Реферат по предмету "Маркетинг"


Организация торговой деятельности в киосках

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЛОМОНОВ УНИВЕРСИТЕТ ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ ФИЛИАЛ ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ БИЗНЕС-ПЛАН "Организация торговой деятельности в киосках" Выполнил: слушатель курсов "Организация малого и среднего бизнеса" Ковальчук М.Ю. ХАРЬКОВ - 2008 СОДЕРЖАНИЕ 1. Резюме 2.


Характеристика продукции (услуг) и анализ ситуации в сфере следующей деятельности 3. Оценка рынка сбыта и конкуренции 4. Стратегия маркетинга 5. План продажи продукции (товаров, услуг) 6. Организационный план 7. Юридический план 8. Оценка риска и страхования 9. Финансовый план 1. Резюме Наименование проекта: Организация торговой сети киосков.


Цель бизнес-плана: Данный документ предназначен для лиц, которые получили его с ведома владельца информации. Передача, копирование или разглашение информации, которая содержится в данном бизнес-плане, без письменного согласия владельца запрещается. Целью разработки бизнес-плана является определение рациональности ведения этого бизнеса. Денежные средства на развитие и становление бизнеса выделены Ленинским районным центром занятости в размере 6510 грн.


Также часть денежных средств будет вложена в бизнес в сумме 52 грн из своих сбережений. Проведя расчеты в бизнес-плане, я определила уровни таких показателей: - чистая прибыль после уплаты налогов составила за первый год 25652,9 грн; - рентабельность составила за первый год 17,415 %; - срок окупаемости составил 3,8 месяца, при условии получения 5932,2 грн. 2. Классификация продукции (услуг) и анализ ситуации в сфере следующей деятельности


Фирма «Киоск-плюс» будет продавать такие продукты: 1. шоколад 2. батончики (Сникерс, Марс) 3. печенье 4. рулет 5. чай 6. кофе растворимое 7. кофе-стики| 8. жвачки| 9. чипсы 10. сухари 11. орешки 12. пиво стекло 13. пиво 1 л 14. пиво 2 л 15. минеральная вода, 0,5л| 16. минеральная вода, 1,5л| 17. напитки 0,5л| 18. напитки 1,5л| 19. соки 1л| 20. соки 0,5л| 21. соки 0,2л| 22. рыбка соленая 23. консервированная рыбка 24. консервированное мясо 25. консервированные


овощи 26. сахар 27. крупы Продукция рассчитана на длительное хранение, что очень удобно для нас. Данная продукция ориентированы на все возрастные категории. Взрослые будут покупать соки, минеральную воду, консервированные продукты, сахар, крупы. Школьники и студенты будут покупать шоколадки, жвачки, чипсы, сухарики, орешки, напитки, соленую рыбку. Также студенты будут приобретать пиво. Для наибольшего количества привлеченных клиентов, будет проведен


анализ ценовой политики конкурентов, и немного снижены цены, а также проведено расширение ассортимента предлагаемых товаров. 3. Оценка рынка сбыта и конкуренции Для моего бизнеса очень важно выйти на платежеспособного постоянного потребителя, для того чтоб покупки происходили регулярно и поддерживали мой бизнес на стабильном уровне. Размещение моего киоска очень удобно, т.к. на остановке транспорта люди могут покупать оптовые партии


товара по пути, к примеру, на дачу. Это сэкономит их время и деньги на поездку в супермаркет. В первую неделю открытия я планирую интересоваться у потенциальных потребителей, какие товары они бы хотели видеть в моем торговом киоске, таким образом, приобретая постоянных клиентов на определенные виды продукции. Сильной стороной моих конкурентов является то, что они больше времени на данном рынке услуг и к ним местные покупатели уже привыкли. Слабой стороной можно назвать то, что они не стремятся


к чему-то новому, к новым видам продукции, улучшении ее ассортимента и т.д. У них закупается продукция большими партиями и маленьким ассортиментом, а у меня планируется небольшими партиями (чтоб не портилось) и расширенным ассортиментом, что повысит желание потенциальных потребителей покупать продукцию в моем киоске. Та же продукция, которую продают мои ближайшие конкуренты, у меня будет продаваться по цене немного ниже конкурентной, что обеспечит мне достойный спрос.


4. Стратегия маркетинга Торговая деятельность в сфере киосков имеет много конкурентов, потому самой желательной стратегией маркетинга в этом случае можно назвать «защиту флангов». Эта стратегия является эффективным дополнением к стратегии позиционной обороны. Она заключается в предупреждении атак конкурентов на наиболее уязвимые участки линии фронта (флангу), где лидер сооружает дополнительные «сторожевые укрепления».


Я проведу анализ ассортимента киосков, и, сделав соответствующие выводы, начну продавать товары, которых нет в ассортименте конкурентов. Это повысит уровень внимания к торговому киоску. Таким образом, я разделю на сегменты рынки разных потребителей, а затем пойму потребности отдельных групп. Выбрав целевые сегменты, я создам отличительное преимущество. Все сегменты являются или становятся конкурентными, и я должна сформулировать основания для преимущества


потребителями именно его предложения. Проведя весь анализ мероприятий, я проведу расширение объемов продаж и увеличу ассортимент, а также определю сезонные колебания спроса и разработаю методы стимулирования продаж вне сезона путем размещения рекламы в газетах, на листовках, билбордах и щитах. 5. План продажи продукции (товаров, услуг) Для успешной торговой деятельности я должна планировать свои закупки. Подобный план представлен в таблице 3, которая приведена ниже.


В ней я определила, какие товары будут закупаться, в каких количествах, по каким ценам, и уровень расходов, какие я буду нести при закупке товаров в киоск. Также я должен разработала стратегию относительно прогнозирования объемов реализации продукции. Подобный прогноз представлен в таблице 4. Киоск арендован мною на остановке городского транспорта. Товар я планирую приобретать у фирм, давно работающих на рынке


Харькова, таких как: «3 корочки», «Сандора», «Насолода», «Биола» и прочие. 6. Организационный план Мое предприятие будет продвигать свои услуги на рынке города Харькова. Рынок города Харькова является достаточно привлекательным сегментом рынка, поскольку Харьков в сравнении с другими городами содержит много молодого населения, которые и являются основными покупателями торговых киосков, что доказывает, что необходимость в киосках актуальна.


Поэтому арендовать торговый киоск я планирую на остановке городского транспорта. Для открытия киоска планирую получить инвестиции от центра занятости Ленинского района в виде одноразовой выплаты по безработице в размере 6510 грн. Сведения об авторе проекта: Ковальчук М.Ю. Дата рождения 13 сентября 1960 года. Образование: не законченное высшее. Последнее место работы:


ООО ПФ «Полимер» в должности сменного мастера. 7. Юридический план Для начала торговой деятельности я должна зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности физическое лицо (СПДФЛ) а также получить разрешение на торговую деятельность, встать на учет по упрощенной системе налогообложения. Адрес проживания: г. Харьков, ул. Социалистическая, д. 70, кв. 66 Для регистрации как


СПДФЛ мне необходимо пройти несколько этапов: 1. Регистрация СПДФО в органе государственной регистрации 2. Регистрация СПДФО в органе Пенсионного фонда Украины 3. Регистрация в Фонде страхования от несчастных случаев 4. Получение разрешения на изготовление печатей и штампов 5. Взятие СПДФО на учет налогоплательщиков 6. Регистрация в


Фонде страхования на случай безработицы 7. Регистрация в Фонде страхования на случай безработицы 8. Регистрация в Фонде страхования из временной потери работоспособности 9. Открытие СПДФО текущего банковского счета Для проведения регистрации в органе государственной регистрации необходимо подать документы: - заполненную регистрационную карточку (форма №10) на проведение государственной


регистрации физического лица - предпринимателя; - копию справки о включении в Государственный реестр физических лиц-налогоплательщиков и других обязательных платежей (справка о присвоении идентификационного кода); - копию квитанции, выданной банком, который подтверждает внесение регистрационного сбора за проведение государственной регистрации физического лица-предпринимателя Для проведения регистрации в органе Пенсионного фонда


Украины необходимо подать: 1. заявление установленной формой, а также засвидетельствованные (нотариально) копии таких документов: - свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности; - справки о присвоении идентификационного номера из Государственного реестра физических лиц - налогоплательщиков и других обязательных платежей; - соглашения о найме на работу физического лица (для плательщиков сбора, которые используют труд наемных работников);


2. справку о присвоении идентификационного кода; 3. паспорт для предъявления. (Желательно сразу сделать ксерокопии 1, 2 страниц и страницы с пропиской.) После регистрации плательщику сбора выдается Уведомление установленной формой Для проведения регистрации в Фонде страхования от несчастных случаев необходимо заполнить документы: 1. заявление установленной формой; а также засвидетельствованные нотариально или ответственным лицом


рабочего органа исполнительной дирекции Фонда копии таких документов: 2. свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности или справки о присвоении идентификационного номера из Государственного реестра физических лиц налогоплательщиков и других обязательных платежей; 3. соглашение о найме на работу первого наемного физического лица. Факт моей регистрации удостоверяется Страховым свидетельством.


Для получения разрешения на изготовление печатей и штампов необходимо заполнить документы: 1. заявление, где указывается: - количество печатей и штампов, которые предусматривается изготовить; - впервые или нет изготовляются печати и штампы (если не первый раз - указывается основание для изготовления печатей и штампов); - местожительство; - фамилия, имя, отчество, паспортные данные СПДФО, а также лица, которое уполномочено получить разрешение оформить заказ на изготовление печатей


и штампов и подать ходатайство к органу внутренних дел (если получает разрешение и подает документы лицо, уполномоченное СПДФО); 2. оригинал и копия свидетельства о государственной регистрации, засвидетельствованная нотариально; 3. два экземпляра образцов (эскизов) печатей, штампов (рисунок от руки, или на компьютере); 4. копия справки о присвоении идентификационного номера физического лица - налогоплательщика; 5. паспорт и ксерокопия паспорта (1,2,11 страницы);


6. копия справки о присвоении идентификационного кода и ее ксерокопия; 7. копия справки из ГНИ по ф. № 4-ОПП, которая подтверждает взятие на налоговый учет; 8. копия справки из банка об открытии счета; 9. документ, который подтверждает внесение платы за выдачу разрешения на изготовление печатей и штампов. Для взятия на налоговый учет необходимо обратиться с такими документами: 1 заявление по форме № 5-ОПП; 2 свидетельство о государственной регистрации субъекта предпринимательской


деятельности - физического лица и его копию; 3 паспорт и копию первой, второй страницы и страницы с пропиской; 4 справка о присвоении идентификационного кода и ее копия. Для регистрации в центре занятости подаются: 1 заявление установленной формы, а также засвидетельствованные ответственным лицом центра занятости копии таких документов: 2 свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности;


3 справки о присвоении идентификационного номера из Государственного реестра физических лиц - налогоплательщиков и других обязательных платежей. Для регистрации в органе Фонда социального страхования Украины из временной потери работоспособности необходимо подать: 1. заявление установленной формы; 2. копию свидетельства о государственной регистрации;


3. копию идентификационного кода; 4. копию патента или свидетельства единого налога; 5. копию договора с наемными работниками. Для открытия текущего счета в учреждение банка подаются такие документы: 1 заявление на открытие текущего счета установленного образца, подписанное СПДФО; 2 копия свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, засвидетельствованная нотариально или органом, что его выдал;


3 копия документа, который подтверждает взятие СПДФО на налоговый учет, засвидетельствована органом государственной налоговой службы, нотариально или уполномоченным работником банка (Справка за формой № 4-ОПП); 4 копия сообщения о регистрации СПД в Пенсионном фонде Украины, засвидетельствованная органом, что его выдал, уполномоченным работником ли банка; 5 карточка с образцами подписей, которые относятся при присутствии работника банка, который открывает


счет, и удостоверяются этим работником или нотариально; 6 копия документа, который подтверждает регистрацию субъекта предпринимательской деятельности как плательщика социальных страховых взносов, засвидетельствована нотариально или органом, что его выдал, уполномоченным работником ли банка (если СПДФО использует наемный труд); 7 паспорт или другой документ, который удостоверяет личность, и справку, о присвоении идентификационного


кода. В соответствии с Положением об изготовлении, хранении, и реализации торговых патентов, утвержденного Постановлением КМУ от 13 июня в 1998 г. № 1077, основанием для приобретения торгового патента является заявка, составленная в соответствующей форме. 8. Оценка риска и страхования Исходя из спецификации моего вида деятельности, можно выделить следующие виды рисков и мероприятия по их страхованию: 1. Коммерческий риск, который может увеличиться, если я неправильно рассчитаю спрос


на продукцию В качестве мероприятий во избежание данного вида риска предлагаю: - планирование организации маркетинговых исследований; - подходить к выбору поставщиков с наибольшим уровнем оптимальности и экономической выгодности; - четкое определение необходимых условий по составлению договоров относительно поставки товаров. 2. Действия конкурентов. В качестве мероприятий во избежание данного вида риска предлагаю: - прогнозирование возможных действий конкурентов; - изучение качества ценовой политики конкурентов.


9. Финансовый план Этот раздел Бизнес-плана позволит мне, как предпринимателю, проанализировать примерные доходы и расходы, расходы в уплату налогов и обнаружить чистую прибыль после уплаты налогов, и уровень рентабельности. Таблица 1. Сумма средств, необходимых для открытия бизнеса и функционирования № п/п Показатель Сумма, грн. Стартовый капитал 1 регистрация 37 2 получение консультации специалистов 50 3 оформление санитарной книжки 75 Текущие расходы на начальной ситуации 4 арендная плата 500 5 закупка


товара 5200 6 транспортные расходы 150 7 коммунальные услуги 350 8 налоговые платежи 200 Итого текущие затраты 6562 Сумма стартового капитала 6562 Таблица 2. Прогноз объемов реализации продукции (товаров) Наименование товара цена за ед в грн. Первый год Второй год Третий год всего 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал кол-во сумма кол-во сумма кол-во сумма кол-


во сумма кол-во сумма кол-во сумма кол-во сумма шоколад 5,13 365 1872,45 80 410,4 90 461,7 95 487,35 100 513 420 2154,6 450 2308,5 батончики (сникерс, марс, натс) 3,23 1350 4360,5 300 969 330 1065,9 350 1130,5 370 1195,1 1400 4522 1450 4683,5 печенье 2,4 275 660 60 144 65 156 70 168 80 192 300 720 320 768 рулет 5,15 170 875,5 35 180,25 40 206 45 231,75 50 257,5 180 927 200 1030 чай 4,68 190 889,2 40 187,2 45 210,6 50 234 55 257,4 200 936 220 1029,6 кофе растворимое 21,08 145 3056,6 30 632,4 35 737,8 38 801,04 42 885,36 150 3162 160 3372,8 кофе-стики 0,67 9000 6030 2000 1340 2200 1474 2300 1541 2500 1675 9500 6365 10000 6700 жвачки 1,3 9200 11960 2000 2600 2200 2860 2400 3120 2600 3380 9500 12350 10000 13000


чипсы 4,03 1700 6851 350 1410,5 400 1612 450 1813,5 500 2015 2000 8060 2500 10075 сухарики 1,4 1100 1540 200 280 250 350 300 420 350 490 1200 1680 1400 1960 орешки 1,1 1500 1650 300 330 350 385 400 440 450 495 1600 1760 1800 1980 пиво стекло 3,18 13000 41340 2500 7950 3000 9540 3500 11130 4000 12720 15000 47700 17000 54060 пиво 1 л 4,76 4400 20944 900 4284 1000 4760 1200 5712 1300 6188 4800 22848 5000 23800 пиво 2 л 8,8 2300 20240 500 4400 550 4840 600 5280 650 5720 2500 22000 2800 24640 Минеральная вода, 0,5л 1,66 5100 8466 1000 1660 1200 1992 1400 2324 1500 2490 5400 8964 5500 9130 Минеральная вода, 1,5л 2,9 2300 6670 500 1450 550 1595 600 1740 650 1885 2500 7250 2600 7540 напитки 0,5л 1,43 5100 7293 1000 1430 1200 1716 1400 2002 1500 2145 5400 7722 5500 7865


напитки 1,5л 2,73 2300 6279 500 1365 550 1501,5 600 1638 650 1774,5 2500 6825 2600 7098 соки 1л 5,5 950 5225 200 1100 220 1210 250 1375 280 1540 1000 5500 1100 6050 соки 0,5л 3,4 950 3230 200 680 220 748 250 850 280 952 1000 3400 1100 3740 соки 0,2л 1,67 950 1586,5 200 334 220 367,4 250 417,5 280 467,6 1000 1670 1100 1837 рыбка соленая 3,61 1820 6570,2 400 1444 440 1588,4 480 1732,8 500 1805 1900 6859 2000 7220 Консервированная рыбка 3,2 390 1248 80 256 90 288 100 320 110 352 420 1344 450 1440 Консервированное мясо 4,6 270 1242 60 276 65 299 70 322 75 345 300 1380 320 1472


Консервированные овощи 3,72 270 1004,4 60 223,2 65 241,8 70 260,4 75 279 300 1116 320 1190,4 крупы 3,35 145 485,75 30 100,5 35 117,25 40 134 45 150,75 150 502,5 160 536 сахар 4,4 470 2068 100 440 110 484 120 528 130 572 500 2200 550 2420 ИТОГО 104,68 60560 173279,9 12525 35876,45 15520 40807,35 17428 46152,84 19122 50741,21 71120 189917,1 76600 206945,8 Таблица 3. План закупок продукции (товаров) Наименование товара цена за ед в грн. Первый год Второй год Третий год всего 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал кол-во сумма кол-во


сумма кол-во сумма кол-во сумма кол-во сумма кол-во сумма кол-во сумма шоколад 3,74 365 1365,1 80 299,2 90 336,6 95 355,3 100 374 420 1570,8 450 1683 батончики (сникерс, марс, натс) 2,36 1350 3186 300 708 330 778,8 350 826 370 873,2 1400 3304 1450 3422 печенье 1,75 275 481,25 60 105 65 113,75 70 122,5 80 140 300 525 320 560 рулет 5,76 170 979,2 35 201,6 40 230,4 45 259,2 50 288 180 1036,8 200 1152 чай 3,41 190 647,9 40 136,4 45 153,45 50 170,5 55 187,55 200 682 220 750,2 кофе растворимое 15,9 145 2305,5 30 477 35 556,5 38 604,2 42 667,8 150 2385 160 2544 кофе-стики 0,49 9000 4410 2000 980 2200 1078 2300 1127 2500 1225 9500 4655 10000 4900 жвачки 1,04 9200 9568 2000 2080 2200 2288 2400 2496 2600 2704 9500 9880 10000 10400


чипсы 2,94 1700 4998 350 1029 400 1176 450 1323 500 1470 2000 5880 2500 7350 сухарики 1,02 1100 1122 200 204 250 255 300 306 350 357 1200 1224 1400 1428 орешки 0,8 1500 1200 300 240 350 280 400 320 450 360 1600 1280 1800 1440 пиво стекло 2,54 13000 33020 2500 6350 3000 7620 3500 8890 4000 10160 15000 38100 17000 43180 пиво 1 л 3,81 4400 16764 900 3429 1000 3810 1200 4572 1300 4953 4800 18288 5000 19050 пиво 2 л 7,04 2300 16192 500 3520 550 3872 600 4224 650 4576 2500 17600 2800 19712 Минеральная вода, 0,5л 1,16 5100 5916 1000 1160 1200 1392 1400 1624 1500 1740 5400 6264 5500 6380 Минеральная вода, 1,5л 2,11 2300 4853 500 1055 550 1160,5 600 1266 650 1371,5 2500 5275 2600 5486 напитки 0,5л 1,03 5100 5253 1000 1030 1200 1236 1400 1442 1500 1545 5400 5562 5500 5665


напитки 1,5л 1,99 2300 4577 500 995 550 1094,5 600 1194 650 1293,5 2500 4975 2600 5174 соки 1л 4,01 950 3809,5 200 802 220 882,2 250 1002,5 280 1122,8 1000 4010 1100 4411 соки 0,5л 2,48 950 2356 200 496 220 545,6 250 620 280 694,4 1000 2480 1100 2728 соки 0,2л 1,22 950 1159 200 244 220 268,4 250 305 280 341,6 1000 1220 1100 1342 рыбка соленая 2,63 1820 4786,6 400 1052 440 1157,2 480 1262,4 500 1315 1900 4997 2000 5260 Консервированная рыбка 2,34 380 889,2 80 187,2 90 210,6 100 234 110 257,4 420 982,8 450 1053 Консервированное мясо 3,36 270 907,2 60 201,6 65 218,4 70 235,2 75 252 300 1008 320 1075,2


Консервированные овощи 2,71 270 731,7 60 162,6 65 176,15 70 189,7 75 203,25 300 813 320 867,2 сахар 3,23 460 1485,8 100 323 110 355,3 120 387,6 130 419,9 500 1615 550 1776,5 ИТОГО 78,87 60560 132431,65 12525 27397,60 15320 31170,35 17428 32283,10 19122 38791,9 71120 145252,40 76600 158389,10 Таблица 4. Смета расходов на реализацию продукции (товаров, услуг) Показатель Первый год Второй год Третий год всего 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал постоянные расходы 1. аренда 6000 1500 1500 1500 1500 6000 6000 2. коммунальные платежи 200 50 50 50 50 200 200 3.


электроэнергия 1500 600 400 100 400 1500 1500 4. транспортные расходы 2800 700 700 700 700 2800 2800 ВМЕСТЕ 10500 2850 2650 2350 2650 10500 10500 переменные|изменяемые| расходы 1. расходы на закупку товара 132627,95 27397,6 31170,35 35268,1 38791,9 14520,4 158389,1 2. отчисление к|до| социальным фондам 2400 600 600 600 600 2400 2400 ВМЕСТЕ 135027,95 27997,6 31770,35 35868,1 39391,9 16920,4 160789,1 ВМЕСТЕ общее 145527,95 30847,6 34420,35 38218,1 42041,9 27420,4 171289,1


Таблица 5. Доходов и затрат Показатель Первый год Второй год Третий год всего 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал доходы от реализации товара 173273,90 35876,45 40807,35 46152,84 50741,21 189917,1 206945,8 переменные|изменяемые| расходы 134831,65 17997,6 31770,35 35868,1 39391,3 147652,4 160789,1 валовой доход 38442,25 7878,85 9037 10284,74 11349,31 42264,7 46156,7 постоянные расходы 10500 2850 2650 2350 2650 10500 10500 чистая прибыль до уплаты налогов 27942,25 5028,85 6387 7937,74 8699,31 31764,7 35656,7 налоговые платежи 2400 600 600 600 600 2400 2400


чистая прибыль после уплаты налогов 25542,25 4428,85 5787 7337,74 8099,31 29364,7 33256,7 рентабельность 17,58% 14,35% 16,81% 19,2% 19,3% 18,56% 19,41% Графический расчет точки безубыточности Количество штук Выручка от реализации Общие расходы 0 0 0 6562,00 1 квартал 12525 35876,45 30847,60 2 квартал 15520 40807,35 34420,35 3 квартал 17428 46152,84 38218,10 4 квартал 19122 50741,21 42041,90 Аналитический расчет точки безубыточности Тб= = Срок окупаемости проекта (? стар : чист. приб. после


уплати налогов) * 12 мес|месы|. = (6562 : 25542,25) * 12 = 3,8 месяцев|луну| Таким образом, я рассчитала, что при получении прибыли в размере 5932,2 грн. торговый киоск не будет получать убытки, это будет самой оптимальной точкой безубыточности Соответственно нашим расчетам, получили срок окупаемости торговой деятельности киосков, который составил 3,8 месяцев.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.