Реферат по предмету "История"


Игрушки русских императоров: Петр II

Коняев Н. М.
Поразительно,насколько естественно сливаются детские игры первого русского императора с егозрелой деятельностью, за которую и назвали его Великим.
Ноиз детства, из отроческих лет — и все то недоброе, что несло России правлениеПетра I…
Потрясение,пережитое десятилетним царем 15 мая 1682 года, породило в душе подростканеобъяснимую, почти подсознательную ненависть к русской старине, зачастуювыливавшуюся в отрицание вообще всего русского.
Такполучилось, что офицерами в Преображенском, полку были иностранцы. Общаясь сними, юный Петр осваивал языки, знакомился с точными науками, которымтрадиционное воспитание царских детей почти не уделяло внимания.
Ноздесь же, в полку, прививались одиннадцатилетнему ребенку и дурные наклонности.После каждого перехода, после каждого «потешного» боя офицеров звали к молодомуцарю на обед. По обычаю, в конце обеда приглашенным подносился бокал вина.Выпив, должно было откланяться и уйти. Однако иностранцы, плохо знакомые с этимрусским обычаем, обойтись одним бокалом не могли.
«Им,— как пишет историк Михаил Погодин, — мало было и по два, и по три...»
ЮныйПетр, не стесняемый строгим надзором, тоже старался не отставать от «учителей»,и уже к двенадцати годам приучился к алкоголю.
Такчто дикие, безобразные пьянки его — тоже из детства…
Издетства и стремление Петра превратить Россию в нечто похожее на Германию илиГолландию, а своих подданных — в немцев или голландцев… Стремление заведомонеисполнимое, но тем ни менее дорого стоившее стране.
ОТЕЦИ СЫН
Наверное,Петр I и сам понимал, что подсознательное стремление уничтожить ненавистную русскуюстарину, а народ России обратить в покорных рабов, для владения которыми онзавезёт из-за границы «культурных» иностранцев, — не исполнимо.
Понимал…
Немог не понимать…
Нов том-то и заключалась трагедия Петра, что, понимая все, не мог пересилить себяи смириться с неизбежностью, не желал подчиняться неумолимой логике истории.
Анализируяпоступки и поведение Петра I, многие исследователи теряются: почти гениальныеозарения соседствуют с провалами…
Действительно,бездарный Прутский поход, когда Петр сумел завести в окружение огромную русскуюармию и фактически капитулировал, кажется, осуществлялся не героем Полтавы, асовсем другим человеком.
Некоторыеобъясняют череду этих «просветлений» и «затмений» болезнью Петра…
Можетбыть, это и верно.
Увы,многие поступки Петра, его решения и прожекты зачастую находятся за граньюбезумия, и деятельность Петра I в такие периоды превращается в сражениеобезумевшего гордеца с Божьим Промыслом. И безумие это прежде всего проявилосьв отношениях Петра с собственной семьей.
Вопрекиобычаю, праву и здравому смыслу Петр I предпринимает отчаянные усилия, чтобы недопустить на русский престол не только своего сына Алексея, но и внука —будущего императора Петра II. Все силы измученного болезнью, впадающего вприпадки ярости императора направлены на то, чтобы отобрать престол у своегосына и внука от царицы Евдокии.
И,когда пытаешься проследить связанные с этим события, когда видишь, как многоэнергии и изобретательности было растрачено Петром Великим в борьбе ссобственными сыном и внуком — становится страшно…
Будущемуимператору Петру II было десять дней, когда умерла его мать, и дед-императорвручил его отцу, царевичу Алексею, письмо с требованием «нелицемерноисправиться».
Письмоэто, резкое по своему тону, произвело на Алексея самое зловещее впечатление…
Черезнесколько дней должен был родиться брат Алексея — Петр Петрович, котороголаскательно назовут в семье «шишечкой» и которому — Алексей не мог не пониматьэтого! — уже сейчас расчищал заботливый отец путь к престолу.
Чтотакое «нелицемерно исправиться»?
Историкичасто упрекают Алексея в притворстве, в равнодушии к отцовским делам. И вместес тем никто из них не отрицает, что Алексей всегда старался угодить отцу:прилежно учился, выполнял все приказы и поручения и никогда, как это говаривалив старину, не выходил из-под его воли.
Противоречиеочевидное, но вполне объяснимое.
Каки в случае замалчивания реформ Федора Алексеевича, историки, следуя вкильватере политики культа Петра, и здесь, заранее, априори переносят всю винуза дальнейшие события на Алексея, дабы нечаянно не бросить тень намонументальный образ Петра Великого.
Междутем мотивы антипатии Петра I очевидны и легко объяснимы. Алексей был сыном отнелюбимой, более того — ненавистной жены. И какие бы способности ни проявлял он,как бы терпеливо ни сносил упреки и притеснения, — все это не имело значениядля отца, не могло переменить его мнения о сыне.
Вдеспотически самодержавном сознании Петра I личностное легко сливалось сгосударственным, переплеталось, подменяло друг друга.
Вцаревиче Алексее — сыне от ненавистной жены Евдокии Лопухиной — Петр I виделпрежде всего не родную кровь, а то русское, духовное начало жизни, которое онстремился выкорчевать навсегда, по всей стране…
Идаже если допустить, что Алексей и по характеру своему, и по душевному складу, ипо воспитанию олицетворял только русскую косность — а это все-таки ничем неподкрепленное допущение! — то все равно: можно ли от живого человека требовать,чтобы он вот так, вдруг, переменил свою душу?
Потребовать-то,конечно, можно, только вот исполнить подобное требование не удавалось ещеникому…
СамПетр I наверняка понимал это.
ИАлексей тоже понимал, что требование «нелицемерно исправиться» на самом делесодержит приказ самоустраниться, каким-то образом самоуничтожиться, освобождаядорогу еще не родившемуся «шишечке».
Достойнои мужественно Алексей ответил отцу, что готов уйти в монастырь…
НоАлексей — не для Петра I, а для уже родившегося «шишечки»! — опасен и вмонастыре.
Вцаревиче Алексее видит измученная страна избавление от тягот инесправедливостей петровского режима. Алексей — надежда огромной империи, миллионови миллионов людей. И кто даст гарантию — нашептывали Петру I сановники — чтооскорбленная, растоптанная русская старина не выведет Алексея из монастыряпосле смерти Петра? Не провозгласит царем, отталкивая от престола обожаемого«шишечку»?
Нет,Петр I и сам видел, что нет этой уверенности.
Араз так, значит, и действовать нужно иначе.
Алексеянеобходимо не в монастырь заточить, а уничтожить физически. Тем более, чтовместе с ним будут уничтожены и надежды страны на возвращение к счастливому испокойному прошлому…
Совершитьзадуманное казалось непросто. Все-таки Алексей был законным наследникомпрестола…
Нона стороне императора — самодержавная власть, бесконечная сила воли, зрелый ум,житейская опытность и, разумеется, дьявольская хитрость советников.
Интрига,задуманная Петром I и его сподвижниками, разыгрывается почти как на театральныхподмостках.
ПетрI отклоняет просьбу сына, запретив принять монашеский сан. Отправляясь заграницу, он приказывает сыну «подумать»…
Психологическирасчет очень точный.
ПетрI знает и о мечтательности сына, и об его привязчивости.
Ион не ошибся.
Ужеотрекшийся было от мирской жизни, Алексей начинает мечтать, строить планы.
Преградойна пути в монастырь становится и Евфросиния — женщина, которую он полюбил…
Некоторыеисследователи полагают, что Евфросиния была шпионкой Меншикова, и «светлейший»подсунул ее царевичу, исполняя давно задуманный план.
Какбы то ни было, но именно Евфросиния отвлекает царевича Алексея от спасительных— речь идёт не только о нравственном, но физическом, политическом и дажеисторическом спасении — мыслей о монастыре.
Счастьесына, разумеется, не цель Петра I, а лишь средство достижения задуманного
Едватолько разгораются в мечтательном Алексее надежды на счастье — какойбезжалостно точный расчет! — курьер вручает ему новое письмо… Алексейнемедленно должен ехать за границу или, не мешкая, отправиться в монастырь.
Всамой возможности выбора и заключалась ловушка. Возможность бежать отдеспота-отца, который — Алексей уже наверняка знал это! — и в монастыре не дастему покоя, прельстила царевича.
Ловушкасработала.
Алексейпринял решение — бежать.
Хитроумныйкапкан защелкнулся…
Дальше— вынуть добычу из капкана — было делом техники.
Впоследний день января 1718 года Алексея привезли в Москву, а третьего февралябыл оглашен манифест об отрешении его от престола и сразу же произведены арестысреди друзей царевича.
Ещепроще оказалось добиться самооговора.
Впетровских застенках применялись такие изощренные пытки, что и мужественные, нераз смотревшие в лицо смерти стрельцы становились здесь болтливыми, словно бабы,и возводили на себя и на своих друзей любую напраслину.
Дляследствия по делу царевича в Санкт-Петербурге была создана Тайная канцелярия, ведавшая,кстати, потом всеми делами, связанными с охраной престола…
19июня 1718 года царевича начали допрашивать, и через неделю он умер под пыткамив Трубецком раскате Петропавловской крепости.
Поэтому случаю на следующий день, 27 июня, Петр I устроил шумный бал, отмечаягодовщину Полтавской победы…
Даи от чего было не радоваться ему, если — как ему казалось! — удалось победитьсам Божий Промысел и вопреки судьбе оградить права на престол любимого«шишечки»!
Радовалсяимператор и месяц спустя, читая в Ревеле письмо своей супруги:
«Осебе доношу, что я за детками, слава Богу, в добром здоровье. И хотя, предвозвращением моим в Питербурх, Пиотрушка был в здоровье своем к последнимзубкам слабенек, однако ныне, при помощи божий, в добром здоровье и три зубкаглазовых вырезались. И прошу, батюшка мой, обороны: понеже немалую имеет он сомною за вас ссору, а имянно за то, что когда я про вас помяну ему, что папауехал, то не любит той речи, что уехал, но более любит то и радуется, какмолвишь, что здесь папа».
Петрвеселился, не зная, что меньше, чем через год «шишечка» умрет и при вскрытиивыяснится, что он был неизлечимо болен от рождения…
ДЕДИ ВНУК
Когда,оговоренный Евфросинией, умирал под пытками царевич Алексей, его сыну —будущему императору Петру II — не исполнилось и четырех лет.
Онрос под присмотром нянек, и никто не хлопотал о его развитии и воспитании.
Увнука российского императора не было родителей, не было и могущественныхпокровителей. Проявление малейшего участия к несчастному сироте считалосьопасным. Любой самый невинный шаг в этом направлении мог быть превратноистолкован подозрительным и безудержным в гневе императором.
Какаяучасть ожидала «ослушника», напоминали насаженные на колья головы«заговорщиков» — друзей царевича Алексея.
Истрах сделал свое дело.
МалолетнегоПетра избегали, сторонились, как чумы…
Впрочем,забот у придворных хватало и без сироты.
Шлареорганизация областного управления, и вместо одиннадцати губернийобразовывалось пятьдесят провинций, учреждались новые коллегии и вводилисьновые регламенты; появились магистраты, велись сражения и переговоры о мире — ивсе время, каждый месяц издавались Указы все строже закрепощающие русскийнарод.
Венцомэтого закрепощения стало разрешение покупать русских крестьян на свои заводы и«купецким людям» иностранного подданства…
Такоепроисходило впервые.
Иностранцам,чтобы обратить в рабство русских людей, не нужно было выигрывать у них войну, можнобыло просто купить их.
Междуболее важными делами — некоторые исследователи считают, что это связано сбыстро прогрессирующей у Петра болезнью — началась борьба с проституцией.«Винных баб и девок» велено было отправлять на мануфактуры вместе с русскимикрестьянами.
Междуделом, наложили узду и на Русскую Православную церковь, сосредоточив всюцерковную власть по образцу протестантских государств в Духовном коллегиуме, азаодно отменили и тайну исповеди, еще раньше объявив недоносительство тягчайшим,караемым смертной казнью преступлением…
Обудущем императоре как бы и позабыли…
Учителяминазначались случайные и малосведущие люди.
Известно,например, что в четыре года к нему определили танцмейстера Нормана, которыйобучал ребенка чтению и письму. Этот же Норман — он прежде служил на флоте —сообщил юному царевичу начальные сведения о морской службе, сумев выработать вребенке стойкое отвращение к морю вообще…
Иприходится только удивляться, что, несмотря на скверное обучение, будущийимператор все же сумел в самом раннем детстве овладеть серьезными начаткамизнаний.
Когда,уже после смерти Екатерины I, его возвели на трон, Остерман, взявшийся заобучение одиннадцатилетнего императора, к немалому своему удивлению обнаружил, чтомальчик свободно владеет латынью, французским и немецким языками.
Ребеноквообще подавал большие надежды.
Ещев те времена, когда похвалы ему расценивались как «тягчайшее преступление», ужеговорили, что он кроткого нрава, имеет доброе сердце и обладает ангельскойкрасотой.
Ужетогда поражало всех необыкновенно быстрое физическое развитие Петра.
Вчетыре года он упражнялся в стрельбе из маленького ружьеца и вовсю палил изкрохотных пушек «потешной» батареи.
Успехиюного Петра были столь очевидны и так, казалось бы, соответствовали требованиям,которые прежде предъявлял Петр I царевичу Алексею, что воспитатели, не взираяна страх, пытались обратить внимание императора на успехи внука.
Егоприглашали на экзамен, устроенный для семилетнего царевича.
Императоротказался прийти.
Вместоэтого им был издан новый закон о престолонаследии, отменивший «недобрый обычай»,когда старший сын автоматически наследовал престол. Отныне Государь могназначать преемника по своему усмотрению.
Ослепленныйненавистью к своему потомству от Евдокии, Петр I и теперь, когда уже не стало«шишечки», не желал признать себя побежденным в безумной схватке с БожьимПромыслом.
Можнотолько предполагать, как сложилась бы жизнь Петра II и всей нашей страны, какбы дальше развивалась русская история, если бы сумел Петр I переборотьнеприязнь, если бы сумел увидеть, что — вот же, вот! — исполняются во внукесамые заветные мечты, если бы сумел направить развитие ребенка в нужном длянаследника престола направлении. Может, и не было бы тогда засилья временщиков,череды дворцовых переворотов…
Увы…
Пересилитьсебя Петр I не сумел.
Ио ребенке снова словно бы позабыли…
Рассказываяо детстве Петра I, мы подробно описывали игрушки, которыми тот играл. Этиигрушки хранятся в музеях, описания их можно найти в различных документах.
ОтПетра II игрушек не осталось. Не так уж много и было их у сына замученного вПетропавловской крепости царевича Алексея…
Некомубыло заботиться об игрушках для наследника престола…
Сановникис ужасом смотрели на подрастающего Петра. Этот ребенок был смертельно опасендля них. Многим, как и Меншикову, чудился при взгляде на него холодный острог вБерезове…
Норебенок — не взрослый.
Ребенкатруднее заманить в ловушку, чтобы при этом самому остаться в стороне, неоказаться обвиненным в его гибели…
Вначале 1725 года умер император Петр Великий.
Насчетдиагноза его болезни существуют различные мнения.
Привскрытии тела императора «увидели совершенный антонов огонь в частях околопузыря; некоторые же части так отвердели, что весьма трудно было прорезать иханатомическим ножом».
Какбы то ни было, но умирал Пётр мучительно трудно, словно не в своей постелиумирал он, а под пытками в Трубецком раскате Петропавловской крепости…
«Загод до его кончины весьма ослабел в своем здоровье и частые имел припадки…неумолчно кричал и тот крик далеко слышен был»…
Начинаяс шестнадцатого января, предсмертный крик императора стало слышно и за стенамидворца.
Адвадцать восьмого января, написав два слова: «Отдайте все...», императорвыронил перо и скончался, так и не назначив наследника престола.
Вэту же ночь, когда еще не стихли стоны умирающего Петра, во дворце собралисьсенаторы, чтобы определить его преемника. Высказывались различные мнения, ногде-то к полуночи в зале появились офицеры гвардии. Они громко переговаривалисьмежду собой, — дескать, разобьют голову любому, кто пойдёт против их матушкиЕкатерины…
Подкрепляяэти слова, с площади раздался барабанный бой. Гвардейские полки окружилидворец.
Подгрохот полковых барабанов и была провозглашена наследницей русского престолаливонская служанка Марта Самуиловна Скавронская, любовница Шереметьева иМеншикова, жена Петра I, императрица Екатерина Петровна.
Царствовалаона два с половиной года и умерла 6 мая 1727 года от чахотки. На русскийпрестол наконец-то взошел законный наследник, сын царевича Алексея.
Былоему одиннадцать лет…
Этим,кажется, и завершилось сражение обезумевшего Петра Великого с Божьим Промыслом.
Негруппой заговорщиков, а на небесах была исправлена воля царя-деспота, гробкоторого долго еще не преданный земле стоял среди лесов строящегосяПетропавловского собора…
Нарусском троне сел законный наследник.
Россиибыл дан шанс избежать трагических лет засилья временщиков, бироновщины, но —увы! — всевластные «птенцы гнезда Петрова» сделали всё, чтобы страна не смоглавоспользоваться этим шансом.
ЮНЫЙИМПЕРАТОР
«Замалолетством императора, — говорилось в завещании Екатерины I, — имеют вестиадминистрацию обе наши цесаревны, герцог и прочие члены Верховного совета».
Герцог— Александр Данилович Меншиков, герцог Ижорский.
Кроменего в Совет входили Ф.М. Апраксин, Г.И. Головкин, П.А. Толстой, Д.М. Голицын, А.И.Остерман.
Поначалуосновные заботы о малолетнем императоре взял на себя Меншиков. Забросивгосударственные дела, герцог сосредоточился на том, чтобы обезопасить себя.Гарантию безопасности, по его расчетам, мог дать только брак его дочери МарииАлександровны Меншиковой с малолетним императором.
Другойсановник — А.И. Остерман — руководил, как мы уже говорили, обучениеммалолетнего императора. Вот распорядок, который Остерман составил для него навторую половину 1727 года:
Понедельник.От 9 до 10 часов — читать историю
от10 до 11 — отдыхать
от11 до 12 — история
от12 до 2 — обед и покой
от2 до 3 — танцы, концерт
от3 до 4 — география
Вторник.От 9 до 12 — с перерывом на час читать историю
от2 до 3 — игра в волан
от3 до 4 — математика
счетырех часов — стрельба в мишень
Среда.До полудня — заседание в Верховном совете
сдвух часов — игра на бильярде
от3 до 4 — древняя история
Четверг.До 12 часов — география
от2 до 3 — танцы
от3 до 4 — новая история
от4 до 5 — концерт…
Назанятия одиннадцатилетнему мальчику отводилось в день не более трех часов.Остальное время император должен был отдыхать и развлекаться. По вечерам ониграл в карты с сестрой Натальей и теткой, будущей императрицей Елизаветой, днемчастенько отправлялся на охоту.
Ребенкапочти насильно втягивали во взрослые забавы, и это оказалось губительным и дляего здоровья, и для характера.
Какпишет историк Н.И. Костомаров:
«Молодойцарь, поставленный в водовороте разных партий, начал показывать в своемхарактере такие черты, что и иностранцы, следившие за ходом дел при дворе, находили,что в некоторых случаях Петр Второй напоминал своего деда Петра Первого именнотем, что не терпел никаких возражений и непременно требовал, чтоб все делалосьвокруг него так, как ему хочется».
Роковымоказалось для Петра Второго и сближение с соперником Меншикова молодым княземИваном Долгоруким.
Ночипревращались в дни, царь возвращался на рассвете и ложился в семь утра. Началапроявляться семейная склонность к пьянству, что по справедливому замечанию Н.И.Костомарова, «казалось вполне естественным и наследственным: дед его и отецбыли подвержены тому же пороку».
ПетраII возвели на престол в одиннадцать лет.
«Послекак Бог изволил меня, в малолетстве всея России Императором учинить, — говорилон на Государственном совете. — Настоящее мое старание будет, чтобы исполнитьдолжность доброго Императора, то есть, чтобы народ мой подданный, богобоязненностьюи правосудием управлять, чтоб бедных защищать, убогих и неправильно отягощенныхот себя не отгонять, но веселым лицом жалобы их выслушивать и, по похвальномуИмператора Веспасиана примеру, никого от себя печального не отпускать...»
Но,конечно же, это были только слова…
Переменав состоянии — избегаемый всеми, заброшенный ребенок превратился во властителягигантской империи! — конечно же, оказалось непосильной для него.
Зате два с половиной года, что, как и мачеха, провел он на престоле, Петр ничегоне успел сделать для приготовления себя к высшей в стране власти.
Ещенеопытный и незрелый, он сделался игрушкой в руках властолюбивых вельмож, и надвенадцатом году жизни насильно был обручен с Марией Александровной Меншиковой,а в четырнадцать, когда Долгоруким удалось свалить «светлейшего», — с княгинейДолгорукой…
Борясьза влияние на императора, Долгорукие менее всего думали о развитии подростка, менеевсего заботились об интересах державы.
Используямальчишеское пристрастие Петра II к охоте, они всячески поощряли его в этойстрасти, не останавливали ни от пьянства, ни от разврата.
Ненадо забывать и того, что молодой князь Иван Долгорукий сам был еще очень иочень молод.
Рассказывают,что однажды, когда Петру II предстояло подписать смертный приговор, Долгорукий«укусил своего друга за ухо, желая этим показать, как должно быть больно тому, комуотрубают голову».
Долгорукиене понимали, что, влияя на Петра II так, они сами себе готовят еще болеестрашную участь, чем та, что досталась Меншикову…
«Светлейшему»предстояло умереть в Березовском остроге…
Долгоруких,лишив их всех чинов и богатств, заслали ещё дальше в Сибирь…
Грандиознойбыла охота, устроенная для юного императора в тульских лесах осенью 1729 года.
Большемесяца длилась она…
Охотникизатравили четыре тысячи зайцев, полтысячи лисиц, добыли пятнадцать рысей, пятьмедведей…
Вернувшисьв Москву, юный император раздарил всех собак, приказал убрать все ружья.
Былообъявлено о его помолвке с княжной Екатериной Долгорукой.
Всевидели, что император как-то посерьёзнел вдруг, повзрослел…
Иникто не знал, что жизни ему остаётся всего три месяца.
Двас половиной года правления Петра II историки оценивают весьма сурово, забывая, чтоэто были годы правления ребенка.
Междусовершением важных государственных дел — а в эти годы был заключен Буринскийдоговор с Китаем об установлении границ, разрешено старательство в Сибири, изданыуказы о прекращении кабального холопства, отменены магистраты и восстановленавласть воевод на местах, восстановлено гетманство в Малороссии — император ПетрII болел детскими болезнями: корью и оспой…
Они умер, как ребенок, когда, простудившись на водосвятии и уже начаввыздоравливать, 17 января 1730 года распахнул окно в своей комнате.
Ипоследними его словами были: «Запрягайте сани! Хочу ехать к сестре!», словно впоследнее мгновение жизни пытался вернуться юный император в так и не прожитоеим детство…
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.