Содержание Введение….……1. Возможности ИТК… … …2. Электронные книги 8 3. Для чего используется Интернет 3.1 Интернет-ориентированные педагогические технологии… …… 1. Индивидуальное обучение… 2. Парное обучение ….… … 3. Коллективное обучение … ……… 4. Способы организации дистанционного обучения………… ………….…18 4.1
Пять моделей организации образовательного процесса………… 21 4.1.1. "Кейс"-технология…2. Корреспондентское обучение… … 3. Трансляционная модель 24 4.1.4. E-learing….….…25 4.1.5. M-learing… 26 Заключение… …………30 Список литературы… 31 Введение Происходящее в настоящее время изменение парадигмы образования существенно и неизбежно корректирует
образовательную практику. Не претендуя на детальный анализ ситуации, можно, по нашему мнению, выделить две основные тенденции развития. Во-первых, стремительно нарастает личностно-развивающий аспект образования. Это означает, что статус учащегося как субъекта образовательного процесса повышается до равноправного участника и возможно далее, в зависимости от его мотивации и достигнутых результатов. При этом статус преподавателя также меняется кардинально.
Он перестает быть эксклюзивным источником информации и верховным арбитром. Теперь его функции связаны с организацией и поддержкой самостоятельной когнитивной деятельности учащихся, своего общения с ними и каждым из них, а также коллективной учебной работы учащихся. Изменение ролевой функции преподавателя влечет за собой расширение списка необходимых ему ключевых компетенций. В частности, требуются понимание закономерностей когнитивной психологии, владение навыками
педагогического проектирования и достаточное компьютерное мастерство. Последнее связано со второй тенденцией - активным внедрением современных инфокоммуникативных технологий (ИКТ) в образовательную среду. В современном мире все более актуальными становятся вопросы, связанные с использованием инфокоммуникационных технологий в учебном процессе, потому что именно они создают принципиально новые возможности получения человеком знаний. Действительно, применение новых информационных технологий
позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения. Обучение русскому языку – именно та область, где использование информационных и коммуникационных технологий может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты. Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием информационных и
коммуникационных технологий повышает темп урока, а главное, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся. На уроках русского языка с помощью информационных и коммуникационных технологий можно организовать выполнение всех традиционных видов упражнений на зрительное восприятие, вставку букв, постановку знаков препинания, редактирование текста. Необходимую информацию можно выделять, например, в таблицах и правилах нужную букву можно делать большего размера, чем остальные.
Необходимость закрепления материала обусловлено свойствами психики. Как известно, для глубокого и прочного усвоения знания недостаточно однократного его восприятия, необходимо восприятие повторить и посредством этого яснее осознать и прочнее усвоить. Значение закрепления объясненных новых знаний состоит в том, что это проверочное воспроизведение материала дает возможность убедиться в том, в какой степени и с какой полнотой произошло усвоение того, что объяснялось.
Современное общество находится на таком этапе развития, когда дети с самого раннего возраста пассивно получают информацию из разных источников. По мере взросления детей информация накапливается, поэтому, достигая школьного возраста, ребенок не стремится получить знание, новую информацию. Низкая мотивация учения — одна из главных проблем современной школы. В настоящее время телекоммуникационные технологии проникли практически во все сферы образовательной
деятельности. С одной стороны, это связано с постоянным расширением возможностей сети Интернет, ее сервисов, размещенной с ее помощью информации, значимой с точки зрения образования. С другой стороны, современные средства телекоммуникаций, используемые в процессе подготовки школьников и студентов, делают возможным появление новых форм обучения, без которых становится невозможным решение постоянно расширяющегося спектра задач, стоящих перед образованием.
Очевидно, что одной из возможных областей эффективного применения Интернет-технологий в общем среднем образовании может стать внедряемое профильное обучение старшеклассников. Благодаря таким технологиям к обучению школьников в рамках достаточно узких профильных направлений подготовки могут быть привлечены специалисты-профессионалы, которыми, по вполне понятным причинам, каждая школа обладать не может. И это лишь один из возможных аргументов, говорящих о необходимости создания
и внедрения системы профильного обучения школьников с использованием Интернет-технологий. Для создания такой системы необходима многолетняя научно-исследовательская и практическая деятельность, в ходе которой были бы решены вопросы отбора содержания образования, создания необходимых методов обучения, разработки технических и программных средств, их содержательного наполнения, подготовки необходимых специалистов, формирования критериев отбора школьников для обучения по каждому профильному
направлению и многие другие вопросы. Часть подобных проблем призван разрешить экспериментальный исследовательский проект «Обучение с использованием Интернет для решения задач подготовки школьников на профильном уровне», реализуемый в семи пилотных регионах Российской Федерации по заказу Национального фонда подготовки кадров. Основной целью реализации проекта является предоставление учащимся старших классов общеобразовательной школы доступа к качественному образованию, обеспечение школьникам
возможности изучения выбранных ими общеобразовательных дисциплин на профильном уровне с использованием сервисов, ресурсов и технологий Интернет. В то время как уроки с использованием информационных технологий особенно нравятся детям, так как усвоение учебного материала происходит быстрее и легче. У большинства учащихся из коррекционно-развивающих классов рассеянное внимание. Детям трудно управлять своим вниманием в течение всего урока.
Но на уроках с использованием информационных технологий учащиеся концентрируют своё внимание без посторонней помощи. На экране учащиеся видят задание, поэтапное составление кластера, могут оценить правильность своих ответов. 1. Возможности ИТК Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний,
своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ). Информационные технологии позволяют: 1. построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому
школьнику собственную траекторию обучения. 2. коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление. 3. рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса. 4. использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам. 5. охватить обучением одновременно значительное количество учащихся, обеспечив высокое качество подготовки.
6. применять в практической деятельности приобретаемые знания и навыки по мере их освоения. 7. последовательно отслеживать уровень знаний и приобретённых навыков. Подводя итог, следует сказать, что использование ИКТ в обучении обеспечивает: 8. интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса, 9. многоаспектное развитие школьника, 10. подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного
общества, 11. реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации. Первоочередное условие для использования средств ИКТ на уроках русского языка – высокая техническая оснащенность школы и желание учителя применить инновации в учебно-воспитательном процессе. Обучающиеся же давно готовы к нововведениям, их реалии перенасыщены явлениями, связанными с использованием ИКТ. Компьютер и телекоммуникации стали привычными и необходимыми как для учебы, так и для игр, отдыха,
разумного досуга. В распоряжении современного учителя русского языка и литературы имеются программные, программно-аппаратные, технические средства и устройства, которые обеспечивают сбор, накопление, сохранение, обработку информации и предоставляют доступ к информационным ресурсам компьютерных сетей. Главное – отличить действительно качественные и удобные в использовании информационные продукты, позволяющие отследить результативность их применения. Сейчас в распоряжении учителя появилось много образовательных
программ на CD-дисках с тренажерами, моделирующими и контролирующими тестами, тренировочными упражнениями. К работе на компьютерах с подобными обучающими дисками ученики проявляют неподдельный и живой интерес, который целесообразно использовать в учебно-воспитательном процессе. Привнесение элемента новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников, позволяет проявить себя тем, кто, владея компьютерной техникой на уровне «продвинутого пользователя»,
к русскому языку был равнодушен. Меняются и организационные модели учебного взаимодействия обучаемого и обучающего. В условиях информатизации они следующие: • Классно-урочная модель. • Проектно-групповая модель. • Модель индивидуальной деятельности. Коммуникация в образовании – развивающаяся область исследований, включающая в себя межличностные, личностные, групповые и культурные способы общения в классных помещениях.
Она изучает как вербальные, так и невербальные виды коммуникаций в классе. Уделяется также внимание таким трудностям коммуникации между учащимися, как коммуникативное понимание, отсутствие навыков восприятия на слух и проблемы самовыражения. С каждым годом все больше и больше учителей используют в своей работе средства ИКТ: • готовят к урокам слайдовые презентации, • видеоклипы, • методические материалы, • наглядные пособия
и т.д. Работа в программах Microsoft Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher позволяет создавать информационные продукты (ИКТ-сопровождение) для использования на уроках и внеклассных мероприятиях. Поэтому на современном этапе актуально создание общегородского информационного банка данных подобных электронных пособий. Это позволит оптимизировать процесс подготовки учебных занятий и внеклассных мероприятий,
а также будет способствовать распространению передового педагогического опыта креативно мыслящих и творчески работающих учителей. Считаю, что разумное сочетание средств ИКТ и живого великорусского слова, приумноженные профессионализмом учителя, обратят наше молодое поколение в высококультурную просвещенную нацию. 2. Электронные книги Электронные учебники-самоучители по своей природе не отвечают целям и задачам организованного обучения
в условиях вуза и школы. Концептуально ориентированные на индивидуального пользователя, они не могут стать полноценным средством взаимодействия субъектов учебного процесса. Анализ результатов опроса учителей дает все основания говорить о том, что при использовании в практике преподавания подобных средств обучения педагоги ощущают определенный дискомфорт от отведенной им пассивной роли. Не случайно в отзывах учителей на существующие электронные учебники и пособия содержатся предложения
по развитию среды электронного учебника, суть которых – стремление к интеграции с новым средством обучения. В новый продукт фирмы «1С» «1С:Школа. Русский язык. Морфология. Орфография. 5-6» заложена идея взаимодействия всех субъектов учебного процесса: его центральным звеном является не гипертекстовая статья, а «виртуальный урок», который представляет собой компьютерную имитацию учебного занятия (урока, семинара, лекции) с использованием совокупности средств мультимедиа.
Активными участниками такого урока являются педагогические агенты (виртуальные учитель и ученики), а также реальные пользователи – педагог и класс. Разработанный комплекс ориентирован на предметные и интеллектуальные цели обучения, обозначенные в государственных стандартах по русскому языку, и предлагает эффективные пути для их реализации. Для достижения поставленных целей и получения соответствующих им предметных и интеллектуальных результатов система обучения базируется на следующих принципах: • инновационные
технологии обучения ориентированы на эффективную реализацию главных психолого-педагогических принципов новой, перспективной образовательной системы и позволяют с высокой степенью наглядности и продуктивности организовать учебный процесс в проблемно-диалогическом ключе на всех этапах урока: постановка проблемы, актуализация знаний, «открытие» новых знаний учениками, закрепление, текущий и итоговый контроль. Основой обучения являются проблемные объяснения, образцы рассуждения при коллективном обсуждении и
решении проблемной задачи, которые становятся стимулами для участия в дискуссии и порождения собственного высказывания на заданную и свободную темы; • учебные и информационно-справочные компоненты включают массивы теоретических и практических материалов для обеспечения работы по всем темам и разделам школьного курса морфологии с учетом возможного выхода за пределы школьной программы для школ с углубленным изучением предмета. Вариативность представления материала одной той же темы реализована на разных уровнях абстракции
(текстовое описание, совокупность практических задач и модели их решения, представление изучаемых явлений на основе базы данных однотипных языковых единиц, статичные и динамичные схемы, интерактивные многоуровневые таблицы), что позволяет предъявлять материал и работать с ним с учетом уровня учащихся и их когнитивных стилей усвоения; • концептуальная ориентация на индивидуальную и коллективную проектную деятельность учащихся позволяет предложить решение этой задачи через творческие задания, направленные на организацию
учебных исследований. При создании комплекса учитывался тот факт, что все образовательные стандарты по русскому языку для всех уровней обучения в качестве необходимых практических умений включают: умение извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, представленными не только в печатном, но и в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета). Комплекс направлен на развитие у детей общеучебных умений, в том числе умений самоорганизации и рефлексии, на создание оптимальных условий для деятельностного контакта с современными информационным технологиями, на развитие навыков их использования, на автоматизацию информационно-поисковой деятельности; • спецификой школьного курса русского языка является его ярко выраженная практическая направленность, при этом вся практическая работа опирается на теоретические знания, правила, закономерности, языковые
понятия. Это находит отражение в комплексе – в его практическую часть включены уроки и практикум, а в теоретическую – грамматика, справочники, словари, статичные и динамичные обобщающие схемы, интерактивные таблицы и т.д. Такой баланс между теорией и практикой (когда на первый план выходит развитие речи учащихся, а теоретические сведения выводятся на основе анализа изучаемых явлений языка в тексте) особенно важен при коммуникативном подходе к обучению русскому языку, однако далеко не всегда он обеспечивается имеющимися
на сегодняшний день средствами. Авторам удалось компенсировать это несоответствие. На уроках и факультативах по русскому языку и литературе и во внеурочное время можно использовать такие электронные учебники, как «Русский язык. 1С Репетитор», «Школьный курс русского языка», «Школьный курс литературы», энциклопедия Кирилла и Мефодия и др. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи: • усвоить базовые знания по предмету, • систематизировать усвоенные
знания, • психологически настроить на атмосферу экзамена, • натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы, • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ, сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ, • сформировать навыки самоконтроля, • сформировать мотивацию к учению в целом и к русскому языку и литературе в частности, • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над
учебным материалом, • обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков. Одним издостоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счёт новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.
Применение компьютера на уроках русского языка и литературы может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав более наглядным и интересным. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны филологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения
учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов. К наиболее эффективным формам представления материала по русскому языку и литературе следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию
не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности
учащихся. Кроме того, при наличии принтера они легко превращаются в твёрдую копию. Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиций целостности. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе
урока. 3. Для чего используется Интернет? В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по русскому языку и литературе в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии.
Без чёткого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии – нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария: • во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями. Например, при изучении темы «Творчество
В.В.Маяковского» в 11 классе мною было дано задание найти материал о тайне смерти В.В.Маяковского. Учащиеся, пользуясь Интернетом нашли много дополнительной очень интересной информации по данному вопросу. • во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию. При изучении в 11 классе романа М.А.Булгакова «Мастер и
Маргарита» мною было дано задание найти материал о роли библейских глав. На уроке при обсуждении данного вопроса возникла проблемная ситуация, вытекающая из того, что данный вопрос вызывает неоднозначные, а иногда взаимоисключающие мнения учёных. В ходе обсуждения учащиеся высказали своё мнение и своё отношение к проблеме. • в-третьих, может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее
теме, что может оцениваться как проектная работа ученика. Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл в том, чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. Их применение позволяет изменить образовательную парадигму: отказаться от накопления знаний в пользу освоения способов деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов.
Технически организовать работу с ресурсами Интернет на уроке можно в двух вариантах. Если компьютеры обеспечивают быстрый доступ в сеть, учащиеся могут работать в режиме on-line, то есть с непосредственным доступом в Интернет. Однако учителю необходимо заранее проверить доступность интересующих материалов. По причине переработки содержания серверы и сайты могут быть временно недоступны. Другой вариант более надёжен – с опосредованным доступом в
Интернет. При подготовке урока можно скопировать необходимые для занятий Web-страницы в отдельную папку на школьном сервере или хотя бы на одном из школьных компьютеров. И в том и в другом случае использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам.
За последние 3-4 года значительно увеличилось число информационных ресурсов по всем школьным предметам. Учитель русского языка и литературы полезные обзорные материалы может найти в многочисленных рефератах, подготовленных студентами и школьниками. Их поиск можно осуществлять через справочные серверы рефератов www.referat.ru, или поисковые системы. На серверах известных фирм и производителей CD-дисков представлены проспекты новых программных продуктов для поддержки преподавания русского языка
и литературы. Некоторые из электронных учебников можно скопировать на сетевой диск и сделать доступным для всех пользователей школьной сети. Это позволяет работать с учебным материалом одновременно нескольким учащимся, причём на каждом рабочем месте в своём темпе. Подводя итог, следует сказать, что использование ИКТ в обучении обеспечивает: • интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса, • многоаспектное развитие школьника, • подготовку выпускников
школы к жизни в условиях информационного общества, • реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации. 3.1 Интернет-ориентированные педагогические технологии В данном разделе перечислены некоторые технологии обучения, которые уже давно известны в системе очного обучения, но в последнее время в несколько измененном виде все чаще стали использоваться при дистанционном обучении. 3.1.1. Индивидуальное обучение. Менторство (индивидуальное наставничество).
Сетевой ментор – профессионал в конкретной предметной области, который помогает учащемуся самостоятельно освоить тот или иной вопрос как в рамках учебной программы, так и вне ее (особенно, если речь идет об индивидуальной работе с талантливыми детьми). Эта форма работы с учащимися идеально подходит для Интернета, поскольку при общении по электронной почте или в чатах учащиеся чувствуют себя более раскрепощенно, чем при личном очном общении со взрослым ментором.
Отсроченная коммуникация позволяет более четко формулировать вопросы и ответы на них. Менторство заканчивается тогда, когда учащийся справляется с заданием или разбирается с темой. 3.1.2. Парное обучение. Репетиция Два участника группы совместно готовятся к итоговой презентации (представлению проекта, выступлению с докладом на конференции и т.п.). Каждый из них подготовил свою собственную презентацию.
Однако перед ними ставится новая задача – "проиграть" друг перед другом эти презентации, а затем обсудить их качество, задать друг другу как можно большее количество вопросов, пытаясь предугадать, какие ситуации могут возникнуть во время будущей официально запланированной презентации перед всей группой. После предварительного просмотра и обсуждения учащиеся корректируют свои материалы, помогают друг другу в их доработке (переработке). При подобной форме работы учащиеся глубже вникают в суть изучаемого
вопроса, заранее "проговаривают" весь материал презентации, что позволяет решить следующие задачи: • снимается страх публичного выступления; • повышается уверенность в собственных силах; • лучше запоминается материал; • заранее корректируются все неточности (что позволяет представить в дальнейшем выверенный вариант презентации, не содержащий ошибок); • учащиеся лишний раз тренируются в использовании сетевых ресурсов и технологий (например, при участии в видеоконференции или чате).
Друзья по переписке Ставшая уже "классической" форма общения учащихся по Интернету. Переписка по электронной почте, общение в чатах очень эффективны при изучении иностранных языков, для тренировки языковых умений и навыков и общением с носителями языка. Однако многолетний опыт преподавателей, работающих с учащимися в Интернете показал, что просто переписка - без определенной темы и не контролируемая преподавателем не
будет эффективной и, едва начавшись, может тут же прерваться. "Друзьям по переписке" должны быть поставлены конкретные задачи, их деятельность должна вписываться в определенный учебный курс и осуществляться по плану. Эта формы работы очень часто используется при обучении учащихся по проектной методике, в проектах по гуманитарным дисциплинам. Совместная творческая работа
Этот прием также хорошо известен всем тем, кто работал с учащимися в рамках телекоммунникационных проектов. Учащиеся получают одно творческое задание на двоих и начинают работу над ним в качестве соавторов. При этом возможны различные схемы совместной деятельности, которые учащиеся могут выбрать сами или им это может подсказать преподаватель. Рецензирование Данная форма совместной работы учащихся предусматривает обмен рецензиями на работы друг друга.
Преподаватель ставит перед двумя учащимися задачу: написать в качестве зачетной работы реферат, а затем обменяться этими рефератами и написать на них рецензию. Когда работа будет выполнена, учащиеся пересылают по электронной почте свои работы и рецензии на них преподавателю, тот проверяет их и дает свои комментарии. 3.1.3. Коллективное обучение. Диспут Диспут – это публичный спор, одна из активных форм работы с учащимися.
Обычно посвящается обсуждению злободневных проблем. Диспуты могут проводиться и с помощью асинхронной коммуникации (с помощью списков рассылки, форумов), так и в виде телеконференций в режиме реального времени. Проведение диспута должно тщательно планироваться, а участники диспута еще до его проведения должны познакомиться с темой, изучить достаточное количество первоисточников, чтобы аргументированно отстаивать
свою точку зрения. Далее диспут проводится либо в форме видеоконференции, что очень близко по способу организации к традиционному диспуту, либо в форме асинхронной конференции. В этом случае кто-либо из участников или преподаватель пишет выступление. Каждый учащийся (пара, группа учащихся) публикует свое выступление на конференции; затем идет аргументированное обсуждение, в котором ключевую роль, опять же, играет координатор.
Продолжительность асинхронного диспута, как правило, не превышает двух недель. Диспут можно объединить с ролевыми, индивидуальными или командными играми. Доклад (презентация) Публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопроса программы. Доклад может быть представлен различными участниками процесса обучения:  преподавателем (лектором, координатором и т.д.);  приглашенным экспертом;  учащимся;
 группой учащихся. При этом, если при очном обучении докладчик и учебная группа находятся в одном месте, при дистанционном обучении все присутствующие находятся друг от друга на расстоянии, а сам доклад проводится в виде телеконференции в режиме реального времени. Также доклад в условиях Интернета вполне может быть представлен и в отсроченном режиме. Для этого докладчик готовит все необходимые материалы (текст доклада, слайды
PowerPoint, иллюстрации и т.д вплоть до видеозаписи данного доклада) и размещает все это на одном из сайтов Интернета. Учащиеся получают от преподавателя информацию о том, когда и на каком сайте можно познакомиться с этим докладом. Преимуществом является то, что учащиеся будут знакомиться с материалами подобных "докладов" гораздо внимательнее, чем при прослушивании традиционных докладов, когда основным каналом восприятия информации является аудиальный, что затрудняет усвоение новой информации.
Проблемная лекция Лекции в Интернете очень популярны (многие учреждения дистанционного обучения строят весь учебный процесс именно в форме лекций и семинаров). Как правило, при этом речь идет о таких перспективных технологиях, как стримминг-видео. В условиях активного внедрения новых педагогических технологий в учебный процесс лекции постепенно видоизменяются. Одной из интересных форм лекции является проблемная лекция.
Проблемная лекция нацелена на представление учащимся какой-либо одной проблемы (наиболее важной в рамках учебного курса, концептуально значимой, актуальной и т.д.). Подобная лекция строится по определенным правилам: весь материал должен быть разделен на части, каждая из которых включает проблемную ситуацию. Далее разрешение проблемных ситуаций идет по алгоритму:  формулируется проблема, проводится анализ, обозначаются рамки исследования;  проблема
актуализируется до уровня значимости для каждого учащегося, готовятся основания (опорные знания) для решения проблемы;  сопоставляются результаты анализа ситуации с нормой (концепцией, теорией, критериями т.д.);  разрабатываются механизмы достижения нормы в исследуемой проблеме;  сопоставляются результаты с целью (несоответствие рассматривается как новая проблема).  В ходе проблемной лекции можно слушать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы
и, кроме того:  критически относиться к полученной информации (строить собственную гипотезу);  доказывать (подбирать, выстраивать аргументы);  творчески мыслить (получать новые смыслы, использовать их). Встречи с экспертами В рамках дистанционного курса при использовании проблемного метода обучения, метода проектов и кооперативного обучения координаторы часто приглашают на встречу с учащимися профессионалов, которые играют роль экспертов
в данной предметной области, отвечая на вопросы учащихся, проводя "открытые уроки мастерства" или оценивая творческие проекты учащихся. Это может быть сделано как в форме мультимедийной конференции, так и в условиях сетевого форума или просто по электронной почте. Координатор заранее информирует учащихся о предстоящей встрече, сообщая имя эксперта, область его профессиональных интересов и компетенций, а также время встречи и форму ее проведения.
Как правило, для экономии времени во время онлайновой встречи, студенты заранее готовят свои вопросы и передают их через координатора эксперту. Эксперт получает вопросы, анализирует их и учитывает при подготовке к встрече с учащимися, что помогает ему лучше сориентироваться в предпочтениях, знаниях/незнаниях студентов. 4. Способы организации дистанционного обучения Существует несколько моделей обучения: 1. Консультационная модель
Основной отличительной чертой данной модели является регулярное посещение студентом консультационного (учебного) центра. В центре студенты прослушивают лекции, встречаются с другими студентами и преподавателями, получают необходимые им разъяснения и результаты предыдущих работ. Преподаватели дают рекомендации о том, что необходимо выучить в ближайшее время, студенты приносят свои эссе и домашние задания. Оценки могут быть выставлены и сразу, но обычно результаты контроля объявляются
в течение двух-трех недель. Учебный процесс контролируется в консультационном центре тьюторами. Условия, необходимые для реализации данной модели: • студенты должны иметь время для регулярного посещения консультационного центра и достаточно средств для оплаты проезда к нему; • необходимым условием является наличие в центре тьюторов; • предполагается формирование группы студентов; • успех обучения зависит от мотивации. 2. Корреспондентское обучение В основе данной модели лежит процесс перманентного обмена
между преподавателем и студентом учебными материалами, домашними заданиями и результатами выполнения их по почте или каким-то другим способом, без личного контакта. Студенты получают (по почте) учебные материалы, которые они должны изучить за определенный промежуток времени, задания, которые необходимо выполнить и вопросы, на которые необходимо ответить. Затем студент посылает все выполненные задания преподавателю и получает ответ, в котором содержится
не только формальная оценка, но и анализ содержания ответов, рекомендации. Обмен информацией может происходить как по почте, так и по другим каналам связи: телефону, факсу, компьютерным сетям и так далее. Необходимые условия для существования данной модели: • надежная система связи; • наличие преподавателей, которые способны дать быструю и квалифицированную оценку работы студента; • незначительное время кругооборота информации между студентом и преподавателем (не меньше 2 недель).
Как и в консультационной модели, модель может быть дополнена личными встречами, отдельными лекциями (по выбору). Учебные материалы должны быть хорошо структурированы. 3. Модель регулируемого самообучения Основной характеристикой данной модели можно назвать большую самостоятельность студента, обладающего большой свободой выбора времени и места учебы, количества времени, затраченного на учебу, выбора даты начала изучения курса и экзамена.
Обучение происходит с помощью заданий, вопросов и учебного материала (последний должен быть очень хорошо структурирован). Качество усвоения знаний оценивается самим студентом с помощью вопросов с ключами. Необходимыми условиями для этой модели являются следующие: • студенты должны быть высоко дисциплинированными, иметь способности к самообучению; • в разработке учебного материала должны принимать участие высококвалифицированные преподаватели-разработчики. Эволюция организационных принципов и структуры образования в
ОУДО РФ под активным воздействием современных информационных технологий послужила признаком классификации ОУДО для авторов (Т.П. Воронина, В.П. Кашицина, О.П. Молчанова). Ими выделены четыре модели ДО, которые представлены как этапы в развитии ДО. Это традиционное заочное, открытое, телеобразование, виртуальные классы и виртуальные университеты. Открытая модель (обучение по типу Британского Открытого университета) рассматривается авторами как
развитие заочного обучения с использованием средств новых информационных технологий, а модель телеобразования основывается на использовании телеконференций, которые могут быть и в реальном времени, являясь главной формой взаимодействия между преподавателем и обучающимися. При этом телеконференции могут проводится и между самими обучающимися. Это могут быть аудио аудиографические, видео- и компьютерные телеконференции.
По мнению авторов в модели виртуальных классов и университетов полностью реализуются те потенциальные возможности перестройки системы образования, которые имеют технологии телеконференций, используемые в учебных целях. Эти технологии позволяют группам учащихся и отдельным обучаемым "встречаться" с преподавателем и между собой на любом расстоянии друг от друга. Такие современные средства коммуникации дополняются компьютерными обучающими программами типа мультимедиа,
которые замещают печатные тексты, аудио-видеопленки. В результате этого человек может получать обучение из многих источников. В этих моделях обучение осуществляется не только на расстоянии, но и независимо от какого-либо учреждения. Все описанные выше модели достаточно полно описывают многообразие образовательных процессов ДО и технических средств, используемых для доставки и представления учебной информации, но в них не
выделено основание классификации. Например, модель взаимодействия нескольких ОУДО для предоставления образовательных услуг не разведена моделью проведения учебного процесса обучения в конкретном образовательном учреждении. Однако эти модели можно взять за основу для анализа, обобщения и выработки типов моделей с учетом российской специфики. 4.1 Пять моделей организации образовательного процесса 4.1.1. "
Кейс"-технология После прохождения вступительных испытаний студент для проведения учебы получает набор (кейс, комплект) учебных материалов. Обычно формируется группа студентов, компактно проживающих в районе (хотя он может учиться по этой модели и автономно без контактов с другими обучающимися). На установочном занятии по каждому предмету тьютор обьясняет, как работать с учебно-методическими пособиями, на что обращать внимание при изучении предмета, объясняет организацию самостоятельной работы, расписание
и др. Затем периодически проводится консультирование и проверка тестов. Самостоятельная работа составляет основу учебного процесса. Завершается изучение предмета обычно заключительным занятием, на котором обсуждаются наиболее трудные вопросы, и проводится экзамен. Экзамены проводятся письменно в очной форме. Основу комплекта средств обучения составляют бумажные (печатные) учебные пособия, которые могут дополняться
аудиовидеоматериалами, компьютерными программами на CD или других носителях. Образовательный процесс может происходить в базовом вузе или в Региональном Центре (РЦ), учебно-консультационном пункте (УКП), территориально удаленными от Центра. Для проведения учебного процесса преподаватели могут выезжать в РЦ (УКП) или для реализации учебного процесса могут готовиться тьюторы из числа преподавателей или специалистов,
проживающих в регионе. "Кейс"-технология напоминает схему заочного обучения. Видимые отличия заключаются в том, что разрабатываются и используются специальные учебные комплекты средств обучения, предоставляются более свободные временные рамки начала и окончания учебного процесса. По каждой дисциплине за студентом (группой студентов) закрепляется преподаватель-консультант (тьютор), который в обязательном порядке проходит сертификацию в базовом вузе и проводит со студентами занятия
по индивидуальному, согласованному с администрацией вуза, графику. Реальный процесс обучения (на примере ИДО МЭСИ, см. Приложение A. Институт дистанционного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (ИДО МЭСИ)) включает в себя самостоятельное изучение под руководством тьютора и выполнение контрольных заданий.
Продолжительность обучения по одному учебному курсу составляет 1-3 месяца в зависимости от количества учебных часов, предусмотренных учебным планом на изучение данного курса. Процесс обучения начинается вводным однодневным семинаром, проводимым на территории регионального учебного центра по соответствующему учебному курсу. Очные встречи с тьютором происходят с периодичностью 1-2 раза в неделю. В период самостоятельного изучения обучающийся может консультироваться с тьютором с помощью
телефона, электронной почты и других возможных средств связи. В процессе самостоятельной работы студент должен выполнять комплексные задания в виде теста, тренировочные задания и другие контрольные мероприятия. Процесс обучения заканчивается итоговым однодневным семинаром проводимым на территории РЦ. Экзамен проводится в устной форме. В случае неудовлетворительной оценки учащийся может либо пересдать экзамен за дополнительную плату,
либо пройти повторный курс обучения. В учебном процессе используются: учебно-практические пособия, подготовленные в бумажном варианте специально для технологий ДО; учебный материал на аудиокассетах (для изучения английского языка); учебный материал на CD-ROM. (менеджмент, компьютер для начинающих). Все эти средства укладываются компактно в кейс. Как видно из описания "кейс"-технологии,– это хорошо известное заочное обучение.
По "кейс"-технологии с некоторыми вариациями обучаются, например, в Международном институте менеджмента "ЛИНК" (см. Приложение B. Международный институт менеджмента "ЛИНК"), МИЭП, МГИУ и др. 4.1.2. Корреспондентское обучение В данной схеме организации учебного процесса после оформления необходимых документов студент получает
учебные материалы и к нему прикрепляется преподаватель, который консультирует и проверяет контрольные работы. Очные контакты не планируются. Основа информационного обмена чаще всего ложится на традиционную почту. При большом количестве студентов ввиду значительного объема документации в самом ОУДО оформление и мониторинг учебного процесса студентов автоматизирован. Описываемая схема претерпела мало изменений от известного варианта, используемого за границей еще с 20-х
годов и носящего название "по переписке" или "корреспондентское обучение". Отличие современной модели можно заметить в формировании комплекта средств обучения (включаются, кроме печатных учебных пособий, компьютерные программы, учебные пособия на аудио- и видеоносителях), а также использование телефона и других средств связи для дидактического и организационного взаимодействия студента с вузом. Модель в целом ориентирована на случаи, когда в месте обучения студента отсутствуют телекоммуникации.
Временной график обучения гибкий и согласовывается с ОУДО. Итоговая аттестация может происходить очно или вообще без реального присутствия студента в Центре ДО. Таким образом, в основе данной модели лежит процесс постоянного обмена по почте или каким-то другим способом между преподавателем и студентом учебными материалами, выполненными заданиями, рекомендациями и замечаниями преподавателя и т.д. Описываемая модель обучения применяется в
Европейской школе корреспондентского обучения (ЕШКО) (см. Приложение D. Европейская школа корреспондентского обучения (ЕШКО)), Тантале (см. Приложение E. Российский гуманитарно-технический колледж и Русский институт управления "Тантал"), Центре обучения Хаббарда. 4.1.3. Трансляционная модель Основа трансляционной модели – применение телекоммуникации, аудио-
и видеозаписи (радио и телевидения). Условно ее можно назвать радиотелевизионной. Для доставки к обучающемуся учебно-методической информации могут использоваться телевидение, радио, радиотрансляционные городские сети. Используя эти системы и средства, проводятся установочные занятия, лекции. Консультации, экзамены и другие организационные формы занятий реализуются обычно в очной форме. Для доставки материалов, представленных в электронном варианте, в
России находит применение система ТВ-информ, планируется применение вещательной системы "радиотекст" ОТИК и радиотрансляционная система СИВКА. Типичная организация ДО при такой модели включает в себя обычно следующие характерные моменты:  лекционную форму обучения по радиовещанию или телевидению;  самоподготовку по учебным пособиям и дополнительной литературе в соответствии с утвержденной программой, а также консультации по предложенному учебному
курсу;  написание контрольных работ, а также дипломной работы;  мониторинг образовательного процесса, заключающийся в оценке письменных работ и тестирование;  итоговый контроль.  Такая модель реализована в Центре ДО старшеклассников общеобразовательной школы и незанятого населения (см. Приложение I. Центр ДО старшеклассников общеобразовательной школы и незанятого населения) (Экономический факультет МГУ и Государственной академии сферы бытовых услуг).
4.1.4. E-learing Данная модель базируется на использовании сети Интернет. Информация об учебном заведении, специальностях и порядке обучения располагается на сайте сервера ОУДО и желающий обучаться оформляет и отправляет в Центр ДО необходимые документы, представленные в электронном виде. После прохождения формальных процедур по оформлению и оплате курса, обучающийся получает пароль для
санкционированного доступа к учебной информации и координаты тьютора для индивидуальных консультаций и сдачи промежуточных тестов. Общение с преподавателем реализуется посредством электронной почты, теле- или видео-конференц-связи. Экзамены для выдачи сертификата проводятся очно или с помощью видео-конференц-связи. Эффективная реализация сетевого обучения возможна при автоматизации документооборота, включающего в себя регистрацию, учет и т.д. На конец 1998 года в мире насчитывалось около 10000 курсов, изучение
которых можно осуществлять в сетевом режиме. Как показал анализ отечественных и зарубежных серверов, отличие схем сетевого обучения отличается только степенью интерактивности при общении студентов между собой и с преподавателем, которое может реализоваться с помощью электронной почты, телеконференций, видео-конференц-связью или их комбинацией. Кроме того, представление учебного материала может быть выполнено по степени сложности от простого гипертекста до гипермедиа.
В России впервые полномасштабное регулярное сетевое обучение реализовано в ИДО МЭСИ (см. Приложение A. Институт дистанционного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (ИДО МЭСИ)). Кроме того, в той или иной степени оно реализуется в лаборатории ДО Российской академии образования, в Центре ДО "
Эмиссия" Санкт-Петербургского педагогического университета им. А.И. Герцена, в Центре "Эйдос", РКСИ и других образовательных учреждениях. 4.1.5. M-learing Представляет собой вариант, при котором студент в процессе дистанционного обучения использует мобильный персональный портативный компьютер (МППК). В случае применения МППК в режиме "плейера", он применяется для чтения учебных материалов,
выполненных в электронном виде. МППК может быть приобретен студентом в личное пользование или взят напрокат. Электронные варианты курсов могут быть записаны в память МППК целиком в объеме, необходимом для изучения всей учебной дисциплины или частично, если это не позволяет память МППК. В последнем случае по мере изучения учебный материал обновляется путем перезаписи с настольных персональных компьютеров учебных центров через инфракрасную или кабельную связь.
Наиболее сложные и дорогие МППК являются полнофункциональными и по своим функциональным возможностям приближаются к персональным компьютерам серии Pentium и имеют выход в Интернет, то в таком случае m-learning не отличается по существу проведения учебного процесса от e-learning. Рассмотренные выше модели можно для наглядности представить в виде комплексной таб. 1, где указаны характерные особенности каждой модели с позиций доставки учебно-методических материалов,
средств обучения, средств дидактического взаимодействия между преподавателем и студентами (между студентами) и используемых организационных форм обучения. Таблица 1 Модели обучения Доставка учебно-методического материала Средства обучения Средства дидактического взаимодействия Организационные формы обучения 1 2 3 4 5 Кейсовая Очно
Печатные учебные пособия, компьютерные обучающие программы, аудио, видео Очно, телефон, факс Установочные занятия, лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации Корреспондентская Почта Печатные учебные пособия, компьютерные обучающие программы, аудио, видео Почта Самостоятельная работа, консультации Трансляционная Телевидение, радио, радиотрансляция ТВ-информ, ОТИК,
СИВКА Печатные учебно-методические материалы, компьютерные обучающие программы, аудио, видео Электронная почта, телеконференции Установочные занятия, лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации E-learning Интернет Учебные пособия в виде гипертекста, (гипермедиа) Электронная почта, телеконференции Лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации M-learning Очно, ТВ-информ, Интернет Учебно-методический материал в электронной форме
Телефон Лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации Анализ показал, что по распространенности в России в настоящее время на первом месте стоит "кейс"-технология. Начинает активно внедряться модель сетевого обучения – e-learning. Приведенные выше модели могут использоваться в различных отдельно взятых образовательных учреждениях ДО. Во всех описанных моделях предполагалось, что потенциальный потребитель образовательных услуг (абитуриент)
с помощью рекламной кампании в средствах массовой информации, радио и телевидения или другими путями, выбрал конкретное образовательное учреждение, прошел вступительные испытания и оформил все необходимые документы. Как показали исследования, в большинстве ОУДО вступительные испытания имеют цель выявить начальный уровень знаний и способностей с тем, чтобы индивидуализировать и оптимизировать дальнейший процесс обучения, в то время, как при традиционном обучении
в результате вступительных испытаний идет отсев из-за ограниченной пропускной способности. Вступительные испытания в ОУДО проводятся в форме специальных анкет, тестов, собеседования, а иногда очно с помощью экзаменов. 4.2. Модель дистанционного обучения школьников и учителей, встроенного в текущий учебный процесс Не пытаясь оспаривать здесь полноту приведенного списка моделей, отметим, что структура дистанционного обучения, встроенного в учебный процесс, не вписывается непосредственно ни в один из
разделов приведенной классификации. Одна из причин этого явления видится в том, что при встроенном в школьный учебный процесс дистанционном обучении ориентация сделана одновременно на два контингента обучаемых – как школьных учителей, так и на ведомых ими школьников. Используя, несомненные достоинства (ресурсные, организационные, методические) других моделей, встроенное дистанционное обучение непосредственно связано с текущей, повседневной деятельностью переподготавливаемого
школьного учителя и дает возможность последнему сразу же в ходе его собственных методических исследований, проводимых в рамках университетских занятий, убедиться в эффективности тех или иных осваиваемых новых методических инструментов. Занимаясь повышением собственной квалификации в Сетевом дистанционном университете, учитель не отрывается от своих уроков в родной школе (отсюда и берет свое начало термин "встроенного в учебный процесс дистанционного обучения"), а ведет дополнительную
педагогическую нагрузку в виде факультатива, кружка или, быть может, непосредственно вводя новые методические приемы и инструменты в текущие уроки по своему предмету. Дидактические, психологические и экономические достоинства такой модели представляются очевидными. Успех практической деятельности Сетевого университета (см. Приложение J. Центры сетевого ДО), работающего по такой модели это подтверждает и дает убежденность
в ее актуальности и жизнеспособности. Модель дистанционного обучения, встроенного в текущий учебный процесс, не только пополняет набор актуальных моделей, но и показывает место дистанционного обучения в непрерывной подготовке и переподготовки учительства. Эта модель обеспечивает оперативное педагогическое внедрение и позволяет в короткие сроки реализовать путь развития дистанционного обучения на всех уровнях образования.
Последний нормативный акт Минобрнауки (Приказ №137 от 6 мая 2005 г.) дал зеленый свет для использования технологии дистанционного обучения от начального образованию школьников до дополнительного образования взрослых. Заключение Представленные примеры – только часть потенциала использования информационных технологий. Бесспорен тот факт, что эти технологии предоставляют широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей, внедрения новых методов и организационных форм учебной деятельности в
современной школе. В результате использования информационных технологий на уроках русского языка у учащихся наблюдается: • повышение интереса к изучению русского языка; • более полное усвоение теоретического материала; • формирование умения структурировать теоретический материал и умение использовать полученные знания в процессе обучения; • развитие логических операций: синтеза, анализа, обобщения, классификации, сравнения. Информационные ресурсы Интернет являются хорошим подспорьем учителю русского языка, они
содержат: специализированные сайты по вопросам филологии; различные тематические форумы, чаты, где можно задать предметные вопросы и получить ответы от специалистов в определенной области; электронные библиотеки с книгами, журналами, справочной литературой, статьями по различным направлениям; контролирующие, моделирующие, обучающие и помогающие проектировать программы; различные сопровождающие учебный процесс элементы (учебные графики, глоссарии, указатели т.д.); официальные сайты разработчиков программных продуктов в предметных
областях различного рода и т.п.; видео- и телеконференции; блоги (персональные веб-сайты, которые предоставляют обновляемые записи в сфере интересов автора, также могут включать дневники, комментарии и рекомендации, собранные пользователем) и электронную почту. В заключение хотелось бы отметить, что предполагаемым значимым результатом проводимых исследований будет являться программа распространения целостной системы профильного обучения школьников с использованием Интернет-технологий на территории всей страны, а также
мероприятия, направленные на повышение результативности новой формы учебной работы. Список литературы 1. Булгакова Е.Т. Информационные технологии в гуманитарном образовании// Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов/ под общей редакцией проф. О.И. Кирикова. – Выпуск 3 Воронеж: ВГПУ, 2007. 2. Глушков В.М. Основы бумажной информатики М.: Наука,
1982г. 3. Зауторова Э.В. Компьютерная среда как средство организации познавательного интереса личности в области искусства//Инновации в образовании – 2007. №2. с. 104-108. 4. Богданова Д.А Федосеев А.А. Проблемы дистанционного образования в России // Информатика и образование. 1996. № 3. С. 94-97. 5. Бутырин Г.Н Ефимов Н.Н Нечаев В.Я. Дистанционное образование по оценкам экспертов //
Дистанционное образование. 1997. № 4. С. 20-23. 6. Бершадский А.М Кревский И.Г. Дистанционное обучение — форма или метод? / Дистанционное образование — № 4, 1998
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |