Реферат по предмету "Педагогика"


Описание и изучение эмоциональной сферы у подростков

«Описание и изучение эмоциональной сферы у подростков» Содержание: 1.Введение. 2.Понятие об эмоциях и их характеристика. 3.Виды эмоций. 4.Особенности эмоциональной сферы подростков. 5.Цветовой тест как эффективный способ выявления эмоционального состояния. 6.Выявление преобладающих эмоций у учащихся 9-ого класса (в учебное время) 7.Выводы.

8.Рекомендации. 9.Заключение. 10.Список литературы. Введение Роль эмоций в межличностных отношениях подростков очень важны для того, чтобы понять развитие личности. Юношеский возраст, существенная часть которого приходиться на старшие классы средней школы, занимает исключительно важное место в процессе формирования личности. В этом возрасте завершается физическое созревание человека, складываются основные черты его мировоззрения,

подготавливается и осуществляется первое самостоятельное, взрослое самоопределение – выбор профессии. Понятие об эмоциях и их характеристика. Своей целью в этой работе я ставлю изучение особенности эмоциональной сферы подростков. Так же я ставлю перед собой изучение литературы по эмоциональной «окраски» подростков, составление портрета эмоционального состояния учащегося. В процессе достижения поставленной цели нам предстояло решить следующие задачи: изучить литературу

по психологии, а также по биологии, описать “портрет” эмоциональной сферы подростка, выбрать и описать наиболее эффективные методики выявления эмоционального состояния у человека, провести тестирование в 9 классе и определить эмоциональную окраску их деятельности во время учебного процесса, сделать выводы о причинах возникновения тех или иных эмоций у девятиклассников, сформировать рекомендации по контролю за эмоциональной сферой подростка в школе. Методы, которыми я пользовалась - это проведение тестов среди

учащихся девятых классов. После обрабатывания результатов тестов, с помощью математических вычислений, делаются выводы о состоянии эмоциональной сферы у учеников 9 классов. На основе этих результатов можно подготовить рекомендации по профилактике эмоциональной сферы. Работа проводилась на базе 12 школы В.О. района в период: с января по март (теоретический этап) и с апреля по май (практический этап). Итак, теперь о самих эмоциях.

Эмоции - как процесс, есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызывать по своему желанию. Эмоциональный процесс – включает три основных компонента. Первый компонент – это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме,

когда событие констатируется скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. Второй компонент – это эмоции: положительная эмоция возникает тогда, событие оценивается как позитивное, отрицательная – когда оно оценивается как негативное. Третий компонент - степень контроля эмоций. Следует различать два состояния сильного эмоционального возбуждения аффекты (страх, гнев, радость), при которых еще сохраняется ориентация и контроль и краткие

возбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны. Отрицательная эмоция дезорганизует ту серьезность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на уменьшение или устранения вредных воздействий. Форма эмоционального процесса зависит от особенностей вызвавшего ее сигнального раздражителя. Адресованными будут все сигналы, связанные с определенными потребностями, например, пищевой, сексуальной,

дыхания и т.п. Другим источником эмоциональных процессов являются предвосхищение: сигналы боли, сильной и продолжительной деривации вызывающие страх, сигналы возможного неудовлетворения потребностей, вызывающие надежду, сигналы, предвосхищающие неопределенное, новое событие, вызывающее любопытство. Еще одним источником эмоций является характер протекания процессов регуляции и выполнения деятельности. Успешно, беспрепятственно осуществляется процессы восприятия, решения задач, действия служат источником

положительных эмоций удовольствия. Тогда как паузы, срывы, помехи, исключающие возможности достижения цели (фрустрация), вызывают неудовольствие и эмоции гнева, раздражения, озлобленности. Эмоции различаются по своей продолжительности: эмоциональные кратковременные состояния (волнение, аффекты и т. п.) и более продолжительные, устойчивые настроения. Виды эмоций. Эмоции можно классифицировать в зависимости от субъективной ценности, возникемых переживаний.

Так, выделяют следующие виды «ценных» эмоций. АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ - переживание, возникающие на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям: желание приносить другим людям радость и счастье, чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота о нем. КОММУНИКАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ - возникает на основе потребности в общении, желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик, чувство симпатии, расположения, чувства уважения к кому-либо,

чувство признательности, благодарности, чувство обожания кого-либо. ГЛОРИСТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ - связаны с потребностью в самоутверждении, в слова: стремление завоевать признание, почет, чувство уязвленного самолюбия и желания взять реванш, приятное щекотание самолюбия, чувства гордости, чувства превосходства. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ - вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения: желание добиться успеха в работе,

чувства напряжения, увлеченность, захваченность работы, любование результатами своего труда, его продуктами. ПУГНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ - происходящие от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе: жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, чувства спортивного азарта, решительность, спортивная злость. РОМАНТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА – стремление по всему необыкновенному, таинственному, стремление к неизведанному, ожидание чего-то необычного и восприятия окружающего мира с каким - то зловеще – таинственным чувством.

ГНОСТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – связанные с потребностью в познавательной гармонии, стремление нечто понять, проникнуть в сущность, чувство удаления или неудоления, чувство ясности или смутности мысли, неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему, чувства радости от открытия истины. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – связанные с лирическими переживаниями, жажда красоты, наслаждение красотой чего-либо или кого-либо, чувство изящного, грациозного, чувства возвышенного или величественного,

наслаждение звуками, чувство волнующего драматизма, чувство светлой грусти и задумчивости, поэтически – созерцательное состояние. ГЕДОНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – связаны с удовлетворением потребности в тесном и душевном комфорте, наслаждение приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т.п чувство беззаботности, безмятежности, него (сладкая лень), чувство веселья, приятная бездумная возбужденность, сладострастие. АНИЗАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ – возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию,

стремление нечто многоканальное приобретать, накапливать, коллекционировать, радость по случаю увеличения своих накоплений, приятное чувство при обозрении своих накоплений. Фундаментальные эмоции и их комплекс. Эмоция называется фундаментальной, если она имеет специфический внутренне детермированный нервный субстрат, внешне выражается особыми мимическими или нервно-мышечными средствами и обладает особым субъективным переживанием – феноменологическим качеством.

Фундаментальные эмоции являются важными в жизни индивида, но отдельно, не в сочетании с другими эмоциями, они существуют лишь в течение очень короткого периода времени- до того, как активизируются другие эмоции. Фундаментальные эмоции имеют врожденный характер, однако, каждая культура обладает своими собственными правилами проявления этих эмоций. К фундаментальным эмоциям относятся следующие: 1.Интерес-волнение - положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умение и творческие

стремление. В состояние интереса у человека повышается внимание, любознательность и увлеченность объектом интереса. Интерес, вызываемый другими людьми, облегчает социальную жизнь и способность развитию эмоциональных межличностных отношений. 2.Радость - максимально желаемая эмоция. Она является скорее побочным продуктом событий и условий, чем результатом прямого стремления получить ее. 3.Удивление - появляется благодаря резкому повышению нервной стимуляции, возникающему из-за какого-

либо внезапного события. Удивление способствует направлению всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивления. 4.Горе-страдание - эмоция, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество, отсутствие контакта с людьми, жалость к себе. 5.Гнев – при гневе кровь “кипит”, лицо начинает “гореть”, напрягаются мышцы, что вызывает ощущение силы, чувство храбрости в себя. 6. Отвращение – часто возникает вместе с гневом, но имеет свои собственные мотивационные признаки и

иначе субъективного переживания. Оно вызывает желание избавиться от кого-либо или от чего-либо. 7.Презрение – часто желание чувствовать свое превосходство, в каком- то отношении может вести в некоторой степени презрения. Эта эмоция “холодная”, ведущая к деперсонализации индивида или группы, к котором относятся презрение, поэтому она может мотивировать, например, “хладнокровное убийство”. 8.Страх – должен быль, испытывал в своей жизни каждый человек, его переживание очень вредно.

Страх вызывает вестью о реальной или воображаемой опасности. Сильный страх сопровождается неуверенностью и дурным предчувствием. Иногда страх парализует человека, но обычно он мобилизует его энергию. 9.Стыд – мотивирует желание спрятаться, исчезнуть, он может также способствовать возникновению чувства бездарности, может быть основной комфортности, а иногда, наоборот, требовать нарушения групповых норм.

Хотя сильное и постоянное чувство стыда может препятствовать развитию человека, эта – эмоция часто способствует сохранения самоуважения. 10.Вина – часто оказывается связанной со стыдом, но стыд может появляться из-за любых ошибок, а вина же возникает при нарушении морального или этического характера, причем в ситуациях, в которых субъект чувствует личную ответственность Если две или несколько фундаментальных эмоций в комплексе проявляются у человека относительно стабильно

и часто, то они определяют какую-то его эмоциональную черту. Развитие таких эмоциональных черт сильно зависит от генетических предпосылок индивида и от особенностей его жизни. К основным эмоциям человека относятся следующие: ТРЕВОЖНОСТЬ – представляет собой комплекс фундаментальных эмоций включающих страх и такие эмоции, как горе, стыд, вину и иногда интерес – возбуждение. ДЕПРЕССИЯ – комплекс эмоций включающей горе, гнев,

отвращение, презрение, страх, вину, робость. Гнев, отвращение и презрение могут относиться к самому себе и к другим. В депрессию включены и также аффективные факторы, как плохое физическое состояние, понижение сексуальности, повышение утомленности, являющиеся часто побочными продуктами депрессии. ЛЮБОВЬ – занимает особое место в жизни каждого человека, является источником обогащения жизни и радости. Существует много видов любви, и каждая из них имеет неповторимые признаки, и каждый – особый комплекс

аффектов. Общее во всех видах любви: она связывает людей друг с другом, и эта связь имеет эволюционно, биологическое, социокультурное и личностное значение. ВРАЖДЕБНОСТЬ – взаимодействие фундаментальных эмоций гнев, отвращения и презрения, иногда ведущее к агрессии. В сочетании с конкретным набором знаний об объектах, на которые направлена враждебность, она перерастает в ненависть. Особенности эмоциональной сферы у подростков.

Обсуждая проблемы творчества индивидуального стиля уже, показывает сколь тесны познавательные процессы личности, связаны с его эмоциями. Вопрос об особенностях эмоционального мира подростка и юноши имеет и самостоятельное значение. Тезис о повышенной эмоциональной возбудимости и реактивности переходного возраста мало у кого вызывает сомнение. Можно считать, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физических процессах.

Физиологические истоки эмоциональной напряженности нагляднее видно у женщин. У них депрессия, раздражительность, тревожность и понижение самоуважение тесно связано с определенным периодом менструального цикла, за которым следует эмоциональным подъем. У мальчиков такой жесткой психофизиологической зависимости пока не обнаружено. Хотя пубертатный возраст и для них труден. Пик негативных реакций как к взрослым приходится на 12,5

–13,5 года. Эмоциональные реакции и поведения подростков, не говоря уже о юношах, не могут быть объяснены лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуально – типологические различия сплошь и рядом превалируют над взрослыми. Вполне нормальные подростки имеют более высокие показатель по шкалам «психопатия «, « шизофрения « и « пиромания «, чем взрослые. Это значит, что эмоциональные реакции, которые у взрослого были бы симптомом

болезни, для подростка статистически нормальны. На переходный возраст приходится пик распространения синдрома дисморфобии (бред физического недостатка), а после 13 –14 лет резко возрастает число личностных расстройств в частности случаев деперсонализации. Старшие школьн



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Язык и стиль русской поэзии Серебряного века
Реферат Экономические положения Адама Смита.
Реферат Рыночная стоимость и принципы оценки недвижимости
Реферат Оценка финансового состояния организации ООО "Информгеосервис"
Реферат Прогноз долгосрочной конкурентной позиции компании как основа принятия стратегических решений
Реферат Erences found by multiple research centers is used to determine the distance in attitudes between Ukrainians from ages 18 to 35 and Ukrainian society as a whole
Реферат Використання сучасних інформаційних технологій при розробці електронних посібників
Реферат Маркетинговое исследование Восприятие бренда Nokia
Реферат «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется»
Реферат Анализ требований предъявляемых к автономным системам электропитания с учётом обеспечения электромагнитной
Реферат Монополизация экономики. Антимонопольное регулирование экономики
Реферат Люминесценция. Оптические квантовые генераторы и их использование в медицине. Радиоспектроскопия. ЭПР и ЯМР
Реферат Мировой экономический кризись начало века
Реферат Нуклонный “веполь” - новое состояние материи и топологический дефект нуклонной массы атомов.
Реферат ЭВМ в управлении производством