимости от колледжа и структуры выбора студентами курсов от 10 до 25 процен¬тов курсов являются
чисто факультативными; их посещение позволяет студентам знакомиться с различными интересую¬щими их отраслями знаний, часто еще до момента выбора своей будущей специализации и связанных с ней основных предметов соответствующего учебного плана. Кроме того, наличие большого числа факультативов дает возможность осваивать области, которые студентам вряд ли когда-нибудь придется изучать в рамках формальной программы. Обучение на второй ступени (на степень магистра) ведется по программе, ориентированной на специализиро¬ванную
практическую деятельность в различных областях. Лица со степенью бакалавра для получения степени магист¬ра по какой-либо специальности обычно должны учиться 2 года, хотя кое-где имеются и одногодичные курсы на сте¬пень магистра. Наряду со степенями по определенной спе¬циальности, могут присуждаться и непрофессиональные или научно-исследовательские магистерские степени. Для полу¬чения степени магистра требуется написать диссертацию.
Высшей ступенью образования в США является докто¬рантура. Она предполагает специализированное обучение и самостоятельное научное исследование в избранной области знаний. Степень доктора философии обычно присваивается об¬ладателям степени бакалавра при условии обучения и про¬ведения научных исследований в течение 4 или 5 лет. В первые два года аспирант изучает соответствующие курсы, после чего сдает по ним квалификационный
экзамен. В по¬следующем он пишет диссертацию, которую представляет к защите для получения степени доктора философии. Главным элементом учебного процесса является лек¬ция. Для усвоения и закрепления изложенного в лекциях материала студенческие потоки часто разделяют на дискус¬сионные группы по 15-30 человек. Каждая группа встреча¬ется один или два раза в неделю и под руководством преподавателя или аспиранта обсуждает вопросы, изложен¬ные в лекции, и представляет выполненные задания.
По некоторым предметам студенты объединены в немно¬гочисленные группы. Ведущие с группой занятия преподава¬тели встречаются со студентами несколько раз в неделю для чтения лекций, проведения дискуссий и контроля зна¬ний. Студенты периодически представляют рефераты, отчеты и отвечают на вопросы, что позволяет следить за усвоени¬ем ими учебного материала. Во многих вузах преподаватели требуют обязательного посещения занятий и принимают меры воздействия
на пропускающих их. Однако в целом ряде ву¬зов практикуется свобода посещений занятий студентами. В большинстве случаев даже на второй ступени обучение осу¬ществляется на базе учебных курсов (дисциплин), препода¬ваемых профессорами (часто с ассистентами) группам студентов (от 5-6 до нескольких сотен человек), которые собираются для формальных занятий на определенное коли¬чество часов в неделю (3-4 или немного больше) в течение семестра (около 15 недель). Студенты выполняют письменные задания и, как прави¬ло,
сдают экзамены - иногда несколько раз - для получе¬ния окончательной оценки по курсу. Степени присваиваются при получении курсовых зачетов, причем предусматривает¬ся, что одни должны быть сданы по основным дисциплинам, т. е. по специальности, другие - по ряду курсов, которые зачастую содержат вводный теоретический или иллюстратив¬ный материал по основным принципам или теоретическим системам в широких областях знаний, например в литературе и искусстве, математике и естественных или обществен¬ных
науках. Американские студенты обычно не подвергаются все¬сторонним экзаменам и никаким иным образом не «отчитываются» за знания, которые уже удостоверены как «усвоенные», исходя из удовлетворительной оценки по кон¬кретному курсу. Даже на второй ступени, где всеобъемлю¬щие экзамены и диссертации нередко являются ключевыми факторами обучения, предварительно требуется пройти оп¬ределенное число курсов и набрать в совокупности необхо¬димое количество «зачетных единиц» (типичный курс оценивается в 3-4 единицы
на основании количества часов формального обучения в неделю). Важной характеристикой метода накопления курсовых зачетов, подтверждающих усвоение определенного объема знаний, является допустимость временного прекращения учебы студента и возобновления ее на более позднем этапе или перевода студента из одного учебного заведения в другое при условии, конечно, что накопленные им в про¬шлом зачеты действительны при поступлении в это учебное заведение или при возобновлении учебы.
Обучение в исследовательской школе, вершина которо¬го - степень доктора философии (PhD), осуществляется в основном приблизительно в 200 ведущих университетах; почти все из них имеют также обширные программы подго¬товки бакалавров. Обычно на одни и те же отделения и фа¬культеты возложена ответственность, как за преддипломное, так и последипломное (т. е. второй ступени) образование, и профессора, получающие вознаграждение, главным обра¬зом, за научную работу и обучение студентов в исследова¬тельской школе,
могут одновременно преподавать на одном-двух курсах колледжа; но, разумеется, их внимание сосредоточено, прежде всего, на курсах последипломного образо¬вания, работе с диссертантами и (особенно в области естественных наук) на руководстве аспирантами с доктор¬ской степенью. Даже многие из тех американских университетов, ко¬торые не придерживаются строго селективного подхода при наборе студентов и располагают значительными финансовыми ресурсами и политическим влиянием, оставаясь
доступными и не элитарными на первой ступени, тем не менее создали на базе тех же самых профессорско-преподавательских и административных структур ряд наиболее известных в мире селективных и явно элитарных программ на уровне второй ступени и исследовательских институтов. Научные исследования - специальная сфера деятельно¬сти скорее университетов, чем колледжей, особенно когда речь идет о дорогостоящих исследованиях (в частности, в области физических и биомедицинских наук),
требующих со¬лидной материально-технической базы, участия студентов, как минимум, со степенью бакалавра и наличия критической массы более или менее одинаково подготовленных ученых. Как правило, они финансируются частично за счет субсидий различных фондов или правительственных учреждений. Исследования могут поглощать часть или все время ученого-преподавателя (в последнем случае он освобожда¬ется от ведения курса), хотя профессор обычно продолжает заниматься с аспирантами и работающими над диссертацион¬ными
изысканиями, а также руководит работой молодых уче¬ных с докторской степенью. Американские университеты выпускают в год сейчас приблизительно 38 тысяч специали¬стов со степенью доктора философии. Отметим еще некоторые особенности американских уни¬верситетов. Общегуманитарное образование не заканчивает¬ся в школе. Поэтому студенты-естественники в качестве обязательных должны изучать некоторые гуманитарные пред¬меты
(и часто языки), а студенты гуманитарных факультетов — некоторые предметы естественнонаучного цикла (часто математику). Контроль знаний студентов является многоступенчатым и, как правило, включает: а) короткие опросы 4-6 раз в семестр во время семинарских занятий; б) письменные эк¬замены 2-3 раза в семестр, проводимые для потока в лек¬ционных аудиториях; в) семестровые экзамены. Оценка за семестр выставляется с учетом всех форм промежуточного и итогового контроля как средняя взвешенная.
Таким обра¬зом, студент, который в течение семестра характеризовал¬ся прохладным отношением к изучению предмета, а на семестровом экзамене сумел получить высокую оценку, не получит этой высокой оценки за работу в семестре в це¬лом. Представляется, что этот порядок является всегда целесообразным, и следует изучить возможность его вне¬дрения в учебный процесс нашего университета. Требовательность на экзаменах довольно высока. Выс¬шей оценкой является «А», следующими положительными
оценками являются «В», «С», «D», а непроходной (неудовлетворительной) оценкой является «F». Типичное распределение оценок, например, по физике за ряд лет вы¬глядит следующим образом: А- 10, В- 10, С - 40, D - 25 и F-15 процентов соответственно. Нетрудно видеть, что высшие оценки удается получить лишь небольшому числу студентов. Процент неудовлетворительных оценок также до¬вольно высок.
Дипломы с отличием имеются во многих университетах, но не во всех. Для получения диплома с отличием недоста¬точно хорошо учиться. Необходимо изучить некоторые кур¬сы, которые специально объявляются как курсы для дипломов с отличием. Например, в университете Беркли для получения диплома с отличием по физике необходимо изу¬чить курс теоретической физики примерно аспирантского уровня.
Как известно, диплом с отличием в наших университе¬тах выдается только на основе оценок по изученным кур¬сам. Не является ли целесообразным дополнить требование по оценкам требованием успешного изучения определенных дополнительных курсов более высокого уровня в сравнении с курсами, которые сдают студенты, получающие обыкновен¬ный диплом? Главное в подготовке студента в университетах США ─ выработка навыков самостоятельного творческого мышления и широкого кругозора на основе
современных представле¬ний. В связи с этим в ряде общих курсов изменяют тради¬ционный исторический порядок изложения материала «от простого к сложному», вводят студента с самого начала в круг современных идей данной области науки. Таков курс общей физики Массачусетского технологического института, где делается попытка Формирования у студентов на началь¬ных этапах обучения представлений о строении физического мира на основе концепций теории относительности и кван¬товой механики.
В общем курсе биохимии (для медицинских колледжей) отказываются от последовательного изложения свойств биоорганических соединений на основе их класси¬фикации. В основу кладется функциональный подход, при котором сразу рассматриваются основные метаболические процессы, а механизмы отдельных реакций и молекулярные свойства участвующих в них соединений раскрываются по ходу изложения этого материала. Одна из тенденций состоит в таком планировании про¬грамм, при котором
можно давать часть общих курсов по биологии, химии, геологии после прохождения цикла Фунда¬ментальных физико-математических дисциплин, чтобы осве¬тить ряд общих вопросов с использованием методов физики и математики уже на уровне общего образования. В некоторых университетах вводятся специальные за¬нятия по обучению студентов элементам логики творческого научного мышления. Делается это путем летального разбора специально подобранных оригинальных научных
статей и подробного обсуждения сопутствующего теоретического ма¬териала. Цель обсуждения состоит в том, чтобы студенты, изучая фактический материал, полученный автором, сами пришли к определенным научным выводам и решили вопрос о дальнейших экспериментах. Опыт показал, что после прове¬дения соответствующих регулярных занятий (по три часа в неделю) студенты успешно ориентируются в проблемах моле¬кулярной генетики.
В проведении лабораторных занятий отказываются от необходимости иллюстрировать на практикуме все основные разделы соответствующего Фундаментального курса. Счита¬ется, что в свете современных требований к качеству спе¬циалиста основная цель - выработать у студента, начиная с младших курсов, способность творчески и самостоятельно применять основные положения теории. Число заданий со¬кращается, зато выполнение каждого при консультации пре¬подавателей включает самостоятельный
выбор аппаратуры и обоснование метода, определение последовательности экс¬периментов и всесторонний анализ данных с учетом возмож¬ных ошибок. В конце занятий проводятся практические экзамены. Заключение. Таким образом, я кратко рассмотрел систему образования в США, разобрал ее основные особенности и принципы. Однозначного ответа по поводу того, какая система образования лучше у меня нет, поскольку я считаю, что в каждой есть доля хорошего и плохого и что в
случае построения лучшей системы образования стоит скомбинировать различные системы. Список литературы. 1. Различные статьи и доклады из журналов и газет. 2. Мнения учащихся, обучающихся в США по обмену.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |