Реферат по предмету "Психология"


Основные течения социальной психологии

Основные течения социальной психологии
К середине 30-х гг. и далее не один десяток лет социальная психологиякак самостоятельная отрасль знания уже не существует. В Большой советской энциклопедии 1957 г. социальная психология характеризуется как одна из ветвей буржуазной психологии,которая подменяет исторический анализ общественных явлений их психологическим объяснением.Конечно, социально-психологическая мысль продолжила развиваться и в эти годы в трудахи практических исследованиях общепсихологического характера педагогов, психофизиологов.Однако научное развитие социальной психологии в России на многие годы практическизамерло. Америка стала безраздельной хозяйкой целой области человекознания.
Экспериментальный период развития социальной психологии чрезвычайнобогат эмпирическими открытиями, методическими находками, реальными практическимирезультатами. На это и была направлена социально-психологическая мысль 20-60-х гг.XX в. Социальная психология изо всех сил пыталась утвердить себя в научном мирекак «законная» естественнонаучная дисциплина. Отсюда акцент на лабораторныйэксперимент, очень осторожное отношение к любой теории, не имеющей убедительныхопытных подтверждений, направленность на решение практических задач.
Этому этапу развития научная социальная психология обязана большейчастью фактологии и методических находок, имеющихся в ее распоряжении. Идет накоплениеисходного эмпирического материала, правда, материала весьма специфического, полученногов лабораторном эксперименте и в рамках достаточно своеобразных представлений о предметесоциальной психологии. В этот период возникли и оформились в самостоятельные течениякак минимум четыре подхода к предмету социальной психологии. Каждый из них вториченпо отношению к общепсихологическим парадигмам: бихевиоризму, когнитивизму, интеракционизмуи неофрейдизму. В самом общем виде рассмотрим тот вклад, который каждая из этихпарадигм внесла в развитие социально-психологических представлений XX в. К конкретнымтеориям и экспериментальным схемам мы обратимся в тех разделах, которые тематическис ними соотносятся.
Бихевиоризм одним из первых обратился к социально-психологическойпроблематике, не усмотрев в ней ничего специфического, требующего какого-то отдельногоконцептуального или методического подхода. «Если мышь, двигаясь по лабиринту,предпочитает левый коридор правому, потому что в левом лежит пища, то это поведениеизучает психолог. Если же мышь поворачивает налево, потому Что в правом коридоресидит другая мышь, то таким поведением должен заниматься социальный психолог»(132, с.27). В рамках бихевиоризма разрабатывался ряд идей, которые сегодня представляютнесомненный интерес и ценность. Это проблемы социальной агрессии и ее возможныхдетерминант (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура), путей и методов социального научения(Э. Толмен, Б. Скиннер, А. Бандура), технологий межличностного взаимодействия иопосредующих его факторов (Г. Келли, Дж. Тибо, Дж. Хоманс).
Бихевиоральная социальная психология создала свою практику активногообучения и групповой психотерапии (прежде всего это группы навыков и умений) (94).Интересно, что все разнообразие социально-психологических подходов в рамках бихевиоризмаосновано на весьма ограниченном наборе концептуальных понятий данной парадигмы:поведение, стимул, реакция, подкрепление (поощрение, наказание), научение. Бихевиоризмориентирован на модель человека, которая, по образному выражению П. Шихирева, можетбыть обозначена как модель «человека реагирующего» (132). В послевоенныегоды явственно обозначается ряд ее существенных ограничений. Прежде всего игнорированиеспецифики человека как объекта изучения. На смену бихевиоральной в качестве ведущейПриходит когнитивистская модель «человека думающего», хотя социобихевиоризми сегодня, находит в американских научных кругах немалое количество сторонников.
Когннтивизм — значительное явление в истории развития психологиивообще и социальной психологии в частности — возникает на основе гештальтпсихологии,существенно дополненной и развитой в работах К. Левина и Ф. Хаидера (10,124). Ккогнитивистам в начале 80-х гг. XX в. относили себя три четверти американских социальныхпсихологов.
Р. Абельсон сформулировал положение, которое в значительной степениотражает суть социально-психологических воззрений когнитивизма: «Мой варианткаждого человека заставляет рассматривать его в большей степени как Думателя, чемкак Делателя» (10, с.93). Таким образом, главный акцент сделан на когнитивныепроцессы, формирующие те или иные социальные реакции человека:
«Впечатления индивида о мире организуются в некоторые связныеинтерпретации, в результате чего образуются различные идеи, верования, ожидания,аттитюды, которые и выступают регуляторами социального поведения» (10, с.92).
В рамках когнитивизма развивались взгляды двух самых крупныхтеоретиков американской психологии середины XX в. — Курта Левина и Леона Фестингера.Левину современная социальная психология обязана очень многим: не просто идеямии конкретными данными, а целыми областями социально-психологического знания. Этоучение о групповой динамике и конкретные исследования в области сплочения, развития,взаимодействия личности и группы, лидерства и руководства; это методология активногосоциально-психологического обучения и принятия эффективных групповых решений; этоподходы к пониманию и разрешению внутригрупповых и межгрупповых конфликтов и многоедругое. Влияние К. Левина на частные направления в социальной психологии велико,но важнее другое: под воздействием его идей сформировался устойчивый социально-психологическийвзгляд на природу взаимосвязи человека и группы, личности и общества, взгляд с позициидинамической взаимосвязи и взаимозависимости. Л. Фестингер внес значительный вкладв формирование теорий когнитивного соответствия как основы индивидуального и социальногоповедения человека. В рамках когнитивизма сформированы чрезвычайно распространенныесегодня представления о механизмах социального познания (С. Аш, Д. Креч и Р. Крачфилд),технологиях убеждающей коммуникации и межличностного взаимодействия (Ф. Хайдер,Т. Ньюком, Л. Фестингер). По мнению П. Шихирева, последовательная ориентация американскойсоциальной психологии сначала на бихевиоризм, а затем на когнитивизм способствоваласозданию общей парадигмы, которую он характеризует как «парадигму объяснения»:".парадигма объяснения устойчиво занимает доминирующую позицию. В настоящее время,по приблизительным оценкам, она регулирует не менее 2/3 социально-психологическихисследований в мире. Ее придерживаются редколлегии практически 4/5 ведущих профессиональныхжурналов. Она входит в подавляющее большинство академических курсов по социальнойпсихологии, читаемых не только в США, но и в остальном мире" (132, с.32-33).«Золотой век» безраздельного правления бихевиоризма и когнитивизма приходитсяна середину XX в. С 60-х гг. возникает реальная альтернатива парадигме объяснениякак в Европе, так и в России.
Неофрейдизм, опираясь на социально-психологические идеи 3. Фрейдаи собственные наработки, создал весьма специфическую социальную психологию. Онапрактически не существует как самостоятельное направление, но вместе с тем многиеее положения и идеи стали настолько традиционными, что часто применяются без ссылокна первоисточники. Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова и Л.А. Петровская именуют этотфеномен «рассеянным психоанализом» и выделяют три его формы в современномсоциально-психологическом мышлении:
1) влияние на внутренние профессиональные установки исследователейотносительно рассмотрения тех или иных социальных явлений;
2) включение психоаналитических принципов в современные теориии социально-психологическую практику;
3) заимствование отдельных положений психоанализа для объясненияразличных социально-психологических проблем (10).
С точки зрения 3. Фрейда, в основе группы — система эмоциональныхлибидозных связей, то есть группа обретает свое психологическое содержание благодарямежличностной «любви», связывающей между собой рядовых членов группы.Однако связи рядовых членов группы между собой вторичны; они возникают только благодарятому, что каждый член группы устанавливает особые по содержанию связи с лидером(вожаком). Психологическая суть первичных связей «член группы — лидер»- это идентификация. Член группы переносит на лидера свое «идеальное»я", идентифицируется с его поведением, чертами характера, ценностямии т.д. Благодаря связи каждого с лидером возникает и связь второго порядка — членовгруппы между собой. Особую психологическую позицию в групповой системе занимаетлидер — вожак. Он не идентифицируется ни с кем, он любит только себя. Такая обращенностьна себя и делает его кумиром группы (120).
Психоаналитическая социальная психология нашла свое выражениев различных теориях функционирования и развития группы, причем основной модельювыступала группа психотерапевтическая (Байон, У. Беннис и Г. Шепард), а также впредставлениях о ведущих социальных мотивах поведения человека (У. Шутц, Т. Адорно).В целом, как отмечает П. Шихирев, «влияние идей фрейдизма и неофрейдизма невелико.Оно никогда и не было особенно значительным, а в последние два десятилетия неуклонноуменьшается» (132, с.79-80).
Символический интеракционизм — течение научной социально-психологическоймысли, берущее свое начало не в индивидуально-психологических, а в социологическихпредставлениях о социальном поведении человека. Интеракционизм опирается на взглядыамериканского философа, социолога и социального психолога Дж. Мида. В его основе- последовательное понимание группы как целого. Эта целостность преобладает надиндивидом. Поведение человека в группе анализируется и интерпретируется в рамкахцелостной групповой активности.
Основной интерес сосредоточен именно на осмыслении закономерностейсоциального процесса, который представляет собой не что иное, как интеракцию, взаимодействиелюдей в рамках конкретной социальной ситуации. Социальная ситуация — не просто контекст,она — значимый фактор взаимодействия. Опираясь на данные ему культурой символическиесредства, прежде всего язык, человек интерпретирует, называет ситуацию. В зависимостиот того, как он ее интерпретировал, назвал, разворачивается взаимодействие междулюдьми. Особая заслуга интеракционизма в том, что он выделил в качестве важнейшихчисто человеческие, символические аспекты общения — речь, жест, мимическое выражениечувства и другие. Социальное поведение человека признается принципиально отличнымот стадного поведения животного. Как квинтэссенция символического поведения человекарассматривается социальная роль — устойчивая внешняя и внутренняя позиция одногочеловека в отношении другого или социальной системы в целом.
В рамках символического интеракционизма сформировались теории,имеющие огромное значение для современной социальной психологии. Прежде всего этотеории ролевого поведения (Т. Сарбин, Э. Гофман, Р. Линтон и другие) и референтнойгруппы как источника личных норм и ценностей человека (Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли).
Как уже было сказано, американская социальная психология, доминирующаяв 30-50-е гг., внесла значительный вклад в развитие науки: произошло насыщение еефактологией и методами исследования. Вместе с тем обозначилась и серьезная проблема:дальнейшее накопление лабораторного, материала уже не способствовало формированиюобщей социально-психологической картины мира, она расплывалась, распадалась на отдельныефрагменты и эпизоды, которые к тому же не всегда имели место в реальной жизни людей.Сама американская психология долгое время игнорировала эту проблему. Т«к, всередине 70-х гг. историк социальной психологии У. Саакян пишет: „Сегодня.социальная психология предстает во всем своем великолепии, когда общество зависитот нее в исследовании и решении главных своих проблем настолько, что предлагаетей достаточно грантов в надежде, что финансовая поддержка будет взаимовыгодна“(132, с.38).
Однако наряду с традиционной американской психологией, ориентированнойна когнитивизм, развивается иная ветвь социально-психологического мышления. В начале70-х гг. появляется концепция социального конструкционизма К. Дж. Гергена и егопоследователей. Для Гергена социальная психология — наука гуманитарного характера,что обусловлено двумя существенными обстоятельствами: „ценностная предвзятость“социально-психологического знания и исторический характер фактов, на которые этознание опирается. Анализируя фактологический и теоретический багаж американскойсоциальной психологии (теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера, феномен послушанияМильграма, феномен конформизма Г. Аша и другие), Герген приходит к выводу, что»зафиксированные закономерности, а следовательно, и теоретические принципыжестко привязаны к текущим историческим обстоятельствам" (29, с.26). Занятиесоциальной психологией с точки зрения социального конструкционизма есть по преимуществузанятие историческое, направленное на систематизацию и объяснение современных социальныхявлений. Причем объяснения эти носят обязательно оценочный характер: «Приверженностьценностям — неизбежный побочный продукт социального бытия, и мы как участники социальногопроцесса, преследуя свои профессиональные цели, вряд ли можем отгородиться от ценностейобщества. Видимо, лучший выход — это предельное внимание к собственной предвзятостии откровенность ее выражения» (29, с.24). Важнейшее следствие такого отношенияк ценностному контексту научного исследования — введение этического аспекта в пространствосоциальной психологии как науки. Конструктивизм, по словам Гергена, «заключаетв скобки проблему моральных принципов, поощряя. исследование практики в отношенияхмежду людьми, позволяющей им достичь жизни, которую они считают „моральной“(132, с.363).
С 70-х гг. XX в. другая социальная психология, отличная от традиционныхэкспериментальных образцов, тяготеющих к естественнонаучному подходу, начинала произрастатьи на собственно американской, и на европейской почве. Наиболее значительный вкладв ее развитие внесли европейские психологи Г. Тэджфел, Р. Харре, С. Московичи, Дж.Тернер и другие.
Состояние социальной психологии в Европе конца 50-х — начала60-х гг. хорошо отражает следующее высказывание из книги П. Шихирева: „Трудносказать, как развивалась бы западная социальная психология, если бы не было второймировой войны. Очевидно одно — западноевропейцам не пришлось бы 25 лет догонятьСША, учиться по американским учебникам и копировать американские методы исследования.В течение длительного времени США были для Западной Европы той Меккой, без паломничествав которую ученый значительно терял в авторитете. В 1963 г.Ж. Стетцель в первом (!) французском учебнике по социальной психологии писал:
“Современная социальная психология в ее нынешнем виде какпо ближайшему прошлому, так и по сути своего развития вплоть до наших дней — почтиисключительно американская наука» (132, с.184).
С начала 70-х гг. в европейской социальной психологии начинаютразвиваться сначала критические, а затем и собственные содержательные течения инаправления. Основной пафос критики, направленной в адрес американской социальнойпсихологии по многим важным направлениям, одновременно явился и программным. Представителифункционализма изучали людей и социальные группы с точки зрения их приспособленияк требованиям общественной среды. Исследовались феномены независимости, самоподдержания,развития, стабилизации и распада социальных систем. Главной социально-психологическойпроблемой данной школы стало выявление наиболее оптимальных условий социальной адаптациисубъектов общественной жизни.
Именно в рамках функционализма впервые появилось большое количествоисследований, ориентированных на практический результат. Представители данного теченияфиксировали внимание не на внутренних психических процессах человека, а на их функциях,имеющих значение как при межличностном, так и при межгрупповом взаимодействии вусловиях конкретной социальной системы. Они ввели новые методы исследования личностии группы — тесты, опросники, интервью, которые получили широкое применение в болеепозднее время. Кроме того, именно функционализм способствовал формированию такихактуальных направлений психологических исследований, как развитие ребенка и взрослогочеловека, психология индивидуальных различий, психология бизнеса, рекламы и т.п.
Бихевиоризм имеет в своей основе экспериментальное изучение животных.Его родоначальники — Э. Торндайк (1874-1949) и Дж. Уотсон (1878-1958) — предложилиотказаться от непосредственного изучения сознания, а вместо этого исследовать человеческоеповедение по схеме «стимул — реакция». По мнению бихевиористов, манипулируявнешними раздражителями, можно довести до автоматизма любые нужные формы социальногоповедения, игнорируя врожденные задатки человека и его неповторимый жизненный опыт.Закономерности поведения выводились, таким образом, из закономерностей внешнегостимулирования. Необихевиоризм, представителями которого являются Б. Скиннер, Н.Доллард, Дж. Хоманс и др., сохранил свои позиции в последующие десятилетия. Особыйинтерес в социально-психологическом необихевиоризме представляет теория социальногообмена Дж. Хоманса (1910-1989). Хоманс выдвигает пять взаимосвязанных постулатов,объясняющих социальное поведение:
1) Постулат успеха: все действия человека подчинены основномуправилу — чем чаще они одобряются, тем вероятнее их воспроизведение.
2) Постулат стимула: если стимул (или их совокупность) вызвалдействие, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула человекбудет стремиться воспроизвести ту же реакцию.
3) Постулат ценности: чем более ценным представляется человекурезультат его действия, тем с большей вероятностью он будет к нему стремиться.4)Постулат насыщения — голодания: чем регулярнее вознаграждается поступок человека,тем менее ценится каждое последующее вознаграждение.5) Постулат агрессии — одобрения:если действие не вызывает ожидаемого вознаграждения, то действующий субъект будетдемонстрировать агрессивное поведение. И, наоборот, при получении предполагаемогоодобрения или отсутствии ожидаемого наказания он, вероятно, воспроизведет одобряемоеповедение, поскольку оно будет для него наиболее ценным.
Одной из центральных социально-психологических проблем бихевиоризмастала проблема научения — приобретения индивидуального опыта посредством проб иошибок. Сформулировано четыре основных закона научения: эффекта, упражнения, готовностии ассоциативного сдвига.
Сущность закона эффекта заключается в том, что из всех реакцийна одну и ту же ситуацию закрепляется и становится доминирующей только та, котораясопровождается положительными эмоциями от стимулирования или позитивного подкрепленияокружающих. Закон упражнения проявляется в том, что реакция на ситуацию закрепляетсяпропорционально частоте, силе и длительности повторения. Данный закон лежит в основеформирования социальных привычек человека и любых процессов обучения, а также установленияи стабилизации социальных шаблонов поведения на индивидуальном и групповом уровнях.Закон готовности определяет возможности человека посредством упражнений повышатьпредрасположенность организма к определенным реакциям, к проведению соответствующихнервных импульсов (адаптация на психофизиологическом уровне). Закон ассоциативногосдвига гласит: если при одновременном действии двух раздражителей один из них вызываетположительную (отрицательную) реакцию, то и другой (до этого относительно нейтральный)приобретает способность вызывать ту же реакцию.
Значительное влияние на развитие социальной психологии оказалпсихоанализ 3. Фрейда (1856-1939).
В данном направлении представлена попытка синтеза двух плоскостейисследования человеческой природы: определение ее биологических элементов и раскрытиепсихических влечений, смысла человеческого поведения и значения социальных образованийдля формирования личности.
Согласно этой теории, каждый из нас находится «между двухогней», становясь ареной борьбы взаимоисключающих, противоборствующих начал- бессознательных врожденных инстинктов, влечений, импульсов и сознания как результатавлияния нашего окружения, требований общества, воспитания (системы норм и социальноодобряемых! | эталонов поведения, идеалов и т.д.). Душевное состояние1" человекаопределяется соотношением этих начал. Борьба между ними всегда имеет драматическийхарактер, а неизбежный антагонизм сознания и бессознательного приводит к конфликтамчеловека с обществом. Преступная деятельность, ярко выраженная агрессивность, нервныесрывы и другие деструктивные проявления поведения трактуются как следствия этогопротивостояния. Роль бессознательных процессов в нашей жизни трудно переоценить.Они служат единой цели — не перегружать сознание человека, не допускать в его областьту часть информации о самом субъекте и окружающем мире, которая противоречит моральнымнормам. Несмотря на то что большая часть психической деятельности индивида происходитна уровне неосознаваемых процессов, она существенно влияет на принятие решений ипоступки человека.
Особая роль бессознательного связана с источниками социальнойактивности личности. Фрейд полагал, что центральной движущей силой выступает совокупностьинстинктивный побуждений, основой которых является половое влечение. Становлениепсихического склада личности происходит"' в первые годы жизни ребенка, когдаего естественные влечения сталкиваются с системой нормативных запретов. Глубинныетенденции личности (биологические по своей природе) вытесняются за пределы сознания.Они могут проявляться в виде неожиданных ассоциаций, ошибочных действий, оговороки т.д. Если эти тенденции не находят адекватного выхода, то они обусловливают различныенарушения психики и соматики.
Позднее некоторые вопросы психоаналитического направления, связанныес социальной психологией, получили свое развитие в работах учеников Фрейда — К.Юнга и А. Адлера.
Психоанализ очерчивает две социально-психологические проблемы:конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений с социальнымизапретами, и источники социальной активности личности. Многие аспекты человеческойдеятельности объясняются с точки зрения редукции напряжения. Однако эта теория нев состоянии объяснить некоторые формы поведения, поскольку нормальному человекусвойственно не только снимать напряжение, но и, напротив, стремиться к нему: ставитьперед собой новые задачи и решать их новыми способами. Деятельность человека требуетусилий, а его поступки целенаправленны. Многое в социальном поведении личности можнообъяснить с точки зрения стремления к достижению, успеху.
Вопрос об источниках социальной активности человека рассматриваетсяи в рамках гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Оллпорт,А. Маслоу, К. Роджерс и др. Данное направление определяет человека как полноценноразвивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможностии достигнуть самоактуализации. В каждом из нас заложена тенденция личностного роста,желание выразить себя, создать что-то неповторимое, в чем, как в зеркале, отразилисьбы наши индивидуальные особенности, поскольку результаты любой деятельности несутна себе отпечаток ее субъекта. Таким образом, высшие потребности — потребности роста- заставляют человека идти вперед и преодолевать трудности.
Итак, с одной стороны, источником активности индивида являетсястремление к снятию напряжения, с другой — к его повышению. Личность функционируеткак активная, открытая, саморазвивающаяся система, которая постоянно что-то получаетот окружающего мира и что-то отдает ему. Личность интенциональна, то есть нацеленана окружающий мир. Она функционирует на нескольких уровнях социальной адаптации,на одних она действительно стремится к разрядке напряжения, а на других — наоборот.Диалектическое единство данных тенденций и составляет основу социальной активности.Нарушение ее баланса обычно связано с явным преобладанием одной из двух указанныхсклонностей. Например, у больного человека сильнее выражена тенденция к редукциинапряжения. С другой сторо ны, многие стрессы сопровождаются повышенной активностьюи чрезмерным возбуждением, что также наносит ущерб здоровью.
В настоящее время большое распространение в социальной психологииполучают когнитивные теории (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд и др.).В отличие от бихевиоралыюго направления, когнитивизм подчеркивает значение«менталистских» образований в объяснении социального поведения человека,делая акцент на процессе дознания мира посредством психических процессов (память,внимание, ощущение и т.д.), на развитии интеллектуальных функций, изменении системыпредставлений и ценностей. Образы, понятия, идеи и менталитет играют существеннуюроль в социальном поведении человека, так как на основании подобных феноменов происходитпроцесс принятия решений, что, собственно, и является ведущей социально-психологическойпроблемой когнитивизма. Речь идет о структуре восприятия, когда та или иная ситуациявидится под особым углом зрения. В отличие от психоанализа, когнитивная психологияв основном занимается сознательными процессами. Психика человека рассматривается,прежде всего, как сознание. Когнитивисты полагают, что людям свойственно развиватьупорядоченный взгляд на мир, структурировать его. Если возникает диссонанс междузнаниями, убеждениями и тем, что происходит в реальности, то человек стремится разрешитьэто противоречие посредством субъективной интерпретации, чтобы вновь достигнутьсостояния внутренней когнитивной согласованности.
Когнитивное течение возникло как реакция на бихевиоризм, отрицающийзначение внутренней организации психических процессов в поведении человека. В связис этим представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, У. Найсер, Р. Аткинсони др.) обращали особое внимание на способы формирования знания: преобразование сенсорнойинформации, возникновение и развитие структурных блоков познавательных процессов,организацию знания в памяти субъекта, интеллектуальные функции и соотношение вербальныхи образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Изучение данных проблемпоказало, что человек во многих ситуациях своей жизни принимает решения опосредованнои это связано с типичными для него особенностями мышления.
Таким образом, каждый субъект имеет свое собственное объяснениемира и окружающих явлений, которое обусловлено не только его социальным опытом,но и спецификой познавательных процессов. Он принимает решения на основании своейточки зрения, определенного видения и понимания событий. Соответственно, обладаязнаниями о когнитивной структуре человека, можно в известной мере объяснить и предсказатьего поведение.
социальная психология когнитивный бихевиоральный
К основным теоретическим направлениям современной социальнойпсихологии относится также символический интеракционизм. Он представляет собой американскийвариант социальной теории, формирование которой началось в 20-е годы. Основоположникомего считается Дж.Г. Мид (1863-1931).
Наиболее четко положения данного направления изложены в работахГ. Блюмера (1900-1987): человеческая деятельность осуществляется на основании значений,которые люди придают предметам и событиям, эти значения есть продукт взаимодействия(интеракции) между индивидами, они являются результатом интерпретации окружающихсимволов.
Одна из основных идей интеракционизма заключается в том, чтоличность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особая роль отводитсякоммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов, выраженныхв тех или иных знаковых системах, главнейшей из которых является язык. В широкомпонимании символ — это слово, жест, знак. Символическая коммуникация — начало человеческойпсихики, то, что выделяет человека из животного мира. Развитие личности рассматриваетсячерез усвоение различных знаковых систем.
В рамках данного направления также изучались проблемы референтныхгрупп, структура и динамика формирования личности, ролевые теории, микропроцессысоциального взаимодействия, среда социальной деятельности. Личность рассматриваласьв двух аспектах: как автономная единица, проявление которой можно наблюдать в импульсивномповедении, и как зависимый социальный элемент, обнаруживающий себя в поступках,обусловленных ожиданиями окружающих.
Активное начало личности лежит в основе изменений не только самогочеловека, но и общества. И в этом смысле трансформацию общественных отношений можнорассматривать как случайную, не подчиняющуюся закономерностям. В силу своей спецификиидеи интеракционизма внесли существенный вклад, прежде всего, в социологию — науку,изучающую общество во всех его проявлениях.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.