Реферат по предмету "Зарубежная литература"


Развитие Западно-Европейской литературы в эпоху просвещения

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение… 3 Глава I. Исторические аспекты эпохи просвещения в странах Западной Европы…….5 Глава II. Развитие литературы в эпоху просвещения 2.1 Литература Англии… 2.2 Литература Франции… 2.3 Литература Германии….19 Заключение … 25 Библиография ….26 ВВЕДЕНИЕ Объектом литературы всегда была и остается, говоря словами


Пушкина, «судьба человеческая, судьба народ¬ная» О человеке и народе художник рассказывает языком живых образов и живых картин, обогащая их дарами своего сердца и достигая тем самым огромной силы эмоционального воздействия. Раскрывать нравственное богатство литературы—значит формировать личность. Поэтому учитель-словесник больше всех своих коллег ответствен за нравственную полноценность тех миллионов наших юных граждан, которые ежегодно, окончив школу, вливаются в армию активных созидателей материальных


и духовных ценностей общества, он тот сеятель «разумного, доб¬рого, вечного». Тема данной рабты мне очень близка и интересна потому, что «просвети¬тели» подчинили свое художественное творчество задаче переуст¬ройства общества. Основным принципом просветительской эсте¬тики стало утверждение воспитательной роли искусства, боевой тенденциозности, демократической идейности. Использовав ма¬териалистическое учение Аристотеля об искусстве, просветители начали закладывать теоретические


основы критического реализма, утвердившегося в искусстве уже в XIX столетии. Произведения просветителей глубоко философичны. В ряде случаев это своеобразные беллетризованные философские тракта¬ты. Отсюда и некоторая рационалистичность художественного творчества просветителей. Борясь за переустройство общества, утверждая принцип активного воздействия художника на общест¬венное


мнение, они создали новые жанры публицистического философско-политического романа, морально-политической драмы и гротескно-комедийного памфлета. При этом широко исполь¬зовали литературные формы старых мастеров: памфлеты Лукиана, философскую поэму Лукреция, сатирическую литературу Ренессанса: сочинения Эразма Роттердамского, Франсуа Рабле, Томаса Мора, которых они считали своими идейными предшест¬венниками.


Отстаивая демократическое направление искусства, просвети¬тели ввели в литературу нового героя, простолюдина, в качестве положительного образа, они воспели и прославили его труд, его мораль, они изобразили сочувственно и проникновенно его стра¬дания. Разоблачая произвол господствующих сословий, они смело вводили в литературу критический элемент и создали про¬изведения высокого политического и художественного значения. Подчеркнутая тенденциозность писателей-просветителей в те дни, когда они жили и действовали, составляла


их главную силу, она отвечала историческим задачам времени. Она была необхо¬дима в эпоху готовящегося социального переворота. Используя печатное слово и театральную трибуну, просветители звали к об¬новлению мира, а это требовало обнаженности идейных позиций. Они конечно не прочь были обмануть бдительность властей, при¬бегая—и подчас весьма искусно—к различным уловкам и лу¬кавству. Читателю же и зрителю их политическая программа должна


быть предельно ясной Здесь они не допускали никаких недомолвок и объективистской размытости. Критически относясь к классицизму, они вместе с тем исполь¬зовали лучшие черты классицистического искусства—героиче¬скую патетику, чувства гражданственности, поставив их на служ¬бу революционным идеям. Они прославили силу человеческого разума, призвали на суд разума идеологию и государственные учреждения феодализма. Все, что не отвечало принципу разумности, что не содействовало благосостоянию народа, осуждалось


ими на уничтожение. 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVIII век в жизни народов Западной Европы отмечен колос¬сальными социальными потрясениями. Феодализм, поверженный в Англии в предшествующем столетии, должен был потерпеть окончательное поражение в ходе французской буржуазной рево¬люции 1789—1794 гг.


В сущности, это поражение феодализма носило уже глобальный характер, как бы глубоко еще ни погря¬зали в феодализме народы других стран Запада и Востока. Но¬вые формы общественных отношений были найдены и утвержде¬ны, мир должен был преображаться и преображался в соответст¬вии с нормами этих новых форм. Феодализм просуществовал многие века. В такой стране, как, например, Франция, его история может быть прослежена в те¬чение пятнадцати столетий,


со времени падения Римской импе¬рии. Тем мучительней и грандиознее должна была происходить ломка этих стародавних, укоренившихся в экономике, в законо¬дательстве, в обычаях, быту, в сознании людей форм обществен¬ной жизни. Судьба европейского феодализма была окончательно решена во Франции в XVIII столетии. Мощное антифеодальное движение, развернувшееся в других странах Европы, хоть и не привело в XVIII в. к буржуазным революциям в этих странах, но тем не менее уже знаменовало


собой переход человечества в новый пе¬риод истории. XVIII век в истории западноевропейской литературы является периодом наиболее острой антифеодальной борьбы, в ходе кото¬рой создавались художественные ценности мирового значения и закладывались основы нового демократического искусства. В XVIII в. французская литература, обогащенная философскими и политическими учениями революционной тогда буржуазии, воз¬главила идейный разгром социально-экономической системы


фео¬дализма. Она создавалась в атмосфере революционных боев. Она запечатлела и увековечила гигантскую схватку двух сил: с одной стороны, многовекового, закрепленного стародавними традициями, глубоко вкоренившимися в народную жизнь, обога¬щенного культурой поколений феодализма и, с другой — растуще¬го, молодого, выступившего от имени народа класса буржуазии. Страны Западной Европы в XVIII столетии представляют со¬бой довольно пеструю картину политических систем.


В Англии абсолютизм перестал существовать, королевская власть превра¬тилась в род некоего декорума, не имевшего серьезного влияния на существо политики. Буржуазия поделилась своей властью с но¬вым дворянством, приобщив это дворянство к буржуазному спо¬собу ведения хозяйства. Во Франции еще жил абсолютизм. Феодально-сословная мо¬нархия крепко держалась за стародавние устои, не желая усту¬пать свои позиции новому обществу.


Германия влачила жалкое существование, разбитая на мно¬жество мельчайших княжеств, герцогств, курфюршеств. Наибо¬лее крупными из феодальных областей были Австрия с династией Габсбургов и Пруссия с династией Гогенцоллернов Поэтому ан¬тифеодальная борьба здесь осложнялась еще задачей националь¬ного объединения страны. Италия, разрозненная, как и Германия, на множество мелких государств, испытывала к тому же колониальный гнет (на севе¬ре страны,


в областях, подпавших под владычество Австрии) и гнет папского государства, подрывавшего национальные основы Италии, тормозившего национальное объединение государства. Антифеодальная борьба здесь складывалась в еще более слож¬ной обстановке. В Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии антифеодальное дви¬жение было тесно связано с национально-освободительной борь¬бой. Своеобразие исторического развития перечисленных стран определило и пути развития их литературы


Главнейшей задачей, которая стояла перед почти всеми наро¬дами Западной Европы в XVIII столетии, была ликвидация фео¬дализма. Общественная жизнь и общественная мысль этою пе¬риода определялись в основном решением этой задачи Как бы далеко внешне ни отстояла иногда литературная борьба от борь¬бы политической, она тем не менее была своеобразным выраже¬нием политической борьбы Это сказывалось и в выборе тем про¬изведений, и в


выборе художественных средств, в идеях и их художественном воплощении, в эстетике и художественной практике. Поскольку политическая борьба прогрессивных сил Европы в XVIII столетии носила в основном антифеодальный характер, постольку и литература этого периода являлась по преимуществу антифеодальной, иначе говоря, просветительской. Термин «Просвещение» в широком значении понимается как просвещение народа, народных масс к культуре,


нау¬кам, искусству. Термин «Просвещение» имеет, кроме того, более узкое истори¬ческое значение. Этим термином принято называть умственное движение, развернувшееся в период решающих боев буржуазии с феодализмом (главным образом в XVIII столетии) и направ¬ленное на ликвидацию крепостничества, на ликвидацию феодализма, его социально-экономических норм, его политических уч¬реждений, его идеологии, его культуры 2. РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ 2.1 Литература


Англии Английская философия в XVIII в. Английские буржуазные мыслители первой половины XVIII столетия еще смело разра¬батывают материалистическую философию, они позволяют себе даже нападки на церковь и религию. « Когда буржуазное пре¬образование английского общества совершилось, Локк вытеснил пророка Аввакума»,—пишет К. Маркс1. Локк сыграл большую роль в идейном формировании французского


Просвещения. Для , Европы его открыл Вольтер. Блестящий популяризатор, он при¬влек к философии Локка внимание своих соотечественников, а за ними и широкие читательские круги тогдашнего образованного мира. В сочинении «Опыт о человеческом разуме» (1690) Локк по¬казал несостоятельность теории о врожденных идеях, с которой выступил в свое время Декарт, и доказал зависимость идей от органов чувств, воспринимающих мир внешних вещей.


Просве¬тители сделали из этого вывод, что ум человеческий формируется в процессе жизненного опыта, что идеи не от бога, что они при¬вносятся в сознание, что нужно противопоставить идейному влия¬нию на народ со стороны церкви иное влияние—освободитель¬ных, просветительных учений. Отсюда их яростная борьба против христианской церкви и великая вера в воспитательную силу идей. Сенсуализм Локка вооружил просветителей верой в ма¬териальность мира и в целом—трезвым реалистическим


мы¬шлением. Чрезвычайно импонировали французским просветителям и мысли Локка о государстве, о том, что сами люди устанавливают и в случае необходимости перестраивают свои общественные от¬ношения, что цель государства—сохранение свободы личности. Начатая Локком критика церкви и религии была продолжена Толландом, Коллинзом, Лайонсом и другими. Философ Джон


Толланд объявил все религии обманом, изобретением политиков и жрецов для угчетения темных масс («Христианство без тайн», «Письма к Серене»). Все это свидетельствовало о громадном прогрессе, который проделала общественная мысль в Англии после религиозной пу¬ританской страстности времен революции XVII в. В дни Кромвеля ничего подобного не могло бы возникнуть в умах англичан. Однако охранительные силы религии решительно действовали и в


XVIII столетии. Против Джона Толланда, Джозефа Пристли церковь организовала такую травлю фанатиков, что философы были вынуждены покинуть страну. Острые социальные противоречия, какие возникли в Англии после революции, и классовые конфликты уже буржуазного ми¬ропорядка не могли не отразиться на философии, литературе. Возникли новые теории, объясняющие логику этих противоречий или стремящиеся найти пути к общественной гармонии. Одна из таких теорий запечатлена в сочинениях графа


Шефтсбери (1671—1713), которые были объединены под общим названием «Характеристика людей, нравов, мнений и времен» (1711, в 3-х т.). Шефтсбери доказывал, что яравственность, доб¬родетель, внутренне присуща человеку, она не навязана ему извне, что добродетель является врожденным качеством людей. Так же как идея прекрасного живет в человеке, живет в нем идея доброго. Доброе и прекрасное сливаются воедино. В человеке, в котором пробуждено чувство прекрасного, проснется


и чувство доброго. В Англии появились энтузиасты идеализма. Одним из них был епископ Беркли (1684—1753), выступивший с сочинением «Защи¬та христианской религии против так называемых свободных мыс¬лителей». Епископ поставил перед собой задачу подкрепить ре¬лигию философией. Для этого он воспользовался сенсуализмом Локка, истолковав его в духе субъективного идеализма.


Он рас¬суждал: «Предмет и ощущение суть одно и то же и поэтому не могут быть отвлечены друг от друга», т. е. здешний мир сущест¬вует лишь в нашем восприятии, как совокупность ощущений. Главными своими врагами Беркли объявил материалистов и ате¬истов. Против них направил он свое перо. Попытка Беркли взять под защиту реакционное направление в философии весьма симптоматична. Она свидетельствует о боль¬ших изменениях, которые произошли в мировоззрении и


тактике буржуазии. Если в ранние периоды своей истории она нужда¬лась в философии материализма и прославляла опыт и разум как основу познания действительности, то, получив в свои руки власть, как в области экономики, так и политики, она поняла, что для духовного закабаления трудящихся ей нужна религия. Дэвид Юм (1711—1776) выступил с философией агностициз¬ма, неверия в познаваемость мира, иначе говоря, с тем же идеа¬лизмом, только в ином одеянии. Философия


Юма чрезвычайно пессимистична, она внушает сомнение в силах человеческих. «Убеждение в человеческой слепоте и слабости является резуль¬татом всей философии», — пишет Юм в «Исследовании челове¬ческого разума». Юм не отстаивал, подобно Беркли, идею существования бога. Поэтому церковники яростно напали на не¬го, решив, что в его скептицизме таится опасность для религии. Однако Юм вовсе не подрывал основы церкви.


Он заявлял, что народу идея бога необходима, сомнение в существовании бога возможно лишь для представителей правящих классов. Итак, в английской философии XVIII столетия мы наблюдаем борьбу материализма и идеализма. Политическая реакционность английской буржуазии все более и более влечет ее к признанию идеализма в качестве официальной философии. Беркли становит¬ся наиболее последовательным защитником ее интересов в обла¬сти философии. Против идеализма, против реакции в политике выступают философы-материалисты:


Толланд, Гартли, Пристли. Борьба с пережитками феодализма, которые были еще весьма сильны в XVIII столетии, постепенно перерастает в борьбу против пороков самой буржуазии. Борьба противоположных политиче¬ских и философских тенденций наблюдается и в художественной литературе. Дефо (1660-1731) Непосредственно после «славной революции» творит выдаю¬щийся писатель Даниель Дефо. Он силой слова поддерживает и защищает буржуазно-парламентарный строй от посягательств


аристократической реакции (памфлеты «Чистокровный англича¬нин», «Кратчайший способ расправы с диссидентами»). Вместе с тем в своих романах «Капитан Сингльтон», «Роксана», «Молль Флендерс», «Полковник Джек» он смело показывает изнанку дворянско-буржуазной Англии, а в романе «Робинзон Крузо» воссоздает типичную для буржуазии иллюзию независимости личности от общества, возможности ее обособленного существо¬вания.


Натура активная, волевая, Дефо, прожил бурную жизнь, сме¬ло вмешиваясь в политическую жизнь страны, отдавая свое бой¬кое перо (часто небескорыстно) различным политическим пар¬тиям, однако принципиально поддерживая буржуазную линию развития Англии. Как личность он очень напоминает Бомарше. У них много общего. Плебеи и отпрыски плебеев, они шли в ре¬волюцию со всей дерзостью бунтарей, — смелые, талантливы», энергичные. Дефо защищал уже свершившуюся революцию от происков реакционеров.


Бомарше ее готовил. Жизнь и того и дру¬гого полна борьбы, взлетов и падений. И того и другого не поща¬дила злоречивая молва. Книга Дефо «Робинзон Крузо» становится великим памятником человеческой силе, бодрости, предприимчивости, изобретательности и энергии. С каким удовольствием мы узнаем о новых и новых победах Робинзона, как важны и значительны для нас все детали его быта.


Мы, не отрываясь, следим за всеми его трудами. Мы радуемся вместе с ним, когда он заявляет: «Те¬перь у меня есть дом на берегу моря и дача в лесу» или «Я только что доделал ограду и начал наслаждаться плодами своих тру¬дов». Теперь и природа перестает быть враждебной к человеку и улыбается ему и приветствует его: «Я был так пленен этой до¬линой, что провел там почти весь конец июля». Образ Робинзона вошел в мировую литературу. Он стал веч¬ным спутником человечества, как


Дон Кихот, Фауст, Гамлет, Гулливер. В читательском фонде всех подростков мира обяза¬тельно имеется книга Дефо. Нравственно облагораживающее влияние ее на детей отметил Жан-Жак Руссо и герою своего философского романа «Эмиль» оставил для чтения только одну книгу—«Робинзон Крузо». Женевского философа увлекла идея слияния «естественного человека» с природой, которую усмотрел он в книге Дефо. Английский писатель был, конечно, далек от этой идеи, но его книга давала обильный


материал для руссоистского учения о благах естественного состояния. Огромная популярность книги Дефо вызвала целый поток подражаний, переделок. Создался жанр «Робинзонад», в кото¬рый вложили свою лепту крупнейшие имена. Среди них Жюль Верн («Таинственный остров»), Киплинг («Маугли»), Берроуз («Тарзан»), в самое последнее время—Голдинг («Повелитель мух»).


Свифт (1667-1745) Особый характер творчества Джонатана Свифта, его мрачные памфлеты, его роман «Путешествия Гулливера», вся его страш¬ная, подчас доводящая до ужаса сатира — свидетельство своеобразия его личности и его таланта. Два литературных жанра, возникшие еще во времена Ренес¬санса, послужили Свифту образцом для создания его знамени¬того романа, как послужили они образцом


и Даниелю Дефо,— жанр путешествий и жанр утопий «В юности я с огромным на¬слаждением прочел немало путешествий, но убедившись в несостоятельности множества басен проникся отвращением к такого рода чтению»,—сообщает в романе Гулливер. Признание делается, конечно, для того, чтобы убедить читателя в точности и правдивости своего собственного рассказа: уж если у других много всяких врак и небылиц, то у меня, дорогой читатель, все досконально, я терпеть не могу небылиц, как бы говорит автор пу¬тешествий и целые страницы посвящает


всевозможным деловым подсчетам и расчетам, географическим справкам, указаниям на долготы и широты, насыщает описания географическими и кора¬бельными терминами, подчеркивая всюду непритязательную точность и правдивость описаний, что мы видели и в романе Дефо «Робинзон Крузо»1. Здесь этот прием используется для создания иллюзии правдоподобия явно фантастического вымысла. «Ненасытное желание видеть чужие страны не давало мне покоя»,—говорит о себе


Гулливер. Такое признание могли сде¬лать тысячи отважных мореплавателей и первопроходцев со вре¬мен Васко де Гама, Христофора Колумба, Магеллана. Средне¬вековье уходило в прошлое. Люди отрешались от кропотливого домоводства, стародавнего уклада быта и устремлялись на поис¬ки незнаемых земель, неведомых островов и континентов, гибли или возвращались, переполненные впечатлениями. Европа откры¬вала мир. Экзотические страны, экзотические народы, экзотические нравы, о которых рассказывали


вернувшиеся путешественники, часто чудом уцелевшие, дивили читателей, возбуждая в них страсть к поискам новых земель, а литераторам и политическим мыслителям давали обильную пищу для социальных фантазий и утопий. Так возник побратим жанра путешествий—жанр утопий, началом которого послужила знаменитая книга Томаса Мора. В XVI, XVII, XVIII вв. были созданы утопии Рабле «Телемская обитель» в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Город солнца»


Кампанеллы, «Путешествия» на луну и на солнце Си-рано де Бержерака, повести Вольтера и др. В этом же ряду— и книга Свифта, полная злого и убийственного сарказма. Свифт—мастер иронического повествования. Все в его книге пронизано иронией. Если он говорит «величайший» и «всемогущий», значит дело идет о ничтожном и бессильном, если упоми¬нается милосердие, то непременно имеется в виду очередная жес¬токость,


если мудрость, то, по всей видимости, какая-нибудь не¬лепость. Дети всей планеты, не постигая еще смысла свифтовских ино¬сказаний, с увлечением читают первые части романа, следя за странными, диковинными превращениями милого и доброго Гул¬ливера, то всесильно-великого среди крохотных лилипутов, то жалкого и ничтожного среди людей-великанов. Взрослые, пере¬читывая книгу, открывают в ней за гротескными образами и кар¬тинами злую и жестокую


сатиру на все человечество, не сумев¬шее разумно построить свою жизнь, наполнив ее войнами, жестокостями, предрассудками и нелепостями. Ричардсон (1689-1761) Ричардсон не готовил себя к поприщу литератора, он ни¬когда не помышлял о литературной славе, и дарование его раскрылось случайно. Сын столяра, он еще мальчиком попал в услужение к типографу и издателю, вырос при нем, затем женился на его дочери и стал сам владельцем печатного пред¬приятия.


Случилось так, что надо было издать письмовник. Книги по¬добного рода в те времена были в большом ходу. Частная пере¬писка была не на высоте. Малообразованные, но тщеславные кор¬респонденты не всегда умели «чувствительно» и «деликатно» вы¬ражать свои мысли и потому прибегали к готовым формам писем, которые им поставляли предприимчивые печатники. За неимени¬ем подходящего текста Ричардсон сам решил его изготовить, тем более что с детства понаторел в писании писем за своих не¬грамотных


товарищей. Для удобства была придумана сюжетная связка. Автор увлекся и составил роман в письмах, первенец эпи¬столярного жанра, «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1741). Так пятидесятилетний типограф предстал миру как пи¬сатель. Само название романа говорит о нравоучительной его на¬правленности. Конфликт социальный—борьба добродетельной служанки


Памелы с молодым хозяином, развратным лордом, борьба за свою девическую честь. Аристократ, испробовав все средства, вплоть до самых грубых и бесчестных, и не сумев побороть стойкость простолюдинки, в конце концов женится на ней (отсюда «вознагражденная добро¬детель»). Стерн (1713-1768) Глядя сейчас с позиций XXI века на литературное наследие Англии двухсотлетней давности, можно без преувеличения сказать, что одним из наиболее значительных явлений


в лите¬ратуре той поры было творчество Лоренса Стерна. Две его книги «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» и «Сен¬тиментальное путешествие» поразили современников своей не¬обычностью. Они показались странными, ни на что не похожими и, пожалуй, нелепыми. Лондонский издатель отказался печатать первые выпуски «Тристрама», да и автор на всякий случай не обозначил своего имени на титульном листе. Однако сама необычность книги привлекла к ней любо¬пытство первых читателей.


О ней заговорили. Среди любопыт¬ных нашлись люди умные, которые разгадали в «нелепостях» и чудачествах автора глубокий смысл, и слава о новом писа¬теле, а им был скромный йоркширский священник, разнеслась далеко за пределами Англии, и авторитеты того времени (Воль¬тер, Дидро, Лессинг, Гете) потеснились, приняв его в своп ряды. Правда, не все оценили манеру автора «Сентиментального путешествия», причем среди его противников оказались


писатели, провозглашавшие чувствительность, — Ричардсон и писатель-сен¬тименталист Голдсмит. И позднее отношение к нему не было единым: его хвалили Генрих Гейне и позднее молодой Лев Тол¬стой и ругательски ругали Байрон, Теккерей и Шарлотта Бронте. Словом, писатель не хочет и не ждет от читателя пассивного чтения, того безмятежного и легкого слежения за плавно разви¬вающимися событиями, какое предлагало читателю


традиционное повествование, и подчас задавал ему трудные загадки. Не все выдерживали испытание, и в наши дни не каждый отваживается до конца дойти вместе с автором до последней фразы его книги. Стерн сравнивал свое повествование с неторопливым путе¬шествием, совершаемым ради самого путешествия, когда некуда спешить, когда путник останавливается то тут, то там, отклоня¬ется в сторону, ведь кругом так все интересно и замечательно, ибо мир при всем своем несовершенстве и люди,


населяющие его, прекрасны. Ведь, если в человеке «есть хоть искорка души, ему не избежать того, чтобы раз пятьдесят не свернуть в сторону, следуя за той или иной компанией, подвернувшейся ему в пути, заманчивые виды будут притягивать его взор и он также не бу¬дет в силах удержаться от соблазна полюбоваться ими». Стерн и сентиментализм. Стерн дал название целому литера¬турному направлению, возникшему в XVIII столетии,—оно стало называться сентиментализмом после выхода в свет его романа «Сентиментальное


путешествие». Сентиментализм обрел международное значение, и к нему приложили свое перо такие всемирно известные имена, как Шил¬лер и Гете, Жан-Жак Руссо и Дидро, а в живописи — Шарден и Грёз. Однако в истории сентиментализма первым, пожалуй, нужно назвать Ричардсона. Он первый возвел чувствительность в эсте¬тический принцип. Он открыл изумленному взору читателей-со¬временников, что основным содержанием повествования могут


быть не события, как утверждала стародавняя традиция, а чув¬ства и перипетии чувств. Писатели и поэты, увлеченные успехом Ричардсона и требованием читателей, ощутивших сладость уми¬лительных слез, пошли по его стопам. Сентиментализм приобрел социальную окраску, в нем зазву¬чали политические нотки. Сострадание не вообще к человеку, а к бедняку. И нравственный принцип сострадания стал принципом политическим.


Бедняк, социально униженный и обездоленный че¬ловек, стал предметом общественного внимания. То презрение, которое раньше окружало его1, сменилось чувством жалости к нему, и этот переворот в нравственном сознании общества сдела¬ла литература. Стерн придал сентиментализму философское обоснование. Сентиментализм родился в Англии. Его возникновение было обусловлено социальными причинами. Напомним, что в стране в XVIII столетии произошли крупные экономические сдвиги, по своему значению


равносильные революции,— аграрный и про¬мышленный перевороты. Роберт Бернc (1759-1796) После унылых стенаний поэтов-сентименталистов бодрящим и освежающим ветром обдает нас поэзия Роберта Бернса. Бла¬гоухание полей и лесов, лучи солнца и синеву неба приносит нам она. Поэт отдал, конечно, дань сентиментализму. Его крестьян¬ской душе были милы приз-ывы вернуться к природе и та печаль о судьбе бедняков-поселян, которая содержалась в сочинениях сентименталистов.


Элегические ноты звучали и в его чудесных стихах: В полях под снегом и дождем, Мой милый друг, Мой бедный друг, Тебя укрыл бы я плащом От зимних вьюг, От зимних вьюг Мелодия любви, робкой и незлобивой души исходит от уко¬ра девушки, оставленной своим ветреным возлюбленным, в дру¬гом его стихотворении-песне: Ты шутил со мною, милый,


Ты со мной лукавил, — Клялся помнить до могилы. А потом оставил, А потом оставил. В манере сентименталистской покорности судьбе, но без при¬торной чувствительности сентименталистов заканчивается эта трогательная история любви, рассказанная просто и непритя¬зательно: Пусть скорей настанет время Вечного покоя. Я глаза свои закрою, Навсегда закрою, Джеми, Навсегда закрою. Поэт-сентименталист примешал бы к этой истории социаль¬ные


мотивы (девушку соблазнил-де знатный вертопрах), но они были бы неуместны здесь, и это тонко чувствовал поэт-плебей, которому больше, чем кому-либо, пришлось испытать гнет со¬циального неравенства. 2.2 Литература Франции Франция сыграла в общей социально-политической и культур¬ной жизни Западной Европы едва ли не главенствующую роль. Ф. Энгельс в предисловии к третьему немецкому изданию «Во¬семнадцатого брюмера


Луи Бонапарта» Маркса писал: «Фран¬ция—та страна, в которой историческая классовая борьба боль¬ше, чем в других странах, доходила каждый раз до решительного конца. Во Франции в наиболее резких очертаниях выковыва¬лись те меняющиеся политические формы, внутри которых дви¬галась эта классовая борьба и в которых находили свое выраже¬ние ее результаты». «Средоточие феодализма в средние века, об¬разцовая страна единообразной сословной монархии со времени


Ренессанса, Франция разгромила во время великой революции феодализм и основала чистое господство буржуазии с такой классической ясностью, как ни одна другая европейская страна» В пору раннего средневековья во Франции интенсивнее, чем В других странах Западной Европы, формируются и получают, наиболее законченное развитие все основные жанры и виды, ти¬пичные для литературы средних веков (национальный героиче¬ский эпос, рыцарский роман,


фаблио, животный эпос, средневе¬ковая клерикальная драматургия). В XVII веке во Франции дос¬тигает наибольшего, чем в других странах Европы, расцвета классицизм (Буало, Корнель, Расип, Мольер). В XVIII столетии во Франции с огромной силой, полнотой и революционной последовательностью развернулось просвети¬тельское движение, давшее миру наиболее типичные образцы просветительской художественной


литературы. XVIII век—преимущественно французский век. Революционное движение, несущее на своих знаменах идею прогресса, возглавили во Франции просветители. От них и сам век стал именоваться веком Просвещения. Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций и другие сформулировали об¬щепонятным языком историческую задачу, вставшую перед об¬ществом,


облекли смутные догадки и чаяния своих современ¬ников в достаточно стройные революционные теории. Широкое умственное движение, вошедшее в историю под име¬нем Просвещения, росло и крепло вместе с нарастанием револю¬ционной ситуации во Франции. Чем более назревала необходи¬мость революционного переворота в обществе, тем громче раз¬давался голос просветителей, тем внятнее этот голос протеста был широчайшим народным массам.


Общность и разногласия просветителей. Просветители дей¬ствовали единым фронтом, когда дело шло о ликвидации феодализма, но за пределами этой исторической задачи пути их расходились. Они спорили и подчас доходили до открытой вражды. В стане просветителей более умеренных политических взгля¬дов придерживались Вольтер, Монтескье, Бюффон, д'Аламбер, Тюрго. Другие, связанные с наиболее демократическими слоями населения


Франции (Руссо, Мабли, Морелли), шли дальше их: они поднимались уже до критики частной собственности. Жан-Жак Руссо в своем трактате «О происхождении и основах нера¬венства между людьми» вскрывает истинные причины граждан¬ского неравенства, указывая на частную собственность как на основной источник всех общественных бед. Имелись серьезные разногласия между просветителями и в вопросах философии. Наиболее последовательными материали¬стами были Дидро,


Гольбах, Робине, доходившие до атеизма. Между тем Руссо в философии склонялся к идеалистическому истолкованию мира. Просветители чрезмерно преувеличивали силу идей. Они полагали, что идеи могут сделать чудеса в обще¬ственном устройстве, произвести переворот в сознании людей, а вслед за тем и в материальной жизни общества. Это послужило причиной многих их заблуждений. Первым из таких заблуждений была вера в идею просвещенной


монархии. Теория «просвещенной монархии». Материалист и атеист Гольбах рассуждал: «Велением судьбы на троне могут оказаться просвещенные, справедливые, мужественные, добродетельные мо¬нархи, которые, познав истинную причину человеческих бедст¬вий, попытаются исцелить их по указаниям мудрости». Вольтер в письме к прусскому королю Фридриху II излагал свою точку зрения следующим образом: «Поверьте, что истин¬но хорошими государями


были только те, кто начал, подобно вам, с усовершенствования себя, чтобы узнать людей, с любви к истине, с отвращения к преследованию и суеверию. Не может быть государя, который, мысля таким образом, не вернул бы в свои владения золотой век». Они поддерживали связь с короно¬ванными особами, не скупясь на похвалы и лестные эпитеты, и подчас закрывали глаза на их пороки, недостатки, не желая рас¬ставаться с излюбленной теорией. Просветители прославляли имя Екатерины II. «Дидро, д'Аламбер и я создаем вам алта¬ри»,— писал


ей Вольтер. «В Париже нет ни одного честного человека, ни одного человека, наделенного душой и разумом, который не был бы поклонником вашего величества»,—писал ей Дидро. Как заблуждались французские просветители насчет Ека¬терины II, может засвидетельствовать любопытный документ— распоряжение русской императрицы от 1763 г. Она писала: «Слышно, что в Академии наук продавались такие книги, кото¬рые против закона, доброго


нрава, нас самих и российской нации, которые во всем свете запрещены, как, например, Эмиль Руссо, Мемории Петра III и много других подобных Надлежит приказать наикрепчайшим образом Академии наук иметь смот¬рение, дабы в ее книжной лавке такие непорядки не происхо¬дили» 1. Поэт Алексей Толстой в шутливой форме макаронического стиха осмеял комическое преклонение перед Екатериной II наив¬ных сторонников идеи просвещенной монархии, их иллюзии и лукавую


русскую государыню: «Madame' При вас на диво Порядок процветет», — Писали ей учтиво Вольтер и Дидерот: «Лишь надобно народу, Которому вы мать, Скорее дать свободу, Скорей свободу дать!» Она им возразила: «Messieurs, vous me comb!ez!»2 И тотчас прикрепила Украинцев к земле. В политической программе просветителей ключевым было слово «закон».


От него как бы лучами расходились знакомые нам, часто довольно туманные по смыслу, но всегда ярко рас¬цвеченные и притягательные слова: «Свобода, Равенство, Братство». «Свободу» просветители понимали как добровольное подчинение закону. (У Пушкина: «Свободною душой закон бо¬готворить»—«Деревня».) «Равенство» тоже имело для них гражданский смысл, как равенство всех — от пастуха до коро¬ля—перед законом. В дворянско-монархической Франции это означало прежде всего ликвидацию всех сословных привилегий и


неограниченной королевской власти, предельно четко выражен¬ной в известном горделивом афоризме Людовика XIV — «Госу¬дарство—это я!» Что касается третьего слова—«братство», то оно осталось лишь эмоциональным украшением политической программы просветителей. При соблюдении ключевого принципа, а именно законности, формы государственной власти уже не имели для просветителей принципиального значения. «Лучшее правительство—то, при котором подчиняются только законам»,— писал Вольтер в «Философском словаре»


Вольтер (1694-1778) Вольтер должен по праву считаться главой французских просветителей, хотя его социальные и политические убеждения были гораздо увереннее взглядов Дидро, Руссо, Мабли, особенно по¬следних двух. Вольтер раньше их вступил в борьбу с феодализ¬мом, он был старше всех просветителей по возрасту и опыту борьбы. Просветительское движение развернулось во всей широте к середине


XVIII столетия, когда Вольтеру было уже за 50 лет и он был известен как автор многих выдающихся произведений худо¬жественного, философского и научного содержания, когда имя его гремело по всей Европе. Вольтер был вдохновителем и вос¬питателем этого могучего поколения французских мыслителей-революционеров. Жан-Жак Руссо, вспоминая о своей юности, писал в «Испо¬веди»: «Ничто из того, что создавал Вольтер, не ускользало от нас. Мое пристрастие к его творениям вызывало во мне желание научиться писать


изящно и стараться подражать прекрасному слогу этого автора, от которого я был в восхищении. Немного спустя появились его «Философские письма». Хотя они, конечно, не являются лучшим его произведением, именно они были тем, что больше всего привлекло меня к науке, и эта зародившаяся страсть с того самого времени больше не угасала во мне». Просветители называли Вольтера своим учителем. Совершенно прав был


Пушкин, когда писал: «Все возвышен¬ные умы следуют за Вольтером. Задумчивый Руссо провозглаша¬ется его учеником; пылкий Дидро есть самый ревностный из его апостолов» 1. Просветительской теме разоблачения и осмеяния предрассудков и религиозного кликушества посвящена знаменитая героикокомическая поэма Вольтера «Орлеанская девственница», пародия на поэму официального поэта


Франции XVII столетия Жана Шап-лена «Девственница, или Освобожденная Франция» (1656). В памяти французского народа крестьянская девушка Жанна д'Арк, героически погибшая в Руане в 1431 г оставалась всегда национальной гордостью, образцом бескорыстного и самоотвер¬женного служения родине. Вольтер сам с глубокой симпатией относился к исторической


Жанне д'Арк. В своей «Генриаде» он называет ее «храброй амазонкой», «позором англичан». В сочи¬нении «Опыт о нравах» он пишет о ней как о «мужественной де¬вушке, которую инквизиторы и ученые в своей трусливой жесто¬кости возвели на костер». Вольтер, негодуя на лицемерие попов, которые сначала воз¬вели героическую девушку на костер, а потом объявили ее святой, излил свою ненависть к изуверству церкви в потрясающей по своему сарказму поэме. Сатирически изобразив средневековую, феодально-монашескую


Францию, Вольтер вместе с тем обличал мерзости современной ему правящей клики. В образах ничтож¬ного Карла VII и его любовницы Агнесы Сорель современники Вольтера легко узнавали Людовика XV и маркизу Помпадур. Некоторые современники Вольтера говорили, что поэт, осмеяв Жанну д'Арк, обошелся с ней более жестоко, чем епископ города


Бове, который сжег ее на костре. Вольтер, конечно, смеялся жес¬токо: он показал Жанну обольщаемую, показал ее в самых дву¬смысленных и неприличных сценах. Но смеялся он не над девуш¬кой из народа, которая, искренне веря в свою патриотическую миссию, ниспосланную ей «от бога», повела французов на бой с врагом и бесстрашно взошла на костер, оставив истории свое благородное имя и свой человечески прекрасный облик. Он сме¬ялся над тем, что сделали из ее имени церковные проповедники,


объявившие ее «святой», после того как сожгли на костре. Дидро (1713-1784) Дидро в течение четверти века стоял во главе грандиозного предприятия,— издания знаменитой «Энциклопедии», содействуя пробуждению и росту революционного сознания масс. Материа¬лизм Дидро далеко опередил философскую систему Вольтера, патриарха просветителей, их старейшего и всеми признанного вождя.


Дидро стоял на пороге диалектического материализма Жизнь его полна самой напряженной борьбы, самой энергичной деятельности в области мысли и весьма проста, бедна событиями и обыденна в своем внешнем житейском течении. В 1750 г. издатель Лебретон пригласил его в качестве редак¬тора «Энциклопедии». Лебретон помышлял лишь об издании не претендующего на оригинальность и большую научность слова¬ря,


переведенного с какого-нибудь иностранного образца. Дидро превратил этот крохотный коммерческий замысел издателя в ме¬роприятие огромной культурной и политической важности. Вмес¬те со всеми деятелями французского Просвещения он создал монументальное произведение общенационального значения. С 1750 г. и до конца дней Дидро был занят этим делом, преодоле¬вая многочисленные препятствия, сопротивление цензуры, опа¬сения


своего издателя, запреты и преследования властей. Он на¬писал сам около тысячи статей для «Энциклопедии». «Энциклопедия» издавалась в течение 30 лет1. Несколько раз правительство пыталось задушить начатое дело; затравленный д'Аламбер не выдержал напряжения борьбы и отошел от руко¬водства изданием. Дидро один довел дело до конца Бомарше (1732-1799) В просветительской, бунтарской, революционной литературе


Франции XVIII столетия комедии Бомарше заняли одно из глав¬ных мест по силе влияния на массы. Современник Бомарше Мель¬хиор Гримм в своих мемуарах сообщает: «Много превозносили, и справедливо, силу воздействия сочинений Вольтера, Руссо и энциклопедистов, но их мало читал народ, между тем одно пред¬ставление «Женитьбы Фигаро» и «Цирюльника» повергало пра¬вителей, магистратуру, дворянство и финансы на суд всего на¬селения больших и малых городов Франции».


Бомарше не был профессиональным писателем. К перу он об¬ращался понуждаемый обстоятельствами, когда необходимо было апеллировать к широкой публике («Мемуары»), или же в часы досуга, когда он мог свободно отдаваться влечению сердца, а оно всегда тяготело к искусству. «Когда моя голова полна дел — к черту занятия литературой, но если дела кончены, рука тянется к перу и бумаге, и я охотно болтаю чепуху». Жизнь Бомарше — причудливое сплетение самых удивитель¬ных событий, приключений, взлетов, падений.


Просветители и искусство рококо. Просветительская культу¬ра, включая философию, литературу, искусство, составляла глав¬ную часть всей культуры Франции XVIII столетия. Люди пера (Вольтер, Руссо, Дидро и др.), люди резца и кисти (Гудон, Грез, Шарден), музыканты (Рамо, Глюк) составляли основную куль¬турную силу страны, устремленную к прогрессу, насыщенную общественными просветительскими идеями.


Однако кроме этой силы, во Франции действовали другие, а именно—писатели, поэты, художники, создававшие так называемое искусство рококо (от фр. rocaille—ракушка). Уже в XIX в. это слово применялось в качестве синонима всего устарелого и старомодного (у Пушки¬на: «Признаюсь в рококо моего вкуса »). Словечко пошло от моды, возникшей во времена Людови¬ка XV, орнаментировать предметы убранства помещений и сер¬вировки затейливыми узорами, напоминающими


завитушки ра¬ковин. Легкость, зыбкость, изящество, присущее этим формам, пришли на смену монументальности и пышности классицизма и барокко. Искусство как бы отказывалось от всего серьезного и увлеченно устремлялось к безделушкам. Живописцы полюбили нежные тона. Бледно-розовые и бледно-голубые краски легли на их полотна. Люди обрели порхающие жесты и движения. Поэты начали орнаментировать изящными поэтическими завитушками свои стихи. Любовь стала легким развлечением, мимолетным капризом.


2.3 Литература Германии Англия и Франция, два крупнейших государства в Европе в XVIII столетии, боровшиеся за первенство в захвате колоний, за первенство на мировом рынке, стремились поддержать сложив¬шуюся политическую систему в Германии, сохранить ее раздроб¬ленность, использовать постоянные раздоры между отдельными немецкими князьями. Они вовлекали немецких князей в войны: Англия против


Франции, Франция против Англии. Немецкие го¬сударства получали от Англии и Франции огромные денежные субсидии. Франция за 1750—1772 гг. выплатила 82 миллиона ливров Австрии, 9 миллионов Саксонии, 9 миллионов Баварии, 11 миллионов Пфальцу и т. д. Англия выплатила Пруссии за пе¬риод Семилетней войны 21 миллион фунтов стерлингов. Иностранные субсидии нисколько не способствовали эконо¬мическому


подъему Германии. Войны, в которых участвовали германские княжества, все больше и больше подрывали их ма¬териальные основы. В Баварии из-за недостатка рабочей силы в конце XVIII столетия треть земли оставалась невозделанной, причем земли плодороднейшей. Тяжело пострадала от Семилет¬ней войны Саксония. Эта война сократила население Ганновера на 96 тысяч человек. Хозяйственная жизнь в ряде княжеств и городов из года в год все более


и более расстраивалась. Разительный пример тому — история Нюрнберга, где население за двести лет (1580—1780) уменьшилось наполовину в связи с постепенным сокращением производства и утечкой из города рабочей силы. Германия от¬ставала технически от тогдашней Англии и Франции. «Англича¬не и в особенности французы производили те же изделия, что и нюрнбержцы, только лучше и дешевле, так как вместо нюрнбергского ремесла у них существовала мануфактура»,— писал


Ф. Энгельс1. Тем не менее и в Германии в XVIII столетии, особенно во вто¬рой половине века, наметились тенденции к росту производства, к возникновению буржуазных элементов хозяйства в недрах эко¬номической системы феодализма. В верхней Силезии активизиру¬ется разработка угольных залежей, цинковой руды. Увеличива¬ется выделка сукон. Растет горная промышленность Саксонин. Бурно развивается портовый город Гамбург.


Вершиной немецкой клас¬сической философии стала философия Гегеля (1770—1831). Она создавалась уже в XIX столетии («Феноменология духа», 1807; «Наука логики», 1812—1816; «Энциклопедия философских наук», 1817, и т. д.) и потому выходит за пределы настоящей работы. Нельзя не отметить, однако, здесь, что и философия


Гегеля яви¬лась своеобразным откликом на события революционных лет Франции. Она в области мысли делала то, что французская ре¬волюция совершала в социальной действительности. Гегель признал великую созидательную миссию революции: «Французский народ купелью своей революции был освобожден от множества учреждений, которые человеческий дух оставил за собой, как свою детскую обувь, и которые поэтому отягощали его и еще отягощают других, как безжизненные цепи».


Гегель еще в молодости восторженно писал о прогрессивном характере истории, о том, что человечество идет вперед, осво¬бождается от пут тирании для света свободы и что прекрасен этот свет. Перед нами победы и поражения немецкой философии: ее несомненные достоинства, ее несомненные заслуги перед посту¬пательным ходом истории, ее заблуждения и пороки, которые потом были использованы реакционными кругами в борьбе про¬чив передовых идей. Оценивая немецкую классическую философию, нельзя отры¬ваться


от исторических условий, ее породивших, нужно видеть перед собой отсталую, раздробленную на мелкие княжества стра¬ну, задавленную деспотизмом, когда единственную надежду на лучшие времена видели в литературе. «Эта позорная в полити¬ческом и социальном отношении эпоха была в то же время вели¬кой эпохой немецкой литературы. Около 1750 г. родились все великие умы Германии: поэты Гете и Шиллер, философы Кант и Фихте, и не более двадцати лет спустя — последний великий


немецкий метафизик Гегель. Каждое из выдающихся произ¬ведений этой эпохи проникнуто духом вызова, возмущения про¬тив всего тогдашнего немецкого общества» (Ф. Энгельс).1 Немецкая литература, отразившая в XVII в. глубокое нрав¬ственное потрясение народа после опустошительной 30-летней войны, переполненная идеями и эстетикой барокко, теперь, в XVIII в начала постепенно переходить к более спокойному и трезвому взгляду на вещи.


Заговорили о национальном единст¬ве и едином литературном языке. (Готшед (1700—1766). «Мате¬риалы для критической истории немецкого языка, поэзии и крас¬норечия»). Политическая раздробленность страны не могла не сказаться на языке народа. Областные диалекты, засорение языка всевозможными вар¬варизмами мешали созданию литературы в общенациональном ее значении. Готшед вошел в историю немецкой литературы как борец про¬тив стиля барокко («Рациональная


риторика», 1728; «Опыт кри¬тической теории поэзии для немцев-», 1730; «Основоположения немецкого стиля»,1748). Он противопоставил литературе барокко рационалистические основы классицизма. Мысль и логика, ясность, правдоподобие, простота—вот украшение искусства; гражданское воспитание— вот его цель. Так он сформулировал свои эстетические принципы. Следуя им, он написал трагедию «Умирающий Катон» (1732), в которой прославил гражданскую доблесть республиканца


Катона Утического, не пожелавшего пережить республику и лишившего себя жизни после захвата Юлием Цезарем власти. Пьеса поль¬зовалась в течение примерно двадцати лет успехом у зрителей. Однако, не обладая достаточными поэтическими силами, что¬бы создать произведения высокого мастерства, Готшед сам по¬шел по ложному пути — механического перенесения на немецкую почву методов французской классицистической литературы. Он переводил на немецкий язык трагедии


Корнеля и Расина, не пы¬таясь найти на родной почве, в народных поэтических традициях, необходимых источников для обновления национальной литера¬туры. Оригинальные и переводные пьесы Готшеда вошли в шести томный сборник, изданный им в 1740 - 1745 гг. под заглавием «Немецкая сцена, устроенная по правилам древних греков и римлян». Драматургия Лессинга. Лессинг создал в Германии жанр драмы, противопоставив ее классицистической трагедии.


Первая его драма «Мисс Сара Сампсон» (1755) появилась еще до пьес Дидро; французский просветитель заметил ее и по достоинству оценил. «Германский гений уже обратился к природе это истинный путь. Да идет он по этому пути!» — писал Дидро в ре¬цензии на «Мисс Сару Сампсон». История страданий девушки, нарушившей установления официальной морали и отдавшейся чувству,—вот тема пьесы. Сара Сампсон, презревшая мнение света, полагает, что в


вопросах любви первенствующее значение имеет голос сердца, а не какие-либо побочные мотивы. «Для ме¬ня на всем свете дорога только одна честь - честь вашей любви. Я не для света хочу быть связана с вами, а для себя самой». Пьеса имела огромный успех. Зритель был взволнован. Впер¬вые он видел на сцене человека, простого, обыденного, не на котурнах, а в обычной, естественной


обстановке—человека, а не надуманную схему отвлеченного героизма и ходульной до¬бродетели. «В истории немецкой литературы «Сара Сампсон» занимает такое же место и произвела такое же действие, как драмы Дидро во французской. Тут в первый раз холодный блеск и пустозвонное величие внешности уступило место истинному патетизму, теат¬ральный герой с картонным мечом—действительному челове¬ку» 1, — писал Чернышевский. В 1763—1767 гг. Лессинг создает вторую пьесу, «Минна фон


Барнхельм». Действие комедии происходит непосредственно пос¬ле Семилетней войны. В пьесе отражены быт и нравы Германии, здесь показаны на¬циональные характеры. «Минною фон Барнхельм» в немецкой литературе вводится новый элемент, начинается новый фазис развития, — справедливо писал Чернышевский, — открылся литературе новый мир—мир родной жизни,—быстро развилась в ней самобытность, окрылились этим направлением самобытные гении, и через шесть-семь лет после «Минны фон


Барнхельм» являются уже «Гец фон Берликинген» и «Вертер»2. Трагедия «Эмилия Галотти» стала лучшей пьесой Лессинга. Литература периода «Бури и натиска» (70-80-е годы). В 70—80-е гг. XVIII столетия в культурной жизни Германии произошло крупное событие. На литературную арену вышла группа молодых поэтов, получившая название «Бури и натиска».


В Геттингене выступили Г. Бюргер, Ф. Мюллер, И. Фосс, Л. Гелти; в Страсбурге—В. Гете, Я. Ленц, Ф. Клингер, Г. Ваг¬нер, И. Гердер; в Шзабии—X. Шубарт, Ф. Шиллер. Невиданная до той поры в Германии творческая активность молодых поэтов вылилась в создание произведений, полных еще не оформивше¬гося окончательно политического бунтарства, в котором, однако, явно наметилось


недовольство социальной обстановкой тогдашней Германии, гнетом власть имущих, княжеским деспотизмом, бедственным положением крестьянства В прошлом веке Н. В. Гербель в книге «Немецкие поэты в биографиях и образцах» (1877) издал в русских переводах луч¬шие произведения штюрмеров (так их стали называть от слова «Sturm»), Во второй половине 50-х гг. В. М. Жирмунский под¬готовил и выпустил в свет с обстоятельными комментариями


избранные сочинения Гердера, а также Шубарта, Форстера и Зейме. Роман М. Клингера «Жизнь Фауста» издавался у нас дваж¬ды, в 1913 г. и 1961 г. В 1935 г. был напечатан в русском пере¬воде роман В. Гейнзе «Ардингелло». Не все имена участников движения остались в памяти нем¬цев, не все написанное ими перешагнуло за национальные гра¬ницы Германии, многое забылось, и справедливо.


Появление на литературной арене Германии поэтов-штюрмеров было молниеносным и ослепительным, подобно метеору на темном небе. Гете. Проза Гете—ясная, точная, живописная и мелодичная. Ген¬рих Гейне с присущим ему красноречием и образностью отзыва¬ется о ней: «Эта проза прозрачна, как зеленое море, когда ясный полдень и тишина и можно ясно увидеть лежащие в его глубине утонувшие города с их исчезнувшими сокровищами, а иногда эта проза полна такой магической силы, такого прозрения, что


по¬добна небу в вечерний час сумерек, и большие гетевские мысли выступают на нем чистые и золотые, как звезды». Прозаическое наследие Гете достаточно велико: «Поэзия и правда», «Вертер», «Избирательное сродство», «Вильгельм Мей-стер», «Итальянское путешествие», «Письма из Швейцарии», дневники, очерки, многочисленные статьи о литературе, искус¬стве, по различным вопросам науки. Сохранилось 15 тысяч писем поэта. Одним из шедевров


Гете является «Фауст». Гете работал над «Фаустом» более 60 лет. Образ ве¬ликого искателя истины взволновал его еще в юности и сопутст¬вовал ему до конца жизни. В студенческие годы в Страсбурге он уже обдумывал грандиозные планы воссоздания титанических образов Геца фон Берлихингена и Фауста. Когда он познакомил¬ся с Гердером, который был старше его и уже завоевал извест¬ность в


Германии некоторыми своими произведениями («Крити¬ческие рощи», «Фрагменты»), он показал ему первые свои сочи¬нения, лирические стихи, пьесу «Совиновники», но умолчал о планах относительно «Фауста». Он опасался холодных рассуж¬дений раздражительного Гердера. «Тщательнее всего я таил от него свой интерес к определенным образам, крепко засевшим в меня и готовым мало-помалу вылиться в поэтической форме.


Я говорю о «Геце фон Берлихингене» и «Фаусте». Жизнеописание первого до глубины души захватило меня. Этот суровый, добрый и самоуправный человек, живший в дикие, анархические времена, возбудил во мне живейшее участие. Прославленная кукольная комедия о втором на все лады звучала и звенела во мне. Я тоже странствовал по всем областям знания и уразумел всю тщету его. И я пускался во всевозможные жизненные опыты; они изму¬чили меня и оставляли в душе еще большую неудовлетворен¬ность.


Теперь я вынашивал все эти темы, так же как и многое другое, тешил себя ими в часы одиночества, но ничего не записы¬вал»,—вспоминал впоследствии Гете в «Поэзии и правде». В старости Гете как-то признался Эккерману: «Говорят, что я счастливый человек, но когда я оглядываюсь назад, то я вижу бесконечное количество отречений, бесконечное количество от¬казов от того, что я хотел. Я вижу непрерывный труд, и только изредка мой путь освещался лучом, напоминающим счастье».


И так с самого начала до самого конца. Гете горячо любил свою родину, свой народ, свою культуру. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной работе мной была предпринята попытка рассмотреть развитие Западно-Европейской литературы практически за один век – век «просвещения». Литература, как и вся духовная жизнь народов этой эпохи, так или иначе была связана с кризисом феодализма, столкнове¬нием профеодальных и антифеодальных сил, возникновением буржуазных отношений в


XVIII столетии в Англии, Франции, Германии. Литература XVIII в. носила, как мы видели, в основ¬ном просветительский характер. Однако в ней уже появились направления и эстетические системы, отходившие от просвети¬тельского рационализма (сентиментализм), или откровенно враждебные просветительскому реализму (предромантизм). Англия оказалась инициатором просветительского движения, антифеодального по своему существу, она же


открыла сенти¬ментализм как особое направление в просветительской куль¬туре, она же дала и первые образцы предромантизма как проявления разочарованиями буржуазном миропорядке, пришед¬шем на смену феодальному, а следовательно, и разочарования в тех принципах, которые выдвигались просветительским дви¬жением. Первым писателем, показавшим разочарование в буржуазных отношениях, был Джонатан Свифт, а вслед за ним Голдсмит, Юнг, Стерн и все остальные сентименталисты.


Сентименталисты отвергли разум как критерий истины, кра¬соты, они осудили уклад жизни, культуру, основанные на рацио¬нализме, осудили город как средоточие этого уклада и этой культуры и противопоставили всему этому чувство, которому отдали роль критерия истины и красоты. Они противопоставили городу деревню и природу. Когда свершилась Французская революция, романтизм и на первых порах реакционный роман¬тизм как «реакция на французскую


революцию и связанное с ней Просвещение» подхватил идеи своих прямых предшественников. Но пришедший ему на смену реализм XIX в. вернулся к трезвому взгляду на мир, свойственному просвети¬телям XVIII столетия. XX век, и особенно вторая его половина, ознаменовался в литературе своеобразным возвращением к философичности ли¬тературы века Просвещения. На иных идейных позициях, иной нравственной основе, в иной эмоциональной тональности снова зазвучали новеллы-притчи, романы-притчи, пьесы-притчи, а ино¬гда


и персонифицированные философские трактаты. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Аленко Е.М Т.Н. Васильева История зарубежной литературы ХVIII века, М «Высшая школа, Академия», 1999 2. Артаманов С.Д. История зарубежной литературы ХVII – ХVIII вв М «Просвещение» 1978 3. Барская Т. Дени-Дидро. М.—


Л 1962. 4. Верцман И. Жан-Жак Руссо М 1980 5. Голенище в-Кутузов И. Н. Романские литературы. Статьи и исследо¬вания. М 1975 6. Маркс К .и Энгельс Ф.Об искусстве. В 2-х т. М 1957 7. Мору а Андре. Литературные портреты (Лабрюйер, Вольтер, Руссо, Лакло).М 1970 8. Проблемы просвещения в мировой литературе.


М 1970. Хрестоматия по зарубежной литературе. Сост. Б. И. Пуришев, Ю И. Божор. 9. Урнов Д. М. Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев. М 1973



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.