Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Развитие событийного туризма в Республике Беларусь

ОглавлениеВведение                                                                                                  3
Глава I. Туризм Республики Беларусь – его состояние и развитие              4
1.1.   Управление туризмом                                                         4
1.2.   Стратегия развития туризма в Беларуси                                     7
Глава II. Событийный туризм, его разновидности и воплощения                13
Глава III. Событийный туризм в действии                                            17
Заключение                                                                                             20
Список используемой литературы                                                                  21
Приложения                                                                                            22-27         
Введение
Туризм – одно из наиболее динамичных явленийсовременного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста имасштабы влияния на уровень развития мирового сообщества в целом, а во многихстранах является базовой отраслью экономики.
Развитие внешнего туризма в Республике в настоящеевремя не очень высокое, однако, наблюдаются тенденции и предпосылки к егоросту. Все больше и больше туристических компаний появляется в стране, которыепредлагают широкий выбор услуг своим клиентам. Можно предположить, что черезнесколько лет туризм станет высокоразвитой отраслью в нашей стране, ведьусловия для внутреннего туризма достаточно благоприятные.
Некоторые исследователи считают, что ключом краскрутке туристического рынка Республики Беларусь может стать именнособытийный туризм. Событийный туризм — это очень серьезный бизнес. Его развитиедолжно способствовать решению вопроса формирования имиджа Республики, безкоторого, как вы понимаете, все разговоры о привлечении инвестиций в экономикуостанутся лишь разговорами. Ничего лучше, чем событийные мероприятия на имиджне работает.
Событийные мероприятия сами по себе — бизнес, изарабатывать на нем можно и нужно.
Событийный туризм – это когдатуристы (клиенты туристских фирм) становятся живыми свидетелями величайшихсобытий в мире спорта, культуры и искусства. Такие поездки остаются в памятикак одни из самых ярких моментов в жизни. Клиенты становятся в разряд техредких избранных во всем мире, кто видел то, что больше никогда не произойдет.
В данной курсовой работе рассматривался как туризмРеспублики Беларусь в целом, так и его подвид – событийный туризм.
Кроме того, был описан ряд мер, необходимых длялучшего функционирования структуры управления туризмом и для дальнейшегоразвития событийного туризма в Республике.
Также приведены примеры мероприятий, не так давнопроводимых в стране, и наиболее популярных программ новогодних и рождественскихканикул.

Глава I.
Туризм в Республике Беларусь – его состояние иразвитие
 
1.1. Управление туризмом
Реализацией широкой программы по развитию туризма вБеларуси занимаются соответствующие органы. В РБ сложилась и постояннодействует и совершенствуется  своего рода система организационно-управленческихмероприятий по развитию туризма.
Главная роль принадлежит Министерству спорта итуризма, которое призвано создавать условия для вовлечения в активные занятиятуризмом. На него возложены задачи связанные с планированием и финансированиеммассовой туристической деятельности в РБ, хозяйственное обеспечение этойработы, управление плановым самодеятельным туризмом, а так же частные вопросы(разработки  и утверждение классификационных маршрутов, туристических походов,правила проведения туристических мероприятий).
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь –является центральным органом управления и подчиняется Кабинету МинистровРеспублики Беларусь. На Министерство возлагается ответственность за проведениегосударственной политики в области физической культуры, спорт и туризма. Всвоей деятельности Министерство руководствуется законодательством РеспубликиБеларусь и настоящим Положением. Министерство осуществляет свою деятельность вовзаимодействии с другими Министерствами и иными центральными органамиуправления, общественными физкультурно-оздоровительными и спортивными объединениями,местными исполнительными и распорядительными органами.
Основными задачами Министерства являются:
·    проведение единой государственнойполитики в области физической культуры, спорта и туризма;
·    разработка концепцийсоциально-экономического развития физической культуры, спорта и туризма вреспублике и методов их реализации;
·    разработка и реализация научнообоснованной системы физического воспитания населения республики:
·    разработка, утверждение иреализация государственных программ по развитию физической культуры, спорта итуризма;
·    проведение государственнойкадровой политики, направленной на укомплектование центрального аппаратаМинистерства, подведомственных ему организаций и учрежденийвысококвалифицированными специалистами, обеспечение их подбора и расстановки,формирование управленческого кадрового состава отрасли и его резерва, созданиеотраслевой системы непрерывного обучения кадров, организация подготовкиспециалистов с высшим и средним специальным образованием;
·    разработка совместно с заинтересованнымиорганизациями научно-исследовательской базы и совершенствование системынаучно-методического обеспечения деятельности в области физической культурыспорта туризма;
·    регулирование деятельностиподведомственных Министерству предприятий, учреждении и организаций путемзаключения контрактов с их руководителями, утверждения положений (уставов) обэтих предприятиях, учреждениях и организациях, выработки для них нормативов поадминистративно-управленческому персоналу;
·    разработка экономических нормативовэффективности хозяйствования подведомственных Министерству предприятий,учреждений и организаций, осуществление контроля за их применением;
·    пропаганда и распространениезнаний о физической культуре, спорте и туризме, об укреплении здоровья, организацииактивного отдыха;
·    обеспечение подготовки спортсменови национальных команд Республики Беларусь по видам спорта и участия их вОлимпийских играх, чемпионатах мира, Европы и других крупнейших международныхсоревнованиях;
·    организация и проведениереспубликанских и международных спортивных и туристских мероприятий натерритории Республики Беларусь;
·    организация и проведениеспортивных и туристских лотерей;
·    направление спортсменов испециалистов по физической культуре, спорту и туризму – граждан РеспубликиБеларусь за границу на работу по контракту, на обучение, стажировку вспортивных и туристских организациях, учебных заведениях и научных учреждениях;
·    осуществление внешнеэкономическойдеятельности в области физической культуры, спорта и туризма, в том числепроизводства спортивных и туристских инвентаря и оборудования;
·    содействие республиканскимассоциациям, клубам, союзам и федерациям по видам спорта и туризму, инымобщественным объединениям по физической культуре, спорту и туризму в их деятельности;
·    участие в формировании иреализации государственной политики по созданию материальной базы физическойкультуры, спорта и туризма, в производстве товаровфизкультурно-оздоровительного, спортивного и туристского назначения вреспублике;
·    представление интересов РеспубликиБеларусь в области физической культуры, спорта и туризма на международномуровне;
·    осуществление контроля зареализацией законодательств Республики Беларусь по физической культуре, спортуи туризму;
Министерству предоставлено право:
·    издавать в установленном порядкепостановления, приказы и инструкции по вопросам, находящимся в компетенцииМинистерства, обязательные для исполнения другими министерствами и инымицентральными органами управления, местными исполнительными и распорядительнымиорганами, а также юридическими и физическими лицами;
·    вносить в установленном порядкепредложения о приостановлении или отмене действия на территории республики,противоречащих законодательству нормативных и иных актов других министерств ииных центральных органов управления по вопросам, входящим в компетенциюМинистерства;
·    представлять республику вмеждународных спортивных и туристских организациях, заключать в пределах своейкомпетенции с органами физической культуры, спорта и туризма других государствсоответствующие соглашения;
·    осуществлять контроль задеятельностью подведомственных Министерству предприятий, учреждений иорганизаций, в том числе за использованием ими финансовых иматериально-технических ресурсов;
·    проводить конференции, семинары исовещания по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
·    образовывать в установленномпорядке совместно с заинтересованными межведомственные комиссии,координационные и экспертные советы, а также временные творческие коллективы ирабочие группы по проблемам физической культуры, спорта, туризма;
·    в установленном порядкезапрашивать у других министерств и иных центральных органов управления,предприятий, учреждений и организаций и получать от них информацию по вопросам,входящим в компетенцию Министерства;
·    осуществлять другие полномочия,предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Руководящие органы (см. Приложение №1):
Министерство возглавляет Министр, назначаемый надолжность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь. Внастоящее время им является Ворсин Е. М.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность иосвобождаемых от должности в установленном порядке.
Министр руководит деятельностью Министерства и несетперсональную ответственность за выполнение возложенных на это Министерствозадач и функций. Он распределяет обязанности между заместителями Министра,руководителями структурных подразделений Министерства; согласовываеткандидатуры на должности руководителей структурных подразделений по физическойкультуре, спорту и туризму облисполкомов и Минского горисполкома; утверждает структуру  и штатное расписание работников центрального аппарата Министерства,структуру и  численность подведомственных ему организаций и учреждений впределах расходов на их содержание, а также положения об этих организациях иучреждениях; самостоятельно распоряжается имуществом и средствами Министерствав пределах, установленных законодательством и сметой; назначает на должности иосвобождает от должностей работников центрального аппарата Министерства ируководителей подведомственных ему организаций и учреждений; создает вустановленном порядке фонд на представительские цели.
Для рассмотрения наиболее важных вопросов вМинистерстве образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии),заместителей Министра по должности, а также других работников Министерства иподведомственных ему организаций и учреждений. Состав коллегии утверждаетсяКабинетом Министров Республики Беларусь. Решения коллегии проводятся в жизньприказами Министра. В случае разногласий, возникших между председателем ичленами коллегии при обсуждении вопросов и принятии решений, председательпроводит в жизнь свое решение и сообщает об этом в Кабинет Министров РеспубликиБеларусь. Члены коллегии в свою очередь имеют право сообщить свое мнение вКабинет Министров Республики Беларусь.
Финансирование:
Центральный аппарат Министерства содержится за счетсредств республиканского бюджета. Фонд оплаты труда работников указанногоаппарата утверждается Кабинетом Министров Республики Беларусь.
Областные советы по туризму отвечают за организациютуризма в рамках своих территорий в соответствии с директивой вышестоящихорганов. Они обязаны утверждать туристические  и экскурсионные маршруты,подготовить методические рекомендации, подготовка и переподготовкаинструкторских кадров, контроль за исполнительной дисциплиной  в подопечныхорганах.
В Республике Беларусь действует система туристскихорганов и организаций, охватывающая все вопросы, касающиеся туризма. Онаохватывает своим влиянием все трудовые и учебные коллективы. Ее основные задачи– создавать максимальные условия для массового вовлечения людей в активноезанятие туризмом.
Руководит всей работой Министерства связанной стуризмом Шульга Вячеслав Каземирович – заместитель министра по туризму.
В настоящее время ведется большая массовая работасреди школьников и студентов для вовлечения их в занятия туризмом. Министерствоспорта и туризма заключила соглашение с Министерством образования о разработкеспециальных экскурсионных и познавательных маршрутов для учащихся, что бы ониимели практическую сторону во время написания рефератов, курсовых и дипломныхработ.
1.2. Стратегия развития туризма в Беларуси
Национальная программа развития туризма РеспубликиБеларусь на 2001–2005 годы, утвержденная Постановлением Совета МинистровРеспублики Беларусь № 2026 от 29 декабря 2000 г., предусматривает определениеоптимальных задач, обоснованный выбор приоритетов и достоверное исследованиересурсов развития белорусского туризма.
Важнейшей задачей развития туристско-рекреационнойдеятельности в Беларуси является сохранение ценных туристских икурортно-рекреационных ресурсов. Нерегулируемое туристско-рекреационноеосвоение природных территорий и территорий исторических мест и поселений, связанноесо строительством зданий и сооружений для размещения и обслуживания туристов иотдыхающих, прокладкой туристских экскурсионных маршрутов, автодорог,инженерно-технических коммуникаций, приводит к значительным изменениям вприродных экосистемах и трансформации природных ландшафтов. Превышениедопустимых нагрузок вызывает ухудшение состояния или разрушение ценныхприродных комплексов, недвижимых объектов историко-культурного наследия,приводит к снижению аттрактивности и комфортности среды обитания и перегрузкамисторических мест и центров поселений. Все это мы уже, к сожалению, познали насобственном опыте.
Несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодноегеополитическое положение, наличие богатого историко-культурного и природногонаследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристскомрынке. Современное состояние туризма в республике можно рассматривать каккризисное, характеризующееся резким падением объемов предоставления туристскихуслуг и ухудшением состояния материальной базы отрасли, сформированной еще всоветский период.
Однако надо двигаться дальше, развиваться, конечно же,с учетом пройденного.
Предварительно потребовалось проделать многое. Так,оценен наш туристский потенциал по населенным пунктам, городам, регионам иреспублике в целом, разработана классификация существующих типовтуристско-рекреационных образований республики и отдельных регионов по рядупризнаков (значению и роли в общей системе туризма и отдыха, профилю, составу иособенностям использования ресурсов, тенденций развития и т.п.). Параллельноопределены существующие типы центров туристско-рекреационных систем республикии отдельных регионов по комплексу признаков, установлены параметры изакономерности перспективного развития отдельных типов туристско-рекреационныхобразований и их состав. Наконец, выделены основные планировочные оси,формирующие каркас национальной и региональных систем туризма и отдыха. Попринципиальным показателям ранжированы наши перспективные территориальныесистемы туризма и отдыха.
В процессе исследований собраны данные о наличии исостоянии туристско-рекреационных ресурсов.
Природные туристско-рекреационные ресурсы Беларусидостаточно разнообразны и представительны. К ним относятся лесные, лесоозерныеи лесоречные природные комплексы, расположенные в экологически чистых районах,и климатические особенности данных районов. Оценка природных рекреационныхресурсов осуществлялась методом суммирования результатов факторных оценок погруппам показателей, характеризующих «физиологическую», «технологическую» и«эмоционально-познавательную» пригодность каждого ресурса для организацииразличных видов туризма и отдыха. В целом республика располагает относительноблагоприятными климатическими и ландшафтными условиями, значительными лесными,ландшафтными и водными ресурсами, позволяющими организовать разнообразные видыи формы туристско-рекреационной деятельности населения республики и еепосетителей.
Историко-культурные ресурсы. На территории Беларусинаходятся города с древней историей, основанные в IХ–ХI веках, такие, какПолоцк, Гродно, Витебск, Брест, Пинск, Орша, Минск, Несвиж, Туров, Ружаны,Мстиславль и др. Во многих поселениях сохранились старинные храмы, дворцы изамки, усадебно-парковые комплексы. Несмотря на многочисленные войны иразрушения, от которых особенно пострадали характерные для Беларуси деревянныепостройки, среди памятников истории и культуры сохранились и уникальные, неимеющие аналогов в других странах. Особую группу городов с ценнымисторико-культурным наследием образуют малые города, в которых историческаязастройка – главная их особенность. Это Несвиж, Мир, Слоним, Мстиславль,Новогрудок и др. Для них развитие туризма – практически единственнаявозможность активизировать экономику, улучшить благосостояние местного населения.
Однако вся беда в том, что мы реализуем далеко не всенаше туристское достояние. Сегодня для туристско-экскурсионного показаиспользуется менее 10% историко-культурных памятников. Многие историческиеобъекты нуждаются в реставрации, благоустройстве прилегающих территорий. Поэкспертным оценкам, в познавательно-экскурсионных целях можно использоватьоколо 2 тыс. объектов, в большинстве сохранившихся, но частично нуждающихся вреставрации фондов или благоустройстве прилегающих территорий.
Помимо этого есть и другие изъяны в нашей организациитуристско-рекреационного дела. У нас еще мало рекреационных ландшафтов, впервую очередь парков в городах; оборудование и уровень благоустройства их несоответствуют современным требованиям; недостаточно разнообразны места отдыха впригородных зонах. Загородные рекреационные ландшафты не имеют удобныхтранспортных связей с жилыми районами городов; отсутствие благоустройства вместах массового отдыха населения ведет к деградации ценных природныхтерриторий.
При развитии рекреационной инфраструктуры недостаточноучитываются рекреационные потребности различных групп населения.
Практически не применялся метод комплексной застройкитуристско-рекреационных зон или зон отдыха с единым благоустройством лесных ипляжных территорий, созданием эффективной инженерной и социальнойинфраструктуры.
Территории отдельных туристско-рекреационныхобразований не связаны системой центров и маршрутов в единую планировочнуюсистему.
Отсутствует система контроля за состоянием природныхтерриторий повышенного туристского спроса, уровнем нагрузок на территориивокруг объектов экскурсионного показа – охранных зон памятников, границы длябольшинства которых не определены и по сей день.
Крайне не развита инфраструктура обслуживания туристовна значительных по протяженности транспортных туристских маршрутах.
Наконец, банальное загрязнение окружающей среды вкрупных городах и на прилегающих к ним территориях.
И главное – отсутствует законодательная база,определяющая статус, условия развития и осуществления контроля за содержаниемкурортно-рекреационных зон и территорий.
Планомерно устраняя эти недостатки, развитие туризма вРеспублике Беларусь должно основываться все-таки на тех его видах и формах,которые позволяют наши ресурсы. Иначе говоря, прежде всего, максимально икомплексно использовать имеющиеся уникальные природные комплексы и памятникиархитектуры, истории, самобытные достояния культуры, включая традиционныефестивали, народные праздники и обряды.
В этой связи завершенная Схема предлагает опорныйкаркас национальной туристско-рекреационной системы Беларуси, который образуютосновные (главные) туристские трассы (маршруты) – трансъевропейские коридоры: №2 Париж–Берлин–Варшава–Брест–Минск–Москва; № 9Стамбул–Бухарест–Киев–Гомель–Витебск–Санкт-Петербург; № 9АГомель–Минск–Вильнюс–Клайпеда, а также транспортные коридоры, не включенные всистему трансъевропейских, но имеющие важное значение для связи Беларуси ссоседними странами и внутри страны: Южные регионыРоссии–Брянск–Гомель–Мозырь–Пинск–Брест–Варшава;Москва–Смоленск–Витебск–Полоцк–Рига; Вильнюс–Глубокое–Полоцк–ВеликиеЛуки–Санкт-Петербург; Варшава–Белосток–Гродно–Вильнюс–Санкт-Петербург;Минск–Орша–Мстиславль–Костюковичи; Москва–Рославль–Кричев–Рогачев–Бобруйск;Белосток–Волковыск–Барановичи.
В этом каркасе выделяются центры национальнойтуристско-рекреационной системы, которые развиваются как многофункциональныепоселения. В них предусмотрено сосредоточение объектов обслуживания туристов –расселение, питание, медицинское и бытовое обслуживание, транспортные услуги,объекты досуга и развлечений, музейные и выставочные комплексы. Здесьсосредоточивается преимущественное большинство туристских фирм и предприятий,торгующих туристским продуктом и осуществляющих экскурсионное обслуживание. Главныеи второстепенные туристские трассы национального значения Беларуси образуютрадиальные связи больших городов – туристских центров между собой и с основнымитуристскими регионами страны, и имеют выходы на международные связи со странамиближнего и дальнего зарубежья. В дополнение к ним предусмотрено формированиесистемы туристских трасс регионального значения, позволяющих создать кольцевыемаршруты и включить в систему туризма Беларуси территории с ценнымтуристско-рекреационным потенциалом, расположенные в стороне от главныхтранспортных магистралей страны.
Приоритетными зонами развития туризма на национальномуровне являются Брестско-Каменецкая, Барановичско-Слонимская, Гродненская,Новогрудско-Несвижская, Минско-Молодечненская, Нарочанско-Поставская,Полоцко-Ушачско-Лепельская, Витебско-Оршанская, Бобруйско-Могилевская иТуровско-Мозырская туристско-рекреационные зоны. Благоприятными предпосылкамиих развития является то, что практически все они находятся в ареале влияния илина пересечении действующих и перспективных трансъевропейских коммуникационныхкоридоров и концентрируются вокруг основных центров туристской инфраструктуры.
Если мы хотим, чтобы национальный туризм развивалсяустойчиво, нам необходимо иметь соответствующую стратегию. Принципиальное звеноэтой стратегии – завершенная Схема комплексной территориальной организациитуризма и отдыха Республики Беларусь. Тем не менее, стратегия предполагаетследующие перманентные операции:
·    оценку существующего туристскогорынка, определение наиболее перспективных его сегментов и прогнозтуристско-рекреационных потоков;
·    разработку предложений поорганизационной и функциональной структуре главных (первоочередных) туристскихзон и объектов, их реконструкции, улучшению социальной инфраструктуры и доступак ним;
·    определение источниковинвестирования и круга лиц (организаций), заинтересованных и содействующихразвитию туристской деятельности в регионе и республике.
Теперь назовем исходные проблемы, без разрешениякоторых стратегия обречена. Они обусловлены отсутствием у нас многих базисныхкомпонентов эффективной системы туризма, а именно:
·    индустрии туризма каксамостоятельной отрасли народного хозяйства;
·    единой методики анализа рынка иполноценной статистической отчетности о потоках туристов в республике и порегионам, что затрудняет их оценку и прогнозирование;
·    должного по международнымстандартам комфорта проживания у нас иностранных туристов при несопоставимобольших ценах за него;
·    государственных и частныхинвестиций в сферу туризма и как следствие этого дальнейшей заинтересованностиотечественных и зарубежных инвесторов;
·    единой системы научного ирекламно-информационного обеспечения туристского продукта на внутреннем ивнешнем рынках.
И это все при росте конкуренции на туристских рынкахсопредельных стран СНГ, Балтии и Европы.
Важнейшие направления мероприятий, проведение которыхнеобходимо для успешной реализации стратегических планов устойчивого развитиятуризма на региональном уровне:
·    реконструкция гостиничногохозяйства и выбор альтернативных форм размещения туристов (частныхотелей–пансионов, использование нерентабельных рекреационных учреждений, арендажилья и т.п.);
·    расширение (модернизация) сферытуристских услуг;
·    стандартизация и сертификациятуристского продукта и туристских услуг;
·    реорганизация системы учета иконтроля рынка, определение наиболее перспективной и доходной категориитуристов и приоритетных для развития видов туризма;
·    организация рекламной кампании попопуляризации туризма и его объектов в регионе и вне (отечественный имеждународный рынок), возможности проведения региональных и участия внациональных туристских ярмарках и выставках;
·    определение сельскохозяйственных ифермерских хозяйств (особенно конеферм, звероферм и экспериментальныххозяйств), на базе которых возможно развитие агротуризма (сельского туризма);
·    подготовка региональных кадров длятуристской отрасли;
·    разработка проектной инаучно-исследовательской документации по развитию, реставрации, реконструкции,модернизации объектов и территорий туризма, реабилитация ранее популярных, ноутерянных туристских маршрутов и разработка новых.

Глава II.
Событийный туризм, его разновидности и воплощения
 
Туризм – одно из наиболее динамичных явленийсовременного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста имасштабы влияния на уровень развития мирового сообщества в целом, а во многихстранах является базовой отраслью экономики.
Развитие внешнего туризма в Республике в настоящеевремя не очень высокое, однако, наблюдаются тенденции и предпосылки к егоросту. Все больше и больше туристических компаний появляется в стране, которыепредлагают широкий выбор услуг своим клиентам. Можно предположить, что черезнесколько лет туризм станет высокоразвитой отраслью в нашей стране, ведьусловия для внутреннего туризма достаточно благоприятные.
Мы говорим о въездном туризме Беларуси, подразумеваято, что нам есть что показать. А в это время горит замок в Несвиже, погибаютруины кревского замка, гольшанской и Ружанской резиденций Сапегов, заколочены многиекостёлы и церкви и т.д. Что показывать?
Замок Радзивиллов сожгли 24 декабря 2002 года.Несвижский замок уже год находился на реставрации, апотому в здании не было ценных экспонатов. Однако сам замок представляет собойзначительную историческую ценность. Строительство Несвижского замка было начатоеще в XVI веке по проекту итальянского зодчего Джованни Бернардони. Во многомблагодаря замку Несвиж в свое время стал одним из центров европейской культуры.В библиотеке замка хранилась часть архивов Великого княжества Литовского. Сприходом советской власти законные владельцы архитектурной жемчужины покинулитерриторию Беларуси, а замок на долгое время стал санаторием. И только в 2000году было принято долгожданное решение о реставрации уникального памятниказодчества, а также подготовлено решение включить его в список памятниковмировой культуры ЮНЕСКО.
Спортивный и событийный туризм –это когда туристы (клиенты туристских фирм) становятся живыми свидетелямивеличайших событий в мире спорта, культуры и искусства. Такие поездки остаютсяв памяти как одни из самых ярких моментов в жизни. Клиенты становятся в разрядтех редких избранных во всем мире, кто видел то, что больше никогда непроизойдет.
Событийный туризм – это выставки, ярмарки, фестивали,концерты, спортивные и культурные мероприятия.
Беларусь, обладая богатым природным и культурнымпотенциалом, по-прежнему занимает довольно скромное место на международномтуристском рынке. Почему так происходит? Чтобы ответить на этот вопрос,обозначить проблемы и возможности полноценного развития туризма в обозримомбудущем, проанализируем тенденции развития въездного и внутреннего туризма внашей стране. Статистика гласит, что за последние 5 лет продолжительностьпребывания иностранных туристов в Республике Беларусь сократилась до 1–2 дней;уменьшилось количество комбинированных туров, таких, как Вильнюс–Минск,Смоленск–Витебск, Псков–Полоцк и т.д.; сократились до минимуматуристско-экскурсионные поездки по республике среди взрослого населения. Отдыхприобрел ярко выраженный сезонный характер. Остро ощущается дефицит мест дляпроведения комфортного и разнообразного 2–3-дневного отдыха. Посещениекультурно-исторических достопримечательностей может длиться не более одногодня. Если они расположены не в областных центрах, продолжительность уменьшаетсядо 3–4 часов максимум. Одна из причин тому – крайне низкие темпы развитияинфраструктуры вокруг объектов туристского показа, что делает последние менеепривлекательными и малоэффективными с экономической точки зрения. (Мироваяпрактика свидетельствует, что осмотр объектов туристского показа занимает неболее половины времени путешествия, а основной экономический эффект оторганизации отдыха достигается за счет оказания дополнительных туристскихуслуг.) Большинство возможных объектов туристского показа нуждаются ввосстановлении, реконструкции, обустройстве подъездных путей, смотровыхплощадок и т.д. Проблема состоит не в том, что памятник истории плохосохранился или полуразрушен (в Греции, например, именно это и интересно туристам),а в отсутствии «изюминки», которая может привлечьтуриста. Ведь его интересуют не только памятники истории и Рис.1. Территориальное деление Республики Беларусь   архитектуры, но и само место, гдепроисходили события. И поэтому очень важно правильно ввести данный туристскийобъект в логические цепочки и на их основе разработать туристские маршруты,которые включали бы в себя все необходимое: от средства размещения досувенирного киоска.
Территория Республики Беларусь разбита на шестьобластей, каждая из которых делится на районы, города и иныетерриториально-административные единицы. Областными центрами в РеспубликеБеларусь являются города: Минск, Гомель, Витебск, Могилев, Гродно, Брест.
Сегодня практически все регионы Беларуси с точкизрения развития туризма находятся в одинаково сложных условиях. Исправитьположение в одночасье невозможно. Выход может быть один: акцентированиевнимания на развитии в каждой области 2—3 наиболее привлекательных для туристовключевых туристских территорий, подчеркивающих отличие региона от других мест.Например, в Минске такой территорией может быть Троицкое предместье, Верхнийгород; в Минской области – Несвиж и Мядельский район; в Витебской – Полоцк иБраславский район и т.д. Такой подход позволит объединить в единый комплекстуристские объекты, находящиеся в удобной транспортной доступности от местпроживания туристов, обеспечить рациональное использование туристских ресурсови привлекательность территорий через комплексное управление и маркетинг, атакже даст импульс к развитию исторически сложившихся этнотерриториальныхрегионов Беларуси и поможет преодолеть ряд негативных тенденций в белорусскомтуризме.
Рассмотрим реализацию данной модели на примересоздания туристско-культурной территории на базе замковых комплексов «Мир» и«Несвиж».
В пределах часовой езды от Мира и Несвижа туристамможно предложить разнообразную экскурсионную программу, основанную наисторических фактах, связанных с жизнью выдающихся личностей (И. Дамейки, Я.Брыля,А. Мицкевича, Я. Чачота, Я. Коласа), познакомить с такимидостопримечательностями, как Новогрудский замок (пример оборонительногозодчества XIII–XVI вв.), Борисоглебская церковь (1517 г.), костел францисканцев(XVIII в.), фарный костел (1712 г.) и др.), усадьба Хрептовичей в д. Щорсы,Свято-Петропавловская церковь и краеведческий музей в г.п. Кореличи. Туристамможет быть также предложен отдых на озере Свитязь и многое другое.
Мировая практика показывает, что туристские территориитакого уровня за рубежом развиваются по «клубному методу». Это означает, чтотурист может провести здесь минимум 2—3 дня, получив при этом все желаемыеуслуги (проживание, питание, обширную экскурсионную программу, комплексразвлечений).
Что необходимо сделать, чтобы создать на базе данныхзамковых комплексов конкурентоспособный туристический продукт, отвечающиймировым стандартам? Кроме конструктивного решения организационно-финансовыхвопросов, на основе имеющегося туристского потенциала сформировать пакеттуристско-экскурсионных маршрутов, отвечающих интересам различных категорийтуристов (школьников, студентов, взрослых, пенсионеров, иностранных туристов идр.). Задача заключается в дифференцированном подходе к формированиютуристского продукта. При этом следует учесть, что восприятие современноготуриста больше ориентировано на активное участие, а не на пассивное созерцание.Поэтому в каждом предлагаемом турпродукте должен присутствовать этническийакцент, аутентичность, он должен отвечать высоким экологическим требованиям. Ктому же следует иметь полную свободу выбора маршрута и возможность мобильногоизменения программы.
Основной интерес для туристов из стран ЗападнойЕвропы, США и Японии представляет нетронутая окружающая среда, природныебогатства, древние ландшафты и многообразие флоры и фауны. Для этой категориитуристов замковые комплексы «Мир» и «Несвиж» целесообразнее использовать какцентры культурных традиций, а не как памятники истории и архитектуры. Вниманиепольских и литовских туристов, очевидно, больше привлечет общая история периодаВКЛ и Речи Посполитой. Мотивом к приезду жителей республики могут статькультурно-массовые мероприятия (фестивали, фэсты, спортивные события), отдых наприроде с посещением туристских объектов.
Одной из побудительных причин кратковременныхпутешествий являются культурно-развлекательные мероприятия. По данным ВТО,развлечения как основной мотив путешествий превосходят по значимоституристско-экскурсионные программы. Эта тенденция отмечается во многих странахмира. Например, во Франции на первом месте по посещаемости стоит Диснейленд, итолько затем Лувр. Поэтому очень важно сформировать календарь привлекательныхдля туристов мероприятий, проводимых в данном регионе, делая основной акцент наместных традициях.
Культурно-массовые мероприятия могут быть серьезныммотивом увеличения количества туристов. Некоторые мероприятия можно сделатьтрадиционными (например, фестиваль старинной музыки, конкурсы народныхумельцев: «Саламяныя дзiвосы», «Разьбы зачараванне», «Матчыны кросы», «Траецкiфэст», рыцарские турниры, ряд обрядовых праздников, литературные вечера,театральные встречи, выступления батлейки). Местом проведения зрелищныхмероприятий (костюмированных представлений, концертов, мастер-классов, турнирови т.п.) может стать как помещение, так и площадка под открытым небом(Несвиж–парковая зона, пруды; Мир–территория у стен замка, рыночная площадь).Не должно остаться без внимания ни одно историческое событие, имевшее место вданной местности.
Организаторы подобных анимационных мероприятий должныпридерживаться девиза: «Мы не претендуем на весь ваш отпуск, но на «week–end»будем рады видеть вас среди своих гостей».

Глава III. Событийный туризм  вдействии
Спортивный и событийный туризм –это когда туристы (клиенты туристских фирм) становятся живыми свидетелямивеличайших событий в мире спорта, культуры и искусства. Такие поездки остаютсяв памяти как одни из самых ярких моментов в жизни. Клиенты становятся в разрядтех редких избранных во всем мире, кто видел то, что больше никогда не произойдет.
Событийный туризм – это выставки, ярмарки, фестивали,концерты, спортивные и культурные мероприятия.
Итак, что же происходило в нашей стране не так давно ичто еще произойдет?
1.   Первый gothic-industrial фестивальв Белоруси — фестиваль «Dark />Rave»,(Минск, 21.06.2003).
Рис.2. Dark Rave   Участие восьми отечественных групп,играющих в разных стилях тёмной сцены и самих в сэтах ди-джеев, классика исовременность индустриальной и готической музыки. Тёмные вечеринки в Минскепроходят все-таки регулярно, но мероприятий подобного рода не было давно.
 
2.   Фестиваль средневековой традиции икультуры «Заславский Набат». (6-7.09.03, Заславль).
/> По мнению ученых, на белорусских землях рыцарство возникло дажераньше, чем в Западной Европе, только называлось иначе — воярство. В конце XXв. рыцари начали возвращаться — со своим стилем, укладом жизни, стремлениемпоказать и рассказать об истории другим. Так появились рыцарские клубы, а позже- рыцарские турниры и фестивали. Рыцарское движение в Беларуси в последние годыактивно развивается: за шесть лет существования этого движения количествовоенно-исторических клубов
Рис.3. «Заславский Набат»   перевалило за 30. На городских улицахсегодня легко можно встретить юношей и девушек в средневековых костюмах, аежегодные рыцарские турниры и фестивали становятся уже традиционными.
Недавно в Минске состоялся установочный сейм Международнойсредневековой лиги: рыцари из Беларуси, России, Латвии, Литвы, Эстонии иУкраины решили действовать вместе, а это 23 рыцарских клуба. Традициейстановится участие представителей рыцарских клубов Беларуси в воссозданиибатальных сцен Ледового побоища в России, в летнем Балтийском средневековомфестивале в Латвии, в реконструкции знаменитой Грюнвальдской битвы в Польше, атакже участие в становящихся все более популярными рыцарских турнирах ифестивалях в республике. Планируемые мероприятия:
I.«Заславский набат» с участием нескольких десятков рыцарских клубовБеларуси и возможным участием клубов из России, Украины, стран Балтии, Польши,Германии и Чехии:
·    реконструкция осады замка и битвы1433 г. между войсками князя Свидригайло и князьев Заславских;
·    рыцарские бугурты (показательныевыступления);
·    рыцарский турнир в традициях XVв.;
·    конкурс на лучшие рыцарскиедоспехи;
·    концерт средневековой музыки сучастием белорусских групп и гостей;
·    состязания лучников и др.
II.«Заславский Дудник» — 2-й музыкальный фестиваль дударской музыки сучастием отечественных дударей и возможным участием гостей из Польши иШотландии.
III.«Город Мастеров» — показ традиционных ремесел Беларуси ивыставка-продажа гончарных, ткацких, резных и пр. изделий мастеров.
IV.Бизнес-семинар о перспективах развития туристской инфраструктуры городаЗаславля. Семинар проводится городской мерией и газетой «Туризм и отдых» дляпредставителей турфирм и заинтересованных лиц.
Оргкомитетпраздника:
·    Заславский горисполком
·    Конфедерация Рыцарских клубовБеларуси «Рыцары Вялiкага Княжства»
·    Газета «Туризм и отдых»
·    Заславский историко-культурныйзаповедник
·    Кафе «Грунвальд»
3.   01.10.2003—30.11.2003.Международный фестиваль современной хореографии. Витебск.
4.   2.15.11.2003—16.11.2003. Чемпионат Европы по гандболу(женщины). Минск.
5.   19.11.2003—20.11.2003. ЧемпионатЕвропы по гандболу (женщины). Минск.
6.   10-ая международнаяспециализированная выставка «Турбизнес-2003».Минск, ул. Купалы, 27, НВЦ «БелЭкспо»26-29 ноября.
120 компаний из 18 государств мира будутприсутствовать на этой выставке туристических услуг. Кто только ни приедет вБеларусь в эти дни, чтобы представить у нас свои интересы: Мальта, Австрия,Чехия, Словакия, Испания, Греция, Турция, Тунис. Само собой киты белорусскоготурбизнеса тоже представят свои предложения на всеобщий суд. Чем может быть длявас интересна эта выставка?
Во-первых, именно тут вы можете сами наблюдать, какформируется рынок туристических услуг. Во-вторых, здесь вы наверняка сможетеполучить четкое представление о туристических предложениях на ближайшее время идаже на весь предстоящий год. Согласитесь, владеть объективными данными изпервых уст много стоит — ведь можно не только вовремя сориентироваться, какойименно отдых вам по вкусу и по карману, но и корректировать время года, вкоторое вы хотели бы поехать отдыхать. В-третьих, проанализировав всепредложения по интересующей вас стране, вы можете выбрать самые выгодные цены искидки на поездки. Одним словом, это тот случай, когда важно оказаться в нужноевремя в нужном месте. Кстати, «Турбизнес-2003» представил и самые интересныетуры на Рождество и Новый год (см. Приложения 2-5).
Рис.4. Отдых для всей семьи   />Традиционно, выставка уделяет большое внимание въездному туризму.Уже второй год работает на выставке, созданное при Министерстве спорта итуризма в сентябре 2001 года, Национальноеагентство по туризму Республики Беларусь. По словам его Генерального директора Шульги Ч.К.,проблема Беларуси заключается не только в слабом сервисе и неразвитойинфраструктуре, но и в отсутствии информации о существующих туристическихвозможностях. Многие западные туристы жаждут отнюдь не благ цивилизации, анетронутой природы, экологического отдыха, экзотики. Беларусь может все этопредложить. Сегодня туристическиеэкскурсионные объекты в Беларуси имеют очень слабую сервисную структуру.Поэтому агентство видит создание развитой системы проката вокруг зонотдыха, как одну из своих задач.
Проблемами въездного туризма заняты и Управлениеохраняемых природных территорий и природопользования Управления деламиПрезидента Республики Беларусь и  ТЭУП «Беларустурист».Они предлагаютлечение в белорусских санаториях, отдых в Национальных парках и заповедникахРеспублики Беларусь, организацию охотничьих туров. Впервые принимает участие ввыставке Общественное Объединение «Агро- и Экотуризм». Оно представляетвозможности сельского и экологического туризма, которые относятся кприоритетным для нашей страны видам деятельности. Важность расширения иукрепления этих секторов въездного туризма отмечена в Национальной программеразвития Республики Беларусь.
НВЦ «Белэкспо» рассчитывает, что представленная на выставке экспозиция расширитпредставления посетителей не только о знаменитых зарубежных курортах, но икрасивейших уголках Беларуси, где также можно отдохнуть в любое время года.

 

Заключение
Исходя из того, что проводится целый комплекспрестижных мероприятий как российского, так и международного уровня,представляется, что ключом к раскрутке туристического рынка Республики Беларусьможет стать именно событийный туризм. Событийный туризм — это очень серьезныйбизнес. Его развитие должно способствовать решению вопроса формирования имиджаРеспублики, без которого, как вы понимаете, все разговоры о привлеченииинвестиций в экономику останутся лишь разговорами. Ничего лучше, чем событийныемероприятия на имидж не работает. Конечно, всегда есть соблазн направитьимеющиеся средства на решение сиюминутных проблем, порой, действительно, острыхи важных с социальной точки зрения. Однако, событийные мероприятия сами по себе- бизнес, и зарабатывать на нем можно и нужно. Да, справедливо: сейчас на нихбольше тратится, чем зарабатывается. Но весь мир, собственно, так и делает:сначала вкладывает, потом зарабатывает.
Для развития событийного туризма нужны объединяющиеконцепции, стержневые опорные точки событийного ряда. Отправной точкой долженстать Новый год и весь комплекс Рождественских мероприятий. Нет необходимостицеликом переносить сюда опыт других регионов, не надо никого дублировать.Имеющиеся возможности вполне позволяют попробовать запустить проект уже в этомгоду, а в следующем году, тем более: очень ликвидный период продаж.  
Список используемой литературы
1.  В Гродненской области Беларусивосстанавливают древние замки//Российские туристские новости от 28 октября 2003
2.  На этой неделе можно выбрать отдыхна весь год//Комсомольская правда в Белоруссии от 25 ноября 2003
3.  О призраках и призрачном замкаГольшанского//Архитектура и строительство №3(23) от 24 июля 2003
4.  Стратегия устойчивого развитиятуризма в Белоруси//Архитектура и строительство №3(23) от 24 июля 2003
5.  Туристско-культурные территориикак инструмент устойчивого развития культурно-познавательноготуризма//Архитектура и строительство №3(23) от 24 июля 2003
6.  Тур по президентскимместам//Комсомольская правда в Белоруссии  от 26 ноября 2003
7.  http://www.alextour.ru/sobitya.htm
8.  http://www.belarus.ecotour.ru/r_pr4.html
9.  http://belarus.ecotour.ru/r_regions.html
10.           http://belvirtclub.narod.ru
11.           http://clubhome.narod.ru/beltur.html
12.           http://www.gothic.com.ua/ukrrus/events/dark_rave_fest_2003.html
13.           http://www.holiday.by/info_articles.php
14.           http://www.nikitatour.com/new_year.htm
15.           http://www.touragency.by
16.           Белорусские новости/туризм

Приложения
 Приложение №2Рождественские каникулы на озере Нарочь (турфирма ГУЛАВИА)
Рождественскиеканикулы на озере Нарочь
24.12 — 30.12.2003 (7 дней/ 6 ночей)
Тургостиница«Нарочь», в которой мы предлагаем Вам провести Рождественские каникулы,является частью климатологического курорта республиканского значения «Нарочь».Расположена в 170 км. от Минска на берегу одноименного озера в сосновом бору.Здесь соседствуют комфорт цивилизации и вековые леса. Гостиница принимаетотдыхающих круглый год в 9-этажном корпусе. К услугам отдыхающих: уютные холлыс цветными телевизорами, ресторан, кафе-бар, библиотека, видео- и киноконцертныйзалы, крытый бассейн и сауны, теннисные корты, охраняемая автостоянка. Напрокат можно взять туристический инвентарь, велосипеды, лодки, лыжи, теннисныеракетки.
ПРОГРАММАТУРА
24.12.03 
9.00- отъезд из Минска (станция среда Дружная)
12.00 — прибытие, размещение
13.30 — обед
14.00 — экскурсия «Сказки Нарочанского края» или «Жемчужина Беларуси»
16.00 — полдник
19.00-ужин
20.00 — кинофильм
25.12.03 
9.00 — завтрак
10.00 — мероприятие
13.30 — обед
14.30 — бассейн
16.00 — полдник
19.00 -ужин
20.30 — дискотека
26.12.03 
9.00 — завтрак
10.00 — 16.00 — поход с шашлыком и ухой
19.00 -ужин
19.45 — кинофильм
27.12.03 
9.00 — завтрак
10.00 — «Спортландия»
13.30 — обед
14.30 — бассейн
16.00 — полдник
19.00 — ужин
20.00 — дискотеки
28.12.03 
9.00 — завтрак
10.00 — прогулка в курортный поселок Нарочь
13.30 — обед
14.00 — мероприятие
16.00 — полдник
19.00 — ужин
20.00 — кинофильм
29.12.03 
9.00 — завтрак
10.00 — Рождественский утренник со сладким столом
13.30 — обед
14.30 — бассейн
16.00 — полдник
19.00-ужин
20.00 — дискотека
30.12.03 
9.00 — завтрак
10.00 — выселение из номеров
11.00 — экскурсия «Каменные свидетели истории»
15.00 — отъезд в Минск
18.00 — прибытие в Минск на станцию Дружная
Встоимость входит:
проживаниев 2-х, 3-х местных номерах (удобства на блок);
4-хразовое питание в столовой;
проездв обе стороны;
экскурсиипо Нарочанскому краю;
дискотеки,бассейн, кинофильмы;
походс шашлыком и ухой;
сладкийстол.
Стоимостьна 1 человека: 24 000 рублей
Необходимыедокументы:
копиясвидетельства о рождении (паспорта);
медицинскаясправка;
разрешениеот одного из родителей (при группе 12 человек — 1 взрослый бесплатно).

Приложение №3Веселое Рождество на озере Нарочь
ВеселоеРождество на озере Нарочь
Тургостиница«Нарочь», в которой мы предлагаем Вам провести Новый год, является частьюклиматологического курорта республиканского значения «Нарочь». Расположена в170 км. от Минска, на берегу одноименного озера, в сосновом бору. Здесьсоседствуют комфорт цивилизации и вековые леса. Гостиница принимает отдыхающихкруглый год в 9-этажном корпусе. К услугам отдыхающих уютные холлы с цветнымителевизорами, ресторан, кафе-бар, библиотека, видео- и киноконцертный залы,крытый бассейн и сауны, теннисные корты, охраняемая автостоянка. На прокатможно взять туристический инвентарь, велосипеды, лодки, лыжи. теннисныеракетки.
ПРОГРАММАТУРА
24декабря среда 
Заезд.Размещение. Ужин. Бассейн. Сауны. Бильярд. Бар. Танцевальная программа.
25декабря четверг
Завтрак.Бассейн. Лыжи. Бильярд. Обед. Рождественские гуляния у лесного огня«Огонек-костерок». Шашлыки, блины, уха, сбитень (за дополнительную плату). «Вночь перед Рождеством...». Ужин банкет в ресторане.
26декабря пятница 
Завтрак.Бассейн — бодрячок «У Михася». Экскурсии. Отъезд.
Стоимостьтура: по запросу
 

Приложение №4Новый год на озере Нарочь
 
Новыйгод на озере Нарочь
ПРОГРАММАТУРА
31декабря среда
Заезд.Размещение «Заходите к нам на огонек».
Обед«Ешь сало, чтоб душа скакала».
ВстречаНового года в ресторане. Новогодний костюмированный бал-маскарад.
1января четверг
Завтрак.
Развлекательная программа «А где взять такие силы!...».
Обед«Хлеб-соль...».
Забавыв Новогоднем лесу (сани, лыжи, горки, снежки, чай, шашлыки, блины и т. д.).
Танцевальнаяпрограмма «Танцуй пока молодой...».
2января пятница
Завтрак«Рассол и квасок в ассортименте...».
Торжественныйочень веселый отъезд «Прощай и ничего не обещай, и ничего не говори и ничего необещай...».

Приложение №5Новогоднее гуляние со славянским размахом
Новогоднее гуляние со славянским размахом
на базе отдыха «Вилия»
31.12.2003- 02.01.2004
Базаотдыха «Вилия» находится в Молодечненском районе в 110 км от Минска в центресоснового бора на берегу реки Вилия.
1 день
Отъезд из Минска в 17:30 от ул. М. Танка, 30. Прибытие, размещение.
22:30 начало праздничного Новогоднего огонька. Развлекательная программа: игры с призами, викторины, дискотека до утра, фейерверк.
2 день
11:00-16:00 обед на природе «праздничный опохмел»: глинтвейн, шашлык, уха, блины, соления. Уличные гулянья, игры, забавы, катание с чудо-горы на буранах, катание на лошадях в упряжке. Сауна, спортивный зал, теннис. 
19:00 праздничный ужин, конкурсы, танцевальная программа.
3 день 10:00 завтрак. Свободное время. 12:00 отъезд в Минск.
Стоимость тура включает:
·    проезд автобусом
·    проживание в корпусе — 2-х, 3-хместные номера с удобствами (санузел, умывальник)
·    новогодний банкет
·    питание по программе
·    культурная программа (дискотека,фейерверк, конкурсы, викторины и многое другое)
Стоимостьновогоднего тура:
135000бел. руб. — взрослые
68000бел. руб. — дети от 9 до 16 лет
бесплатно- дети до 9 лет


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Тепловое излучение, его характеристики и их измерение
Реферат Банников, Георгий Петрович
Реферат Понятие и ответственность физических и юридических лиц по Гражданскому кодексу России
Реферат Взаимодействие цен и налогов
Реферат Asuka and Nara Art
Реферат Михаил Афанасьевич Булгаков
Реферат Мир "лазури" в поэмах М.Цветаевой
Реферат Правовое регулирование учета, отчетности и аудита в хозяйственной деятельности
Реферат Негосударственные пенсионные фонды в РФ
Реферат Сутність і функції фінансів підприємств
Реферат Праведники А.П.Чехова: Дон-Кихот или Гамлет?
Реферат Анности, опыт решения жизненных задач, реализующей в учебном процессе субъектность, самостоятельность, рефлексивность, проявления личностного потенциала ученика
Реферат Повышение служебных свойств трубной стали контролируемой прокаткой
Реферат Проведение аудиторской проверки
Реферат Абросимова Ольга Витальевна, преподаватель цмк «Хоровое дирижирование» гоу спо «Вольское музыкальное училище им. В. В. Ковалева (техникум)»