СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1. Принципы банковской коммерции. Стратегия
коммерческого банка и факторы успеха его деятельности.
2. Организация банковского аналитического и
синтетического учета
а) Аналитический
и синтетический учет в кредитных организациях.
б) Документы аналитического и синтетического
учета.
в) Документы синтетического учета.
г) Автоматизация банковских операций.
3. Особые банковские учетные позиции
а) Забалансовые позиции банковского
бухгалтерского учета.
б) Общие подходы к составлению специальной
учетно-операционной
документации.
в) Управленческая документация используемая
для формирования
общей финансовой , статистической
отчетности и при расчете
нормативов ЦБ РФ.
г) Разработка отдельных учетных агрегатов.
4. Банковская отчетность
а) Баланс банка и принципы его построения.
Новый план счетов бухгалтерского учёта в кредитных организациях
РФ.
б) Текущая бухгалтерская отчётность .
в) Годовая бухгалтерская отчётность.
г) Анализ деятельности коммерческих
банков.
5. Анализ финансовой отчётности ОАО «ТрансКредитБанк»
на 1 января 2001г.
а) Анализ деятельности
коммерческих банков
б) Анализ активов банка.
в) Анализ пассивов банка.
г) Анализ соблюдения
обязательных экономических нормативов деятельности банка.
д) Анализ доходов банка.
е)Анализ расходов банка.
Заключение.
Приложение.
Введение
В услугах банков нуждается большая часть граждан,
фирм и государство. Обращаясь в банк за помощью , они становятся его клиентами.
Первые банки возникают в VIII-V веке до н.э. в Древнем Вавилоне. Они давали
ссуды на покупку семян. Значение слова «банк» восходит к итальянскому слову banko
(скамья) и указывает на функцию обеспечения платежного механизма нужными
денежными средствами. Исторически ( Италия , XII век) с этим
словом ассоциировалась скамья или стол для совершения обменных сделок. Французский
эквивалент – bangue (сундук) указывает на функцию приема вкладов
(пассивная операция) для ведения кассы (активная операция). Современный вид
банки получают в XVI веке в городах, где зарождался капитализм (Венеция и
другие итальянские города).
Принципы банковской коммерции.
Коммерция в банковской сфере базируется на
определенных принципах. Главный среди них - принцип прибыльного хозяйствования,
достижение возможно большей прибыли. Движущим мотивом деятельности банка является
получение прибыли.
Банковская
прибыль важна для всех участников экономического процесса. Акционеры
заинтересованы в прибыли, так как она представляет собой доход на инвестированный
капитал. Прибыль приносит выгоды вкладчикам, ибо благодаря увеличению резервов
и повышению качества услуг складывается более прочная, надежная и эффективная
банковская система. Заемщики косвенно заинтересованы в достаточной банковской
прибыли, в связи с тем, что способность банка предоставлять ссуды зависит от
размера и структуры его капитала, а прибыль - основной источник собственного
капитала. Даже экономические группы, непосредственно не прибегающие к услугам
коммерческих банков, получают косвенную выгоду от банковской прибыли, так как
надежная банковская система означает безопасность вкладов и наличие источников
кредита, от которых зависят фирмы и потребители.
В
последнее время показатель прибыли и в нашей стране официально стал главным
показателем деятельности банка. Доходность, прибыльность как принцип означает
то, без чего банк не может существовать, без чего теряется смысл его
экономического обслуживания. Показатель можно изменить, заменить другим,
принцип отменить нельзя, он носит неизбежный постоянный характер.
Второй
принцип банковской коммерции умещается в формулу: "Подешевле купить -
подороже продать". Собственно, это спекулятивный принцип. Поэтому банк с
полным основанием можно назвать спекулятивным предприятием. Конечно, спекуляция
со стороны банка имеет свои пределы. Каждый имеет право торговать, но для этого
спекуляция должна носить "цивилизованный "характер. Для этого она
обязана опираться на законодательство, не противоречить ему. Предполагается,
что для осуществления коммерции каждый из банков при этом располагает равными
информационными возможностями о рынке. Биржа с ее котировкой ценных бумаг,
информация о рынке того или иного продукта, анализ тенденций в развитии
отраслей народного хозяйства могут дать каждому равные возможности делать свой
бизнес. Равные возможности должны быть созданы и в создании продукта. Только в
том случае, если каждый банк получит возможность предложить свою услугу,
реализовать ее в рамках законодательства, можно говорить о действительно
цивилизованных формах, при которых спекуляция теряет свой криминальный оттенок
и становится нормой предпринимательства. Чем больше в этих условиях банк становится
спекулянтом, тем в большей степени его деятельность соответствует изначальным
принципам коммерции. От того, насколько удачно "спекулирует" банк ,
зависит его успех, его прибыль.
Для
коммерческого банка небезразлично, какой ценой достигнута прибыль. Принцип
банковской коммерции предполагает получение большей прибыли при меньших инвестициях.
Небезразлична для банка и его собственная доля в общих ресурсах, с помощью
которых формируется доход. Каждому банку известно, что эффект будет тем более
заметен, если большая прибыль достигнута при меньшей его собственной доли в
пассивах.
С
позиции коммерции не должно быть празднолежащих ресурсов. Все деньги, все
ресурсы обязаны максимально работать. Реальности, однако, состоят в том, что
какая-то часть средств находится в резервах, обращается слабо, либо не
обращается совсем. Разумеется, с позиции бизнеса это противоестественно,
поэтому всегда полезно знать, что прибыль будет тем выше, чем выше доля кредитов
по отношению к первичным и вторичным резервам.
Предпосылкой
реализации целей банковской коммерции является безопасность банковской
деятельности. При прочих равных условиях прибыль банка тем выше, чем выше
безопасность банка и меньше риск. И тем не менее банк- это рисковое
предприятие. Недаром говорят, что коммерческий банк-это риск, затем период
ожидания, а вслед за ним прибыль или убыток. Но коммерции вредно опираться на
принцип случайности, напротив, она носит постоянный характер, ее цели при различных
колебаниях должны быть реализованы. Важный принцип банковской коммерции состоит
здесь в том, что банк как экономическое предприятие может рисковать своим
капиталом, своей прибылью, но не капиталом клиента, его прибылью. От неудачной
или неумелой коммерции может пострадать банк, но никогда не должен страдать клиент.
Банковская
коммерция должна действовать по принципу: все для клиента. Банк несет полную
ответственность за клиента, обеспечивает его прибыль. Поскольку банковская
коммерция развернута на хозяйство в целом, то доходность, получение прибыли не
может быть целью только банка, она составляет всеобщую цель банка с клиентом.
На практике все должно быть в согласии: прежде всего прибыль клиента, а затем
прибыль банка; верно, однако и то, что прибыль клиента - это не единственная
цель, а основа для получения банковской прибыли. Обеспечивая прибыль клиенту,
банк реализует и свой собственный интерес.
Партнерские
отношения коммерческого банка с клиентами базируются на принципе взаимной
заинтересованности. Только в том случае, если банк и предприятие заинтересованы
друг в друге, можно рассчитывать, что партнерские отношения между ними действительно
состоятся. Свою выгоду банк может получить не прямо от данного клиента, а от
клиентов данного клиента, которые вместе с ним приходят со своими деньгами в
банк. Свой коммерческий интерес банк, наконец, реализуют не сразу, не
немедленно, а по истечении определенного времени. В связи с этим сегодня то или
иное предприятие может не интересовать банк с позиции получения прибыли,
сегодня клиент находится в прорыве, испытывает платежные затруднения, однако
уже в ближайшее время потенциальные убытки могут обернуться для банка крупной
прибылью. Банкиру не следует быть алчным, прибыль может прийти потом. Ее
ожидание - тревожный, волнительный момент, но он неизбежен, оправдан, ибо
банковское дело всегда было достаточно рентабельным предприятием.
К
сожалению, в условиях перехода к рыночной экономике российские банки понимали
принцип прибыльного хозяйствования как принцип, обеспечивающий исключительно их
собственный экономический интерес. Прибыль банка становилась как бы на первое
место в деятельности кредитного учреждения. Эффект достигался прямолинейным
путем: получить с клиента как можно более высокую плату. Стремление "обобрать"
клиента достигало фантастических размеров. Ни о каком подлинном значении
принципов банковской коммерции здесь не идет речь, это извращенное понимание
принципов коммерции, которое неизменно должно привести как к убыткам клиента,
так и в конечном счете к потерям банка, потерям клиентуры, а вместе с ней и прибыли
от банковской деятельности.
Стратегия
коммерческого банка и факторы успеха его деятельности.
Под
стратегией коммерческого банка надо понимать учение о наиболее эффективной его
деятельности. Если стратегия разработана, если научное представление о банковской
деятельности сформировано, то это является решающим фактором успеха банковской
деятельности. Для устроителей банка прежде всего должны быть ясны его цели,
стратегические позиции при этом предполагаются разные. Разумеется, политика
банка в каждом из конкретных случаев будет неодинаковой. Стратегия должна
учитывать внешние условия банковской деятельности, определять тот результат,
которого банк стремится достигнуть. Можно сказать, что стратегия является как
бы частью общей системы, элементом, фактором успеха банковской деятельности.
Цель
коммерческого банка определяется с позиции его доходности, рентабельности,
структуры баланса, направлений его деятельности (депозитная политика, политика
на финансовом рынке, в области кредитования ссудного процента и др.). В каждом
конкретном случае могут быть общие цели ( в целом по банку, на перспективу) и
частные цели, формируемые как текущие задачи. Сочетание стратегических целей и
оперативных задач, сочетание стратегического и текущего планирования позволяют
коммерческим банкам избежать неудач в своей деятельности, полнее реализовать
свой интерес в мире коммерции. Ясная стратегическая ориентация банка дает ему
значительный импульс для развития предпринимательской деятельности.
Немаловажное
значение в организации деятельности банка имеет его структура. До недавнего
времени она носила отпечаток старой системы. Каждый банк с позиции построения
своего аппарата управления воспроизводил одну и ту же схему, отражающую
скудность выполняемых им операций ( в основном по управлению кредитованием).
Вхождение банков в рыночные отношения неизбежно должно разрушить это однообразие.
Рядом
со стратегической ориентацией банка, определяющей успех банковской деятельности,
следует выделить качество и квалификацию менеджмента, его маркетинговую
активность. Западные банки смогли сделать качественный скачок в своем развитии,
прежде всего благодаря прекрасно налаженному маркетингу и менеджменту. Акцент
на современные методы управления, технологию, широкие связи банка с внешними
структурами, бесспорно, могут дать и нашим банкам мощный импульс для развития.
Следует отметить, что именно отсутствие культуры предпринимательства,
неэффективная система управления являются в настоящее время заметным тормозом
в банковском обслуживании.
Стратегия
коммерческого банка немыслима без обращения к банковскому персоналу.
Руководитель банка - это не номенклатурная должность, он не столько администратор,
сколько банкир в прямом смысле этого слова, профессионал, обладающий коммерческими
и аналитическими способностями. Когда говорят о хорошем банке, то имеют в виду,
прежде всего банк, обладающий высококвалифицированными кадрами. И это не
случайно. В современный банк (разумеется, при достаточно развитой сети
кредитных учреждений) клиенты идут не для того, чтобы получить ту или иную
финансовую услугу, а для того, чтобы воспользоваться советом банка, как
правильнее организовать бизнес. Разумеется, для того чтобы обеспечить подобное
качество работы, в банке должна быть сформирована сильная команда, способная поддерживать
его высокий профессиональный авторитет.
Это
стратегические факторы, обеспечивающие успех банковской деятельности. Помимо
этих факторов есть и другие. Их можно назвать оперативными.
Удача
редко приходит неожиданно. Банк - это не рулетка, а повседневный напряженный
труд. Успеха можно добиться только тогда, когда банковская политика ориентирована
на определенные ценности, неизбежно приводящие к достижению желаемого. Среди
оперативных факторов, приводящих к успеху, следует выделить ориентацию коммерческого
банка на клиента. Клиент всегда прав, это не лозунг, а подлинная философия
поведения банка, рассчитанная на ожидание дохода. В наших условиях это не так
просто сделать. Так как хозяйство долгое время было на диктате банка, а не
наоборот. Тем не менее, там, где банку удается "перебороть" себя,
наконец, встать на единственно правильный путь, там удача неизбежна.
Но
доверие к банкам завоюешь не за один день, а стабильной повседневной политикой,
сориентированной на удовлетворение потребностей предприятий и населения. Акценты
на всемерное развитие доверительных и партнерских отношений с клиентом должны
практически сосуществовать с философией мотивации и продажи банковского
продукта, ориентацией на рынок, его меняющиеся потребности.
Важнейшим
оперативным фактором успеха банковской деятельности является стратегия затрат,
линия на экономию затрат труда, снижение стоимости банковских услуг. К
сожалению, нашими банками утрачено чувство экономии своих собственных затрат, исчезли
такие понятия, как себестоимость кредитного рубля, без чего, конечно, не может
быть и эффективной политики. Выжить в жесткой конкурентной борьбе, получить большой
доход можно только на базе экономии, рачительного отношения к ресурсам, ускорения
оборачиваемости средств. Следовательно, и здесь банкам необходимо не только
преодолеть себя, но и создать механизм, который обеспечивал бы экономию
производимых затрат, снижение себестоимости банковского продукта.
В качестве факторов, обеспечивающих успехи
коммерческого предприятия, бесспорно, выступают: создание всеобъемлющих
информационных систем, сотрудничество с иностранными банками, диверсификация
банковского риска (по отраслям, формам собственности, видам услуг), организация
внутреннего банковского аудита, в целом переход на новую технологию банковского
обслуживания.
Аналитический и синтетический
учет в кредитных организациях
По договору банковского
счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый
клиенту, денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и
выдаче соответствующих сумм со счета и проведение других операций по счету.
Банк может использовать имеющиеся на счете
денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться
этими средствами, но не вправе определять и контролировать направления
использования денежных средств клиента и устанавливать другие не
предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права
распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. Договор банковского
счета расторгается по заявлению клиента в любое время. По требованию банка договор
банковского счета может быть расторгнут судом в следующих случаях: когда сумма
денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального
размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, и если такая
сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об
этом; при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не
предусмотрено договором. Такие же правила распространяются и на
корреспондентские счета банков. В банковских учреждениях все операции по
кредитованию, расчетам и другим их видам выполняются на основании соответствующих
документов. Все они отражаются по счетам бухгалтерского учета, в двух разрезах:
аналитическом (детализированном) и синтетическом (сводном).
В счетах аналитического учета фиксируются данные, необходимые для отражения
оборота и текущего состояния операций. К аналитическим счетам относятся,
например, открываемые предприятиям расчетные счета, в которых записываются
поступления и выдачи средств и выводятся их остатки; из остатка видно,
достаточно ли средств на расчетном счете для оплаты предъявляемых его
владельцем платежных документов, в том числе для погашения задолженности банку
по ссудам. Аналитическими счетами являются также ссудные счета клиентов банка,
показывающие их задолженность по ссудам.
В
соответствии с номенклатурой счетов баланса аналитические счета группируются в
синтетические - балансовые счета. Итоги записей по дебету и кредиту в
аналитических счетах, объединяемых одним балансовым счетом, составят обороты по
этому синтетическому счету, а итог остатков данной группы аналитических счетов
- остаток по нему. Состав аналитических счетов, относящихся к каждому
синтетическому счету, определяется характером учитываемых ценностей, средств,
расчетов и других активов и пассивов, предусмотренных номенклатурой счетов
банковского баланса.
Аналитический
учет ведется преимущественно в лицевых счетах, которые и являются его
документацией. Они открываются не только предприятиям и гражданам, но и учитывают
целевое назначение тех или иных средств, например - фондов банка.
Документы аналитического и
синтетического учета
Итак, документами аналитического учета
являются лицевые счета, которым присваиваются наименование и номера. Номер
лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному
клиенту и целевому назначению. Используемые при нумерации лицевых счетов
признаки закрытых договоров (счетов) могут присваиваться новым счетам с данным
клиентом по истечении отчетного года (после 31 декабря), в котором был закрыт
старый договор. В лицевых счетах должна быть отражена следующая информация:
дата предыдущей операции по счету, входящий остаток на начало дня, обороты по
дебету и кредиту, отраженные по каждому документу, остаток после каждой
операции и остаток на конец дня. Лицевые счета ведутся на отдельных листах
(карточках), в книгах. В реквизитах лицевых должно отражаться: дата
совершения операции, номер документа, вид (шифр операции), номер
корреспондентского счета, суммы - отдельно по дебету, кредиту и остаток.
Допускается
ведение учета взносов акционеров, вкладов физических лиц, работников банка,
учета основных средств, МБП, товарно-материальных ценностей и других, важных
для банка операций, по отдельным программам с отражением на соответствующих
счетах в балансе итоговыми суммами.
Открытые
счета клиентам регистрируются в специальной книге. В книге регистрации должны
содержаться следующие данные: дата открытия счета; дата и номер договора об
открытии счета; наименование клиента; наименование (цель) счета; номер лицевого
счета; порядок и периодичность выдачи выписок по счету; дата сообщения налоговым
органам об открытии счета; дата закрытия счета; примечание.
Учетной
политикой кредитной организации может быть предусмотрено ведение книги
регистрации лицевых счетов с использованием ЭВМ, при условии ежедневной и на каждое
первое число нового года распечатки ведомости вновь открытых и закрытых счетов,
которые подшиваются в отдельное дело и хранятся у главного бухгалтера или его
заместителя. Книга регистрации действующих счетов, сформированная за год,
сверяется с ведомостями открытых и закрытых счетов, прошнуровывается,
опечатывается, подписывается главным (зам. главного) бухгалтером и сдается в
архив. При необходимости кредитная организация может вести несколько книг, с
обязательной сквозной нумерацией каждой страницы по всем книгам.
Внесение
изменений в книгу учета лицевых счетов клиентов может осуществляться только с
разрешения главного бухгалтера либо его заместителя.
Лицевые
счета клиентов печатаются применительно к действующим формам бланков в двух
экземплярах, которые передаются в бухгалтерию. Второй экземпляр является выпиской
из лицевого счета и предназначается для выдачи или отсылки клиенту. Лицевые
счета, выписки из которых клиентам не выдаются, печатаются в одном экземпляре.
Выписки лицевых счетов, изготовленные на ЭВМ, выдаются клиентам без штампов и
подписей работников кредитной организации.
После
выдачи выписок клиентам лицевые счета за отчетный месяц брошюруются в пачки в
возрастающем порядке номеров счетов по балансовым и внебалансовым счетам и
сдаются в архив. База данных лицевых счетов в ЭВМ ведётся с обязательным
дублированием как минимум на двух различных носителях, и должна обеспечивать
сохранение информации в течение срока, установленного для хранения
соответствующих документов.
Для
регистрации всех операций, проведенных за день по документам, в том числе изготовленным
программным путем в кредитной организации, ведется бухгалтерский журнал. Журнал
составляется в двух экземплярах по утвержденной форме:
БУХГАЛТЕРСКИЙ
ЖУРНАЛ
(приложение
к правилам БУ 10)
за
_____ г.
Номер документа (последние три знака) | Номер счета (первые 8 знаков) | Сумма в рублях и копейках | ||
По дебету | По кредиту | По дебету | По кредиту | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Итого по мемориальным Итого по кассовым документам Всего по балансовым счетам Итого по кассовым и Всего документов |
Одновременно составляются кассовые журналы, один
экземпляр которого приобщается к бухгалтерскому. Наряду с журналами
составляются ведомости остатков по счетам (приложение к правилам БУ 11) и
остатков привлеченных и размещенных средств (приложение к правилам БУ 12).
ВЕДОМОСТЬ ОСТАТКОВ ПО
СЧЕТАМ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (приложение к правилам БУ 11)
Номер счета 1/2 порядка | Номер лицевого счета | Наименование счетов и разделов баланса | Код валют | Исходящие остатки на отчетную дату |
1-2 | 3 | 4 | 5 | 6-7 |
АКТИВ итого по лицевым счетам итого по счетам второго порядка итого по счету первого порядка итого по активу |
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |