Чацкий и Онегин. Горе от ума А. С. Грибоедова и Евгений Онегин А. С.Пушкина произведения, посвя щенные одному периоду жизни России. Эта эпохабыла знаменательной для страны. После войны 1812 года глубоко изменилось мнениеинтеллиген ции о народе, который поднялся на вершину славы и могущества,освободив Европу от тирании Наполеона, но остался по-прежнему бесправным,темным.
Главные герои этих произведений Чац кий и Онегин представителипередовой дворян ской интеллигенции. Авторы рассматривают их характеры, судьбыв неразрывной связи со време нем, с общественным движением.Судьбы Чацкого и Онегина во многом схожи. Онегин сын промотавшегося дворянина. Чацкий воспитывался в доме богатого дяди. Легкопредставить, какое образование они получили. Чацкий с усмешкой вспоминаетуказательный перст учителя, внушавшего своим ученикам, что для русских
безнемцев нет счастья.Злая ирония слышится в его вопросе Что нынче, так же, как издревле,Хлопочут набирать учителей полки,Числом поболее, ценою подешевле?Пушкин, говоря о воспитании Онегина, спра ведливозамечает Мы все учились понемногуЧему-нибудь и как-нибудь.Чацкого и Онегина еще более сближает их от ношение кобществу, к свету .
Онегин, устав от балов, светских обедов, бежит из столицыв дерев ню. Но и здесь его ждет вечный разговор про дождь, про лен, проскотный двор . Его привы чки, поведение, души тоскующая лень вызыва ют усоседей недоумение и недовольство.Чацкий, горячо любя Софью, не смог остаться в доме ееотца. Ему все казалось там безжизненно. В Москве вчера был бал, а завтра будетдва .
Мо лодому, пытливому уму нужна пища, нужны новые впечатления. Чацкийнадолго уезжает из столицы. Хотел объехать целый свет , гово рит он о себе.Онегин, живя в деревне, тоже почув ствовал свою никчемность, своюбесполезность, неспособность быть другом отношения с Лен ским , любить отношения с Татьяной . Им овла дело беспокойство, охота к перемене мест .
Перемена мест , наблюдения, раздумья, вы званныеэтим, не проходят для героев бесследно. Пушкин называет своего Онегина,возвращающе гося из путешествия, очень охлажденным и тем, что видел,насыщенным . Таким образом оконча тельно складываются мировоззрения Чацкого и Онегина.Это уже не юнцы, а взрослые люди, с богатым жизненным опытом за плечами. И вотте перь начинают сказываться коренные различия этих литературных типов.
Онегинвидит пустоту окружающей жизни, праздное барство, ложь и фальшь, царящиевокруг, но он и не думает актив но с ними бороться. Он слишком воспитан, слиш комхладнокровен, чтобы произносить в гостиных Петербурга обвинительные речи передтолпой хо хочущих глупцов. Его протест выражается в дру гом. Он всем своимобликом являет молчаливый укор. Пушкин так описывает Онегина Но кто это в толпе избраннойСтоит безмолвный и туманный
Мелькают лица перед ним,Как ряд докучных привидений.Совсем иначе ведет себя Чацкий. Он легко раз дражается,личная драма делает его особенно уяз вимым. Появившись на балу у Фамусова, онуст раивает, по выражению И. А. Гончарова, такую кутерьму , что его принимаютза сумасшедшего. В его действиях нет холодного расчета, эгоизма, которыесвойственны
Онегину.Оружие Чацкого карающее слово. Он требу ет службыделу . Он тяготится среди пустой праздной толпы мучителей, зловещих старух,вздорных стариков . Чацкий требует места и сво боды своему веку. Он возвещает,что на смену веку минувшему идет новый, несущий идеал свободной жизни .Гончаров в статье Мильон терзаний говорит отипичности Чацкого и Онегина. Эти типы неиз менно будут возникать в переломнуюэпоху.
Оне гины лишние в своей среде люди, их появле ние всегдасвидетельствует о неблагополучии, о назревающем крахе общественного устройства.Эти люди на голову выше своих современников, их отмечает прозорливость и резкий, охлажден ный ум .Чацкие продолжают, развивают начатое лиш ними людьми, они не только молчаливо осужда ют, презирают. Чацкие открыто ненавидят,обли чают, высмеивают. Чацкий искренний и горячий деятель , говорит И.А.
Гончаров.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |