Реферат по предмету "Управление"


РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) Факультет «Экономика и управление» Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика» Факультет «Экономика и Управление» Кафедра «Экономической теории и мировой экономики» РЕГУЛИ

РОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ (ПРОЕКТУ) по дисциплине (специализации) «Муниципальное управление» ЮУрГУ–080504. 2011.921.ПЗ КР (ПР) Нормоконтролер, (должность) Руководитель, (должность) М.В Козина, доцент М.В Козина, доцент 2011 г. 2011г. Автор работы (проекта) Студент группы

ЭиУ-465 Е.В. Андриевских 2011г. Работа (проект) защищен с оценкой (прописью, цифрой) 2011г. Челябинск 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) Факультет «Экономика и управление» Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика» Специальность 080504

«Государственное и муниципальное управление» УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой (И.О. Ф.) 2011 г. З А Д А Н И Е на курсовую работу (проект) студента Андриевских Екатерины Владимировны Группа ЭиУ-1 Тема работы РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ утверждена приказом по университету от 2011 г. № (утверждена от 2011 г. № ) 2 Срок сдачи студентом законченной работы

201_г. 3Перечень вопросов, подлежащих разработке 6 Дата выдачи задания Руководитель (подпись) (И.О. Ф.) Задание принял к исполнению (подпись студента) (И.О. Ф.) КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН Наименование этапов курсовой работы (проекта) Срок выполнения этапов работы (проекта) Отметка о выполнении руководителя Введение 15. 09 .2011г. Аналитическая часть 15. 10. 2011г. Конструктивная часть

15. 11. 2011г. Заключение 15. 12 2011г. Заведующий кафедрой / (подпись) (И.О. Ф.) Руководитель работы (проекта) / (подпись) (И.О. Ф.) Студент / (подпись) (И.О. Ф.) РЕФЕРАТ Андриевских Е.В. Регулирование развития депрессивных регионов. – Челябинск: ЮУрГУ, ЭиУ-465, 2011. – 49 с 1ил 1табл биб-лиогр. список – 14 наим. Объектом исследования работы являются депрессивные регионы. Предмет исследования данной работы - концепция «устойчивого развития на базе зеленой экономики». Цель работы – разработка рекомендаций по регулированию депрессивных регионов. В данной работе рассматривается проблема регулирования депрессивных регионов. Работа состоит из двух глав. В первой дается определение депрессивным регионами, их характерные признаки, условия отнесения, отечественный и зарубежный опыт работы управления депрессивными регионами. Вторая глава посвящена изучению применения концепции «устойчивого развития на базе зеленой экономике» для депрессивных регионов , выявлению механизмов и инструментов, разработке методики оценки результативности и эффективности. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ… 1 ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ РОССИИ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ… … … 1.1 Понятие «депрессивный регион», критерии и условия отнесения отдельных территорий к депрессивным… 1.2 Особенности финансировании я положения и проблемы управления депрессивными регионами……… … 1.3 Отечественный и зарубежный опят и управление и регулирование развития … … 2 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ… 2.1 Концепция устойчивого развит

ия и «зеленой» экономики. Возможности их использования для совершенствования управления депрессивными регионами… 2.2 Механизмы и инструменты регулирования развития депрессивными регионами в контексте концепций «устойчивого развития» и «зеленой» экономики депрессивных райнов….2.3 Методика оценки результативности и эффективности мероприятий по регулированию развития депрессивных регионов … 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 44 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК… 46 ВВЕДЕНИ

Е Проблемы депрессивных регионов привлекают внимание ученых со второй половины XX века, это послужило основой становления региональной экономики как самостоятельной отрасли науки. Вместе с тем вопрос идентификации депрессивных регионов в условиях переходной экономики остается решенным не до конца. Недостаточно разработаны методические и методологические основы выделения депрессивных ареалов и определения путей преодоления региональной депрессии. Сложность и многогранность данной проблем

ы являются причинами недостаточной изученности ряда ее аспектов, к которым в частности относится определение экономического статуса регионов, их места и параметры дальнейшего развития в новых координатах рыночного пространства страны. Для российской науки понятие депрессивного региона является относительно новым, так как в советский период существование подобных регионов в экономике страны не признавалось. Первые работы отечественных экономистов о проблемах депрессивных регионов приходятся на период 1

994-1995 годов. Данное понятие не является выработанным ни в официальных правительственных документах, ни в научной литературе, тогда как в иностранной экономической литературе оно уже долгие годы признано актуальным и намного более разработанным. Объектом исследования работы являются депрессивные регионы. Предмет исследования данной работы - концепция «устойчивого развития на базе зеленой экономики». Цель работы – разработка рекомендаций по регулированию депрессивных регионов на базе концепции «устойчивого развития» и «зел

еной экономики» . Реализация поставленной цели определила необходимость решения следующих задач: • дать понятие «депрессивным регионам» и выявить их характерные признаки • представить отечественный и зарубежный опыт управления депрессивными регионами; • проанализировать проблемы управления депрессивными регионами; • представить концепцию «устойчивого развития на базе зеленой экономики» • рассмотреть механизмы и инструменты регулирования развития депрессивными регионами на базе представленных концепций • представить методику оценки ре

зультативности и эффективности предложенных мерориятий При написании курсовой работы использовались труды С.А. Барканова, С.Н. Бобылева, М.Б. Щепакина, А.И. Маштакова, Г.Б. Дугарова и др. Часть информации была взята с Интернет-ресурсов. 1 ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ РОССИИ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ 1.1 Понятие «депрессивный регион», критерии и условия отнесения отдельных территорий к депрессивным региона

м В отечественной и зарубежной экономической теории депрессия (depression) - "ситуация, для которой характерны падение производства, тенденция к снижению цен и рост безработицы. Характеризуется кумулятивным процессом, при котором падение спроса (инвестиционного и потребительского) влечет за собой снижение производства и ведет к уменьшению использования ресурсов, что в свою очередь поддерживает спрос на низком уровне". Наиболее четкое определение понятия (не учитывающее традиционное понимание &qu

ot;депрессии") дано Л. Смирнягиным и Г. Быловым: "депрессивные регионы - территории, которые сильно и устойчиво отстают от других по главным социально-экономическим показателям, в том числе по темпам развития". Также ряд экономистов признают в качестве депрессивных регионов территории, задачи социально-экономического развития которых, сводятся в основном к антидепрессионным мерам со стороны федерального центра. Однотипная характеристика приводится и в Программе Правительства

Российской Федерации «Реформы и развитие экономики в 1995-1997гг.», которая выделяет депрессивные регионы как объекты особого внимания со стороны государства. Депрессивные регионы - территории, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но охваченные в результате структурного кризиса устойчивым снижением производства и реальных доходов населения и растущей безработицей. В то же время депрессивными, согласно определению В.Лексина, являются «такие пространственно локальные образов

ания, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и другим причинам перестают действовать стимулы саморазвития». То есть в депрессивном регионе отсутствуют возможности для всех видов воспроизводств и нет условий для самостоятельного разрешения сложившейся кризисной ситуации. В таких регионах кризисные явления обладают мультипликативным эффектом и блокируют возможности воспроизводственного процесса в целом и его отдельных элементов: происходит деградация ресурсного, хозяйственного, социального и экологического п

отенциалов территории. Некоторые ученые связывают понятие депрессивности с отклонениями в экономической жизни региона от значений средних по стране. Причины подобного отставания объясняются двумя обстоятельствами: наслоением структурных диспропорций на территориальные диспропорции и тяжелым наследием регионального развития. Эти отклонения приводят к тому, что в регионе автоматически перестают соблюдаться конституционные права и гарантии граждан в них проживающих, что и определяет необходимость проведения антиде

прессионной политики. Таким образом, обобщив все вышеприведенные понятия, можно заключить, что основными признаками проблемных регионов являются: 1. Наличие резко неблагоприятной ситуации, нерешённость которой создаёт угрозу социально-экономической ситуации страны, может привести к политической нестабильности, вызвать катастрофическое состояние природной среды и т.п.; 2. Неиспользованность ресурсного потенциала, использование которого необходимо для решения социально-экономических проблем страны; 3. Недостаток собстве

нных ресурсов региона, требующихся для решения возникающих проблем федерального или регионального значения, что предполагает обязательное участие государства в оказании региону помощи; 4. Целесообразность использования программно-целевого подхода, специальных форм реализации программ и официального оформления статуса проблемного региона как объекта государственного регулирования. В качестве депрессивных и отсталых можно выделить группы 4 уровней: • регионального - части краёв, областей,

республик в составе России, автономных округов (низовые административные районы или их группы, отдельные города); • субъектов федерации (в существующих границах); • зонального (межрегионального) - пограничные смежные районы соседних субъектов федерации, рассматриваемые как единый депрессивный или отсталый район, совокупность субъектов федерации, выступающих при определённых условиях как единый депрессивный регион; • местного (локального). Это относится в основном к внутренним проблемам столичных городов, областных, краевых и

республиканских центров и к другим локальным проблемам субъектов федерации, сконцентрированных в узких пространственных ареалах Возникновение депрессивных регионов - неизбежное следствие циклического характера экономического и технологического развития. Депрессивность обычно связывают с теорией “длинных волн” Н.Д.Кондратьева, согласно которой в экономическом развитии региона можно выделить несколько закономерно сменяющих друг друга циклов, отражающих этапы роста, стагнации и депрессии (кризиса).

Депрессивность в экономическом отношении можно рассматривать как определенный этап эволюционного развития территории. 1.2 Особенности финансирования и проблемы управления депрессивными регионами Финансовая поддержка проблемных районов России является сложной и конфликтной не только из-за нечеткости определения, какие именно регионы страны могут называться депрессивными, но и из-за сложившейся исторически низкой бюджетной обеспеченности удаленных от центра районов: после осуществления приватизации и "федер

ализации" практически все основные фонды перестали быть объектами федеральной собственности. В результате этих преобразований многие регионы оказались в тяжелом положении. Компенсировать их потери за десятилетия командного перераспределения национального дохода оказалось возможным только на основе финансовой поддержки из федерального бюджета. Аналогичная картина наблюдается и в вопросах функционирования органов местного самоуправления. В настоящее время можно выделить четыре основные формы осуществления финансовой п

оддержки субъектов Российской Федерации • Поддержка осуществляется в процессе межбюджетных отношений (Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, дотации, субвенции регионам и др.). • Средства для решения конкретных социальных проблем выделяются по линии различных министерств и ведомств. • Расходы, необходимые для осуществления финансовой поддержки, учитываются в ходе исполнения различных федеральных программ. (Особенно это характерно для программ, направленных на социально-экономическое развити

е субъектов Российской Федерации). • Средства передаются регионам из федерального бюджета на возвратной основе, т.е. на финансовую поддержку. Следует отметить, что при осуществлении различных форм финансовой поддержки практически полностью отсутствует их координация. В результате нередко из федерального бюджета по различным направлениям перечисляются средства на решение одной и той же социальной проблемы. Таким образом, бюджетная потребность региона по содержанию одно

го и того же субъекта бюджетного обслуживания, которая объективно не может быть покрыта собственными бюджетными доходами, в ряде случаев четыре и более раз компенсируется из федерального бюджета. Примеры четырехкратной компенсации отдельных объектов можно привести более чем по тридцати субъектам Российской Федерации. Двукратная компенсация по отдельным объектам осуществляется практически во всех субъектах РФ, включая регионы-доноры. Более того, не скоординированы расходы федерального бюджета даж

е в рамках тех средств, которые зачисляются из него напрямую в бюджеты субъектов Российской Федерации. В сложившихся условиях необходимо упорядочить систему финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, обеспечить координацию всех ее направлений и снизить неэффективные расходы федерального бюджета. При таком подходе регион с неразвитой социальной инфраструктурой неизбежно получит меньшую поддержку по текущим и большую - по капитальным расходам, и - наоборот. Следовательно, указанные фонды должны сущес

твовать независимо друг от друга и распределяться на основе разных методик. Таким образом, ликвидация многоканальности нескоординированных форм финансовой поддержки существенно снизит расходы федерального бюджета. Будут созданы дополнительные стимулы для субъектов федерации как с высокой бюджетной обеспеченностью, так и с низкой бюджетной обеспеченностью для развития собственной налоговой базы и привлечения дополнительных источников развития их социальной сферы. Благодаря ужесточению контроля со стороны фед

ерального бюджета за эффективностью использования выделяемой финансовой поддержки может возрасти эффективность контроля федерального уровня за проведением реформ в регионах, особенно с низкой бюджетной обеспеченностью. Из-за ликвидации возможности получения излишней финансовой поддержки будут созданы стимулы к сокращению неэффективных расходов. Таким образом, упорядочение системы финансовой поддержки субъектов Российской Федерации также позволит достигнуть значительных положительных результатов. 1.3 Отечественный и зару

бежный опят и управление и регулирование развития Начало активной региональной политики в СССР приходится на конец 20-х начало 30-х годов. Межрегиональные диспропорции в экономике России имеют своим источником структурную политику развития народного хозяйства в СССР. Умеренное развитие производства в традиционных районах и сдвиг производительных сил на восток и юг, то есть в Среднюю Азию и Закавказье, в освоенные в экономическом отношении районы, осуществлялись при уме

ренном финансировании перерабатывающих отраслей, за счет эксплуатации дешевой рабочей силы. Сущность первой модели регионального развития, доминировавшей в эти годы, сводилась к слабым попыткам государства облегчить положение отдельных регионов, оказавшихся в глубоком экономическом и социальном кризисе. В этот же период известные специалисты в области размещения промышленности, опираясь на общие закономерности территориального развития, в частности теорию размещения Вебера, а также исходя из концепции сбалансированног

о развития сельского хозяйства, производства средств производства и товаров народного потребления, признали нерациональным создавать предприятия в отсталых национальных районах. Считалось, что вложение средств в отсталые национальные районы есть непроизводительная растрата капитала и целесообразнее сосредоточить промышленность в центральных районах Европейской России. В соответствии основным законом социализма целью общественного развития считалось полно

е и всестороннее развитие общества и каждого его члена. На практике в соответствии с уровнем развития производительных сил, этот закон мог реализовываться только через уравнительное распределение благ. В качестве теоретической абстракции данный закон нашел отражение в теории регионального развития в виде выравнивания уровней развития. Специфика региональной политики заключалась в закреплении всесоюзных доноров для интенсивного развития отсталых регионов. В СССР основные инвестиции на социальное развитие о

существлялись из централизованных государственных источников. Тем самым возможности различных регионов уравнивались. Зачастую покрытие социальных расходов осуществлялось также средствами предприятий, которые выделялись через соответствующие министерства. Однако, в условиях, когда существовало неравномерное развитие различных регионов, естественно, возможности предприятий в разных регионах были различными. В силу данного обстоятельства в индустриально-развитых регионах социальная сфера финансировалась на более высок

ом уровне, чем в тех регионах, которые отстали в своем развитии, как, например, в регионах аграрных. Депрессивные тенденции были направлены с запада на восток и проявлялись «в снижении темпов экономического роста по отношению к среднесоюзным и среднероссийским, увеличении изношенности оборудования, оттоке населения, преимущественно наиболее квалифицированной его части, падении эффективности производства и, как следствие, ухудшение финансовой ситуации». Однако рост капиталовложений но данным направлениям, с экономи

ческой точки зрения, был не эффективен, так как данные капитальные вложения не окупались и не могли окупаться ввиду удаленности от индустриальных центров и слабой изученности территорий национальных окраин, более низкой производительности труда на новых предприятиях, чем в индустриально-развитых районах СССР и мировой практике, неблагоприятной динамике занятости во вновь осваиваемых районах. Таким образом, практика диспропорционального развития регионов и появления в народнохозяйственной структ

уре регионов-доноров, за счет которых развивались отсталые регионы, была заложена еще в довоенный период. В результате такой региональной политики ряд старопромышленных, центральных и западных районов России охватили депрессивные тенденции. Это выразилось в снижении темпов экономического роста по отношении) к среднесоюзным и среднероссийским, увеличении износа оборудования, оттоке населения, преимущественного квалифицированного, падении эффективности производства, ухудшении финансовой ситуации в Северо-Западном, Центральн

ом, Донецко-Приднестровском регионах. В 60-70-х годах депрессия имело место в Уральском и Поволжском регионах. При этом в решении народнохозяйственных задач преобладали гигантомания при явном недостатке внимания к малым и средним предприятиям, отставание легкой и пищевой промышленности, жилищного строительства и сферы услуг. Низкий уровень производительности общественного труда в промышленности, в сельском хозяйстве, высокая тепло материало энергоемкость продукции, ее низкое качество, преобладание сыр

ьевого экспорта и другие причины вызвали кризис, подорвали экономический потенциал России и ее позиции в мировом хозяйстве. В 80-х годах, при определенном влиянии теории поляризованного развития, в условиях снижения темпов роста и эффективности производства совершенствование регионального развития связывалось с разработкой регионального аспекта теории программно-целевого планирования и управления. В 1994-1995 гг. появились признаки перехода к более осознанной и активной федеральной региональной политике

, направленной на поддержку проблемных территорий различных типов (депрессивные регионы, слаборазвитые регионы, зоны экологического бедствия и т.д.), формирование полюсов роста, становление российского федерализма и местного самоуправления, реформирование межбюджетных отношений и механизмов территориального перераспределения бюджетных ресурсов и т.д. В ходе современных рыночных трансформаций российской экономики межрегиональные диспропорции получили новый импульс в своем развитии. Однако проблема депрессивных регионов актуа

льна не только для территории Российской федерации. Подобные проблемы ничуть не меньше затрагивают страны Европы. С этим вопросом столкнулись бывшие социалистические страны: Белоруссия, Болгария, Румыния, Босния и Герцеговина, Македония, Молдавия, Румыния, Украина, Албания они являются депрессивными районами в рамках Европы. Чтобы указать на разницу в социально-экономических показателях некоторых из этих стран и

Франции - одной из стран-лидеров, приведена таблица 1: Таблица 1. Социально-экономические показатели стран. По материалам статей www.wikipedia.com, В ранг депрессивных регионов Европы попали многие угольные и металлургические районы Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, затем в их число попали регионы с большим объемом текстильной промышленности, «грязной» химии, спрос на продукцию которых постепенно снижался вследствие перемещения производства в разви

вающиеся страны. В очень трудном положении оказались аграрные и периферийные территории, малопривлекательные для развития современного наукоемкого производства, сферы деловых услуг, научно-образовательных центров. В Западной Европе сегодня сложилась определенная система государственного регулирования депрессивных территорий старопромышленного типа. Общие для всех стран принципиальные положения этой системы заключаются в следующем: признание государственной поддержки в качестве необходимого условия подъема кризисных и депрессивных ре

гионов, которую следует оказывать заблаговременно, до наступления кризиса, еще на стадии благополучного, стабильного развития; в практике региональной политики воздействие не на регион в целом, а на наиболее проблемную его часть; решение приоритетных социальных проблем путем создания новых рабочих мест высокой квалификации для местных кадров, недопущения снижения уровня доходов населения, развития социальной инфраструктуры; стабилизация периферийных старопромышленных районов посредством развития в них новы

х наукоемких отраслей промышленности, деловых услуг, рекреации; ориентация на внутренние ресурсы региона для достижения стабиль-ности развития. Наряду с государственным регулированием, в модернизации старопромышленных районов зарубежных стран велика роль международных корпораций располагающих возможностями для крупных инвестиций в экономику. В Германии наибольшее значение для мирового опыта регулирования проблем регионов имеют примеры Рурского района и земель бывшей ГДР. Старопромышленный Рурский регион, сыгравший

огромную роль в индустриализации Германии, объединяет сегодня в один коммунальный союз (Рурская область) 11 городов и прилегающие к ним местности (4,4 тыс. кв. км, 5,4 млн. чел.). После Второй Мировой войны регион в течение одного десятилетия восстановил свою экономическую мощь, основой которой являлась угольная промышленность. Однако со второй половины 1950-х годов в угольной промышленности Рура начался кризис вследствие конкуренции импортной нефти. Добыча угля резко упала, многие шахты за

крывались, кризис распространился на связанные с угледобычей отрасли, росла безработица. Правительство ФРГ выбрало путь специальной экономической поддержки Рурского района. В 1968 г. был принят федеральный закон о реструктуризации и оздоровлении угольной промышленности и угледобывающих регионов, в соответствии с которым государство определяло минимально необходимый объем добычи угля в стране, размер дотаций, субсидии высвобождающимся рабочим и затраты на их переквалификацию. В 1969 г.

вся угольная промышленность Рура была объединена в один концерн «Рурколе» («Рурский уголь») на основе договора министра экономики ФРГ, правительства земли Северный Рейн-Вестфалия, владельцев шахт и профсоюзов. Эти меры правительства ФРГ позволили избежать обвального падения добычи угля и выиграть время для постепенной и управляемой реструктуризации всей экономики Рура. Основными направлениями реструктуризации экономики региона явились: модернизация других «старых» отраслей промышленности; развитие выс

шего образования; создание технологических центрови на их основе - наукоемких производств; * улучшение окружающей среды. Промышленная модернизация охватила большинство металлургических и химических заводов, предприятий тяжелого машиностроения. Были ликвидированы экологически грязные производства, радикально обновлен ассортимент продукции, уменьшены промышленные территории. В Рурском регионе в 1960-1980 гг. было основано 5 новых уни-верситетов с целью создания центров обучения, сокращения молодежно

й безработицы, ограничения эмиграции из региона и привлечения новых кадров. Деятельность по устранению и переработке промышленных отходов, защите и расширению зеленого ландшафта координировалась «Коммунальным союзом» с использованием различных финансовых источников. Результатом реализации этой программы явилось экологическое оздоровление всего региона. К середине 1990-х годов Рурский регион в основном завершил Процесс коренной реструктуризации хозяйства. Хотя Рур по-прежнему остае

тся крупнейшим угольным бассейном Германии и Западной Европы, доля занятых в угольной промышленности составляет сейчас 4,5% (73,5 тыс. из 1,6 млн. человек), при этом продолжается высвобождение шахтеров. Концерн «Рурколе» последовательно превращался в многоотраслевую региональную, национальную, а затем и в транснациональную корпорацию. Концерн осуществляет сбыт угля в Германии, добычу угля в США и Венесуэле, ведет рекультивационные работы, строительство дорог и т. д. (по с

татье «Государственное регулирование экономики в старопромышленных районах Германии» Р.И. Найденовой, докторанта Орловской Региональной Академии Государственной Службы, доцента Старооскольского Технологического Института(филиал) Московского Государственного Института Стали и Сплавов, www.jurnal.org). Более остро стоит вопрос ситуации в Восточной Германии, территориях бы

вшей ГДР. Объединение двух германских государств в 1990 г. породило комплекс новых региональных проблем, обусловленных большими социально-экономическими различиями между западными и восточными землями. Неожиданное объединение повлекло за собой потрясения в экономически слабых восточных регионах, многие из них внезапно стали проблемными по следующим причинам и признакам: • резкий спад производства из-за потери спроса на национальном рынке и рынке Восточной Европы, породивший массовую безработицу и отток

кадров; • значительное отставание от западных земельно-технической и социальной инфраструктуре, качеству окружающей среды, эффективности производства и уровню жизни; • необходимость быстрой смены основных отраслей производства; • необходимость коренного изменения всей институциональной структуры, ее адаптации к условиям ФРГ. Новая ситуация потребовала разработки и реализации новой ре-гиональной политики, принятия специальных законов, масштабной финансовой помощи из федерального бюджета западных регионов

Германии, осуществления программы реструктуризации и модернизации. Сегодня покупательная способность жителей Восточной Германии ниже среднего показателя по стране, а уровень безработицы составляет 20%. С момента объединения ГДР и ФРГ, население бывшей ГДР сократилось на 11% и, по мнениям экспертов, эта тенденция сохранится на несколько ближайших десятилетий. Также вызывает опасения массовая миграция на запад, особенно п

опулярная среди образованной молодежи. Кроме того, трудовая миграция с востока на запад вызывает резкое снижение уровня рождаемости на востоке страны. Сегодня на территории бывшей ГДР он составляет лишь 0,8 ребенка на женщину при среднем уровне по Германии 1,3 ребенка. Руководитель отдела структурной экономики Института экономических исследований г. Галле Йоахим Рагнитц прогнозирует: «Если сегодня доля трудоспособного населения (от 15 до 64 лет) на востоке страны составляет около

35 процентов, то к 2020 году она упадет до 15 процентов. Компенсировать такое катастрофическое сокращение рабочих рук можно будет только резким ростом производительности труда» Бедственное положение восточногерманской экономики и ее постоянная зависимость от федеральных субсидий вызывает все больше раздражение в экономически успешных регионах. Главным следствием такого раздражения стало предложение реформы федерального устройства ФРГ, которая была разработана еще в2004году, но ее реализация была отложена из-за политического криз

иса, связанного с отставкой правительства Г. Шредера. Сегодня, в правительстве большой коалиции, реформа начинает воплощаться в жизнь. Если она будет проведена до конца, то живущие на федеральные трансферты земли будут существенно урезаны в правах при голосовании по экономическим вопросам в верхней палате немецкого парламента. Наконец, землям предлагается самостоятельно финансировать все существующие на их территории университеты, что должно заставить бедные земли отказаться от политики сохранения старых и открыти

я новых университетов ради престижа. Данная политика вызывает резко негативную оценку жителей бывшей ГДР, а также ученых-экономистов. Таким образом, предложенный Германией популярный по Европе метод превращения старопромышленных районов в зеленые или культурные зоны не является универсальным решением проблемы, что подтверждает сложность решения проблемы депрессивных регионов и необходимость более глубокого изучения этого вопроса. Таким образом, проблема развития депрессивных регионов сегодня актуальна не только для Ро

ссии, но и для мира в целом. Недостаточная изученность данного вопроса в совокупности с некомпетентной региональной политики может не только затруднять решение этой задачи, но и усугублять ситуацию, вводя регионы в еще больший кризис. Решение проблемы депрессивных районов Российской Федерации является сложной многоплановой задачей, включающей в себя тщательно продуманные реформы в региональных политике и финансировании, пересмотр перспектив развития проблемных регионов. Однако стабилизация ситуации депрессивных регионов

окажет заметное воздействие на экономику страны в целом. 2 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ 2.1 Концепция устойчивого развития и «зеленой» экономики. Возможности их использования для совершенствования управления депрессивными регионами Термин " устойчивое развитие" - международный тренд, который впервые был провозглашен 16 лет назад в

Рио-де-Жанейро и, являющийся универсальной политической стратегией для национального и международного уровней. Согласно определению МКОСР, устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения, не ставя под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Концепция устойчивого развития предполагает ответы на следующие вопросы: • Как жить, чтобы сохранить и улучшить этот мир? • Как обеспечить равновесие между желаниями и потребностями че

ловека и возможностями биосферы? • Как разрешить противоречия между природой и обществом, экологией и экономикой, развитыми и развивающимися странами, богатством и бедностью, настоящим и будущими поколениями? В концепции устойчивого развития выделяется главное противоречие современного развития – несоответствие между растущими потребностями человечества и возможностями окружающей среды. Ключевой вопрос, который она ставит – как жить, чтобы сохранить условия для развития настоящих и будущих поколений?

Намеченная цель – повышение качества жизни каждого с сохранением возможностей для жизни будущих поколений. Основные принципы устойчивого развития Концепция устойчивого развития предлагает четыре основных принципа, на основе которых необходимо строить политику устойчивого развития. Это: • принцип справедливости; • принцип сохранения природной среды; • принцип целостности мышления; • принцип "думать глобально – действовать локально". Возможность использования: к примеру сегодня многие не имеют возможности в достаточной мере

удовлетворять свои жизненные потребности в пище, одежде, крове, работе. Это касается в первую очередь жителей развивающихся регионов и депрессивных. В то же время часть населения развитых регионов живет "не по средствам". Экономический разрыв между регионами отрицательно сказывается на экологической ситуации в стране, делает развитие неустойчивым. Принцип справедливости означает, что богатства (блага), возможности и ответственности должны быть распределены справедливо между регионами внутри каждой с

траны. Но подходить к проблеме управления депрессивными регионами только с точки зрения концепции устойчивого развития недостаточно. Сегодня концепция устойчивого развития часто переплетается с «зеленой экономикой». В последние два года идея «зеленой» экономики стала широко обсуждаться не только специалистами по экологической экономике, но и на различных политических форумах. Она все чаще упоминается главами государств и министрами финансов, а также в совместных заявлениях

Большой двадцатки и обсуждается в контексте устойчивого развития и искоренения бедности. Нынешнему повышению интереса к концепции «зеленой» экономики, несомненно, способствуют растущее разочарование в самой распространенной экономической модели, а также чувство усталости, порожденное многочисленными кризисами и сбоями рыночного механизма, которые наблюдались в течение первого десятилетия нового столетия, особенно финансово-экономическим кризисом 2008 года. Однако одновременно с этим мы наблюдаем все больше признаков продвиж

ения вперед, появления новой экономической модели, при которой человечество не будет платить за новые материальные блага повышением рисков для окружающей среды, нехваткой природных ресурсов и усилением социальных различий. Эти признаки также указывают на то, что переход к «зеленой» экономике имеет прочное экономическое и социальное обоснование. Появляются убедительные аргументы в пользу удвоения усилий и государства, и частного сектора, направленных на осуществление такого экономического преобразования. Перед государством в связи с

этим стоит задача уравнять условия игры для «зеленой» продукции путем отказа от предоставления устаревших субсидий, реформирования политики и создания новых стимулов, укрепления инфраструктуры рынка и рыночных механизмов, перенаправления государственных инвестиций и перехода к зеленым государственным закупкам. А перед частным сектором стоит задача осознать и использовать подлинные возможности, предоставляемые переходом к «зеленой» экономике в ряде ключевых секторов, а также отреагировать на реформирование пол

итики и ценовые сигналы путем увеличения объемов финансирования и инвестирования. В основном, депрессивными являются старопромышленные районы, например, районы тяжелого машиностроения, горной или угольной промышленности, почти полностью утратили свое значение. Для таких регионов возможны следующие варианты реорганизации по концепции устойчивого развития и зеленой экономики. (по Р. Хадсону): • развитие малых и средних предприятий, поиск путей создания новых рабочих мест в малом бизнесе, ос

воение взамен крупного производства так называемой предпринимательской "культуры самозанятости"; • создание обновленной экономической системы на базе привлеченных в регион филиалов крупных, а по возможности и транснациональных компаний - при условии организации пропаганды привлекательного имиджа территорий; • переход на экономику услуг - туризм, рекреационная сфера, развлечения и т.п.; • отказ от производственной сферы и превращение территории в зону "жилья и потребления", где основной источник существован

ия - государственные пособия и субсидии. Однако локальной инициативы при реализации любого варианта или комбинации вариантов недостаточны для решения проблем реструктуризации территорий. Требуется государственная поддержка 2.2 Механизмы и инструменты регулирования развития депрессивными регионами в контексте концепций «устойчивого развития» и «зеленой экономики» депрессивных районов Переход к устойчивому развитию, который предусматривает гармоническое сосуществование экономики, экологии и социальной сферы, нуждается в с

истемных изменениях в государственной политике. Для подготовки соответствующей законодательной базы и проведения институциональных реформ нужна политическая воля, которая реализуется через главные государственные учреждения. Тем не менее, важна и общественная поддержка таких новаций. Существует необходимость экологизации экономики, что предусматривает инновационные технологии и рациональный подход к использованию ресурсов. Зеленая экономика полностью отвечает вызовам времени и гарантирует ди

намическое развитие без вреда для окружающей среды. Поэтому крайне важно на уровне парламента утвердить стратегию устойчивого развития, составной частью которой является зеленая экономика, и создать такие «правила игры», которые обеспечат синергетический эффект для экономики, экологии и социальной сферы. Так, по данным исследования Worldwatch Institute, в мире насчитывается уже 2,3 миллиона «зеленых» рабочих мест и эта цифра постоянно возрастает. Учитывая мировые тенденции, обязательными инструментами регулирования депресси

вными регионами должны быть: 1. учет показателей экономической оценки природных ресурсов в системе социально-экономических отношений; 2. проведение эко-налоговой реформы, которая отвечает принципу «загрязнитель-платит»; 3. кардинальный просмотр экологических нормативов и стандартов хозяйственной деятельности; 4. унификация экологического законодательства с законодательством Европейского Союза; 5. проведение технической модернизации на промышленных объектах; усовершенствование аудита природо

пользования; 6. отладка системы экологической сертификации продукции, товаров и услуг. При условиях стимулирования со стороны государства и соответствующей законодательной базе депрессивные регионов должны быть налажены механизмы управления зеленой экономики и устойчивого развития, а именно – страховые услуги в сфере экологической безопасности, – внедрение энергосберегающих и возобновляемых источников энергии, создание технологической инфраструктуры для утилизации и переработки отходов, – развитие зеленого туризма и рекреационн

ого потенциала, экологическое строительство, – органическое агропроизводство, – улучшение транзитных возможностей и прочее. Относительно текущей трудовой деятельности, то принцип рациональности и ресурсосбережения может воссоздаваться с помощью новых возможностей коммуникации и связи, в частности – беспроводный Интернет и электронный документооборот. Новые схемы организации работы через «удаленное» рабочее место и применение модели аутсорсинга даст возможность более рационально использовать время, как для работод

ателя так и для работника. Таким образом, устойчивое развитие на базе зеленой экономики – это такая хозяйственная система, которая исходит с изменения отношения человека к окружающему миру и соответствует принципу «экономически выгодно то, что экологически безопасно». 2.3 Методика оценки результативности и эффективности мероприятий по регулированию развития депрессивных регионов Инструментом управления депрессивным регионом должна стать комплексная программа развития, в которой буд

ут выявлены проблемы региона, найдены пути их решения и механизм реализации. При этом данная программа должна разрабатываться не только региональными участниками, но и органами федеральной власти, регионами-соседями, муниципальными образованиями, научным сообществом, местными предприятиями. Важной особенностью данной программы должно быть строгое временное ограниченное. В России уже сложилась практика разработки и реализации подобных комплексных программ (федеральные целевые программы территориального развития

), однако, они создаются, главным образом, для проблемных или политически-значимых регионов, а не депрессивных. Для оценки работы механизма управления необходимо использовать контрольные количественные показатели. Для депрессивного региона, как объекта исследования, предлагается использовать показатель эффективности занятого населения – ВРП на одного занятого или производительность труда. Данный показатель также является одним из самых важных и с точки зрения регионального развития, о чем свидетельствует мировой опыт

(см. формулу 1). Согласно современным представлениям необходимо оценивать именно вклад конкретного человека в доход страны, т.е. важна не сама территория, а проживающее на ней население. Эффективность экономики региона = ВРП/количество занятых = Производительность труда (1) Таким образом, механизм управления депрессивным регионом должен строиться на основе координации федеральных и региональных органов власти и реализовываться через комплексную программу развития региона, разрабатываемую региональными органами вл

асти во взаимодействии с федеральными и муниципальными органами власти, местным бизнес сообществом, научными кругами. Для качественного изменения существующей политики предлагается создать новые политические и правовые рамки для «устойчивого развития на бае зеленой экономики» – долгосрочные и стабильные – не зависящие от временных или узких интересов любой из сторон, региональные – так как многие из «зеленых проектов» трансграничные, зависимые от водных и энергоресурсов, международной торговли, транспортных

коридоров. Нужно также учитывать и использовать новые формы управления, основанные на возможностях современного информационного общества – общества без границ. Если говорить в целом, задача – сделать так, чтобы и предприятия, и каждый отдельный человек были ежедневно заняты не разрушением своих корней и среды обитания, а наоборот – сохраняли, поддерживали и приумножали природные и культурные ценности, чтобы передать их своим детям и будущим поколениям. Заключение Изучая поставленную проблему, мы пришли к выводу, что депре

ссивность региона определяет ограниченность доступа значительной части населения к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности социального развития. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность и препятствует успешному развитию экономики регионов. Многие регионы вынуждены компенсировать недостаточный уровень развития пр

оизводства, активным развитием сферы услуг, включая развитие туристско-рекреационных кластеров. Это вызвано территориальной неравномерностью развития экономики страны, так как для федеративного устройства России характерно большое число дотационных регионов на фоне узкого круга субъектов-доноров. Эта диспропорция порождает массу внутренних экономических и социальных проблем, которые с течением времени только усугубляются. Само же понятие «устойчивое развитие на базе зеленой экономике депрессивного региона» ну

ждается в уточнении. На мой взгляд, устойчивое развитие экономики дотационного региона отражает способность сохранять надежное, стабильное состояние экономики дотационного региона вне зависимости от влияния внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов, и эффективно использовать имеющиеся на территории депрессивного региона ресурсы, предоставлять на рынок конкурентоспособные товары и услуги. . В настоящее время состояние депрессивных регионов характеризуется преобладанием низкорентабельных от

раслей, наиболее трудно адаптирующихся к условиям рынка. Существующая много лет система вертикального и горизонтального взаимодействия хозяйствующих субъектов в рыночных условиях распалась, а новых инструментов взаимодействия экономических субъектов нацеленных на выпуск родственной продукции или продукции на одного потребителя не предложено. Понятие «устойчивое развитие региона на базе зеленой экономике » в последнее время является одним из часто употребляемых терминов как в специалистами по региональной экономике, так и п

олитиками и многими заинтересованными лицами. В последнее время с увеличением числа депрессивных регионов, как в России, так и во многих странах, появилось понятие «устойчивое развитие депрессивного региона». В связи с направлением региональной политики на переход к политике многополюсного развития с ориентацией на наиболее развитые субъекты федерации, дотационным регионам, необходимо, заново определить свое место и роль в общеэкономическом пространстве, пересмотрев систему приоритетов и сконцентрировав усилия на тех направлени

ях, где возможно повышение уровня конкурентоспособности на базе «зеленой экономики» . БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Баканов С.А. Депрессивные города Урала в 1960-1980-е годы: анализ социально-экономических и демографических факторов. – Челябинск: Челяб. гос. университет, 2005. – с.27. 2. Бенар И Колли Ж.К. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология.

Пер. с фр. М.: Международные отношения, 1994, т. 2, с 565. 3. Битаров Л.Г. Особенности депрессивного региона как объекта финансирования инвестиционной деятельности // Аудит и финансовый анализ - 2009 №3. 4. Бондаренко Е Васильев С Иванов П Кормановский А. Как развивают депрессивные территории // Управленческое консультирование. 2003. №1. 5. Дугарова Г.Б. Депрессивные территории // Эко 2003. №2. с. 8

9-97. 6. Любовный В.Я Пчелинцев О.С другие. Кризисные города России: пути и механизмы социально-экономической реабилитации и развития // emsu.ru: сайт для профессионалов местного самоуправления. URL: http://emsu.ru/ms/monf/library/mun5/cont .htm (дата обращения 04.05.2011). 7. Чаленко А. Ю. О неопределенности термина «механизм» в экономических исследованиях [Электронный ресурс]: «Капитал страны» издание об инвестиционных возможностях страны от 25 марта 20

10 г. URL: http://www.kapital-rus.ru/articles/artic le/176697 (дата обращения 21.04.2011). 8. Mechanism Design Theory [Электронный ресурс]: Scientific background on the Sveriges Riksbank Prize in Economic Sciences in Memory of Alfred Nobel 2007. URL: http://nobelprize.org/nobel_prizes/econo mics/laureates/2007/ecoadv07.pdf (дата обращения 2

1.04.2011). 9. Левинсон Н.Л Харитонова Н.А. Формирование механизма антикризисного управления муниципальной экономикой // Эффективное антикризисное управление. – 2011. – № 1. – с. 72-79. 10.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.