СОДЕРЖАНИЕ Введение стр.2 Глава I. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы личности младших школьников стр.1. Общее понятие об эмоциях стр.2. Социальные эмоции как знак внутреннего мира ребенка стр.3. Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста стр.4. Развитие эмоциональной сферы младших школьников в различных моделях обучения стр.20
Глава II. Особенности развития эмоциональной сферы личности младшего школьника в процессе обучения стр.1. Развитие эмоциональной сферы на уроке риторики (конспект урока) стр.2. Развитие эмоциональной сферы на интегрированном уроке по чтению и природоведению (конспект урока) стр.3. Развитие эмоциональной сферы на уроке математики (конспект урока) стр.4. Сравнение стр.3. Итог по практической части стр.44
Вывод стр.46 Список литературы стр.50 ВВЕДЕНИЕ Эмоции это неизведанный объект, который нельзя отнести к чувствам так как это сиюминутное явление. На сегодняшний день в психологии в сфере эмоций начинаются глобальные исследования так как это задатки чувств. И речь идет о том, как человек эмоционально реагирует на предложенные жизнью обстоятельства. Мы привыкли говорить о том, что мы радуемся, боимся, сердимся – все эти действия выражают состояние
нашей души. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но как говорят последние исследования в этой теме – эмоции это предшествующее состояние. В начале мы эмоционально реагируем, а потом у нас возникает какое-то чувство. Значения проблемы эмоций едва ли нуждается в обосновании. Какие условия и детерминанты не определяли бы жизнь человека, внутренне, психологически действенными
они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений. Преломиться, и закрепится в ней. Констатируя в человеке пристрастность, без которой немыслим не один шаг. Эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и в душевных кризисах человека. Такая универсальная значимость эмоций должна являться надежным залогом, как повышенного интереса к
ним, так и сравнительно высокой степени их изученности. Внимание исследователей стало постепенно ограничиваться сравнительно узким кругом проблем, таких как: выражение эмоций, влияние отдельных эмоциональных состояний на деятельность. Сегодня же эта проблема как никогда более актуальна. Проблема развития личности ребенка является одной из центральных проблем психологической науки и имеет
давнюю историю. Проблема эмоционального развития ребенка оказывается ее частным аспектом и является предметом нашего исследования в рамках этой работы. Поскольку сама тема чрезвычайно широка и, конечно, не может быть раскрыта в формате одного сообщения, целесообразно сузить границы рассмотрения до проявлений эмоциональности в учебной деятельности детей младшего школьного возраста. Проблема эмоционального развития ребенка в последние годы все чаще оказывается
объектом исследовательского интереса психологов. Это не случайно, так как к концу двадцатого века стало совершенно очевидно, что именно эмоциональность в первые годы жизни является ядром практически всех психологических новообразований. Первое исследовательское поведение выглядит как эмоциональный ответ на незнакомый объект или ситуацию. Первое правило усваивается вместе с экспрессивной реакцией мамы. Любой психолог – практик, работающий с детьми, мог бы продолжать этот ряд бесконечно.
При том, что все исследователи детства так или иначе обращаются к эмоциональности и уже накоплен огромный эмпирический материал, вопрос о теоретическом осмыслении этой проблемы стоит очень остро. Выготский был в числе первых отечественных психологов, пытавшихся включить фактор эмоциональности в свою концепцию развития, и хотя в его теории собственно эмоциональность не рассматривается ни в качестве условия, ни в качестве механизма, ни даже как фактор психического развития, вводя в отечественную психологию
понятие “социальная ситуация развития”, Выготский отмечал особую значимость феномена ключевого переживания, который по своему содержанию, безусловно, должен быть отнесен к области эмоциональных явлений. За ключевым переживанием, по Выготскому, стоит та реальность, которая определяет роль среды в развитии ребенка. “Переживание представляет собой как бы узел, в котором завязаны многообразные влияния различных внешних и внутренних обстоятельств” [8. С. 182]. Таким образом, для понимания логики и механизмов развития
ребенка нам необходимо знать не только о реальных обстоятельствах его жизни, но и о том, как эти обстоятельства преломляются в его переживаниях, которые канализируются в поведении, учебной деятельности. Исходя из вышесказанного, была определена ТЕМА курсовой работы: «Особенности развития эмоциональной сферы личности младшего школьника» АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: В настоящее время значительная часть учащихся сталкивается с трудностями в обучении. «По имеющимся
данным около 70% учащихся массовой школы нуждаются в психологической помощи и коррекции; 20% младших школьников имеют различные морфофункциональные отклонения и около 20% – отклонения психоневрологического характера» [1, с. 6]. Современное традиционное школьное образование во многом построено на актуализации и поддержании у учащихся определенного уровня тревожности. Учитель, оценочно экзаменационная система, неадекватные родительские ожидания в отношении успехов в
учебе называются школьниками самыми распространенными факторами, способствующими возникновению у них беспокойства, тревоги. Очень высокая тревожность является субъективным проявлением психологического неблагополучия. «Поведенческие ее проявления могут заключаться в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность» [2, с. 169]. Между тем влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно
у младших школьников. У них наблюдается несовершенство функции коры больших полушарий, что проявляется у детей в особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы и эмоциональны. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: дети младшего школьного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: проанализировать эмоциональную сферу личности младших школьников.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста на различных уроках. В качестве рабочей ГИПОТЕЗЫ было выдвинуто предположение о том, что особенности развития эмоциональной сферы личности младших школьников могут положительно или отрицательно влиять на процесс обучения. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:  метод изучения психолого-педагогической литературы  метод
наблюдения  метод математической обработки данных АПРОБАЦИЯ: Наблюдение проводилось в 3-м классе средней общеобразовательной школы № 153 г. Новосибирска Дзержинского р-на. Для исследования был взяты 5 человека 9 лет. Из них 3 человека участвовали в тренинге по развитию положительных эмоций и 2 человека в период адаптации не прошли курс «Первоклашка». ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий
от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ: Работа состоит из введения, двух глав, вывода, списка использовавшейся литературы. Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ I.1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ Эмоциональное развитие так же важно, как физическое, умственное, нравственное, социальное
и языковое, и требует от взрослых не меньшей чуткости и поддержки. Естественно, поведение взрослых может как ускорить, так и затормозить эмоциональное развитие ребенка. Эмоции играют важную роль в жизни детей. В самый ранний период жизни у детей появляется масса эмоций. Они выражают радость и привязанность, гнев, печаль и стыд, страх и тревогу, доверие, удовлетворение и гордость. В течение дня взрослые испытывают на себе самые различные эмоции ребенка.
Эмоции дают детям (и взрослым тоже) информацию об их состоянии. Положительные эмоции, такие как радость и доверие, дают детям ощущение безопасности и надежности. От других эмоций им плохо, так как они сигнализируют об опасности и неудовольствии. Гнев означает, что ребенок встретился с препятствием. Печаль приводит к снижению активности и дает детям время для того, чтобы адаптироваться к потере или
разочарованию. Страх побуждает детей к защите. Тепло и ласка говорят детям, что их любят и ценят. Любая эмоция чему-то учит, поэтому взрослые должны помогать детям понять собственные эмоции, внимательно относиться к чувствам других людей и находить эффективные способы справляться с многообразием испытываемых эмоций. Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р. ) образуют
в совокупности эмоциональную сферу человека. Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: • интерес-волнение, • радость, • удивление, • горе-страдание, • гнев, • отвращение, • презрение, • страх, • стыд, • вину.[5] Остальные – производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное
состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение. [5] Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности.
Базовой форма эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые. Другой формой эмоций являются аффекты, представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям,
которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют
достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе. Восприятие, память, мышление — познавательные пси¬хические процессы. С их помощью человек отражает объективный мир. Другие же психические процессы — эмоции, воля, внимание — обеспечивают активность че¬ловека по преобразованию внешнего мира и регуляции своего поведения. Эмоции, или переживание личностью ее связей с ми¬ром, — необходимая предпосылка человеческой активно¬сти.
Эмоциональные процессы обеспечивают «энергети¬ческую» основу деятельности, являются ее мотивами. Эмоции определяют качественную и количественную ха¬рактеристику поведения. Они также отражают отноше¬ние человека к значимым для него объектам и обеспечи¬вают селективность восприятия — из бесчисленного количества объектов среды, влияющих на человека, некоторые, имеющие для него важное значение, выде¬ляются и усиливаются эмоциями, другие же, неокрашен¬ные чувственным тоном, как бы затушевываются.
Эмоции отличаются от познавательных и волевых про¬цессов. Эмоциональные реакции субъективны в том смы¬сле, что «заканчиваются» в «теле человека», а волевые способны проявляться в действиях, в практическом отно¬шении к объекту. Эмоции богаты многообразием. Человек может лю¬бить, ненавидеть, бояться и т. д. Эмоций столько, сколь¬ко различных ситуаций, в которых находится личность.
Все эмоции можно объединить в четыре группы — 1) выражающие удовольствие (приятное переживание), 2) неудовольствие (неприятное переживание), 3) двой¬ственное (амбивалентное), 4) неопределенное отноше¬ние к действительности. [2, 3] Физиологической основой простейших эмоций является деятельность нервных центров, которые находят¬ся в нижних отделах головного моз¬га, в подкорке. И. П.
Павлов писал, что подкорковые центры, являясь центрами сложных безусловных рефлек¬сов — пищевых, защитных и других, вместе, с тем явля¬ются и физиологической основой элементарных эмоций. Исследования последних лет показали, что основу физиологического механизма эмоций составляют ретику¬лярная формация, активизирующая деятельность меха¬низмов мозга, и центры, находящиеся в таламусе, гипо¬таламусе, лимбической системе и подкорковых узлах. [3] I.2.
СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ КАК ЗНАК ВНУТРЕННЕГО МИРА РЕБЕНКА Ребенок, совершая первые шаги, стремится познать окружающий мир во всем его многообразии и сложности. В период дошкольного детства и младшего школьного возраста активность ребенка в открытии различных сторон действительности является поразительной, удивляя взрослых неиссякаемой энергией поиска ответов на бесконечное множество вопросов обо всем. Результативность действий школьника обусловлена спецификой
способов, которые позволяют ребенку познавать не только основные характеристики и свойства объектов, но и понимать сущность и закономерности происходящих явлений и событий. Период детства рассматривается философами, психологами и педагогами как особая субкультура жизни человека, которая отличается своеобразным языком, смыслами и тайнами, набором способов познания, переживания и преобразования окружающего, знаками и символами, выражающими представления о мире и отношение ребенка
к действительности. Одной из характеристик субкультуры детства являются эмоции как внешний знак внутреннего мира ребенка. По мнению В.В. Зеньковского, раннее детство является <золотым временем> для эмоциональной жизни в нас. Эмоциональные реакции как внешнее проявление внутреннего
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |