МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТ экономический факультет кафедра «Управление организацией» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Организационное поведение» на тему: «Эффективный лидер» (№ тема 27) Работу выполнил: студент IV курса, 41 группы экономического факультета заочного отделения «менеджмент
организации» 5,5 лет Работу проверил: доцент, к.э.н. Цветкова В.Е. Москва 2009 Содержание Введение ….….I. Понятие и сущность эффективного лидерства….II. Личностные черты лидерства………… ….……… III. Эффективный лидер в системе управления организацией……… IV. Проблемы лидерства… 17 Заключение… ….19 Список использованной литературы… 21
Введение Для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации, контроля необходимо эффективное руководство. Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер. [4].
Быть руководителем организации не означает быть ее лидером. Дело в том, что лидер должен быть не утвержден приказом, а психологически признан окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей и показать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации. Лидером, таким образом, становится лицо, принявшее на себя добровольно большую ответственность, чем предписано должностной инструкцией. Лидер - это человек способный оказывать влияние на поведение
отдельных людей и их объединения, направляя их усилия на достижение целей организации. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е. обладающий некоторыми особенностями способ управления организацией. Синонимами слов «руководство» и «руководитель» являются слова лидерство и лидер. [2]. Цель контрольной работы: изучить понятие эффективный лидер.
Задачи контрольной работы: проанализировать список использованной литературы по данной теме; определить понятие лидера и его качества в работе организации; рассмотреть проблемы лидерства в управлении организации; сделать свои обобщения и выводы по данной теме. I. Понятие и сущность лидерства «Лидерство - это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов,
а также способность формировать личность выходя за обычные, ограничивающие ее рамки» проф. Ральф Стогдилл [5]. Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций. [5]. Лидерство – это процесс, посредством которого люди
с идеями способны давать желаемое направление деятельности других людей.[1]. Лидеры знают. Что они хотят и почему они хотят этого, и они способны передать это другим и добиться их сотрудничества и поддержки. Определяя, что такое эффективное лидерство, важно провести различия между лидером, лидерством и ведением. Позиция лидера - это роль в определённой системе. Человек, формально играющий роль лидера, может обладать, а может и не обладать лидерскими навыками
и способностью руководить. Лидерство имеет прямое отношение к личным умениям, способностям и влиянию. Часто лидерство может принадлежать человеку, не являющемуся формальным лидером. У. Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации для создания среды, в которой люди почувствуют значимость и возможность познания того, что они делают, а также то, что они часть этого общего дела. Создаваемая таким образом организационная среда должна вселять в людей силу и энергию через качество
работы и посвященность работе. Последующее изучение привело к выделению групп лидерских качеств: физиологические, психологические, или эмоциональные, умственные, или интеллектуальные, и личностные деловые (табл. 1). Таблица 1 Лидерские качества Интеллектуальные способности Черты характера личности Приобретенные умения • Ум и логика • Инициативность • Умение заручаться поддержкой • Рассудительность •
Гибкость • Умение кооперирования • Проницательность • Бдительность • Умение завоевывать популярность и престиж • Оригинальность • Созидательность и творчество • Такт и дипломатичность • Концептуальность • Честность • Умение брать на себя риск и ответственность • Образованность • Личная целостность • Умение организовывать •
Знание дела • Смелость • Умение убеждать • Речевая развитость • Самоуверенность • Умение быть надежным • Любопытство • Уравновешенность • Умение шутить и познавательность и понимать юмор • Интуитивность • Независимость • Самостоятельность • Амбициозность • Потребность в достижениях • Настойчивость и упорство •
Энергичность • Умение разбираться в людях • Властность • Работоспособность • Агрессивность • Стремление к превосходству • Обязательность • Участливость (источник: http://www.tqmxxi.ru/courses/pract_man/t r) [16]. Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов
системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление — подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и, прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации.
Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер. Неудачи постигают лидеров по различным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей.
Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские (рис. 1). Коммуникация Ведение Эффективное лидерство Доверие Гибкость Рис. 1. Черты эффективного лидерства (источник: курс лекций доцента, к.э.н.
Бражниковой Г.Г.) [5]. Лидер становится привлекательным для последователей благодаря умению видеть то, что, в конечном счете, будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь. Кроме того, видение становится привлекательным, если оно больше или лучше, чем существующая
реальность, т.е. в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. Образ видения захватывает воображение последователей и побуждает их посвятить себя претворению его в жизнь в той мере, в какой они разделяют лидерское видение. Видение, которое вселяет силы в последователей, заставляет их верить в успех дела. [2]. II. Личностные черты лидерства Каждый лидер находит свой стиль.
Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако оба они могут действовать с равной эффективностью – внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно. Но некоторые характерные черты, все, же присущи лидерам различных стилей. [7]. Теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства.
Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся. [4]. Если смотреть на историю ХХ в. как на историю замены одних лидеров другими, в ней можно увидеть четыре периода: 1900 – 1945: влияние теории, согласно которой историей управляют великие личности;
1930 – 1970: влияние теории бихевиоризма: лидер как образец и организатор определенного поведения. 1970 – 1980: влияние теории случайностей – ситуационное лидерство; 1990-е: лидер – менеджер. [15]. Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, какие в основном качества характеризуют лидера: вежливость; выдержка;
непримиримость к лести; равное отношение ко всем; самодисциплина; самокритичность; скромность; тактичность; требываемость; чуткость. [15]. Вдобавок к ярко выраженным лидерским качествам в самом поведении лидера можно уловить определенные закономерности: бросает вызов любым трудностям; склонен к эксперименту и риску; во всем занимает активную, а не пассивную позицию; вдохновляет на подвиг: изобретает цель, ставит ее перед людьми, объединяет их для ее реализации; моделирует путь; составляет план, подает пример; расставляет
вехи; ничего не делает один; создает мотивацию к действию у других; делает других сильными; организует взаимодействие; поощряет храбрых; признает вклад каждого; празднует общую победу. [16]. Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений.
Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют. Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального
лидерства. Лидер предан своей фирме, он не принижает свою фирму в глазах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства фирмы. Лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому, что он всегда ждет хороших новостей. Пессимист слушает как можно меньше, т. к. ожидает плохих новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся
к созиданию. Пессимист считает, что они ленивы, строптивы и от их мало прока. Интересно, что оба подхода обычно оказываются правильными. Лидер любит людей. Если работа менеджера состоит в управлении людьми, как он может выполнять ее хорошо, если не любит людей. Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках. Их интересует, что делают другие. Хороший лидер доступен и не прячется за дверью кабинета.
Лучшие лидеры человечны, они отдают себе отчет в собственных слабостях, что делает их терпимее к слабостям других. Лидер должен быть смелым. Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Но он никогда не делает это необоснованным. Если он разрешит кому-то провести эксперимент и тот окончится неудачей, то он не возложит вину на него и не потеряет в него веру. Лидер обладает широтой взглядов.
Он никогда не скажет: «Это не мое дело». Если Вы ожидаете, что Ваша группа сотрудников энергично включится в работу, когда возникнут какие-либо необычные ситуации, нужно продемонстрировать им, что Вы сами готовы взяться за новое дело, когда Вас об этом попросят. Лидер проявляет большой интерес ко всем аспектам деятельности фирмы. [2]. Руководитель должен быть решительным. Лидер всегда готов принимать решения.
Когда есть вся необходимая информация, то правильное решение всегда лежит на поверхности. Труднее, когда известны не все исходные данные, а решение все равно необходимо принять. Требуется настоящая смелость, чтобы принять решение и сознавать при этом, что оно может быть ошибочным. Лидер тактичен и внимателен. Основной принцип: критиковать работу, а не человека, ее выполняющего. Один мудрец сказал, что каждое критическое замечание нужно упаковывать как бутерброд – меж двух ломтей
хвалы. [6]. Справедливость – тоже важная черта лидера. Например, если сотрудник получает надбавку, а он ничего не сделал, чтобы ее заслужить, у Вас, вероятно, появится десяток недовольных. Когда подчиненный совершает ошибку, ему нужно указать на нее, он должен ее признать, а потом надо забыть об этом. Лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руководству – это говорить вышестоящим менеджерам
то, что им, возможно, не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчиненным – это говорить когда они правы, и когда они неправы. Быть честным – это умение признавать свои ошибки. Не всегда легко сказать правду, не ущемив чувства других и не показавшись бестактным, но честность в интересах общего блага – фирмы и ее сотрудников – всегда должна быть превыше всего. Лидер честолюбив. Он радуется не только за себя, но и за достижения сотрудников и разделяет их успех.
Он вдохновляет, таким образом, других своим энтузиазмом и энергией, и все преуспевают по службе. Лидер последователен и скромен. Он не нуждается в лести окружающих, к тому же ему не надо скрывать свои ошибки. Лидер должен быть наставником. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, энтузиазм, честность, уравновешенность и решительность. Лидер уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия – вот отличительные
черты сильного лидера. В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на: конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации; деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сформировавшейся на предприятии группе воров или взяточников); нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации
садоводов-любителей). [10]. Развитие лидерства - целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. Для развития лидерства используется ряд процедур, теоретическим обоснованием которых в той или иной мере являются теории лидерства. Их использование помогает «стать лидером», обрести признание группы, коллектива. Эти процедуры таковы. a)выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности
и упорства в реализации общих целей, сознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т.п.; b)развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств. Как уже частично отмечалось, к таким качествам относятся, прежде всего, профессиональная компетентность, порядочность (честность, соблюдение общепринятых нравственных норм), без которой, как правило, трудно, а то и вовсе невозможно завоевать авторитет; развитый интеллект, который проявляется в аналитичности,
быстроте понимания сути проблемы, гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить цели и т.д.; c) обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами группы полагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать сотрудников, делать замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т.п.; d)приобретения умения
и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы. Не менее важна для лидерства и правильная оценка ситуации, своих сил и возможностей группы. Без этого успех групповой деятельности не достижим. Повторяющиеся неудачи обычно ведут к утрате веры в лидера. [8]. III. Эффективный лидер в системе управления организацией «Лидеры превращают потенциальное в реальное»
Кейт Дэйвис []. Первостепенная значимость лидерства для эффективности руководства, его позитивное и негативное воздействие на управление персоналом придают задаче влияния на этот феномен особую практическую важность. Сама же задача нередко формулируется как управление лидерством, хотя такая формулировка далеко не бесспорна. Среди специалистов до сих пор не завершена дискуссия о том, является формирование лидерства управляемым или это стихийный в своей основе процесс. [8].
Лидерство - это способность влиять на отдельных людей и группы людей для того, чтобы побудить их работать для достижения целей. Существует множество способов, с помощью которых можно оказывать влияние и вести за собой людей. При этом важно понимать, что эффективное лидерство и эффективное управление - это не одно и тоже. Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям (табл. 2). Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот.
Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях. Лидерство - нестареющая тема. Присутствуя почти в каждом случае межличностных отношений, оно является более широким понятием, чем менеджмент с его сосредоточенностью на выполнении конкретных целей предприятия. Современный менеджмент появился на свет около ста лет назад, чтобы помочь людям, чьи имена стали почти легендой, сделать качественный рывок в промышленности.
Без менеджмента гигантские сталелитейные и автомобильные корпорации, развивающиеся как единый организм, превращались бы в хаос и просто не могли быть созданы. Менеджмент - это процесс, благодаря которому предприятие реализует свои цели, организуя усилия своих работников. Лидерство - это процесс, благодаря которому человек с идеями может оказывать нужное воздействие на поведение других. Хотя менеджеры обладают властью в силу своего положения, компании стремятся назначать
менеджерами лидеров, которые бы воздействовали на подчиненных силой личности, опытом и т.д. [9]. Ниже сопоставляется управление (традиционная роль менеджера) и лидерство. Таблица 2 Отличие менеджера от лидера Менеджер Лидер Администратор Инноватор Поручает Вдохновляет Работает по целям других Работает по своим целям План — основа действий Видение — основа действий
Полагается на систему Полагается на людей Использует доводы Использует эмоции Контролирует Доверяет Поддерживает движение Дает импульс движению Профессионал Энтузиаст Принимает решения Превращает решения в реальность Делает дело правильно Делает правильное дело Уважаем Обожаем (источник: http://www.tqmxxi.ru/courses/pract_man/t r)
Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер. [11]. Рабочее определение способности эффективно управлять необходимо дать до того, как будут выявлены другие роли менеджера. Основываясь на данных ранее одиннадцати факторах это: высокая способность влиять на окружающих; знание современных управленческих подходов; изобретательность и способность к инновациям;
навык решать проблемы; способность руководить; способность управлять собой; способность формировать и развивать эффективные рабочие группы. умение обучать и развивать подчиненных; упор на постоянный личный рост; четкие личные цели. [11]. Функции руководителя заключаются в том, чтобы организовывать, воздействовать, натаскивать и оценивать. Все эти умения и навыки составляют среднее звено в отношениях между начальником и подчиненными. Способность собрать команду и работать с каждым из ее членов - умения построить межличностные
отношения, которыми должен владеть каждый менеджер. [12]. Руководителям надо также иметь представления о производственных процессах, обслуживанием которых они руководят: о технологии, методах, оборудовании и процедурах. Владеть этими умениями и навыками требуется на разных уровнях для разного уровня руководителей. По мере того как руководитель подымается по служебной лестнице, знание технической стороны дела становится
для него менее актуальным, зато важность знания концептуальной стороны бизнеса пропорционально возрастает. [12]. Задача лидера — обеспечить мотивацию и создать команду. В этом смысле авторитеты преступного мира и эффективные топ-менеджеры ничем друг от друга не отличаются. Поскольку каждая управленческая задача предъявляет те или иные конкретные требования, неправильно было бы считать, что каждый из вышеупомянутых факторов в равной мере относится к любой ситуации.
Однако они действительно обеспечивают основу для оценки каждым работником своих возможностей по отношению к требованиям их работы. Когда какие-либо из этих навыков и способностей отсутствуют у менеджера, возникает ограничение. Управляющий становится во главе организации в результате намеренного действия формальной организации - делегирования полномочий. Лидерами, с другой стороны, становятся не по воле организации, хотя возможности вести за собой людей тоже можно увеличить путем делегирования полномочий.
Члены организации знают, кто их руководитель, а вот ведомые не всегда знают, что их ведут. Наконец, действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур. Очень часто руководитель является лидером совершенно без всякой привязки к его или ее формальной должности в иерархии. В некоторых ситуациях подчиненные могут даже вести за собой старших по должности. [13]. Принять решение - значит сформулировать цель, если под целью понимать качественное и количественное
описание результата, которого еще нет в реальной действительности, но который уже существует на уровне сознания (воображения) самого менеджера. Первостепенный интерес для нас представляет руководитель организации, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель - влиять на других таким образом, чтобы они выполняли порученную работу. В своих определениях лидерства в организации многие авторы старались четко сформулировать тот особый
компонент, который вносит сам лидер. IV. Проблемы лидерства Проблема лидерства — одна из самых обсуждаемых во всем мире. Соперничающие между собой школы экономики и отдельные гуру менеджмента, психологи и социологи не могут договориться о едином определении ведущих характеристик лидера. Сходятся они, впрочем, в одном: для обществ с развитой экономикой материальные активы значат уже меньше,
чем человеческий ресурс. Конечно, имеется в виду не дешевая рабочая сила, а талант, который в дефиците. Между тем, хотите вы этого или нет, но корпоративная культура начинает формироваться сразу, если ваш бизнес превышает, хотя бы две штатные единицы. Недостаток концентрации ухудшает производительность. Неточные или непонятные цели, которые приводят к конфликтам - это очень важный фактор, который снижает производительность. [11]. Команда будет колебаться в отсутствие эффективного лидера, который будет её
вести в определенном направлении. Лидер не должен указывать членам команды, что делать, но он должен уметь содействовать принятию решений, чтобы команда двигалась в конкретном направлении. Эффективный лидер должен уметь объяснить команде ее цели и задачи понятным языком. Причины, по которым команды не работают эффективно: в действиях команды не достаточно концентрации; в команде нет эффективного лидера; команда важнее, чем личности в ней; человек в команде не действует
как её часть. [2]. Большой ущерб управлению персоналом и деятельности организации в целом способны нанести деструктивные лидеры, например лидеры групп противников нововведений, собутыльников, расхитителей собственности, взяточников и т.п. [14]. Если команда становится важнее, чем отдельная личность в ней, люди не будут показывать высокую продуктивность, так как они будут считать, что их вклад в общее дело не оценивается. В этом случае тренинги будут направлены на команду, а навыки членов команды будут недооценены, что
сильно повлияет на продуктивность команды. Если же индивидуальный член команды (фокусируясь на личных достижениях) более важен, чем команда в целом, то члены группы будут сконцентрированы только на личных достижениях (в ущерб другим людям). Это приведет к тому, что команда будет двигаться в разных направлениях в одно и то же время, а команда в целом будет тратить энергию впустую. Типичная ошибка менеджеров - по умолчанию решать что-то за собственника или генерального директора,
исходить из своего понимания поставленной задачи (поэтому так важно не жалеть времени на уточнение: так ли вас поняли?). [2]. Другая ошибка «разноязычие». Финансист разговаривает на своем диалекте, маркетолог - на своем, производственник - на своем. Нужна трансляция предложений и проблем на язык друг друга. Бессмысленно говорить финансисту: «Если не дашь мне денег на эту деталь, произойдет катастрофа».
Достаточно аргументировано пояснить, что тогда мы будем терять 500 долларов в час в течение месяца. Он найдет деньги, кредит возьмет. Еще одна ошибка называется «жалко!». Жалко уже сделанных затрат, уже потерянного времени, поэтому по инерции работа продолжается (а вдруг?). Надо уметь останавливаться (и для этого определять «контрольные точки» для принятия решений по проекту), уметь «списывать» затраты и не продолжать разбазаривание ресурсов.
Команды могут показывать высокий уровень эффективности и продуктивности. Лидер должен приложить усилия, направленные на работу команды, людей в команде и цели команды. Если лидер будет регулярно измерять, следить, устранять проблемы в работе, то команда станет «командой с высокой производительностью». [11]. Заключение Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.
Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером. Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного
типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями. Эффективность управления непосредственно связана с оптимальным использованием ресурсов организации при решении насущных проблем и ее способностью достойно встретить требования ближайшего будущего (в
расчете на новые достижения). В стабильной ситуации эффективность функционирования организации может быть обеспечена менеджментом без учета отношений лидерства. Но в нестабильных условиях, требующей от организации постоянной готовности к изменениям в соответствии с новыми обстоятельствами и запросами, эффективность организационной деятельности зависит от потенциала лидерства. Приняв это во внимание можно сказать, что, создавая рабочую группу, мы создаем семью.
А совместная жизнь – это целое искусство. Овладев этим искусством, можно поставить создание «ячейки общества», трудовой группы, на коммерческую основу. Страх, вознаграждение, традиция, харизма, разумная вера, убеждение и участие в управлении являются инструментами, которые руководитель использует для влияния на исполнителя, апеллируя к его потребностям. Но даже тот редкий руководитель, который имеет в своем арсенале все эти механизмы, должен принимать
во внимание и другие факторы. Итак, подводя итог, самая эффективная группа это: 1) Группа, чей размер соответствует ее задачам. 2) В составе которой находятся люди с непохожими чертами характера. 3) Чьи нормы способствуют достижению цели организации и созданию духа коллективизма. 4) Где здоровый уровень конфликтности. 5) Где имеющие высокий статус члены группы не доминируют.
Недостаточно иметь власть: она должна быть достаточно сильной, чтобы побуждать других к работе, вдохновенной, направленной на достижение целей организации. Чтобы добиться этого необходимо выполнить несколько условий. Список использованной литературы: 1.Адаир Джон. Эффективное лидерство. – М.: 2003 г.; 2.Виханский О. С Наумов А. И. Менеджмент М.: 2001 г.; 3.Качества лидерства, Ричард Манн 1959 г.;
4.Кейт Дэйвис, Лидер в организации, М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999 г.; 5.Курс лекций доцента, к.э.н. «Управления организацией» Бражниковой Г.Н 2008 г.; 6.Лидер в организации, штат Огайо, М.: Финанинг букс, 1948 г. проф. Ральф Стогдилл 7.Масленникова Н.П Желтенков А.В. Менеджмент в инновационной сфере (учебное пособие).
Рекомендовано советом УМО вузов России по образованию в области менеджмента. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005 г.; 8.Менеджмент (современный российский менеджмент) / Под редакцией Ф.М. Русинова и М.Л. Разу М.: ФБК - Пресс, 2008 г.; 9.Менеджмент-теория и практика: курс лекций проф. Ральф Стогдилл, 1948 г.; 10.Ричард Лебланк, Джеймс
Гиллис: Совет директоров - взгляд изнутри. Принципы формирования, управление, анализ эффективности М.: «АльпинаБизнесБукс», 2006 г 267стр.; 11.Электронная «Большая Советская Энциклопедия» http://www.rubricon.com/bse_1.asp; 12.Электронная «Википедия» http://absurdopedia.wikia.com/wiki; 13.Интернет источник: http://kniga.biz.ua/book/logistics/;
14.Интернет источник: http://otherreferats.allbest.ru/manageme nt/; 15.Интернет источник: http://www.logistpro.ru/396/print; 16.Интернет источник: http://www.rombcons.ru/; 17.Интернет источник: http://www.tqmxxi.ru/courses/pract_man/t r.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |