Человек в философии и культуре ДревнегоВостока. Буддизм и Конфуцианство. Характер взаимоотношений первобытного человека сприродой вызывал ощущение неразрывной связности силыприродыперсонифицированы в образах богов человек испытывална себе ихмогущество и ощущал бессилие в противостоянииим , люди и боги живут как бы общей жизнью,обладают общимичертами и дажепороками. Боги не только всемогущи, но икапризны, зловредны, мстительны, любвеобильны и т. п в товремя как героимифов
наделены фантастическими способностямив преодолениизла,в борьбе с врагами. То, что Гегель всвоевремя писал овзаимоотношении богов и героев Гомера, вполнеприложимо к мифам народов Востока Все содержание,приписываемое богам, должно оказаться вместе с темсобственнойвнутренней сущностью индивидов, так что, с однойстороны, господствующие силы представляютсяиндивидуализированнымисами но себе, а с другой стороны, этовнешнее длячеловека начало
оказывается имманентным его духуихарактеру . Постепенно упорядочение хаоса иорганизация мирозданияначинают приписываться первочеловеку . В ведических мифахэтотысячеглавый, тысячеглазый, тысячсногий Пуруша, ум илидух которого породил луну, глаза - солнце, уста - огонь,дыхание - ветери т. п. Пуруша - это не только моделькосмоса, но и человеческого сообщества с самой раннейсоциальнойиерархией, проявляющейся в делении на варны изрта Пуруши возникли жрецы брахманы , из рук - воинскоесословие кшатрии
,из бедер - торговый люд вайшья ,изступней - все остальные шудры . Аналогичным образом вкитайских мифах происхождение мира связывается сосверхъестественным человеком по имени Паньгу, из вздохакоторогопоявились ветер и облака, из головы - гром, излевого глаза - солнце, из правого - луна, из туловища сруками и ногами- четыре страны света, из крови -реки, изпота - дождь ироса, из блеска глаз - молния и т. д. Переходя к рассудочному осмыслению причинности мира вразнообразных
проявлениях его постоянства и изменчивости,человек должен был по-новому увидеть и свое место,предназначение в нем. Он по-прежнему ощущал себя внеразрывности скосмосом в целом, но уже задумывался осуществовании первопричины, первоосновы бытия, некоегоабсолюта. Взаимосвязь человека с абсолютом складываетсякакбы но двум моделям, в которых отражены не столькоособенности психологического склада восточных народов,сколько специфика общественного уклада древнеазиатскогообщества.
Два столпа его составляют централизованныйдеспотизм, основанный на государственном владении землей иводой, и сельская община. Практически безграничная властьвосточного монарха преломилась в сознании каквсемогуществоединого,обретшего атрибуты главного божества. В Китае единое - великое начало, способное родить,наделить ипогубить человека, обожествлено в Небе - Тянь .В Ши цзине Канон стихов Небо - всеобщий прародитель ивеликийуправитель рождает на свет
человеческийрод и даетему правило жизни. Упоминание правил жизни не случайно.Освещениеобщественных устоев, их сохранение и поддержание -важнейшаясоциальная функция культа Тянь. Примечательно, чтоскладывающеесянесколько позже представление о человеческомсовершенствепредполагает прежде всего гуманность , котораятрактуется как следование правилам, ритуалу, этикету. Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы ,он обязан соответствовать требованиям ритуала
. Этикет помимо норм непреходящей ценности, вроде правдивости,доброты, смелости, морального императива то, чего я нехочу, чтобы делали мне, и не хочу делатьдругим , включал вкачествепервостепенных принципов добродетельности уважениеи строгое подчинение сложившемуся разделению социальныхролей государь должен быть государем, сановник -сановником,отец - отцом, сын - сыном. Конфуцианство, заложившее с древности идеологическийфундамент китайского общества, выдвинуло в качествекраеугольного
камня социальной организации - ли, чтоозначало норму, правило, церемониал. Ли предполагалоподдержаниенавечно рангово-иерархических различий. Согласноканоническомутрактату Ли цзи , Конфуцийговорил, что безли не можетбыть порядка, а следовательно, и процветания вгосударстве Нет ли - значит, нет различий междугосударемиподданным, верхами и низами, старыми и молодыми Ли -установленныйпорядок вещей .
Аналогичным образом в Индии образующий реальное инереальное Брахма не только вечный творец существ , но иопределяющийдля всех имена, род деятельности карму иособоеположение . Ему приписывается установлениекастовогоделения итребование безусловного его соблюдения. Согласноисходящим отБрахмы Законам Ману сложившимся в VI-V векахдо н. э высшее положение в обществе занимают жрецы -брахманы,служение которым оценивается
как лучшее дело дляпростолюдина -шудры. Последний же не должен накапливатьбогатств даже имея возможность сделать это , так как,приобретаябогатство, притесняет брахманов . Мистическая аскеза свидетельствует об эгоизме,рассчитывающемна индивидуальное освобождение от страданий,но она жедемонстрирует высшую степень альтруизма отказ отземных благ, жертвенность служат для других примеромбескорыстия, постоянным укором стяжательству, низкимстрастям ибездуховности.
Миро- и жизнеотрицание нередкооказывается отрицанием лишь мира зла, но не жизни кактаковой. Напротив, в постоянном стремлении ксамосовершенствованию, в неустанном поиске истиныпроявляется подлинное утверждение жизни как вечноизменяющегосяпроцесса, потока нескончаемых перемен. Оценивая сократовский принцип Познай самого себя ,Гегель назвал его центральным пунктом всеговсемирно-историческогоповорота в том смысле, что местооракулов
заняло свидетельство духа индивидуумов .Аналогичныйповорот наблюдался практически в то же время и вкультурах Востока. Тенденция к признанию самосознания вкачестве источника добродетельности, субъективированиенравственности,наблюдае мое, в частности, в раннем буддизме,было выступлением против абсолютного авторитета Вед исуровостикастовой дисциплины. Колебание между двумя крайностями обоснованиемобщественного статуса морали за счет принижения реальногоиндивида или утверждением конкретного индивида за счетигнорирования
социальной сути морали было универсальнойхарактеристикой античной эпохи. Однако особенностисоциального бытия древнеазиатского общества не могли несказаться наперевесе колебаний в сторону неблагоприятнуюдля дальнейшего развития свободной личности. Это, в своюочередь, определило и судьбы развития философской мысли,которая на протяжении веков, оставаясь в замкнутомпространстветрадиционных мыслительных структур,занята былапреимущественноих комментированием
и истолкованием. Почему на Востоке не состоялись или, покрайней мере, неосуществились во всей полноте Возрождение, Просвещение иРеформация, отчего неразвитыми оказались традициирационализма и потому надолго остались не затронутыминаучно-техническим прогрессом очаги высочайшей древнейцивилизации Индии и Китая? Вот незначительная часть техмногочисленных загадок , которые заданы намВостоком и накоторые ученымеще предстоит дать ответ. Параллельно со становлением и развитием индийской икитайской философии
происходит зарождение и формированиефилософскоймысли в античной Греции именнодревнегреческойфилософии было суждено сыграть важную роль в жизниевропейскогочеловечества, его истории и культуры.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |