Введение. Значение музыкального воспитания в формировании личности ребёнка. Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. В. А. Сухомлинский Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющей частью которой является музыкальное искусство.
Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому при всем разнообразии направлений работы современной школы с большой настойчивостью утверждается тезис о важности музыкального воспитания всех детей без
исключения, о его значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности. Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание ребенка. Именно возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности,
является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания. Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и внимательного
отношения к окружающим людям. Упущенные возможности в нравственно-эстетическом воспитании на этапе обучения в начальной школе уже нельзя будет компенсировать в основной школе. В начальной школе образовательная область «Искусство» решает следующие задачи: — формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства; — формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности; — развитие у школьников способности воспринимать
произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; — овладение интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства; — формирование целостного представления о национальной художественной и музыкальной культуре и их месте в мировой культуре. У младших школьников, в отличие от детей других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает
наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Специфика искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечает личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста. Это определяет педагогический потенциал и значимость предметов образовательной области «Искусство» в начальной школе. Выполняя в полной мере задачи, стоящие перед данной образовательной областью, педагоги
могут успешно добиваться реализации основной цели начального образования — развития личности ребенка. Любой вид искусства «мыслит» образами, а образ по своей художественной природе целостен, и в любом художественном образе, как в капле воды, отражается весь мир. Таким образом, образовательная область «Искусство» способствует решению важной задачи, стоящей перед начальным образованием, — формирование целостного восприятия ребенком окружающего мира.
Для решения этой задачи элементы искусства вводятся в преподавание других школьных предметов. Наблюдается тенденция построения образования в единстве принципов и методов преподавания основ науки и искусства. В начальной школе у младших школьников формируется художественная и музыкальная культура как неотъемлемая часть культуры духовной. Художественные и музыкальные знания, умения и навыки уже являются не целью, а основными средствами формирования культуры.
Композиция, форма, ритм, пропорции, пространство, цвет, звук, слово, темп, динамика и др. группируются вокруг общих закономерностей художественно-образного языка музыки и изобразительного искусства. Такой подход позволяет создавать интегрированные курсы, также решающие задачу формирования целостной картины мира. Еще одна очень важная задача образовательной области «Искусство» — гармонизация абстрактно-логического и образного мышления, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только
входит в учебную деятельность. Переключение с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей/Занятия художественной деятельностью оказывают на младшего школьника значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым сохраняя здоровье ребенка. В начальной школе важно показать младшему школьнику связь искусства с его личным миром, с миром его
мыслей и чувств. Поэтому очень важно в процессе преподавания предметов искусства учитывать местные особенности национальной культуры: наличие собственных певческой и хореографической традиций, характерных ремесел и промыслов, специфики в народном костюме, утвари, архитектуре и пр. Таким образом, решается проблема приобщения ребенка к искусству на личностно-значимом для него художественном материале родного края. Учителю следует учитывать возрастные особенности младших школьников и на уроках
искусства использовать в большей мере активно-творческие методы, вытекающие из закономерностей искусства, и в меньшей — словесно-информативные. Это поможет лучшей реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство». Чтобы окончательно удостоверится в значимости музыки в школе как предмета, немного обратимся к истории. Древние греки первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развивали в политико-этических трактатах
Платон и Аристотель. Цели школьной системы образования в Афинах были направлены на гармоническое и всестороннее развитие духовных и телесных сил юношества. "Отец комедии" Аристофан, характеризуя лучших людей государства, указывает, что они "воспитаны в палестрах, в хорах и в музыке", и считает, что во главе народа должны стоять граждане музыкально образованные, мусические. Что же понималось под мусическим образованием?
Греческое слово "мусике" (искусство муз) означало всю область литературы, науки, искусства, которой ведали музы. Система школьного образования в Афинах сводилась к мусическому и гимнастическому образованию. Среди грамоты, литературы и боевых искусств большое значение уделялось музыкальному образованию: игре на музыкальных инструментах и хоровому пению. Мусическому образованию греки придавали первостепенное
значение не только потому, что знакомство с подвигами героев и изречениями мудрецов воспитывало этические качества, но и потому, что музыкальный ритм и гармония, как они полагали, приучали к упорядоченности в движениях, мыслях, в эмоциях и в деятельности. "Когда научились играть на кифаре, учат их опять стихотворениям других хороших поэтов-песнотворцев, прилаживая слова к музыке, и заставляют души детей свыкаться с правильными чередованиями и ладами, чтобы, становясь
более кроткими и чинными и уравновешенными, были они готовы и для речей и для деятельности: ведь вся жизнь человека нуждается в чинности и добром ладе". (Платон) В те времена музыка оказывала влияние и на государство в целом. К примеру, в своем проекте идеального государства Платон, стремясь воспитать в гражданах суровую простоту и мужество, требует самого жесткого контроля
над музыкой. Он совершенно исключает такие лады, которые способствуют, по его мнению, изнеженности и чувственности, и разрешает в своем государстве употребление только двух ладов: того, "который надлежащим образом воспроизводит звуки и ударения человека мужественного в военном и всяком ратном деле", и того, который может быть использован в мирное время. Основная часть. 1.Современные программы уроков музыки в общеобразовательных школах.
В настоящее время существует несколько самодостаточных программ, но все они, так или иначе, опираются на основные положения программы «Музыка», разработанную в 70-е годы для трёхлетней начальной школы авторским коллективом под руководством Д. Б. Кабалевского. Идеи данной программы — приоритет общечеловеческих ценностей, устремленность к сохранению и воспитанию духовной культуры — актуальны и сегодня. Концепция Д. Б. Кабалевского дала не только яркий образ урока музыки, но и образ учителя, который «
должен любить музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, он должен относиться к музыке с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызвать в детях любовь к тому, чего не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен». В настоящее время получила гриф Министерства образования Российской Федерации новая редакция программы «Музыка», разработанная авторским коллективом под руководством Д. Б. Кабалевского. Редакцию программ осуществили
Э. Б. Абдуллин, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, В. О. Усачева, Л. В. Школяр. Программа, ориентированная на четырехлетнюю школу, отражает обязательный минимум содержания образовательного компонента «Музыкальное искусство». Новый вариант программы гармонично сочетает концептуальную часть, где бережно сохранена живая мысль и взгляд Д. Б. Кабалевского на преподавание музыки в школе, содержание музыкального образования и воспитание
младших школьников на современном этапе развития музыкальной педагогики. Органично «вплетена» в контекст данного программного документа программа для 1 класса, разработанная И. В. Кадобновой, В. О. Усачевой и Л. В. Школяр, с ведущей темой «Искусство слышать» и принципами начального вхождения ребенка в музыку. В новом варианте программы обновлен музыкальный материал, введены примерные требования к уровню музыкального развития учащихся начальной школы.
Программа «Музыка» под редакцией Ю. Б. Алиева ставит своей целью формирование у детей любви к художественной музыке и потребности в общении с ней; воспитание их музыкальных интересов и вкусов, развитие музыкально-творческих способностей учащихся. Программа «Музыкальное искусство», авторы В. О. Усачева, Л. В. Школяр, Б. А. Школяр, разработана в рамках модели образования «Начальная школа XXI века» (научный руководитель — профессор Н. Ф. Виноградова).
Доминирующей позицией, определяющей содержание программы, является установка на самоценность музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Основу содержания программы составляет русская и зарубежная классическая музыка, народная музыка, духовная музыка и современная музыка. В программе привычные виды деятельности детей рассматриваются как формы приобщения к музыке, в качестве видов музыкальной деятельности выдвигаются: деятельность
композитора, исполнителя, слушателя. На музыкальных занятиях школьники осуществляют эти виды деятельности в неразрывном единстве. Своеобразие предлагаемых программ для четырехлетней начальной школы предоставляет учителю возможность сделать выбор того варианта программы, который позволит ему реализовать свои возможности и учесть уровень подготовки детей. К концу обучения в начальной школе у учащихся должно сложиться целостное представление о многообразии видов искусства. Эту задачу помогает решать введение интегрированных уроков
искусства, факультативов и др. Факультативная программа «Русский фольклор», автор Л. Л. Куприянова, ставит задачу дать детям начальные представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов; сформировать и развить исполнительско-творческие навыки и умения учащихся на фольклорной основе. 2. Программа «Музыка», авторы Е. Д. Критская,
Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Одной из интереснейших и, на мой взгляд, оптимальных программ является программа «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. Поскольку она опирается на классические традиции музыкальной педагогики и снабжена новым музыкальным материалом. Разработана в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и отражает потребности учителей музыки в обновлении содержания и технологий
массового музыкального образования. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры в контексте мировой художественной культуры. Программа направлена на постижение закономерностей музыкального искусства в его связях с жизнью, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения учащихся в интонационно-образную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки: — воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; — развитие активного, прочувствованного и
осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса — интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства. 2.1. Содержание и принципы программы. Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-
эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков («золотой фонд»), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются
в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев, традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе,
который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой как искусством интонируемого смысла»
(Б. В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения; принципы развития музыки (повтор, вариативность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры
музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и их своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении. Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная направленность
и педагогическая целесообразность. Основными методическими принципами программы являются: увлеченность; триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя; «тождество и контраст»; интонационность; опора на отечественную музыкальную культуру. • Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс художественно-образного музицирования
и творческое самовыражение. • Принцип триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; в равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как они сами ее исполнили. •
Принцип «тождества и контраста» реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим не только для развития музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений. • Интонационность выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников
и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление жизненных связей музыки. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус,
потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в 1 классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают
знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». В программе 2—4 классов семь разделов: «Россия— Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье ».
Отличительная особенность данной программы и всего учебно-методического комплекта в целом — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.
Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, их «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». В учебниках и рабочих тетрадях проблемные вопросы и задания нацеливают учащихся на самостоятельную
работу в классе и дома, исполнение песен и основных тем сочинений крупных жанров, дирижирование, музыкальные игры и др. Основные понятия и музыкальные термины (общие и частные) вводятся на страницах учебников и тетрадей, постепенно учащиеся начинают овладевать ими и использовать в своей музыкальной деятельности. Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока,
распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будет способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности. 1 Программа «Музыка» для 1—4 классов четырехлетней начальной школы обеспечена учебно-методическими
комплектами (авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина) для каждого класса. Учебно-методические комплекты включают в себя учебник, рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала и фонохрестоматию музыкального материала для каждого класса, а также методические рекомендации по работе с УМК для начальной школы (М.: Просвещение, 1998— 2001). 2.2. Виды музыкальной деятельности на уроках музыки.
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин — В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое
интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, творческое начало дети проявляют в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической), в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов
и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям, в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов, подборе музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку, в «создании» рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, не-больших литературных сочинений о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах и др. Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея.
В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и др запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответов на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем
мире? Методы музыкального образования и воспитания младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы: • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; • метод интонационно-стилевого постижения музыки; • метод эмоциональной драматургии; • метод концентричности организации музыкального материала; • метод «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении); • метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.); • метод игры;
• метод художественного контекста (выхода за пределы музыки). 2.3. Учебно-методические материалы по программе «Музыка». Авторы предлагают очень интересный комплект. Предлагаемый учебно-методический комплект «Музыка» для четырехлетней начальной школы включает в себя: учебник-тетрадь для 1 класса, учебники, рабочие тетради для 2, 3, 4 классов, хрестоматии и фонохрестоматии (аудиокассеты) музыкального материала, методические
рекомендации. Содержание данного учебно-методического комплекта базируется на основных положениях художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского, современного опыта преподавания музыки в общеобразовательных школах России. Основу содержания комплекта составляют базовые категории и понятия музыкального искусства, которые нашли свое отражение во «Временных требованиях к обязательному минимуму содержания начального общего образования» и «Примерных программах начального общего образования».
Принципиальной позицией авторов комплекта является то, что вхождение ребенка в мир музыкального искусства должно происходить на основе русской музыки — ее интонаций, тем, образов. Учебник-тетрадь « Музыка» для 1 класса имеет два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». Разнообразные явления музыкального искусства, которые изучаются в 1 классе, позволяют обобщить и систематизировать уже имеющийся у первоклассников жизненный и музыкальный опыт, сформировать первичные
представления о жанрах музыки (простых — песня, танец, марш и более сложных — опера, балет), ее интонационно-образном богатстве, многочисленных связях музыки с окружающей детей жизнью, развивать умения и навыки осознанного и выразительного исполнения музыки в различных видах музыкальной деятельности — пении, слушании музыки и размышлениях о ней, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, простейших импровизациях, драматизации песен.
Вопросы и задания для учащихся, предлагаемые в учебнике-тетради, направлены на накопление опыта творческого осмысления музыки как части жизни, музыки как искусства общения. Зрительный ряд учебника-тетради, использованные в нем литературные тексты, которые дети читают с родителями, призваны расширить художественные впечатления учащихся на первоначальном этапе музыкального обучения. Учебники для 2, 3, 4 классов начальной школы имеют
Семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье ». В названиях разделов отражена художественно-педагогическая идея целого блока музыкальных занятий. Распределение этих разделов по четвертям весьма условное, что дает возможность учителю вариативно подходить
к построению сценария урока, реализуя принцип концентричности отбора музыкального материала, сформулированный в программе, возвращаться к уже знакомым музыкальным произведениям при изучении разных учебных тем, способствуя накоплению слухового опыта детей, их музыкально-интонационного словаря — тезауруса. В центре учебников и рабочих тетрадей — различные явления русской музыкальной культуры: фольклор, музыка Русской православной церкви, произведения композиторов-классиков и современных композиторов.
Сочинения западноевропейских композиторов, музыкальный фольклор разных народов мира вводится „в содержание уроков постепенно, в сравнении с русской музыкой. Региональный компонент содержания музыкального образования в этом случае может быть также представлен при работе по данному комплекту. «Тождество и контраст» (по Б. В. Асафьеву), сходство и различие — основной методический принцип выстраивания музыкального материала
в учебниках и тетрадях, главный способ общения учителя и ребенка с музыкальным произведением, композитором и исполнителями. Смысловая единица учебников и рабочих тетрадей — разворот. Каждый разворот включает в себя предполагаемый музыкальный материал (название произведения, нотная запись его главных тем), зрительный ряд (иллюстрации, фото, репродукции с живописных полотен), литературный ряд (тексты по тематике разворота, фрагменты прозаических и стихотворных произведений), перечень музыкальных
понятий и терминов, необходимых для усвоения детьми на данном этапе обучения, а также вопросы и творческие задания. Нотная запись выполняет несколько функций: служит фоном для художественно-изобразительного воплощения образа конкретного музыкального произведения, является ориентиром для освоения жанровых особенностей музыки, знакомит учащихся непосредственно с элементами нотной грамоты как средством фиксации музыкальной речи, помогает формировать навыки пения с ориентацией на нотную запись (звуковысотность,
ритм, двухголосье и т. п.). Большую нагрузку в учебниках и рабочих тетрадях несет зрительный ряд. Развитие ассоциативного мышления детей, их «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» возможно лишь при условии разнообразных вариантов «видения» конкретных музыкальных сочинений, неоднозначности их восприятия и множественности их индивидуальных трактовок. Зрительный ряд расширяет культурологическое пространство учебных книг и дает возможность детям прикасаться
в процессе музыкального обучения к шедеврам мировой живописи, «звучащим картинам», накапливать первичные представления о стиле в искусстве, находить общность средств выразительности между литературой, изобразительным искусством и музыкой. Литературный ряд учебников и рабочих тетрадей разнообразен. В нем представлены небольшие по объему и доступные детям по образному содержанию тексты, разъясняющие смысл того или иного явления, а также фрагменты прозаических произведений, стихи, созвучные музыке.
Именно свобода ребенка в выборе зрительных, речевых, литературных, пластических аналогов музыкальных произведений, предлагаемых в данном комплекте, — залог его общехудожественного и музыкального развития. Почти на каждом развороте учебников и тетрадей даются музыкальные понятия и термины, которыми учащиеся овладевают постепенно, с помощью учителя, по мере накопления музыкально-слухового опыта. Некоторые понятия и термины повторяются на разных разворотах, что дает возможность их осмысления учащимися
на новом музыкальном материале. Авторы данного комплекта намеренно не предлагают в учебниках конкретных определений тех или иных явлений музыкального искусства (например, что такое жанр, форма, музыкальный язык, интонация и т. п.), средств музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, ритм, лад, регистр и т. п.), так как считают, что основной акцент на уроках музыки в начальной школе в системе массового музыкального воспитания и образования должен быть поставлен не столько на приобретение теоретических
знаний о музыке, сколько на расширение эмоционально-образного багажа ребенка, на развитие его эмоционального отклика на музыку, на формирование нравственно-эстетических ценностей, устойчивого интереса к музыке как части окружающей жизни, приобретение навыков общения с музыкальными произведениями во всем многообразии видов детского музицирования. Развитие навыков и умений коллективного музицирования — пения, игры на музыкальных инструментах, пластического интонирования, музыкально-ритмических движений, простейших
импровизаций (речевых, пластических, вокальных, инструментальных), опытов создания рисунков под впечатлением услышанной музыки, собирание музыкальных «коллекций»— должно происходить в опоре на активное восприятие детьми музыки как живого искусства, а не скучной школьной дисциплины. Вопросы и задания учебников и рабочих тетрадей носят проблемный характер, предполагают личностную оценку музыкальных произведений ребенком, формирование первичных навыков анализа музыкальных произведений,
развитие творческих умений воплощения художественных образов при помощи слов, красок, линий. Рабочие тетради — это и своеобразные дневники музыкальных впечатлений ребенка. Они могут использоваться учителем как на уроках музыки, так и для организации домашней самостоятельной работы школьников, направленной на развитие позитивного отношения к музыкальным занятиям. В хрестоматии музыкального материала для каждого класса предлагаются фрагменты классических произведений,
изложенных в облегченной фактуре, которые учитель может исполнять на уроках, песенный репертуар, включающий не только песни для разучивания, но и главные темы музыкальных произведений для пропевания с детьми в целях более прочного их запоминания и прослеживания их изменения, развития при восприятии крупных форм. Песенный репертуар учебно-методического комплекта носит примерный характер, может расширяться и дополняться учителем музыки в зависимости от уровня музыкального развития каждого конкретного класса,
потребностей времени, условий взаимосвязи урока и внеурочных форм работы по музыкально-эстетическому воспитанию школьников. Произведения, включенные в хрестоматии музыкального материала, предполагают многообразие видов музыкальной деятельности детей — одни и те же сочинения могут быть прослушаны на уроке, основные темы вокализируются, пропеваются с детьми, исполняются в виде пластических импровизаций, украшаются звучанием музыкальных инструментов, сочетаются с музыкально-ритмическими движениями, «
разыгрываются », инсценируются. Фонохрестоматии (аудиокассеты) музыкального материала содержат основные произведения, включенные в учебно-методический комплект, которые даны в виде законченных фрагментов или полностью. Аудиозаписи призваны знакомить учащихся начальной школы с шедеврами мировой музыкальной культуры, разнообразием исполнительских трактовок музыкальных сочинений. Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту «Музыка» для четырехлетней начальной школы
содержат описание приемов и методов работы по освоению его содержания, информационный материал для учителя, ссылки на дополнительную литературу. Учебно-методический комплект Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина Руководитель авторского коллектива — Г. П. Сергеева 1. Музыка: Учебник-тетрадь для учащихся 1 кл. четырехлетней начальной школы.
М.: Просвещение, 2001. 2. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 1 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2001. 3. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 1 кл. М 2001. 4. Музыка: Учебник для учащихся 2 кл. четырехлетней начальной школы. 3-е изд. М.: Просвещение, 2000. 5. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 2 кл. четырехлетней
начальной школы. 3-е изд. М.: Просвещение, 2000. 6. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 2 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2000. 7. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 2 кл.: Пособие для учителя. М.: Твик-Лирек, 1999. 8.
Музыка: Учебник для учащихся 3 кл. четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2000. 9. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 3 кл. четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2000. 10. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 3 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2000. 11. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка».
3 кл.: Пособие для учителя. М.: Твик-Лирек, 2000. 12. Музыка: Учебник для учащихся 4 кл. четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2000. 13. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 4 кл. четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2000. 14. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 4 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2000. 15.
Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 4 кл.: Пособие для учителя, М.: Твик-Лирек, 2000. 16. Методические рекомендации к учебникам «Музыка» для 1—4 классов начальной школы. М.: Просвещение, 2001. Разработка урока. Тема: «Ничего на свете лучше нету…» Цель: обобщение пройденных тем. Задачи: - творческое развитие учащихся; - вокально-хоровые навыки; -
развитие музыкального мышления. Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, доска, портреты композиторов, иллюстрации, маски. Ход урока 2 мин. ● Приветствие. 5 мин. ● Вступительное слово. Дети, сегодня у нас с вами будет необычный урок. Нам предстоит отправиться в музыкальное путешествие. А кто будет сегодня хорошо себя вести, хорошо работать и правильно отвечать, тот будет получать наклейки.
Итак, закройте глазки и представьте, что вы оказались на поезде… А поможет нам наша известная песенка «Ничего на свете лучше нету…» Мы отправляемся на первую станцию. (Звучит первый куплет «Песенки друзей» из м/ф «Бременские музыканты») 7 мин. ● Станция №1. Пётр Ильич Чайковский Первая станция, на которую мы прибыли – это станция русского композитора (показать портрет)
Кто помнит: как его зовут? (Петр Ильич Чайковский) Помним такого композитора? А может быть кто-нибудь скажет мне, для кого Чайковский писал музыку? (для детей) ♪ П. И. Чайковский. «Детский альбом». «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы»; балет «Щелкунчик», «Вальс цветов». Давайте с вами вспомним: мы знакомились с циклом фортепианных пьес
Чайковского «Детский альбом». А почему он так называется? (написан для детей) П. И. Чайковский очень любил детей. Очень много музыки писал именно для детей. И цикл фортепианных пьес «Детский альбом» он посвятил своему племяннику Валентину Давыдову. Сейчас мы с вами послушаем его произведение из «Детского альбома», ваша задача внимательно слушать, а потом я у вас спрошу: в каком жанре написано произведение, в каком характере и темпе? (марш,
торжественно, быстро…) А какие солдатики маршируют: настоящие или кукольные? (кукольные) Теперь послушаем ещё одно произведение из детского альбома. Называется оно «Болезнь куклы». Какой характер, темп, краски у этой музыки? (грустная, печальная, дождливая; медленная; серый, чёрный, синий) Ещё Чайковский написал музыку к балету «Щелкунчик». Произведение из этого балета, которое мы с вами послушаем называется «Вальс цветов».
В каком жанре звучала музыка (песня, танец или марш)? (танец) Это произведение из балета «Щелкунчик». Дети, а что же такое балет? (музыкальный спектакль, где все герои танцуют) А как называют танцоров в балете? (балерины) В каком характере, в каких красках, в каком темпе? (весёлая, праздничная, светлая, радостная; красный, жёлтый, оранжевый; быстрая, подвижная) Сколько инструментов звучало: один или много? (много, оркестр)
Кто запомнил, как называлось это произведение? («Вальс цветов») А теперь мы отправляемся на вторую станцию. (Вновь звучит первый куплет «Песенки друзей» из м/ф «Бременские музыканты») 5 мин. ● Станция №2. Средства музыкальной выразительности. Средства музыкальной выразительности – это то, что отличает одну музыку от другой. А чем может отличаться музыка? - Характером; - она может быть быстрая или медленная – темп - громкая
или тихая – динамика - она может исполняться на разных инструментах. А ещё у любой музыки есть пульс. Пульс – это сердце музыки. Сейчас мы ещё раз послушаем «Марш деревянных солдатиков», а вы попробуете простучать пульс этой музыки. Только стучать мы будем негромко, ведь мы же не слышим как бьётся наше сердце. (Показать детям картинку с музой) А кто мне скажет, кто здесь изображён? (муза)
А кто это такая? (это покровительница всех видов искусств; она помогает композиторам, художникам и поэтам сочинять произведения) Посмотрите внимательно на картины. (показать детям иллюстрации картин, где изображены люди, играющие на музыкальных инструментах) На каких музыкальных инструментах на них играют? А какие ещё музыкальные инструменты вы знаете? Дальше мы отправляемся на третью станцию. (Вновь звучит первый куплет «Песенки друзей» из м/ф «Бременские музыканты») 6 мин. ●
Станция №3. Театральная. (Разыграть песню Л. Книппера «Почему медведь спит зимой») Третья наша станция называется «Театральная». Сейчас мы с вами повторим песенку «Почему медведь спит зимой». А я посмотрю, кто из вас лучше помнит её. Потом, те, кто лучше всех споют, будут сегодня актёрами и разыграют эту песенку. Раз морозною зимой Вдоль опушки лесной Шёл медведь к себе домой В тёплой шубе меховой. Шёл он, шёл к своей берлоге
По просёлочной дороге И, шагая через мост, Наступил лисе на хвост… Подняла лисица крик; Зашумел тёмный лес, И медведь с испугу вмиг На сосну большую влез. На сосне весёлый дятел Белке домик конопатил И промолвил: «Ты, медведь, Должен под ноги смотреть!» С той поры медведь решил, Что зимой нужно спать, По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать. Он в берлоге безмятежно Спит зимой под крышей снежной И доволен неспроста, Что родился без хвоста. А теперь разыграем её. Мне нужен: медведь, лисица, дятел. Молодцы! Едем дальше. (Вновь звучит первый куплет «Песенки друзей» из м/ф «Бременские музыканты») 3 мин. ● Станция №4. Иоганн Себастьян Бах. Флейта. Четвёртая станция – это станция немецкого композитора (показать портрет
)… Может быть кто-нибудь из вас помнит как его зовут? (Иоганн Себастьян Бах) ♪ И. С. Бах «Шутка» Сейчас мы послушаем произведение Иоганна Себастьяна Баха, которое называется «Шутка». Вопрос: какой музыкальный инструмент исполнял данное произведение? (флейта) А что это за инструмент? (духовой) По чему он так называется? (потомучто, чтобы извлечь звук в него
нужно дуть) Наш поезд отправляется на следующую станцию. (Вновь звучит первый куплет «Песенки друзей» из м/ф «Бременские музыканты») 5 мин. ● Станция №5. Игровая. Пятая станция называется «Игровая». А это значит, что на ней мы будем играть. Давайте вспомним: мы с вами когда-то говорили о регистрах. Регистр – это отрезок музыкальных звуков. Существует три музыкальных регистра.
Кто мне скажет: как они называются? (низкий, средний, высокий) Я вам покажу картинки с животными, а вы мне скажете в каком регистре вы бы их изобразили? (низкий – медведь, слон; средний – белочка, зайчик; высокий – мышка, птичка) Сейчас я буду вам играть в каком-либо регистре, а вы будете отвечать в каком именно? В высоком, среднем или низком. Ещё одна игра. Называется она «Угадай инструмент».
Я вам буду описывать инструмент, а постараетесь угадать о каком же инструменте идёт речь? 1.Старинный, русский народный инструмент. Духовой, изготавливают его из тростника. (дудочка) 2. Этот инструмент пришёл к нам из Ирландии. Делают его тоже из дерева. Струнный инструмент. Интересен тем, что иногда его размер достигает человеческого роста. (арфа) 3.Русский народный инструмент, струнный. В старину на нём играли на праздниках.
Сказители, играя на этом инструменте, сказывали под музыку этого инструмента былины. Ещё на этом инструменте любил играть Садко, про которого мы знаем сказку. (гусли) 4.Струнный музыкальный инструмент, который является прародительницей гитары и звуки которого очень похожи на звуки гитары. (лютня) 5.Духовой русский народный инструмент, с громким и призывным звучанием. Вырезали его из дерева. Этот инструмент использовали в своей работе пастушки.
Заиграют они на нём и все животные, которых он пасёт, быстро соберутся возле него. (рожок) 6.Этот инструмент внешне похож на фортепиано. На нём тоже есть клавиши. Давайте послушаем как он звучит, может его звучание напомнит вам название. (клавесин) Едем до станции №7. (Звучит первый куплет «Песенки друзей» из м/ф «Бременские музыканты») 3 мин. ● Станция №6. Музыкальная азбука. Первую славянскую азбуку тысячу лет назад создали братья… (Кирилл
и Мефодий). Тогда каждая буква имела своё значение. Например, буквы А, Б, В читались: аз, буки, веди, что означало «я буквы знаю». А из чего же состоит музыкальная азбука? (из нот) Ноты изобрели в Италии. Сколько нот в музыкальной азбуке? (семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си) Наши нотки живут в домике из пяти линеечек – этажей.
Некоторые нотки живут на линеечках, а некоторые живут между ними. Как же называются эти пять линеечек – домик нот? (нотный стан) А открывает этот домик ключ. Как его зовут? (скрипичный ключ) Давайте разгадаем ребусы. Наши нотки спрятали слова. 1. (ФАсоль) 2. (РЕка) 3. (МИр) 4. (ЛЯгушка) 5. (СИрень) 6. (ДОрога)
Нотки помогают сочинять наши с вами любимые песенки. Давайте с вами дружно ещё раз назовём их имена: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си!» Едем до последней станции. (Звучит первый куплет «Песенки друзей» из м/ф «Бременские музыканты») 10 мин. ● Станция №7. Исполни песню. («Чунга-Чанга», «Папа может») Наша конечная станция называется «Исполни песню».
Сейчас мы с вами споём песенку «Чунга-Чанга». А кто будет лучше всех петь, тех я потом вызову на середину класса и мы все их с удовольствием ещё раз послушаем. Сначала спою я, а вы послушаете и вспомните слова. Чунга-Чанга, синий небосвод, Чунга-Чанга, лето круглый год, Чунга-Чанга, весело живем, Чунга-Чанга, песенку поем.
Припев: Чудо-остров, чудо-остров, Жить на нем легко и просто, Жить на нем легко и просто Чунга-Чанга. Наше счастье, постоянно Жуй кокосы, ешь бананы, Жуй кокосы, ешь бананы Чунга-Чанга. Чунга-Чанга, места лучше нет, Чунга-Чанга, мы не знаем бед. Чунга-Чанга, кто здесь прожил час- Чунга-Чанга, не покинет нас.
Припев. А теперь давайте споём вашу любимую песенку «Папа может». Сколько песен мы с вами вместе Спели маме моей родной, А про папу до этой песни Песни не было ни одной! Припев: Папа может, папа может все, что угодно, Плавать брассом, спорить басом, дрова рубить! Папа может, папа может быть кем угодно, Только мамой, только мамой не может быть!
Только мамой, только мамой не может быть! Папа в доме - и дом исправный, Газ горит и не гаснет свет. Папа в доме, конечно, главный, Если мамы случайно нет! Припев. И с задачкою трудной самой Папа справится - дайте срок! Мы потом уж решаем с мамой Все, что папа решить не смог! 2 мин. ● Домашнее задание.
Дети, вашим домашним заданием будет нарисовать рисунок к любой песенке, которую мы с вами выучили. Заключение. За годы работы учитель даёт тысячи уроков и к каждому он должен тщательно готовиться, чтобы эстетически развивать учеников и самому получать удовлетворение и радость от своего труда. Урок – это порой невидимая с первого взгляда напряжённая работа, требующая от учителя больших волевых усилий и концентрации внимания, гибкости мышления и быстрой реакции в различных педагогических ситуациях.
Учитель должен творчески подходить к составлению плана урока, чтобы каждый урок музыки оставался в памяти детей надолго, а каждая встреча с музыкой вызывала в нём радость и восторг. Именно данная программа поможет учителю построить урок интересно. И предлагает методы и формы работы, которые складывались десятилетиями и проверены в педагогическом опыте многих поколений. Список литературы: 1. Апраксина
О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. – М.; Л 1948 г. 2. Дмитриева Л.Г Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. «Просвещение», 1989 г. 3. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. «Педагогика», 1973 г. 4. Кабалевский Д.Б. Про трёх китов и про многое другое. Новосибирск, 1979 г. 5. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. –
Ростов н./Д: «Феникс», 2002 г. – 288 с. 6. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е. О. Ярёменко. – М.: Дрофа, 2001 г. 7. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. 1994 г. 8. Халабузарь П Попов В Добровольская Н. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие. – М.: Музыка, 1898 г. – 175 с нот.
9. Халабузарь П. В Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания. «Лань», 2000 г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |