Выполнил: Шумков Г.А. Ученик 11 «Б» класса Учитель Аркадьева Н.В. Содержание: 1. Введение 3 2. А.Т. Твардовский «Две строчки», «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война» 4 3. В.А. Солоухин «Друзьям» 13 4. В. Вознесенский «Ров» 5. Заключение 6. Список литературы 16 Введение. 22 июня.
Сорок первый год. Война. Великой и Отечественной назовет ее советский народ. Эту дату знают все. С тех пор прошло немало лет. Все далее в историю уходят от нас эти героические и трагические годы, но время не властно над памятью народа, передающего из поколения в поколение историческую значимость и нравственную суть подвига, совершенного советскими людьми во имя спасения человечества от фашизма. Проблема памяти о войне – важнейшая проблема нашей современности.
Это будет волновать всегда, потому что война была слишком большим испытанием для всей страны и для каждого человека. В людях проверялось все: любовь к Родине, верность своим идеалам, своим друзьям. Такое не может не волновать. Сегодня хочется лучше понять тех, кому мы обязаны своей жизнью, какие они были…. А я смог бы так? Все от мало до велика встали на защиту
Родины. 22 июня писатели Москвы тоже собрались, как по боевой тревоге, на митинг. Девиз один: «Уничтожить фашизм!» и каждый из них знал свое место в этой решительной схватке: кто–то сражался с оружием в руках, кто-то – пером. Да, перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в горнило боя. Особенно активно развивалась в эти годы лирическая поэзия. В газетах военного времени трудно найти номер, в котором не было бы проникновенных и пламенных лирических
стихов, написанных под свежим впечатлением, по следам недавних событий. В этих стихах с большой поэтической силой выражены думы и чаяния воинов в горькую минуту отступления, свежо и образно передано чувство Родины, ее година испытаний. Читая стихи А. Суркова, К. Симонова, М. Исаковского, М. Дудина чувствуешь, что обжигает грудь, перехватывает горло.
Многим поэтам: М. Джалилю, П. Когану, М. Кульчицкому, Н. Майорову, И. Уткину - не довелось дожить до победы. Но о каждом из них можно сказать словами Георгия Суворова: «Свой добрый век мы прожили, как люди, и для людей». А те, кто вернулись, помнили об этом всегда, ведь забыть об этом было невозможно, потому что бой шел «ради жизни на земле». А.Т. Твардовский.
Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году в деревне Загорье Починковского района Смоленской области в семье крестьянина, сельского кузнеца. Долгими зимними вечерами в семье любили читать вслух Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого. Интерес к литературе, знакомство с классикой рождали в мальчике желание писать самому. В тысяча девятьсот двадцать пятом году появляются первые стихи начинающего поэта.
С тысяча девятьсот двадцать восьмого года Твардовский работает в Смоленске корреспондентом, происходит его становление как поэта. Для стиля поэта стало характерным говорить просто, доступно, эмоционально и образно. Уже в 1931 году в Москве, в издательстве «Молодая гвардия» вышла поэма «Путь к социализму», первое крупное произведение Твардовского. 1929-1933 годы были наиболее трудными для поэта.
Внутренние проблемы собственного становления художника столкнулись с внешними обстоятельствами. Тяжелой была судьба его семьи, раскулаченной в ходе одного из типичных “перегибов”. Душевные переживания этого периода выльются много позже в поэму «По праву памяти» (1966—1969 гг.). А пока юный поэт отстаивает “завет первоначальных дней”, его ответом на жизненные испытания стала поэма «Страна Муравия». Она повествует об эпохе коллективизации на селе, о “великом переломе”, когда, преодолевая
мучительные сомнения, в колхозы пошел середняк. О чем бы ни писал Твардовский, в центре внимания поэта — образ простого человека-труженика. В суровые годы Великой Отечественной войны лирика Твардовского созвучна поэзии большинства авторов: ратный подвиг солдат и героизм тыла, когда даже дети не оставались в стороне от этих событий. И эта тема одна из ведущих в лирике поэта.
Стихи военных лет — это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, фронтового быта. Например, стихотворение “Армейский сапожник”. Это лирические, взволнованные воспоминания о родной Смоленщине, ограбленной и оскорбленной врагами родной земле. Это повествование близко к народной песне, написаны на мотив “Позарастали стежки-дорожки ”.
В стихах Твардовского военных лет звучит и философское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение “Две строчки”. Оно навеяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной.
И подвига он не совершил, и война незнаменитая, но жизнь ему была дана одна-единственная. Через эту смерть постигает художник трагедию Великой Отечественной войны. Возникает пронзительное по силе лиризма ощущение невозвратности потери: Среди большой войны жестокой, С чего — ума не приложу,— Мне жалко той судьбы далекой, Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу. Примерзший, маленький, убитый На той войне незнаменитой, Забытый, маленький лежу. В записной книжке поэта была сделана запись, которая состояла всего лишь из двух строк: «был в сороковом году убит в Финляндии на льду». Казалось бы, сколько смертей прошло перед глазами автора, и эти две строчки в записной книжке могли бы затеряться, уйти из памяти….
Но нет, не затерялись ни в книге, ни в памяти поэта! Две строчки – это маленькая запись, но смотря о чем она. «Две строчки» Твардовского рассказывают очень много о тех юных, которые хотели жить, но никогда не вернутся. Смерть бойцов – парнишек не смог забыть Твардовский, это трагедия, это боль; поскольку выше жизни у человека ничего нет, а смерть обрывает все. Время не терпит отсчета в обратном порядке, оно мчится вперед.
Но в героическое прошлое можно войти и силой своего воображения. Когда я прочитал стихотворение «Две строчки», то словно увидел того парнишку, представил себе, как это все было и мою душу схватил пронзительный страх. Чем он отличается от меня? А если бы я родился лет на 60 раньше, то я мог бы стать одним из миллионов, лежащих неузнанными в нашей земле… Боль поэта тоже вполне объяснима.
Александр Трифонович прожил жизнь, полную испытаний, горьких впечатлений и переживаний. Пройдя дорогами Великой Отечественной войны в качестве сотрудника фронтовой газеты «Красная звезда», он видел все ужасы этой войны. Твардовский говорил, что авторы-фронтовики “видели пот и кровь войны на своей гимнастерке”, “выше лейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили”. Они выступали против идеологических стереотипов, псевдоромантических шаблонов.
Они писали о войне кровавую правду, то, что они сами выстрадали. А «кто хоть однажды видел это, тот не забудет никогда». Так было и с Твардовским. Об этом он не забывал никогда. Свои военные впечатления Александр Трифонович передал в стихах и рассказах. Рассказал о самом главном, что волновало человека, солдата в горькие минуты испытания.
Строки о войне очень проникновенны, леденящие сердце, в них неприятие этого чудовищного явления: Война – жесточе нету слова, Война – печальней нету слова, Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет. И на устах у нас иного Слова не может быть и нет. Великая Отечественная война.… Сколько мальчишек унесла она?
Трудно сосчитать, трудно назвать их фамилии. Безымянные герои.… Но память о них не давала Твардовскому покоя до конца жизни. Скорбью о погибших проникнуто знаменитое стихотворение «Я убит подо Ржевом», которое было написано в 1945 – 1946. И считается самым «сильным» о войне. Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали ее самой трагической страницей.
Все стихотворение - это страстный монолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый - так судить о живых, так строго требовать от них ответа. Стихотворение завораживает ритмом своих анапестов, оно довольно велико по объему, но прочитывается на едином дыхании. Знаменательно, что в нем несколько раз звучит обращение, восходящее к глубоким пластам традиций: традиции древнерусского воинства, традиции христианской.
В самом названии стихотворения скрыто глубокое значение. Оксюморон "я убит " для читателя как вызов, примерно то же, что и "мёртвые души". Привычно, нормально – "он убит" и "я живу". О себе несуществующем, выбывшем из числа живых в первом лице не скажешь. Но в этом "я убит" заключён огромный смысл, который и поясняется стихотворением.
Мы знаем о Бородинском сражении, о битве на Мамаевом кургане, можем назвать их героев. А знаем ли мы, сколько было безымянных боев, негероических смертей (убит при бомбежке). Задумайтесь об этом, прочитав стихотворение Твардовского. Я убит подо Ржевом. В безымянном болоте, В пятой роте, на левом, При жестоком начете. Я не слышал разрыва, Я не видел той вспышки, —
Точно в пропасть с обрыва — И ни дна, ни покрышки. И во всем этом мире, До конца его дней, Ни петлички, ни лычки С гимнастерки моей. Похоронен в безымянном болоте вместе с другими, такими же безымянными солдатами.… От лица этого неизвестного солдата и говорит поэт. Прах этих рядовых великой войны смешался с землей, которая дает жизнь будущему:
Я - где корни слепые Ищут корма во тьме; Я - где с облачком пыли Ходит рожь на холме. Они вопрошают живых: взят ли Ржев, отстояли ли Москву, не допустили ли врага до Урала. И важнее этих вопросов, действительно, не было: победили ли мы? И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна: Мы за родину пали, Но она - спасена. Спасена! – это самое главное для тех, кто сражался за нее, за каждую ее пядь, кто
умер, как герой, в том безымянном болоте. Вправе ли мы забывать о них? «Нет!» - отвечает Твардовский. Мертвые просят помнить о них, потому что в победе – «наша кровная часть». Это стихотворение нужно воспринимать как завещание всех павших, не доживших до Святой Победы, тем, кто дошел, осуществил, добил фашизм в его «логове». Это и предупреждение всем последующим поколениям, чтобы не допустили повторения кровавой бойни, ибо
остановить войну сложнее, чем не допустить ее. Из своего «далека» поэт говорит с потомками, чтобы помнили тех, кто заплатил за победу безмерную цену свою жизнь. Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить. Горевать - горделиво, Не клонясь головой, Ликовать - не хвастливо В час победы самой. И беречь ее свято,
Братья, счастье свое- В память воина-брата, Что погиб за нее. Читая, и не замечаешь, как повествование переходит от героя стихотворения к автору. Меняется будничный ритм на патетический, появляется пафос, оправданный великим подвигом народа, отстоявшего мир на земле. В стихотворении интересно использованы местоимения. То же противопоставление: я, мы, наша – вы, ваше.
Но это противопоставление замыкается, сменяется на понятия "своя земля", "родимая отчизна". "Ваше", "наша" – земля "своя", "родимая". В состоянии высочайшего накала патриотизма человек воспринимает себя и свой народ как единое "кровное сообщество" живых и павших, отошедших в прошлое поколений и потомков, как единое целое с родной землёй. А такое единение – своеобразное толкование понятия родины.
Родина – это и пространственное, и нравственно-этическое, и вневременное понятие, и то, без чего нет жизни. В послевоенные годы критики твердили о том, что Твардовского необходимо отвлечь от военной темы – от жестокой памяти войны, но поэт говорил, что прекратить думать об этом нельзя, «об этом на всю жизнь хватит думать». Теме памяти посвящено и стихотворение «В тот день, когда окончилась война», написанное в 1948 году.
В нем он стремился передать драматизм военного времени и благодарность потомков тем, кто отстоял для них мир и свободу на земле. Стихотворение «В тот день, когда окончилась война» удивительно тонко и поэтично раскрывает мысли автора о своем поколении, совершившем великий подвиг. Что ж, мы трава? Что ж, и они трава? Нет. Не избыть нам связи обоюдной. Не мертвых власть, а власть того родства, Что даже смерти стало неподсудно.
К вам, павшие в той битве мировой За наше счастье на земле суровой, К вам, наравне с живыми, голос свой Я обращаю в каждой песне новой. Поэт «становится» несколько отстраненно от тех и других, павших и живых. Это не красивый прием, а убеждение человека, не заслужившего той памяти, на которую рассчитывают его герои. Они выстрадали ее, он - нет. Я ваш, друзья, и я у вас в долгу,
Как у живых, я так же вам обязан. И если я, по слабости, солгу, Вступлю в тот след, который мне заказан. Свое творчество поэт мерит самой высокой планкой, ему нельзя иначе, он остался жив после кровавой бойни и должен жить так, чтобы быть достойным памяти павших. По ним он сверяет свою судьбу и творчество, их суда ждет, поэтому пишет сердцем и душой, а когда не остается сил, тогда Скажу слова без прежней веры в них,
То, не успев их выдать повсеместно, Еще не зная отклика живых, Я ваш укор услышу бессловесный. Суда живых не меньше павших суд. И пусть в душе до дней моих скончанья Живет, гремит торжественный салют Победы и великого прощанья. В небольшое по объему стихотворении вместилась целая гамма чувств: признательности за самоотверженность и храбрость; благодарности, что отстояли страну; и непреходящее чувство вины «невиноватого».
Так повернулась судьба: у одних погибнуть, у других жить и поднимать страну. Мы с ними шли дорогою войны В едином братстве воинском до срока, Суровой славой их озарены, От их судьбы всегда неподалеку. И только здесь, в особый этот миг. Исполненный величья и печали, Мы отделялись навсегда от них: Нас эти залпы с ними разлучали.
Это не придумать ни в каком воображении, а надо понять сердцем, как сказал поэт, почувствовать ту кровную связь с народом-победителем, которая всегда была у Александра Трифоновича Твардовского. Данное стихотворение учит чуткому, внимательному, доброму отношению к людям. «По праву памяти». Поэма “По праву памяти” мыслилась первоначально автором как одна из “дополнительных” глав к поэме “За далью — даль”, но приобрела в ходе работы самостоятельный характер.
Хотя “По праву памяти” не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным “циклом”, вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора “Василия Теркина”. Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за два года до его кончины. Во вступлении Твардовский заявляет, что это откровенные строки, исповедь души:
Перед лицом, ушедших былей Не вправе ты кривить душой, — Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой Поэма композиционно распадается на три части. В первой части поэт с теплым чувством, немного иронично вспоминает свои юношеские мечты и планы. И где, кому из нас придется, В каком году, в каком краю За петушиной той хрипотцей Расслышать молодость свою.
Мечты эти чистые и высокие: жить и трудиться на благо Родины. А если понадобится, то и жизнь свою отдать за нее. Красивые юношеские мечты. Поэт с легкой горечью вспоминает то наивное время и юнцов, которые и помыслить не могли, сколько тяжких и суровых испытаний готовит им судьба: Готовы были мы к походу Что проще может быть: Любить родную землю-мать,
Чтоб за нее в огонь и в воду. А если — То и жизнь отдать Лишь от себя теперь добавим. Что проще — да. Но что сложней? Вторая глава “Сын за отца не отвечает” – самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в
Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучало поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму “По праву памяти”. Конец твоим лихим невзгодам, Держись бодрей, не прячь лица. Благодари отца народов. Что он простил тебе отца. Тяжелое время, в котором не могут разобраться философы вот уже пятьдесят
лет спустя. А что же говорить о юноше, свято верящем в официальную пропаганду и идеологию. Двойственность ситуации нашла свое отражение и в поэме. Да, он умел без оговорок, Внезапно — как уж припечет — Любой своих просчетов ворох Перенести на чей-то счет: На чье-то вражье искаженье Того, что возвещал завет.
На чье-то головокруженье От им предсказанных побед. Поэт стремится осмыслить ход истории. Понять, в чем была вина репрессированных народов. Кто допустил такое положение вещей, когда один человек решал судьбы народов. И все были виновны перед ним уже в том, что были живы. В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память.
Мы не вправе забывать ничего. Пока мы помним, “живы” наши предки, их дела и подвиги. Память — это привилегия человека, и он не может добровольно отказаться от Божьего дара в угоду кому бы то ни было. Поэт утверждает: Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу Эта поэма — своеобразное покаяние Твардовского за свои юношеские поступки, ошибки.
Он призывает нас не совершать те же ошибки, что и он, не терять память, оставленную нашими предками. Память – наша величайшая ценность, без памяти народа, исторической памяти, культуры нация превращается просто в некоторое количество людей, живущих на территории одного государства. Твардовским были созданы и другие замечательные стихи, посвященные «жесткой памяти войны», как «22 июня 1941», «9 мая», «Сыну погибшего воина» и другие.
В этих стихах поэт отдает дань уважения доле погибших солдат, помнит о них и о тех, кто выстрадал своей жизнью и подвигом эту трудную победу. Его поэзия открыта всем, его стихи доступны и легки. В них нет ничего наносного, лживого, путаного, лукавого. В них народная простота, мудрость, красота. Это - искусство в самом высоком смысле этого слова. Если сопоставить его прозу, стихи и поэмы, то можно прийти к таким выводам: в прозе он почти также
силен, как в поэзии. Существенность содержания, ясность и прозрачность формы, красота меткого и умного русского слова—в этих постоянных свойствах лирики Твардовского легко увидеть продолжение тех традиций, что утвердились в нашей поэзии со времен Пушкина и Некрасова. Лирика Твардовского — это по преимуществу выражение самых простых, доступных любому труженику, но вместе с тем наиболее глубоких и общих человеческих чувств.
Она открывает душе такие основы человеческой жизни, как труд, родина, любовь, земля Мы, молодое поколение, с большим интересом и пониманием читаем эти стихи, написанные Александром Трифоновичем в двадцатом веке. Перед глазами зримо встают эпизоды боя, ночлега, танковой атаки те, что убиты «в пятой роте, на левом, при жестком налете», тот «маленький… примерзший… на той войне незнаменитой», и он «кто в сержанты выйти не успел – такой был срок отпущен малый».
Разве можно все забыть? Нельзя! – говорит Твардовский. И хочется крикнуть всем: «Люди! Помните обо всех и обо всем! Не забывайте этого!». Наши земляки героически сражались и ценой собственной жизни завоевали счастье для нас. Горькое и славное время не забыто. Оно в нашей памяти, в нашем сегодняшнем дне. К сожалению, войны идут и сейчас. Льется кровь, погибают люди, плачут матери, жены.
Только-только окончившие школу юноши идут на войну и погибают…Очень страшно, горько…. Им бы жить да жить. Но они самые лучшие, самые смелые, самые достойные. Пусть пройдет еще пять, десять, пятьдесят лет – не забывайте о них, помните всегда! Еще я хочу сказать, что своим творчеством Александр Трифонович Твардовский даёт нам всем урок ответственности и памяти.
О нашем долге перед Александром Трифоновичем размышляет Андрей Турков в конце статьи «Я не ранен. Я – убит»: "На нынешнем этапе нашей жизни нет недостатка в критике минувших десятилетий. Не щадят и Твардовского и его журнал, который, дескать, был недостаточно смел и последователен в анализе и критике прошлого режима. А мне всё вспоминается сказанное некогда
Герценом об отношении современного ему поколения к предшественникам, «выбившимся из сил, усиливаясь стащить с мели глубоко врезавшуюся в песок барку нашу»: «Оно их не знает, забыло, не любит, отрекается от них, как от людей менее практических, дельных, менее знавших, куда идут; оно на них сердится и огулом отбрасывает их как отсталых Мне ужасно хотелось бы спасти молодое поколение от исторической неблагодарности и даже от исторической ошибки». Какие верные и злободневные слова!
Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим. Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига и памяти. Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне - огромны.
Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни. Если звезды зажигают, Значит, это кому-нибудь нужно – читаем мы у Маяковского.
Конечно, нужно. Звезды нам освещают путь, их загадочное мерцание заставляет задуматься над смыслом бытия человеческого. Это нужно не «кому-нибудь», а всем. Я думаю, стихи Твардовского тоже нужны всем. Они как звезды того военного времени. Человек, я считаю, только тогда состоится как человек, когда в его сердце живет любовь к Родине, и героические страницы ее истории для него священны об этом нас заставляют задуматься стихи
Твардовского. Помните об этом, храните в своей памяти, передавайте из поколения в поколение. Память – животворящая святыня, без нее земля была бы мертва. Помнят о погибших ветераны, помнят вдовы, взрослые дети, выросшие без отцов. Долго смотрели на дорогу матери, которые ждали своих не вернувшихся с войны сыновей… Вот почему тема памяти не давала покоя Твардовскому.
Читая и перечитывая его стихи, хочется напомнить всем: «Люди! Памяти павших будьте достойны». В. Солоухин. «Друзьям». В.А. Солоухин в своем стихотворении «Друзьям» также говорит о памяти, о катастрофической нравственной ситуации в России. Могилы, могилы, могилы – Их сосчитать нельзя. <…> Людей убивали тайно… Эти строчки – не о тех людях, которые умерли физически, а о людях, потерявших
память. Они умерли нравственно, потеряли связь со своими предками, потеряли главную опору в жизни. Те немногие, кто помнит, по словам автора, удерживают Россию на пороге гибели, в то время, как власти лишают народ самостоятельности, убивают в нем индивидуальность. Практически вся интеллигенция, писатели, книги которых – оплот нравственности, были вынуждены спрятаться за границей. Те же, кто остался в России в революционные годы, были точно так же казнены, как и остальные.
Они могли выбрать – смерть или отказ от своих убеждений. Оба варианта были плохи: при обоих Россия теряла еще одного человека, пример будущим поколениям. Так и вышло, что сели жители советского союза на «духовный паек». Откуда уж тут взяться нравственности? «У народа отняли любовь к труду. Какая же может быть нравственность, если у него из-под ног выбита основа, на которой он стоял?» - говорит
автор. Потеряны были не только духовные ценности, но и культурные: картины, иконы, архитектура…Систематически уничтожалась память о многовековой истории русского народа, а все только ради того, чтобы поровнять всех под одну гребенку, сделать людей послушными, не думающими. Автор восстает против этого. Он хочет сохранить остатки великого наследия наших предков. Он призывает к этому и читателей. А. Вознесенский. «Ров».
Центральной темой, «стержнем» поэмы является случай разорения захоронения на 10-м километре Феодосийского шоссе. Захоронение было сделано фашистами во рву во время Великой Отечественной войны, в 1941-м году. Хоронили только что убитых или полуживых жителей этой местности – крымчан и русских. Позже здесь же закапывали партизан. На основании этого случая А. Вознесенский начинает рассуждать о нравственных качествах ныне живущих
людей. Когда я читал «Ров», меня то и дело пробирала дрожь. «Ты куда ведешь, ров?» Так и встают перед глазами шоссе и черные прямоугольники только что вырытых ям. Мародеры, выкопавшие их…люди (хотя люди ли они после этого ), потерявшие память. Ту память, которая есть не психологическое, а нравственное понятие. Эти люди не помнят своих предков, положивших жизни лишь с той целью, чтобы их внуки жили счастливо.
Все мы могли оказаться на их месте, родившись лет на шестьдесят раньше. А что такое шестьдесят лет для истории? Всего одно неразличимое мгновение. Так имеем ли мы право забывать предков? Нет! Об этом в поэме «Ров» и говорит А. Вознесенский. Поэма не просто так начинается с послесловия. Это послесловие – не к поэме, а к событиям, произошедшим у
Феодосийского шоссе – к фактам мародерства. Поэма «Ров» - призыв к действию. Призыв к тому, чтобы сохранить «духовные грибницы» людей. Ради чего гробокопатели уничтожают их? Только для удовлетворения своей алчности. Но самое страшное то, что как сами мародеры, так и проезжающие мимо случайные люди относятся к этому совершенно спокойно. Им все равно, откуда достать золото, главное, чтобы за него побольше заплатили!
Вознесенский подчеркивает, что «алчи» подвержены самые разные люди: «врач московского института <…>, рабочий, подсобный рабочий, работник кинотеатра. Русские, азербайджанец, украинец, армянин. Возраст 28 – 50 лет.» И самое ужасное то, что наказание они получили незаслуженно маленькое. Даже суд подвержен разрушению моральных ценностей! «…на процессе говорили лишь о преступниках, не о
судьбе самих погребенных <…> Из этих колодцев может полезть зараза, эпидемия может сгубить край. По степи дети бегают. А эпидемия духовная?» Какой пример получают те дети, видя поруганные могилы и ненаказанных мародеров? Вознесенский говорит как о памяти, оставленной нам предками, так и о памяти, которую оставит потомкам нынешнее поколение. Память предков нужно хранить, а дела, совершаемые нынешним поколением, должны запоминаться потомкам как достойные, не в пример засорению
Байкала: …И неужели мы будем в истории – «эти, Байкал загубили которые»? <…> совесть народа должна быть чистой… Безусловно, тема памяти, рассматриваемой в моем реферате тесно связана с темой нравственности. А. Вознесенский намеренно собирает самые злые, отвратительные деяния нынешнего поколения, чтобы показать всем читателям, как ужасны «люди, потерявшие память». Заключение. В современной России есть много проблем.
Одна из них – проблема нравственности. Она неразрывно связана с памятью людей. Сейчас практически на любой стене можно найти свастику, фашистские лозунги и тому подобное. И это после того, как наши деды и прадеды положили жизнь на войне с фашизмом! Нацисты считали русских низшей расой, а сейчас русские поклоняются нацизму. Почему? Потому что не помнят, не знают истории родной страны.
В русском языке стали появляться такие новомодные слова, как менеджер, шоппинг, мерчендайзер таких примеров можно привести множество. В XIX веке в России происходил похожий процесс, показанный А.С. Грибоедовым в поэме «Горе от ума». Тогда он назывался галломанией, сегодняшнюю ситуацию можно было бы назвать англоманией. Народ в погоне за модой уже стал забывать русские слова, заменяя их иностранными? Получается, зря писала А.А. Ахматова: … Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! Получается, внуки не приняли дар предков-героев…И долг литературы сейчас – воскресить память людей о предках, их подвигах, о культуре русского народа, о его самобытности. В.А. Солоухин сказал: «Нужно вернуть людям память…»
Он говорит о том, что, запретив таких писателей, как Гумилев, Зайцев, Бердяев, Есенин, Бунин, Набоков, Булгаков и других, а также выгнав в эмиграцию практически всех представителей интеллигенции («…Россия…потеряла около 70-ти миллионов человек, не считая войны.»), власти уничтожили нравственность в людях. Были уничтожены более 90% исторических и культурных памятников. Власти начали с разрушения, не подумав о том, что будут строить на руинах. «Нас я постарше вас никогда
не учили любить, … нас учили ненавидеть врагов.» - говорит В.А. Солоухин. Такая обстановка в стране разрушила нравственность, разрушила внутреннюю культуру людей. Теперь крайне важно ее восстановить, хотя бы в будущих поколениях. Восстановить не только память, но и патриотизм. Без этого русская нация исчезнет, будет поглощена другими, растворится в них. Поэтому тема моего реферата чрезвычайно актуальна в наши дни, но я надеюсь, что
эта тема потеряет свою актуальность как можно быстрее. В этом заключается будущее русского народа. Список литературы. 1. Шанский Н. М. «О лирике А. Т. Твардовского» РЯШ №3. – 1980. 2. Паперный З. «Поэтическое слово у Твардовского» Вопросы литературы №7. – 1979. 3. Кондратович А. «Уроки Твардовского» Молодая гвардия №2 -
1979. 4. Роман-газета «Современная поэма» 21-22 (1123-1124) 1989. 5. Литература в школе 4 (июль-август) 1990 «Просвещение».
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |