ПСИХОЛОГИЯ КОМАНДЫ студентки 3 курса 213 группы факультета народной культуры заочного отделения Лаврентьевой И.Г. Преподаватель: Кандидат педагогических наук, доцент Воронецкая Л.Н. Минск 2007 ПЛАН ВВЕДЕНИЕ 1. УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА С УЧЕТОМ ИНТЕРЕСОВ 2. АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМАНДЫ 3. ХАРАКТЕРИСТИКИ
КОМАНДЫ 7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 9 ВВЕДЕНИЕ Сложно давать какие-либо универсальные советы, когда стремительные социальные перемены последних лет не дают нам времени на раскачку, заставляют быстро реагировать и встраиваться в изменившуюся реальность. А реальность такова: современные дети - инакомыслящие и инакодействующие! И порой нам, ой, как не просто понять и принять их - трудных и одаренных, особых и неуязвимых, индиго
и педагогически запущенных. И в каждом классе нет двух одинаковых ребят! Как создать команду из класса, если с самого раннего детства мы внушаем детям: чужих нужно опасаться, не доверять, быть начеку. Результаты тестирования школьников показывают высокий уровень недоверия и подозрительности к окружающим. Да, живем в квартирах, где на окнах решетки, вход охраняет сейф-дверь на пяти замках и приход гостей – только по предварительному звонку. "
Сегодня стоит подойти к двери, как она автоматически открывается; стоит подойти к человеку, как он автоматически закрывается" тонко подметил Пер Хальворсен. Тем не менее, и в такой жизни есть место радости общения, особенно в подростковом возрасте. Именно его психологи называют возрастом общения, именно в нём происходит формирование навыков сосуществования, получения новой жизненно важной информации о мире, приобретение эмоционального опыта взаимодействия с окружающими людьми.
Цель данной работы разобраться - как создать из класса команду. 1. УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА С УЧЕТОМ ИНТЕРЕСОВ Замечательно, когда социализация детей происходит в атмосфере демократического уклада жизни школы, через жизнь класса-команды, через коллективные творческие дела (КТД), в которых нет неуспешных. Не сомневаюсь, что большинство педагогов это понимают и не жалеют времени и сил для своих подопечных.
Но, нет предела совершенству и поэтому, давайте, еще раз напомним условия создания классного коллектива с учетом интересов ребят. Итак, шаг первый, перечислим интересы детей: - интеллектуально-эстетические, связанные с глубоким интересом к какому-либо делу или области знаний. Например, увлечение музыкой, историей, дрессировкой животных, разведением рыбок; - накопительские - это коллекционирование во всех его видах; - телесные, связанные с физическим самосовершенствованием.
Например, занятия различными видами спорта, танцами, вождением велосипеда, мотоцикла, катание на роликах, скейтбордах; - эгоцентрические (сконцентрированные на своем "Я"), основная цель которых - привлечь к себе внимание любыми способами, по принципу "А вам слабо? "; - информационные, сопровождающиеся желанием получать какие-либо сведения. Это могут быть и серьезная литература, и познавательные телепередачи, но и разного рода "умственные
жвачки" - бессодержательные детективы, сериалы, компьютерные игры; - коммуникативные, главная цель которых - общение, в т. ч. и с помощью Интернета [2]. Практически любые интересы и увлечения удовлетворяют потребность подростков в общении - дают повод для встреч, обеспечивают темы для разговоров, облегчают взаимопонимание. У детей есть "мода на увлечения", которая внезапно появляется и так же внезапно пропадает.
Очень жаль, но замечено, что предметом этой моды практически никогда не становится то, что изучается в школе. Например, коллекционирование наклеек с участниками телепроектов и сериалов. Думаю, что у каждого учителя есть масса своих примеров на этот счет, и с этим нужно мириться. Вспомним предупреждение Ж.Ж. Руссо: "Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде, чем стать взрослыми". 2. АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОМАНДЫ Шаг второй. Помните, что главное при создании коллектива - постановка целей. Формируя команду, нужно понимать, что необычность классного коллектива именно в том, что основной вид деятельности - учеба - не может породить общей коллективной цели, одинаково для всех значимой, интересной, позволяющей самоутвердиться. Учебная деятельность индивидуальна! Поэтому, цель должна объединять в конкретном совместном деле, где дети могут проявить себя и получить
признание сверстников. Они должны быть заинтересованы, взаимозависимы; перспективы совместного дела должны быть общими и приятными. Например, собрать в своей классной комнате самую большую коллекцию кактусов. Организуя коллективную деятельность, учителю надо так ее выбирать, планировать, чтобы наибольший авторитет получали группировки (лидеры) с самыми высокими ценностями. Или чтобы в процессе работы менялись ценностные ориентиры ребят.
Например, объявить свой класс свободным от курения. Чтобы сменить позицию "непризнанного", "отверженного" в группе, нужно создать соответствующее поле деятельности, где ребенок мог бы раскрыться и, в ходе которой он мог бы войти в близкую ему группировку. "Человек вырастает по мере того, растут его цели" подметил Ф. Шиллер. А чтобы сменить роль ребенка, нужно дать ему возможность более тесного общения с учеником,
у которого эта роль ярче выражена. Например, необщительного с очень общительным, безответственного с очень старательным. Предлагаемый ниже алгоритм работы, возможно, окажется полезным: - Установите ясные цели, помогающие сформировать команду. - Начинайте с малого, заведомо успешного. Успех укрепляет доверие и создает основу для нового успеха. - Прежде чем действовать, добейтесь согласия, готовности действовать. -
Советуйтесь часто и искренне, показывая, что не манипулируете детьми, а работаете на содержание общего дела. - Свяжите создание коллектива с организационной работой: четкая структура, функции каждого участника дела. - Смело встречайте "политические" проблемы - не уходите от трудных вопросов детей. - Поощряйте открытость и искренность ваших ребят. - Не вызывайте ложных надежд - невыполненные обещания подрывают доверие. -
Если нужно, перестройте свою работу. - Возраст и способности создают ограничения. Помните, что все мы очень разные. - Не забывайте о тех, кто "вне игры" - это непризнанные, отвергаемые. - При создании вашего коллектива другие группы людей могут почувствовать зависть, опасность, помните об этом. - Делегируйте полномочия - это повышает ответственность членов группы. - Принимайте помощь извне, если это необходимо - объективный взгляд со стороны бывает полезен. -
Учитесь на ошибках - признавайте свою неправоту. Поощряйте обратную связь. - Делайте то, о чем вы говорите! [3] 3. ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМАНДЫ Шаг третий. Определим, к чему мы стремимся? К тому, чтобы класс стал командой, коллективом, обладающим следующими характеристиками: - групповая сплоченность, т.е. степень совпадения мнений и оценок - "один за всех и все за одного"; -
коллективистское самоопределение, следование идеалам, ценностям и целям группы - "мы рождены, чтоб сказку сделать былью"; - эмоциональная идентификация, отожествление-сопереживание другим членам группы - "мы с тобой одной крови"; - удовлетворенность своей группой, оценка своей команды как самой хорошей, эталонной "делай как я! " [4]. Итак, мы определились с тем, что совместные интересы учащихся, которые нужно знать учителю, способствуют
формированию общих целей. Достижение этих целей (сам процесс и результат) поможет сформировать классную команду, коллектив единомышленников, способных преодолеть трудности школьной жизни, внести в нее радость общения, самораскрытия и творчества. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Психологами-практиками разработано много интересных упражнений и тренингов, направленных на развитие коммуникативных навыков и социальное партнерство у детей разного возраста. Игровое взаимодействие, игровая деятельность как никакая другая с точки зрения
психолого-педагогических механизмов помогает становлению ребенка. Эльконин Д.Б. писал, что "игра - важнейший источник развития сознания, произвольности поведения, особая форма моделирования отношений". Конечно, далеко не во всех школах есть опытные психологи, а проведение диагностики (социометрии) и эффективных тренингов, требует определенных знаний и опыта. Но, не все так безнадежно. Разработки интересных занятий есть в сборниках для классных руководителей
в школьных библиотеках. Используя в своей работе элементы упражнений и тренингов учитель только выиграет: классные часы из обязательно-принудительных могут стать увлекательными и полезными. Главное - определить для себя подход и стратегию в формировании команды, сформулировать идеологию взаимодействия с детьми. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бордовская Н.В Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000. – 304 с.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. Учреждений сред. проф. образования. – Москва: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 2003. – 352 с. 3. Ольнева И.Ф. Как сделать из класса команду / Родительская газета "Классное собрание" № 6, 2007. – С.12. 4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов:
В 2 кн. Москва: Гуманит. центр "ВЛАДОС", 1999. – Кн.2.: Процесс воспитания. – 256 с. 5. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов н/Д: "Феникс", 2000. – 448 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |