Реферат по предмету "Русская литература"


Основные мотивы лирики А.С. Пушкина

Реферат «Основные мотивы лирики Пушкина» Чуклай Михаил План: Вступление, 3 Тема дружбы, 4 • «К Чаадаеву» • «Пирующие студенты» • «19 октября (1825)» Тема вольности и свободы, 5-8 • «Вольность» • «Деревня» • «Узник» • «Арион» Тема поэта и поэзии, 8-9 • «Пророк» • «Памятник» Тема любви, 9-10 • «Я помню чудное мгновенье» • «Я вас любил» • «Мадонна»


О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: “Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум”. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин,


Капнист. Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты «от ума». Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике


Пушкина присуща гармоничность. Там все в норме: ритм, форма, содержание. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ли в многолюдный храм, Сижу ль средь юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Так начинается одно из самых блистательных стихотворений Пушкина. Музыкальное повторение звуков "у" "и" "или" не кажется нарочитым,


но создает особую мелодию стиха, всецело подчиняемую общей идее произведения. Поэта мучает мысль о скоротечности жизни, о том, что на смену ему придут новые поколения и он, возможно, будет забыт. Эта печальная мысль развивается на протяжении нескольких строф, но затем, по мере того как она уступает место философскому примирению с действительностью, меняется и звуковой настрой стихотворения. Элегическая протяженность исчезает, последние строки звучат торжественно и спокойно:


И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять. Исключительное художественное чутье Пушкина руководило им в выборе ритма, размера. Удивительно точно воспроизводится тряска дорожного экипажа: Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком?


Когда читаешь стихотворение «Обвал», невольно приходит на память гулкое горное эхо, возникают в воображении угрюмые очертания скал и обрывов. И ропщет бор, И блещут средь волнистой мглы Вершины гор. Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений. Тема дружбы - одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее.


Одно из первых стихотворений Пушкина, в котором отражена тема дружбы, было написано поэтом в пятнадцатилетнем возрасте. Это шутливое стихотворение «Пирующие студенты». В нём набросаны легкие поэтические портреты друзей, собравшихся у праздничного стола. Кроме весёлого застолья друзей объединяют здесь взаимные шутки и освобождение на некоторое время от «холодных мудрецов» и «учёных дураков». Такими шутливыми, хотя и не лишенными иронии, строками обращается


в «Пирующих студентах» молодой Пушкин к Кюхельбекеру, одному из своих лицейских приятелей: Писатель за свои грехи! Ты с виду всех трезвее; Вильгельм, прочти свои стихи, Чтоб мне заснуть скорее. Тема дружбы с особой полнотой раскрывается Пушкиным в его поэтическом шедевре «19 октября», написанном в 1825 году. Это стихотворение поэт посвятил годовщине открытия лицея.


Его начальные строки овеяны грустью, вызванной обстоятельствами личной жизни. Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто по неволе, И скроется за край окружных гор. Пылай, камин, в моей пустынной келье; А ты, вино, осенней стужи друг, Пролей мне в грудь отрадное похмелье, Минутное забвенье горьких мук.


В это время Пушкин находился в ссылке и был лишён возможности встретиться с друзьями в знаменательный день их жизни. Но душой он был рядом с ними. Горечь одиночества смягчается, когда в воображении поэта возникают образы милых его сердцу людей. Дружба спасает его от «сетей судьбы суровой», помогает преодолеть мучительность ссылки и дарит ему надежду на встречу в будущем: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен –


Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастье куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. Спустя год после окончания лицея у Пушкина появляются новые взгляды. Поэт начинает шире смотреть на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то,


что происходит с родной страной. Поэтому многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение «К Чаадаеву». Пушкин призывает своего старшего по возрасту приятеля посвятить отчизне души прекрасные порывы: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Что касается дружбы, то она была не идеальной, а со спорами, с разногласиями.


Впрочем, как всякая настоящая дружба. Несмотря на то, что поэт не один раз высказывал Чаадаеву своё несогласие с его уничижительными оценками прошлого и настоящего в России, дружба не прерывалась, так как основана была на уважении и человеческом взаимопонимании. Столь же недвусмысленный призыв к восстанию содержится и в знаменитой оде Пушкина «Вольность». Главная мысль оды в том, что «вольность» возможна и в монархическом государстве,


если монарх и народ строго следуют законам, в том числе и моральным. Пушкин призывает, но вместе с тем звучит предупреждение тиранам: «Тираны мира! трепещите!» Поэтические проклятия в их адрес занимают целую строфу: Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу Твою погибель, смерть детей. С жестокой радостию вижу.


Читают на твоем челе Печать проклятия народы. Ты ужас мира, стыд природы, Упрек ты богу на земле. Царь рассвирепел, прочитав эти строки. «Пушкина надо сослать в Сибирь заявил он Он бунтовщик хуже Пугачева». Разумеется, его, возглавившего заговор против своего отца, болезненно задел намек в "Вольности". На зловещем контрасте безмятежной природы и ужасов крепостничества строится стихотворение «Деревня». Произведение условно можно разделить на две части.


Тема и настроение первой части резко отличается от темы и настроения второй, но, несмотря на это, части тесно связаны между собой. Их роднит и объединяет заложенная в стихотворении идея. Первая часть - это «приют спокойствия», где все полно «счастья и забвенья». От этих строк веет тишиной, покоем и прохладой: Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льётся дней моих невидимый поток


На лоне счастья и забвенья! Казалось бы, по тону первой части ничто не предвещает взрыва негодования. Даже подбор оттенков говорит нам о радужных картинах сельской природы: "душистые скирды», «светлые лучи», «лазурные равнины». Иначе, «везде следы довольства и труда». Но вторая часть стихотворения несет антикрепостническую направленность: Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Среди цветущих нив и гор


Друг человечества печально замечает Везде невежества губительный позор. Не видя слёз, не внемля стона, На пагубу людей избранное судьбой, Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. С гениальной прозорливостью поэта за внешним покоем и благополучием Пушкин видит и другую сторону деревенской жизни.


Именно здесь, в деревне, поэт отображает зловещую причину всех бедствий - крепостное право, «рабство тощее», «барство дикое». В этой части стихотворения тон авторской речи резко меняется. В словах поэта – гнев и негодование. Пушкин яростно изобличает и осуждает барское насилие над трудом крепостного народа. Тем более это возмущает поэта, что совсем недавно этот так бедствующий народ принёс победу его стране в Отечественной войне 1812 г. В заключительных строках стихотворения – раздумье автора.


И ещё, мне кажется, сомнения насчёт того, преобразится ли когда-нибудь мир, падут ли когда-нибудь оковы рабства, станет ли народ свободным: Увижу ль, о друзья! народ не угнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы посвященной Взойдет ли, наконец, прекрасная заря? Но царь не внял призывам поэта. Пушкина ожидала ссылка. Правда, благодаря Жуковскому, северную ссылку заменили южной.


Формально то, что мы называем южной ссылкой, значилось служебным перемещением. Но, по сути, это была именно ссылка: Пушкина удаляли из столицы, отправляли под надзор. Он уехал из Петербурга в мае 1820 года, чтобы вернуться в 1826. На 5 лет он оказался исключен не только из светской жизни столицы, но и во многом из жизни литературных кружков и сообществ. Служебными обязанностями чиновник


Пушкин перегружен не был. В этом была относительная свобода, Пушкин ощущал себя изгнанником, и это не могло не сказаться в его творчестве. 1820-1822 годы в творчестве Пушкина - расцвет романтизма. В художественной системе романтизма ключевое место занимает свободная личность героя, для романтика свобода - высшее благо. Чтобы лучше понять идейно-образное содержание романтического метода надо обратиться


к одному из известнейших стихотворений Пушкина той поры - к "Узнику". Это своеобразная формула романтического мировосприятия. Стихотворение открывается образом "темницы" и томящегося в ней "узника". Вам никогда не приходило в голову задать вопрос: за какое преступление герой "сидит"? На какой срок осужден? Как происходил суд? Где расположена тюрьма?


Разумеется, не приходило. И это абсолютно нормально и правильно. Потому что по законам романтизма подобные вопросы и не могут возникать. Основное содержание романтизма – выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам: мир не таков, каким должен быть. И остро ощущающий это несоответствие романтический герой чувствует себя чужим в этом сером обыденном мире. Он одинок, он загнан в клетку.


Отсюда центральные мотивы романтизма - тема свободы, бегства из тюрьмы в некий иной, недостижимый и манящий мир. Люди кажутся безликой массой, герой ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море - стихия. Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я Отчего именно орел? Почему не щегол, не синица? Образ орла - романтический символ.


Это птиц гордая (не дается в руки, не приручается!), одинокая (орлы никогда не собираются в стаи). В нем - мощь свободного полета, тяга в поднебесье следует обратить внимание, что стремление к свободе у орла - врожденное, ведь он вскормлен в неволе. То есть, это стремление - определяющее качество; утратив его, орел перестает быть орлом, перестает быть романтическим символом. Куда зовет орел узника? Во время восстания декабристов


Пушкин жил в Михайловском. Здесь его застала весть о жестокой расправе над ними. Он пишет замечательное стихотворение «В Сибирь», которое передает декабристам через Александру Муравьёву. Поэт призывает их «хранить гордое терпение», говорит о том, что их «скорбный труд» не пропадёт, что их дело будет продолжено единомышленниками и что «придёт желанная пора» - свобода: Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье.


Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут – и свобода Вас примет радостно у входа И братья меч вам отдадут. Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи воодушевляли их. Один из декабристов, Александр Одоевский, в стихотворении «Наш ответ» пишет Пушкину: Наш скорбный труд не пропадёт: Из искры возгорится пламя, И просвещённый наш народ Сберётся под святое знамя.


Каждое новое произведение было событием, переписывалось из рук в руки. Об этом говорится в стихотворении «Арион», написанном в 1927 году: …А я - беспечной веры полн Пловцам я пел Певец оказывается единственным, кто уцелел после «грозы». Но он остается верен своим убеждениям: «я гимны прежние пою». Кто такой поэт? Каково его место в жизни? Может быть, он выше других и имеет право учить людей тому,


как нужно жить? Или он должен быть просто зеркалом, отражающим в своей поэзии судьбы страны и чувства людей? Или, наконец, поэт имеет право только на отражение в поэзии своих собственных мыслей и чувств? В лирике А. С. Пушкина мы находим размышления на тему значения поэта и поэзии и можем попробовать понять, какие ответы даёт великий русский поэт на некоторые из этих нелёгких вопросов. Рассматривая эту тему в творчестве А. С. Пушкина, в первую очередь нужно обратиться к его поэтическому


шедевру «Пророк», написанному в 1826 году. Название и содержание стихотворения говорят нам об использовании Пушкиным библейской легенды о пророке Исайе, который находится в отчаянии, видя порочность людей, и чувствует себя осквернённым. Согласно легенде, серафим очищает пророка от греха и, повинуясь воле Господа, тот должен выполнить миссию по исправлению людей. В «Пророке» мы находим интерпретацию Пушкиным этой библейской легенды.


Герой стихотворения находится в удручённом состоянии, он томим «духовной жаждой», и тут ему является посланник Божий «шестикрылый серафим». Вдруг с поэтом происходят чудесные, но мучительные превращения. Он наделяется необычной для человека остротой видения окружающего мира. Его ощущения описаны в следующих строках: Перстами легкими, как сон, Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы.


Далее Пушкин пишет: Моих ушей коснулся он И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дальней лозы прозябанье. Теперь поэт посвящён в тайны мирозданья и одарён тонким чувством восприятия внешнего мира во всём его разнообразии. Он избавлен от сомнений и страха, но и этого мало, чтобы стать пророком:


И он мне грудь рассёк мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнём, Во грудь отверстую водвинул. Открывшиеся для поэта возможности, с одной стороны, возвышают его над людьми, а с другой возлагают на него трудную задачу. Подобно тому, как в библейской легенде пророк Исайя наделяется Господом ответственной миссией, в пушкинском «Пророке» «Бога глас» взывает к поэту:


Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Такой видит свою миссию Пушкин. Он не пытается исправить людей, научить их, как нужно поступать, но, будучи поэтом, обращается к нашим сердцам. Поэзия апеллирует не к разуму, а к душе. То есть, можно сказать, что Пушкин раскрывает в этом стихотворении роль поэзии как чего-то возвышенного,


стоящего над людьми, но не назидательного. Поэзия – это часть духовной жизни человека. А роль поэта – пробуждать в человеке то лучшее, что есть в нём. В 1836 году Пушкин написал стихотворение «Памятник», где он говорит о своей роли поэта. Мысленно подводя черту под своим творчеством, Пушкин выражает уверенность в том, что воздвигнутый им «памятник нерукотворный» даёт ему бессмертие. Великий поэт считает, что справился со своей ответственной


миссией: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Быть с друзьями в беде - священный долг каждого человека. Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье. Любовь для


Пушкина - высочайшее напряжение всех душевных сил. Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь - и мир озаряется новым светом. Самым изумительным стихотворением о любви, на мой взгляд, является стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека: Душе настало пробужденье:


И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Женский образ дан лишь в самых общих чертах: «голос нежный», «милые черты». Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного. Главное, что хотел донести автор этим стихотворением – светлую память о любви, радость от неожиданной, и от этого более сладостной, встречи с тем, что казалось утраченным навсегда.


В стихотворении «Я вас любил» показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные. Лишь одну метафору использует автор: «Любовь угасла не совсем». Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:


Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим Особое внимание хотелось бы обратить на стихотворение «Мадонна». Это произведение Пушкин посвятил своей жене. Радость и счастье от долгожданного брака (он трижды делал предложение Н. Н. Гончаровой) выразились в строках: Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя


Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец Дважды повторяющиеся слова с одним корнем не являются речевыми ошибками – это приём, который выполняет особую художественную задачу: красота и святость светятся в образе Мадонны. Подводя итог, можно сказать, что Александр Сергеевич Пушкин не только раскрыл в своей поэзии тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказал, что поэт действительно может быть пророком.


Многое из того, о чём мечтал Пушкин, к чему призывал в своих стихах, сбылось. А самое главное – его поэзия до сих пор служит пробуждению в нас самых высоких и светлых чувств.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Контроль знаний и умений в национально-региональном компоненте на уроках технологии 8 кл. девочки
Реферат Scarlet Letter And Scaffold Essay Research Paper
Реферат Образец концепция региональной рекламной деятельности способствующей реализации программы Медикаменты
Реферат My Gift Essay Research Paper My gift
Реферат Учебное пособие 'Табличный редактор Microsoft Excel' (версий 95, 97), КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, Индейкин В.В., 1999 год.
Реферат Агротехника возделывания овощных культур в агрофирме "Плантатор"
Реферат Фонетическое и морфологическое своеобразие говоров старообрядцев Забайкалья
Реферат Особенности древнетюркской эпохи. Образование тюркского каганата
Реферат Висенте Пинсон
Реферат Челкаш и Гаврила по рассказу М. Горького Челкаш
Реферат Новая модель ненормированного рабочего дня
Реферат Размещение картинки в программе
Реферат Европа для мусульман - постоялый двор или отчий дом
Реферат Физика цунами. Меры безопасности
Реферат Автоматизация электроводонагревателя ЭВ-Ф-15