Реферат по предмету "Философия"


Информационное общество. Противоречия и перспективы развития

Содержание 1. Введение 2. Понятие "информационного общества" 3. Противоречия и проблемы информационного общества 4. Перспективы развития информационного общества
5. Заключение 6. Список литературы 1. Введение Одним из ключевых вопросов конца ХХ начала XXI веков является возрастающая роль информационно-коммуникационных технологий, образования, знаний, информации в развитии общества. Все чаще говориться о наступлении информационной эры, о том, что новые "способы информации" превалируют, что мы живем в "электронном обществе" и подходим к "виртуальной экономике", движущей силой которой стала информация, что мы уже существуем в условиях "глобальной информационной экономики", что происходит очередной этап технологической и мирной социальной революции – становление информационного общества. Предметом спора стало то, что несет с собой эта революция. Для одних она означает становление общества действительно профессионального и заботливого по отношению к своим членам; для других - усиление контроля над гражданами; для третьих она знаменует появление высокообразованного слоя, при том, что прочих захлестнет волна пустячных сообщений, сенсаций и сбивающей с толку пропаганды. Поразительно, что при всей противоречивости этих точек зрения все ученые соглашаются в одном: информация есть нечто особенное. В огромном потоке литературы, где рассматриваются проблемы информационной эры, авторы редко соглашаются друг с другом относительно ее основных характеристик и общего смысла, однако они сходятся в том, что информация играет особую роль в современном мире. Исследования ученых могут быть весьма спорными, они исходят из принципиально различных посылок и приходят к столь же принципиально разным выводам, однако разногласий по поводу особой роли информации между ними нет. 1 1 – Ф.Уэбстер Теории информационного общества Перевод с английского М.В. Арапова и Н.В. Малыхиной под редакцией доктора филологических наук, проф. Е. Л. Вартановой - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2004, стр.5 2. Понятие "информационного общества" Информационное общество – словосоче­тание, требующее расшифровки. Оно вхо­дит в употребление не только у специалистов – его широко используют в прессе, с ним связывают будущее состояние общества. Но кроме фраз, в которых говорится о возрастающей роли информационных технологий в развитии общества, дело пока особенно не продвинулось. Каждый, кто употребляет термин "информационное общество", понимает его по-своему и от того, как люди смогут его принять и интерпретировать, зависит характер развития современного общества.2 Понятие "информационное общество" появилось во второй половине 1960-х гг. Наряду с ним использовались такие термины, как "технотронное общество", "общество знания", "постиндустриальное общество". Представление об информационном обще­стве связаны также с концепцией "трех волн" Э. Тоффлера. Сначала была "первая волна", которую Тоффлер называет "сельскохозяйственной цивилизацией". От Китая и Индии до Бенина и Мексики, от Греции до Рима возникали и приходили в упадок цивилизации, сталкиваясь друг с другом и рождая бесчисленные пестрые картины. Однако за этими различиями скрывались фундаментальные общие черты. Везде земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики. Везде господствовало простое разделение труда и существовало несколько четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или крепостные. Везде власть была жестко авторитарной. Везде социальное происхождение человека определяло его место в жизни. Везде экономика была децентрализованной, так что каждая община производила большую часть того, в чем испытывала нужду. Триста лет назад - плюс-минус полстолетия - произошел взрыв, ударные волны от которого обошли всю землю, разрушая древние общества и порождая совершенно новую цивилизацию. Таким взрывом была, конечно, промышленная революция. Высвобожденная ею гигантская 2 – А. Лактионов Информационное общество: Сб. – М.: ООО Издательство И74 АСТ, 2004 стр. 428 сила, распространившаяся по миру, - "вторая волна" - пришла в соприкосновение с институтами прошлого и изменила образ жизни миллионов. К середине XX века силы "первой волны" были разбиты и на земле воцарилась "индустриальная цивилизация". Однако всевластие ее было недолгим, ибо чуть ли не одновременно с ее победой на мир начала накатываться новая - третья по счету - "волна" (постиндустриальная), несущая с собой новые институты, отношения, ценности. Термин "информационное общество" впервые появился в Японии в 1966 году. Он стал основным в докладе специальной группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, созданной японским правительством для выработки перспектив развития экономики страны. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому. Американский специалист Ф. Махлуп еще в начале 60-х гг. говорил, что информация может рассматриваться как своего рода промышленный продукт и производство ее – один из видов промышленной индустрии. Но именно японцы стали активными пропагандистами идеи о промышленном значении информации. И они блестяще использовали ее в конкурентной борьбе на мировом рынке. В тот период в западной литературе считалось, что основой формирования информационного общества является развитие вычислительной и информационной техники. Назывался и ряд других признаков: информация приобретает глобальный характер; на движение информационных потоков уже не оказывают существенного влияния государственные границы и различные барьеры; попытки ограничить свободное распространение информации наносит вред стране, стремящейся внести такого рода ограничения; значительно выросли возможности сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней; увеличивается воздействие информации на развитие различных сфер человеческой деятельности; углубляется процесс децентрализации общества; происходит переход к новым формам занятости; идет процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии. Т. Стоуньер утверждал, что информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы – самый большой потенциальный источник богатства. В связи с этим необходимо развивать новую отрасль экономики – информационную экономику. Постиндустриальная экономика – это экономика, в которой промышленность по показателям занятости и своей доли в национальном продукте уступает место сфере услуг, а сфера услуг есть преимущественно обработка информации.
Д. Белл писал, что роль сельского хозяйства и промышленности будет неуклонно падать при возрастании значения и расширения сферы информационной индустрии. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества.
К теме информационного общества неоднократно обращались и отечественные ученые, ими предложено несколько определений информационного общества. А.И. Ракитов в своих работах писал, что переход к информационному обществу означает, что важнейшим продуктом социальной деятельности становятся производство, эксплуатация и использование услуг и знаний, причем удельный вес знаний в этом сочетании возрастает. Подлинное информационное общество должно обеспечить правовые и социальные гарантии того, что каждый гражданин общества, находящийся в любом пункте и в любое время, сможет получить всю необходимую для его жизнедеятельности и решения стоящих пе­ред ним проблем информацию. Информационное общество – это общество, где все средства информационной технологии, т.е. компьютеры, интегрированные системы, кабельная, спутниковая и другая связь, видеоустройства, программное обеспечение, научные исследования нацелены на то, чтобы сделать информацию общедоступной и активно внедряемой в производство и жизнь. По мнению А.И. Ракитова, основным критерием информационного общества служат количество и качество имеющейся в обращении информации, ее эффективная передача и переработка. Дополнительным критерием является доступность информации для каждого благодаря относительной ее дешевизне. Это означает, что огромная масса трудящихся переключается из сферы производства промышленной и сельскохозяйственной продукции в сферу производства и распространения информации. Соответственно возникает особая информационная экономика, играющая все более важную роль во всех промышленно развитых странах. В ней выделяются два сектора. Первый производит информационные продукты и услуги для непосредственного потребления, второй – для производства других продуктов. Информационное общество демонстрирует такой уровень развития экономики, когда информационный сектор экономики выходит на первое место по числу занятых в нем трудящихся. И.Н. Курносов считает, что в информационном обществе преобладают удаленные коммуникации, дистанционная работа и досуг; формируются новые отношения между людьми в процессе производства и общественной деятельности; значительная часть ВВП производится в информационном секторе, труд большей части людей становится по характеру информационным; осуществляется развитие интерактивных информационно-телекоммуникационных технологий, глобальных компьютерных сетей, комплексной обработки представления информации; представляются новые коммуникационные возможности для взаимодействия и выражения политической воли общества и социальных групп; возрастает роль стран с мощным информационным потенциалом.3 3 – И.С.Мелюхин Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития – М.: Издательство МГУ, 1999, стр. 17-19 О.А. Финько и Ю.М. Нестеров описывают информационное общество как общество, в котором: - персональный компьютер, подключенный к трансгранич­ным информационным сетям, входит в каждый дом; - каждый член общества имеет возможность своевременно получать с помощью трансграничных информационных сетей полную и достоверную информацию любого вида и назначения из любого государства, находясь при этом практически в любой точке географического пространства - предоставляется возможность оперативной коммуникации как каждого члена общества с каждым, так и с государственными и общественными структурами вне зависимости от места нахождения на Земном шаре; - трансформируется деятельность СМИ по формам создания и распространения информации, технологически стыкуясь с информационными компьютерными сетями; - "исчезают" географические и геополитические границы государств в рамках информационных сетей, происходит "столкновение" информационных законодательств стран, возникает необходимость гармонизации законодательств; - появляются новые формы деятельности с использованием информационных сетей: работа, творчество, воспитание и образование, медицина. Обобщая все написанное социологами по поводу информационного общества, можно следующим образом представить базовые черты этого типа социальной организации: 1) Определяющим фактором общественной жизни в целом является научное знание. Оно вытесняет труд (ручной и механизированный) в его роли фактора стоимости товаров и услуг. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации. Как следствие, ядром социальной организации, главным социальным институтом становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Промышленная корпорация теряет главенствующую роль; 2)Уровень знаний, а не собственность, становится определяющим фактором социальной дифференциации. Деление на "имущих" и "неимущих" приобретает принципиально новый характер: привилегированный слой образуют информированные, в ту пору как неинформированные – это "новые бедные". Соответственно очаг социальных конфликтов перемещается из экономической сферы в сферу культуры. Результатом борьбы и разрешения конфликтов является развитие новых и упадок старых социальных институтов; 3)Инфраструктурой информационного общества является новая "интеллектуальная", а не "механическая" техника. Социальная организация и информационные технологии образуют "симбиоз". Общество вступает в "технетронную эру" (З. Бжезинский), когда социальные процессы становятся программируемыми.4 4 – А. Лактионов Информационное общество: Сб. – М.: ООО Издательство И74 АСТ, 2004 стр. 357-359 3. Противоречия и проблемы информационного общества Стремительное развитие и распространение новых информационно-коммуникационных технологий в результате научно-технического прогресса приобретает сегодня характер беспрецедентной по своим масштабам информационной революции, которая оказывает возрастающее влияние на политику, экономику, науку и другие сферы жизнедеятельности общества как в рамках национальных границ, так и в мире в целом. Информация и знания становятся одним из стратегических ресурсов государства, масштабы использования которого стали сопоставимы с использованием традиционных ресурсов, а доступ к ним - одним из основных факторов социально-экономического развития. Постоянно усиливающаяся роль этого фактора как средства ускорения темпов глобальной интеграции в экономике и инструмента воздействия на массовое сознание, культуру и международные отношения позволяет говорить о появлении объективных предпосылок для движения к так называемому "глобальному информационному обществу". Набирающая силу информационная революция быстро меняет мир, предоставляя человечеству принципиально новые решения и возможности во многих сферах. Но вместе с очевидными благами, которые она уже дала людям, и еще большими в скором будущем, эта революция несет с собой и принципиально новые проблемы и противоречия. Среди них - цифровое неравенство стран и регионов, проблема правового регулирования сети Интернет, электронной коммерции и налогообложения в этой области, вопросы интеллектуальной собственности, проблема обеспечения безопасности и
конфиденциальности информации, соблюдение свободы слова, вопросы цензуры в глобальных компьютерных сетях и др. Существенной проблемой в рамках мирового информационного пространства является непропорциональное использование возможностей Интернета и информационно-телекоммуникационных технологий в целом. Согласно данным компании Nua Internet Surveys, в мае 2002 года число пользователей Сети по всему миру составило 580,78 млн. человек. Из них 32 % приходится на жителей европейских стран, еще 31,45 % - на США и Канаду, около 29% - на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, примерно 6% - на страны Латинской Америки. На Африку с 800 миллионным населением приходится всего лишь 1% от общего числа ее пользователей в мире, причем 90% из них проживают в ЮАР. Подобное положение дел вызывает серьезные опасения, поскольку при таком неравномерном развитии Сети за бортом международной коммуникационной системы останется значительная часть мирового сообщества, не имеющая доступа к коммуникационным и компьютерным технологиям.
Следует отметить, что проблема неравенства в доступе к новым информационным технологиям остро стоит не только на международном уровне, но и на микроуровне внутри каждого отдельно взятого государства. Проще говоря, происходит своеобразное разделение общества на тех, кто имеет компьютер и умеет им пользоваться, и тех, кто не обладает ни техникой, ни соответствующими навыками. Не стоит забывать и о других негативных составляющих развития Интернета, прежде всего о таких действиях в Сети, как распространение непристойных материалов, представляющих угрозу моральным устоям общества, в частности детской порнографии, материалов неонацистского толка, использование Интернета для азартных игр, заключения пари, проведения разного рода лотерей с целью изъятия денег у населения. Помимо этого Сеть может служить и средством распространения пропагандистских материалов преступных организаций, рецептов изготовления взрывчатых и ядовитых веществ, оружия, наркотических и психотропных средств, методов вскрытия электронных и других шифров. В связи с этим возникает проблема правового регулирования сети Интернет, решение которой потребует государственного вмешательства в виде принятия соответствующих законов, регулирующих связанную с ним деятельность. Более того, учитывая глобальный характер Сети, справиться с этой проблемой представляется возможным лишь в рамках международного сотрудничества. С целью определения направлений такого регулирования в ряде стран были проведены специальные исследования, созданы правительственные и общественные объединения, разрабатываются кодексы "инфоэтики" в Интернете и проекты законов. Проблема регулирования Интернета и распределения доменных зон стала одним из главных вопросов проходившего в Женеве 10-12 декабря 2003 года Всемирного саммита по вопросам информационного общества, на котором глава российской делегации министр РФ по связи и информатизации Л.Д.Рейман подчеркнул, что Россия по-прежнему выступает за передачу контроля над Сетью международной организации. Раньше наша позиция по этому вопросу подвергалась в целом резкой критике, но после трагических событий в США и других точках мира ситуация сильно изменилась. Немаловажной проблемой является отсутствие в мире единых юридических рамок для бурно развивающейся электронной торговли. Среди возникающих вопросов - защита интеллектуальной собственности и прав на торговые марки, проблема налогов и тарифов в этой области, вопросы конфиденциальности и безопасности информации, особенно в кредитно-финансовой сфере. В этой связи также встает вопрос о целесообразности и формах государственного вмешательства в этот процесс. Позиция США по поводу развития глобальной электронной коммерции заключается в следующем: со стороны государства важно обеспечить рыночный, нерегулятивный подход к ее развитию. Оно должно избегать излишних ограничений электронной торговли, воздерживаться от навязывания новых ненужных норм регулирования, бюрократических процедур, налогов и тарифов на коммерческую деятельность в Интернете. Главная роль в формировании глобальной коммерческой инфраструктуры отводится преимущественно частному сектору. Одним из значительных препятствий на пути становления глобального информационного общества и решения возникающих в ходе его развития проблем является языковой барьер. Нетрудно заметить, что большая часть информации в Интернете дается на английском языке, в то время как и на других языках мира в Сети содержится весьма важная и достаточно интересная информация. Поэтому чрезвычайную ценность приобретает развитие возможности межъязыковой коммуникации. Для того чтобы Интернет стал подлинным международным каналом общения, необходимо создание инструментария, который поможет его пользователям, во-первых, понимать представленную информацию, во-вторых, поставлять содержимое на максимально большем числе языков. В этом направлении сегодня ведутся интенсивные исследовательские работы. Наряду с этим появляются принципиально новые реальные угрозы использования достижений в области новых информационно-коммуникационных технологий в целях, несовместимых с основными принципами поддержания мировой стабильности и безопасности, таких как суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела, мирное урегулирование споров и конфликтов. В частности, для развитых стран создается соблазн использовать имеющиеся у них преимущества в компьютерных технологиях и средствах информационно-психологического воздействия на индивидуальное и общественное сознание для информационной, политической, экономической и культурной экспансии. Подобное положение дел поставило на повестку дня современных международных отношений проблемы национальной, региональной и международной информационной безопасности. Следует отметить, что определенные сдвиги в их решении были достигнуты благодаря активным усилиям, в первую очередь, России. Так, 8 декабря 2003 года Генеральная Ассамблея ООН в очередной раз консенсусом приняла российский проект резолюции 58/32 "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности". Ее принятие переводит общеполитическое обсуждение проблематики международной информационной безопасности в плоскость поиска практических решений. В соответствии с резолюцией в 2004 году создана Группа правительственных экспертов для всестороннего изучения всего комплекса вопросов информбезопасности. Группа рассматривает существующие и потенциальные угрозы в сфере информационной безопасности и возможные совместные меры по их устранению, а также проводит исследование международных концепций, направленных на укрепление безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем. Результатом работы Группы станет доклад Генсекретаря ООН Генеральной Ассамблее в 2005 году о результатах данного исследования. 5 Помимо проблем связанных непосредственно с развитием Интернет, социологов и философов волнуют проблемы современных средств массовой информации. В современных масс-медиа все большее место занимают картинки и иллюстрации, и постепенно главным источником удовлетворения потребности в информации и эстетических ценностях становится голубой экран. Культура интерпретации и понимания письменных текстов снижается. Возникает проблема обучения: книга учит думать, а экран манипулировать.
Современные средства масс-медиа вовсе не стимулируют обсуждения теоретических проблем. Конечно, дискуссии свободной общественности организуются на телевидении, однако все они имеют характер "шоу" и не озабочены серьезным анализом проблем, а тем более выявлением предпосылок их возникновения. Собственно, одна из важных задач средств массовой информации и состоит в обсуждении политических, экономических, культурных проблем с позиций общественности, которая объединяется общими традициями и задачами выживания. Однако в современном мире, где политика
5 – Чернов А.А. Проблемы и противоречия формирования глобального информационного общества/И ЗДАНИЕ № 2 и жизнь, хозяйство и общество оказались самостоятельными, часто в управлении преобладают интересы тех или иных "ведомств", финансовых групп и промышленных монополий. Это приводит к тому, что ресурсы масс-медиа используются не в интересах процветания всего общества. При этом с "философской" точки зрения проблема не сводится к "продажности". Как раз приватизация и даже коммерциализация средств информации дают большую степень свободы по сравнению с государственной монополией. Таким образом, наряду с очевидными благами информационная революция привносит и совершенно новые проблемы и противоречия, обозначенные выше. В силу глобального характера формирующегося информационного общества их разрешение представляется возможным лишь с помощью выработки и последующей реализации соответствующих международных механизмов, поскольку ни одна страна не способна в одиночку справиться с подобного рода проблемами. При этом даже если такие международные механизмы все-таки удастся выработать, эффективность их использования напрямую будет зависеть от выполнения установленных правил всеми участниками глобального информационного обмена. 4. Перспективы развития информационного общества За последние годы многие страны и международные органи­зации в качестве приоритетной задачи выделили реализацию кон­цепций и программ по переходу к информационному обществу. Эти документы принимают разнообразную форму, но преследу­ют одну цель – войти в число лидеров мирового сообщества. Например, в основу инициативы Еврокомиссии была положена концепция Европейского Пути – так официально именуется разрабатываемая стратегия развития Европейского союза. Показательно, что эта стратегия разрабатывается на основе идей устойчивого информационного общества и при самом активном участии консультационного органа Евросоюза – Форума информационного общества. В своем докладе на Международном симпозиуме "Глобальное Информационное Общество: Деятели и Жертвы" Poitiers-Futuroscope, Франция, 1-5 марта 1999г. от имени Форума информационного общества профессор Ф.Й. Радермахер рассказал о некоторых акцентах Европейской стратегии, которые необходимы именно для выхода на траекторию устойчивого информационного общества. Важнейшие среди них: - активная роль правительств в корректировке рыночных процессов развития информационного общества, в том числе – политика либерализации рынка телекоммуникационных услуг; - обеспечение для каждого гражданина Европы дешевого доступа к универсальному телекоммуникационному обеспечению на основе открытой системы услуг, сочетающейся со строгим соблюдением стандартов; - постоянное внимание к таким социальным аспектам устойчивости, как: - справедливость, - всеобщая включенность в информационное общество, - сопротивление социальной разобщенности, - избежание разделения на имущих и неимущих в сфере компетенции и доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), - партнерские отношения между государственными и частными организациями, - инвестиции в крупные международные проекты развития ИКТ, - создание новых рабочих мест, - доступ к образованию, профессиональной (пере)подготовке и (пере)обучению в любом возрасте, - политика социального согласия между всеми регионами; - культурное и лингвистическое разнообразие; - большое внимание экологическим аспектам устойчивости: инвестиции в развитие ИКТ, снижающих нагрузку на окружающую среду; - соблюдение гражданских прав: защита потребителя, охрана интеллектуальной собственности, защита персональных данных, безопасность и интегрированность в электронной коммерции; - развитие международных механизмов координации в технической, коммерческой и правовой сферах; - развитие систем (пере)обучения на распределенной мультимедийной основе; - развитие систем профессиональной (пере)подготовки для новых сфер деятельности. Среди прочих международных документов можно отметить подписанный 22 июля 2000 года руководителями стран большой семерки (G-7) документ "Окинавская Хартия Глобального информационного общества", определяющий цели и перспективы развития глобального информационного общества. Другими важными перспективными направлениями развития информационного общества являются – интеллектуализация общества, создание и внедрение новых социальных технологий, основанных на эффективном использовании главного стратегического ресурса общества – знаний; создание единых универсальных программно-инструментальных средств для упрощения описания, интегрирования, идентифицирования знаний в различных предметных областях; формирование новой системы образования и воспитания будущих поколений людей, учитывающей и использующей особенности и новые возможности информационного общества для формирования творческой, гармонично развитой и гуманистически ориентированной личности; разработка новых методов, которые должны позволить человеку не только правильно понять и исследовать открывающуюся перед ним новую высокодинамичную информационную картину мира, но и, постигнув единство законов информационного обмена в природе и обществе, научится целенаправленно формировать эту картину во имя своего будущего. 5. Заключение Однако если разобраться в теоретическом смысле понятия "информационное обще­ство" и проанализировать то, что действительно происходит в обществе начала XXI века, то можно прийти к парадоксальному выводу: внедрение в жизнь человека так называемых "информационных технологий" скорее удаляет нас от того информаци­онного общества, о котором писали философы (стр. 8-9 реферата). Такого рода информационное общество нигде не состоялось, хотя основные технико-экономиче­ские атрибуты постиндустриальной эпохи налицо: преобладание в ВВП доли услуг, снижение доли занятых во "вторичном" и рост доли "третичного" сектора экономики, тотальная компьютеризация и т. п. Университет не заменил промышленную корпорацию в качестве базового института "ново­го общества", скорее, академическое знание было инкорпорировано в процесс капиталистического производства. Прогнозы теоретиков информационного обще­ства оказались несостоятельны в первую очередь потому, что их авторы отождествляют информацию и знание. Информации в современном обществе много, она играет колоссальную роль, но отсюда вовсе не следует, что в современном обществе зна­ние – сила.
Чтобы понять, что такое информация и почему она играет такую роль в современную эпоху, нужно четко различать сообщение (или послание), интер­претацию (или восприятие) и коммуникацию. Сооб­щение – это "вещь", то есть передавае­мый продукт интеллектуальной деятельности чело­века; интерпретация – это "мысль", то есть приоб­ретаемое знание; коммуникация – это лишь операция передачи, трансляции. Но в современном нам обществе, именно эта операция трансляции – определяющее, доминирующее звено в триаде сооб­щение – коммуникация – интерпретация.
Сегодня создается ничуть не больше интеллек­туальной продукции или знания, чем в Античности или Средневековье. Принципиальная разница заключается в ином – сейчас неизмеримо больше коммуникаций. Тиражирование интеллек­туального продукта, передача сведений о нем по­средством печатных изданий, телеграфа, радио, те­левидения, лекций и семинаров в рамках системы всеобщего образования, сети Интернет – вот что коренным образом отличает со­временное общество как информационное. И за сло­вом "информация" кроется именно коммуникация, а не знание. Современный более информированный чело­век – это не тот, кто больше знает, а тот, кто уча­ствует в большем числе коммуникаций. Итак, информация — это коммуникация, опе­рация трансляции символов, побуждающая к действию. Если определить информацию подоб­ным образом, станет понятным, почему главным фе­номеном компьютерной революции стал Интернет, а не гигантские электронные банки данных или ис­кусственный интеллект. В глобальной сети Интернет не создается никакого знания, но зато многократно увеличиваются возможности осуществления комму­никаций. Информационное общество, таким образом, ока­зывается фантомом постиндустриальной эпохи. Тех­нологические сдвиги, с которыми связывали форми­рование такого рода социальной организации, нали­цо, а ожидаемые перемены институциональной структуры не происходят. 6. Список литературы 1. В.Л. Иноземцев Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы – М.: Логос, 2000 стр.19-22. 2. В.Г. Хорос, В.А. Красильщиков Постиндустриальный мир и Россия – М.: Эдиториал УРСС, 2001 стр. 3-7, 251-259 3. А. Лактионов Информационное общество: Сб. – М.: ООО Издательство И74 АСТ, 2004 стр. 355-426,428-507 4. И.С. Мелюхин Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития – М.: Издательство МГУ, 1999 5. Ф.Уэбстер Теории информационного общества Перевод с английского М.В. Арапова и Н.В. Малыхиной под редакцией доктора филологических наук, проф. Е. Л. Вартановой - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2004, стр.5 6. Чернов А.А. Проблемы и противоречия формирования глобального информационного общества/И ЗДАНИЕ № 2


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.