Мурманский Государственный педагогический университет по теме Педагогические конкликты Исполнитель студент 4 курса ФМФ физическое отделение Петров Вячеслав Мурманск 2002 План 1.Виды педагогических конфликтов. 2.Способы разрешения конфликта. 3.Чего не нужно делать при конфликте. Педагогические конфликты могут быть распределены на три большие
группы. В первую входят мотивационные конфликты, возникающие между учителями и учениками по причине слабой учебной мотивации учащихся. Проще говоря, из-за того, что ребята либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Подобные конфликты разрастаются и в конечном итоге между учителями и учащимися возникают взаимная неприязнь, противостояние Вторую группу образуют конфликты, связанные с недостатками в организации учебного процесса.
Имеются в виду некоторые периоды обучения. Это психологическая адаптация первокурсников к училищу. Длится она от трех месяцев до полугода. Это и окончание училища, квалификационные экзамены, трудоустройство Третью группу конфликтов составляют конфликты взаимодействий учащихся между собой, учащихся и учителей, учителей друг с другом, учителей и администрации.Данные конфликты происходят по причинам не объективного характера, а особенностей конфликтующих, их ценностных ориентаций.
Наиболее распространенными среди учащихся являются конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за свое первенство в группе и даже в учебном заведении. Может вспыхнуть конфликтное противостояние одного учащегося со всем классом. Конфликты во взаимоотношениях учитель-ученик, помимо мотивационных, могут иметь нравственно-эстетический характер. Часто учителя не придают должного внимания этой стороне их взаимодействия со школьниками нарушают
данное им слово, открывают ребячьи секреты. Многие подростки высказывают недоверие учителям. По данным психологов только 3-8 учащихся имеют доверительной беседы с учителями, остальные предпочитают общаться вне школы. Конфликты между учителями могут возникать по разным причинам начиная с проблемы расписания занятий и кончая столкновениями интимно-личного порядка. Существуют конфликты между учителями и мастерами.
Преподаватели считают, что мастер недостаточно работает с группой, лоялен, не требователен к ребятам отсюда низкая дисциплина и т.д. И наоборот мастер объясняет плохую дисциплину и низкую мотивацию учащихся недобросовестностью или грубостью преподавателя. Как видно причины конфликтов объективны. Во взаимоотношениях учитель администрация учебного заведения возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения, а в последнее время с введением новшеств педагогические технологии, мониторинг
и т.д Итак, налицо, что жизнь в учебном заведении буквально насыщена педагогическими конфликтами. Трудность в том, что ситуации, приводящие к столкновениям, часто по-своему уникальны, неповторимы, и поэтому отсутствуют универсальные способы их разрешения. Но так или иначе конфликты надо решать. Чем лучше мы буде знать себя, тем более в состоянии объективно реагировать на конфликтные ситуации. Какие факторы способствовали его успешному развитию, а какие напротив
мешали. Чем лучше мы будем знать себя, тем более в состоянии объективно реагировать на конфликтные ситуации. Всем знакомы ситуации, в которых мы начинаем бурно реагировать, гневаться, теряем контроль над собой. Чем больше мы подготовлены, тем больше у нас возможностей выбора реакции и создания атмосферы, в которой и мы, и другие сможем творчески среагировать на конфликтную ситуацию. Способы разрешения конфликта. Мало найдется проблем между людьми или группами людей, которые можно
было бы решить в один миг. Успешное разрешение конфликтов поэтому обычно включают цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. В любой конкретной ситуации следует выявить источник конфликта до того, как заняться разработкой политики по их разрешению. Прежде всего, надо выяснить, что произошло. В чем проблема На этом этапе важно изложить факты, чтобы все согласились с определением проблемы.
Чувства и ценностные оценки должны четко отделяться от фактов. Затем спросим у всех заинтересованных лиц какие чувства они испытывают и что бы хотели увидеть в качестве идеального решения И руководитель должен представить идеальное решение со своей стороны. Возможно несколько вариантов. Когда конфликт проанализирован, можно переходить к совместному в духе сотрудничества поиску шагов, чтобы привести всех к примирению.
Конфликты есть деструктивные и конструктивные. Деструктивный когда он не касается важных рабочих проблем, разделяет коллектив на группы и т.д. Конструктивный конфликт когда открывается острая проблема, приводит к столкновению с реальной проблемой и путями ее решения, помогает совершенствоваться. Можно сравнить в споре рождается истина. При разрешении конфликтов между учителем и учащимся необходимо помимо анализа причин конфликта, учитывать возрастной фактор
Наряду с деловыми конфликтными ситуациями учитель-ученик нередки противоречия и личностного характера. Как правило, они возникают из-за возникшего у подростка чувства взрослости и стремления признать себя таковым, а с другой стороны, отсутствием у педагога оснований для признания его равным себе. И в случае неверной тактики педагога способно привести к устойчивой личной взаимной неприязни и даже вражде. Попадая в конфликтную ситуацию учитель может направлять свою активность либо на то, чтобы лучше
понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики. В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения недомолвок, несогласованности. Впрочем проблема понимания другого человека довольно сложная. Как погасить возбужденного ученика Как успокоить его
Как снять нарождающийся конфликт Известно, что кроме потребности самоутвердиться у подростков есть потребность в общении. Они много общаются. Но в общении выступает их собственное Я. Происходит рождение личности, возвышение его индивидуальности. Он еще сам не знает, какой он человек. Не нужно обвинять его в эгоизме. Помогите пройти ему этот путь самоопределения. И вы увидите, как назревающий между вами конфликт сменится
дружбой и взаимопониманием. Заведите правило беседовать с трудными ребятами. Предметом разговора может быть все, что интересует его. Говорите спокойно, мягко, ровным голосом. Ваша доброжелательность выступает психотерапевтическим средством. Источники Психологический сервер httpppf.uni.udm.rubibliohrestomatribakov a.html Психология от А до Я httpazps.ruarticlesrpconflicts.html
Психология и педагогика httpwebsites.pfu.edu.ruIDOffecpsychps14. html
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |